Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Йога-Радж Борис Сахаров 5 страница



 

Это дыхательное упражнение приводит к особой практике, так называемому " прислушива-

 

нию к отзвуку АНАХАТА", виду ПРАТЬЯХАРЫ ЛАЙЯ-ЙОГИ. Сосредоточение мыслей явля-

 

ется главным упражнением ЛАЙЯ-ЙОГИ. Оно называется ДХАРАНА. Оно осуществляется посредством прислушивания, так как дыхание при этом инстинктивно задерживается. К этому добавляется еще созерцание света (АНАХАТА-ЧАКРЕ).

 

С точки зрения дыхательных упражнений нас интересует прежде всего, что при БХРАМАРИ-КУМБХАКА воздух вдыхается как можно дольше.

 

После описания последнего вида дыхания (КЕВАЛА-КУМБХАКА) мы покажем, почему это столь важно.

 

8. МУРЧХА (" Обморок" )

 

 

 

Предпринятая задержка дыхания направляется вместе с мышлением (МАНАС) на место между бровями, в то время как оно лишается всех чувственных предметов. Это приносящее счастье притупление (МУРЧХА) мыслительного начала. От этой связи мыслительного начала (МАНАС) и Я (АТМАН) обязательно возникает счастье.

 

 

 

Обычно смысл этого стиха передается так, что дыхание надо задерживать так долго, пока не появится чувство, что сейчас наступит обморок, и только тогда следует медленно выдыхать. Но слово " СУКХЕНА" тексте указывает ясно, что КУМБХАКА должна выполняться " приятно, без усилия и напряжения".

 

С другой стороны говорится в " ХАТХА-ЙОГЕ": " В конце вдоха делается глубокая ДЖАЛАНДХАРА-БАНДХА и медленный выдох – это есть так называемая МУРЧХА, приносящая счастье и притупление МАНАСА. "

 

От легкой задержки обморок, однако, не наступает. Следовательно, здесь должна идти речь о другой технике. Какой же? Читателю следует принять, что первый текст не упоминает о задерж-

 

ке дыхания.

 

Но точная техника находится у Патанджали. Когда он говорит о различных средствах для достижения совершенного покоя и ясности мыслительного вещества (ЧИТТА-ПРАСАДАНА), он упоминает такое средство:

 

" … или посредством (полного) выдоха и задержки дыхания. " (" ЙОГА-СУТРА" 1, 34).

 

Употребленное им слово ПРАЧЧХАРДАНА, которое приблизительно переводится как " вы-дох", означает гораздо большее, чем это: корень ПРА+ЧХАРД означает " испустить рвоту, вып-

 

люнуть, удалить из себя" и означает полный выдох, при котором удаляется даже остаточный воздух (см. описанный случай переживания Парамахамсой Йоганандой случай космического сознания, причем он имел чувство, как будто ему выкачали весь воздух из легких. См. главы 14 и 22 его " Автобиографии йогина" ).

 

 

 

8. КЕВАЛИ (" Исключительная задержка дыхания" )

 

 

 

Каждое живое существо повторяет постоянно – 21600 раз за 24 часа – так называемую АДЖАПА (" не высказанную" ) ГАЯТРИ: со звуком " ХАМ" (АТМА) выходит из тела и со звуком " САХ" снова входит в него.

 

Это сочетание " ХАМСАХ" повторяется в трех местах: в МУЛАДХАРЕ, в сердечном лотосе (АНАХАТА) и в месте соединения обеих ноздрей (АДЖНА).

 

 

 

Эти три места указывают три узла (ГХАНТХИ), где сливаются оба нервных потока – ПИНГАЛА, или СУРЬЯ-НАДИ (" ХАМ" – ШИВА, или солнечное дыхание) и ИДА, или ЧАНДРА-НАДИ (" САХ" –ШАКТИ, или лунное дыхание).

 

 

 

Тело нормальным образом длиной в 96 пальцев (6 футов). Длина выдыхаемого воздуха равна 12 пальцам (9 дюймов). При пении она равна 16 пальцам ( 1 фут), при еде – 20 пальцам (15 дюймов), при ходьбе – 24 пальцам (18 дюймов), при сне – 30 пальцев (23, 5 дюйма), при половом сношении – 36 пальцев (27 дюймов) и при физическом напряжении еще больше, чем это.

 

 

 

Здесь длина выдоха, очевидно, означает силу, с которой выдох происходит при различной те-

 

лесной деятельности. Сила указывает на степень внутреннего возбуждения. Каждый из нас знает, что первой непосредственной реакцией еа все, что вызывает гнев, возмущение и т. п., яв-

 

ляется более или менее сильный выдох; точно так же, как и при радости, неожиданности и т. п., производится быстрый вдох. Выдох, далее, производится после каждого телесного напряжения, упражнения и т. д., подобно тому, что происходит во время сна.

 

Этот сильный выдох, в большей степени, чем связанное телесное и душевное напряжение, оз-

 

начает потерю нервной силы.

 

При уменьшении длины естественного выдоха увеличивается продолжительность жизни, но если эта норма будет превзойдена, то продолжительность жизни уменьшится.

 

Нормальное дыхание означает 12 длин пальцев (9 дюймов) при вдохе и столько же при выдо-

 

хе. Но как только осуществляется телесная или духовная деятельность, пусть хотя бы сон, при котором выдох становится заметно более длинным, чем вдох, тело выходит из равновесия и ды-шит более или менее сильно, теряет нервную силу и вредит себе в продолжительности жизни.

 

 

 

Нока ПРАНА пребывает в теле, не существует смерти. При соединении тела с воздухом воз-

 

никает КЕВАЛА-КУМБХАКА, если полная длина воздуха удерживается в теле без того, чтобы выпустить часть этого воздуха.

 

При КЕВАЛИ можно задерживать дыхание в легких с воздухом и без него.

 

Каждое живое существо (ДЖИВА) повторяет, не считая и без понимания установленное число этих АДЖАПА-МАНТР.

 

Поэтому эта КЕВАЛА-КУМБХАКА должна выполняться людьми правильным образом. Ког-

 

да КЕВАЛИ усвоена в некотором множестве АДЖАПА, то она называется УНМАНИ (возвы-

 

шение мыслительного начала (МАНАС), см. выше).

 

 

 

Другое чтение: " Так как КЕВАЛИ, которая производится при некотором множестве АДЖАПА двукратна, то она становится УНМАНИ".

 

Посредством удвоения числа АДЖАПА, т. е. при 30 дыханий (вместо 15) в минуту, должно, что вытекает из перевода, достигаться состояние УНМАНИ.

 

Если учесть слова ДВИГУНА и САМБХЬЯ, то слово АДЖАПАСАМКХЬЯ надо читать как ТАТПУРУША (составное слово, в котором первая часть определяет вторую). Но, если – что так же правильно – оно относится к КЕВАЛИ, то оно становится БАХУВРИДХИ (другой тип сос-

 

тавного слова).

 

Мы рассматриваем это значение искажения правильной взаимосвязи – было бы слишком лег-

 

ко достигнуть состояния УНМАНИ, которое мудрец Гхеранда постоянно сравнивает с САМАД-

 

ХИ, но посредством этого механического удвоения числа дыханий достигается ли это? Здесь, очевидно, следует искать более глубокое значение, которое одновременно открывает всю тайну дыхательной техники (ПРАНАЯМЫ).

 

 

 

Вдыхая воздух через обе ноздри, выполни КЕВАЛА-КУМБХАКУ – полную задержку дыхания. В первый день, начиная, задержи воздух вплоть до 64 (единиц). Делай КЕВАЛИ один раз в каж-дую ЯМУ (3 часа) или 5 раз в день, как я тебе скажу.

 

Утром, в полдень, вечером, в полночь и в последнюю четверть (ночи). Или делай ее три раза в день в каждую САНДХЬЯ (утром, в полдень, вечером).

 

Удлинняй ежедневно продолжительность АДЖАПА от 1 до 15, пока не будет достигнуто совершенство (СИДДХИ).

 

Знаток ЙОГИ обозначает тогда эту ПРАНАЯМУ как КЕВАЛИ.

 

 

 

Дыхательные упражнения, выполненные в определенной последовательности, представляют собой одно упражнение. Конечно, читатель уже сделал предположение, что под ПРАНАЯМОЙ понимается нечто гораздо более важное и необходимое, чем только вдохи и задержки дыхания.

 

Что такое ПРАНАЯМА?

 

Это слово состоит из слов ПРАНА и АЙАМА (не ЯМА, как многие думают). ПРАНА есть

 

космическая энергия, из многих форм которой, только одна обуславливает дыхание в теле каждого живого существа.

 

Слово АЙАМА происходит от глагола А+ЙАМ, который означает " растягивать", " расши-рять", " тянуть", " удлиннять" и т. д. Слово АЙАМА означает " напряжение", " протяжение", " длина (пространственная и временная)". Классический индийский словарь Амарокоша дает значение слова АЙАМА как ДАТРИГХЬЯНА (" длина" ), АРОХАХ (" возвышение" ), ПРАТНАХО (" объем" ), ВАШАЛАТА (" дальность" ).

 

Следовательно, ПРАНАЯМА должна означать " удлинение и растягивания процесса дыха-ния", а вовсе не контроль над дыханием, в обычном смысле!

 

Длина вдоха должна быть той же самой, что и длина выдоха, чтобы избежать потери энер-

 

гии (ПРАНЫ).

 

Это правило указывает на важнейшее дыхательное упражнение – ритмическое (маятнико-образное) дыхание, при котором продолжительность вдоха и выдоха остается в точности оди-

 

наковой. Этот способ дыхания – он называется ТАЛА-ЙУКТА (1) (" связанный с ритмом" ) – должен применяться в любом случае жизни: при работе, еде, питье, сне и т. д., он должен войти упражняющемуся в плоть и в кровь – тогда он сможет при каждой потере ПРАНЫ вновь вос-

 

станавливать равновесие. Точно также как НАБХА МУДРА имеет преимущество перед всеми другими МУДРАМИ, потому что она может выполняться постоянно, по крайней мере в качест-ве сосредоточения мыслей – так обстоит дело с ТАЛА-ЙУКТА.

 

Но растягивание или удлинение процесса дыхания затем уже недостаточно для дальнейшего – сначала тело должно быть закалено против голода, жажды, жары и холода, ядовитых веществ и т. д., и тем самым подготовлено для дальнейших дыхательных упражнений. Поэтому на следую-

 

щей стадии выполняется СИТАЛИ (2), соответствующее аналогичному упражнению среди МУДР – КАКИ МУДРА.

 

Следующее очевидное удлинение процесса дыхания дается посредством СУРЬЯБХЕДА (3), потому что требуемая там степень, при которой появляется пот, может быть достигнута только при повторных и систематически выполняемых продолжительных вдохах и выдохах. Эта СУРЬЯБХЕДА является дальнейшим развитием очищения нервов (НАДИ-САДХАНА), хотя последняя должна выполняться в обоих направлениях (вдыхая вправо и влево). Это дыхатель-ное упражнение очищает черепную коробку (КАПАЛА, лобная область), даже когда, вследствие

 

любого дыхания, одна ноздря заложена, то посредством практикования СУРЬЯБХЕДА, обе ноз-

 

дри освобождаются.

 

Дальнейшим последствием является удаление некоторых червей в пищеварительном канале – безусловная предпосылка для дыхательных упражнений. Не в последнюю очередь СУРЬЯ-БХЕДА вызывает пробуждение КУНДАЛИНИ, что является целью дыхательных упражнений.

 

Расширением СУРЬЯБХЕДА является САХИТА (4), которая также называется СУКХА-ПУРВАК (точнее говоря, все дыхательные упражнения называются " САХИТА", т. е. " связанные со вдохом и выдохом": САХА – " вместе", ИТА – " шедший", в противоположность КЕВАЛИ – " только задержка дыхания" ). Воздух теперь будет вдыхаться и выдыхаться по всем направлени-ям. Говоря по другому, он будет вдыхаться постоянно через одну и ту же ноздрю, через кото-рую он только что был выдохнут, но выдыхаться он будет постоянно не через ту ноздрю, через которую он был вдохнут.

 

Для чего это необходимо? В своем комментарии к " АНАНДАЛАХАРИ" пандит Р. Ананта Шастри говорит: " Солнце и Луна, точно так же, как постоянно в макрокосмосе, движутся посто-

 

янно в микрокосмосе через ИДУ и ПИНГАЛУ, днем и ночью. Луна, которая всегда идет через левую НАДИ (ИДА), увлажняет все тело нектаром. Солнце, которое идет через правую НАДИ (ПИНГАЛА), высушивает тело, пропитанное нектаром. Когда йогин, мыслительное начало ко-

 

торого находится под контролем, имеет возможность ограничить Луну и Солнце их собствен-ными местами, и если они так ограничены, то Луна не может изливать свой нектар и Солнце не может его высушить.

 

Если, далее, место нектара при помощи ВАЙЮ высушивается, то пробуждается КУНДАЛИ-НИ, вследствие недостатка дыхания, и шипит, подобно змее. Затем, пронизывая три узла, она бежит к САХАСРАРЕ и кусает ЧАНДРУ (Луну) в середине САХАСРАРЫ. Затем начинает струиться нектар и орошает (другую) окрестность ЧАНДРЫ в АДЖНА-ЧАКРЕ. Из последней теперь все тело будет орошено нектаром. "

 

Какой бы фантастической не показалась эта мистическая теория просвещенному читателю се-

 

годняшнего дня, она, однако, основана на фактах, которые раньше или позже может доказать себе каждый занимающийся. Например, что левая и правая сторона тела находятся под влия-нием Солнца и Луны. Несомненно, каждый человек, даже без упражнений в ЙОГЕ, немедленно может установить, что его дыхание всегда свободнее через одну ноздрю, чем через другую, при-

 

чем другая ноздря кажется более или менее " заложенной".

 

Но это не следует объяснять никакими заболеваниями, насморком или чем-либо подобным, потому что уже через два часа соотношение станет обратным – по-видимому закупоренная ноздря снова свободна, а другая " свободная", напротив, закупорена. Это соотношение регулярно сменяется через два часа, начиная с восхода Солнца, и указывает на состояние тела, зависящего от вечной смены солнечного и лунного дыхания (положительного и отрицательного магнетичес-

 

кого потока). Чтобы уравновесить оба эти потока по отношению друг к другу и поддерживать тем самым тело в абсолютном здоровье, или вместо того, чтобы позволить потоку ПРАНЫ идти влево или вправо, войти в средний канал (СУШУМНА, в спинном мозгу), надо постоянно уп-ражняться в этой САХИТА или СУКХА-ПУРВАКА, и медленно, представляя себе, что вдыха-емый поток не идет только через соответсвующую ноздрю, но идет через все тело, а главным образом, вдоль спинного мозга вплоть до копчика (МУЛАДХАРА), откуда (при задержке дыха-

 

ния) он входит в средний канал и (при выдохе) поднимается вверх.

 

Остальные темпы следует упорядочить согласно определенному ритму, и именно, в отноше-нии: 1 (вдох), 4 (задержка), 2 (выдох), который всегда следует сохранять. После достаточной практики эти числа, без изменения их соотношения, постепенно увеличиваются. Однако, здесь не сам ритм как таковой играет важнейшую роль, потому что под ритмом понимают равномер-ное повторение одного и того же напряжения. Следовательно, должно иметь место одного и того же перерыва, одно и то же силовое действие, что однако, не имеет место в данном случае. Если мы сравним времена (темпы), в течение которых легкие наполнены (КУМБХАКА, или за-держка дыхания) с временами вдоха и выдоха, то мы получим следующее соотношение:

 

4 (с воздухом): 3 (вдох и выдох).

 

Правильная последовательность получается только тогда, есди мы еще вставим один темп. Например: 16 (вдох): 64 (задержка): 32 (выдох): 16 (с пустыми лёгкими) и т. д., что, однако, не предписано.

 

Следовательно, это не является ритмом, это, очевидно, растяжение или удлинение дыхатель-ного процесса, как уже было установлено. Это растяжение предпринимается отныне с двумя це-

 

лями: удлинение задержки дыхания с воздухом и без него.

 

С воздухом: вдох – 16 МАТР, задержка – 64, выдох – 32.

 

Без воздуха: вдох – 16, выдох – 32, задержка – 64 и т. д.

 

В литературе этот второй вид (задержка дыхания без воздуха) только упоминается без даль-нейших подробностей в " РАДЖА-ЙОГЕ" Свами Вивекананды и в " КУНДАЛИНИ-ЙОГЕ" Сва-ми Нарайананды, как и в " ПРАНАЯМЕ" Свами Шивананды Сарасвати. Однако, это разделение процесса дыхания с целью удлинения КУМБХАКИ, является настоящей тайной всей техники дыхания.

 

Так же и Патанджали в своей " ЙОГА-СУТРЕ" определяет ПРАНАЯМУ как разделение про-цесса вдоха и выдоха.

 

Мы обращаем на это внимание читателя, что употребленное здесь слово ВИЧХЕДАХ в пер-

 

вой строке означает " расщепление, разрубливание, просверливание, разделение на части, разде-

 

ление на части, разъединение, разбирание" и только в седьмом значении " уничтожение, прекра-

 

щение" (как это обычно переводится, причем в последнем смысле растяжение полностью теря-

 

ется).

 

Разделение вдоха и выдоха выступает лишь в качестве указания в этой САХИТА, но впослед-них трёх видах дыхания оно специально развивается.

 

Ближайший шаг – пробуждение КУНДАЛИНИ – вводится посредством УДДЖАЙИ (5), при котором как можно более удлинение вдоха (тесно связанное с этим сосредоточение мыслей) иг-

 

рает наибольшую роль. КУНДАЛИНИ пробуждается посредством остроконечного пламени УДДИЯНА-БАНДХА.

 

Чтобы освоить путь для этого пламени через три узла, вместе с УДДЖАЙИ еще тщательно выполняется трехкратная БХАСТРИКА (6) и именно с концентрацией (во время задержки дыха-

 

ния) на каждом из этих узлов – в МУЛАДХАРА (собственно, на сильно выдающимся позвонке между кресцовой и копчиковой костями), в области между МАНИПУРА и АНАХАТА (на вы-соте солнечного сплетения, где у каждого занимающегося ЙОГОЙ имеется заметное утолщение позвоночника) и между ВИШУДДХА и АДЖНА (утолщение шейного позвонка). Вместе с УДДЖАЙИ, кроме того, производится, так называемая, БАНДХА ТРАЙЯ (трехкратное замыка-

 

ние): при вдохе выполняется МУЛА-БАНДХА, при задержке дыхания еще ДЖАЛАНДХАРА-БАНДХА и после выдоха все три – МУЛА, ДЖАЛАНДХАРА и УДДИЯНА.

 

В качестве первого признака и успеха ощущается сильный жар, как будто от расплавленного и находящегося в позвоночнике металла. Этот жар охватывает также все тело и поднимается, в особенности посредством повторяющейся БХАСТРИКИ, и позже посредством только одного сосредоточения мыслей, но может как бы исходить из отдельных ЧАКР, которые ощущаются как центры концентрации. Жар – тибетские монахи называют его ТУММО (психическое теп-

 

ло) – вызывает созерцание цветков лотоса (ЧАКР), которые нормальным образом только после, примерно, одного миллиона лет достигли бы необходимого развития, чтобы дать возможность духовным потокам, осуществляющим мистическое соединение с Богом, произойти без вреда.

 

В ноябре 1943 года, после того, как дома одного квартала в следствие зажигательных бомб, сброшенных с самолетов во время воздушных налётов, стояли в бушующем пламени примерно 36 часов, в их непосредственной близости полностью расцвели каштаны и кусты сирени (явле-ние, которое в природе потребовало бы несколько недель нормального весеннего солнца! ).

 

Перейдем теперь к следующему дыхательному упражнению нашей последовательности – к БХРАМАРИ (7). Набранный посредством УДДЖАЙИ в лёгкие вдох, переходит теперь в новую стадию. Вместо глубокой концентрации мыслей, которая характеризует этот способ дыхания, вдох постепенно и автоматически переходит в задержку дыхания – она удлиняется так, что пауза (с воздухом в лёгких) наступает сама собой и сохраняется некоторое время. Это уже при-

 

надлежит к ЛАЙЯ-ЙОГЕ, как особая практика " прислушивания к звуку АНАХАТА".

 

С точки зрения дыхания, этот вдох автоматически переходящий в задержку дыхания, состав-

 

ляет первую часть КЕВАЛИ, которая принадлежит к РАДЖА-ЙОГЕ. Вторая часть есть, следо-

 

вательно, МУРЧХА (8), для которой, наоборот, характерен выдох, переходящий в заключитель-

 

ную паузу без воздуха в лёгких. " Обморок" состоит в этом отношении только в притуплении чувств посредством поднимающегося и теряющегося в КУМБХАКЕ (без воздуха в лёгких) вы-

 

дохе.

 

Каждый, кто подвергался наркозу, знает, что под действием анестезирующих средств, его те-ло дольше вдыхает и выдыхает.

 

Также и обратно – чтобы ввести себя в состояние анестезии, освободить свое сознание от впе-

 

чатлений органов чувств, достаточно постоянно удлинять выдох, пока остаточный воздух, кото-

 

рый, подобно зверю, вцепится в тело, из-за страха перед этим непревычным " обмороком" так же не будет выдохнут. Тогда астральное тело выходит из физического и наступает " экстаз".

 

Если вдох, растянутый до КУМБХАКИ (с воздухом в лёгких), является характерным призна-ком концентрации, то выдох, переходящий в КУМБХАКУ (без воздуха в лёгких), есть признак медитации. Эти два упражнения, ведущие к экстазу (САМАДХИ), образуют вместе высшую ступень духовного упражнения, так называемую САМЬЯМА, характерную для РАДЖА-ЙОГИ и достигаемую посредством последнего и самого высшего вида дыхания – КЕВАЛА-КУМБХАКА (9), или просто КЕВАЛИ.

 

В нем содержится наибольшая тайна индийской техники дыхания, которая находит в " БХА-

 

ГАВАД-ГИТЕ" своё наиболее точное описание: " Так приносят жертву также другие, высочай-шей целью которых является удлинение дыхания (ПРАНАЯМА), которая, заключая токи ПРА-

 

НЫ и АПАНЫ, ПРАНЫ в АПАНЕ и АПАНЫ в ПРАНЕ. "

 

Шри Шанкара комментирует этот стих следующим образом: " Жертвовать ПРАНУ в АПАНЕ означает ПУРАКА-ПРАНАЯМУ (удлинение вдоха), жертвовать АПАНУ в ПРАНЕ означает РЕЧАКА-ПРАНАЯМУ (удлинение выдоха). Поток ПРАНЫ исходит изо рта и носа, поток АПА-

 

ны идет в противоположном направлении (вниз). Эти оба потока, заключенные друг в друге, имеют целью КУМБХАКУ-ПРАНАЯМУ (удлинение задержки дыхания). "

 

Вот что говорит Патанджали: " Четвертый вид дыхания (т. е. КЕВАЛИ) есть тот, который об-ласть вдоха и выдохаимеет перед глазами. " (" ЙОГА-СУТРА", II, 51).

 

В то время, как большая часть книг слово " АКШЕПИ" шаблонно переводит " переход за", оно происходит от глагола " А-КШИП", чье главное значение есть " отбрасывать, бросать (взгляд)", и означает " имея перед глазами"!

 

Из этого значения вытекает однозначно техника КЕВАЛИ которую Парамахамса Йогананда описывает так: " Пусть вами осознается вдох и выдох:

 

а) Когда вы это выполняете, не делайте принужденным ни вдох, ни выдох. Дышите естествен-но, только наблюдайте процесс вдоха и выдоха, повторяя при этом мысленно ХАМ и СА. Когда дыхание прекратится само собой, в лёгких или снаружи, подождите, пока оно снова не польется само собой.

 

б) Обратите внимание на то, что целью этого упражнения является естественным образом уд-

 

линять паузы, когда нет течения дыхания. Когда дыхание само собой входит и не сразу выхо-дит, подождите и насладитесь состоянием бездыханности. Когда дыхание снова выходит, ска-

 

жите мысленно СА… Когда дыхание вытекает и прекращается, подождите и насладитесь этим состоянием, пока дыхание не захочет снова втекать.

 

в) Сосредоточте ваше внимание на паузе, когда прекращается дыхание, не вызывая насильст-

 

венно это бездыханное состояние.

 

г) Посредством наблюдения за процессом дыхания, отделите ваше Я от него и узнайте, что те-

 

ло только частично существует посредством дыхания.

 

Целью этого упражнения является не только контроль над ритмом пульса, но также и дыха-ние и сердечная деятельность, чтобы обратить внимание на Бога и наслаждаться экстазом, кото-

 

рый возникает посредством единения с Ним. "

 

Непосредственным следствием этого наблюдения за процессом дыхания, которому учил уже Будда, является овладение сердцебиением, которое по желанию убыстряется, замедляется и мо-жет быть совсем (временно, конечно)проводится в неподвижном состоянии. Другим и гораздо более важным следствием является овладение деятельностью чувств, отделение сознания от чувственных объектов (ПРАТЬЯХАРА).

 

Парамахамса Йогананда говорит далее: " Успокоение сердца выключает энергию пяти теле-фонных чувств: осязания, обоняния, вкуса, слуха и зрения, потому что сердце является вторым распределительным щитом (главным распределительным щитом является продолговатый мозг –

 

медулла). Когда сознание и жизненная энергия отделены от пяти телефонных центров чувств, то восприятие зрения, слуха и т. д., больше не достигает мозга по нервным проводам, но когда прекращается регистрация чувственных ощущений в мозгу, то выключают такжа представление и обусловленное им образование идей. Тогда сознание и внимательность свободны, чтобы со-

 

зерцать какой-либо определенный предмет или же созерцать Бога. "

 

Это наилучшее и самое точное описание процесса ПРАТЬЯХАРЫ, которое было опубликова-

 

но до сих пор. Эта способность является, поэтому, естественным следствием упражнения КЕ-ВАЛИ.

 

Простейший метод упражнения в КЕВАЛИ состоит в стремлении при наблюдении за процес-

 

сом дыхания, стереть границы между вдохом и выдохом – вдох становится таким долгим и продолжительным, что без какой-либо паузы переходит в выдох и обратно. На первый взгляд это кажется выключением пауз, но в действительности эти паузы как раз существуют, потому что дыхание, вследствие этого наблюдения, становится все более медленным.

 

Так возникает первая стадия КЕВАЛИ – непрерывное дыхание, которое практически равно более долгому, безграничному задерживанию дыхания (с воздухом в лёгких) – лёгкие постоянно

 

наполнены воздухом (на санскрите это называется КУМБХА), и только иногда производится выдох, чтобы снова ввести туда новый воздух. Этот вид дыхания является постоянным спутни-ком концентрации мыслей (ДХАРАНА – и наоборот, когда наступает непрерывное дыхание, то концентрация происходит сама собой).

 

При дальнейшем упражнении в этой КЕВАЛИ возникает сама собой и при этом совсем вне-

 

запно вторая фаза – оно становится незаметным. Если лёгкие до сих пор были наполнены воз-

 

духом, то теперь с каждым разом они становятся все более пустыми, пока дыхание не прекра-

 

тится и не наступит перевес паузы без воздуха в лёгких – тело станет " связанным посредством воздуха". Теперь мы понимаем, что означает связывания тела воздухом и что это связывание ни в наличие воздуха в теле, ни в наличии воздуха вне тела.

 

Эта вторая часть КЕВАЛИ – незаметное дыхание (задержка дыхания без воздуха в лёгких), которая всегда следует за первой, сопровождает медитацию (ДХЬЯНУ) и соответственно ведет к ней автоматически. Когда при этом воздух полностью выходит, наступает экстаз (САМАД-ХИ), как высшее исполнение медитации.

 

Так совершается с точки зрения техники дыхания САМЬЯМА (концентрация+медитация+

 

экстаз) – возвышенное и совершенное оружие РАДЖА-ЙОГИ, венца ЙОГИ.

 

Этот экстаз (в переводе с греческого это слово это слово происходит от " эксистеми" ) означа-

 

ет " вывести личность из чувств, называется также УНМАНИ (" возвышенное состояние мышле-

 

ния" ). Из сказанного следует, что не увеличение числа АДЖАПА (от 15 до 30 дыханий в мину-ту), а достижение второй ступени КЕВАЛИ, т. е. удвоение последней. Это и приводит к УНМА-

 

НИ.

 

 

 

ТРЕТЬЕ НАСТАВЛЕНИЕ

 

 

 

ПРАТЬЯХАРА

 

 

 

Гхеранда сказал:

 

Теперь я тебе расскажу о великом отключении чувств (ПРАТЬЯХАРА). Посредством знания последней будут уничтожены враги, такие как любовное стремление (КАМА) и тому подоб-ные.

 

Как только мыслительное начало (МАНАС), который непостоянен и склонен к странствова-

 

нию, выходит (через врата чувств), ты должен его обуздывать и приводить под контроль Я (АТМА).

 

 

 

Этот и последующие стихи показывают сущность ПРАТЬЯХАРЫ, т. е. отвлечения мысли-

 

тельного начала от чувственных объектов. Согласно учению ВЕДАНТЫ, сознание, при каждом чувственном восприятии, выходит наружу через ворота соответствующего органа и принимает форму воспринимаемого объекта.

 

Отвлечение этого МАНАСА от чувственного объекта и возвращение МАНАСА под власть Я называется ПРАТЬЯХАРА – " оттягивание назад" (" ХАРА" – " оттягивание", " ПРАТЬЯ" – " назад" ).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.