Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Йога-Радж Борис Сахаров 4 страница



 

жны быть сильными. Это упражнение устраняет заболевания слизистой оболочки.

 

Обеими ноздрями втяни воду и выплюнь её наружу через рот. Посредством такого постоян-

 

ного питья ты устранишь заболевания слизистой оболочки носа.

 

Со звуком " сит" втяни воду через рот и выпусти её через обе ноздри. Это упражнение сдела-

 

ет тебя равным Вамадеве. Тебя не постигнут ни старость, ни лихорадка. Заболевания слизи исчезнут и твое тело станет подвластным твоей воле.

 

 

Первое из эти упражнений всегда делается попеременно – один раз вдыхать левой ноздрёй и выдыхать через правую, затем наоборот, и т. д. Это является подготовкой к дыхательным уп-

 

ражнениям и является первой ступенью очищения НАДИ.

 

Под этим термином в ЙОГЕ грубоматериально подразумевают каналы тела – они могут быть как кишками (прямая кишка), так и жилы, а также нервы. С тонкоматериальной точки зрения это астральные пути для космической энергии (ПРАНЫ) и даже когда в стихах слово " НАДИ" относится к ноздрям, собственно говоря, подразумевается астральный поток, который берет на-

 

чало в одной из ноздрей (для каждой ноздри свой поток). Затем эти потоки идут через соответ-

 

ствующую сторону тела, но главным образом вдоль соответствующей стороны спинного мозга.

 

Оба упражнения втягивания в себя воды иногда даются в качестве принадлежащими НЕТИ. Они очень действенны и помогают даже при хронических катарах лобных пазух. Надо только очень осторожно начинать их. Лучше всего для этой цели налить немного воды в ладонь, зажать другой ноздрю и втянуть самое большое 2-3 капли воды в нос (но не втягивать их глубоко! ). За-

 

тем зажмите обе ноздри и подождите, смотря вверх, пока вода не пройдет сквозь поверхность слизистой оболочки носа. Затем разожмите ноздри. Вода должна быть немного подсоленой и теплой. Постепенно к этому привыкают и уже можно применять более холодную воду без до-

 

бавления соли и в большем количестве, пока мы не сможем одновременно втягивать воду через обе ноздри.

 

При обратной последовательности (изо рта в нос) требуется несколько больше тренировки. Следует, набрав полный рот воды, произвести выдох через нос. В обоих случаях надо предва-

 

рительно вдохнуть, чтобы иметь достаточно воздуха в легких, в противном случае немного во-

 

ды может попасть в дыхательные пути и вызвать тем самым ненужные трудности. При втором из этих упражнений следует держать голову несколько наклоненной вперед.

 

 

 

Если вы овладеете обоими этими упражнениями или по крайней мере первым из них, то вы можете быть уверены, что насморк, сенная лихорадка и т. д., исчезли для вас навсегда.

 

Итак, несомненно, что все очистительные упражнения этой главы с гигиенической и профи-

 

лактической точки зрения очень полезны. Но мы воздержимся от утверждения, что они прогоня-

 

ют старость и тем более смерть. Самое большее, они могут устранить факторы, которые укора-

 

чивают жизнь. Но то, что в этом направлении совершают йогины, основано на других методах.

 

 

 

КАПАЛАРАНДХРА-ДХАУТИ (" Массаж лобных пазух" )

 

 

 

Большим пальцем правой руки три пазуху около лба. Посредством этого упражнения удаля-

 

ется слизь.

 

НАДИ очищаются и возникает божественное зрение. Это должно выполняться ежедневно после еды и в конце дня.

 

 

 

Мы не собираемся обсуждать это утверждение, но, однако, считаем, что его надо понимать по другому. " Слизь", очевидно, имеет тонкоматериальную природу и покрывает определенный центр ясновидения, который посредством этого массажа, а скорее посредством магнетического воздействия, должен быть освобожден от этого покрова.

 

Существует метод магнетического воздействия, который приводит к пробуждению этот центр. Одна из тонкостей при этом состоит в положении рук, которое применяется следующим образом: кладут на лоб подопытного два больших пальца выше бровей, как если бы пальцы об-

 

разовывали вторую пару бровей повыше настоящих, и трут лоб большими пальцами от середи-

 

ны лба вдоль бровей. Остальные пальцы растопырены по боковым сторонам головы, так что мизинцы лежат под ушными отверстиями.

 

Если подопытное существо достаточно сенситивно, то оно (в случае если оно подверглось магнетизации) получает ясновидение.

 

Если желательно испытывать это на себе, то положите кисти крест накрест (ради магнети-

 

ческой поляризации) – несколько затруднительная, но зато верно действующая процедура, кото-

 

рая при голвных болях даёт немедленное облегчение.

 

 

 

ТРАТАКА (" Фиксирование взгляда" )

 

 

 

Не мигая, не закрывая глаз, смотри на маленькую точку, пока не потекут слёзы. Мудрецы называют это ТРАТАКА.

 

Посредством этого упражнения несомненно достигается САМБХАВИ МУДРА. Исчезают болезни глаз и достигается божественная способность зрения.

 

 

 

Смысл этой ТРАТАКА не состоит в укреплении глаз, как многократно указывалось, и прида-

 

нии им ясновидческих или магнетических сил. Если отвлечься от более или менее выраженного магнетического (гипнотического) действия, то взгляд не имеет в себе никакой " магической" си-

 

лы, он является лишь путем для выражения воли, которая происходит из определенного центра (АДЖНА или САХАСРАРА) и который действительно обладает этой магической силой.

 

Упражнение в ТРАТАКЕ имеет совсем другую, к сожалению менее известную и поэтому ме-нее оцененную определенную задачу –укрепить взгляд.

 

Что это означает?

 

Посмотрите в течение нескольких секунд на какой-либо предмет. Вы сейчас же обнаружите, что ваш взгляд не постоянен и скользит от одной точки к другой. Вследствие раздражения сет-

 

чатки при фиксировании взгляда, скольжение каждый раз оставляет легкий " нимб", след пред-

 

мета в воздухе при каждом переводе взгляда к ближайшей точке.

 

Теперь сделайте другой опыт. При фиксировании предмета подумайте о чем-либо и вы откро-ете, что ваше мышление каждый раз прерывается как только ваш взгляд прерывается, делает " прыжки в сторону". Теперь нам становится смысл ТРАТАКИ – это упражнение должно сооб-щить нам способность не воспрепятствовать концентрации мысли этим мерцающим взглядом. Другими словами – посредством ТРАТАКИ взгляд должен потерять свое " мерцание".

 

И как это достигается?

 

Не при помощи прямого глядения на точки в течение минут и часов, что часто выдается за ис-

 

тинную технику!

 

Свами Абхайананда, например, рекомендует выполнять такое смотрение (на нарисованный солнечный диск со знаком ОМ) в течение времени, не превышающего одного часа. Через шесть месяцев взгляд, а вместе с ним и мышление должны " раствориться", естественным следствием чего будет состояние НИРВИКАЛЬПА-САМАДХИ (высшая ступень ЙОГИ). А бедные жители Земли должны потратить по крайней мере миллион лет своего нормального развития, пока они достигнут такого состояния! …

 

Но они не могут успокоиться, потому что так быстро и так просто его не могут достигнуть даже йогины.

 

Но вернемся к нашей ТРАТАКЕ. Это свойство взгляда используется теперь таким образом, что отныне вы сами можете определять движение взгляда. Это можно делать двояким образом: либо предоставить взгляду блуждать, не влияя на него в течение даже одного мгновения, но это очень трудно, потому что ваш взгляд постоянно то и дело ускользает от вас, и этим вся ваша ра-

 

бота сводится на нет; или же рассматривая картину на основании главного правила, останавли-

 

вайтесь на каждой детали так долго, пока взгляд не ускользая от этой детали, может выдержать, и затем переходит к другой части произвольно или намеренно, к другой детали, прежде чем взгляд в его фиксировании не прекращается помимо нашей воли. Когда упражняющийся пре-

 

доставляет взгляду перепрыгивать от одной детали к другой, он портит работу и все предприня-тое им оказывается бесцельным и является лишь потерей времени.

 

Но эта ТРАТАКА преследует также и другую цель и – хотя это в другом месте нигде не объяснено – является причиной целительного действия упражнения на глаза, обстоятельство ко-

 

торое по всей вероятности вызвало то, что это упражнение заслужило похвалу за достижение посредством его " божественной" способности зрения.

 

Посредством более продолжительной способности фиксирования взгляда и соответственно сознательного устремления взгляда на рассматриваемый предмет, взгляд приобретает склон-ность " расплываться". Значение этого факта для дальнейшего течения упражнения мы сейчас объясним. Посмотрите обычным образом перед собой, но " пристально" и снова подумайте при этом о чем-либо. Этот ход мыслей прерывается при каждом прерывании взгляда. Теперь пос-

 

мотрите " расплывчато", т. е. сквозь предмет, как если бы глаза были устремлены в бесконеч-ность. Этот вид совершенно не мешает ходу мысли, даже если вы будете " скользить" вокруг этим расплывчатым взглядом!

 

Когда взгляд устремлен в бесконечность, то хрусталик и связанные с ним мышцы расслабле-ны. Общеизвестен зоркий взгляд горцев и моряков дальнего плавания именно из-за постоянной устремленности взгляда вдаль и вызваное, в связи с этим, расфиксирование глаз. Когда ваши глаза устанут после долгого смотрения, то попробуйте на несколько секунд этот взгляд рас-плывчатого смотрения, и вы сейчас же оцените благотворный эффект этого упражнения.

 

Многолетнее перенапряжение глаз при чтении, ручных работах и тому подобное воздействие на аксомодацию хрусталика в такой мере, что со временем станет необходимым ношение очков. Здесь упражнение в ТРАТАКЕ много может помочь, даже если оно не устраняет все заболева-ния глаз как это часто утверждается.

 

Во-вторых, эта расплывчатость взгляда известным образом является переходом к более высо-кой ступени ТРАТАКИ, как скорее переходом к САМБХАВИ МУДРА. Не следует упражняться до тех пор, пока потекут слезы. Совершенно достаточно, если при закрывании появится чувство давления поверх нёба. Это чувство возникает даже при включении " расплывчатого" взгляда, хо-

 

тя и значитально слабее. Как мы видим, ТРАТАКА тем самым достигла своей цели – закройте глаза, это уже является САМБХАВИ МУДРОЙ. Твердый взгляд является следствием концен-трации, а не наоборот.

 

Тем самым твердый взгляд без мигания зависит от степени концентрации. Если вы овладели концентрацией мысли, то взгляд без мигания приходит сам собой.

 

 

НАДИ-СУДДХИ (" Очищение нервов" )

 

 

 

Сидя на шерстяном платке, который положен на шкуру антилопы, шкуру тигра или на тра-

 

ву куша, и на земляную насыпь, с лицом обращенным на восток или на север и после очищения НАДИ, должен ты упражняться в ПРАНАЯМЕ.

 

Чандакапали сказал:

 

Как делают очищение НАДИ и что это такое? Об этом хотел бы я слышать, расскажи мне это, о ты, Глубина Сострадания!

 

Гхеранда сказал:

 

Воздух не проходит через НАДИ когда они полны нечистот. Как можно иметь успех в ПРА-

 

НАЯМЕ, как можно постигнуть познание истины (ТАТТВА-ДЖНЯНА)? Поэтому надлежит вначале упражняться в очищении НАДИ и лишь потом в ПРАНАЯМЕ.

 

Существует два способа очищения НАДИ – САМАНУ (с МАНТРОЙ) и НИРМАНУ (без МАН-

 

ТРЫ). САМАНУ осуществляется с БИДЖА (буквенной МАНТРОЙ). НИРМАНУ – посредством ДХАУТИ (очистительных упражнений).

 

Очистительные упражнения (ДХАУТИ) были упомянуты раньше, при описании очиститель-

 

ных действий. Слушай теперь об очищении НАДИ с МАНТРОЙ, о Чанда!

 

Сидя в ПАДМАСАНЕ на своём сидении, йогин должен прежде всегоотдать почтение своему Гуру так, как его наставил учитель, и затем выполнить очищение НАДИ для достижения ПРАНАЯМЫ.

 

Мудрый йогин, медитируя о ВАЙЮ-БИДЖА, который походит на дым и лучист, дышит че-

 

рез ЧАНДРА-НАДИ (левую ноздрю) при 16-кратном повторении БИДЖА.

 

Затем он задерживает дыхание при 64-кратном повторении БИДЖА и выпускает дыхание через СУРЬЯ-НАДИ (правую ноздрю) при 32-кратном повторении БИДЖА.

 

Затем, вызывая огонь (ТЕДЖАС-ТАТТВА) у основания (корня) пупа, медитирует он в связи последнего с землей (ПРИТХИВИ-ТАТТВА), в то время как он при 16-кратном повторении АГНИ (огонь)-БИДЖА, вдахает через СУРЬЯ-НАДИ.

 

При 64-кратном повторении БИДЖА, он делает задержку дыхания (КУМБХАКА) и при 32-кратном повторении БИДЖА, он снова выдыхает через ЧАНДРА-НАДИ.

 

Медитируя у корня носа (" агра" означает как " острие", " кончик", так и " корень" ) о круге Луны (индусы представляют себе изображение зайца на поверхности Луны), вдыхает он снова через ИДА-НАДИ (левую ноздрю) при 16-кратном повторении БИДЖА " ТХАМ".

 

При 16-кратном повторении БИДЖА " ВЬЯМ" он задерживает дыхание. При этом он дума-

 

ет, что НАДИ переполнены нектаром (Луны) и очищаются, и при 32-кратном повторении БИДЖА " ЛАМ" и при представлении, что это очищение продолжительно, он снова выдыхает (через ПИНГАЛА-НАДИ).

 

Когда он таким образом производит очищение, НАДИ очищаются. Затем принимает устой-

 

чивую сидячую позу (АСАНА) и упражняется в ПРАНАЯМЕ.

 

Задержка дыхания (КУМБХАКА) имеет восемь видов: САХИТА, СУРЬЯБХЕДА, УДДЖАЙИ, СИТАЛИ, БХАСТРИКА, БХРАМАРИ, МУРЧХА и КЕВАЛИ.

 

 

 

4    САХИТА (" Вместе шедший" )

 

 

 

Сахита бывает двух видов: САГАРБХА и НИРГАРБХА. САГАРБХА выполняется с БИДЖА, НИРГАРБХА – без БИДЖА.

 

Я расскажу тебе сначала о САГАРБХА-ПРАНАЯМЕ. Сидя в удобном положении, с лицом об-

 

ращенным к востоку или к северу, думают сначала о Брахме полном РАДЖАСА, о красном цве-

 

те и о форме (санскритской) буквы А.

 

Мудрый вдыхает через ИДА-НАДИ, повторяя 16 раз А-БИДЖА. В конце вдоха (ПУРАКА) и при начале задержки дыхания, он делает УДДИЯНА-БАНДХУ.

 

Затем он должен думать о Хари (Вишну), полном САТТВЫ, синем цвете и о форме буквы У, в то время как он при задержке дыхания повторяет 64 раза У-БИДЖА.

 

О Шиве, как о полном ТАМАСА, белом цвете и о форме буквы М (точка) думая, выдыхает он через правую ноздрю при 32-кратном повторении М-БИДЖА.

 

Затем он снова вдыхает через ПИНГАЛА-НАДИ, задерживает дыхание и выдыхает через ИДА-НАДИ, повторяя эти БИДЖА в том же порядке.

 

В этом он должен упражняться снова и снова. При конце вдоха и во время задержки дыха-

 

ния, он должен зажимать себе обе ноздри большим пальцем, мизинцем и безымянным пальцем правой руки, не пользуясь указательным и средним пальцами.

 

 

 

Смысл этих упражнений состоит в сохранении полярности магнетических потоков: весь про-

 

цесс дыхания построен на противоположности положительного магнетического потока (правая сторона тела и правая ноздря) отрицательному (левому) потоку.

 

Зажимание крыльев носа должно выполняться пальцами соответствующей полярности. Боль-

 

шой палец правой руки магнетически положителен. Он должен поэтому зажимать правую нозд-

 

рю; мизинец и безымянный палец правой руки заряжены отрицательно и поэтому зажимают магнетически отрицательную левую ноздрю. Эти же пальцы левой руки, примененные таким же образом, нарушили бы эту полярность и несколько нейтрализовали бы действие этого упражне-

 

ния.

 

НИРГАРБХА-ПРАНАЯМА выполняется без БИДЖА. Вытянутой левой ладонью водят (счи-

 

тают) на левом колене. Продолжительность вдоха, задержки и выдоха равна от одной до ста МАТР (повторений БИДЖА).

 

Слово МАТРА (" мера" ) есть единица отсчета времени при счете. Эту МАТРУ в индийских книгах принимают или за нормальный вдох, или однократное повторение слога ОМ, или одно-

 

кратное мигание, или проведение ладонью по колену.

 

ПРАНАЯМА имеет три ступени: высшая ступень имеет 20 МАТР, средняя 16 и низшая 12 МАТР.

 

Тем самым подразумеваетсяследующее увеличение продолжительности вдоха, задержки и выдоха:

 

низшая ступень: 12 МАТР вдох, 48 МАТР задержка, 24 МАТР выдох.

 

средняя ступень: 16 МАТР вдох, 64 МАТР задержка, 32 МАТР выдох.

 

высшая ступень: 20 МАТР вдох, 80 МАТР задержка, 40 МАТР выдох.

 

Посредством упражнения в низшей ступени возникает пот, при средней дрожание позвоноч-

 

ника, при высшей поднимаются от пола (в левитации). Это признаки успеха в трёх ступенях ПРАНАЯМЫ.

 

Посредством ПРАНАЯМЫ достигается КХЕЧАРИ-СИДДХИ, устраняются болезни,

 

ПРАНАЯМА пробуждает КУНДАЛИНИ (ШАКТИ).

 

Посредством ПРАНАЯМЫ достигается состояние УНМАНИ мыслительного начала (МАНАС), сознание достигает счастливого блаженства. Счастлив тот, кто упражняется в ПРАНАЯМЕ!

 

 

 

КХЕЧАРИ-СИДДХИ есть способность к левитации. Достигается ли эта способность только посредством упражнения в высшей ступени ПРАНАЯМЫ, остаётся неясным. Этим мы не хотим сказать, что отказываем совершенному йогину (СИДДХА) в этой способности.

 

Обычно слово (УНМАНИ) переводится как " успокоение мышления". Но при этом не учиты-

 

вают этимологию слова " МАН". " МАН" означает " мышление" и " УН" (" УД" ) означает " возвы-

 

шение", " экзальтация". Целое слово поэтому означает " возвышение (свойств или способностей) мышления", достижение " психических" сил. Не в последнюю очередь возвышение мыслитель-

 

ного начала означает достижение следующей высшей ступени (медитации) и еще более высокой (САМАДХИ).

 

 

 

2. СУРЬЯБХЕДА (" Проникновение Солнца" )

 

 

 

САХИТА-КУМБХАКА тебе объяснена. Теперь слушай о СУРЬЯБХЕДЕ. Вдохни внешний воз-

 

дух по возможности через правую ноздрю (СУРЬЯ-НАДИ).

 

Задержи дыхание с большим напряжением посредством 16 ДЖАЛАНДХАРА МУДРА и про-

 

должай эту КУМБХАКУ, пока у тебя не появится пот из-под ногтей и волос.

 

ПРАНА, АПАНА, САМАНА, УДАНА, ВЬЯНА, НАГА, КУРМА, КРИККАРА, ДЕВАДАТТА и ДЖАНАНДЖАЯ (суть десять видов ВАЙЮ).

 

ПРАНА движется постоянно в сердце, АПАНА в области прямой кишки, САМАНА в области пупа, УДАНА в области шеи и ВЬЯНА проникает через все тело. Эти, начиная с ПРАНЫ, явля-

 

ются главными ВАЙЮ, т. е. которые начинаются с НАГА, являются пятью (дальнейшими) ВАЙЮ.

 

НАГА действует в рыгании, КУРМА – в открывании (раскрытии) глаза, КРИККАРА – в чи-

 

хании, ДЕВАДАТТА – при зевании и ДЖАНАНДЖАЯ проникает через все тело и не покидает его при смерти.

 

НАГА охватывает (бодрствующее) сознание, КУРМА вызывает открывание век, КРИК-КАРА вызывает голод и жажду, четвертый ВАЙЮ (т. е. ДЕВАДАТТА) – зевание, из ДЖАНАН-

 

ДЖАИ возникает звук (речи). Эта ВАЙЮ не покидает тело ни на одно мгновение.

 

 

Ясно, что эти пять ВАЙЮ вызывают пробуждение тела со всеми к этому относящемуся явле-

 

ниями (бодрствующее сознание, открывание глаз, зевота, чувство голода и жажды, и наконец, речь). Рыгание и чихание, напротив, не имеют с этим ничего общего. (Зевота указывает на то, что тело требует более сильного дыхания, чтобы стряхнуть с себя сон).

 

 

 

Приведи теперь все эти связанные с солнечным вдохом ВАЙЮ из корня пупа и выдохни через ИДА-НАДИ с устойчивым и непрерывным импульсом.

 

Снова вдыхая через СУРЬЯ-НАДИ, задержи дыхание как предписано и выдохни тем же спо-

 

собом еще и еще.

 

 

 

3. УДДЖАЙИ (" Преодолевающий" )

 

 

 

Закрыв рот и прижав корень языка к мягкому нёбу, вдыхай через ноздри с рыдающим звуком как можно более долго. Сомкнув голосовую щель, задержи дыхание сколько можешь, затем вы-

 

дохни через левую ноздрю.

 

 

 

Это первое нужно для концентрации на дыхании. Следующим является удлинение вдоха за счет языка (НАБХОМУДРЫ) и с жужжанием внутри себя, стараясь выбрать самый высокий голосовой тон.

 

 

 

УДДЖАЙИ способен подчинить воле дремлющую КУНДАЛИНИ.

 

 

 

4. СИТАЛИ (" Охлаждающий" )

 

 

 

Высунув язык и свернув его трубочкой, всасывай внешний воздух через отверстие в нем. На-

 

полни им легкие и задержи дыхание. Три корень языка о мягкое нёбо. После всего выдохни спо-

 

койно через нос.

 

Первое успокаивает ЧИТТУ, второе дает силу и гармонию. Посредством этого упражнения йогин достигает совершенства, его не берут болезни, старость и смерть.

 

 

 

Индийская медицина знает три " жидкости", которые причиняют болезни: ВАТА (" ветер" ), КАПХА (" слизь" ) и ПИТТА (" желчь" ). Если они находятся в расстроенном состоянии, то долж-

 

ны возникнуть:

 

от ВАТА – газы в кишечнике, ревматизм (? ) и т. д.

 

от КАПХА – мокротные заболевания и

 

от ПИТТА – возникают расстройства пищеварения.

 

 

 

Эти жидкости находятся в тесной взаимосвязи с кровообращением (ВАТА), функциями сли-

 

зистых оболочек (КАПХА) и пищеварительными соками, как желудочный сок, желчь и пр. (ПИТТА). Тем самым объясняются не имеющие связи с газами в кмшечнике ревматические бо-

 

ли, которые вызваны расстройствами кровообращения, или такие страдания, как астма и нас-

 

морк, которые обя обязаны своим возникновением раздражению или заболеванию слизистой оболочки и поэтому часто встречаются одновременно.

 

В таких аллегорических обозначениях скрываются тайные сокровища. Наиболее ярким при-

 

мером в древнеиндийских трактатах является представление о половых процессах в теле. В текстах можно найти замечательную теорию, согласно которой мужское семя (РЕТАС) при воз-

 

держании превращается в высшей степенидуховную силу (ОДЖАС) и тем самым дает йогину высшее духовное познание. Из этого один комментатор делает поспешный вывод, что посред-

 

ством этого полового воздержания, которое при этом объясняется безусловной предпосылкой духовного развития, мистическая КУНДАЛИНИ находит единственно верный путь, поднимаясь по каналу СУШУМНА, вступая в брак с " богом Шивой".

 

Во-первых, КУНДАЛИНИ не тождественна с грубоматериальной спермой или с половой жиз-

 

ненной силой. Во-вторых, эта сперма которая отсутствует у женщин и поэтому, если бы такая теория оказалась верной, совершенно лишила бы их возможности этого мистического познания, никоим образом не может превращаться в какую-либо силу – это абсурд, подобно тому, как ку-

 

сок угля мог бы превращаться в энергию при соприкосновении с огнем.

 

Наша современная физиология могла бы этот процесс объяснить тем, что половые клетки производят двоякие вещества: экскрет, который служит только для продолжения рода и никоим образом не переходит в духовные силы, и инкрет (половой гормон), который непосредственно попадает в кровообращение и непосредственно служит при общем обмене веществ и других жизненно важных процессах – не в последнюю очередь при духовном развитии.

 

Когда человек воздержанный, то у него это образование гормрна происходит в повышенном количестве за счет образования веществ для размножения, вследствии чего мозг и все духовные функции, включая деятельность шишковидной железы, испытывают сильное повышение. Как известно, у мужчин шишковидная железа является, в некотором роде, половым тормозом и пре-

 

дохраняет, поэтому, от преждевременной половой зрелости, но постепенно сморщивается при развитии половой железы. Воздержание рекомендуется, чтобы дать шишковидной железе еще большую возможность дальнейшей повышенной деятельности.

 

Все такие и подобные им представления индийских писаний являются аллегорическими, ду-

 

ховными и должны в высшей степени пониматься в смысле современных знаний о физиологии.

 

Так часто встречающаяся в ТАНТРАХ формула: " Сохранение семени есть жизнь, потеря се-

 

мени есть смерть" (МАРАНАМ БИНДУПАТЕНА, ДЖИВАТАМ БИНДУДХАРАНАТ), может,

 

согласно апостолу Павлу, означать следующее: " Так как те, которые плотские, то и мыслят плотски, но те, которые духовные, те и мыслят духовно", " Но мыслить плотски есть смерть, а мыслить духовно есть жизнь и мир", " Так как вы живете во плоти, так вы и должны умереть, но если вы посредством духа умертвите плотское, то вы будете жить" (Послание ремлянам, VIII, 5, 6, 13). " Пребывайте в духе и тогда вы не поддадитесь похотям плоти" (Послание галатам, V, 6).

 

 

 

5. БХАСТРИКА (" Кузнечные меха" )

 

 

 

Точно также как мехи кузнецапостоянно движутся, так плавно проводи воздух вовнутрь и наружу. Совершив это 20 раз выполни КУМБХАКУ. После ее окончания выдохни, как указано выше.

 

Мудрый выполняет эту БХАСТРИКУ-КУМБХАКУ трижды (одну за другой). Он не имеет ни болезней, ни болей и каждый день здоров.

 

 

 

" Вдохни быстро и полностью вплоть до сердечного лотоса. Затем снова выдохни, снова и снова вдыхая, точно также как движутся мехи кузнеца. Так движется воздух в твоем теле пос-

 

редством представления. Когда наступает усталость тела, тогда отдохни пока живот не станет полным воздуха. Затем зажми нос слегка, но устойчиво, не пользуясь указательным и средним пальцами и задержав дыхание как раньше, выдохни через ИДУ. Это прекрасное упражнение устраняет слизь и ветры и повышает огонь пищеварения. Пробуждает КУНДАЛИНИ, умерщ-

 

вляет грехи (зло) и приносит счастье. Уничтожает дверной засов в устах БРАХМА-НАДИ, кото-

 

рая целиком пронизывает три узла, находящиеся в теле. Поэтому такая КУМБХАКА, которая называется БХАСТРИКА, в особенности должна выполняться. "

 

" ЙОГАБИДЖА"

 

 

 

6. БХРАМАРИ (" Подобно пчеле" )

 

 

 

После полуночи и там, где другие создания не производят шум, должен йогин зажать уши руками, вдохнуть и задержать дыхание. В своем правом ухе он должен воспринимать только приятные внутренние звуки – сначала похожие на звук сверчка, затем на флейту, затем на раскат грома, на барабан, на пчелу, на колокол, на гонг из латуни, затем на трубу, на фанфа-

 

ры, на барабан МРИДАНГА, на литавры, на барабан ДУНДУБХИ.

 

Эти различные звуки возникают посредством постоянного упражнения на АНАХАТА-отзвуке. В этом отзвуке есть постоянное звучание.

 

 

 

Слово " АНАХАТА" означает " неударенный", т. е. звук пришедший не от соударения предме-

 

тов (колоколов, барабанов).

 

В этом повторном звучании есть свет, этот свет идет в сознание. Сознание там растворяется. Это высшее состояние Вишну (Вездесущего Бога). Успех в этой БХРАМАРИ-КУМБХАКА при-

 

носит успех в САМАДХИ.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.