Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Йога-Радж Борис Сахаров 7 страница



 

ре вида ЙОГИ – МАНТРА- (аналогично БХАКТИ), ХАТХА-, ЛАЙЯ- (растворение МАНАСА и ПРАНЫ) и РАДЖА-ЙОГУ, как венец этого пути. Тогда как ДХЬЯНА-ЙОГА дает освобождение (МОКША) посредством непривязанности, КУНДАЛИНИ-ЙОГА дает кроме того, еще и силы (СИДДХИ) и блаженство (БХОГА) действительного соединения всего человека с Богом. Эта точка зрения является ортодоксально индийской.

 

Поскольку каждая ЙОГА приводит к САМАДХИ, то в каждой ЙОГЕ – " ДХЬЯНА" или " КУНДАЛИНИ" – всегда имеет место пробуждение КУНДАЛИНИ. Сторонники ДХЬЯНА-ЙОГИ высказывают следующую теорию. Хотя на каждом пути ЙОГИ пробуждается КУНДА-ЛИНИ, но пути, которые себе прокладывает эта ШАКТИ, различны. Этих путей существует четыре:

 

а) от МУЛАДХАРЫ до САХАСРАРЫ через канал СУШУМНА и тем самым через все осталь-ные ЧАКРЫ. Этот путь является самым длинным, но (теоретически) самым могучим среди дру-гих, так как при нем начинают раскрываться все центры и представляют йогину все силы (СИД-

 

ДХИ). Это ХАТХА-ЙОГА.

 

б) от сердца (АНАХАТА) до САХАСРАРЫ. При нем КУНДАЛИНИ поднимается через САРАСВАТИ-НАДИ (этот путь идет от ИДА и именно от половых органов по левой стороне тела и вплоть до левого глаза и АДЖНА) вплоть до сердечного лотоса (АНАХАТА) и там про-

 

никает в СУШУМНА, по которому она далее поднимается вплоть до головы. Это самый легкий путь, но и самый долгий по отношению ко времени. Это БХАКТИ-ЙОГА.

 

в) От АДЖНА-ЧАКРЫ до САХАСРАРА. Снова поднимается КУНДАЛИНИ от самого ниж-

 

него центра по САРАСВАТИ-НАДИ вплоть до АДЖНА, где она проникает в канал СУШУМНА и поднимается к САХАСРАРЕ. Это РАДЖА-ЙОГА.

 

г) КУНДАЛИНИ поднимается через МЕДХА-НАДИ (ВАДЖРИНИ) перед позвоночником от самого нижнего вплоть до самого верхнего центра и затем непосредственно в САХАСРАРА-

 

ПАДМА (лотос). Самый короткий (по времени) и самый трудный из всех путей (ДЖНЯНА-ЙОГА).

 

Подробнее об этом см. в книге Свами Нарайянанды " КУНДАЛИНИ-ЙОГА". Согласно этой теории, состояние САМАДХИ и вместе с ним также силы (СИДДХИ) достигаются лишь пос-

 

тольку, поскольку КУНДАЛИНИ именно проникает в канал СУШУМНА. При этом медитации происходит: а) в МУЛАДХАРЕ; б) в сердце; в) в АДЖНА-ЧАКРЕ и г) непосредственно в СА-

 

ХАСРАРЕ, до сих пор идет теория.

 

Мы хотим эти взгляды примирить между собой постольку, поскольку мы далее установим, что каждый из этих путей является непосредственно КУНДАЛИНИ-ЙОГОЙ. Отсюда следует, что четыре ступени – МАНТРА, ХАТХА, ЛАЙЯ и РАДЖА, так называемой КУНДАЛИНИ-ЙОГИ, действительно должны иметься в каждой ЙОГЕ, более или менее выделяясь. Поэтому также говорит " ЙОГАБИДЖА": " МАНТРА-, ХАТХА-, ЛАЙЯ- и РАДЖА-ЙОГА являются сле-

 

дующими друг за другом ступенями своего развития. Они лишь обозначают части одной великой ЙОГИ (МАХАЙОГИ). "

 

Это показывает также практика. Что же касается других видов ЙОГИ, как КАРМА, БХАКТИ, ДЖНЯНА, то они являются направлениями, соответствующих характеру упражняющегося – ак-

 

тивный человек, главным качеством которого является воля, выберет КАРМА-ЙОГУ в виде психической основы; человек с преобладающей эмоциональностью у которого чувство стоит на первом месте (особенно у женщин), всегда будет раскрывать стихию любви – выберет БХАКТИ-ЙОГУ; наконец, интеллектуальный человек будет предпочитать мышление и для него больше всего подходит ДЖНЯНА-ЙОГА. Они все являются одним и тем же методом КУНДА-

 

ЛИНИ-ЙОГИ, хотя и с соответствующими оттенками.

 

Согласно силе и темпераменту чувствительным людям в первую очередь надо обратить вни-

 

мание на этот сердечный центр, и, следовательно, надо начинать с сердца как с местопребыва-ния чувств. Интеллектуалам, соответственно, надо начинать от головы (местопребывания мыс-лительного и волевого начала). Прежде всего, эта медитация грубоматериальная (1). Религи-

 

озные люди при этом выбираютсебе идеальные образы в качестве объекта созерцания – этими объектами, конечно не должны быть портреты кинозвезд. Объект медитации должен иметь вы-

 

сокодуховную святую природу и должен поднимать упражняющегося к идеалу на мистическом уровне.

 

Индийцы, в противоположность людям Запада… (несколько страниц в оригинале отсутству-ют).

 

Картины принадлежат сфере, где отсутствует время. Вместе с этой второй ступенью достига-

 

ется тонкоматериальная (2) медитация – созерцание части (точки).

 

Вместе с " придуманными" картинами второй ступени, со временем мы переходим к более вы-

 

сокой ступени.

 

Это картины с собственным движением, которые независимы от нашей воли и нашего вни-мания. Первоначально они тоже лишены подробностей, но они более отчетливы, лучисты, их типичным признаком является вспыхивание и тление после потухания (остаточное свечение), как свечение лампочки после выключения тока. Если же продолжать упражняться регулярно, то станут все чаще появляться совсем ярко светящиеся видения, которые по силе своего света не будут уступать даже дневному свету.

 

Эти световые видения являются светлыми лицами в самом истинном смысле слова и явля-

 

ются познанием (ПРАТЬЯКША), как результат медитации. Они указывают на четвертую сту-

 

пень медитации – созерцание " вещи в себе", первоначально еще вне времени. Светлое лицо, правда, является " подлинным" и соответствует объекту, но может также принадлежать прош-лому или будущему. Только когда также эта медитация освоена в совершенстве, то ясновидение

 

также становится подчиненным времени.

 

При созерцании материальных картин (первая ступень медитации) повторяются также МАН-

 

ТРЫ (оккультные или магически действующие слоги). Каждый религиозный индийский символ созерцания имеет соответствующую МАНТРУ или молитвенную формулу – при постоянном повторении ее (хотя бы мысленно) несколько (тысяч) раз ежедневно в связи с этой медитацией, упражняющийся может достигнуть видения (ДАРШАНА) божества, которое в точности соот-

 

ветствует МАНТРЕ. Так, медитация на изображение Шри Кришны, – чтобы показать пример, – с флейтой, вместе с посвященной ему МАНТРОЙ (" КЛИНГ КРИШНАЙЯ ГОВИНДАЙЯ ГОПИ-ДЖАНА ВАЛЛАБХАЙЯ СВАХА" ) даже удается слышать его игру на свирели!

 

Если уже пережито начало видений (ДАРШАНА на первой ступени), то при световой медита-ции объект становится видимым как окруженный световой аурой – или в сердце, или в третьем глазе. Эдесь уже видимо не то, что представлено на картине, но скорее " предчувствуется" после того, как упражняющийся пережил первое видение, хотя и очень скромное, он желает также ви-деть объект созерцания как светлое лицо.

 

Здесь приходят на помощь два важных фактора – воля и задержка дыхания. Посредством желания видеть (предчувствовать) желаемую картину и при этом сохранить этот желаемый об-раз, автоматически приходит задержка дыхания.

 

Так возникает первая ступень погружения – концентрация (ДХАРАНА). При этом объект является во все более ярком свете. При этом должно быть правильным положение кистей. Оно (называемое также МУДРА) облегчает достижение желаемой ступени медитации, как бы это не звучало маловероятно! Положение кистей и пальцев является наукой само по себе.

 

Мы ограничимся здесь только тремя положениями:

 

а) когда кисти держат на коленях, то остаются на ступени концентрации (ДХАРАНА), так как дыхание при этом остается все время непрерывным.

 

б) если же напротив кисти (крест-накрест или прямо) находятся на подошвах (в позе лотоса или в алмазной позе), то немедленно (через несколько секунд) наступает незаметное дыхание и вместе с ним стадия медитации (ДХЬЯНА).

 

в) если положить кисти с переплетенными пальцами на лоно, то наступает среднее состояние между только что названными ступенями, причем продолжительность отдельных ступеней соз-

 

нания в значительной степени зависит от воли к концентрации.

 

Почему это так важно? Хотя ступени медитации наступают автоматически, после того, как сознание и дыхание приобретают определенный размах, обе ступени – ДХАРАНА (концентра-

 

ция) и ДХЬЯНА (медитация) – должны определить задачи. Первая из этих ступеней сознания возбуждает центр воли и мышления (гипофиз), тогда как вторая, после того как этот центр воз-

 

бужден, должна перенести это возбуждение на шишковидную железу. Как только последняя ох-вачена вибрациями, то она раскрывается, хотя бы частично или на мгновение, и ясновидческий эффект достигнут.

 

Этот процесс прекраснейшим образом описан в " Тайной доктрине":

 

" Мы начинаем с овладениятем органом, который находится у основания мозга близ глотки и который западные анатомы называют придатком мозга. Среди объективных органов, находя-щихся в черепе, которые соответствуют субъективным таттвическим принципам, он соответ-ствует " третьему глазу", как МАНАС относится к БУДДХИ (седьмой ТАТТВА-элемент – кос-

 

мическое сознание). Возбуждение и пробуждение " третьего глаза" происходит через богатый сосудами орган, через это незначительное маленькое тело, о котором физиология пока ничего не знает. Один из них является стимулом воли, а другой – стимулом ясновидческого восприятия.

 

Когда человек находится в нормальном состоянии, то адепт может видеть, как пульсирует зо-

 

лотистая аура в обоих центрах подобно биению сердца, которое ни разу не прекращается в тече-

 

ние жизни. Это движение при аномальном состоянии возбуждения будет развивать ясновидчес-

 

кие способности, усилит их и аура начинает сильнуе вибрирующую или колеблющую деятель-

 

ность. Дуга пульсации при увеличении придатка мозга все увеличивается по высоте, пока, нако-

 

нец, ток, точно так же как электрический ток, встречающий сопротивление, не попадет шишко-видную железу и дремлющий орган пробуждается и, под действием чистого аказического огня, не охватится жаром.

 

Это психофизическая иллюстрация двух органов на физической области, которые являются совершенно конкретными символами метафизических понятий, носящих названия МАНАС и БУДДХИ.

 

БУДДХИ нуждается, чтобы сознательно действовать на этой плоскости, в более дифференци-

 

рованном огне МАНАСА, но как только шестое чувство пробуждает седьмое, то вспыхивает свет, который излучается из этого седьмого чувства, открывая путь в бесконечность. В течение краткого промежутка времени человек становится всезнающим, прошлое и будущее, пространс-

 

тво и время исчезают для него и становятся для него настоящим.

 

Если он является адептом, то он накапливает познание, которое он так приобрел в своем опы-

 

те. Все грехи исчезают кроме преступления, состоящего в занитии черной магией, он не может стереть воспоминание об этом. Если только он является ЧЕЛА (учеником), то только части целой истины запечатлеваются в его памяти и ему придется повторять этот процесс в течение ряда лет, не оставляя при этом никакого следа на ментальной и физической чистоте, прежде чем он станет полностью священным адептом.

 

Может показаться странным, что секрет ГУПТА-ВИДЬЯ, оккультного познания, должен за-

 

висеть от такого появления ясновидения, и, что в человеке эта способность к ясновидению нахо-

 

дится в двух столь малых по размеру органов в его черепной коробке, но это именно так…"

 

Вернемся к нашему положению кистей. Если вы хотите, после того, как вы положили кисти на лоно, еще повысить силу концентрации, то положите кисти на колени – тем самым непри-менно появится непрерывное дыхание и с ним концентрация. Каждая концентрация мыслей, если говорить точно, является концентрацией воли, имея гипофиз своим центром. Поэтому каж-дая концентрация рассыпается в песок, если одновременно с ней гипофиз не приведен в дейст-вие.

 

Для этого служит как раз непрерывное дыхание и, когда одно напряжение не является доста-

 

точным – это особое положение кистей.

 

Этот простой прием особо следует приветствовать, когда медитируют ранним утром и еще не полностью проснулись.

 

Стойка на голове непосредственно перед упражнением также влияет и притом непосредствен-но на область КХА (выше нёба), которая посредством высокого кровяного давления будет " встряхнута ото сна". Иногда без этого упражнения проходит долгое время, пока гипофиз, и так-же с ним истинная концентрация, не включится в работу. Иногда даже остатки сонного состоя-

 

ния принимаются за медитацию.

 

Мы можем сделать сказанное наглядным, если мы как процесс созерцания, так и само созер-

 

цание, представим графически посредством двух наклонных прямых (при деятельности) и вер-

 

тикальных прямых (в состоянии покоя). Штриховая линия представляет сознание (имя, дух), а жирная линия мысли (форма, материя). (В оригинале график отсутствует).

 

1. Первая ступень называется по-индийски КШИПТА (" предоставленная идти своим путем" ) и является нормальным состоянием или спокойным (вертикальная пунктирная прямая). Созер-цание мыслей и впечатления внешнего мира проходят перед духовным взором и, соответствен-но, перед физическим взглядом.

 

2. Сознание заинтересовано какой-то мыслью или деятельностью рассматриваемого предмета. Это состояние самопроизвольного размышления или наша ТРАТАКА – упражнение. Мысли-тельные процессы при этом изгнаны тем, что сознание преследует их. Индийцы называют это идеальным термином МУДХА (" заблуждающийся, глупый" ), потому что все наши интересы, в конечном счете, являются заблуждениями!

 

3. Сознание пытается силой воли овладеть мыслями, в то время как оно поднимается выше их. Это концентрация (ДХАРАНА). Эта ступень называется ВИКШИПТА (" рассеянное" ), по-тому что тот, кто концентрируется на чем-либо, становится рассеянным ко всему другому.

 

4. Сознание снова достигает покоя. Это медитация. Эта ступень – медитация ЭКАГРА (" нап-равленная на одну вершину, острие" ). Только при ней возможно ясновидческое восприятие вещи, о которой мыслят (поднимаются над ней). Также, тем самым, показано полностью: на первой ступени оно нормально, на второй ступени оно приходит к спокойному состоянию, на третьей оно еще далее замедляется, дыхание приостанавливается при концентрации и становит-ся непрерыв-ным и на четвертой ступени дыхание снова присутствует, оно становится незамет-ным.

 

Во время от 4 до 6 часов утра никогда не может медитация принести успех на Западе, уже по-

 

тому, что человек Запада в это время, несмотря на героические усилия, всегда бывает сонным уже от природы, не говоря о том, что он никогда не имеет обычая, как у индийцев, сопровож-

 

дать каждый свой шаг молитвой.

 

Для успеха в духовной практике необходимо, чтобы она происходила после полного пробуж-

 

дения и во-вторых, чтобы она происходила ритмично, в одни и те же промежутки времени и без пропусков.

 

Гхеранда упоминает только два вида медитации (световой) – в МУЛАДХАРЕ и АДЖНА. Он обходит сердечный лотос, но об этом мы находим у Патанджали: " Или (медитации) над полным

 

света (сердцем), свободным от всякого горя. " (" ЙОГА-СУТРА", I, 36).

 

Свами Шивананда говорит в своек комментарии следующее: " Существует под сердцем (т. е. мыслимый как находящийся в сердце) лотос с восемью лепестками и чашечкой обращенной вниз. Вдохни и предоставь дыханию падать, этот выдох повернет лепестки кверху. При выдохе также думай, что лотос вместе с чашечкой повернулся кверху. Затем медитируй о чистом свете в середине цветка лотоса. " (" РАДЖА-ЙОГА" ).

 

То, что здесь выдох представляет главную роль, является очевидным, точно так же как при концентрации (ДХАРАНА), вдох является главным фактором. Поэтому при рассматриваемой здесь медитации (ДХЬЯНА) выдох должен постоянно перевешивать, пока он не перейдет в за-

 

держку дыхания без воздуха в легких и тем самым в экстаз (САМАДХИ).

 

Патанджали так описывает результат этой световой медитации: " Посредством погружения (САМЬЯМА) в исходящий из сердца свет, приходит знание о тонкоматериальном, скрытом или отдаленном. " (" ЙОГА-СУТРА", III, 26).

 

Эта практика – наивысшее погружение световой медитации у христианских монахов запад-ной и восточной традиций, у розенкрейцеров, и у мусульманских мистиков (суфи). Так же ин-

 

дийские (МАНТРА ЙОГИ) описывают ее, как описывает ее Парамахамса Йогананда в своей " Автобиографии", как свое собственное переживание.

 

Ниже мы приводим рассказ одного из суфи.

 

" В течение целой ночи он (Учитель) собирал свой дух на мне, в то время как я направлял соз-нание на свое собственное сердце, но узлы моего сердца не распутывались. Так прошли три но-чи, в течение которых он делал меня предметом своего внимания, без того, чтобы чувствовать какое-либо воздействие. На четвертую ночь Молла-Шах сказал: " В эту ночь Молла-Сангхин и Салих-Бег, которые очень восприимчивы к экстатическим возбуждениям, направят вес свой дух на этого неофита". Они повиновались этому приказанию, в то время как я всю ночь с лицом об-

 

ращенным к Мекке, оставался сидеть и одновременно сосредоточивал все свои способности своей души на моем собственном сердце. Примерно перед утренним рассветом в моей душе появилось немного света и ясности, но я не мог различить ни света, ни образа.

 

После утренней молитвы я отправился вместе с обоими лицами, которых я только что назвал, к Учителю, который меня приветствовал и спросил их, что они сделали из меня. Они отвечали ему: " Спроси его самого". Обратившись ко мне, он велел мне рассказать свои впечатления. Я сказал, что ощутил некоторый свет в моем сердце, после чего шейх оживился и сказал мне: " Твое сердце заключает в себе бесконечное множество цветов (окрасок), оно стало таким тем-ным, что взгляды этих двух крокодилов бесконечного океана (мистического знания) не смогли вернуть ему блеск и прозрачность. Пришло мгновение, когда я сам покажу тебе, как его освещают".

 

После этих слов он велел мне сесть против него. В то время как мое сознание было точно опьянено, он приказал мне создать внутри меня мой собственный образ. После этого он завязал мне глаза и потребовал сосредоточить все силы моей души на моем сердце. Я повиновался и, благодаря божественной милости и божественному содействию шейха, мое сердце открылось.

 

Я увидел в моем внутреннем состоянии было нечто, походившее на клубок, который не мо-

 

жет опрокинуться. Когда этот предмет был выпрямлен, то мое существо пронизало чувство безграничного блаженства. Я сказал Учителю: " Из этой кельи, в которой я сижу перед тобой, я вижу истинный образ внутри меня, и мне кажется как-будто другой Тевекул-Бег сидит перед другим Молла-Шахом". Он ответил: " Это хорошо, первое явление, которое представляется тво-ему взгляду, есть образ твоего Учителя. Твоим товарищам (другим новичкам) помешали другие мистические упражнения, но что касается меня, то этот случай встречается мне впервые".

 

Он затем приказал развязать мне глаза, что я и сделал. И когда я увидел его своими телесны-ми глазами, сидящим предо мной, он снова предложил мне завязать глаза, и я увидел моим ду-

 

ховным зрением его, сидящим передо мной. Полный удивления я воскликнул: " О Учитель, смотрю ли на тебя своими телесными глазами или духовными, все время я вижу именно тебя! ".

 

Я стал в точности выполнять предписания моего Учителя и день ото дня мне стал открывать-

 

ся духовный мир. На следующий день я увидел образы пророков и их главных последователей, и легионы ангелов и святых проходили пред моим духовным взором. Три месяца прошли таким образом. Затем мне раскрылась сфера, где все цвета расплылись, и затем все картины исчезли.

 

В течение этого времени Учитель не переставал объяснять мне учение о духовном единении с Богом и о мистическом зрении, но абсолютная реальность все еще не хотела мне показываться.

 

Только через год ко мне пришло знание абсолютной реальности по отношению к сознанию моего собственного бытия. "

 

(Из рассказа Тевекула-Бега, ученика Молла-Шаха, о своем

 

мистическом послушничестве)

 

 

 

В качестве следующего шага во всех тантрических текстах упоминается световая медитация в МУЛАДХАРЕ.

 

Так, мы читаем в " ШАТЧАКРАНИРУПАНА": " …как пребывающая в сердце в виде остро-конечного пламени, в месте где отсутствует ветер ДЖИВАТМЫ (индивидуальное сознание), пе-

 

реносится в МУЛАДХАРУ и оттуда вместе с пробужденной КУНДАЛИНИ, должно проводится через все ЧАКРЫ вплоть до САХАСРАРЫ. "

 

В этом смысле говорит Шри Шанкара в своем комментарии к десятому стиху 7-й главы " ГИТЫ": " Сначала должна ЧИТТА (мыслительная субстанция) быть приведена в сердечном ло-

 

тосе под контроль. Затем должна быть приведена ПРАНА в идущее спереди НАДИ (СУШУМ-НА), ступень за ступенью, от земли (МУЛАДХАРА) до середины места между бровями (АДЖ-

 

НА) – и йогин достигает наивысшего божественного ПУРУША (Духа). "

 

Так как Шри Шанкара принадлежал к школе ВЕДАНТА, которая признает, что местоприбы-

 

ванием сознания является сердечный лотос, то он рекомендовал именно этот центр для начала практики (ХРИДАЙЯ – " сердце" и " внутренность тела" ). Однако, согласно взгляду РАДЖА-

 

ЙОГИ, местопребыванием сознания является АДЖНА-ЧАКРА. Так утверждает Ишварачарья Брахмачарья: " Когда воля сможет целиком динамизироваться в этой точке (АДЖНА), то адепт будет иметь возможность передавать свою мысль на расстояние и достигает больших успехов в ЙОГЕ АУМ. " (" Трактат по царственной Йоге" ).

 

При этом под " ЙОГОЙ АУМ" он подразумевает следующее: " …заставить подняться, посред-

 

ством волевого усилия, змеиному потоку КУНДАЛИНИ от МУЛАДХАРА-ЧАКРЫ до шишко-видной железы…"

 

То же самое говорит и наш Учитель: " Сначала концентрация должна быть на лбу (АДЖНА), чтобы стать сенситивом (вторая ступень ДАРШАНЫ), причем будут видимы образы собствен-ных мыслей. Затем надлежит разбудить КУНДАЛИНИ, и только когда КУНДАЛИНИ подня-

 

лась до наивысшего центра, тогда концентрация на АДЖНА дает все. "

 

И для этого пробуждения КУНДАЛИНИ, Учитель в ответ на вопрос дал следующие указания: " Представь себе в МУЛАДХАРЕ сильное, светлое пламя, в котором находится золотая змея. "

 

Одна наша особенно одаренная берлинская ученица фрейлен Эрна выполнила это упражне-ние и вот что, по ее собственным словам она пережила: " Через короткое время я увидела пламя, которое испускало такой сильный жар, что я должна была собрать все свои силы, чтобы не бо-

 

яться, что мое тело будет прожжено этим пламенем. Змея подняла свою голову и тогда из этой головы появился образ молодой женщины, которая потягивалась и выпрямлялась, потирая сон-

 

ные глаза и приобрела вполне человеческий образ вплоть до ступней. Я испытала неописуемую радость…"

 

Она рассказывала, что у нее было чувство, что КУНДАЛИНИ выросла до самой головы и там сочеталась с ДЭВОЙ.

 

" Жар" и " неописуемая радость", как все видения вообще, являются бесспорным пробуждени-ем КУНДАЛИНИ. Появление этого психического тепла так же как при световой медитации в сердце или в АДЖНА-ЧАКРЕ, доказывает, что КУНДАЛИНИ также можно пробудить и из этих центров. С другой стороны, медитация продолжается только в МУЛАДХАРЕ без предваритель-ной подготовки (" сенситивность" ) посредством медитации в АДЖНА-ЧАКРЕ, почти десятиле-

 

тие, пока самый нижний центр не разовьется настолько, чтобы воспринимать видения – и для пробуждения КУНДАЛИНИ, и для каждого другого действия мысли – вторая ступень видений является безусловно необходимой.

 

Если световая медитация в сердце типична для ответвления МАНТРА-ЙОГИ, ответвления всей ЙОГИ (МАХА-ЙОГА), то эта световая медитация в МУЛАДХАРЕ является следующим разделом ХАТХА-ЙОГИ. Как только устанавливается жар в МУЛАДХАРЕ, то этот раздел ХАТХА-ЙОГИ включается автоматически и не нуждается в дальнейшем упражнении, чтобы ус-

 

корить пробуждение из каких-либо соображений.

 

Следующий шаг – раздел ЛАЙЯ-ЙОГА – так же устанавливается автоматически. Упражняю-щийся может, если ему угодно, чтобы достичь особых СИДДХИ в каждой отдельной ЧАКРЕ, концентрироваться на каждом отдельном цветке лотоса – но это не является безусловно необхо-

 

димым. АДЖНА-ЧАКРА, как местопребывание МАНАС-ТАТТВЫ (мыслительного элемента), в которой вместе охвачены все более низкие ТАТТВЫ (стихии, элементы), имеет все эти СИДДХИ, – и САХАСРАРА охватывает все ТАТТВЫ и доставляет все силы не только посред-

 

ством концентрации, медитации и экстаза (САМЬЯМА, как главный фактор РАДЖА-ЙОГИ), но посредством только выражения воли (САНКАЛЬПА), просто через божественную ясность (ПРАТИБХА) Я.

 

В этом отношении многозначительны слова Свами Рагхавананды: " Речь не идет о следующих друг за другом медитациях на различных ЧАКРАХ. Если можно достигнуть успеха в концентра-

 

ции на одном центре, то энергии более низких центров привлекаются туда. Признак успешной медитации состоит в том, что мышление мозга становится заметно сильнее, что ощущается по-

 

вышенная внутренняя радость, духовная сила, господство над своими чувствами, обращение внимания вовнутрь и независимость от внешних вещей.

 

От нашего Гуру мы получаем одну медитацию и одну мысль и медитируем над ними в тече-

 

ние всей жизни и это углубляется и ведет в конце концов к наивысшему состоянию. Важным яв-

 

ляется как можно большее углубление одной медитации, а не нескольких медитаций. " (Выписка из одного письма Свамиджи).

 

Особой разновидностью этой практики, которая отчасти принадлежит к ЛАЙЯ-ЙОГЕ, а с другой стороны, к МАХА-ЙОГЕ, является так называемая КРИЙЯ-ЙОГА.

 

Вот ее техника по словам Йогананды: " Подлежит использовать АДЖНА-ЧАКРУ в качестве места вступительной медитации. АДЖНА называется Христовым центром или КУТАСТХА, и она находится в пространстве между бровями. Глаза должны оставаться полуоткрытыми, в то время как мышление должно быть сконцентрировано на этом месте (ЧАКРЕ).

 

В то же время часть внимания должна быть посвящена МУЛАДХАРЕ. Там следует произно-сить мысленно ОМ и прислушиваться к звуку из этого центра. На полдюйма выше, в центре крестца должно снова произноситься ОМ. Постепенно поднимаясь вдоль всего позвоночника с концентрацией и произнесением ОМ в каждом центре, пока не будет достигнут Христов центр или КУТАСТХА между бровями.

 

Затем часть концентрации опускается вниз по позвоночнику и делает остановку в каждом центре, где мысленно повторяется ОМ. "

 

Теперь мы переходим ко второму методу световой медитации в АДЖНА-ЧАКРЕ. Подгото-вительной ступенью для нее является грубоматериальное созерцание Учителя. Если ученик еще не знает своего Учителя, то он должен непосредственно переходить к световой медитации и со-

 

зерцать образ Учителя – сначала только его глаза, в солнечном диске, окруженные лучистым светом, но значительно превосходящие своим блеском этот свет. Это является наилучшим приб-

 

лижением к чувству ожидания и одновременно стремлению увидеть лицо Учителя.

 

Само по себе это упражнение уже есть погружение (САМЬЯМА), о которой Патанджали го-ворит: " Посредством погружения в свет вершины, приходит видение (ДАРШАНА) совершен-

 

ного (СИДДХА). " (" ЙОГА-СУТРА", III, 33).

 

СИДДХА есть тот, кто достиг совершенства в ЙОГЕ, таким образом он должен иметь все си-лы (СИДДХИ), в противном случае он еще не достиг этого совершенства, как бы против этого не пытались возражать. Конечно, он не должен выставлять свои силы напоказ, но обладать ими он уже должен. Все совершенные йогины так же спонтанно применяли эти силы. Но тот, кто прибегает к обычному высказыванию, что эти силы являются препятствиями в дальнейшем раз-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.