|
|||
Йога-Радж Борис Сахаров 2 страница
После того, как он разбудил богиню, змеевидную, спящую, приводит он ШАКТИ с ШИВОЙ в духе к сияющему лотосу.
Став единым с ШАКТИ, должен он размышлять о высшем соединении с ШИВОЙ, а также о многообразном счастье и блаженстве, как о высшем счастливом состоянии.
Он должен думать об этом соединении ШИВЫ с ШАКТИ, как об единственном в этом мире и стать тем счастливым в духе, в настоящее время: " Я БРАХМАН" (Всевышний).
Это есть в высшей степени тайная ЙОНИ МУДРА, которую сами боги достигают с тру-дом. Кто один раз достиг в ней совершенства, тот устойчив в САМАДХИ.
Эта ЙОНИ МУДРА отмечает предпоследний раздел техники ЙОГИ, так называмую ЛАЙЯ-ЙОГУ. Здесь будет указана квинтэссенция ЛАЙЯ-ЙОГИ – ЧАКРА-БХЕДА (" проникновение через ЧАКРЫ" ), т. е. указан мистический круговорот: поднимание КУНДАЛИНИ (" Солнце" ) и опускание нектара (из " Луны", см. стих 36), вследствие чего тело проникается космическим огнем, просвещается и становится бессмертным.
Так говорится в " ШВЕТАШВАРА УПАНИШАДЕ":
" … тот, кто достиг огненного тела ЙОГИ, не знает ни болезни, ни старости ни смерти. "
Ни грех убийства БРАХМАНА, ни вытравление плода, ни пьянство, ни осквернение супружес-кого ложа Учителя не пристают к тому, кто твердым стал в ЙОНИ МУДРА.
Все эти смертные грехи, как и меньшие грехи погашаются посредством практики ЙОНИ МУДРА. Поэтому ты должен ее выполнять, если ты хочешь достигнуть освобождения.
Под БРАХМАНОМ здесь понимают не только жреца, но и того, кто поднялся до высшей сту-пени развития. Как объясняется в " ГИТЕ" (4, 13, комментарий Шанкары), люди принадлежат к определенной касте по преобладанию трех основных свойств (ГУНА) в их существе: преобладание САТТВА (гармония, мудрость) образует касту брахманов (" жрецов" ); преобладание РАДЖАС (энергия, борьба, страсть) с примесью САТТВА – касту кшатриев (" воинов" );
напротив, РАДЖАС с примесью ТАМАС (леность, ослепление), образует касту вайшьев (" купцов" );
и, наконец, преобладание ТАМАС с примесью РАДЖАС – последнюю касту шудр (" слуг" ).
Поэтому " брахман" есть человек с высокими духовными качествами, который прежде всего думает о благе других и убийство такого человека должно происходить от особенной грубости. Точно также умерщвление ребенка в чреве матери, т. е. аборт, является насильственным пос-тупком против беззащитного вообще и является достойным отвращения – не менее, чем измена достойному почтения Учителю. И пьянство – оно является матерью всех преступлений, тем самым является признаком необузданности в эгоистических удовольствиях всех видов.
Каким же образом все эти преступления можно погасить посредством этого упражнения, которое кажется столь внешним?
Свами Шивананда говорит:
" АСАМПРАДЖНЯТА САМАДХИ (высшая ступень САМАДХИ) – погружение в экстаз – уничтожает впечатления от всех предшествующих духовных функций и идет даже столь далеко, что оно преодолевает ПРАРАБАДХИ (" зрелую карму, которая уже приносит плоды" ). Йогин не имеет никакой ПРАРАБАДХИ. "
(" РАДЖА-ЙОГА" )
" Именно в этом и состоит, – как истинно сказал Шиллер, – проклятие злого дела, что оно дол-жно постоянно рождать зло". Каждое злое дело потому таким является, что в нем пребывает злое намерение.
Когда же это злое намерение отсутствует, – а САМАДХИ уничтожает все злые намерения, вообще все намерения (САНКАЛЬПА) вместе и в отдельности, – то тогда отсутствует также и зло ЭТОГО дела, " проклятие злого дела", т. е. КАРМА.
Все поступки могут связываться только потому, что внутренне им присущие злые намерения " должны продолжать рождать злое", т. е. все время принуждать к новым злым поступкам. Пос-тупок без злого намерения не имеет злой кармы и не связывает.
Это основная идея индуистского учения о КАРМЕ, которая нашла настолько же точное, нас-колько и поэтическое выражение в " БХАГАВАД-ГИТЕ":
" Точно также как лепесток лотоса не загрязняется водой, которая не пристает к нему, так и человек без привязанности, предоставив плоды дел только Богу, так же не затрагивается злом. "
(" ГИТА", 5, 10)
11. ВАДЖРОЛИ МУДРА (" Алмазная печать" )
Опираясь ладонями о пол, забрось ступни кверху и держи голову в воздухе. Эту, пробужда-ющую ШАКТИ и удлиняющую жизнь МУДРУ, мудрецы назвали ВАДЖРОЛИ.
Этот метод (ЙОГА) является наилучшим из всех и является причиной освобождения йогина. Этот благодетельный метод дает йогинам совершенство (СИДДХИ).
Благодаря этому методу надежно достигается господство над функцией семени (БИДЖУ-СИДДХИ), – а чего только нельзя достигнуть благодаря могучему господству над семенем земли?
Даже будучи погруженным в большое наслаждение (БХОГА), йогин несомненно достигнет всего своего совершенства (СИДДХИ), если он выполняет эту МУДРУ.
Существует еще другой вариант этой МУДРЫ, который описан в " ХАТХА-ЙОГЕ ПРАДИ-ПИКЕ" и который здесь, вероятно, должен быть указан. Но так как он основан на грубомате-риальном, – и поэтому ложном, – представлении о половых функциях, процессах в теле, то здесь надлежит его оставить в стороне, хотя мы вовсе не хотим отказать ему в его положитель-ной стороне, именно в неожиданной возможности решения некоторых половых проблем.
Истинное оккультное знание этой МУДРЫ в качестве подготовки к ВИПАРИТА-КАРАНИ МУДРА, ясно указано в стихе 45.
12. ШАКТИЧАЛАНИ МУДРА (" Встряхивание ШАКТИ" )
Великая богиня КУНДАЛИНИ, энергия Я (АТМА-ШАКТИ) дремлет в МУЛАДХАРЕ в трех с половиной витках, свернувшись подобно змее.
Пока она дремлет в теле, душа (ДЖИВА) подобна животному – мудрость не приходит сама, даже если выполнять десять миллионов ЙОГ.
Это должны накрепко запомнить все те, которые верят, что йогином можно стать без пробуждения КУНДАЛИНИ.
Точно также, как открывают дверь ключом, должна быть открыта дверь к БРАХМАНУ посредством пробуждения КУНДАЛИНИ при помощи ХАТХА-ЙОГИ.
" Дверь к БРАХМАНУ" (БРАХМА-ДВАРА) находится в лотосе МУЛАДХАРА в самом ниж-нем центре спинного мозга у входа в канал СУШУМНА. " С помощью ХАТХА-ЙОГИ" (здесь ЙОГА означает " метод" ) может иметь двоякий смысл: вопервых, посредством физического насильственного напряжения. (" ХАТХА, чаще всего, к сожалению, понимается как " насилие" ). И во-вторых, посредством мистического соединения " ХА" и " ТХА", который образует тайный смысл ЙОГИ.
Но что значит соединение " ХА" и " ТХА"? Относительно этого и находим в " ЙОГАБИДЖА":
" ХА есть СУРЬЯ (Солнце), ТХА есть ИДА (Луна). ХАТХА означает соединение Солнца и Луны. "
Там же сказано, что ХА есть вдох, а ТХА – выдох. Поэтому ХАТХА есть прежде всего сое-динение СУРЬЯ-НАДИ (правого дыхания) и ЧАНДРА-НАДИ (левого дыхания), вдоха и выдоха – следовательно, это техника дыхания. Далее ХА означает индивидуальную душу, т. е. малень-кое " я" (АХАМ), а ТХА – есть одно из имен Шивы, поэтому ХАТХА в высшем смысле слова означает мистическое соединение индивидуальной души с Богом.
В этом смысле " ЙОГАБИДЖА" говорит далее:
" ЙОГА есть соединение АПАНЫ с ПРАНОЙ, точно также как характера со страстью, Солнца с Луной, души (ДЖИВА) с духом (ПАРАМАТМА). "
Одетый в набедренную повязку, но не обнаженный, когда ты находишься вне дома, в тайно расположенном доме – выполняй ШАКТИЧАЛАНИ.
Набедренная повязка (буквально " набедренный передник" ) должен быть длиной в один ло-коть и шириной в четыре пальца, должен быть мягким, тонким и ослепительно белого цвета. Привяжи такой платок к поясу.
Намажь тело пеплом и, сидя в СИДДХАСАНЕ, вдохни ПРАНУ через обе ноздри и свяжи ее крепко с АПАНОЙ.
Немедленно зажми задний проход посредством АШВИНИ МУДРЫ (см. стих 82. 83) и до того, пока ВАЙЮ не войдет в средний канал СУШУМНА и покажется там.
Посредством заключения воздуха (ВАЙЮ) в КУМБХАКЕ (задержка дыхания), змеевидной богине становится душно и шипит и поднимается кверху.
Это картинное представление помогает разбудить КУНДАЛИНИ и она " шипит и однимает-ся" как змея и входит в канал СУШУМНА.
И, однако, не является ли все это слишком грубым пробуждением богини? Не является ли это только сравнением, мистическая символика которого должна быть расшифрована? Тантричес-кие тексты (индийские оккультные писания), например, " ГАНДХАРВА-МАЛИКА", обозначают КУНДАЛИНИ как КАМАСАМУЛЛАСА-ВИКАРИНИ, т. е. " от любви сияющая, двигающаяся" и КАЛИЧАРАНА. Комментатор ШАТЧАКРАНИР-УПАНИШАДА, называет ее КАМАГНИ-
НОТАПТА, т. е. " от любовного жара разгоряченная".
Это, следовательно, не физический жар, который ее пробуждает, а, пользуясь поэтическим выражением тантриков, ЛЮБОВЬ К ШИВЕ, которая побуждает ее ради духовного соединения с ним, подняться вверх (по спинно-мозговому каналу).
Эти алогичные поэтические представления чисто духовного и поэтому символически мыслимо-го процесса в ТАНТРАХ, который даже великий Вивекананда мог понять только грубоматери-ально и поэтому питал к ним отвращение, открывают нам великолепный, но скрытый мир индийской мистики.
Без ШАКТИЧАЛАНИ остается ЙОНИ МУДРА безуспешной: выполняй сначала ШАКТИ-ЧАЛАНИ, а затем ЙОНИ МУДРУ.
Итак, я тебе, о Чандакапали, объяснил ШАКТИЧАЛАНИ, Держи ее тщательно в тайне и выполняй ежедневно.
Эта тайная МУДРА уничтожает старость и смерть. Поэтому она должна выполняться йогинами, которые желают себе совершенства (СИДДХИ).
Если йогин ее постоянно выполняет, то он имеет совершенство в своих руках. Он достигает ВИГРАХА-СИДДХИ (способность принимать любой облик) и его болезни исчезнут.
12. ТАДАГИ МУДРА (" Печать пруда" )
Сделай живот полым как пруд. Это великая ТАДАГИ МУДРА, прогоняющая старость и смерть.
Можно перевести слово " ПАСЧИМОТТАНА" (" полый", " пустой" ) как растяжение ягодиц, как в ПАСЧИМОТТАНАСАНЕ. Разница между этой АСАНОЙ и ТАДАГИ МУДРОЙ состоит в том, что МУДРА имеет в себе еще задержку дыхания (УДДИЯНА-БАНДХА) и концентрацию на пробуждении КУНДАЛИНИ.
Свами Шивананда полагает:
" Сядь в ПАСЧИМОТТАНАСАНУ, сделай живот плоским, подтянув кверху внутренности. Для этого ты должен выдохнуть. Сделай теперь ПАСЧИМОТТАНАСАНУ и затем УДДИЯНА-БАНДХУ. Это ТАДАГИ МУДРА. "
(" ХАТХА-ЙОГА" )
14. МАНДУКИ МУДРА (" Печать лягушки" )
Закрой рот и двигай корнем языка, ощущая постепенно вкус нектара. Это известно как МАНДУКИ МУДРА.
Свами Шивананда объясняет это следующим образом:
" Закрой рот, поднеси кончик языка (? ) к нёбу. Медленно ощущай вкус нектара, который течет из САХАСРАРЫ, тысячелепесткового лотоса. Это МАНДУКИ (лягушка) МУДРА. Она является подготовительным упражнением к КХЕЧАРИ МУДРА. Посредством этой МУДРЫ тело про-должительное время сохраняет свою юность. "
(" ХАТХА-ЙОГА" )
Это обычное представление основано, однако, на ошибке перевода: текст говорит ясно о кор-не языка (ДЖИВАМУЛА), а не о кончике языка (ДЖИВАГРА, АГРА – " вершина", " наивыс-шее" ), что является существенной разницей в выполнении. Поэтому следует корень языка под-водить к мягкому небу и концентрацию мыслей на ощущении понимать как нектар.
Фактически происходит целая последовательность вкусовых ощущений как описано в стихах 31-32. Это только " ловушка" для мысленного начала, чтобы привязать мышление к этому месту.
Для чего это необходимо? Мы объясним позже.
Тот, кто постоянно выполняет МАНДУКИ МУДРА, не знает ни немощи, ни старости, но обладает весенней юностью и волосы его не седеют.
Это едва ли можно произвести, если просто подвести кончик языка к небу и вкушать нектар!
15. САМБХАВИ МУДРА (" Печать Самбху" )
Смотри (перед собой) на место между глазами (бровями) и созерцай Самоблаженного (АТМАН, высшее Я, которое находит блаженство в самом себе, как единичное существо находит его во всем).
Свами Шивананда говорит:
" САМБХАВИ МУДРА происходит тогда, когда ЛАКШЬЯ (духовный взор) обращен вов-нутрь, в то время, как физические глаза, не мигая смотрят наружу. Зафиксируй свой взгляд на место между бровями – ты перейдешь в естественную ДХЬЯНУ и САМАДХИ".
(" ХАТХА-ЙОГА" )
Это все? Чем отличается эта МУДРА от простого упражнения ТРАТАКА? Если так просто перейти в САМАДХИ, то почему эта техника во всех ТАНТРАХ держится в тайне? И почему она так почитается, как сказано в следующих стихах?
ВЕДЫ, ШАСТРЫ и ПУРАНЫ подобны общедоступным девицам, напротив, эту МУДРУ (САМБХАВИ МУДРУ) надлежит оберегать, как жену из уважаемой семьи.
Тот, кто знает САМБХАВИ МУДРУ, подобен АДИНАТХА (" Господин мира" ), у буддистов также тождественный с АДИ-БУДДОЙ (Абсолютом), как сам Марана: он как Брахма-создатель!
Истинно, истинно, и еще раз истинно, сказал Махешвара, тот является Шивой и никем другим!
ПАНЧА ДХАРАНА МУДРА (" Пять печатей концентрации" )
САМБХАВИ МУДРА объяснена: теперь слушай о пяти ДХАРАНАХ. Чего только нельзя достигнуть в мире посредством этих ДХАРАН?
Вместе с этим человеческим телом можно снова и снова посещать небо (СВАРГА). Его движение в воздухе (КХА) является движением мыслительного начала (МАНАС), не чего-нибудь другого.
Этот стих дает отчетливое указание на то, что здесь понимается под человеческим телом. Ведь СВАРГА – " мир света" (астрального света), как местопребывание богов и блаженных – следовательно не физическое небо. Поэтому тело, при помощи которого он посещает этот мир, не является грубоматериальным, а является соответственно астральным или ментальным телом. Это ведь недвусмысленно сказано во второй половине данного стиха: движение КХА (КХА-ЧАРАТРА) есть движение мыслительного начала (ментальное тело) и ничто иное.
Каждая из этих пяти ДХАРАН дает йогину господство над одной из пяти стихий (ТАТТВА) – ПРИТХИВИ (" земля" ), АПАС или АМБХАС (" вода" ), АГНИ или ТЕДЖАС (" огонь" ), ВАЙЮ (" воздух" ) и АКАША (" эфир" ).
16. ПРИТХИВИ-ДХАРАНА МУДРА (" Печать концентрации на земле" )
Стихия земли находится в соответствии с цветом аурипигмента (желтой мышьяковой обманки, т. е. желтым цветом). БИДЖА " ЛАМ" (БИДЖА есть буквенная МАНТРА, которая содержит собственную силу), четырехугольна, находится в связи с Брахмой. Она должна быть укреплена внутри.
Устреми (дай открыться) ПРАНУ и сознание (ЧИТТА) там на пять ГХАТИК (2 часа). Это низшая концентрация (АДХО-ДХАРАНА) укрепляет и дает всегда господство над стихией " земля".
Тот, кто постоянно выполняет эту ПРИТХИВИ-ДХАРАНА МУДРУ, станет господином над смертью и будет странствовать по Земле в качестве адепта (СИДДХИ).
МУЛАДХАРА-ЧАКРА является центром в самом нижнем (АДХА) отделе тела (от ступней до коленей). Посредством пробуждения КУДАЛИНИ в этом центре, то, что здесь понимается под прикреплением ПРАНЫ и сознания, достижением упражняющимся (САДХАКА) господства над стихией " земля", следовательно, преодоления силы тяготения, телекинеза, левитации пред-метов и тела и аналогичные явления, которые нам известны как происходящие на спиритичес-ких сеансах с первоклассными медиумами – все это тем самым объясняется.
Йогин может не падать с высокого моста и тем самым он борется против смерти посред-
ством " земли".
17. АМБХАСИ-ДХАРАНА МУДРА (" Печать концентрации на воде" )
Прекрасная стихия " вода" имеет форму Луны и раковины, она жасминово-белого цвета, постоянно находится в связи с нектар-БИДЖА " ВАМ" и с Вишну.
ПРАНА и сознание там (в СВАДХИСТАНА-ЧАКРЕ, в крестце) должны постоянно пребывать в течение пяти ГХАТИК. Это АМБХАСИ-ДХАРАНА, которая прогоняет зло и невыносимые мучения.
Эта АМБХАСИ является великой МУДРОЙ, и кто ее знает, является сведущим в ЙОГЕ. Даже в страшно глубокой воде он не найдет смерти.
18. АГНИ-ДХАРАНА МУДРА (" Печать концентрации на огне" )
Находящаяся в пупе стихия " огонь" треугольна, пламенно-красная как божья коровка, связана с БИДЖА " РАМ" и с Рудрой и дает успех (СИДДХИ). Укрепляя там (в МАНИПУРА-ЧАКРЕ, спинном мозгу, на высоте солнечного сплетения) ПРАНУ и сознание, пребывай так в течение пяти ГХАТИК. Эта Вайшванари-ДХАРАНА прогоняет ужасный страх смерти.
Даже если садхак должен будет попасть в огонь, горящий светлым пламенем, благодаря этой МУДРЕ он останется живым и не подвергнется смерти.
Библейская история о трех святых в огненной печи Небукаднецара (книга Даниила, 3, 21-27), как и часто происходящее чудо хождения по огню в Индии, на Ближнем Востоке и на Балканах – является примерами этой способности.
19. ВАЙЯВИ-ДХАРАНА МУДРА (" Печать концентрации на воздухе" )
Дымного цвета, словно масса смешанной глазной мази – есть внешний вид высокосаттви-ческой стихии " воздух", которая находится в соединении с БИДЖА " ЯМ" и с Ишварой. Укрепив там, (в АНАХАТА-ЧАКРЕ, на высоте сердца в спинном мозгу) ПРАНУ и сознание, пребывай так в течение пяти ГХАТИК.
Эта МУДРА известнаЯ у овладевших ею людьми как ВАЙАВИ-ДХАРАНА МУДРА, вызывает движение в КХА.
Эта высокая МУДРА прогоняет старость и смерть. К занимающемуся не приходит смерть из воздуха и ему дается способность двигаться в КХА.
Способность к " движению в КХА" (КХЕ ГАМАНА) – есть, как мы знаем, не левитация, а скорее дематериализация, которую несколько раз описал Парамахамса Йогананда в своей " Автобиографии".
20. АКАШИ-ДХАРАНА МУДРА (" Печать концентрации на эфире" )
Стихия " эфир", которая светится светом чистейшей морской воды, находится в соедине-нии с БИДЖА " ХАМ" и в связи с Садашивой. Закрепив там (в ВИШУДДХА-ЧАКРЕ, у шейного позвонка) ПРАНУ и сознание, сохраняй это в течение пяти ГХАТИК. Это НАБХО (эфирная)-ДХАРАНА, которая открывает двери к освобождению (МОКША).
Тот, кто знает эту АКАШИ-ДХАРАНА МУДРУ, является сведущим в ЙОГЕ. Для него не существует ни старость, ни смерть и он подлежит растворению (ПРАЛАЙЯ).
При гибели мира в конце цикла (КАЛЬПА) вся материя растворяется, в то время, как все возвращается в первоначальную материю (МУЛА ПРАКРИТИ) и пребывает там. Но йогин, который владеет этими МУДРАМИ, имеет власть над первобытными веществами (стихиями) и не подвергается этому растворению. Если ему угодно, он удаляется в другие области, которые в то время деятельны, т. к. они принадлежат другим мирам.
21. АШВИНИ МУДРА (" Печать правящих кобылами" )
Сократи мышцу заднего прохода и отпусти ее. Повторяй это. Это и есть АШВИНИ МУДРА, которая пробуждает ШАКТИ.
Эта АШВИНИ является великой МУДРОЙ. Она изгоняет болезни заднего прохода, дает силу и хорошее самочувствие и предохраниет от преждевременной смерти.
АШВИНИ МУДРА отличается от БАСТИ, очевидно, специфической концентрацией мысли на пробуждении КУНДАЛИНИ, которая не в последнюю очередь посредством этой грубома-териальной поддержки все время воображаемого процесса, фактически пробуждается и пробуждается (см. наш комментарий к стиху 24, выше), что становится заметным благодаря возрастающему жару в спинномозговом канале (см. также стих 55).
22. ПАШИНИ МУДРА (" Печать петли" )
Забрось обе ступни на шею за спину, крепко держа их вместе как петлю. Это ПАШИНИ (петлевая) МУДРА, которая пробуждает ШАКТИ.
ПАШИНИ является великой МУДРОЙ, которая сообщает силу и процветание, ее должны тщательно выполнять садхаки, которые желают достигнуть успеха (СИДДХИ).
23. КАКИ МУДРА (" Воронья печать" )
Придав рту форму вороньего клюва, вдохни через него воздух очень медленно. Это КАКИ МУДРА (воронья), которая прогоняет всякого рода болезни.
Словесное содержание первой половины стиха то же самое, как при ВАТАСАРА ДХАУТИ, но в то же время, как при ДХАУТИ воздух вводится в пищевод и в желудок, при КАКИ МУДРА он вдыхается.
КАКИ является великой, сохраняемой во всех ТАНТРАХ МУДРОЙ. Благодаря этой МУДРЕ, человек остается свободным от болезней, подобно вороне.
Упомянутыми здесь болезнями являются те же самые, которые устраняются посредством дыхательного упражнения СИТАЛИ (см. ниже).
24. МАТАНГИНИ МУДРА (" Слоновая печать" )
Стоя в воде по шею, втяни воду через обе ноздри и выпусти ее обратно через рот.
Затем втяни воду через рот и выпусти ее обратно через ноздри. Повтори это снова и снова. Это МАТАНГИНИ МУДРА.
В уединенном, безлюдном месте выполняй эту " слоновую" МУДРУ с большой внимательнос-тью – ты станешь сильным как слон.
Техника этой МУДРЫ состоит из двух упражнений: очищение лобных пазух ВЬЮТ-КРАМА и СИТ-КРАМА. В остальном же кажется типичной индийской превосходной степенью похвалы.
25. БХУДЖАНГИНИ МУДРА (" Змеиная печать" )
Вытянув рот вперед, пей воздух через глотку. Это БХУДЖАНГИНИ (змеиная) МУДРА. Она напоминает одно из очистительных упражнений (ВАТАСАРА-ДХАУТИ).
Все заболевания живота, какие только существуют, в особенности несварение желудка и т. п., все они в скором времени устраняются этой МУДРОЙ.
Эта глава о МУДРАХ отгоняет все (всякого рода) болезни и сообщает огонь пищеварения тому, кто их постоянно выполняет.
К нему не приходит ни старость, ни смерть, ни что-либо подобное, ни страх перед огнем, водой или воздухом.
Кашель, астма, увеличение селезенки, проказа и слизевые болезни двадцати видов несомненно устраняются посредством выполнения этих МУДР.
Последнее утверждение, как и все прочие, которые восхваляют МУДРЫ превыше всего, не являются, однако, лишь преувеличенными похвалами. Эти МУДРЫ охватывают всю технику ЙОГИ, от ее первой ступени (МАНТРА-ЙОГА) до самой высокой (РАДЖА-ЙОГА).
Мы хотим это показать и при этом обнаружить скрытый смысл этих упражнений в МУДРАХ.
Последовательность, в которой эти МУДРЫ здесь даны, не имеет взаимосвязи и поэтому позволяет возникнуть мысли, что как раз это бессвязное описание предназначено для того, чтобы скрыть тайну этих замечательных упражнений. Так как эти упражнения, прочтенные в приведенной последовательности, не позволя-
ют предположить, что речь здесь идет о глубоком развитии, которое сразу станет отчетливым, как только мы рассмотрим отдельные МУДРЫ в определенной системе.
Мы начнем, по-видимому, с незначительной НАБХА МУДРЫ (1): йогин должен постоянно и в любом положении жизни, при любом занятии, на каждом шагу повторять МАНТРУ и держать язык кверху, у НАБХА, " неба". Этим самым он напоминает себе о том, что мысли его также должны быть направлены к " небу", т. к. там находится место познания истины (глаз Шивы, шишковидная железа) и где бы занимающийся не находился, где бы он не концентрировался – в сердце, в месте между бровями – он должен всегда помнить, что его самой возвышенной целью является открытие " третьего глаза", и что практически вся практика ЙОГИ должна быть пред-принята с этой целью.
Это начало практики – МАНТРА-ЙОГА.
Cогласно учению ЙОГИ, сознание (МАНАС) пребывает во время бодрствования в АДЖНА-ЧАКРА (в середине головы на уровне места между бровями) и в сердце во время сна. Переход сознания из сердца к МУЛАДХАРА-ЧАКРЕ может происходить автоматически посредством концентрации на какой-нибудь ЧАКРЕ (или может быть вызван намеренно) и занимающийся замечает это, чувствуя заметный жар в нижнем конце позвоночника, как будто бы " расплав-ленное золото" постепенно втекало в спинномозговой канал. Это переход к следующей ступени – ХАТХА-ЙОГЕ.
Далее следуют очистительные упражнения (ВАТАСАРА-ДХАУТИ и т. д. ), которые достига-ют своей наивысшей точки в БХУДЖАНГИНИ МУДРЕ (2) и МАТАНГИНИ МУДРЕ (3). Пище-варительный канал и носоглотка очищаются посредством КАКИ МУДРА (4).
Теперь идут телесные упражнения (АСАНЫ) – как квинтэссенция всех АСАН ПАШИНИ МУДРА (5), при которой бедренный сустав – сместе с головой, шеей и спиной – делаются под-вижными и послушными, что имеет место во всех АСАНАХ. Затем следуют две важнейшие МУДРЫ – ВАДЖРОЛИ (6) (аналогичные ХАСТА ВРИКШАСАНА), т. е. " стойка на руках" и ВИПАРИТА-КАРАНИ (7), " стойка на голове" с концентрацией на пробуждении КУНДАЛИНИ – первая в качестве предварительного упражнения, последняя – как продолжительное возбуж-дение места над небом.
|
|||
|