Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Йога-Радж Борис Сахаров 1 страница



 

 

 

Йога-Радж Борис Сахаров

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА

 

 

 

Скрытая сторона упражнений йоги

 

 

 

Тантрическое произведение " ГХЕРАНДА САМХИТА",

 

переведенное с санскрита и снабженное пояснениями.

 

 

 

Перепечатано с анонимного источника

 

 

 

 

 

Нашему высокоуважаемому Учителю

 

ВЕЛИКОМУ МАХАТМЕ ГУРУДЕВЕ

 

посвящается с бесконечной преданностью

 

 

 

 

 

" Ни сидение в позе лотоса,

 

ни концентрация на кончике носа

 

не является йогой.

 

Йога есть единство бытия души (джива)

 

со Всеобщим Духом (Атма). "

 

 

 

Куларнава-тантра

 

 

 

ПЕРВОЕ НАСТАВЛЕНИЕ

 

 

 

МУДРЫ

 

 

 

 

Гхеранда сказал:

 

Существует двадцать пять МУДР, которые приносят йогину успех. Они являются cледую-щими: МАХА, НАБХА, УДДИЯНА-БАНДХА, ДЖАЛАНДХАРА-БАНДХА, МУЛА-БАНДХА, МАХА-БАНДХА, МАХА-ВЕДХА, КХЕЧАРИ,

 

 

 

 

ВИПАРИТА-КАРАНИ, ЙОНИ, ВАДЖРОЛИ, ШАКТИЧАЛАНИ, ТАДАГИ, МАНДУКИ, CАМБХА-ВИ, ПАНЧАДХАРАНИ,

 

 

 

 

АШВИНИ, ПАШИНИ, КАКИ, МАТАНГИНИ, БХУДЖАНГИНИ.

 

 

 

 

Так сказал Махешвара:

 

Я рассказал тебе, Деви, о главе " Мудра". Посредством этого знания достигают величайшего успеха всех СИДДХИ.

 

 

 

 

Это должно самым тщетельным образом держаться в тайне и никому не выдаваться. Это дает йогину радость, но даже самим марутам (воздушным духам) этого трудно достигнуть.

 

 

 

Что такое МУДРА? Упражняющемуся в йоге знание санскрита имеет величайшую важность и даже необходимо, так как знание только при наличии интуиции, может обнаружить скрытый cмысл слова. МУДРА означает " печать", а также " замыкание", " тайна". Это обозначение пока-зывает, что здесь не идет речь о дальнейшей ступени АСАН, а что здесь этому понятию прида-ется гораздо более важное значение. МУДРА — есть положение тела (иногда также положение пальцев), которое вместе с концентрацией мысли на какой-то определенной части тела, связано с некоторым центром. Такое положение, вместе с определенной задержкой дыхания, называется БАНДХА, т. е. " замыкание".

 

В этом состоит тайна этой ступени, которая фактически представляет дальнейший шаг в йоге, даже весь путь в йоге, потому что все 25 МУДР, которые описаны в этой главе, являются лишь частями одного и того же упражнения, как еще покажет заключительная часть этой главы.

 

Все они, начиная с ТАДАГИ МУДРЫ (стих 61) и кончая КХЕЧАРИ МУДРОЙ (стих 25), ука-зывают элементы четырех ступеней йоги — МАНТРА-, ХАТХА-, ЛАЙЯ- и РАДЖА-ЙОГИ, и образуют квинтэссенцию всего развития. Поэтому сказано, что " посредством знания их достига-ют наибольшего успеха и всех СИДДХИ".

 

 

 

1. МАХА МУДРА (" Великая печать" )

 

 

 

 

С большой тщательностью прижми левую пятку к заднему проходу, вытяни правую ногу и правую ступню, и охвати пальцами рук, пальцы этой ноги.

 

 

 

 

Сожми горло и смотри в середину между бровями. Эта МУДРА обозначается мудрецами как МАХА МУДРА.

 

 

 

 

Упражнение в МАХА МУДРЕ излечивает кашель при туберкулезе, переплетение кишок, увеличение селезенки, несварение желудка и лихорадку – в сущности, всякого рода болезни.

 

 

 

Положение тела при этой МУДРЕ есть ДЖАНУСИРШАСАНА (" колено-голова" ). Сюда под-ходит также в связи со сжиманием горла ДЖАЛАНДХАРА-БАНДХА (собственно голосовых связок, стих 12), что служит как задержка дыхания, а концентрация мыслей между бровями – уже много раз знакомое требование.

 

Какова есть цель этой МУДРЫ? Прежде всего, не считая ее гигиенического или профилакти-чески целебного действия, отток ПРАНЫ от ИДЫ (левая сторона) и соответственно от ПИН-ГАЛЫ (по правой стороне), вызывает движение ПРАНЫ по среднему каналу (СУШУМНА). Поэтому, хотя здесь предписывается односторонне, эта МУДРА должна выполняться как на ле-вую сторону, так и на правую сторону тела.

 

Отсюда вытекает, как впрочем и при каждой МУДРЕ, что это упражнение имеет внутренний скрытый смысл, к которому мы еще вернемся.

 

 

 

2. НАБХА МУДРА (" Небесная печать" )

 

 

 

 

Где бы йогин не находился, что бы он не делал, всегда он должен держать язык кверху и всегда задерживать дыхание. Это НАБХА МУДРА, которая отгоняет болезни от йогина.

 

 

 

Каким образом должна эта МУДРА отгонять болезни? Правда, это положение языка уже по-тому следует порекомендовать, что посредством него несомненно можно привести себя в состояние полного дыхания. Известно, что большинство людей, в особенности женщины, ды-шат неправильно, применяя либо грудное дыхание, либо брюшное дыхание. Часто даже под названием полного дыхания понимается постепенное дыхание, т. е. включение друг за другом трех видов дыхания, и даже в некоторых книгах по йоге оно рассматривается как якобы йогов-ское дыхание, хотя оно далеко отстоит от последнего.

 

Единственно правильное (и естественное! ) полное дыхание осуществляется только при помо-щи диафрагмы. Для этого помогает каждому лучше всего особое положение языка – корень язы-ка, а не кончик, как рекомендуется во многих книгах.

 

Следовательно, основание языка должно быть приложено к заднему небу (язычку), как если бы вы хотели дышать через нос, но с открытым ртом – этим самым немедленно включается деятельность диафрагмы. Поэтому в индийских сочинениях по йоге, это положение языка при дыхании постоянно рекомендуется. Один этот факт достаточен, чтобы это положение языка и, следовательно, НАБХА МУДРА были в высокой чести, так как истинное полное дыхание при-чем автоматически происходит включение различных типов дыхания исключительно посред-ством давления диафрагмы вниз) отгоняет многие заболевания.

 

Однако это вовсе не единственная причина хвалить НАБХА МУДРУ. Что означает, собствен-но, НАБХА МУДРА? НАБХА (НАБХАС) означает " небо". Должен ли при этой МУДРЕ язык держаться к " небу"?

 

Мы представляем нашим читателям поразмыслить об этом, какое небо под этим подразуме-вается и с какой целью. Но, чтобы облегчить им эту задачу, мы добавим еще, что слово НАБХА очевидным образом имеет общий корень со славянским " небо" и, что НАБХА означает также " вкус", " нос", " эфир" (стихию).

 

Эта НАБХА МУДРА является предварительной ступенью для МАНДУКИ МУДРА (см. стих 62) и играет решающую роль в знаменитой КХЕЧАРИ МУДРЕ (стих 25).

 

 

 

3. УДДИЯНА-БАНДХА (" Взлет-замыкание" )

 

 

 

 

Натяни живот ниже и выше пупа высоко. " Великая птица" тем самым непрестанно взле-тает. Эта УДДИЯНА-БАНДХА является львом, который убивает слона смерти.

 

 

 

 

Из всех БАНДХ эта УДДИЯНА является наилучшей. Упражняющемуся УДДИЯНА совер-шенно естественно дает освобождение (МУКТИ).

 

 

 

Прежде всего, сравним это упражнение с уже описанной нами АГНИСАРА-ДХАУТИ и уста-новим при этом, что они друг с другом совершенно совпадают.

 

Следовательно, в этой УДДИЯНА-БАНДХЕ, что-то содержится, что делает ее именно БАНД-ХОЙ. Действительно, оба упражнения имеют общей задержку дыхания, так как диафрагма толь-ко при выдохе может подниматься высоко. Но к тому же УДДИЯНА как форма МУДРЫ, долж-на содержать определенную концентрацию мысли.

 

Какой же является эта концентрация? Каким образом может это с виду резкое грубоматери-

 

альное упражнение подобно " льву умертвить слона смерти" и даже привести к освобождению? Текст упоминает при этом " Великую птицу", которая " взлетает". Это ПРАНА, или на мистичес-ком языке ЙОГИ, КУНДАЛИНИ-ШАКТИ, которая поднимается по каналу СУШУМНА. Это, очевидно, та концентрация, которую мы имеем ввиду.

 

Как эта концентрация, и прежде всего подъемы и опускания, вызывают силу КУНДАЛИНИ? Как все это можно описать на современном языке? Мы должны при этом верить на слово йоги-нам, что простой подъем диафрагмы при выдохе – есть явление взлета " Великой птицы", при-чем практикование такой МУДРЫ подтверждает это. Но тогда это явление происходит не за счет этой особой кон- центрации, причем задержка дыхания и поднимание диафрагмы, играет ли второстепенную роль при этом?

 

Мы еще будем говорить об этом.

 

 

 

4. ДЖАЛАНДХАРА-БАНДХА (" Удерживающее нектар замыкание" )

 

 

 

 

Втянув горло, положи подбородок на грудь. Посредством этой ДЖАЛАНДХАРА-БАНДХИ будут закрыты (перекрыты) шестнадцать опор (АДХАРА). Эта великая ДЖАЛАНДХАРА МУДРА прогоняет смерть.

 

 

 

 

Успех в ДЖАЛАНДХАРА-БАНДХЕ дает СИДДХИ (сверхчувственные силы) йогину. Тот,, кто ее делает в течение шести месяцев, без сомнения станет СИДДХОЙ (посвященным адептом).

 

 

 

 

 

Каковы эти шестнадцать АДХАРА? Как ни странно, но эта тема никогда не рассматривается авторами книг по ЙОГЕ, хотя, как мы сейчас увидим, она как раз скрывает в себе важнейшие тайны ЙОГИ. Именно эти тайны так запутаны, что многие указания на них остаются загадкой, но в общих чертах доказывается, что эта ДЖАЛАНДХАРА-БАНДХА, точно также как и УДДИ-ЯНА, является гораздо чем-то большим, чем только давление подбородка на грудь.

 

" ШИВА-ЙОГА" следующим образом описывает эти АДХАРА:

 

а) ПАДАНГУСТХА (большой палец ноги). ТЕДЖОДХЬЯНА (глава 6) устремляет на него фо-кусированный взгляд.

 

б) ПАРСНИ-МУЛА (корень пятки). Прижимание пяток друг к другу вызывает огонь.

 

в) ГУДА (задний проход). Посредством стягивания и давления на него ступней, АПАНА-ВАЙЮ будет крепко удерживаться (очевидно указания на дальнейшие БАНДХИ, такие как МУЛА, МАХА и т. д. ).

 

г) МЕДХРА (пенис). Посредством стягивания семя остается неподвижным (вариант ВАДЖРОЛИ МУДРА, которая подробно описана в " ХАТХА-ЙОГА ПРАДИПИКА" ).

 

д) ОДАНА (вероятно УДДИЯНА – " взлет", " прорыв" ). Повторяемая по желанию, она сжигает экскрименты и личинок червей.

 

е) НАБХИ (пуп). Концентрация мыслей с ОМ-мантрой здесь господствует над НАДА (мистический звук).

 

ж) ХРИДАЙЯ (сердце). Укрепление ПРАНЫ здесь действует на появление света в среднем лотосе.

 

з) КАТХА-КУПА (шейная ямка). Посредством давления подбородка на это место, ВАЙЮ (воздух, ПРАНА) притягивается из ИДЫ и ПИНГАЛЫ и удерживаются (это, собственно говоря, ДЖАЛАНДХАРА-БАНДХА).

 

и) ГХАНТИКА (язычок). Посредством соприкосновения с языком, корнем, будет получен " нектар" (МАНДУКИ МУДРА, см. стих 62).

 

к) ЛАМБИКА (язык). Посредством движения, доения, втягивания языка, он может быть под-вернуть в другую сторону. Тот, кто вытягивает его в области мягкого нёба, достигает бессмер-тия (КХЕЧАРИ МУДРА, стихи 25-32).

 

л) РАСАНА (слизь под языком). Плотность ее сообщает сладость речи, поэтический талант.

 

м) ДАШАНА (челюсть). Над ней находится " Царский скипетр" (ЧАКРА в области язычка). Когда туда делается движение языком, то через полгода становится виден свет, или согласно " ШИВА-ЙОГЕ" – " занимающийся становится освобожденным от своего физического тела". Это означает, что если концентрироваться в этом месте (САМБХАВИ МУДРА, см. стихи 64-67), то будет видно пламя.

 

н) ГХАРАНА-МУЛА (корень носа). Когда взгляд туда МЫСЛЕННО фиксирован, то ВАЙЮ неподвижен в этом месте, т. е. дыхание останавливается и автоматически происходит концен-трация (см. главу о технике дыхания).

 

о) ЛАЛАТА (лоб). Знаток ЙОГИ мысленно направляет ВАЙЮ на это место и достигает пол-ного успеха (всех СИДДХИ). Концентрация мысли на корне носа влияет на гипофиз (АДЖНА-ЧАКРА), а концентрация мысли на лбу влияет на эпифиз, т. е. на шишковидную железу (САХАСРАРА ПАДМА).

 

п) ВЬЙОМА (" нёбо", местопребывание СОМА-ЧАКРЫ). Мудрый видит своим " третьим глазом" солнечный свет, который быстро снова исчезает. Намек на пробуждение (САМЬЯМА) в свете верхушки головы (см. комментарий к " ЙОГА-СУТРЕ" Патанджали, III-33).

 

р) НЕТРА (глаз). Мудрый направляет глаза вверх (как во сне или при смерти и видит тотчас много света.

 

См. также описание Яджнавалкьи " ПРАТЬЯХАРА на местах в теле".

 

 

 

5. МУЛА-БАНДХА (" Закрывание корня" )

 

 

 

Затем мудрый прижимает пятку левой ступни к промежности, прижимает тщательно узлы пупа к позвоночнику.

 

 

 

 

Он кладет крепко правую пятку на половой орган. Эта, уничтожающая старость, МУДРА называется МУЛА-БАНДХА.

 

 

 

Словечко " затем" (татас) доказывает, что эта МУДРА, как и каждая другая, должна выполняться не по отдельности, а в связи с другими.

 

 

 

 

Человек, который хочет пересечь океан САНСАРЫ (смерть и новое рождение), должен выполнять эту МУДРУ в тайне и в уединенном месте.

 

 

 

 

Посредством практики в этой БАНДХЕ, будет несомненно достигнуто совершенство (СИДДХИ) в овладении дыханием. Таким образом он должен упражняться тщательно, в молчании и без перерыва.

 

 

 

6. МАХА-БАНДХА (" Большое закрывание" )

 

 

 

 

Мудрый закрывает задний проход левой пяткой, тщательно прижимая ее правой ступней.

 

 

 

 

Он двигает осторожно пятку, чтобы возбудить мышцу заднего прохода, и медленно втягивает промежность в то время, как он задерживает дыхание (ПРАНУ) посредством ДЖАЛАНДХАРЫ. Это называется МАХА-БАНДХА.

 

 

 

Это упражнение, несомненно, является МУЛА-БАНДХОЙ, к которой еще присоединяется ДЖАЛАНДХАРА. После вдоха сначала выполняется сокращение заднего прохода (МУЛА-БАНДХА), а затем кроме того еще прижимается подбородок к груди (ДЖАЛАНДХАРА).

 

Какова цель этого упражнения? Это мы узнаем из следующего стиха.

 

 

 

 

МАХА-БАНДХА есть величайшая БАНДХА, которая изгоняет старость и смерть. Посред-ством милости этой БАНДХИ достигаются исполнения всех своих желаний.

 

 

 

7. МАХА-ВЕДХА (" Великий прорыв" )

 

 

 

 

Точно также как красота, очарование и юность женщин является ничем без мужчин, так и МУЛА-БАНДХА и МАХА-БАНДХА является ничем без МАХА-ВЕДХИ.

 

 

 

 

Сидя в МАХА-БАНДХЕ, сделай УДДИЯНА-КУМБХАКА (УДДИЯНА-БАНДХА). Это называ-ется МАХА-ВЕДХА приносящая успех в ЙОГЕ.

 

 

Йогин, который ежедневно выполняет МАХА-БАНДХУ и МУЛА-БАНДХУ вместе с МАХА-ВЕДХОЙ, является наилучшим среди сведущих в ЙОГЕ.

 

 

 

 

Для него не существует ни страх смерти, ни старость. Эта ВЕДХА должна выполняться лучшим среди йогинов тщательно и тайно.

 

 

 

В " ХАТХА-ЙОГА ПРАДИПИКЕ" упоминается другой вид МАХА-ВЕДХИ, который у хатха-йогинов пользуется особенным признанием. При этом речь идет о грубоматериальном изложе-нии всей техники, которая все больше вырождается в чисто физическую и полностью теряет эзотерический характер йоги.

 

Йогин сидит в МУЛА-БАНДХЕ, причем он, посредством сокращения сфинктера заднего про-хода, препятствует выходу АПАНА-ВАЙЮ из тела. Затем тело поднимается силой упора рук, и йогин ударяет свое седалище о пол 10-20 раз (! ). Это называется ТАДАНА-КРИЙЯ. Посредтвом этих ударов должна пробудиться мистическая КУНДАЛИНИ.

 

Как говорит Свами Шивананда в своей " ХАТХА-ЙОГЕ":

 

" Повтори это два-три раза. Постепенно увеличивай число ударов. Посредством этого упраж-нения будет в скором времени пробуждена КУНДАЛИНИ".

 

МАХА-ВЕДХА, согласно этой технике, является тем же упражнением, только с добавлением ДЖАЛАНДХАРА- БАНДХИ.

 

Как замечает далее Свами Шивананда: " … воздух (ПРАНА) посредством этого упражнения входит в канал СУШУМНА".

 

Мы воздержимся здесь от комментариев. Фактом является то, что некоторая сила действи-тельно может быть пробуждена посредством преднамеренного удара или сильного случайного удара по копчику. Известны случаи, когда посредством внезапного удара по копчику, у челове-ка открывались некоторые оккультные феномены, например ясновидение.

 

Но является ли это пробуждением КУНДАЛИНИ?

 

В конечном счете эта сила, как и любая другая сила, является КУНДАЛИНИ в той или иной форме. Но может ли божество, которому во всяком отношении и во всяком тексте оказывается высочайшее почтение и преклонение, быть пробуждено или возбуждено просто ударом? Не вспоминается ли при этом, что на мили удаленный от спящей красавицы принц, пробуждает ее поцелуем, что некоторые ниже стоящие идолопоклонники мажут своих идолов салом в благо-дарность за оказанную им милость и одновременно сильно бьют их в случае, если просьба об-

 

ращенная к ним, осталась без ответа?!

 

 

 

8. КХЕЧАРИ МУДРА (" Печать полета к небу" )

 

 

 

 

Разрежь ткань под языком, постоянно двигая языком, подои его свежим коровьим маслом и вытяни его железными щипцами.

 

 

 

 

Посредством этой постоянной практики, язык станет длинным, и когда он достанет до места между бровями, наступает КХЕЧАРИ.

 

 

 

 

Подвигай язык постепенно к середине неба. Когда язык, обращенный в противоположную сторону, войдет в полость черепа, и взгляд будет направлен к середине между бровями, возникает КХЕЧАРИ МУДРА.

 

 

 

Теперь мы достигли высшей точки всей практики в ХАТХА-ЙОГЕ. Эта КХЕЧАРИ МУДРА является альфой и омегой не только ХАТХА-ЙОГИ, но и высочайшей РАДЖА-ЙОГИ. Почему? Что же, собственно говоря, КХЕЧАРИ МУДРА? Слово КХЕ-ЧАРИ состоит из КХЕ (локатив – местный падеж – от КХА, т. е. " в КХА" ) и ЧАРИ – " странствующий". В целом это слово озна-чает, следовательно, " странствие в КХА". А что означает КХА? Это как раз основная проблема всего развития в ЙОГЕ. Этимологически " КХА" означает " небо", воздух и дает поэтому поводу думать, что движение в КХА есть просто парение в воздухе.

 

Так говорит, например, Свами Шивананда в своей уже цитированной " ХАТХА-ЙОГЕ":

 

" В древние времена йогины имели обычай парить в воздухе при помощи КХЕЧАРИ МУДРЫ".

 

Почему же теперь они не могут это сделать? – спрашиваем мы. Потому что, КХЕЧАРИ МУДРА вовсе не означает парения в воздухе. Свами Шивананда говорит за строчку до этого: " Посредством практики этой КХЕЧАРИ МУДРЫ, йогины погребали себя под землей и даже через шестнадцать месяцев снова выходили оттуда живыми".

 

Так обычно понимается это упражнение. Но почему же йогин выполняющий КХЕЧАРИ " странствующим в воздухе", когда тело лежит погребенным под землей? Его физическое тело – да, но не он сам. КХА означает именно не физический воздух, а эфир (АКАША), не грубо-материальное небо, но астральный план.

 

Индусы отличают пять форм эфира друг от друга:

 

ПРИТХИВИ – стихия " земля", не физическая земля.

 

АПАС, или АП – стихия " вода", не грубоматериальная вода.

 

ТЕДЖАС – стихия " огонь", одной из форм которого является известный нам огонь, или свет.

 

ВАЙЮ – стихия " воздух", а также воздух в обычном смысле слова.

 

АКАША – стихия " эфир", или то, что по другому, хотя не точно, понимается как астральная плоскость.

 

Так говорит " ШВЕТАШВАРА УПАНИШАДА" о пяти восприятиях в ЙОГЕ, которые назы-ваются пятью стихиями – ПРИТХИВИ, АП, ТЕДЖАС, АНИЛА (ветер – другое обозначение для воздуха) и КХА – " ПРИТХИВИ-АП-ТЕДЖ-АНИЛА-КХЕ-САМУТТХИТА".

 

Следовательно, слово " КХЕЧАРИ" означает того, кто со своим астральным телом или, лучше сказать, в своем астральном теле странствует в астральном мире.

 

Истинность этого упражнения косвенно вытекает из слов Свами Шивананды, который в дру-гом тексте говорит между прочим:

 

" Йогины держат некоторые пилюли из ртути во рту и парят в воздухе. Они приготовляют не-которую мазь из определенных кореньев и, натирая ею ступни, движутся в воздухе". (" РАДЖА-ЙОГА" ).

 

Но если бы речь шла действительно о пилюле из химического вещества, которая снабжает такие ФИЗИЧЕСКИЕ силы, то человек не мог бы ее проглотить, даже если бы эта пилюля сос-тояла из самых легких веществ – водорода и гелия.

 

Она должна была бы иметь размеры воздушного шара, чтобы мочь поднять в воздух человечес-кое тело, весящее около 75 килограммов!

 

Поэтому речь идет не о парении в воздухе в обычном, физическом смысле слова, а о выходе астрального тела из физического тела, парении в астрале.

 

 

 

Вследствие этогопроисходит ни обморок, ни голод, ни жажда, ни усталость, ни болезнь, ни старость, ни смерть, но возникает сияющее тело.

 

 

 

 

 

Это выражение (" сияющее тело" ) доказывает, что под этим подразумевается астральное тело, которое тем самым подчинено и, следовательно, не подвергается влиянию голода, жажды, бо-лезни, старости, смерти. Если здесь подразумевается физическое тело, то как же умирают тогда эти хатха-йогины? Знаменитый Харидас, который позволил себя похоронить на целых сорок дней (посредством этой КХЕЧАРИ МУДРЫ) и очнулся затем живым, умер через несколько лет вследствии ошибки в своих дальнейших упражнениях.

 

Следующий стих подтверждает это утверждение.

 

 

 

 

Тело не может быть обожжено огнем, высушено ветром, увлажнено водой, быть укушено змеей.

 

 

 

 

Тело становится прекрасным. САМАДХИ достигается и язык, который пришел в соприкос-новение с отверстием черепа, получает нектар (РАСА).

 

 

 

 

Вызываются различные соки и ежедневно ощущается новое счастливое блаженство. Вначале соленый вкус, затем щелочной, затем горький стягивающий.

 

 

 

 

Затем масляный вкус, вкус пахты, молока, кислого молока, меда, винограда и, затем возникает вкус нектара.

 

 

 

Разве это не указание на концентрацию на чувстве, которое возникает посредством соприкос-новения мягкого неба с корнем языка (см. стих 62).

 

С другой стороны следует, однако, под этим понимать высшую ступень КХЕЧАРИ МУДРЫ.

 

 

 

9. ВИПАРИТА-КАРАНИ МУДРА (" Обратно действующая печать" )

 

 

 

 

У корня пупа пребывает Солнце, у корня мягкого неба пребывает Луна. Солнце пожирает нектар и поэтому человек подвержен смерти.

 

 

 

 

Перенеси Солнце наверх, а Луну вниз – это обратно действующая МУДРА (ВИПАРИТА-КАРАНИ), которая тайно содержится во всех ТАНТРАХ.

 

 

 

 

Положи голову на землю и охвати ее руками, подними ступни высоко и оставайся в таком положении неподвижным – это понимается как " обратно действующая".

 

 

 

Это несомненно известная нам СИРШАСАНА, т. е. стойка на голове, а не вариант последней с вытянутыми руками и не " полусвеча", как во многих книгах ложно переводится или представ-ляется.

 

Что означает здесь " нектар"? И каким образом может " Солнце", когда оно поменялось с " Лу-ной", не пожирать нектар, который капает с " Луны"? " Луна" есть шишковидная железа (может быть также гипофиз), которая доставляет важные для жизни гормоны, – если мы хотим оста-ваться при грубоматериальном значении – а " Солнце" есть солнечное сплетение или огонь пищеварения, который при обмене веществ пожирает " нектар", гормоны. Поэтому " человек под-вержен смерти" (распаду веществ).

 

Когда положения " Солнца" и " Луны" меняются местами, то (не только благодаря увеличен-ному притоку крови к голове) деятельность железы (или желез) повышается и избыток гормона (который более не пожирается " Солнцем" ) достигает тока кровообращения и приносит омоло-жение и удлинение жизни, как указывает ближайший стих.

 

 

 

 

Выполняй эту МУДРУ постоянно и ты устранишь старость и смерть. Ты станешь адептом (СИДДХА) во всех мирах и не будешь подвержен растворению (ПРАЛАЙЯ).

 

 

 

Этот стих указывает на еще более глубокий, " тайный" смысл этой теории. " Солнце", которое пребывает в пупе, есть мистическая сила КУНДАЛИНИ (змеиный огонь), которая хотя и дрем-лет в одном из самых нижних центров, в МУЛАДХАРЕ, но когда она частично возбуждается как, например, при обычных физиологических процессах – зротике и аналогичных возбужде-ниях – пребывает в области пупа. Этот огонь (Солнце" ) должен быть переведен обратно в МУЛАДХАРУ и оттуда вдоль позвоночника к мозгу (шишковидной железе или " Луне" ).

 

Так дословно говорит тантрический текст " БХУТАШУДДХИ":

 

" Мудрец, который пробуждает Солнце, ведет его постепенно к вершине Меру…"

 

Под вершиной Меру в ЙОГЕ всегда понимают тысячелепестковый лотос (САХАСРАРА), который имеет свое физическое соответствие в шишковидной железе. " Чаша" этого цветка лотоса всегда считается расположенной на верхушке головы. Так как Меру означает спинной мозг и последний простирается самое большее до гипофиза и шишковидной железы, то обе эти железы автоматически выражают " вершину Меру".

 

От мистического сочетания КУНДАЛИНИ (ШАКТИ) с Высшим Богом (ПАРАМАШИВА) в тысячелепестковом лотосе (соответственно в шишковидной железе) капает " нектар" (" духовное озарение", " благодать" католической церкви), который " просвещает" физическое тело. Тем самым оно становится " омоложенным и бессмертным", оно становится в самом высоком смысле слова СВАДИАНДА-ДЕХА, т. е. " полностью подчиненным собственной воле духа", и его мета-болическое равновесие может поддерживаться сколь угодно долго в идеальной гармонии со ставшим отныне совершенно тонким телом.

 

Путь к этому указывает следующий стих.

 

 

 

10. ЙОНИ МУДРА (" Печать промежности" )

 

 

 

 

Сидя в СИДДХАСАНЕ, мудрец зажимает уши, глаза, нос и рот большими, указательными, средними, безымянными пальцами и мизинцами.

 

 

 

 

Он втягивает ПРАНУ посредством (несколько раз повторенной) ЙОНИ МУДРА, соединяет ее с АПАНОЙ и думает о шести ЧАКРАХ подряд согласно МАНТРЕ

 

" ХУМ ХАМСА".

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.