|
|||||
ПРИМЕЧАНИЯ 7 страница ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
ПРИМЕЧАНИЯ
· 1Во II книге Геродот без грубых ошибок излагает связную историю Египта, начиная с середины VII в. (с начала царствования Псамметиха I). Для Саисской эпохи (VII—VI вв. до н. э. ) рассказы Геродота имеют неоценимое значение (см.: С. Я. Лурье. Геродот, с. 122). · 2Это действительно фригийское слово, встречающееся во фригийских надписях. · 3Т. е. Пта (бог — покровитель кузнецов), который отождествлялся с Гефестом. · 4Египетский гражданский год начинался 19 июля с восходом Сириуса (егип. Содпет, Сотис), когда начинался разлив Нила, и продолжался до следующего разлива. Год делился на три времени года (разлив, посев, жатва). · 5Греческий год делился на 12 лунных месяцев (6 месяцев по 30 дней и 6 — по 29 дней). Через каждые три, пять и восемь лет восьмилетнего цикла прибавлялся «вставной» месяц (Посейдеон второй). · 6Плинфинский залив и озеро Сербонида являются восточной и западной границами Египта. · 7Ширина Нильской долины от Каира до Сиены (Асуан) меняется от 20 до 1 км. · 8Это — страна Пунт, т. е. сомалийское побережье. · 9Гомеровское выражение (ср.: Одиссея 14, 136). · 10См. выше, II 6. · 11Как показывает упоминание Геродотом египетской меры схен («хеннуб»), автор пользовался здесь египетскими источниками. Тем не менее цифры для расстояний неверны. · 12Т. е. долина р. Скамандра. · 13Местное египетское название Египта Кемет (черный). · 14Речь идет о Голубом Ниле, который приносит ил с Абиссинских гор. · 15Геродот пользуется записями жрецов, которые относятся к разливу Нила при царе Аменофисе IV (1377—1358 гг. до н. э. ). Этот царь смешан здесь с Меридом (Аменемхет III, ок. 1840—1792 гг. до н. э. ). · 16В области нильской Дельты землю не вспахивали плугом. · 17Подобные заведения были также у Каноба (в устье западного рукава Нила). · 18Греческое название Египта восходит к египетскому Хикупта (Ка — дом Пта). Хикупта — имя главного святилища в Мемфисе. По этому храму был назван город Мемфис, а впоследствии и вся долина Нила. · 19Здесь имеется в виду первый катаракт у Сиены. · 20Эту гипотезу высказал Фалес Милетский (ок. 600 г. до н. э. ). · 21Это толкование принадлежит Евфимену из Массалии (конец VI в. до н. э. ). Евфимен, плавая вдоль западного побережья Африки, достиг совр. Сенегала и думал, что истоки Нила находятся в Океане. · 22Геродот опровергает мнение философа Анаксагора (ок. 500—428 гг. до н. э. ). · 23Здесь Геродот, по-видимому, имеет в виду Гекатея Милетского. · 24Писец храма богини Нейт (Афины), один из высших должностных лиц при храме, вероятно, главный осведомитель Геродота о Египте и его истории. · 25Этот миф известен из египетских текстов пирамид. · 26Здесь Геродот дает описание первого катаракта Нила ниже Сиены. · 27Запруженный и разлившийся в этом месте Нил Геродот принимает за озеро. · 28Прежняя столица эфиопов была Напата на р. Джебель Баркал, но после похода Камбиса перенесена дальше на юг в Мерое. Эфиопское царство со столицей в Мерое существовало до 355 г. н. э. · 29Зевс у эфиопов — Амон-Ра. · 30Дионис — Осирис. · 31Асмах (егип. «схм» — по левую руку) означает, вероятно, восточные племена, которые впоследствии переселились на юг. · 32Т. е. Средиземное море. · 33Насамоны пересекли Сахару в юго-западном направлении от берегов Большого Сирта, вероятно, до Тимбукту на Нигере. «Маленькие люди», быть может, одно из племен пигмеев. · 34Это, конечно, неверно. · 35Это сообщение неправильно: в Египте было много женщин-жриц. · 36Здесь Геродот неточен. В его время у египтян было распространено древнейшее иероглифическое письмо (для надписей), иероглифическое упрощенное письмо, иератический курсив (для деловых бумаг и писем) и, наконец, демотическое письмо (для широкого употребления). Демотическим письмом писали главным образом справа налево. · 37Во многих храмах Египта жреческие должности были наследственными. Все египетские правители несли огромные расходы на содержание храмов и жрецов. Даже персидские завоеватели при Дарии I должны были признать древние привилегии храмового жречества и оказывать жрецам денежную помощь. · 38Быков в Египте с древнейших времен приносили в жертву богу Солнца. · 39Имеется в виду праздник Исиды, справлявшийся в Бусирисе. · 40Культ Исиды был распространен среди ливийцев в области Дельты. · 41Афродитой Геродот называет богиню Гатор, имя которой сохранилось в названии города Атарбехис. · 42Баран считался у египтян воплощением Хнума. · 43Имеется в виду праздник солнечного бога Амона и принесение в жертву священного барана. · 44Алкей — отец Амфитриона и Электрион — отец Алкмены, по мифу, происходили из Египта. · 45Датировка по предпоследнему египетскому царю Амасису II указывает на то, что Геродот цитирует здесь Гекатея, который посетил Египет при этом царе. · 46Египтяне знали только цикл девяти богов (эннеада). · 47Описание Геродота подтверждается надписью на стеле, найденной в Тире. · 48Фасос, по-видимому, имя финикийского божества, храм которого Геродот посетил в Тире. · 49Богом города Мендеса был Хнум. Баран у египтян был символом производительной силы. Геродот отождествляет бога Мендеса с греческим Паном потому, что тот изображался с козлиными рогами. · 50Мендес, быть может, егип. Бе-нб-дд (баран). · 51Геродот имеет в виду, вероятно, праздник Памилий. · 52Мелампод исцелил от дионисического безумия дочерей тиринфского царя Прета и потребовал в награду за это себе и брату в жены его дочерей и часть царства. · 53Некоторые формы культа Диониса греки, вероятно, заимствовали у фракийцев. · 54См. выше, II 43. · 55Геродот передает мнение жителей нильской Дельты. · 56В Додоне почитали не определенных богов, а священный дуб. В этом историческое ядро рассказа Геродота. · 57Геродот, следовательно, относит возникновение гомеровских поэм приблизительно к 850 г. до н. э. · 58Имеются в виду Орфей, Мусей, Лин и Олимп. · 59Здесь игра слов: голуби, по-гречески π ε λ ε ι ά δ ε ς, а на эпирском диалекте π έ λ ε ι ο ς — старый, почтенный. · 60Прорицалище в Фивах было, по-видимому, основано греческими наемниками. · 61Геродот имеет в виду Панафинейские празднества с торжественной процессией, введенной при Писистрате. · 62Отождествление египетских богов с греческими восходит к греческим колонистам в области Дельты. Сведениями, полученными от них, пользовался уже Гекатей, посетивший Египет при царе Амасисе. · 63См. выше, II 40. · 64Они оплакивали Осириса. · 65Так Геродот описывает здесь праздник Осириса в Саисе. · 66Речь идет о ритуальной борьбе в воспоминание эпизода из мифа об Осирисе. · 67Арес — здесь египетский бог Гор. · 68Этот обычай соблюдался не во всем Египте, а лишь в некоторых областях. · 69Пиявки сидят на деснах зубов крокодила. · 70В городе Арсиное (егип. Шелет, совр. Мединет-эль-Файюм), который греки называли Крокодилополем, крокодилы были посвящены богу Сухос. · 71Так Геродот передает егип. «хмc» (крокодил). · 72Гиппопотам считался священным животным Осириса. · 73Здесь имеются в виду не выдры, а особый род ихневмонов («фараонова мышь» — Herpetes ichneumon). · 74Лепидот — чешуйчатая рыба, вымерший вид рыб. · 75По Лидделу—Скотту, s. v. Chenalopex aegyptiaca; по В. Х. Дворецкому, Anas tadorna — утка-пеганка, живущая в норах. · 76Феникс (егип. «бану») — воплощение бога Амон-Ра. В христианскую эпоху феникс стал символом смерти и воскресения Христа. · 77Рогатая гадюка (Vipera cerastes) — весьма опасная ядовитая змея. «Пагубные» — гомеризм (см.: Одиссея XVIII, 85). · 78Т. е. Амон-Ра. Мумии этих священных змей найдены в Египте. · 79По-видимому, род саранчи. · 80Какие кости видел Геродот, неясно (у саранчи нет костей). · 81Белый ибис (птица из семейства бекасовых) был посвящен богу мудрости Тоту, который поэтому часто изображался с головой ибиса. · 82Черный ибис — это чапрак, вальдрап. · 83В подлиннике стоит глагол σ υ ρ μ α ΐ ζ ο υ σ ι от егип. «срмит» — средство от глистов. · 84Егип. «клшт», греч. κ λ υ σ τ ή ρ. · 85Геродот, следовательно, не посетил виноградную область Египта в западной части Дельты на оз. Мариут. · 86Имеется в виду саркофаг, на котором изображался покойник. · 87Скорбная песнь о безвременной кончине Лина, которую пели на празднике в честь Лина в Греции, а в Финикии — на празднике Адониса, оплакивая его смерть. · 88Здесь, по-видимому, идет речь об Осирисе, смерть которого под именем Манероса, оплакивали на празднике. · 89Орфизм — религиозное движение в Греции, возникшее в VIII в. до н. э. Некоторые воззрения последователей орфизма (орфиков), например вера в переселение душ, напоминают египетские представления. Пифагорейцы — сторонники религиозно-философской секты Пифагора, как и орфики, были участниками вакхических мистерий (таинств), связанных с культом Диониса. · 90Астрология в позднем Египте была очень распространена. · 91В Египте было много врачей по разным специальностям. Сохранились гинекологические и хирургические папирусы и сборники рецептов. · 92Имеются в виду деревянные доски с изображением процесса бальзамирования. · 93Вероятно, Осириса. · 94Внутренности покойника погребали в особых сосудах, но не в гробах. · 95Смирна (мирра) — ароматическая камедь (смола) аравийского мирта. · 96Касия (Cinnamomum iners) — ароматическое и целебное растение (дикая корица). · 97Камедь (егип. «коми») — смола растения Acacia arabica L. · 98Кедровое масло при бальзамировании предохраняло внутренности от гниения до введения щелочи. · 99Редьковое масло заменяет кедровое масло. · 100Нильский лотос (Nymphaea lotos) — род лилии (Nymphaeaceae). · 101Этот вид лилий теперь в Египте не встречается. · 102Именно, жители области Дельты. · 103Силликиприй (егип. «кики») — разновидность клещевины. · 104Не из-за комаров, а из-за скорпионов и змей еще и теперь египтяне спят на крышах. · 105Acacia Nilotica. · 106Егип. «бар-ит» (корабль). · 107Или: «из Фтиотиды», откуда ахейцы переселились в Пелопоннес. · 108Сведения Геродота о египетских фараонах до эпохи эфиопских царей (715—663 гг. до н. э. ) восходят к двум различным преданиям. Из первого предания взяты рассказы о Нитокрис (VI династия), о царях XII династии Сесострисе III и Мерисе (Аменемхет III). Второе предание является источником народных сказок о Рампсините (Рамсес III) и царях IV династии Хеопсе, Хефрене и Микерине. Геродотова хронология египетских царей не соответствует царской хронологии во фрагментах царских списков Манефона. · 109Храм бога Пта в Мемфисе. · 110Красное море — здесь Индийский океан, которого достиг египетский царь в походе в страну благовоний Пунт (сомалийское побережье). · 111Надписи принадлежат не Сесострису III, а Рамсесу II. · 112Геродот путает царя Сесостриса с царем Псамметихом I, который воевал со скифами и фракийцами в Палестине, но никогда не вторгался в Скифию. · 113На р. Фермодонте греки, по преданию, разбили амазонок и затем привезли их в скифские степи (совр. Дон). · 114Имеется в виду наскальный рельеф в Сипиле и Кара-Бель в области Смирны (совр. Измир) с изображением бога в виде воина. Он принадлежит, однако, не египтянам, а хеттам. · 115Хеттский рельеф в Сипиле изображал царя с супругой и сыновьями, попирающими распростертого на земле врага. Осведомитель Геродота сочинил, быть может, на этом основании рассказ, переданный Геродотом. · 116Это неверно: лошади и боевые колесницы впервые ввели вожди семитских племен гиксосы, которые властвовали над частью Египта в 1670—1570 гг. до н. э. · 117Каналы служили в Египте для орошения полей, а не для снабжения питьевой водой. · 118Во времена Геродота в Египте существовал земельный кадастр. Налоги собирались с каждого участка соответственно его урожайности натурой, так как денег не было в обращении. После завоевания Египта персидские сатрапы (особенно Арианд) стали чеканить огромное количество серебряной монеты и, пользуясь высоким курсом серебра, скупали все продукты, добываемые в стране. · 119Гномон (солнечные часы) — вертикальный штифт, отбрасывающий тень на вогнутую поверхность (π ό λ ο ς — модель небесного свода). Гномон и полос, по преданию, были вывезены в Грецию из Вавилона Анаксимандром Милетским (около 547 г. до н. э. ). Двенадцать делений дня — часы дневные. · 120Имеются в виду две 13-метровые статуи, лежащие у Мит-Рахине. Одна из них в 1954 г. перевезена в Каир. · 121Финикияне имели в Мемфисе свое поселение с храмом богини Иштар. · 122Храмовые рабы носили особые знаки и считались неприкосновенными. · 123Илиада VI, 289 (перев. Н. И. Гнедича). · 124Одиссея IV, 228 (перев. В. А. Жуковского). · 125Одиссея IV, 351 (перев. В. А. Жуковского). · 126В «Киприях» рассказывалось о предыстории Троянской войны (эти поэмы до нас не дошли). · 127Здесь Геродот объясняет исторические события карой, ниспосланной богами, или в пределах человеческих отношений цепью обид ἀ δ ι κ ί α ι и возмездий τ ί σ ε ι ς. В конечном счете руководят событиями боги, которые пользуются людьми как орудиями, но могут обойтись и без них (ср.: А. И. Доватур. Стиль, с. 111). · 128Имеются в виду сооружения Рамсеса II в храме Пта в Мемфисе. Там находились две колоссальные статуи царя, которые во времена Геродота еще стояли. · 129В Египте обычно трупы казненных выставляли на столбах на стене. · 130Очевидно, сторожа были чужеземцы-наемники; египтяне брили себе головы и бороды. · 131Египетская сказка о нисхождении в царство мертвых. · 132Деметра (в Дельте — Исида) — здесь, вероятно, Гатор, почитавшаяся в Фивах как владычица мертвых. Царство мертвых по-египетски называлось «аментет» (западная страна), так как египтяне погребали покойников к западу от Нила. · 133По верованию египтян, умерший царь соединялся с Осирисом, смерти и воскресению которого был посвящен особый праздник в Египте. · 134Очевидно, бог мертвых Анубис (егип. Ануп), изображавшийся с песьей головой, который провожал покойника в царство мертвых. · 135Исида и Осирис. · 136Геродот путает хронологию Египта: Рампсинит (Рамсес II) — царь XIX династии (1345—1200 гг. до н. э. ), а Хеопс — IV династии (2600—2480 гг. до н. э. ). · 137По-видимому, этот царь сократил доходы жрецов, и поэтому жреческое предание считало его тираном-нечестивцем. · 138Геродот, вероятно, неправильно понял своего осведомителя. Имеется, видимо, в виду канал, по которому доставлялись стройматериалы к месту сооружения пирамиды. Три месяца работ, указанные Геродотом, — время разлива Нила, когда сельскохозяйственные рабочие привлекались на строительство государственных сооружений (каналов и пирамид). · 139Это, конечно, очень заниженная цифра расходов, которая даже отдаленно не соответствует стоимости этого грандиозного сооружения. · 140Хеопс (Хуфу) царствовал только 24 года. Ему наследовал брат Дедефра, после которого вступил на престол сын Хеопса Хефрен. · 141Имеется в виду статуя богини неба Гатор, которую изображали в виде коровы. Геродот путает ее со статуей Исиды (в саисском храме). · 142Не обнаженные, а в тесно прилегающих одеждах. · 143На празднике Осириса. · 144Позднейшая легенда анахронистически связывает Микерина с оракулом в Буто. · 145Размеры, приводимые Геродотом, не соответствуют действительности. Эфиопский камень — гранит. · 146Эсоп был обвинен в краже из храма в Дельфах и низвергнут со скалы. За его убиение дельфийцы должны были заплатить денежную пеню. · 147В такой форме отливались тогда металлические бруски (до введения чеканной монеты, заимствованной из Лидии, ими пользовались как деньгами). · 148Храма Аполлона. · 149Асихис (егип. Шепсес-каф, ок. 2480 г. до н. э. ) оставил гробницу в виде кирпичной мастабы (четырехугольной формы гробница). · 150Геродот делает здесь скачок от конца IV династии (ок. 2480 г. до н. э. ) к началу эфиопского владычества в Египте (ок. 715 г. до н. э. ). · 151Эфиопские цари официально правили в Египте с 715 по 655 г. до н. э. После мирного соглашения они передали должность верховной жрицы Амуна в Фивах, последнюю опору их власти в Верхнем Египте, дочери Псамметиха, властителя области Дельты, и удалились из Египта. · 152Геродот рассказывает здесь сказку, отражающую исторические события: войны эфиопских царей Египта с ассирийцами (671—653 гг. до н. э. ). · 153Имеются в виду ливийские наемники. · 154Это были свободные от налогов земельные участки, которые египетские (эфиопские) цари отдали ливийским наемникам в награду за службу. · 155Именно, в храм бога Пта. · 156Мышь была у семитов символом чумы. · 157Геродот неправильно относит здесь к этому царю статую бога Гора с его священным животным — мышью. · 158Гекатей Милетский посетил Египет в царствование Амасиса II (569—526 гг. до н. э. ). · 159Егип. «пи-роми» — человек, т. е. доблестный человек (греч. κ α λ ὸ ς κ ἀ γ α θ ό ς ). Египтяне считали только себя пи-роми, другие народы, по их мнению, не заслуживали этого названия. · 160У египтян существовал цикл не из 8, а из 9 богов. · 161См. выше, II 43. · 162См. выше, II 43—49. · 163Имеются в виду местные царьки области Дельты. Число 12 — неверно. · 164Геродот принимает маленькие пристройки времен саисских царей (663—525 гг. до н. э. ) за главное здание — заупокойный храм царя Аменемхета III (1840—1792 гг. до н. э. ). · 165Храмы Артемиды в Эфесе и Геры на Самосе. · 166Кирпичная пирамида в Хаваре с заупокойным храмом, который Геродот называет лабиринтом. · 167Крытый проход, ведущий из храма в пирамиду. · 168Статуя Аменемхета III. · 169Т. е. он устранил областных царьков. · 170Эта драма Эсхила не сохранилась. · 171Эта цифра неверна. · 172Псамметих II. · 173Области в западной части Дельты. · 174Области в восточной части Дельты. · 175Гробница Осириса в храме богини Нейт. · 176Священное озеро, на берегу которого стояла священная пальма. · 177Сюжетом мистериальных представлений в честь Осириса было убийство Осириса Сетом и воскресение бога. · 178Навкратис был основан, вероятно, при Неко или Псамметихе. При Амасисе город достиг уже расцвета. · 179Египет был главным экспортером квасцов, которыми пропитывались деревянные доски при постройке храмов.
|
|||||
|