Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРИМЕЧАНИЯ 7 страница



< < <   > > >

ПРИМЕЧАНИЯ

 

· 1Во II кни­ге Геро­дот без гру­бых оши­бок изла­га­ет связ­ную исто­рию Егип­та, начи­ная с середи­ны VII в. (с нача­ла цар­ст­во­ва­ния Псам­ме­ти­ха I). Для Саис­ской эпо­хи (VII—VI вв. до н. э. ) рас­ска­зы Геро­до­та име­ют неоце­ни­мое зна­че­ние (см.: С. Я. Лурье. Геро­дот, с. 122).

· 2Это дей­ст­ви­тель­но фри­гий­ское сло­во, встре­чаю­ще­е­ся во фри­гий­ских над­пи­сях.

· 3Т. е. Пта (бог — покро­ви­тель куз­не­цов), кото­рый отож­дествлял­ся с Гефе­стом.

· 4Еги­пет­ский граж­дан­ский год начи­нал­ся 19 июля с вос­хо­дом Сири­у­са (егип. Сод­пет, Сотис), когда начи­нал­ся раз­лив Нила, и про­дол­жал­ся до сле­ду­ю­ще­го раз­ли­ва. Год делил­ся на три вре­ме­ни года (раз­лив, посев, жат­ва).

· 5Гре­че­ский год делил­ся на 12 лун­ных меся­цев (6 меся­цев по 30 дней и 6 — по 29 дней). Через каж­дые три, пять и восемь лет вось­ми­лет­не­го цик­ла при­бав­лял­ся «встав­ной» месяц (Посей­де­он вто­рой).

· 6Плин­фин­ский залив и озе­ро Сер­бо­нида явля­ют­ся восточ­ной и запад­ной гра­ни­ца­ми Егип­та.

· 7Шири­на Ниль­ской доли­ны от Каи­ра до Сие­ны (Асу­ан) меня­ет­ся от 20 до 1 км.

· 8Это — стра­на Пунт, т. е. сома­лий­ское побе­ре­жье.

· 9Гоме­ров­ское выра­же­ние (ср.: Одис­сея 14, 136).

· 10См. выше, II 6.

· 11Как пока­зы­ва­ет упо­ми­на­ние Геро­до­том еги­пет­ской меры схен («хен­нуб»), автор поль­зо­вал­ся здесь еги­пет­ски­ми источ­ни­ка­ми. Тем не менее циф­ры для рас­сто­я­ний невер­ны.

· 12Т. е. доли­на р. Ска­манд­ра.

· 13Мест­ное еги­пет­ское назва­ние Егип­та Кемет (чер­ный).

· 14Речь идет о Голу­бом Ниле, кото­рый при­но­сит ил с Абис­син­ских гор.

· 15Геро­дот поль­зу­ет­ся запи­ся­ми жре­цов, кото­рые отно­сят­ся к раз­ли­ву Нила при царе Аме­но­фи­се IV (1377—1358 гг. до н. э. ). Этот царь сме­шан здесь с Меридом (Аме­нем­хет III, ок. 1840—1792 гг. до н. э. ).

· 16В обла­сти ниль­ской Дель­ты зем­лю не вспа­хи­ва­ли плу­гом.

· 17Подоб­ные заведе­ния были так­же у Каноба (в устье запад­но­го рука­ва Нила).

· 18Гре­че­ское назва­ние Егип­та вос­хо­дит к еги­пет­ско­му Хикуп­та (Ка — дом Пта). Хикуп­та — имя глав­но­го свя­ти­ли­ща в Мем­фи­се. По это­му хра­му был назван город Мем­фис, а впо­след­ст­вии и вся доли­на Нила.

· 19Здесь име­ет­ся в виду пер­вый ката­ракт у Сие­ны.

· 20Эту гипо­те­зу выска­зал Фалес Милет­ский (ок. 600 г. до н. э. ).

· 21Это тол­ко­ва­ние при­над­ле­жит Евфиме­ну из Мас­са­лии (конец VI в. до н. э. ). Евфи­мен, пла­вая вдоль запад­но­го побе­ре­жья Афри­ки, достиг совр. Сене­га­ла и думал, что исто­ки Нила нахо­дят­ся в Оке­ане.

· 22Геро­дот опро­вер­га­ет мне­ние фило­со­фа Ана­к­са­го­ра (ок. 500—428 гг. до н. э. ).

· 23Здесь Геро­дот, по-види­мо­му, име­ет в виду Гека­тея Милет­ско­го.

· 24Писец хра­ма боги­ни Нейт (Афи­ны), один из выс­ших долж­ност­ных лиц при хра­ме, веро­ят­но, глав­ный осве­до­ми­тель Геро­до­та о Егип­те и его исто­рии.

· 25Этот миф изве­стен из еги­пет­ских тек­стов пира­мид.

· 26Здесь Геро­дот дает опи­са­ние пер­во­го ката­рак­та Нила ниже Сие­ны.

· 27Запру­жен­ный и раз­лив­ший­ся в этом месте Нил Геро­дот при­ни­ма­ет за озе­ро.

· 28Преж­няя сто­ли­ца эфи­о­пов была Напа­та на р. Дже­бель Бар­кал, но после похо­да Кам­би­са пере­не­се­на даль­ше на юг в Мерое. Эфи­оп­ское цар­ство со сто­ли­цей в Мерое суще­ст­во­ва­ло до 355 г. н. э.

· 29Зевс у эфи­о­пов — Амон-Ра.

· 30Дио­нис — Оси­рис.

· 31Асмах (егип. «схм» — по левую руку) озна­ча­ет, веро­ят­но, восточ­ные пле­ме­на, кото­рые впо­след­ст­вии пере­се­ли­лись на юг.

· 32Т. е. Сре­ди­зем­ное море.

· 33Наса­мо­ны пере­сек­ли Саха­ру в юго-запад­ном направ­ле­нии от бере­гов Боль­шо­го Сир­та, веро­ят­но, до Тим­бук­ту на Ниге­ре. «Малень­кие люди», быть может, одно из пле­мен пиг­ме­ев.

· 34Это, конеч­но, невер­но.

· 35Это сооб­ще­ние непра­виль­но: в Егип­те было мно­го жен­щин-жриц.

· 36Здесь Геро­дот нето­чен. В его вре­мя у егип­тян было рас­про­стра­не­но древ­ней­шее иеро­гли­фи­че­ское пись­мо (для над­пи­сей), иеро­гли­фи­че­ское упро­щен­ное пись­мо, иера­ти­че­ский кур­сив (для дело­вых бумаг и писем) и, нако­нец, демо­ти­че­ское пись­мо (для широ­ко­го употреб­ле­ния). Демо­ти­че­ским пись­мом писа­ли глав­ным обра­зом спра­ва нале­во.

· 37Во мно­гих хра­мах Егип­та жре­че­ские долж­но­сти были наслед­ст­вен­ны­ми. Все еги­пет­ские пра­ви­те­ли нес­ли огром­ные рас­хо­ды на содер­жа­ние хра­мов и жре­цов. Даже пер­сид­ские заво­е­ва­те­ли при Дарии I долж­ны были при­знать древ­ние при­ви­ле­гии хра­мо­во­го жре­че­ства и ока­зы­вать жре­цам денеж­ную помощь.

· 38Быков в Егип­те с древ­ней­ших вре­мен при­но­си­ли в жерт­ву богу Солн­ца.

· 39Име­ет­ся в виду празд­ник Иси­ды, справ­ляв­ший­ся в Буси­ри­се.

· 40Культ Иси­ды был рас­про­стра­нен сре­ди ливий­цев в обла­сти Дель­ты.

· 41Афро­ди­той Геро­дот назы­ва­ет боги­ню Гатор, имя кото­рой сохра­ни­лось в назва­нии горо­да Атар­бе­хис.

· 42Баран счи­тал­ся у егип­тян вопло­ще­ни­ем Хну­ма.

· 43Име­ет­ся в виду празд­ник сол­неч­но­го бога Амо­на и при­не­се­ние в жерт­ву свя­щен­но­го бара­на.

· 44Алкей — отец Амфи­т­ри­о­на и Элек­три­он — отец Алк­ме­ны, по мифу, про­ис­хо­ди­ли из Егип­та.

· 45Дати­ров­ка по пред­по­след­не­му еги­пет­ско­му царю Ама­си­су II ука­зы­ва­ет на то, что Геро­дот цити­ру­ет здесь Гека­тея, кото­рый посе­тил Еги­пет при этом царе.

· 46Егип­тяне зна­ли толь­ко цикл девя­ти богов (энне­ада).

· 47Опи­са­ние Геро­до­та под­твер­жда­ет­ся над­пи­сью на сте­ле, най­ден­ной в Тире.

· 48Фасос, по-види­мо­му, имя фини­кий­ско­го боже­ства, храм кото­ро­го Геро­дот посе­тил в Тире.

· 49Богом горо­да Мен­де­са был Хнум. Баран у егип­тян был сим­во­лом про­из­во­ди­тель­ной силы. Геро­дот отож­дествля­ет бога Мен­де­са с гре­че­ским Паном пото­му, что тот изо­бра­жал­ся с коз­ли­ны­ми рога­ми.

· 50Мен­дес, быть может, егип. Бе-нб-дд (баран).

· 51Геро­дот име­ет в виду, веро­ят­но, празд­ник Пами­лий.

· 52Мелам­под исце­лил от дио­ни­си­че­ско­го безу­мия доче­рей тиринф­ско­го царя Пре­та и потре­бо­вал в награ­ду за это себе и бра­ту в жены его доче­рей и часть цар­ства.

· 53Неко­то­рые фор­мы куль­та Дио­ни­са гре­ки, веро­ят­но, заим­ст­во­ва­ли у фра­кий­цев.

· 54См. выше, II 43.

· 55Геро­дот переда­ет мне­ние жите­лей ниль­ской Дель­ты.

· 56В Додоне почи­та­ли не опре­де­лен­ных богов, а свя­щен­ный дуб. В этом исто­ри­че­ское ядро рас­ска­за Геро­до­та.

· 57Геро­дот, сле­до­ва­тель­но, отно­сит воз­ник­но­ве­ние гоме­ров­ских поэм при­бли­зи­тель­но к 850 г. до н. э.

· 58Име­ют­ся в виду Орфей, Мусей, Лин и Олимп.

· 59Здесь игра слов: голу­би, по-гре­че­ски π ε ­λ ε ι ά δ ε ς, а на эпир­ском диа­лек­те π έ ­λ ε ι ο ς — ста­рый, почтен­ный.

· 60Про­ри­ца­ли­ще в Фивах было, по-види­мо­му, осно­ва­но гре­че­ски­ми наем­ни­ка­ми.

· 61Геро­дот име­ет в виду Пана­фи­ней­ские празд­не­ства с тор­же­ст­вен­ной про­цес­си­ей, введен­ной при Писи­стра­те.

· 62Отож­дест­вле­ние еги­пет­ских богов с гре­че­ски­ми вос­хо­дит к гре­че­ским коло­ни­стам в обла­сти Дель­ты. Сведе­ни­я­ми, полу­чен­ны­ми от них, поль­зо­вал­ся уже Гека­тей, посе­тив­ший Еги­пет при царе Ама­си­се.

· 63См. выше, II 40.

· 64Они опла­ки­ва­ли Оси­ри­са.

· 65Так Геро­дот опи­сы­ва­ет здесь празд­ник Оси­ри­са в Саи­се.

· 66Речь идет о риту­аль­ной борь­бе в вос­по­ми­на­ние эпи­зо­да из мифа об Оси­ри­се.

· 67Арес — здесь еги­пет­ский бог Гор.

· 68Этот обы­чай соблюдал­ся не во всем Егип­те, а лишь в неко­то­рых обла­стях.

· 69Пияв­ки сидят на дес­нах зубов кро­ко­ди­ла.

· 70В горо­де Арси­ное (егип. Шелет, совр. Мединет-эль-Файюм), кото­рый гре­ки назы­ва­ли Кро­ко­ди­ло­по­лем, кро­ко­ди­лы были посвя­ще­ны богу Сухос.

· 71Так Геро­дот переда­ет егип. «хмc» (кро­ко­дил).

· 72Гип­по­потам счи­тал­ся свя­щен­ным живот­ным Оси­ри­са.

· 73Здесь име­ют­ся в виду не выд­ры, а осо­бый род ихнев­мо­нов («фара­о­но­ва мышь» — Her­pe­tes ich­neu­mon).

· 74Лепидот — чешуй­ча­тая рыба, вымер­ший вид рыб.

· 75По Лид­де­лу—Скот­ту, s. v. Che­na­lo­pex aegyp­tia­ca; по В. Х. Дво­рец­ко­му, Anas ta­dor­na — утка-пеган­ка, живу­щая в норах.

· 76Феникс (егип. «бану») — вопло­ще­ние бога Амон-Ра. В хри­сти­ан­скую эпо­ху феникс стал сим­во­лом смер­ти и вос­кре­се­ния Хри­ста.

· 77Рога­тая гадю­ка (Vi­pe­ra ce­ras­tes) — весь­ма опас­ная ядо­ви­тая змея. «Пагуб­ные» — гоме­ризм (см.: Одис­сея XVIII, 85).

· 78Т. е. Амон-Ра. Мумии этих свя­щен­ных змей най­де­ны в Егип­те.

· 79По-види­мо­му, род саран­чи.

· 80Какие кости видел Геро­дот, неяс­но (у саран­чи нет костей).

· 81Белый ибис (пти­ца из семей­ства бека­со­вых) был посвя­щен богу муд­ро­сти Тоту, кото­рый поэто­му часто изо­бра­жал­ся с голо­вой иби­са.

· 82Чер­ный ибис — это чапрак, валь­драп.

· 83В под­лин­ни­ке сто­ит гла­гол σ υ ρ ­μ α ΐ ζ ο υ ­σ ι от егип. «срмит» — сред­ство от гли­стов.

· 84Егип. «клшт», греч. κ λ υ σ ­τ ή ρ.

· 85Геро­дот, сле­до­ва­тель­но, не посе­тил вино­град­ную область Егип­та в запад­ной части Дель­ты на оз. Мари­ут.

· 86Име­ет­ся в виду сар­ко­фаг, на кото­ром изо­бра­жал­ся покой­ник.

· 87Скорб­ная песнь о безвре­мен­ной кон­чине Лина, кото­рую пели на празд­ни­ке в честь Лина в Гре­ции, а в Фини­кии — на празд­ни­ке Адо­ни­са, опла­ки­вая его смерть.

· 88Здесь, по-види­мо­му, идет речь об Оси­ри­се, смерть кото­ро­го под име­нем Мане­ро­са, опла­ки­ва­ли на празд­ни­ке.

· 89Орфизм — рели­ги­оз­ное дви­же­ние в Гре­ции, воз­ник­шее в VIII в. до н. э. Неко­то­рые воз­зре­ния после­до­ва­те­лей орфиз­ма (орфи­ков), напри­мер вера в пере­се­ле­ние душ, напо­ми­на­ют еги­пет­ские пред­став­ле­ния. Пифа­го­рей­цы — сто­рон­ни­ки рели­ги­оз­но-фило­соф­ской сек­ты Пифа­го­ра, как и орфи­ки, были участ­ни­ка­ми вак­хи­че­ских мисте­рий (таинств), свя­зан­ных с куль­том Дио­ни­са.

· 90Аст­ро­ло­гия в позд­нем Егип­те была очень рас­про­стра­не­на.

· 91В Егип­те было мно­го вра­чей по раз­ным спе­ци­аль­но­стям. Сохра­ни­лись гине­ко­ло­ги­че­ские и хирур­ги­че­ские папи­ру­сы и сбор­ни­ки рецеп­тов.

· 92Име­ют­ся в виду дере­вян­ные дос­ки с изо­бра­же­ни­ем про­цес­са баль­за­ми­ро­ва­ния.

· 93Веро­ят­но, Оси­ри­са.

· 94Внут­рен­но­сти покой­ни­ка погре­ба­ли в осо­бых сосудах, но не в гро­бах.

· 95Смир­на (мир­ра) — аро­ма­ти­че­ская камедь (смо­ла) ара­вий­ско­го мир­та.

· 96Касия (Cin­na­mo­mum iners) — аро­ма­ти­че­ское и целеб­ное рас­те­ние (дикая кори­ца).

· 97Камедь (егип. «коми») — смо­ла рас­те­ния Aca­cia ara­bi­ca L.

· 98Кед­ро­вое мас­ло при баль­за­ми­ро­ва­нии пред­о­хра­ня­ло внут­рен­но­сти от гни­е­ния до введе­ния щело­чи.

· 99Редь­ко­вое мас­ло заме­ня­ет кед­ро­вое мас­ло.

· 100Ниль­ский лотос (Nym­phaea lo­tos) — род лилии (Nym­phaea­ceae).

· 101Этот вид лилий теперь в Егип­те не встре­ча­ет­ся.

· 102Имен­но, жите­ли обла­сти Дель­ты.

· 103Сил­ли­ки­прий (егип. «кики») — раз­но­вид­ность кле­ще­ви­ны.

· 104Не из-за кома­ров, а из-за скор­пи­о­нов и змей еще и теперь егип­тяне спят на кры­шах.

· 105Aca­cia Ni­lo­ti­ca.

· 106Егип. «бар-ит» (корабль).

· 107Или: «из Фтио­ти­ды», откуда ахей­цы пере­се­ли­лись в Пело­пон­нес.

· 108Сведе­ния Геро­до­та о еги­пет­ских фара­о­нах до эпо­хи эфи­оп­ских царей (715—663 гг. до н. э. ) вос­хо­дят к двум раз­лич­ным пре­да­ни­ям. Из пер­во­го пре­да­ния взя­ты рас­ска­зы о Нито­крис (VI дина­стия), о царях XII дина­стии Сесо­ст­ри­се III и Мери­се (Аме­нем­хет III). Вто­рое пре­да­ние явля­ет­ся источ­ни­ком народ­ных ска­зок о Рамп­си­ни­те (Рам­сес III) и царях IV дина­стии Хео­псе, Хефрене и Мике­рине. Геро­до­то­ва хро­но­ло­гия еги­пет­ских царей не соот­вет­ст­ву­ет цар­ской хро­но­ло­гии во фраг­мен­тах цар­ских спис­ков Мане­фо­на.

· 109Храм бога Пта в Мем­фи­се.

· 110Крас­ное море — здесь Индий­ский оке­ан, кото­ро­го достиг еги­пет­ский царь в похо­де в стра­ну бла­го­во­ний Пунт (сома­лий­ское побе­ре­жье).

· 111Над­пи­си при­над­ле­жат не Сесо­ст­ри­су III, а Рам­се­су II.

· 112Геро­дот пута­ет царя Сесо­ст­ри­са с царем Псам­ме­ти­хом I, кото­рый вое­вал со ски­фа­ми и фра­кий­ца­ми в Пале­стине, но нико­гда не втор­гал­ся в Ски­фию.

· 113На р. Фер­мо­дон­те гре­ки, по пре­да­нию, раз­би­ли ама­зо­нок и затем при­вез­ли их в скиф­ские сте­пи (совр. Дон).

· 114Име­ет­ся в виду наскаль­ный рельеф в Сипи­ле и Кара-Бель в обла­сти Смир­ны (совр. Измир) с изо­бра­же­ни­ем бога в виде вои­на. Он при­над­ле­жит, одна­ко, не егип­тя­нам, а хет­там.

· 115Хетт­ский рельеф в Сипи­ле изо­бра­жал царя с супру­гой и сыно­вья­ми, попи­раю­щи­ми рас­про­стер­то­го на зем­ле вра­га. Осве­до­ми­тель Геро­до­та сочи­нил, быть может, на этом осно­ва­нии рас­сказ, передан­ный Геро­до­том.

· 116Это невер­но: лоша­ди и бое­вые колес­ни­цы впер­вые вве­ли вожди семит­ских пле­мен гик­со­сы, кото­рые власт­во­ва­ли над частью Егип­та в 1670—1570 гг. до н. э.

· 117Кана­лы слу­жи­ли в Егип­те для оро­ше­ния полей, а не для снаб­же­ния питье­вой водой.

· 118Во вре­ме­на Геро­до­та в Егип­те суще­ст­во­вал земель­ный кадастр. Нало­ги соби­ра­лись с каж­до­го участ­ка соот­вет­ст­вен­но его уро­жай­но­сти нату­рой, так как денег не было в обра­ще­нии. После заво­е­ва­ния Егип­та пер­сид­ские сатра­пы (осо­бен­но Ари­анд) ста­ли чека­нить огром­ное коли­че­ство сереб­ря­ной моне­ты и, поль­зу­ясь высо­ким кур­сом сереб­ра, ску­па­ли все про­дук­ты, добы­ва­е­мые в стране.

· 119Гно­мон (сол­неч­ные часы) — вер­ти­каль­ный штифт, отбра­сы­ваю­щий тень на вогну­тую поверх­ность (π ό ­λ ο ς — модель небес­но­го сво­да). Гно­мон и полос, по пре­да­нию, были выве­зе­ны в Гре­цию из Вави­ло­на Ана­к­си­манд­ром Милет­ским (око­ло 547 г. до н. э. ). Две­на­дцать деле­ний дня — часы днев­ные.

· 120Име­ют­ся в виду две 13-мет­ро­вые ста­туи, лежа­щие у Мит-Рахине. Одна из них в 1954 г. пере­ве­зе­на в Каир.

· 121Фини­ки­яне име­ли в Мем­фи­се свое посе­ле­ние с хра­мом боги­ни Иштар.

· 122Хра­мо­вые рабы носи­ли осо­бые зна­ки и счи­та­лись непри­кос­но­вен­ны­ми.

· 123Или­а­да VI, 289 (перев. Н. И. Гнеди­ча).

· 124Одис­сея IV, 228 (перев. В. А. Жуков­ско­го).

· 125Одис­сея IV, 351 (перев. В. А. Жуков­ско­го).

· 126В «Кипри­ях» рас­ска­зы­ва­лось о предыс­то­рии Тро­ян­ской вой­ны (эти поэ­мы до нас не дошли).

· 127Здесь Геро­дот объ­яс­ня­ет исто­ри­че­ские собы­тия карой, нис­по­слан­ной бога­ми, или в пре­де­лах чело­ве­че­ских отно­ше­ний цепью обид ἀ δ ι ­κ ί α ι и воз­мездий τ ί ­σ ε ι ς. В конеч­ном сче­те руко­во­дят собы­ти­я­ми боги, кото­рые поль­зу­ют­ся людь­ми как оруди­я­ми, но могут обой­тись и без них (ср.: А. И. Дова­тур. Стиль, с. 111).

· 128Име­ют­ся в виду соору­же­ния Рам­се­са II в хра­ме Пта в Мем­фи­се. Там нахо­ди­лись две колос­саль­ные ста­туи царя, кото­рые во вре­ме­на Геро­до­та еще сто­я­ли.

· 129В Егип­те обыч­но тру­пы каз­нен­ных выстав­ля­ли на стол­бах на стене.

· 130Оче­вид­но, сто­ро­жа были чуже­зем­цы-наем­ни­ки; егип­тяне бри­ли себе голо­вы и боро­ды.

· 131Еги­пет­ская сказ­ка о нис­хож­де­нии в цар­ство мерт­вых.

· 132Демет­ра (в Дель­те — Иси­да) — здесь, веро­ят­но, Гатор, почи­тав­ша­я­ся в Фивах как вла­ды­чи­ца мерт­вых. Цар­ство мерт­вых по-еги­пет­ски назы­ва­лось «амен­тет» (запад­ная стра­на), так как егип­тяне погре­ба­ли покой­ни­ков к запа­ду от Нила.

· 133По веро­ва­нию егип­тян, умер­ший царь соеди­нял­ся с Оси­ри­сом, смер­ти и вос­кре­се­нию кото­ро­го был посвя­щен осо­бый празд­ник в Егип­те.

· 134Оче­вид­но, бог мерт­вых Ану­бис (егип. Ануп), изо­бра­жав­ший­ся с песьей голо­вой, кото­рый про­во­жал покой­ни­ка в цар­ство мерт­вых.

· 135Иси­да и Оси­рис.

· 136Геро­дот пута­ет хро­но­ло­гию Егип­та: Рамп­си­нит (Рам­сес II) — царь XIX дина­стии (1345—1200 гг. до н. э. ), а Хеопс — IV дина­стии (2600—2480 гг. до н. э. ).

· 137По-види­мо­му, этот царь сокра­тил дохо­ды жре­цов, и поэто­му жре­че­ское пре­да­ние счи­та­ло его тира­ном-нече­стив­цем.

· 138Геро­дот, веро­ят­но, непра­виль­но понял сво­е­го осве­до­ми­те­ля. Име­ет­ся, види­мо, в виду канал, по кото­ро­му достав­ля­лись строй­ма­те­ри­а­лы к месту соору­же­ния пира­миды. Три меся­ца работ, ука­зан­ные Геро­до­том, — вре­мя раз­ли­ва Нила, когда сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ные рабо­чие при­вле­ка­лись на стро­и­тель­ство государ­ст­вен­ных соору­же­ний (кана­лов и пира­мид).

· 139Это, конеч­но, очень зани­жен­ная циф­ра рас­хо­дов, кото­рая даже отда­лен­но не соот­вет­ст­ву­ет сто­и­мо­сти это­го гран­ди­оз­но­го соору­же­ния.

· 140Хеопс (Хуфу) цар­ст­во­вал толь­ко 24 года. Ему насле­до­вал брат Деде­ф­ра, после кото­ро­го всту­пил на пре­стол сын Хео­пса Хефрен.

· 141Име­ет­ся в виду ста­туя боги­ни неба Гатор, кото­рую изо­бра­жа­ли в виде коро­вы. Геро­дот пута­ет ее со ста­ту­ей Иси­ды (в саис­ском хра­ме).

· 142Не обна­жен­ные, а в тес­но при­ле­гаю­щих одеж­дах.

· 143На празд­ни­ке Оси­ри­са.

· 144Позд­ней­шая леген­да ана­хро­ни­сти­че­ски свя­зы­ва­ет Мике­ри­на с ора­ку­лом в Буто.

· 145Раз­ме­ры, при­во­ди­мые Геро­до­том, не соот­вет­ст­ву­ют дей­ст­ви­тель­но­сти. Эфи­оп­ский камень — гра­нит.

· 146Эсоп был обви­нен в кра­же из хра­ма в Дель­фах и низ­верг­нут со ска­лы. За его уби­е­ние дель­фий­цы долж­ны были запла­тить денеж­ную пеню.

· 147В такой фор­ме отли­ва­лись тогда метал­ли­че­ские брус­ки (до введе­ния чекан­ной моне­ты, заим­ст­во­ван­ной из Лидии, ими поль­зо­ва­лись как день­га­ми).

· 148Хра­ма Апол­ло­на.

· 149Аси­хис (егип. Шеп­сес-каф, ок. 2480 г. до н. э. ) оста­вил гроб­ни­цу в виде кир­пич­ной маста­бы (четы­рех­уголь­ной фор­мы гроб­ни­ца).

· 150Геро­дот дела­ет здесь ска­чок от кон­ца IV дина­стии (ок. 2480 г. до н. э. ) к нача­лу эфи­оп­ско­го вла­ды­че­ства в Егип­те (ок. 715 г. до н. э. ).

· 151Эфи­оп­ские цари офи­ци­аль­но пра­ви­ли в Егип­те с 715 по 655 г. до н. э. После мир­но­го согла­ше­ния они переда­ли долж­ность вер­хов­ной жри­цы Аму­на в Фивах, послед­нюю опо­ру их вла­сти в Верх­нем Егип­те, доче­ри Псам­ме­ти­ха, вла­сти­те­ля обла­сти Дель­ты, и уда­ли­лись из Егип­та.

· 152Геро­дот рас­ска­зы­ва­ет здесь сказ­ку, отра­жаю­щую исто­ри­че­ские собы­тия: вой­ны эфи­оп­ских царей Егип­та с асси­рий­ца­ми (671—653 гг. до н. э. ).

· 153Име­ют­ся в виду ливий­ские наем­ни­ки.

· 154Это были сво­бод­ные от нало­гов земель­ные участ­ки, кото­рые еги­пет­ские (эфи­оп­ские) цари отда­ли ливий­ским наем­ни­кам в награ­ду за служ­бу.

· 155Имен­но, в храм бога Пта.

· 156Мышь была у семи­тов сим­во­лом чумы.

· 157Геро­дот непра­виль­но отно­сит здесь к это­му царю ста­тую бога Гора с его свя­щен­ным живот­ным — мышью.

· 158Гека­тей Милет­ский посе­тил Еги­пет в цар­ст­во­ва­ние Ама­си­са II (569—526 гг. до н. э. ).

· 159Егип. «пи-роми» — чело­век, т. е. доб­лест­ный чело­век (греч. κ α ­λ ὸ ς κ ἀ γ α ­θ ό ς ). Егип­тяне счи­та­ли толь­ко себя пи-роми, дру­гие наро­ды, по их мне­нию, не заслу­жи­ва­ли это­го назва­ния.

· 160У егип­тян суще­ст­во­вал цикл не из 8, а из 9 богов.

· 161См. выше, II 43.

· 162См. выше, II 43—49.

· 163Име­ют­ся в виду мест­ные царь­ки обла­сти Дель­ты. Чис­ло 12 — невер­но.

· 164Геро­дот при­ни­ма­ет малень­кие при­строй­ки вре­мен саис­ских царей (663—525 гг. до н. э. ) за глав­ное зда­ние — заупо­кой­ный храм царя Аме­нем­хе­та III (1840—1792 гг. до н. э. ).

· 165Хра­мы Арте­ми­ды в Эфе­се и Геры на Само­се.

· 166Кир­пич­ная пира­мида в Хава­ре с заупо­кой­ным хра­мом, кото­рый Геро­дот назы­ва­ет лаби­рин­том.

· 167Кры­тый про­ход, веду­щий из хра­ма в пира­миду.

· 168Ста­туя Аме­нем­хе­та III.

· 169Т. е. он устра­нил област­ных царь­ков.

· 170Эта дра­ма Эсхи­ла не сохра­ни­лась.

· 171Эта циф­ра невер­на.

· 172Псам­ме­тих II.

· 173Обла­сти в запад­ной части Дель­ты.

· 174Обла­сти в восточ­ной части Дель­ты.

· 175Гроб­ни­ца Оси­ри­са в хра­ме боги­ни Нейт.

· 176Свя­щен­ное озе­ро, на бере­гу кото­ро­го сто­я­ла свя­щен­ная паль­ма.

· 177Сюже­том мисте­ри­аль­ных пред­став­ле­ний в честь Оси­ри­са было убий­ство Оси­ри­са Сетом и вос­кре­се­ние бога.

· 178Нав­кра­тис был осно­ван, веро­ят­но, при Неко или Псам­ме­ти­хе. При Ама­си­се город достиг уже рас­цве­та.

· 179Еги­пет был глав­ным экс­пор­те­ром квас­цов, кото­ры­ми про­пи­ты­ва­лись дере­вян­ные дос­ки при построй­ке хра­мов.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.