Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРИМЕЧАНИЯ 2 страница



31. Таким обра­зом, тече­ние Нила (не счи­тая про­стран­ства, по кото­ро­му он течет в Егип­те) извест­но на рас­сто­я­нии 4-месяч­но­го пла­ва­ния и сухо­пут­но­го пути. Ведь столь­ко полу­ча­ет­ся меся­цев, если сосчи­тать вре­мя пути от Эле­фан­ти­ны до стра­ны этих пере­беж­чи­ков. Нил течет здесь с запа­да на восток. О даль­ней­шем же его тече­нии никто ниче­го опре­де­лен­но­го ска­зать не может. Ведь стра­на эта без­люд­на из-за силь­но­го зноя.

32. Впро­чем, мне уда­лось узнать от кирен­цев еще вот что: по их рас­ска­зам, при посе­ще­нии про­ри­ца­ли­ща Аммо­на они беседо­ва­ли с царем аммо­ни­ев Эте­ар­хом. И вот, меж­ду про­чим, речь у них зашла о Ниле, имен­но о том, что исто­ки его нико­му не извест­ны. И Эте­арх рас­ска­зал: при­шли к нему как-то наса­мо­ны (а народ это ливий­ский, живу­щий на Сир­те и в обла­сти, рас­по­ло­жен­ной несколь­ко далее на восток). По при­бы­тии этих наса­мо­нов царь спро­сил, не могут ли они сооб­щить более точ­ные сведе­ния о Ливий­ской пустыне. Они отве­ти­ли: «Были у них отваж­ные моло­дые люди, сыно­вья вождей. Воз­му­жав, эти юно­ши при­ду­мы­ва­ли раз­ные сума­сшед­шие затеи и даже выбра­ли по жре­бию пяте­рых из сво­ей среды совер­шить путе­ше­ст­вие по Ливий­ской пустыне с целью про­ник­нуть даль­ше и увидеть боль­ше всех тех, кто рань­ше побы­вал в самых отда­лен­ных ее частях. На ливий­ском побе­ре­жье Север­но­го моря32 от Егип­та до мыса Соло­ен­та всюду живут ливий­цы, а имен­но мно­го­чис­лен­ные ливий­ские пле­ме­на (кро­ме мест, заня­тых элли­на­ми и фини­ки­я­на­ми). [Внут­рен­няя же часть] Ливии над морем, за насе­лен­ной при­бреж­ной обла­стью к югу от этих пле­мен, пол­на диких зве­рей. Еще далее к югу от стра­ны диких зве­рей зем­ля пес­ча­ная, без­вод­ная и совер­шен­но без­люд­ная. Итак, юно­ши, послан­ные сверст­ни­ка­ми, отпра­ви­лись в путь с боль­шим запа­сом воды и про­до­воль­ст­вия. Сна­ча­ла они шли по насе­лен­ной мест­но­сти, а затем, мино­вав ее, при­бы­ли в область диких зве­рей, а оттуда, нако­нец, в пусты­ню, дер­жа путь все вре­мя на запад. После мно­го­днев­но­го стран­ст­во­ва­ния по обшир­ной пустыне они сно­ва увиде­ли рас­ту­щие в долине дере­вья. Подой­дя к дере­вьям, юно­ши ста­ли рвать висев­шие на них пло­ды. В это вре­мя на них напа­ли малень­кие (ниже сред­не­го роста) люди, схва­ти­ли их и уве­ли с собой33. А язы­ка этих людей наса­мо­ны не мог­ли понять, и те, кто их вел, так­же не пони­ма­ли речи наса­мо­нов. Юно­шей вели через обшир­ные болота и, нако­нец, доста­ви­ли в город, где все люди были так же малы, как и их вожа­ки, и [тоже] чер­но­го цве­та. Мимо это­го горо­да про­те­ка­ет боль­шая река, а течет она с запа­да на восток и в ней были вид­ны кро­ко­ди­лы».

33. Вот что я хочу сооб­щить о том, что мне переда­ва­ли кирен­цы о сво­ей беседе с Эте­ар­хом Аммо­ний­ским. При­бав­лю толь­ко еще: со слов кирен­цев он сооб­щал, что наса­мо­ны бла­го­по­луч­но воз­вра­ти­лись назад и что все люди, к кото­рым они при­хо­ди­ли, были вол­шеб­ни­ка­ми. Что до реки, про­те­каю­щей там мимо [горо­да], то Эте­арх счи­тал ее Нилом и не без осно­ва­ния: ведь Нил течет из Ливии, рас­се­кая ее посредине. И, как я заклю­чаю, судя по извест­но­му о неиз­вест­ном, Нил берет нача­ло, как и Истр, в таких же отда­лен­ных стра­нах. Ведь река Истр начи­на­ет­ся в стране кель­тов у горо­да Пире­ны и течет, пере­се­кая Евро­пу посредине. Кель­ты же оби­та­ют за Герак­ло­вы­ми Стол­па­ми по сосед­ству с кине­та­ми, живу­щи­ми на самом край­нем запа­де Евро­пы. Впа­да­ет же Истр в Евк­син­ский Понт, про­те­кая через всю Евро­пу там, где милет­ские посе­лен­цы осно­ва­ли город Ист­рию.

34. Так вот, тече­ние Ист­ра, кото­рый несет свои воды по насе­лен­ным зем­лям, извест­но мно­гим. Об исто­ках же Нила никто ниче­го опре­де­лен­но­го ска­зать не может. Ведь Ливия, кото­рую Нил пере­се­ка­ет, необи­та­е­ма и пустын­на. О его верх­нем тече­нии я рас­ска­зал все, что толь­ко мож­но было узнать из рас­ска­зов. Затем Нил вте­ка­ет в Еги­пет. Еги­пет же лежит при­бли­зи­тель­но напро­тив Кили­кий­ской гор­ной обла­сти. А отсюда до Сино­пы, что на Евк­син­ском Пон­те, пря­мым путем для хоро­ше­го пеше­хо­да пять дней пути. Сино­па же рас­по­ло­же­на про­тив устья Ист­ра34. Поэто­му-то мне дума­ет­ся, что тече­ние Нила, пере­се­каю­ще­го всю Ливию, подоб­но тече­нию Ист­ра.

35. О Ниле ска­за­но доста­точ­но. Теперь я хочу подроб­но рас­ска­зать о Егип­те, пото­му что в этой стране более дико­вин­но­го и досто­при­ме­ча­тель­но­го срав­ни­тель­но со все­ми дру­ги­ми стра­на­ми. Поэто­му я дол­жен дать более точ­ное ее опи­са­ние. Подоб­но тому как небо в Егип­те иное, чем где-либо в дру­гом месте, и как река у них отли­ча­ет­ся ины­ми при­род­ны­ми свой­ства­ми, чем осталь­ные реки, так и нра­вы и обы­чаи егип­тян почти во всех отно­ше­ни­ях про­ти­во­по­лож­ны нра­вам и обы­ча­ям осталь­ных наро­дов. Так, напри­мер, у них жен­щи­ны ходят на рынок и тор­гу­ют, а муж­чи­ны сидят дома и ткут. Дру­гие наро­ды при тка­нье тол­ка­ют уток квер­ху, а егип­тяне — вниз. Муж­чи­ны [у них] носят тяже­сти на голо­ве, а жен­щи­ны — на пле­чах. Мочат­ся жен­щи­ны стоя, а муж­чи­ны сидя. Есте­ствен­ные отправ­ле­ния они совер­ша­ют в сво­их домах, а едят на ули­це на том осно­ва­нии, что раз эти отправ­ле­ния непри­стой­ны, то их сле­ду­ет удо­вле­тво­рять втайне, посколь­ку же они при­стой­ны, то откры­то. Ни одна жен­щи­на [у них] не может быть жри­цей ни муж­ско­го, ни жен­ско­го боже­ства35, муж­чи­ны же [могут быть жре­ца­ми] всех богов и богинь. Сыно­вья у них не обя­за­ны содер­жать пре­ста­ре­лых роди­те­лей, а доче­ри долж­ны это делать даже про­тив сво­е­го жела­ния.

36. В дру­гих стра­нах жре­цы богов носят длин­ные воло­сы, а в Егип­те они стри­гут­ся. В знак тра­у­ра у дру­гих наро­дов бли­жай­шие род­ст­вен­ни­ки, по обы­чаю, стри­гут воло­сы на голо­ве, егип­тяне же, если кто-нибудь уми­ра­ет, напро­тив, отпус­ка­ют воло­сы и боро­ду, тогда как обык­но­вен­но стри­гут­ся. Дру­гие наро­ды живут отдель­но от живот­ных, а егип­тяне — под одной кры­шей с ними; дру­гие пита­ют­ся пше­ни­цей и ячме­нем, в Егип­те же счи­та­ет­ся вели­чай­шим позо­ром употреб­лять в пищу эти зла­ки. Хлеб там выпе­ка­ют из пол­бы, кото­рую неко­то­рые назы­ва­ют зеей. Тесто у них при­ня­то месить нога­ми, а гли­ну рука­ми. Соби­ра­ют они так­же и навоз. Поло­вые части дру­гие наро­ды остав­ля­ют, как они есть; толь­ко егип­тяне (и те народ­но­сти, кото­рые усво­и­ли этот обы­чай от них) совер­ша­ют обре­за­ние. Каж­дый муж­чи­на носит у них две одеж­ды, а вся­кая жен­щи­на — одну. Парус­ные коль­ца и кана­ты дру­гие при­вя­зы­ва­ют сна­ру­жи [к стен­ке суд­на], а егип­тяне же — внут­ри. Элли­ны пишут свои бук­вы и счи­та­ют сле­ва напра­во, а егип­тяне — спра­ва нале­во. И все же, делая так, они утвер­жда­ют, что пишут напра­во, а элли­ны — нале­во. У них употреб­ля­ет­ся, впро­чем, дво­я­ко­го рода пись­мо: одно назы­ва­ет­ся свя­щен­ным [иера­ти­че­ским], а дру­гое демо­ти­че­ским [обще­на­род­ным]36.

37. Егип­тяне — самые бого­бо­яз­нен­ные люди из всех, и обы­чаи у них вот какие. Пьют они из брон­зо­вых куб­ков и моют их еже­днев­но, при этом имен­но все, а не толь­ко неко­то­рые. Они носят льня­ные одеж­ды, все­гда све­же­вы­сти­ран­ные; об этом они осо­бен­но заботят­ся. Поло­вые части они обре­за­ют ради чистоты, пред­по­чи­тая опрят­ность кра­со­те. Каж­дые три дня жре­цы сбри­ва­ют воло­сы на сво­ем теле, чтобы при бого­слу­же­нии у них не появи­лось вшей или дру­гих пара­зи­тов. Оде­я­ние жре­цы носят толь­ко льня­ное и обувь из [папи­рус­но­го] лыка. Иной одеж­ды и обу­ви им носить не доз­во­ле­но. Два­жды днем и два­жды ночью они совер­ша­ют омо­ве­ние в холод­ной воде и, одним сло­вом, соблюда­ют еще мно­же­ство дру­гих обрядов. Конеч­но, жре­цы полу­ча­ют и нема­лые выго­ды. Из сво­их средств им ниче­го не при­хо­дит­ся тра­тить, так как они полу­ча­ют [часть] «свя­щен­но­го» хле­ба и каж­дый день им доста­ет­ся доволь­но боль­шое коли­че­ство бычье­го мяса и гуся­ти­ны, а так­же и вино­град­но­го вина. Напро­тив, употреб­лять в пищу рыбу им не доз­во­ле­но. Бобов же в сво­ей стране егип­тяне вовсе не сеют и даже не едят и дико­рас­ту­щих ни в сыром, ни в варе­ном виде. Жре­цы не тер­пят даже вида бобов, счи­тая их нечи­сты­ми пло­да­ми. У каж­до­го бога там, впро­чем, не один, а мно­го жре­цов. Из них один — вер­хов­ный жрец. Когда какой-нибудь жрец уми­ра­ет, то ему насле­ду­ет сын37.

38. Быки счи­та­ют­ся посвя­щен­ны­ми Эпа­фу38, и поэто­му их тща­тель­но иссле­ду­ют вот каким обра­зом. Если най­дут на нем хоть один чер­ный волос, то бык счи­та­ет­ся нечи­стым. Иссле­до­ва­ние же это про­из­во­дит нароч­но назна­чен­ный для это­го жрец, при­чем живот­ное сто­ит пря­мо, а затем лежит на спине. Потом у быка вытя­ги­ва­ют язык, чтобы узнать, чист ли он от осо­бых зна­ков, кото­рые я опи­шу в дру­гом месте. Жрец осмат­ри­ва­ет так­же воло­сы на хво­сте: пра­виль­но ли они по при­ро­де рас­тут. Если живот­ное ока­жет­ся чистым по всем ста­тьям, то жрец отме­ча­ет его, обви­вая папи­ру­сом рога, и затем, нама­зав их печат­ной гли­ной, при­кла­ды­ва­ет свой пер­стень с печа­тью, после чего быка уво­дят. За при­не­се­ние в жерт­ву неот­ме­чен­но­го живот­но­го пола­га­ет­ся смерт­ная казнь.

39. Так вот, осмотр живот­но­го про­из­во­дит­ся ука­зан­ным спо­со­бом. Жерт­во­при­но­ше­ние же совер­ша­ет­ся вот как. Отме­чен­ное живот­ное при­во­дят к алта­рю, где при­но­сят в жерт­ву, и воз­жи­га­ют огонь. Затем, совер­шив воз­ли­я­ние вином над алта­рем, где лежит жерт­ва, и, при­звав боже­ство, они зака­лы­ва­ют живот­ное, а после закла­ния отсе­ка­ют голо­ву. Тушу живот­но­го обди­ра­ют и уно­сят, при­звав страш­ные про­кля­тия на его голо­ву. Если там есть рынок и на нем тор­гу­ют эллин­ские куп­цы, то голо­ву при­но­сят на рынок и про­да­ют. Если же элли­нов нет, то голо­ву бро­са­ют в Нил. Над голо­вой же они изре­ка­ют вот какие закля­тия: если тем, кто при­но­сит жерт­ву, или все­му Егип­ту гро­зит беда, то да падет она на эту голо­ву. Обы­чаи, касаю­щи­е­ся голов жерт­вен­ных живот­ных и воз­ли­я­ния вина, у всех егип­тян оди­на­ко­вы и соблюда­ют­ся при каж­дом жерт­во­при­но­ше­нии и в силу это­го обы­чая ни один егип­тя­нин не может употреб­лять в пищу голо­вы како­го-либо живот­но­го.

40. Спо­соб потро­ше­ния и сжи­га­ния жертв у них раз­ли­чен для раз­ных живот­ных. Я имею в виду здесь [культ Иси­ды], кото­рую они счи­та­ют вели­чай­шей боги­ней и в честь нее справ­ля­ют самое глав­ное празд­не­ство39. При жерт­во­при­но­ше­нии Иси­де они обди­ра­ют тушу быка и совер­ша­ют молит­ву, а затем выни­ма­ют цели­ком желудок, но внут­рен­но­сти и жир остав­ля­ют в туше. Потом отре­за­ют ляж­ки, верх­нюю часть бед­ра, пле­чи и шею. После это­го напол­ня­ют осталь­ную тушу быка чистым хле­бом, медом, изю­мом, вин­ны­ми яго­да­ми, лада­ном, смир­ной и про­чи­ми бла­го­во­ни­я­ми. Напол­нив тушу всем этим, они сжи­га­ют ее, обиль­но поли­вая мас­лом. Перед при­не­се­ни­ем жерт­вы они постят­ся, а при сжи­га­нии жертв все участ­ни­ки пре­да­ют­ся скор­би. Затем, пре­кра­тив плач, устра­и­ва­ют пир­ше­ство из остав­ших­ся [несо­жжен­ны­ми] частей жертв.

41. «Чистых» [лишен­ных осо­бых при­мет] быков и телят егип­тяне при­но­сят в жерт­ву повсюду. Напро­тив, коров при­но­сить в жерт­ву им не доз­во­ле­но: они посвя­ще­ны Иси­де. Ведь Иси­да изо­бра­жа­ет­ся в виде жен­щи­ны с коро­вьи­ми рога­ми (подоб­но изо­бра­же­нию Ио у элли­нов), и все егип­тяне точ­но так же почи­та­ют боль­ше всех живот­ных коров40. Вот поче­му ни один егип­тя­нин или егип­тян­ка не станет цело­вать элли­на в уста и не будет употреб­лять эллин­ско­го ножа, вер­те­ла или кот­ла. Они даже не едят мяса «чисто­го» быка, если он раз­руб­лен эллин­ским ножом. Погре­ба­ют же пав­ших [коров и быков] они вот каким спо­со­бом: коров бро­са­ют в реку, а быков вся­кий пре­да­ет зем­ле перед сво­им горо­дом, при­чем один или два рога тор­чат над зем­лей как могиль­ный знак. Когда туша сгни­ет, в опре­де­лен­ное вре­мя в каж­дый город с ост­ро­ва под назва­ни­ем Про­со­пи­ти­да подъ­ез­жа­ет бар­ка. Ост­ров этот лежит в Дель­те: окруж­ность его рав­на 9 схе­нам. На этом ост­ро­ве Про­со­пи­ти­де мно­го и дру­гих горо­дов, а тот, откуда при­хо­дит бар­ка за костя­ми, назы­ва­ет­ся Атар­бе­хис, и на нем воз­двиг­ну­то свя­ти­ли­ще в честь Афро­ди­ты41. Из это­го горо­да выез­жа­ет мно­го барок в раз­ные еги­пет­ские горо­да выка­пы­вать кости, кото­рые потом уво­зят и погре­ба­ют все в одном месте. Так же, как и быков, егип­тяне погре­ба­ют и осталь­ных живот­ных, когда те околе­ва­ют. Это ведь там все­об­щий обы­чай, так как домаш­них живот­ных они не уби­ва­ют.

42. Все егип­тяне, при­над­ле­жа­щие к хра­мо­во­му окру­гу Зев­са Фиван­ско­го или живу­щие в Фиван­ской обла­сти, не едят бара­ни­ны, но при­но­сят в жерт­ву коз. Ведь они не везде почи­та­ют одних и тех же богов. Толь­ко Иси­ду и Оси­ри­са (кото­рый, по их сло­вам, есть наш Дио­нис) они все оди­на­ко­во чтят. Напро­тив, егип­тяне, при­над­ле­жа­щие к хра­мо­во­му окру­гу Мен­де­са, не употреб­ля­ют в пищу козье­го мяса, но при­но­сят в жерт­ву овец. По рас­ска­зам фиван­цев и всех тех, кто по их побуж­де­нию воздер­жи­ва­ет­ся от бара­ни­ны42, обы­чай этот уста­нов­лен вот поче­му. Геракл захо­тел одна­жды непре­мен­но увидеть Зев­са, а тот вовсе не поже­лал, чтобы Геракл его видел. Когда Геракл стал настой­чи­во доби­вать­ся [свида­ния], Зевс при­ду­мал хит­рость: он обо­драл бара­на и отре­зал ему голо­ву, затем надел на себя руно и, дер­жа голо­ву перед собой, пока­зал­ся Герак­лу. Поэто­му-то егип­тяне и изо­бра­жа­ют Зев­са с ликом бара­на, а от егип­тян пере­ня­ли такой спо­соб изо­бра­же­ния аммо­нии (они про­ис­хо­дят от егип­тян и эфи­о­пов, а язык у них сме­шан­ный из язы­ков этих наро­дов). По-мое­му, и свое имя аммо­нии заим­ст­во­ва­ли от Зев­са; ведь в Егип­те Зев­са назы­ва­ют Аммо­ном. Так вот, фиван­цы не при­но­сят в жерт­ву бара­нов; они счи­та­ют бара­нов свя­щен­ны­ми по упо­мя­ну­той выше при­чине. Толь­ко в един­ст­вен­ный день в году на празд­ни­ке Зев­са они зака­лы­ва­ют одно­го бара­на и, сняв руно, наде­ва­ют его на ста­тую Зев­са, как это сде­лал неко­гда сам бог. Затем они при­но­сят к ней дру­гую ста­тую Герак­ла. После это­го все жите­ли хра­мо­вой окру­ги опла­ки­ва­ют бара­на и потом погре­ба­ют в свя­щен­ной гроб­ни­це43.

43. О Герак­ле же я слы­шал, что он при­над­ле­жит к сон­му две­на­дца­ти богов. Напро­тив, о дру­гом Герак­ле, кото­рый изве­стен в Элла­де, я не мог ниче­го узнать в Егип­те. Впро­чем, тому, что егип­тяне заим­ст­во­ва­ли имя Герак­ла не от элли­нов, а ско­рей, наобо­рот, элли­ны от егип­тян, у меня есть мно­го дока­за­тельств. Меж­ду про­чим, оба роди­те­ля это­го Герак­ла — Амфи­т­ри­он и Алк­ме­на — были родом из Егип­та44. Егип­тяне утвер­жда­ют так­же, что име­на Посей­до­на и Дио­с­ку­ров им неиз­вест­ны и эти боги у них не при­ня­ты в сонм про­чих богов. Но, в самом деле, если бы они вооб­ще заим­ст­во­ва­ли у элли­нов имя како­го-нибудь боже­ства, то, конеч­но, они, преж­де все­го, долж­ны были бы заим­ст­во­вать име­на этих богов (пред­по­ла­гая, что уже в те ста­ро­дав­ние вре­ме­на они зани­ма­лись море­пла­ва­ни­ем, а так­же и сре­ди элли­нов были море­хо­ды, как я думаю и твер­до убеж­ден). Поэто­му егип­тяне долж­ны были бы ско­рее знать име­на этих богов, чем имя Герак­ла. Но Геракл — древ­ний еги­пет­ский бог, и, как они сами утвер­жда­ют, до цар­ст­во­ва­ния Ама­си­са45 про­тек­ло 1700 лет с того вре­ме­ни, как от сон­ма вось­ми богов [пер­во­го поко­ле­ния] воз­ник­ло две­на­дцать богов46, одним из кото­рых они счи­та­ют Герак­ла.

44. Так вот, желая вне­сти в этот вопрос сколь воз­мож­но боль­ше ясно­сти, я отплыл в Тир Фини­кий­ский, узнав, что там есть свя­ти­ли­ще Герак­ла. И я видел это свя­ти­ли­ще, бога­то укра­шен­ное посвя­ти­тель­ны­ми дара­ми. Сре­ди про­чих посвя­ти­тель­ных при­но­ше­ний в нем было два стол­па, один из чисто­го золота, а дру­гой из сма­рагда, ярко сияв­ше­го ночью47. Мне при­шлось так­же беседо­вать со жре­ца­ми бога, и я спро­сил их, дав­но ли воз­двиг­ну­то это свя­ти­ли­ще. И ока­за­лось, что в этом вопро­се они не разде­ля­ют мне­ния элли­нов. Так, по их сло­вам, свя­ти­ли­ще бога было воз­двиг­ну­то при осно­ва­нии Тира, а с тех пор, как они живут в Тире, про­шло 2300 лет. Видел я в Тире и дру­гой храм Герак­ла, кото­ро­го назы­ва­ют Герак­лом Фасий­ским. Ездил я так­же и на Фасос48 и нашел там осно­ван­ное фини­ки­я­на­ми свя­ти­ли­ще Герак­ла, кото­рые воз­двиг­ли его на сво­ем пути, когда отпра­ви­лись на поис­ки Евро­пы. И это было не менее чем за пять поко­ле­ний до рож­де­ния в Элла­де Амфи­т­ри­о­но­ва сына Герак­ла. Эти наши изыс­ка­ния ясно пока­зы­ва­ют, что Геракл — древ­ний бог. Поэто­му, как я думаю, совер­шен­но пра­виль­но посту­па­ют неко­то­рые эллин­ские горо­да, воз­дви­гая два хра­ма Герак­лу. В одном хра­ме ему при­но­сят жерт­вы как бес­смерт­но­му олим­пий­цу, а в дру­гом — заупо­кой­ные жерт­вы как герою.

45. Мно­го ходит в Элла­де и дру­гих неле­пых ска­за­ний. Так, напри­мер, вздор­ным явля­ет­ся ска­за­ние о том, как егип­тяне по при­бы­тии Герак­ла в Еги­пет увен­ча­ли его вен­ка­ми, а затем в тор­же­ст­вен­ной про­цес­сии пове­ли на закла­ние в жерт­ву Зев­су. Сна­ча­ла Геракл не сопро­тив­лял­ся, а, когда егип­тяне хоте­ли уже при­сту­пить к закла­нию его на алта­ре, собрал­ся с сила­ми и пере­бил всех егип­тян. По мое­му же мне­нию, подоб­ны­ми рас­ска­за­ми элли­ны толь­ко дока­зы­ва­ют свое пол­ное неведе­ние нра­вов и обы­ча­ев егип­тян. В самом деле, воз­мож­но ли, чтобы люди, кото­рым не доз­во­ле­но уби­вать даже домаш­них живот­ных, кро­ме сви­ней, быков, телят (если толь­ко они «чисты») и гусей, ста­ли при­но­сить в жерт­ву людей. При­том Геракл при­был туда совер­шен­но один и, по их же соб­ст­вен­ным сло­вам, был толь­ко смерт­ным, как же мог он умерт­вить такое мно­же­ство людей? Да поми­лу­ют нас боги и герои за то, что мы столь­ко наго­во­ри­ли о делах боже­ст­вен­ных!

46. Итак, коз и коров в упо­мя­ну­тых окру­гах егип­тяне не при­но­сят в жерт­ву и вот поче­му. Мен­десий­цы при­чис­ля­ют к сон­му вось­ми богов так­же Пана и утвер­жда­ют, что эти восемь богов древ­нее две­на­дца­ти. Пишут же худож­ни­ки и высе­ка­ют скуль­п­то­ры изо­бра­же­ния Пана49 подоб­но элли­нам — с козьей голо­вой и коз­ли­ны­ми нога­ми, хотя и не счи­та­ют, конеч­но, такое изо­бра­же­ние пра­виль­ным, пола­гая, что этот бог име­ет такой же вид, как и про­чие боги. Но поче­му они все-таки изо­бра­жа­ют его таким, мне труд­но ска­зать. Мен­десий­цы почи­та­ют всех коз свя­щен­ны­ми, но коз­лов еще боль­ше, чем коз, и козьи пас­ту­хи у них в боль­шом поче­те. Одно­го коз­ла они, одна­ко, осо­бен­но чтят, и смерть его вся­кий раз при­но­сит вели­кое горе все­му Мен­десий­ско­му окру­гу. Назы­ва­ет­ся же козел и Пан по-еги­пет­ски оди­на­ко­во — Мен­дес50. В быт­ность мою в этом окру­ге про­изо­шло уди­ви­тель­ное собы­тие: козел откры­то сошел­ся с жен­щи­ной. И об этом ста­ло извест­но всем.

47. Сви­нью егип­тяне счи­та­ют нечи­стым живот­ным. И если кто-нибудь, про­хо­дя мимо, кос­нет­ся сви­ньи, то сра­зу же идет к реке и в одеж­де, кото­рая на нем, погру­жа­ет­ся в воду. Так же и сви­но­па­сам, един­ст­вен­ным из всех егип­тян, несмот­ря на их еги­пет­ское про­ис­хож­де­ние, не доз­во­ле­но всту­пать ни в один еги­пет­ский храм. Никто не хочет выда­вать за них замуж сво­их доче­рей или брать в жены их девиц, так что они женят­ся и выхо­дят замуж толь­ко меж­ду собой. Про­чим богам, кро­ме Селе­ны и Дио­ни­са, егип­тяне не при­но­сят в жерт­ву сви­ней, да и этим богам — толь­ко в извест­ное вре­мя, а имен­но в день пол­но­лу­ния. Затем после жерт­во­при­но­ше­ния они вку­ша­ют сви­ни­ну. О том, поче­му в дру­гие празд­ни­ки они пре­не­бре­га­ют сви­нья­ми, а в этот при­но­сят их в жерт­ву, у егип­тян суще­ст­ву­ет ска­за­ние. Я знаю это ска­за­ние, но не счи­таю бла­го­при­стой­ным его рас­ска­зы­вать. Жерт­во­при­но­ше­ния же сви­ней Селене совер­ша­ют­ся вот как. После закла­ния сви­ньи жрец кла­дет рядом кон­чик хво­ста, селе­зен­ку и саль­ник и покры­ва­ет их всем жиром из брю­ши­ны живот­но­го. Затем все это сжи­га­ют на огне. Осталь­ное мясо съе­да­ют еще в день пол­но­лу­ния51, когда при­но­сят жерт­ву. В дру­гой день уже боль­ше никто не станет есть сви­ни­ны. Бед­ня­ки же по скудо­сти средств [к жиз­ни] вылеп­ли­ва­ют фигур­ки сви­ней из пше­нич­но­го теста, пекут их и при­но­сят в жерт­ву.

48. Каж­дый егип­тя­нин зака­лы­ва­ет в честь Дио­ни­са вече­ром нака­нуне празд­ни­ка поро­сен­ка перед дверь­ми сво­е­го дома и затем отда­ет его сви­но­па­су, кото­рый про­дал ему поро­сен­ка. В осталь­ном егип­тяне справ­ля­ют празд­ник в честь Дио­ни­са почти совер­шен­но так же, как и в Элла­де (за исклю­че­ни­ем хоров). Толь­ко вме­сто фал­ло­сов они при­ду­ма­ли носить дру­гой сим­вол — кук­лы-ста­ту­эт­ки в локоть вели­чи­ной, при­во­ди­мые в дви­же­ние с помо­щью шнур­ков. Эти кук­лы с опус­каю­щим­ся и под­ни­маю­щим­ся чле­ном жен­щи­ны носят по селе­ни­ям, при­чем этот член почти такой же вели­чи­ны, как и все тело кук­лы. Впе­реди шест­ву­ет флей­тист, а за ним сле­ду­ют жен­щи­ны, вос­пе­вая Дио­ни­са. А поче­му член кук­лы так велик и отче­го это един­ст­вен­но подвиж­ная часть тела кук­лы, об этом суще­ст­ву­ет свя­щен­ное ска­за­ние.

49. По-мое­му же, этот празд­ник был небезыз­ве­стен Мелам­по­ду52, сыну Ами­фео­на, а даже, напро­тив, хоро­шо зна­ком. Ведь имен­но Мелам­под позна­ко­мил элли­нов с име­нем Дио­ни­са, с его празд­ни­ком и фал­ли­че­ски­ми шест­ви­я­ми. Конеч­но, он посвя­тил их не во все подроб­но­сти куль­та Дио­ни­са, и толь­ко муд­ре­цы, при­быв­шие впо­след­ст­вии, пол­нее разъ­яс­ни­ли им [зна­че­ние куль­та]. Впро­чем, фал­лос, кото­рый носят на празд­нич­ном шест­вии в честь Дио­ни­са, ввел уже Мелам­под, и от него у элли­нов пошел этот обы­чай. Я же того мне­ния, что Мелам­под, этот муд­рый чело­век, [не от богов] при­об­рел свой про­ро­че­ский дар, а обя­зан им само­му себе. Он услы­шал об этом еги­пет­ском обы­чае и ввел в Элла­де сре­ди про­чих обы­ча­ев так­же и слу­же­ние Дио­ни­су с незна­чи­тель­ны­ми изме­не­ни­я­ми. Поэто­му, мне дума­ет­ся, что сов­па­де­ние обрядов слу­же­ния это­му богу в Егип­те и у элли­нов вряд ли слу­чай­но. Ведь тогда эти обряды более соот­вет­ст­во­ва­ли бы эллин­ским нра­вам и не появи­лись бы так позд­но. Я не могу себе пред­ста­вить так­же, чтобы егип­тяне мог­ли заим­ст­во­вать этот или какой-либо иной обы­чай от элли­нов. Ско­рее все­го, дума­ет­ся мне, Мелам­под позна­ко­мил­ся с еги­пет­ским слу­же­ни­ем Дио­ни­су через тирий­ца Кад­ма и его спут­ни­ков, при­быв­ших с ним из Фини­кии в стра­ну, кото­рая теперь назы­ва­ет­ся Бео­ти­ей53.

50. Вооб­ще почти все име­на эллин­ских богов про­ис­хо­дят из Егип­та. А то, что эти име­на вар­вар­ско­го про­ис­хож­де­ния, как я пола­гаю, ско­рее все­го, — еги­пет­ско­го, это я точ­но уста­но­вил из рас­спро­сов. Ведь, кро­ме Посей­до­на, Дио­с­ку­ров (о чем я заме­тил выше)54, Геры, Гестии, Феми­ды, Харит и Нере­ид, име­на всех про­чих эллин­ских богов издрев­ле были извест­ны егип­тя­нам. Я повто­ряю лишь утвер­жде­ние самих егип­тян55. А про­чие боги, име­на кото­рых, по сло­вам егип­тян, им неиз­вест­ны, полу­чи­ли свои име­на, как я думаю, от пеласгов, кро­ме Посей­до­на, кото­рый про­ис­хо­дит из Ливии. Ведь пер­во­на­чаль­но ни один народ не знал име­ни Посей­до­на, кро­ме ливий­цев, кото­рые издрев­ле почи­та­ли это­го бога. Одна­ко у егип­тян нет обы­чая почи­тать геро­ев.

51. Эти и еще мно­го дру­гих обы­ча­ев, о кото­рых я так­же упо­мя­ну, элли­ны заим­ст­во­ва­ли у егип­тян. Напро­тив, обы­чай изо­бра­жать Гер­ме­са с напря­жен­ным чле­ном, элли­ны вос­при­ня­ли не от егип­тян, а от пеласгов. Пер­вым эллин­ским пле­ме­нем, пере­няв­шим этот обы­чай, были афи­няне, а от них пере­ня­ли уже все осталь­ные. Ведь в то вре­мя, когда афи­няне уже счи­та­лись элли­на­ми, пеласги посе­ли­лись в Атти­че­ской зем­ле, поче­му с тех пор и насе­ле­ние Атти­ки так­же ста­ло счи­тать­ся эллин­ским. Вся­кий, кто посвя­щен в тай­ное слу­же­ние Каби­ров, совер­ша­е­мое на Само­фра­кии и заим­ст­во­ван­ное от пеласгов, тот пой­мет меня. Ведь Само­фра­кию преж­де насе­ля­ли те пеласги, кото­рые впо­след­ст­вии посе­ли­лись сре­ди афи­нян, и от них-то само­фра­кий­цы пере­ня­ли эти таин­ства. Итак, афи­няне пер­вы­ми из элли­нов ста­ли делать изо­бра­же­ние Гер­ме­са с пря­мо сто­я­щим чле­ном и научи­лись это­му от пеласгов. А у пеласгов было об этом некое свя­щен­ное ска­за­ние, кото­рое откры­ва­ет­ся в Само­фра­кий­ских мисте­ри­ях.

52. В преж­ние вре­ме­на, как я узнал в Додоне, пеласги совер­ша­ли жерт­во­при­но­ше­ния богам, воз­но­ся молит­вы, но не при­зы­ва­ли по име­нам отдель­ных богов. Ведь они не зна­ли еще имен богов. Имя же «боги» [θ ε ο ί ] пеласги дали им пото­му, что боги уста­но­ви­ли [θ έ ν ­τ ε ς ] миро­вой порядок и рас­пре­де­ли­ли все бла­га по сво­ей воле. Толь­ко спу­стя дол­гое вре­мя они узна­ли из Егип­та име­на всех про­чих богов (кро­ме име­ни Дио­ни­са, с кото­рым позна­ко­ми­лись гораздо позд­нее). Потом они вопро­си­ли об этих име­нах ора­кул в Додоне56 (ведь это про­ри­ца­ли­ще счи­та­ет­ся древ­ней­шим в Элла­де и в то же вре­мя было един­ст­вен­ным). Так вот, когда пеласги вопро­си­ли ора­кул в Додоне, сле­ду­ет ли им при­нять име­на богов от вар­ва­ров, ора­кул дал утвер­ди­тель­ный ответ. С это­го-то вре­ме­ни пеласги ста­ли при жерт­во­при­но­ше­ни­ях употреб­лять эти име­на богов. А от пеласгов впо­след­ст­вии их пере­ня­ли элли­ны.

53. О родо­слов­ной отдель­ных богов, от века ли они суще­ст­во­ва­ли, и о том, какой образ име­ет тот или иной бог, элли­ны кое-что узна­ли, так ска­зать, толь­ко со вче­раш­не­го и с поза­вче­раш­не­го дня. Ведь Геси­од и Гомер, по мое­му мне­нию, жили не рань­ше, как лет за 400 до меня57. Они-то впер­вые и уста­но­ви­ли для элли­нов родо­слов­ную богов, дали име­на и про­зви­ща, разде­ли­ли меж­ду ними поче­сти и круг дея­тель­но­сти и опи­са­ли их обра­зы. Поэты, кото­рые, как гово­рят, стар­ше этих людей, по-мое­му, роди­лись уже после них58. То, что я сооб­щил здесь в пред­ше­ст­ву­ю­щих гла­вах, я слы­шал от жриц в Додоне, послед­ний же мой рас­сказ о Геси­о­де и Гоме­ре — мое соб­ст­вен­ное утвер­жде­ние.

54. О про­ри­ца­ли­щах в Элла­де и о ливий­ском ора­ку­ле рас­ска­зы­ва­ют в Егип­те вот что. Жре­цы Зев­са в Фивах рас­ска­зы­ва­ли мне, что две жен­щи­ны, жри­цы из Фив, были уве­зе­ны фини­ки­я­на­ми и одна из них, как узна­ли, была про­да­на в Ливию, а дру­гая — в Элла­ду. Эти-то жен­щи­ны и поло­жи­ли осно­ва­ние пер­вым ора­ку­лам у упо­мя­ну­тых наро­дов. На мой вопрос, откуда у них такие точ­ные сведе­ния, жре­цы отве­ча­ли, что они тща­тель­но разыс­ки­ва­ли этих жен­щин, но, прав­да, без­успеш­но, а впо­след­ст­вии узна­ли то, что и рас­ска­за­ли мне. Так мне переда­ва­ли фиван­ские жре­цы.

55. А жри­цы в Додоне сооб­щи­ли вот что. Две чер­ные голуб­ки одна­жды уле­те­ли из еги­пет­ских Фив, одна — в Ливию, а дру­гая к ним в Додо­ну. Сев на дуб, голуб­ка чело­ве­че­ским голо­сом при­ка­за­ла воз­двиг­нуть здесь про­ри­ца­ли­ще Зев­са. Додон­цы поня­ли это как волю боже­ства и испол­ни­ли ее. Голуб­ка же, при­ле­тев­шая в Ливию, как гово­рят, при­ка­за­ла осно­вать там про­ри­ца­ли­ще Аммо­на. И это так­же — ора­кул Зев­са. Это мне рас­ска­зы­ва­ли додон­ские жри­цы. Стар­шую из них зва­ли Про­ме­ния, сред­нюю Тима­ре­та, а млад­шую Никанд­ра. И дру­гие люди из Додо­ны, из чис­ла хра­мо­вых слу­жи­те­лей, под­твер­ди­ли мне их рас­сказ.

56. Мое соб­ст­вен­ное мне­ние об этом вот какое. Если фини­ки­яне дей­ст­ви­тель­но похи­ти­ли тех жен­щин из хра­ма и одну про­да­ли в Ливию, а дру­гую в Элла­ду, то, по-мое­му, эта послед­няя при­бы­ла в Фес­про­тию в Элла­де (тогда Элла­да назы­ва­лась еще Пеласги­ей). Здесь в пле­ну, будучи рабы­ней, она осно­ва­ла под мощ­ным дубом свя­ти­ли­ще Зев­са, так как она, есте­ствен­но, пом­ни­ла о Зев­се так­же и на чуж­бине, куда при­еха­ла, будучи слу­жи­тель­ни­цей его хра­ма в Фивах. Когда она научи­лась затем эллин­ско­му язы­ку, то устро­и­ла про­ри­ца­ли­ще и рас­ска­за­ла, что ее сест­ру про­да­ли в Ливию те же самые фини­ки­яне, кото­рые про­да­ли и ее.

57. Голуб­ка­ми же, как я думаю, додон­цы назы­ва­ли этих жен­щин пото­му, что те были из чужой стра­ны и, каза­лось, щебе­та­ли по-пти­чьи59. Когда затем голуб­ка заго­во­ри­ла чело­ве­че­ским голо­сом, то это зна­чит, что они теперь ста­ли пони­мать жен­щи­ну. Пока же она гово­ри­ла на чужом язы­ке, им каза­лось, что она щебе­чет по-пти­чьи. Дей­ст­ви­тель­но, как же может голуб­ка гово­рить чело­ве­че­ским язы­ком! Когда же они назы­ва­ют голуб­ку чер­ной, то этим ука­зы­ва­ют на то, что жен­щи­на была егип­тян­кой.

58. Спо­соб про­ри­ца­ния в еги­пет­ских Фивах60 и в Додоне почти оди­на­ков. Искус­ство пред­ска­за­ния по жерт­вен­ным живот­ным при­шло в Элла­ду так­же из Егип­та. Затем егип­тяне преж­де всех вве­ли у себя все­на­род­ные празд­не­ства и тор­же­ст­вен­ные шест­вия, а от них уже [все это] заим­ст­во­ва­ли элли­ны. Дока­за­тель­ство это­го в том, что эти еги­пет­ские празд­не­ства, оче­вид­но, введе­ны дав­но, эллин­ские же, напро­тив, уста­нов­ле­ны недав­но61.

59. Все­на­род­ные празд­не­ства егип­тяне справ­ля­ют не один раз в году, а весь­ма часто. Чаще же все­го и с наи­боль­шей охотой егип­тяне соби­ра­ют­ся в горо­де Буба­сти­се на празд­ник в честь Арте­ми­ды и затем в Буси­ри­се в честь Иси­ды. Ведь в этом горо­де нахо­дит­ся самый боль­шой храм Иси­ды. Рас­по­ло­жен же этот город в середине еги­пет­ской Дель­ты (Иси­да — это еги­пет­ское имя Демет­ры). Третье празд­не­ство быва­ет в горо­де Саи­се в честь Афи­ны, чет­вер­тое — в Гелио­по­ле в честь Гелиоса, пятое — в горо­де Буто в честь Лато­ны, шестое — в Папре­ми­се в честь Аре­са62.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.