Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРИМЕЧАНИЯ 3 страница



60. Когда егип­тяне едут в город Буба­стис, то дела­ют вот что. Плы­вут туда жен­щи­ны и муж­чи­ны сов­мест­но, при­чем на каж­дой бар­ке мно­го тех и дру­гих. У неко­то­рых жен­щин в руках тре­щот­ки, кото­ры­ми они гре­мят. Иные муж­чи­ны весь путь игра­ют на флей­тах. Осталь­ные же жен­щи­ны и муж­чи­ны поют и хло­па­ют в ладо­ши. Когда они подъ­ез­жа­ют к како­му-нибудь горо­ду, то при­ста­ют к бере­гу и дела­ют вот что. Одни жен­щи­ны про­дол­жа­ют тре­щать в тре­щот­ки, как я ска­зал, дру­гие же вызы­ва­ют жен­щин это­го горо­да и изде­ва­ют­ся над ними, третьи пля­шут, чет­вер­тые сто­ят и зади­ра­ют [подо­лы] сво­ей одеж­ды. Это они дела­ют в каж­дом при­реч­ном горо­де. Нако­нец, по при­бы­тии в Буба­стис они справ­ля­ют празд­ник с пыш­ны­ми жерт­во­при­но­ше­ни­я­ми: на этом празд­ни­ке выпи­ва­ют вино­град­но­го вина боль­ше, чем за весь осталь­ной год. Соби­ра­ет­ся же здесь, по сло­вам мест­ных жите­лей, до 700000 людей обо­е­го пола, кро­ме детей.

61. Тако­во празд­не­ство в Буба­сти­се. О празд­ни­ке же Иси­ды в горо­де Буси­ри­се я уже рас­ска­зал выше63. После жерт­во­при­но­ше­ния все при­сут­ст­ву­ю­щие муж­чи­ны и жен­щи­ны — мно­го десят­ков тысяч — бьют себя в грудь в знак печа­ли. А кого они опла­ки­ва­ют, мне не доз­во­ле­но гово­рить64. Карий­цы же, живу­щие в Егип­те, при этом захо­дят еще даль­ше егип­тян: они нано­сят себе раны ножа­ми на лбу; по это­му-то узна­ют, что они чуже­зем­цы, а не егип­тяне.

62. Когда егип­тяне соби­ра­ют­ся на празд­ник в Саи­се, то все в ночь [после жерт­во­при­но­ше­ния] воз­жи­га­ют мно­же­ство све­тиль­ни­ков и ста­вят их вокруг домов. Све­тиль­ни­ки же эти — мел­кие сосуды, напол­нен­ные солью и мас­лом, на поверх­но­сти кото­рых пла­ва­ет све­тиль­ня. Све­тиль­ни­ки горят целую ночь, и празд­ник этот назы­ва­ет­ся празд­ни­ком воз­жи­га­ния све­тиль­ни­ков. Даже те егип­тяне, кто не участ­ву­ет в саис­ском тор­же­стве, соблюда­ют этот празд­ник: все воз­жи­га­ют в ночь после жерт­во­при­но­ше­ния све­тиль­ни­ки, так что воз­жи­га­ние их про­ис­хо­дит не толь­ко в Саи­се, но и по все­му Егип­ту65. А поче­му этой ночью воз­жи­га­ют свет и так тор­же­ст­вен­но справ­ля­ют [празд­ник], об этом гово­рит­ся в свя­щен­ном ска­за­нии.

63. В Гелио­поль и Буто егип­тяне соби­ра­ют­ся толь­ко для жерт­во­при­но­ше­ний. А в Папре­ми­се при­но­сят жерт­вы и совер­ша­ют свя­щен­но­дей­ст­вия так же, как и в дру­гих местах. Вся­кий раз, когда солн­це скло­ня­ет­ся к запа­ду, лишь немно­гие жре­цы хло­по­чут око­ло ста­туи бога, боль­шин­ство же с дере­вян­ны­ми дубин­ка­ми ста­но­вит­ся при вхо­де в свя­ти­ли­ще. Про­тив них сто­ит тол­пой боль­ше тыся­чи бого­моль­цев, выпол­ня­ю­щих обет (так­же с дере­вян­ны­ми дубин­ка­ми). Ста­тую же бога в дере­вян­ном позо­ло­чен­ном ков­че­ге в виде хра­ма пере­но­сят ночью в канун празд­ни­ка в новый свя­щен­ный покой. Несколь­ко жре­цов, остав­ших­ся у ста­туи бога, вле­чет на четы­рех­ко­лес­ной повоз­ке ков­чег со ста­ту­ей бога. Дру­гие же жре­цы, сто­я­щие перед вра­та­ми в пред­две­рии хра­ма, не про­пус­ка­ют их. Тогда бого­моль­цы, свя­зав­шие себя обе­том, засту­па­ют­ся за бога и бьют жре­цов, кото­рые [в свою оче­редь] дают им отпор. Начи­на­ет­ся жесто­кая дра­ка на дубин­ках, в кото­рой они раз­би­ва­ют друг дру­гу голо­вы, и мно­гие даже, как я думаю, уми­ра­ют от ран66. Егип­тяне, прав­да, утвер­жда­ют, что смерт­ных слу­ча­ев при этом не быва­ет. Про­изо­шло же это празд­не­ство, по сло­вам мест­ных жите­лей, вот поче­му. В этом хра­ме жила мать Аре­са. Арес67 же был вос­пи­тан вда­ли от роди­те­лей. Когда он воз­му­жал и захо­тел посе­тить мать, то слу­ги мате­ри, нико­гда преж­де его не видав­шие, не допу­сти­ли его к ней и задер­жа­ли. Тогда Арес при­вел с собой людей из дру­го­го горо­да, жесто­ко рас­пра­вил­ся со слу­га­ми и вошел к мате­ри. От это­го-то, гово­рят, и вошла в обы­чай пота­сов­ка на празд­ни­ке в честь Аре­са.

64. Егип­тяне пер­вы­ми вве­ли обы­чай не общать­ся с жен­щи­на­ми в хра­мах и не всту­пать в свя­ти­ли­ща, не совер­шив омо­ве­ния после сно­ше­ния с жен­щи­ной. Ведь, кро­ме егип­тян и элли­нов, все дру­гие наро­ды обща­ют­ся с жен­щи­на­ми в хра­ме и после сно­ше­ния неомы­ты­ми всту­па­ют в свя­ти­ли­ще, так как пола­га­ют, что люди — не что иное, как живот­ные. Они видят ведь, что дру­гие живот­ные и пти­цы спа­ри­ва­ют­ся в хра­мах и свя­щен­ных рощах богов. Если бы богам это было не угод­но, то даже живот­ные, конеч­но, не дела­ли бы это­го. На этом осно­ва­нии эти люди так и посту­па­ют. Одна­ко мне этот довод не нра­вит­ся.

65. Рели­ги­оз­ные же обряды егип­тяне вооб­ще стро­го соблюда­ют, а в осо­бен­но­сти сле­ду­ю­щие. Хотя Еги­пет гра­ни­чит с Ливи­ей, в нем не осо­бен­но мно­го зве­рей. Но все живот­ные, кото­рые там есть, как домаш­ние, так и дикие, счи­та­ют­ся свя­щен­ны­ми. Если бы я поже­лал рас­ска­зать, поче­му их счи­та­ют свя­щен­ны­ми, мне при­шлось бы кос­нуть­ся рели­ги­оз­ных пред­став­ле­ний [егип­тян], чего я по воз­мож­но­сти ста­ра­юсь избе­гать. А то, что я упо­мя­нул об этом мимо­хо­дом, я ска­зал лишь поне­во­ле. Обы­чаи же, свя­зан­ные с [почи­та­ни­ем] живот­ных, вот какие. Для ухо­да за живот­ны­ми каж­дой поро­ды назна­че­ны из егип­тян осо­бые слу­жи­те­ли — муж­чи­ны и жен­щи­ны, и эти долж­но­сти пере­хо­дят по наслед­ству от отца к сыну. Каж­дый житель горо­да выка­зы­ва­ет свое бла­го­го­ве­ние перед свя­щен­ным живот­ным сле­ду­ю­щим обра­зом. После молит­вы богу, кото­ро­му посвя­ще­но дан­ное живот­ное, они стри­гут сво­им детям всю голо­ву, поло­ви­ну или толь­ко треть голо­вы, и затем взве­ши­ва­ют воло­сы на сереб­ро. Сколь­ко веса сереб­ра потя­нут воло­сы, столь­ко они отда­ют слу­жи­тель­ни­це, а та за это наре­за­ет рыбы в пищу живот­ным. Таков спо­соб пита­ния этих живот­ных. Если кто-нибудь умыш­лен­но убьет какое-нибудь из этих живот­ных, того кара­ют смер­тью; если же — неумыш­лен­но, то пла­тит пеню, уста­нов­лен­ную жре­ца­ми. А кто убьет иби­са или яст­ре­ба, дол­жен, во вся­ком слу­чае, уме­реть.

66. Хотя у егип­тян мно­го домаш­них живот­ных, но их было бы еще гораздо боль­ше, если бы с кош­ка­ми не про­ис­хо­ди­ло вот како­го стран­но­го явле­ния. Вся­кий раз, как у кошек появ­ля­ют­ся на свет котя­та, они уже боль­ше не идут к котам, а те, желая с ними спа­рить­ся, не нахо­дят их. Поэто­му коты при­бе­га­ют к такой хит­ро­сти: они силой похи­ща­ют котят у кошек, умерщ­вля­ют их, но не пожи­ра­ют. А кош­ки, лишив­шись сво­их котят и желая сно­ва иметь дру­гих, при­хо­дят тогда к котам. Ведь это живот­ное любит дете­ны­шей. Во вре­мя пожа­ра с кош­ка­ми тво­рит­ся что-то уди­ви­тель­ное. Егип­тяне не заботят­ся о туше­нии огня, а оцеп­ля­ют горя­щее про­стран­ство и сте­ре­гут кошек, а те все же успе­ва­ют про­скольз­нуть меж­ду людей и, пере­ско­чив через них, бро­са­ют­ся в огонь. Это повер­га­ет егип­тян в вели­кое горе. Если в доме око­ле­ет кош­ка, то все оби­та­те­ли дома сбри­ва­ют себе толь­ко бро­ви. Если же околе­ва­ет соба­ка, то все стри­гут себе воло­сы на теле и на голо­ве68.

67. Тру­пы кошек отво­зят в город Буба­стис, баль­за­ми­ру­ют и погре­ба­ют там в свя­щен­ных поко­ях. Собак же хоро­нят каж­дый в сво­ем горо­де в свя­щен­ных гроб­ни­цах. Так же, как собак, хоро­нят, ихнев­мо­нов; зем­ле­ро­ек же и ястре­бов отво­зят в город Буто, а иби­сов — в Гер­мо­поль. Мед­ведей, ред­ких в Егип­те, и вол­ков, кото­рые несколь­ко боль­ше лисиц, хоро­нят там, где най­дут их мерт­вы­ми.

68. О кро­ко­ди­лах нуж­но ска­зать вот что. Четы­ре зим­них меся­ца кро­ко­дил ниче­го не ест. Хотя это чет­ве­ро­но­гое и зем­но­вод­ное живот­ное, но кла­дет яйца в зем­лю и выси­жи­ва­ет их. Бо́ льшую часть дня кро­ко­дил про­во­дит на суше, а ночь — в реке. Ведь вода ночью теп­лее возду­ха и росы. Из всех извест­ных нам живых существ это живот­ное из само­го малень­ко­го ста­но­вит­ся самым боль­шим. Ведь яйца кро­ко­ди­ла немно­го круп­нее гуси­ных и дете­ныш соот­вет­ст­вен­но вели­чине яйца вылуп­ля­ет­ся малень­ким. Когда же он вырас­та­ет, то дости­га­ет дли­ны в 17 лок­тей и даже более. У кро­ко­ди­ла сви­ные гла­за, боль­шие зубы с выдаю­щи­ми­ся нару­жу клы­ка­ми в соот­вет­ст­вии с вели­чи­ной тела. Это — един­ст­вен­ное живот­ное, не име­ю­щее от при­ро­ды язы­ка. Ниж­няя челюсть у него непо­движ­на. Толь­ко кро­ко­дил при­дви­га­ет верх­нюю челюсть к ниж­ней, чем и отли­ча­ет­ся от всех про­чих живот­ных. У него так­же ост­рые ког­ти и чешуй­ча­тая твер­дая кожа на спине. Сле­пой в воде, кро­ко­дил, одна­ко, пре­крас­но видит на суше. Так как он живет в воде, то пасть его внут­ри все­гда пол­на пия­вок69. Все дру­гие пти­цы и зве­ри избе­га­ют кро­ко­ди­ла: толь­ко тро­хил — его друг, так как ока­зы­ва­ет ему услу­ги. Так, когда кро­ко­дил вый­дет из воды на сушу и разинет пасть (обыч­но лишь толь­ко поду­ет запад­ный ветер), тогда эта пти­ца про­ни­ка­ет в его пасть и выкле­вы­ва­ет пия­вок. Кро­ко­ди­лу при­ят­ны эти услу­ги, и он не при­чи­ня­ет вреда тро­хи­лу.

69. Так вот, в иных обла­стях Егип­та кро­ко­ди­лы счи­та­ют­ся свя­щен­ны­ми, а в дру­гих — нет и с ними даже обхо­дят­ся, как с вра­га­ми. Жите­ли Фив и обла­сти Меридо­ва озе­ра почи­та­ют кро­ко­ди­лов свя­щен­ны­ми70. Там содер­жат по одно­му руч­но­му кро­ко­ди­лу. В уши это­му кро­ко­ди­лу вде­ва­ют серь­ги из стек­ла с золо­том, а на перед­ние лапы наде­ва­ют коль­ца. Ему пода­ют осо­бо назна­чен­ную свя­щен­ную пищу и, пока он живет, весь­ма забот­ли­во уха­жи­ва­ют за ним, а после смер­ти баль­за­ми­ру­ют и погре­ба­ют в свя­щен­ных поко­ях. Жите­ли горо­да Эле­фан­ти­ны, напро­тив, не почи­та­ют кро­ко­ди­лов свя­щен­ны­ми и даже употреб­ля­ют их в пищу. Назы­ва­ют их там не кро­ко­ди­ла­ми, а «хамп­са­ми»71. Кро­ко­ди­ла­ми же их назва­ли ионяне, пото­му что это живот­ное каза­лось им похо­жим на яще­риц, живу­щих у них на огра­дах.

70. Ловят же кро­ко­ди­лов раз­лич­ны­ми спо­со­ба­ми. Я опи­шу один такой спо­соб, по-мое­му, наи­бо­лее сто­я­щий упо­ми­на­ния. Наса­див на крюк в виде при­ман­ки сви­ной хре­бет, забра­сы­ва­ют его на середи­ну реки. Охот­ник же сто­ит на бере­гу с живым поро­сен­ком и бьет его. Кро­ко­дил, при­вле­чен­ный виз­гом поро­сен­ка, нахо­дит хре­бет и про­гла­ты­ва­ет его. Охот­ни­ки же вытас­ки­ва­ют зве­ря. А когда выта­щат на берег, то, преж­де все­го, залеп­ля­ют ему гла­за гря­зью. После это­го с живот­ным лег­ко спра­вить­ся, а ина­че труд­но.

71. Гип­по­пота­мы в Папре­мит­ском окру­ге счи­та­ют­ся свя­щен­ны­ми72, а в осталь­ном Егип­те — нет. Наруж­ный вид их вот какой: это чет­ве­ро­но­гое живот­ное с раз­дво­ен­ны­ми бычьи­ми копы­та­ми, тупо­ры­лое, с лоша­ди­ной гри­вой и выдаю­щи­ми­ся впе­ред клы­ка­ми, с лоша­ди­ным хво­стом и голо­сом, как у лоша­ди, вели­чи­ной с огром­но­го быка. Кожа гип­по­пота­ма такая тол­стая, что, когда высохнет, из нее дела­ют древ­ки для копий.

72. В реке [Ниле] водят­ся так­же выд­ры73, кото­рых почи­та­ют свя­щен­ны­ми. Из рыб у егип­тян счи­та­ют­ся свя­щен­ны­ми так назы­вае­мый лепидот74 и угорь. Эти рыбы, как гово­рят, посвя­ще­ны Нилу. Из птиц они почи­та­ют лисьих гусей75.

73. Есть еще одна свя­щен­ная пти­ца под назва­ни­ем феникс76. Я феник­са не видел живым, а толь­ко — изо­бра­же­ния, так как он ред­ко при­ле­та­ет в Еги­пет: в Гелио­по­ле гово­рят, что толь­ко раз в 500 лет. При­ле­та­ет же феникс толь­ко, когда уми­ра­ет его отец. Если его изо­бра­же­ние вер­но, то внеш­ний вид этой пти­цы и вели­чи­на вот какие. Его опе­ре­ние частич­но золо­ти­стое, а отча­сти крас­ное. Видом и вели­чи­ной он более все­го похож на орла. О нем рас­ска­зы­ва­ют вот что (мне-то этот рас­сказ кажет­ся неправ­до­по­доб­ным). Феникс при­ле­та­ет буд­то бы из Ара­вии и несет с собой ума­щен­ное смир­ной тело отца в храм Гелиоса, где его и погре­ба­ет. Несет же его вот как. Сна­ча­ла при­готов­ля­ет из смир­ны боль­шое яйцо, какое толь­ко может уне­сти, а потом про­бу­ет его под­нять. После такой про­бы феникс про­би­ва­ет яйцо и кла­дет туда тело отца. Затем опять закле­и­ва­ет смир­ной про­би­тое место в яйце, куда поло­жил тело отца. Яйцо с телом отца ста­но­вит­ся теперь таким же тяже­лым, как и преж­де. Тогда феникс несет яйцо [с собой] в Еги­пет в храм Гелиоса. Вот что, по рас­ска­зам, дела­ет эта пти­ца.

74. В Фиван­ской обла­сти есть свя­щен­ные змеи, отнюдь не «пагуб­ные» для людей. Они малень­кие, с дву­мя рога­ми на голо­ве77. Мерт­вых змей погре­ба­ют в хра­ме Зев­са78, так как они, по сло­вам егип­тян, посвя­ще­ны это­му богу.

75. Есть в Ара­вии мест­ность, рас­по­ло­жен­ная при­мер­но око­ло горо­да Буто. Туда я ездил, чтобы раз­уз­нать о кры­ла­тых зме­ях79. При­быв на место, я увидел кости и хреб­ты в несмет­ном коли­че­стве. Целые кучи [зме­и­ных] хреб­тов лежа­ли там — боль­шие, помень­ше и совсем малень­кие; их было очень мно­го80. Мест­ность, где лежат кучи костей, име­ет вот какой вид: это узкий про­ход, веду­щий из гор­ных тес­нин в обшир­ную рав­ни­ну. Рав­ни­на же эта при­мы­ка­ет к еги­пет­ской рав­нине. Суще­ст­ву­ет ска­за­ние, что с наступ­ле­ни­ем вес­ны кры­ла­тые змеи летят из Ара­вии в Еги­пет. Иби­сы же летят им навстре­чу до этой тес­ни­ны и, не про­пус­кая змей, умерщ­вля­ют их. Поэто­му-то, по сло­вам ара­бов, егип­тяне возда­ют такие вели­кие поче­сти иби­су81. И сами егип­тяне соглас­ны, что имен­но поэто­му они и почи­та­ют этих птиц.

76. Внеш­ний вид иби­са вот какой. Он совер­шен­но чер­ный82, ноги, как у журав­ля, с силь­но загну­тым клю­вом, вели­чи­ной с пти­цу крек. Таков этот чер­ный ибис, вою­ю­щий со зме­я­ми. У дру­гой же поро­ды, кото­рая ста­я­ми дер­жит­ся око­ло людей (есть ведь два рода иби­сов), голо­ва и шея лысые, опе­ре­нье белое (кро­ме голо­вы, затыл­ка, кон­цов кры­льев и хво­ста, — все эти части совер­шен­но чер­ные); ноги и клюв такие же, как у дру­гой поро­ды. А кры­ла­тые змеи видом похо­жи на водя­ных змей. Кры­лья же у них пере­пон­ча­тые, а не из перьев, ско­рее все­го похо­жие на кры­лья лету­чих мышей. О свя­щен­ных живот­ных ска­за­но доста­точ­но.

77. Что до самих егип­тян, то жите­ли при­год­ной для зем­леде­лия части стра­ны боль­ше все­го сохра­ня­ют память [о про­шлом сво­ей зем­ли] и пото­му раз­би­ра­ют­ся в исто­рии сво­ей стра­ны луч­ше всех людей, с кото­ры­ми мне при­хо­ди­лось общать­ся в моих стран­ст­ви­ях. Образ же жиз­ни егип­тян вот какой. Желудок свой они очи­ща­ют83 каж­дый месяц три дня под­ряд, при­ни­мая сла­би­тель­ные сред­ства, и сохра­ня­ют здо­ро­вье рвот­ны­ми и кли­сти­ра­ми. Ведь, по их мне­нию, все люд­ские неду­ги про­ис­хо­дят от пищи. Вооб­ще же егип­тяне, исклю­чая ливий­цев, самый здо­ро­вый народ на све­те, что зави­сит, по-мое­му, от кли­ма­та (ведь там нет сме­ны вре­мен года). Дей­ст­ви­тель­но, [кли­ма­ти­че­ские] пере­ме­ны при­но­сят людям боль­шин­ство неду­гов, в осо­бен­но­сти же сме­на вре­мен года. Хлеб, кото­рый они едят, при­готов­ля­ет­ся из пол­бы, по-еги­пет­ски назы­вае­мой «кил­ле­стис»84. Вино, кото­рое они пьют, изготов­ля­ет­ся из ячме­ня, пото­му что в этой стране нет вино­град­ной лозы85. Рыбу же егип­тяне едят частью в сыром виде вяле­ной на солн­це, частью про­со­лен­ной в рас­со­ле. Из птиц употреб­ля­ют в пищу так­же в соле­ном виде пере­пе­лок, уток и мел­ких пти­чек. Пти­цу и рыбу всех дру­гих пород, кро­ме, конеч­но, почи­та­е­мых свя­щен­ны­ми, они едят жаре­ной или варе­ной.

78. На пир­ше­ствах у людей бога­тых после уго­ще­ния один чело­век обно­сит кру­гом дере­вян­ное изо­бра­же­ние покой­ни­ка, лежа­ще­го в гро­бу. Изо­бра­же­ние пред­став­ля­ет собой рас­пис­ную фигу­ру вели­чи­ной в один или два лок­тя с чер­та­ми покой­ни­ка. Каж­до­му сотра­пез­ни­ку пока­зы­ва­ют эту фигу­ру со сло­ва­ми: «Смот­ри на него, пей и наслаж­дай­ся жиз­нью. После смер­ти ведь ты будешь таким! »86. Тако­вы обы­чаи егип­тян на пир­ше­ствах.

79. При­дер­жи­ва­ясь сво­их мест­ных оте­че­ских напе­вов, егип­тяне не пере­ни­ма­ют ино­зем­ных. Сре­ди дру­гих досто­при­ме­ча­тель­ных обы­ча­ев есть у них обы­чай испол­нять одну песнь Лина87, кото­рую поют так­же в Фини­кии, на Кип­ре и в дру­гих местах. Хотя у раз­ных наро­дов она назы­ва­ет­ся по-раз­но­му, но это как раз та же самая песнь, кото­рую испол­ня­ют и в Элла­де и назы­ва­ют Лином. Поэто­му сре­ди мно­го­го дру­го­го, что пора­жа­ет в Егип­те, осо­бен­но удив­ля­ет меня: откуда у них эта песнь Лина? Оче­вид­но, они пели ее с дав­них пор. На еги­пет­ском же язы­ке Лин зовет­ся Мане­рос88. По рас­ска­зам егип­тян, это был един­ст­вен­ный сын пер­во­го еги­пет­ско­го царя. Его безвре­мен­ную кон­чи­ну егип­тяне чест­во­ва­ли, [про­слав­ляя] жалоб­ны­ми пес­ня­ми, и эта [песнь] была сна­ча­ла их пер­вой и един­ст­вен­ной жалоб­ной пес­нью.

80. У егип­тян есть еще и дру­гой обы­чай, сход­ный с эллин­ским, имен­но с лакеде­мон­ским, вот какой. При встре­че со стар­ца­ми юно­ши усту­па­ют доро­гу, отхо­дя в сто­ро­ну, и при их при­бли­же­нии вста­ют со сво­их мест. Напро­тив, сле­ду­ю­щий еги­пет­ский обы­чай не похож на обы­чай како­го-нибудь эллин­ско­го пле­ме­ни: на ули­це вме­сто сло­вес­но­го при­вет­ст­вия они здо­ро­ва­ют­ся друг с дру­гом, опус­кая руку до коле­на.

81. Егип­тяне носят на теле льня­ные, обши­тые по подо­лу бахро­мой хито­ны под назва­ни­ем «кала­си­рис». Поверх этих рубах они наде­ва­ют в накид­ку белые шер­стя­ные пла­щи. Одна­ко в шер­стя­ных одеж­дах они не всту­па­ют в храм и в них не погре­ба­ют покой­ни­ков. Это счи­та­ет­ся нече­сти­вым. В этом у егип­тян сход­ство с уче­ни­я­ми так назы­вае­мых орфи­ков89, с вак­хи­че­ски­ми таин­ства­ми, про­ис­хо­дя­щи­ми из Егип­та, и с уче­ни­я­ми пифа­го­рей­цев. Ведь посвя­щен­ных в эти таин­ства не доз­во­ле­но погре­бать в шер­стя­ных одеж­дах. Об этом так­же суще­ст­ву­ет у них свя­щен­ное ска­за­ние.

82. Затем егип­тяне при­ду­ма­ли еще вот что. Каж­дый месяц и день [года] посвя­ще­ны у них како­му-нибудь богу. Вся­кий может пред­у­га­дать зара­нее, какую судь­бу, какой конец и харак­тер будет иметь родив­ший­ся в тот или иной день90. Это так­же заим­ст­во­ва­ли у егип­тян эллин­ские поэты. Пред­зна­ме­но­ва­ни­ям и чуде­сам они при­да­ют гораздо боль­ше зна­че­ния, чем все дру­гие наро­ды. Так, если про­изой­дет какое-нибудь чудо, егип­тяне вни­ма­тель­но следят за его послед­ст­ви­я­ми и отме­ча­ют их. В подоб­ном же слу­чае, по их мне­нию, в буду­щем резуль­та­ты будут оди­на­ко­вы.

83. Искус­ство про­ри­ца­ния у них вот какое. Про­ро­че­ский дар, по их мне­нию, не дан в удел смерт­ным, этим даром обла­да­ют лишь неко­то­рые боги. Так, у них есть про­ри­ца­ли­ща Герак­ла, Апол­ло­на, Афи­ны, Арте­ми­ды, Аре­са и Зев­са. Наи­боль­шим ува­же­ни­ем, одна­ко, поль­зу­ет­ся про­ри­ца­ли­ще Лато­ны в горо­де Буто. Спо­соб про­ри­ца­ния, впро­чем, не всюду оди­на­ков, но раз­ли­чен.

84. Искус­ство же вра­че­ва­ния у них разде­ле­но. Каж­дый врач лечит толь­ко один опре­де­лен­ный недуг, а не несколь­ко, и вся еги­пет­ская стра­на пол­на вра­чей. Так, есть вра­чи по глаз­ным болез­ням, болез­ням голо­вы, зубов, чре­ва и внут­рен­ним болез­ням91.

85. Плач по покой­ни­кам и погре­бе­ние про­ис­хо­дят вот как. Если в доме уми­ра­ет муж­чи­на, поль­зу­ю­щий­ся неко­то­рым ува­же­ни­ем, то все жен­ское насе­ле­ние дома обма­зы­ва­ет себе голо­ву или лицо гря­зью. Затем, оста­вив покой­ни­ка в доме, сами жен­щи­ны обе­га­ют город и, высо­ко под­по­я­сав­шись и пока­зы­вая обна­жен­ные груди, бьют себя в грудь. К ним при­со­еди­ня­ет­ся вся жен­ская род­ня. С дру­гой сто­ро­ны, и муж­чи­ны бьют себя в грудь, так­же высо­ко под­по­я­сан­ные. После это­го тело уно­сят для баль­за­ми­ро­ва­ния.

86. Для это­го постав­ле­ны осо­бые масте­ра, кото­рые по долж­но­сти зани­ма­ют­ся ремеслом баль­за­ми­ро­ва­ния. Когда к ним при­но­сят покой­ни­ка, они пока­зы­ва­ют род­ст­вен­ни­кам на выбор дере­вян­ные рас­кра­шен­ные изо­бра­же­ния покой­ни­ков92. При этом масте­ра назы­ва­ют самый луч­ший спо­соб баль­за­ми­ро­ва­ния, при­ме­нен­ный [при баль­за­ми­ро­ва­нии того], кого мне не подо­ба­ет в дан­ном слу­чае назы­вать по име­ни93. Затем они пред­ла­га­ют вто­рой спо­соб, более про­стой и деше­вый, и, нако­нец, тре­тий — самый деше­вый. Потом опра­ши­ва­ют [род­ных], за какую цену [и каким спо­со­бом] те жела­ют набаль­за­ми­ро­вать покой­ни­ка. Если цена сход­ная, то род­ст­вен­ни­ки воз­вра­ща­ют­ся домой, а масте­ра оста­ют­ся и немед­лен­но самым тща­тель­ным обра­зом при­ни­ма­ют­ся за работу. Сна­ча­ла они извле­ка­ют через нозд­ри желез­ным крюч­ком мозг. Этим спо­со­бом уда­ля­ют толь­ко часть моз­га, осталь­ную же часть — путем впрыс­ки­ва­ния [рас­т­во­ря­ю­щих] сна­до­бий. Затем дела­ют ост­рым эфи­оп­ским кам­нем раз­рез в паху и очи­ща­ют всю брюш­ную полость от внут­рен­но­стей. Вычи­стив брюш­ную полость и про­мыв ее паль­мо­вым вином, масте­ра потом вновь про­чи­ща­ют ее рас­тер­ты­ми бла­го­во­ни­я­ми94. Нако­нец, напол­ня­ют чре­во чистой рас­тер­той миррой95, каси­ей96 и про­чи­ми бла­го­во­ни­я­ми (кро­ме лада­на) и сно­ва заши­ва­ют. После это­го тело на 70 дней кла­дут в натро­вый щелок. Боль­ше 70 дней, одна­ко, остав­лять тело в щело­ке нель­зя. По исте­че­нии же это­го 70-днев­но­го сро­ка, обмыв тело, обви­ва­ют повяз­кой из раз­ре­зан­но­го на лен­ты вис­сон­но­го полот­на и нама­зы­ва­ют каме­дью97 (ее употреб­ля­ют вме­сто клея). После это­го род­ст­вен­ни­ки берут тело назад, изготов­ля­ют дере­вян­ный сар­ко­фаг в виде чело­ве­че­ской фигу­ры и поме­ща­ют туда покой­ни­ка. Поло­жив в гроб, тело хра­нят в семей­ной усы­паль­ни­це, где ста­вят гроб стой­мя к стене.

87. Таким спо­со­бом бога­чи баль­за­ми­ру­ют сво­их покой­ни­ков. Если род­ст­вен­ни­кам из-за доро­го­виз­ны [пер­во­го] при­хо­дит­ся выби­рать вто­рой спо­соб баль­за­ми­ро­ва­ния, то [масте­ра] посту­па­ют вот как. С помо­щью труб­ки для про­мы­ва­ния впрыс­ки­ва­ют в брюш­ную полость покой­ни­ка кед­ро­вое мас­ло98, не раз­ре­зая, одна­ко, паха и не извле­кая внут­рен­но­стей, Впрыс­ки­ва­ют же мас­ло через зад­ний про­ход и затем, заткнув его, чтобы мас­ло не выте­ка­ло, кла­дут тело в натро­вый щелок на опре­де­лен­ное чис­ло дней. В послед­ний день выпус­ка­ют из кишеч­ни­ка ранее вли­тое туда мас­ло. Мас­ло дей­ст­ву­ет настоль­ко силь­но, что раз­ла­га­ет желудок и внут­рен­но­сти, кото­рые выхо­дят вме­сте с мас­лом. Натро­вый же щелок раз­ла­га­ет мясо, так что от покой­ни­ка оста­ют­ся лишь кожа да кости. Затем тело воз­вра­ща­ют [род­ным], боль­ше уже ниче­го с ним не делая.

88. Тре­тий спо­соб баль­за­ми­ро­ва­ния, кото­рым баль­за­ми­ру­ют бед­ня­ков, вот какой. В брюш­ную полость вли­ва­ют сок редь­ки99 и потом кла­дут тело в натро­вый щелок на 70 дней. После это­го тело воз­вра­ща­ют род­ным.

89. Тела жен знат­ных людей отда­ют баль­за­ми­ро­вать не сра­зу после кон­чи­ны, точ­но так же как и тела кра­си­вых и вооб­ще ува­жа­е­мых жен­щин. Их переда­ют баль­за­ми­ров­щи­кам толь­ко через три или четы­ре дня. Так посту­па­ют для того, чтобы баль­за­ми­ров­щи­ки не сово­куп­ля­лись с ними. Дей­ст­ви­тель­но, гово­рят, был слу­чай, что один из них сово­ку­пил­ся со све­жим тру­пом жен­щи­ны и был пой­ман по доно­су сво­е­го това­ри­ща.

90. Если како­го-нибудь егип­тя­ни­на или (что все рав­но) чуже­зем­ца ута­щит кро­ко­дил или он утонет в реке, то жите­ли того горо­да, где труп при­би­ло к бере­гу, непре­мен­но обя­за­ны набаль­за­ми­ро­вать его, обрядить как мож­но бога­че и пре­дать погре­бе­нию в свя­щен­ной гроб­ни­це. Тела его не доз­во­ле­но касать­ся ни род­ным, ни дру­зьям. Жре­цы бога [реки] Нила сами сво­и­ми рука­ми погре­ба­ют покой­ни­ка как некое выс­шее, чем чело­век, суще­ство.

91. Эллин­ские обы­чаи егип­тяне избе­га­ют заим­ст­во­вать. Вооб­ще гово­ря, они не жела­ют пере­ни­мать ника­ких обы­ча­ев ни от како­го наро­да. Исклю­че­ние состав­ля­ет в этом отно­ше­нии боль­шой город Хем­мис в Фиван­ской обла­сти близ Неа­по­ля. В этом горо­де есть четы­рех­уголь­ный свя­щен­ный уча­сток Пер­сея, сына Данаи. Вокруг участ­ка рас­тет паль­мо­вая роща. Огром­ное пред­две­рие участ­ка постро­е­но из кам­ня с дву­мя боль­ши­ми камен­ны­ми же ста­ту­я­ми при вхо­де. В этом свя­щен­ном участ­ке есть храм, а в нем сто­ит ста­туя Пер­сея. Эти жите­ли Хем­ми­са рас­ска­зы­ва­ют, что Пер­сей неред­ко появ­ля­ет­ся в их стране, то тут, то там и часто — в сво­ем свя­ти­ли­ще. Нахо­ди­ли так­же его сан­да­лию вели­чи­ной в 2 лок­тя. Вся­кий раз при появ­ле­нии сан­да­лии повсюду в Егип­те насту­па­ет бла­го­ден­ст­вие. Так они рас­ска­зы­ва­ют и по эллин­ско­му образ­цу устра­и­ва­ют в честь Пер­сея гим­ни­че­ские состя­за­ния вся­ко­го рода, назна­чая в награ­ду [победи­те­лям] голо­вы скота, пла­щи и зве­ри­ные шку­ры. На мой вопрос, поче­му Пер­сей явля­ет­ся толь­ко им и поче­му они в отли­чие от про­чих егип­тян устра­и­ва­ют гим­ни­че­ские состя­за­ния, они отве­ча­ли: «Пер­сей про­ис­хо­дил из наше­го горо­да». Ведь Данай и Лин­кей были из Хем­ми­са и оттуда-то на кораб­лях при­бы­ли в Элла­ду. Их родо­слов­ную пере­чис­ля­ли мне жите­ли Хем­ми­са вплоть до Пер­сея. При­был же, по их рас­ска­зам, Пер­сей в Еги­пет по той же при­чине, кото­рую упо­ми­на­ют и элли­ны, имен­но за голо­вой Гор­го­ны. Как они переда­ют, Пер­сей при­ехал к ним в Еги­пет и при­знал всех сво­их род­ст­вен­ни­ков. Имя горо­да Хем­ми­са он тоже рань­ше слы­шал от сво­ей мате­ри и знал о нем, когда ему при­шлось посе­тить Еги­пет. По его-то пове­ле­нию егип­тяне и уста­но­ви­ли гим­ни­че­ское состя­за­ние.

92. Все это обы­чаи егип­тян, живу­щих в Верх­нем Егип­те над болота­ми. Впро­чем, и у жите­лей боло­ти­стой при­бреж­ной обла­сти обы­чаи те же, как и у дру­гих егип­тян. Так и там каж­дый живет толь­ко с одной женой, как и у элли­нов. Одна­ко для уде­шев­ле­ния пищи они при­ду­ма­ли еще вот что. Когда на реке начи­на­ет­ся поло­во­дье и поля затоп­ле­ны, в воде вырас­та­ет мно­го лилий, кото­рые егип­тяне назы­ва­ют лото­сом100; егип­тяне сре­за­ют эти лилии, высу­ши­ва­ют на солн­це, затем тол­кут семен­ные зер­ныш­ки, похо­жие на мак из цве­точ­но­го мешоч­ка лото­са, и пекут из них хлеб на огне. Корень это­го рас­те­ния так­же съе­до­бен, доволь­но при­я­тен на вкус, круг­лый, вели­чи­ной с ябло­ко. Есть там и дру­гие, похо­жие на розы, лилии101, так­же рас­ту­щие в реке. Их плод не нахо­дит­ся в цве­точ­ной чашеч­ке, но вырас­та­ет из кор­ня в осо­бой [побоч­ной] чашеч­ке, по виду весь­ма схо­жей с оси­ны­ми сота­ми. В этой [чашеч­ке] — мно­же­ство съе­доб­ных зерен вели­чи­ной с мас­лин­ную косточ­ку. Их употреб­ля­ют в пищу сыры­ми и суше­ны­ми. Одно­лет­ние побе­ги папи­ру­са извле­ка­ют из болота. Верх­нюю часть сре­за­ют и употреб­ля­ют на дру­гие цели, а ниж­ний оста­ток дли­ной с локоть идет в пищу или на про­да­жу. Иные, чтобы при­дать папи­ру­су осо­бый вкус, тушат его в рас­ка­лен­ной духо­вой печи и в таком виде едят. Дру­гие егип­тяне пита­ют­ся исклю­чи­тель­но рыбой102. Нало­вив рыбы, они потро­шат ее, вялят на солн­це и едят сухою.

93. Рыба, дер­жа­ща­я­ся ста­я­ми, ред­ко попа­да­ет­ся в ниль­ских рука­вах. Живет она боль­ше в озе­рах и ведет себя вот как. Когда насту­па­ет пора нере­ста, рыба ста­я­ми спус­ка­ет­ся в море. Впе­реди идут сам­цы и выпус­ка­ют моло­ки, кото­рые погло­ща­ют плы­ву­щие за ними сам­ки и опло­до­тво­ря­ют­ся. После опло­до­тво­ре­ния в море рыба под­ни­ма­ет­ся вверх по реке назад в свои обыч­ные места. Теперь, одна­ко, пред­во­ди­тель­ст­ву­ют уже не сам­цы, а сам­ки. Они ста­я­ми плы­вут впе­реди и дела­ют то, что рань­ше дела­ли сам­цы: имен­но, они выпус­ка­ют икрин­ки вели­чи­ной с про­ся­ное зер­но, а плы­ву­щие сза­ди сам­цы погло­ща­ют их. Эти зер­ныш­ки и есть рыб­ки. Из уцелев­ших, непо­гло­щен­ных икри­нок рож­да­ют­ся малень­кие рыб­ки. Если пой­мать несколь­ко рыб, плы­ву­щих в море, то у них ока­жут­ся сса­ди­ны на левой сто­роне голо­вы, а при воз­вра­ще­нии назад сса­ди­ны уже на пра­вой сто­роне. Это про­ис­хо­дит вот от чего. Когда рыба спус­ка­ет­ся в море, то дер­жит­ся лево­го бере­га и так же — на обрат­ном пути, при­чем тес­нит­ся как мож­но бли­же к бере­гу и трет­ся об него, чтобы тече­ни­ем ее не сби­ло с пути. Когда же начи­на­ет­ся раз­лив Нила, то вода напол­ня­ет, преж­де все­го, овра­ги и пой­мы по бере­гам, при­чем вода про­са­чи­ва­ет­ся туда из реки. Едва толь­ко вода нахлынет в эти места, как они уже кишат мел­кой рыбеш­кой. Откуда появ­ля­ют­ся эти рыб­ки, я думаю, мож­но понять. Когда в пред­ше­ст­ву­ю­щем году вода в Ниле спа­да­ет, рыба мечет икру в ил и затем ухо­дит с послед­ней водой. Через неко­то­рое вре­мя вода сно­ва воз­вра­ща­ет­ся, и из этих икри­нок тот­час появ­ля­ют­ся рыб­ки. Вот что про­ис­хо­дит с рыбой.

94. Мас­ло егип­тяне, живу­щие в боло­ти­стых частях стра­ны, добы­ва­ют из пло­да сил­ли­ки­прии, кото­рый в Егип­те назы­ва­ет­ся «кики»103. При­готов­ля­ют же мас­ло егип­тяне вот как. Имен­но, они сажа­ют эти сил­ли­ки­прии по бере­гам рек и озер, тогда как в Элла­де — это дико­рас­ту­щее рас­те­ние. Поса­жен­ное в Егип­те, оно при­но­сит мно­го пло­дов, но дур­но­го запа­ха. После сбо­ра пло­ды тол­кут и выжи­ма­ют мас­ло или же, высу­шив, выва­ри­ва­ют, а выте­каю­щую жид­кость соби­ра­ют. Это — жир­ное мас­ло и не менее наше­го олив­ко­во­го при­год­но для све­тиль­ни­ков, но при горе­нии дает тяже­лый чад.

95. Про­тив несмет­ных кома­ров егип­тяне при­ду­ма­ли вот какие пред­о­хра­ни­тель­ные сред­ства. Жите­ли [воз­вы­шен­ной части стра­ны], что над болота­ми, стро­ят себе осо­бые спаль­ные поме­ще­ния в виде башен, куда и заби­ра­ют­ся спать104. Ведь кома­ры от вет­ра не могут летать высо­ко. Жите­ли же боло­ти­стой обла­сти вме­сто башен при­ме­ня­ют дру­гое устрой­ство. У каж­до­го там есть рыба­чья сеть, кото­рой днем ловят рыбу, а ночью поль­зу­ют­ся вот как. Сеть эту натя­ги­ва­ют [в виде поло­га] вокруг спаль­но­го ложа. Потом под­ле­за­ют под полог и там спят. Если спать покры­тым пла­щом или под [кисей­ной] про­сты­ней, то кома­ры могут про­ку­сить эти [покры­ва­ла], тогда как сквозь [сеть] они даже не про­бу­ют кусать.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.