Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРИМЕЧАНИЯ 1 страница



 

Геродот

История

Книга II

Евтерпа

< < <   > > >

Геродот. История в девяти книгах. Изд-во «Наука», Ленинград, 1972.
Перевод и примечания Г. А. Стратановского, под общей редакцией С. Л. Утченко. Редактор перевода Н. А. Мещерский.

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182

1. После кон­чи­ны Кира цар­ство насле­до­вал Кам­бис, сын Кира и Кас­сан­да­ны, доче­ри Фар­на­спа, скон­чав­шей­ся уже рань­ше. Кир не толь­ко сам глу­бо­ко скор­бел о покой­ной супру­ге, но и всем под­дан­ным сво­им пове­лел объ­явить тра­ур. Сыном этой жен­щи­ны и Кира и был Кам­бис. Кам­бис уже счи­тал ионян и эолий­цев сво­и­ми наслед­ст­вен­ны­ми под­дан­ны­ми. Поэто­му, соби­ра­ясь в еги­пет­ский поход, он взял с собой сре­ди про­чих народ­но­стей так­же и этих элли­нов.

2. Егип­тяне же до цар­ст­во­ва­ния Псам­ме­ти­ха1 счи­та­ли себя древ­ней­шим наро­дом на све­те. Когда Псам­ме­тих всту­пил на пре­стол, он стал соби­рать сведе­ния о том, какие люди самые древ­ние. С тех пор егип­тяне пола­га­ют, что фри­гий­цы еще древ­нее их самих, а сами они древ­нее всех осталь­ных наро­дов. Псам­ме­тих, одна­ко, соби­рая сведе­ния, не нашел спо­со­ба раз­ре­шить вопрос: какие же люди древ­ней­шие на све­те? Поэто­му он при­ду­мал вот что. Царь велел отдать дво­их ново­рож­ден­ных мла­ден­цев (от про­стых роди­те­лей) пас­ту­ху на вос­пи­та­ние сре­ди ста­да [коз]. По при­ка­зу царя никто не дол­жен был про­из­но­сить в их при­сут­ст­вии ни одно­го сло­ва. Мла­ден­цев поме­сти­ли в отдель­ной пустой хижине, куда в опре­де­лен­ное вре­мя пас­тух при­во­дил коз и, напо­ив детей моло­ком, делал все про­чее, что необ­хо­ди­мо. Так посту­пал Псам­ме­тих и отда­вал такие при­ка­за­ния, желая услы­шать, какое пер­вое сло­во сорвет­ся с уст мла­ден­цев после невнят­но­го дет­ско­го лепе­та. Пове­ле­ние царя было испол­не­но. Так пас­тух дей­ст­во­вал по при­ка­зу царя в тече­ние двух лет. Одна­жды, когда он открыл дверь и вошел в хижи­ну, оба мла­ден­ца пали к его ногам и, про­тя­ги­вая ручон­ки, про­из­но­си­ли сло­во «бекос»2. Пас­тух сна­ча­ла мол­ча выслу­шал это сло­во. Когда затем при посе­ще­нии мла­ден­цев для ухо­да за ними ему вся­кий раз при­хо­ди­лось слы­шать это сло­во, он сооб­щил об этом царю; а тот пове­лел при­ве­сти мла­ден­цев пред свои цар­ские очи. Когда же сам Псам­ме­тих так­же услы­шал это сло­во, то велел рас­спро­сить, какой народ и что имен­но назы­ва­ет сло­вом «бекос», и узнал, что так фри­гий­цы назы­ва­ют хлеб. Отсюда егип­тяне заклю­чи­ли, что фри­гий­цы еще древ­нее их самих. Так я слы­шал от жре­цов Гефе­ста3 в Мем­фи­се. Элли­ны же переда­ют об этом еще мно­го вздор­ных рас­ска­зов, и, меж­ду про­чим, буд­то Псам­ме­тих велел выре­зать несколь­ким жен­щи­нам язы­ки и затем отдал им мла­ден­цев на вос­пи­та­ние.

3. Столь­ко рас­ска­зов о вос­пи­та­нии обо­их детей мне переда­ва­ли. При­шлось мне слы­шать и дру­гие рас­ска­зы в Мем­фи­се от жре­цов Гефе­ста. Потом я напра­вил­ся в Фивы и Гелио­поль, чтобы уста­но­вить, схо­дят­ся ли тамош­ние рас­ска­зы с мем­фис­ски­ми. Ведь в Гелио­по­ле, как гово­рят, зна­ют об этом боль­ше, чем в осталь­ном Егип­те. Впро­чем, то, что мне рас­ска­зы­ва­ли о богах, я не наме­рен переда­вать, за исклю­че­ни­ем толь­ко имен богов, так как, по мое­му мне­нию, о богах все люди зна­ют оди­на­ко­во мало. Если же мне при­дет­ся гово­рить об этом, то толь­ко для свя­зи мое­го повест­во­ва­ния.

4. Что же каса­ет­ся дея­ний чело­ве­че­ских, то вот что еди­но­глас­но переда­ва­ли мне [жре­цы]. Егип­тяне были пер­вы­ми людь­ми на све­те, кто уста­но­вил про­дол­жи­тель­ность года, разде­лив его на две­на­дцать частей [по] вре­ме­нам года4. Это откры­тие, по сло­вам жре­цов, егип­тяне сде­ла­ли, наблюдая небес­ные све­ти­ла. Их спо­соб исчис­ле­ния [меся­цев], как мне дума­ет­ся, точ­нее эллин­ско­го: элли­ны ведь каж­дый тре­тий год добав­ля­ют встав­ной месяц, чтобы сохра­нить соот­вет­ст­вие вре­мен [есте­ствен­но­го года]5. Егип­тяне же счи­та­ют 12 меся­цев по 30 дней и при­бав­ля­ют каж­дый год [в кон­це] еще 5 дней сверх [это­го] чис­ла, при­чем у них кру­го­вра­ще­ние вре­мен года [все­гда] при­хо­дит­ся на одно и то же вре­мя. Они утвер­жда­ют так­же, что име­на две­на­дца­ти богов вос­хо­дят к егип­тя­нам, а от них заим­ст­во­ва­ны элли­на­ми. Егип­тяне так­же были пер­вы­ми, кто стал воз­дви­гать богам алта­ри, ста­туи и хра­мы и высе­кать изо­бра­же­ния на камне. Что это имен­но так, мне при­шлось во мно­гих слу­ча­ях убедить­ся на деле. Древ­ней­шим царем из людей в Егип­те был Мин. В его вре­мя весь [Ниж­ний] Еги­пет, кро­ме Фиван­ской обла­сти, являл­ся боло­том и вся мест­ность, лежа­щая теперь ниже озе­ра Мериды, нахо­ди­лась под водой. До озе­ра же от моря семь дней теперь пла­ва­ния вверх по реке.

5. Эти рас­ска­зы о стране мне пред­став­ля­ют­ся совер­шен­но пра­виль­ны­ми. И дей­ст­ви­тель­но, вся­кий здра­во­мыс­ля­щий чело­век (даже если он об этом рань­ше и ниче­го не слы­шал) с пер­во­го взгляда убедит­ся, что [Ниж­ний] Еги­пет, куда элли­ны пла­ва­ют на кораб­лях, недав­не­го про­ис­хож­де­ния и явля­ет­ся даром реки [Нила]. И тако­ва же часть стра­ны еще на рас­сто­я­нии трех­днев­но­го пути пла­ва­ния вверх по реке от озе­ра, хотя об этой обла­сти ниче­го подоб­но­го не гово­рят. Ведь свой­ство поч­вы Егип­та вот какое. Если, под­плы­вая к Егип­ту, бро­сить лот, даже на рас­сто­я­нии днев­но­го пути от бере­га, то выта­щишь ил на глу­бине 11 оргий. Это пока­зы­ва­ет, сколь дале­ко идут нано­сы [реки].

6. Про­тя­же­ние мор­ско­го побе­ре­жья само­го Егип­та — 60 схе­нов. К Егип­ту я при­чис­ляю все побе­ре­жье от Плин­фин­ско­го зали­ва до озе­ра Сер­бо­нида6, к кото­ро­му при­мы­ка­ет гора Касий. Отсюда-то и сле­ду­ет счи­тать 60 схе­нов. Ведь мало­зе­мель­ные наро­ды изме­ря­ют свою зем­лю орги­я­ми, те же, что бога­че зем­лей, — ста­ди­я­ми, еще более бога­тые — пара­сан­га­ми, а самые бога­тые — схе­на­ми. Пара­санг же состав­ля­ет 30 ста­дий, а каж­дый схен (еги­пет­ская мера) равен 60 ста­ди­ям. Поэто­му дли­на еги­пет­ско­го побе­ре­жья рав­ня­ет­ся 3600 ста­дий.

7. От побе­ре­жья в глубь стра­ны, т. е. вплоть до Гелио­по­ля, Еги­пет широк, сплошь низ­мен­ный, оби­лен водой и покрыт или­сты­ми нано­са­ми. Путь вверх от моря до Гелио­по­ля при­бли­зи­тель­но так же велик, как доро­га от алта­ря Две­на­дца­ти богов в Афи­нах до Писы, имен­но до хра­ма Зев­са Олим­пий­ско­го. Если точ­но изме­рить оба эти рас­сто­я­ния, то, конеч­но, раз­ни­ца будет неболь­шая, не боль­ше 15 ста­дий. Ведь по доро­ге от Афин до Писы 1500 ста­дий без 15, тогда как путь от моря до Гелио­по­ля состав­ля­ет пол­но­стью 1500 ста­дий.

8. От Гелио­по­ля в глубь стра­ны Еги­пет сужи­ва­ет­ся7. Здесь с одной сто­ро­ны он огра­ни­чен Ара­вий­ски­ми гора­ми, кото­рые непре­рыв­но тянут­ся с севе­ра на юг, вплоть до так назы­вае­мо­го Крас­но­го моря. В этих горах нахо­дят­ся каме­но­лом­ни, откуда выру­ба­ли кам­ни для пира­мид в Мем­фи­се. Там горы кон­ча­ют­ся и пово­ра­чи­ва­ют, как ска­за­но, к Крас­но­му морю. В самом широ­ком месте, как я слы­шал, нуж­но два меся­ца, чтобы перей­ти [эти горы] с восто­ка на запад. В восточ­ных пре­де­лах, гово­рят, рас­тет ладан8. Тако­вы эти горы. На дру­гой же, ливий­ской, сто­роне тянут­ся ска­ли­стые и «в зыб­ком пес­ке глу­бо­ко погре­бен­ные»9 горы. В этих горах сто­ят пира­миды. Про­сти­ра­ют­ся эти горы так же, как и Ара­вий­ские, с севе­ра на юг. Итак, начи­ная от Гелио­по­ля, Еги­пет уже более не широк (посколь­ку эта мест­ность при­над­ле­жит к Егип­ту), но око­ло четыр­на­дца­ти дней пути вверх по тече­нию [Нила] Еги­пет — узкая стра­на. Меж­ду эти­ми упо­мя­ну­ты­ми гора­ми зем­ля плос­кая и в самом узком месте, по моей оцен­ке, рас­сто­я­ние меж­ду Ара­вий­ски­ми и Ливий­ски­ми гора­ми не боль­ше 200 ста­дий. Отсюда Еги­пет сно­ва рас­ши­ря­ет­ся. Тако­вы при­род­ные свой­ства этой стра­ны.

9. А от Гелио­по­ля до Фив девять дней пла­ва­ния вверх по реке, дли­на же пути 4860 ста­дий, или 81 схен. Вот чис­ло ста­дий Егип­та в общей слож­но­сти: так, дли­на мор­ско­го побе­ре­жья Егип­та, как я уже ска­зал выше10, состав­ля­ет 3600 ста­дий. Теперь я пока­жу, как вели­ко рас­сто­я­ние от моря в глубь стра­ны до Фив; оно состав­ля­ет 6120 ста­дий, а от Фив до горо­да под назва­ни­ем Эле­фан­ти­на — 180011.

10. Итак, бо́ льшая часть этой назван­ной обла­сти, как меня уве­ря­ли жре­цы, и как я сам думаю, лишь [недав­не­го про­ис­хож­де­ния] и явля­ет­ся нанос­ной зем­лей; и дей­ст­ви­тель­но, у меня созда­лось впе­чат­ле­ние, что низ­мен­ность, лежа­щая меж­ду упо­мя­ну­ты­ми гора­ми к югу от Мем­фи­са, неко­гда была мор­ским зали­вом совер­шен­но так же, как доли­ны в Или­он­ской обла­сти12 и в Тев­тра­нии око­ло Эфе­са и доли­на Меанд­ра (если вооб­ще мож­но срав­ни­вать эти малень­кие доли­ны с огром­ной еги­пет­ской низ­мен­но­стью). Ведь ни одну из рек, обра­зо­вав­ших свои доли­ны нано­са­ми, нель­зя по ширине срав­нить даже с одним рука­вом при устье Нила (а у него таких рука­вов пять). Впро­чем, есть так­же и в дру­гих местах реки (хотя и не такой вели­чи­ны, как Нил), кото­рые совер­ши­ли огром­ную работу. Я мог бы назвать сре­ди них имен­но Ахе­лой, кото­рый течет через Акар­на­нию и при впа­де­нии в море уже соеди­нил с мате­ри­ком поло­ви­ну Эхи­над­ских ост­ро­вов.

11. А в Ара­вии, неда­ле­ко от Егип­та, есть мор­ской залив, кото­рый тянет­ся от так назы­вае­мо­го Крас­но­го моря [до Сирии]. Он очень длин­ный и узкий, как я сей­час объ­яс­ню: чтобы пере­плыть залив в дли­ну на греб­ном судне от самой отда­лен­ной части зали­ва в откры­тое море, тре­бу­ет­ся 40 дней, тогда как в шири­ну в самом широ­ком месте нуж­но все­го пол­дня пла­ва­ния. Каж­дый день в зали­ве быва­ет при­лив и отлив. Таким имен­но зали­вом, как мне дума­ет­ся, был когда-то и Еги­пет: он [залив] про­сти­рал­ся от Север­но­го моря к Эфи­о­пии, тогда как Ара­вий­ский, о кото­ром я еще ска­жу, тянул­ся от Южно­го моря к Сирии. Оба зали­ва почти сопри­ка­са­лись друг с дру­гом сво­и­ми вер­ши­на­ми, если бы они не рас­хо­ди­лись, отде­лен­ные толь­ко узким про­стран­ст­вом зем­ли. Если бы Нил взду­мал пере­ме­нить свое тече­ние и напра­вить­ся в этот Ара­вий­ский залив, то что поме­ша­ло бы реке зане­сти его илом за 20000 лет? Я же думаю, что для это­го нуж­но все­го лишь 10000 лет. Поче­му же за все вре­мя, про­шед­шее до мое­го рож­де­ния, даже гораздо боль­ший залив не ока­зал­ся зане­сен­ным илом этой столь огром­ной и дея­тель­но [отла­гаю­щей нано­сы] реки?

12. Итак, я верю рас­ска­зам жре­цов о Егип­те и цели­ком разде­ляю их мне­ние. Я вижу ведь, что еги­пет­ское побе­ре­жье выда­ет­ся в море даль­ше сосед­них обла­стей. Затем в горах нахо­дят рако­ви­ны, и из поч­вы высту­па­ет соле­ная вода, кото­рая раз­ру­ша­ет даже пира­миды. Далее, там одна-един­ст­вен­ная гора — та, что выше Мем­фи­са, — покры­та пес­ком. Нако­нец, ни поч­ва погра­нич­ной Ара­вии, ни Ливии, ни Сирии (ара­вий­ская при­бреж­ная поло­са насе­ле­на сирий­ца­ми) не похо­жа на еги­пет­скую. Еги­пет­ская поч­ва — чер­ная13, рых­лая, имен­но пото­му, что она состо­ит из ила, пере­не­сен­но­го Нилом из Эфи­о­пии14. Поч­ва же Ливии, как извест­но, каме­ни­стая и доволь­но пес­ча­ная, тогда как ара­вий­ская и сирий­ская — более гли­ни­стая и несколь­ко каме­ни­стая.

13. Жре­цы при­во­ди­ли к тому же еще вот какой весь­ма важ­ный довод: во вре­ме­на царя Мерида вся­кий раз, когда река под­ни­ма­лась, по мень­шей мере, на 8 лок­тей, она зали­ва­ла Еги­пет ниже Мем­фи­са. И еще не про­шло и 900 лет после кон­чи­ны Мерида15, когда я слы­шал об этом от жре­цов. Теперь же река затоп­ля­ет стра­ну, толь­ко если уро­вень воды дости­га­ет 15 или 16 лок­тей, по мень­шей мере. Поэто­му я пола­гаю: если эта стра­на будет и даль­ше рас­ти в том же соот­но­ше­нии и ста­но­вить­ся все выше, то когда-нибудь Нил вооб­ще не будет затоп­лять ее. Область же ниже озе­ра Мериды, и осо­бен­но жите­ли так назы­вае­мой Дель­ты, впредь будут все­гда испы­ты­вать то, что они рань­ше пред­рек­ли элли­нам. Ведь когда они услы­ша­ли, что вся эллин­ская зем­ля оро­ша­ет­ся дождем (а не, так как их стра­на, река­ми), то объ­яви­ли, что элли­ны когда-нибудь обма­нут­ся в сво­их твер­дых упо­ва­ни­ях [на небес­ную помощь] и испы­та­ют страш­ный голод. Этим они хоте­ли ска­зать, что если боже­ство не нис­по­шлет им боль­ше дождя, а дол­гую засу­ху, то элли­нов «пора­зит» голод: ведь вла­га у элли­нов толь­ко от Зев­са.

14. То, что егип­тяне гово­рят об элли­нах, пра­виль­но. Теперь я рас­ска­жу, как обсто­ит дело у самих егип­тян. Если область ниже Мем­фи­са (имен­но та, что рас­тет [от нано­сов]) так­же и впредь будет воз­вы­шать­ся от нано­сов в такой же мере, как я ска­зал выше, то раз­ве жите­ли ее не будут стра­дать от голо­да? Ведь в их стране не быва­ет дождей, а река уже пере­станет зали­вать поля. Теперь, конеч­но, нет дру­го­го наро­да на све­те (а так­же и в осталь­ном Егип­те), кто так лег­ко добы­вал бы пло­ды сво­ей зем­ли, как здесь. Им ведь не нуж­но трудить­ся, про­во­дя борозды плу­гом, раз­рых­лять зем­лю [кир­кой] и зани­мать­ся про­чи­ми работа­ми на ниве, столь изну­ри­тель­ны­ми для осталь­ных людей. После каж­до­го есте­ствен­но­го раз­ли­ва, когда река, оро­сив поля, сно­ва вхо­дит в бере­га, каж­дый егип­тя­нин засе­ва­ет свою паш­ню, а потом выго­ня­ет на нее сви­ней. Затем, когда семе­на втоп­та­ны в поч­ву сви­нья­ми, ожида­ют вре­мя жат­вы, а потом при помо­щи этих же сви­ней обмо­ла­чи­ва­ют зер­но и, нако­нец, сво­зят его в амба­ры16.

15. Итак, если мы согла­сим­ся с мне­ни­ем ионян, кото­рые толь­ко одну Дель­ту счи­та­ют Егип­том, а побе­ре­жьем Егип­та назы­ва­ют лишь про­стран­ство на 40 схе­нов, от так назы­вае­мой баш­ни Пер­сея до пелу­сий­ских заведе­ний для вяле­ния и засо­ла рыбы17, и от моря [в глубь стра­ны] толь­ко мест­ность до горо­да Кер­ка­со­ра (т. е. до места, где Нил разде­ля­ет­ся и один его рукав течет к Пелу­сию, а дру­гой — к Кан­обу); осталь­ная же часть Еги­пет­ской зем­ли, по их мне­нию, при­над­ле­жит частью к Ливии, а частью к Ара­вии; если, повто­ряю, при­мем это мне­ние, то, пожа­луй, ока­жет­ся, что у егип­тян преж­де не было вовсе зем­ли. Ведь, конеч­но, как утвер­жда­ют, по край­ней мере, сами егип­тяне (с чем и я согла­сен), Дель­та — нанос­ная зем­ля и, так ска­зать, лишь недав­но воз­ник­шая [из моря]. Если у егип­тян, в самом деле [когда-то] не было ника­кой зем­ли, то они напрас­но счи­та­ли себя древ­ней­шим наро­дом на све­те. И им вовсе не нуж­но было бы под­вер­гать испы­та­нию детей, на каком язы­ке они сна­ча­ла заго­во­рят. Одна­ко, как мне дума­ет­ся, еги­пет­ский народ не толь­ко не про­изо­шел одновре­мен­но с обра­зо­ва­ни­ем так назы­вае­мой у ионян Дель­ты, но суще­ст­во­вал все­гда, с тех пор как на све­те появи­лись люди. По мере же роста их стра­ны мно­гие жите­ли оста­ва­лись на ста­рых местах, а мно­гие посте­пен­но ста­ли спус­кать­ся вниз [по тече­нию реки]. В древ­но­сти же вооб­ще толь­ко Фиван­ская область назы­ва­лась Егип­том18. Область эта в окруж­но­сти про­сти­ра­лась на 6120 ста­дий.

16. Итак, если наш взгляд пра­ви­лен, то пред­став­ле­ния ионян о Егип­те лож­ны. Если же пра­вы ионяне, то я могу пока­зать, что элли­ны и сами ионяне не уме­ют счи­тать: они утвер­жда­ют, что суще­ст­ву­ют три части све­та — Евро­па, Азия и Ливия. К ним, одна­ко, при­дет­ся при­чис­лить еще и чет­вер­тую часть све­та — еги­пет­скую Дель­ту, так как она не при­над­ле­жит ни Азии, ни Ливии. Ведь, соглас­но это­му взгляду, Нил не обра­зу­ет гра­ни­цы меж­ду Ази­ей и Ливи­ей, но разде­ля­ет­ся на рука­ва на вер­шине Дель­ты, так что Дель­та ока­зы­ва­ет­ся меж­ду Ази­ей и Ливи­ей.

17. Впро­чем, пре­до­ста­вим ионя­нам думать [как им угод­но]. Я же дер­жусь вот како­го мне­ния об этом: Егип­том я счи­таю всю стра­ну, насе­лен­ную егип­тя­на­ми, так же как Кили­ки­ей и Асси­ри­ей [при­знаю] всю область, насе­лен­ную кили­кий­ца­ми и асси­рий­ца­ми. И, соб­ст­вен­но гово­ря, я не знаю насто­я­щей гра­ни­цы меж­ду Ази­ей и Ливи­ей, кро­ме самой Еги­пет­ской зем­ли. Если же при­нять обыч­ное у элли­нов пред­став­ле­ние [о гра­ни­це], то при­дет­ся цели­ком весь Еги­пет (начи­ная от Ката­ду­пов19 и горо­да Эле­фан­ти­ны [вниз по тече­нию реки]) счи­тать разде­лен­ным на две части, кото­рые име­ют два назва­ния. Ведь одна часть Егип­та при­над­ле­жит Ливии, дру­гая — Азии: начи­ная от Ката­ду­пов, в сво­ем тече­нии к морю Нил рас­се­ка­ет Еги­пет на две части. Вплоть до горо­да Кер­ка­со­ра Нил течет по одно­му рус­лу. Здесь же он течет, уже разде­ля­ясь на три рука­ва, из кото­рых один (так назы­вае­мое Пелу­сий­ское устье) пово­ра­чи­ва­ет на восток, дру­гой — на запад (это устье назы­ва­ет­ся Кан­об­ским). Тре­тий же рукав течет пря­мо в море вот как: начи­на­ет­ся он на вер­шине Дель­ты и на сво­ем пути к морю разде­ля­ет Дель­ту на две рав­ные поло­ви­ны. Это устье несет к морю огром­ную мас­су воды. Оно самое зна­ме­ни­тое и назы­ва­ет­ся Себен­нит­ским устьем. Есть и еще два дру­гих устья, кото­рые ответв­ля­ют­ся от это­го Себен­нит­ско­го устья и текут в море. Вот их назва­ния: одно — Саис­ское, дру­гое — Мен­десий­ское. Боль­бит­ское же и Буко­лий­ское устья — не есте­ствен­ные, а искус­ст­вен­но [рукой чело­ве­ка] про­ры­тые устья.

18. В поль­зу мое­го мне­ния, что Еги­пет так велик, как я ука­зал здесь, я могу сослать­ся еще и на изре­че­ние ора­ку­ла Аммо­на (я узнал об этом изре­че­нии уже после того, как соста­вил свое мне­ние о Егип­те). Жите­ли еги­пет­ских горо­дов Мареи и Апи­са (на гра­ни­це с Ливи­ей), кото­рые счи­та­ли себя ливий­ца­ми, а не егип­тя­на­ми, тяго­ти­лись [еги­пет­ски­ми] рели­ги­оз­ны­ми обы­ча­я­ми и обряда­ми. Так, они не жела­ли воздер­жи­вать­ся от [вку­ше­ния] коро­вье­го мяса. Поэто­му они отпра­ви­ли [вест­ни­ков] к ора­ку­лу Аммо­на объ­явить, что у них нет ниче­го обще­го с егип­тя­на­ми. Они ведь, по их сло­вам, не толь­ко живут вне Дель­ты, но и гово­рят на раз­ных язы­ках и [пото­му] про­сят поз­во­ле­ния вку­шать мясо всех живот­ных. А бог откло­нил их прось­бу и ска­зал, что вся стра­на, навод­ня­е­мая и оро­ша­е­мая Нилом, при­над­ле­жит Егип­ту и все люди, живу­щие ниже Эле­фан­ти­ны и пью­щие ниль­скую воду, — егип­тяне. Такой ответ они полу­чи­ли от ора­ку­ла.

19. Когда Нил выхо­дит из бере­гов, то не толь­ко зали­ва­ет Дель­ту, но даже и часть так назы­вае­мой Ливий­ской и Ара­вий­ской обла­сти, имен­но [область] на два дня пути в обе сто­ро­ны (ино­гда боль­ше, ино­гда мень­ше). О при­род­ных свой­ствах этой [уди­ви­тель­ной] реки я не мог ниче­го узнать ни от жре­цов, ни от кого-либо дру­го­го. Имен­но, я ста­рал­ся дознать­ся у них, поче­му Нил, начи­ная от лет­не­го солн­це­сто­я­ния, выхо­дит из бере­гов и [вода его] под­ни­ма­ет­ся в тече­ние при­бли­зи­тель­но 100 дней; по исте­че­нии же это­го сро­ка вода сно­ва спа­да­ет, река вхо­дит в свое преж­нее рус­ло и затем низ­кий уро­вень воды сохра­ня­ет­ся целую зиму, вплоть до сле­ду­ю­ще­го лет­не­го солн­це­сто­я­ния. Ни один егип­тя­нин не мог мне ниче­го сооб­щить о [при­чи­нах] это­го явле­ния, никто не был в состо­я­нии отве­тить на вопрос: отче­го при­ро­да Нила пря­мо про­ти­во­по­лож­на при­ро­де осталь­ных рек. Путем рас­спро­сов я желал узнать при­чи­ну ука­зан­но­го явле­ния и поче­му из всех рек [на све­те] толь­ко с этой реки не дуют [холод­ные] вет­ры.

20. Одна­ко неко­то­рые элли­ны, кото­рые хоте­ли, конеч­но, про­сла­вить­ся сво­и­ми зна­ни­я­ми и про­ни­ца­тель­но­стью, выска­за­ли три раз­лич­ных объ­яс­не­ния при­чин раз­ли­вов [Нила]. Два из них, соб­ст­вен­но, даже не заслу­жи­ва­ют обсуж­де­ния (раз­ве что вкрат­це), но мне хочет­ся, по край­ней мере, упо­мя­нуть о них. Соглас­но одно­му тол­ко­ва­нию, при­чи­ной ниль­ских раз­ли­вов явля­ют­ся эте­сий­ские вет­ры, кото­рые-де пре­пят­ст­ву­ют реке течь в море20. Одна­ко в иные годы этих вет­ров не быва­ет, но подъ­ем воды в Ниле все-таки про­ис­хо­дит. К тому же, если бы при­чи­ной тут были вет­ры, то и все дру­гие реки, так­же теку­щие про­тив них, долж­ны были бы вести себя подоб­но Нилу.

21. Вто­рое тол­ко­ва­ние еще нера­зум­нее и, так ска­зать, уди­ви­тель­нее пер­во­го21. Оно гла­сит: подъ­ем и спад [воды Нила] про­ис­хо­дит отто­го, что Нил выте­ка­ет из Оке­а­на, а этот Оке­ан обте­ка­ет всю зем­лю кру­гом.

22. Нако­нец, третье объ­яс­не­ние, хотя и наи­бо­лее прав­до­по­доб­ное, тем не менее, самое лож­ное. Дей­ст­ви­тель­но, и оно так же реши­тель­но ниче­го не объ­яс­ня­ет, утвер­ждая, буд­то Нил выхо­дит из бере­гов от тая­ния сне­гов22. Меж­ду тем Нил течет из Ливии, затем про­хо­дит через Эфи­оп­скую зем­лю и впа­да­ет в море в Егип­те. В самом деле, как же [раз­лив] Нила может про­ис­хо­дить от [тая­ния] сне­гов, если эта река течет из самых жар­ких стран в стра­ны, зна­чи­тель­но более холод­ные. По край­ней мере, вся­ко­му, кто вооб­ще в состо­я­нии судить о таких пред­ме­тах, пред­став­ля­ет­ся неве­ро­ят­ным, чтобы [раз­лив] Нила про­ис­хо­дил от [тая­ния] сне­гов. Пер­вый и решаю­щий довод [про­тив это­го] — зной­ные вет­ры, дую­щие из этих стран. Во-вто­рых, в этой зем­ле вовсе не быва­ет дождей и она нико­гда не покры­ва­ет­ся льдом. После же сне­го­па­да в тече­ние пяти дней непре­мен­но долж­ны выпа­дать дожди. Поэто­му если бы [в этих стра­нах] шел снег, то были бы так­же и дожди. В-третьих, люди там чер­ные от дей­ст­вия [силь­но­го] зноя. Кор­шу­ны и ласточ­ки оста­ют­ся там целую зиму, а журав­ли, спа­са­ясь от скиф­ских холо­дов, при­ле­та­ют в эти места на зимов­ку. Итак, если бы в этой стране, по кото­рой течет и откуда берет нача­ло Нил, выпа­да­ло бы хоть немно­го сне­га, то ни один из при­веден­ных фак­тов был бы невоз­мо­жен, как это и логи­че­ски необ­хо­ди­мо.

23. Тол­ко­ва­тель же, кото­рый рас­суж­да­ет об Оке­ане23, забрал­ся в такую тем­ную, неиз­ведан­ную область и [пото­му] ниче­го не дока­зы­ва­ет. Мне, по край­ней мере, ниче­го не извест­но о суще­ст­во­ва­нии реки Оке­а­на. Имя «Оке­ан» при­ду­мал, по мое­му мне­нию, Гомер или еще какой-нибудь древ­ний поэт и ввел его в свою поэ­зию.

24. А если теперь, отверг­нув при­веден­ные мне­ния, я дол­жен выска­зать свой соб­ст­вен­ный взгляд на это неяс­ное явле­ние, я ска­жу, отче­го, как мне дума­ет­ся, раз­ли­вы Нила про­ис­хо­дят летом. Зим­ней порою солн­це, гони­мое север­ны­ми вет­ра­ми, ухо­дит со сво­е­го обыч­но­го лет­не­го пути в Верх­нюю Ливию. Этим, одним сло­вом, и объ­яс­ня­ет­ся все явле­ние. Ведь та стра­на, к кото­рой бли­же все­го этот бог [солн­це] и где он пре­бы­ва­ет, есте­ствен­но, самая без­вод­ная, и реки там высы­ха­ют.

25. Если же вда­вать­ся в подроб­но­сти, то дело обсто­ит вот как. На сво­ем пути через Верх­нюю Ливию солн­це про­из­во­дит вот какое дей­ст­вие: так как при все­гда ясном небе зем­ля там нагре­та и нет холод­ных вет­ров, то дей­ст­вие [солн­ца] там такое же, как в лет­нее вре­мя [у нас], когда оно про­хо­дит посредине неба. Ведь солн­це при­тя­ги­ва­ет к себе воду и затем сно­ва оттал­ки­ва­ет ее вверх, где ее под­хва­ты­ва­ют вет­ры, рас­се­и­ва­ют и застав­ля­ют испа­рять­ся. Поэто­му совер­шен­но есте­ствен­но, что вет­ры, дую­щие из этой стра­ны (имен­но, южный и юго-запад­ный), боль­ше все­го при­но­сят дождей. Солн­це же, мне дума­ет­ся, каж­дый раз не отда­ет назад всю ниль­скую воду, кото­рую еже­год­но при­тя­ги­ва­ет к себе, но [все­гда] остав­ля­ет неко­то­рое коли­че­ство себе [в пищу]. Когда же зима под­хо­дит к кон­цу, солн­це сно­ва воз­вра­ща­ет­ся на середи­ну неба и с этих пор уже рав­но­мер­но при­тя­ги­ва­ет к себе воду из всех рек. До того вре­ме­ни [зимою] бла­го­да­ря обиль­но­му при­то­ку дож­де­вой воды реки пол­но­вод­ны, так как в стране выпа­да­ют обиль­ные дожди и она испещ­ре­на [пол­ны­ми воды] овра­га­ми. Летом же, когда дождей боль­ше нет и солн­це при­тя­ги­ва­ет воду, реки меле­ют. Нил же, не пита­е­мый дождя­ми, напро­тив, как раз в это вре­мя, когда солн­це не при­тя­ги­ва­ет его воды, [т. е. зимою], — един­ст­вен­ная из всех рек, у кото­рой, есте­ствен­но, зимой гораздо мень­ше воды (срав­ни­тель­но с нор­маль­ным уров­нем ее летом). Ведь летом солн­це при­тя­ги­ва­ет к себе ниль­ские воды в такой же мере, как и воды дру­гих рек, тогда как зимой толь­ко один Нил под­вер­га­ет­ся дей­ст­вию сол­неч­ных лучей. Таким обра­зом, я дер­жусь того мне­ния, что солн­це — при­чи­на [лет­них раз­ли­вов] и зим­не­го обме­ле­ния Нила.

26. Я думаю так­же, что от солн­ца зави­сит и сухость возду­ха в этих стра­нах, так как оно рас­ка­ля­ет [зем­лю] на сво­ем пути. Таким обра­зом, в Верх­ней Ливии — веч­ное лето. Если бы порядок вре­мен года [и стран све­та] изме­нил­ся, и в той части неба, где теперь север­ный ветер и зима, были бы южный ветер и пол­день, и север­ный ветер дул бы из тех кра­ев, откуда теперь дует южный ветер; если бы это было так, тогда солн­це (лишь толь­ко зима и север­ный ветер про­го­нят его с середи­ны неба) пошло бы в Верх­нюю Евро­пу вме­сто Верх­ней Ливии, как теперь, и на пути солн­ца через всю Евро­пу, как я думаю, оно дей­ст­во­ва­ло бы на Истр почти таким же обра­зом, как теперь на Нил.

27. А поче­му не дует с Нила холод­ный ветер, по-мое­му, объ­яс­ня­ет­ся вот чем: из очень зной­ных стран, как пра­ви­ло, вооб­ще не дуют вет­ры, но все­гда толь­ко из какой-нибудь холод­ной.

28. Впро­чем, пусть это оста­ет­ся, как есть и как было иско­ни! Что до исто­ков Нила, то никто из егип­тян, ливий­цев или элли­нов, с кото­ры­ми мне при­хо­ди­лось иметь дело, не мог ниче­го мне сооб­щить об этом, кро­ме хра­мо­во­го пис­ца и упра­ви­те­ля хра­мо­вым иму­ще­ст­вом Афи­ны в еги­пет­ском горо­де Саи­се24. Но, как мне кажет­ся, он шутил, утвер­ждая, буд­то мож­но знать это. Рас­ска­зы­вал же он вот что: есть две горы с ост­ро­ко­неч­ной вер­ши­ной, воз­вы­шаю­щи­е­ся меж­ду горо­да­ми Сие­ной в Фиван­ской обла­сти и Эле­фан­ти­ной. Назва­ния этих гор — Кро­фи и Мофи. Меж­ду эти­ми-то гора­ми и выхо­дят на поверх­ность без­дон­ные источ­ни­ки Нила, при­чем поло­ви­на их вод течет на север, в Еги­пет, а дру­гая поло­ви­на на юг, в Эфи­о­пию25. А то, что эти источ­ни­ки без­дон­ные, уста­но­вил, по его сло­вам, про­из­ведя иссле­до­ва­ние, еги­пет­ский царь Псам­ме­тих. Царь при­ка­зал свить канат дли­ной во мно­го тысяч оргий и опу­стить в про­пасть, но канат не достал до дна. Если писец дей­ст­ви­тель­но ска­зал прав­ду, то его рас­сказ, по-мое­му, дока­зы­ва­ет толь­ко то, что в этой мест­но­сти есть силь­ные водо­во­роты, встреч­ные тече­ния и воды [поэто­му] раз­би­ва­ют­ся там о ска­лы, отче­го опу­щен­ный туда лот не мог достичь дна.

29. Так вот, ни от кого дру­го­го я ниче­го не мог узнать об этом. Впро­чем, свои изыс­ка­ния я рас­про­стра­нил как мож­но даль­ше, так как я сам дохо­дил до горо­да Эле­фан­ти­ны; начи­ная же оттуда, мне при­шлось, конеч­но, соби­рать сведе­ния по слу­хам и рас­спро­сам. Если плыть вверх по тече­нию до горо­да Эле­фан­ти­ны, то мест­ность кру­то повы­ша­ет­ся. Поэто­му здесь нуж­но при­вя­зы­вать канат к бар­ке с обе­их сто­рон и тащить впе­ред, как быка. А если канат обо­рвет­ся, то бар­ку отне­сет тече­ни­ем вниз. Рас­сто­я­ние же это [вверх по тече­нию от Эле­фан­ти­ны до ост­ро­ва Тахомп­со] состав­ля­ет четы­ре дня пла­ва­ния. Здесь Нил излу­чист напо­до­бие Меанд­ра26. Таким-то обра­зом при­хо­дит­ся пре­одоле­вать это рас­сто­я­ние в 12 схе­нов. Затем всту­па­ем в ров­ную доли­ну, где Нил обра­зу­ет ост­ров под назва­ни­ем Тахомп­со. Выше Эле­фан­ти­ны живут уже эфи­о­пы, и ост­ров этот напо­ло­ви­ну насе­ля­ют они, а напо­ло­ви­ну егип­тяне. К это­му ост­ро­ву при­мы­ка­ет боль­шое озе­ро27, вокруг кото­ро­го живут эфи­о­пы-кочев­ни­ки. Пере­плыв это озе­ро, попа­да­ем сно­ва в Нил, кото­рый вли­ва­ет­ся в это озе­ро. Затем при­хо­дит­ся сой­ти с бар­ки и далее дви­гать­ся сухим путем вдоль реки 40 дней. Ведь здесь Нил усе­ян ост­ры­ми уте­са­ми, [высту­паю­щи­ми из воды] под­вод­ны­ми кам­ня­ми, так что пла­ва­ние невоз­мож­но. Прой­дя за 40 дней эту стра­ну, садишь­ся на дру­гую бар­ку и после 12-днев­но­го пла­ва­ния при­бы­ва­ешь в боль­шой город по име­ни Мерое28. Этот город, как гово­рят, — сто­ли­ца всей Эфи­о­пии. Жите­ли его при­зна­ют толь­ко двух богов — Зев­са29 и Дио­ни­са30 — и почи­та­ют их весь­ма усерд­но. Там нахо­дит­ся так­же про­ри­ца­ли­ще Зев­са. В поход они высту­па­ют, когда и куда бог ука­жет им сво­им изре­че­ни­ем.

30. Если же плыть далее от это­го горо­да, то за то же самое вре­мя, какое тре­бу­ет­ся для пере­езда из Эле­фан­ти­ны в сто­ли­цу эфи­о­пов, достиг­нешь стра­ны «пере­беж­чи­ков». Эти «пере­беж­чи­ки» назы­ва­ют­ся по-еги­пет­ски «асмах»31, что на эллин­ском язы­ке озна­ча­ет «люди, сто­я­щие по левую руку царя». Это были те 240000 егип­тян из сосло­вия вои­нов, кото­рые ушли к этим эфи­о­пам вот поче­му. Во вре­ме­на царя Псам­ме­ти­ха егип­тяне выста­ви­ли погра­нич­ную стра­жу в горо­де Эле­фан­тине про­тив эфи­о­пов, в Даф­нах, что в Пелу­сий­ской обла­сти, — про­тив ара­бов и сирий­цев и в Марее — про­тив ливий­цев. Еще и в наше вре­мя сто­ит пер­сид­ская стра­жа в тех же самых местах, как и при Псам­ме­ти­хе. И дей­ст­ви­тель­но, и в Эле­фан­тине, и в Даф­нах нахо­дит­ся пер­сид­ская погра­нич­ная охра­на. И вот, когда эти егип­тяне три года про­ве­ли там, неся стра­жу, и никто не при­шел их сме­нить, они сооб­ща реши­ли тогда отпасть от Псам­ме­ти­ха и пере­се­лить­ся в Эфи­о­пию. А Псам­ме­тих, узнав об этом, пустил­ся за ними в пого­ню. Когда же он настиг их, то насто­я­тель­но упра­ши­вал воз­вра­тить­ся и не покидать [на про­из­вол судь­бы] оте­че­ских богов, и жен, и детей. Тогда, как переда­ют, один из бег­ле­цов отве­тил царю, ука­зы­вая на свой поло­вой орган: «Будь толь­ко это, а жены и дети най­дут­ся». При­быв в Эфи­о­пию, бег­ле­цы отда­лись под власть эфи­оп­ско­го царя. А тот награ­дил их за это вот каким обра­зом. Неко­то­рые эфи­оп­ские пле­ме­на вос­ста­ли про­тив сво­е­го царя. Их-то и пове­лел царь егип­тя­нам изгнать и затем посе­лить­ся на зем­ле изгнан­ни­ков. И с тех пор, как эти егип­тяне посе­ли­лись сре­ди эфи­о­пов, эфи­о­пы вос­при­ня­ли еги­пет­ские обы­чаи и сде­ла­лись более куль­тур­ны­ми.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.