Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРИМЕЧАНИЯ 5 страница



122. После это­го, как рас­ска­зы­ва­ли жре­цы, царь этот живым совер­шил нис­хож­де­ние в под­зем­ный мир, кото­рый у элли­нов назы­ва­ет­ся Аидом131. Там, по рас­ска­зам, он играл в кости с Демет­рой132, при­чем то выиг­ры­вал, то про­иг­ры­вал у нее. Затем он сно­ва вер­нул­ся на зем­лю с подар­ком от боги­ни — золотым поло­тен­цем. В память соше­ст­вия Рамп­си­ни­та в под­зем­ный мир после его воз­вра­ще­ния егип­тяне, по сло­вам жре­цов, уста­но­ви­ли празд­ник, кото­рый, как я знаю, справ­ля­ет­ся еще и поныне (впро­чем, я не могу ска­зать, по этой ли при­чине или по дру­гой)133. На этом празд­ни­ке жре­цы ткут [осо­бое] оде­я­ние. Одно­му из жре­цов завя­зы­ва­ют гла­за повяз­кой, затем накиды­ва­ют на него это оде­я­ние и выво­дят на доро­гу к свя­ти­ли­щу Демет­ры. Сами они воз­вра­ща­ют­ся назад, жре­ца же это­го с завя­зан­ны­ми гла­за­ми, как гово­рят, два вол­ка134 про­во­дят в свя­ти­ли­ще Демет­ры в 20 ста­ди­ях от это­го горо­да и затем сно­ва отво­дят из свя­ти­ли­ща на преж­нее место.

123. Кто может верить это­му ска­за­нию егип­тян, это его дело. Мне же в про­дол­же­ние все­го мое­го повест­во­ва­ния при­хо­дит­ся огра­ни­чи­вать­ся лишь переда­чей того, что я слы­шал. Вла­ды­ка­ми под­зем­но­го мира егип­тяне счи­та­ют Демет­ру и Дио­ни­са135. Егип­тяне так­же пер­вы­ми ста­ли учить о бес­смер­тии чело­ве­че­ской души. Когда уми­ра­ет тело, душа пере­хо­дит в дру­гое суще­ство, как раз рож­даю­ще­е­ся в тот момент. Прой­дя через [тела] всех зем­ных и мор­ских живот­ных и птиц, она сно­ва все­ля­ет­ся в тело ново­рож­ден­но­го ребен­ка. Это кру­го­вра­ще­ние про­дол­жа­ет­ся три тыся­чи лет. Уче­ние это заим­ст­во­ва­ли неко­то­рые элли­ны, как в древ­нее вре­мя, так и недав­но. Я знаю их име­на, но не назы­ваю. *

124. Так вот, до вре­ме­ни царя Рамп­си­ни­та, рас­ска­зы­ва­ли далее жре­цы, при хоро­ших зако­нах, Еги­пет достиг вели­ко­го про­цве­та­ния. Одна­ко его пре­ем­ник Хеопс136 вверг стра­ну в пучи­ну бед­ст­вий. Преж­де все­го, он пове­лел закрыть все свя­ти­ли­ща и запре­тил совер­шать жерт­во­при­но­ше­ния137. Затем заста­вил всех егип­тян работать на него. Так, одни были обя­за­ны пере­тас­ки­вать к Нилу огром­ные глы­бы кам­ней из каме­но­ло­мен в Ара­вий­ских горах (через реку кам­ни пере­во­зи­ли на кораб­лях), а дру­гим было при­ка­за­но тащить их даль­ше до так назы­вае­мых Ливий­ских гор. Сто тысяч людей выпол­ня­ло эту работу непре­рыв­но, сме­ня­ясь каж­дые три меся­ца. Десять лет при­шлось изму­чен­но­му наро­ду стро­ить доро­гу, по кото­рой тащи­ли эти камен­ные глы­бы, — работа, по-мое­му, едва ли не столь же огром­ная, как и построй­ка самой пира­миды. Ведь доро­га была 5 ста­дий дли­ны, а шири­ной в 10 оргий, в самом высо­ком месте 8 оргий высоты, постро­е­на из теса­ных кам­ней с высе­чен­ны­ми на них фигу­ра­ми. Десять лет про­дол­жа­лось стро­и­тель­ство этой доро­ги и под­зем­ных поко­ев на хол­ме, где сто­ят пира­миды. В этих поко­ях Хеопс устро­ил свою усы­паль­ни­цу на ост­ро­ве, про­ведя на гору ниль­ский канал138. Соору­же­ние же самой пира­миды про­дол­жа­лось 20 лет. Она четы­рех­сто­рон­няя, каж­дая сто­ро­на ее шири­ной в 8 пле­ф­ров и такой же высоты, и сло­же­на из теса­ных, тща­тель­но при­ла­жен­ных друг к дру­гу кам­ней. Каж­дый камень дли­ной, по край­ней мере, в 30 футов.

125. Постро­е­на же эта пира­мида вот как. Сна­ча­ла она идет в виде лест­ни­цы усту­па­ми, кото­рые иные назы­ва­ют пло­щад­ка­ми, или сту­пе­ня­ми. После того как зало­жи­ли пер­вые кам­ни [осно­ва­ния], осталь­ные [для запол­не­ния пло­ща­док] под­ни­ма­ли при помо­щи помо­стов, ско­ло­чен­ных из корот­ких балок. Так под­ни­ма­ли с зем­ли кам­ни на первую сту­пень лест­ни­цы. Там кла­ли камень на дру­гой помост; с пер­вой сту­пе­ни втас­ки­ва­ли на вто­рой помост, при помо­щи кото­ро­го под­ни­ма­ли на вто­рую сту­пень. Сколь­ко было рядов сту­пе­ней, столь­ко было и подъ­ем­ных при­спо­соб­ле­ний. Быть может, одна­ко, было толь­ко одно подъ­ем­ное при­спо­соб­ле­ние, кото­рое после подъ­ема кам­ня без труда пере­но­си­лось на сле­ду­ю­щую сту­пень. Мне ведь сооб­ща­ли об обо­их спо­со­бах — поче­му я и при­во­жу их. Таким обра­зом, сна­ча­ла была окон­че­на верх­няя часть пира­миды, затем сооруди­ли сред­нюю и напо­сле­док самые ниж­ние сту­пе­ни на зем­ле. На пира­миде еги­пет­ски­ми пись­ме­на­ми было обо­зна­че­но, сколь­ко редь­ки, лука, чес­но­ка съе­ли рабо­чие. И, как я очень хоро­шо пом­ню, пере­вод­чик, кото­рый читал мне над­пись, объ­яс­нил, что на все это было израс­хо­до­ва­но 1600 талан­тов сереб­ра139. Если это вер­но, то сколь­ко же денег пошло на желез­ные орудия, на хлеб и одеж­ду для рабо­чих, так как стро­и­тель­ство всех этих соору­же­ний про­дол­жа­лось 20 лет и, кро­ме того, нема­ло вре­ме­ни пона­до­би­лось на лом­ку и пере­воз­ку кам­ней и соору­же­ние под­зем­ных поко­ев [для усы­паль­ни­цы].

126. А Хеопс, в кон­це кон­цов, дошел до тако­го нече­стия, по рас­ска­зам жре­цов, что, нуж­да­ясь в день­гах, отпра­вил соб­ст­вен­ную дочь в пуб­лич­ный дом и при­ка­зал ей добыть неко­то­рое коли­че­ство денег — сколь­ко имен­но, жре­цы, впро­чем, не гово­ри­ли. Дочь же выпол­ни­ла отцов­ское пове­ле­ние, но заду­ма­ла и себе самой оста­вить памят­ник: у каж­до­го сво­е­го посе­ти­те­ля она про­си­ла пода­рить ей, по край­ней мере, один камень для соору­же­ния гроб­ни­цы. Из этих-то кам­ней, по сло­вам жре­цов, и постро­е­на сред­няя из трех пира­мид, что сто­ит перед вели­кой пира­мидой (каж­дая сто­ро­на этой пира­миды в пол­то­ра пле­ф­ра).

127. Цар­ст­во­вал же этот Хеопс, по сло­вам егип­тян, 50 лет140, а после его кон­чи­ны пре­стол насле­до­вал его брат Хефрен. Он посту­пал во всем подоб­но бра­ту и так­же постро­ил пира­миду, кото­рая, впро­чем, не дости­га­ет вели­чи­ны Хео­п­со­вой. Я сам ведь ее изме­рил. Под ней нет под­зем­ных поко­ев и не про­веден из Нила канал, как в той дру­гой пира­миде, где вода по искус­ст­вен­но­му рус­лу обра­зу­ет ост­ров, на кото­ром, как гово­рят, погре­бен Хеопс. Самый ниж­ний ряд сту­пе­ней он велел выве­сти из мно­го­цвет­но­го эфи­оп­ско­го кам­ня и постро­ил пира­миду на 40 футов ниже пер­вой, при таких же, впро­чем, раз­ме­рах. Обе пира­миды сто­ят на том же самом хол­ме высотой око­ло 100 футов. Цар­ст­во­вал же Хефрен, по сло­вам жре­цов, 56 лет.

128. Эти 106 лет счи­та­ют­ся вре­ме­нем вели­чай­ших бед­ст­вий для Егип­та, когда свя­ти­ли­ща были запер­ты. Егип­тяне так нена­видят этих царей, что толь­ко с неохотой назы­ва­ют их име­на. Даже и пира­миды эти назы­ва­ют пира­мида­ми пас­ту­ха Фили­ти­са, кото­рый в те вре­ме­на пас свои ста­да в этих местах.

129. Затем царем Егип­та, по сло­вам жре­цов, стал Мике­рин, сын Хео­пса. Ему не по душе были отцов­ские дея­ния. Он открыл хра­мы и осво­бо­дил изму­чен­ный тягота­ми народ, отпу­стив его трудить­ся [на сво­их полях] и при­но­сить жерт­вы. Он был самым пра­вед­ным судьей из всех царей, за что его осо­бен­но вос­хва­ля­ют егип­тяне сре­ди всех когда-либо пра­вив­ших над ними царей. Ведь он был не толь­ко судьей пра­вед­ным, но даже давал день­ги из сво­е­го добра недо­воль­ным его при­го­во­ра­ми, чтобы удо­вле­тво­рить их прось­бы. Это­го-то Мике­ри­на, столь крот­ко­го к сво­им под­власт­ным и так забо­тив­ше­го­ся о них, пора­зи­ли тяж­кие уда­ры судь­бы. Пер­вым несча­стьем была кон­чи­на доче­ри, един­ст­вен­но­го ребен­ка в его доме. Глу­бо­ко скор­бя об этой беде, царь поже­лал пре­дать ее погре­бе­нию с еще боль­шей пыш­но­стью, чем это было в обы­чае. Он при­ка­зал изгото­вить из дере­ва пусто­те­лую [ста­тую] коро­вы141, позо­ло­тить и затем поло­жить в нее покой­ную дочь.

130. Коро­ва эта, одна­ко, не была погре­бе­на в зем­ле, но еще до сего дня ее мож­но видеть в горо­де Саи­се, где она сто­ит в цар­ском двор­це в пыш­но укра­шен­ном покое. Каж­дый день око­ло нее вос­ку­ря­ют там все­воз­мож­ные бла­го­во­ния, а целую ночь воз­жи­га­ют све­тиль­ник. Близ этой коро­вы в дру­гом покое сто­ят ста­туи налож­ниц Мике­ри­на, как мне, по край­ней мере, рас­ска­зы­ва­ли саис­ские жре­цы. Это — нагие колос­саль­ные ста­туи жен­щин142 из дере­ва чис­лом 20. Но кто они — об этом я могу лишь повто­рить то, что мне сооб­щи­ли.

131. Дру­гие же сооб­ща­ют об этой коро­ве и о колос­саль­ных жен­ских ста­ту­ях вот какое ска­за­ние. Мике­рин буд­то бы вос­пы­лал стра­стью к сво­ей род­ной доче­ри и про­тив ее воли силой овла­дел ею. После это­го девуш­ка, гово­рят, с горя и сты­да суну­лась в пет­лю. Отец же пре­дал ее погре­бе­нию в этой коро­ве, а мать девуш­ки веле­ла отру­бить руки слу­жан­кам, кото­рые выда­ли дочь отцу. Еще и поныне их без­ру­кие ста­туи пока­зы­ва­ют, что они пре­тер­пе­ли при жиз­ни. Все это, впро­чем, как мне дума­ет­ся, пустая бол­тов­ня, осо­бен­но же — исто­рия с рука­ми ста­туй. Ведь я сам видел, что руки у ста­туй отва­ли­лись от вре­ме­ни и еще при мне лежа­ли тут же у ног.

132. А коро­ва почти цели­ком покры­та пур­пур­ной одеж­дой, кро­ме шеи и голо­вы, кото­рые позо­ло­че­ны тол­стым сло­ем золота. Меж­ду рога­ми нахо­дит­ся изо­бра­же­ние сол­неч­но­го дис­ка так­же из золота. Коро­ва не сто­ит пря­мо, но лежит на кам­нях, а вели­чи­ной она с боль­шую живую коро­ву. Каж­дый год ее выно­сят из покоя, имен­но в тот день, когда егип­тяне бьют себя в грудь в честь бога, кото­ро­го я не хочу назы­вать из бла­го­го­вей­но­го стра­ха143. Рас­ска­зы­ва­ют, что дочь перед смер­тью попро­си­ла отца поз­во­лить ей один раз в год видеть солн­це.

133. После кон­чи­ны доче­ри это­го царя постиг­ло вто­рое несча­стье, вот какое. Про­ри­ца­ние ора­ку­ла из горо­да Буто воз­ве­сти­ло, что ему оста­лось жить толь­ко шесть лет, а на седь­мом году он умрет144. Царь был весь­ма опе­ча­лен и послал к ора­ку­лу в Буто упрек­нуть боги­ню: в ответ на про­ри­ца­ние царь жало­вал­ся на то, что его отец и дядя, кото­рые запер­ли хра­мы, забы­ли богов и угне­та­ли народ, про­жи­ли дол­го, а он, чело­век бла­го­че­сти­вый, все-таки дол­жен ско­ро уме­реть. А от ора­ку­ла ему при­шло дру­гое про­ри­ца­ние, гла­сив­шее, что как раз из-за это­го-то боги­ня и сокра­ща­ет дни его жиз­ни. Ведь он не совер­шил того, что дол­жен был совер­шить: Егип­ту суж­де­но было пре­тер­пе­вать бед­ст­вия 150 лет. Два царя, его пред­ше­ст­вен­ни­ки, поня­ли это, а он — нет. Услы­шав такой ответ, Мике­рин понял, что рок неот­вра­тим и при­ка­зал изгото­вить мно­же­ство све­тиль­ни­ков. По ночам царь велел зажи­гать их, стал пить вино и непре­стан­но весе­лить­ся днем и ночью. Он блуж­дал по лугам и рощам и всюду, где толь­ко нахо­дил под­хо­дя­щие места для удо­воль­ст­вия. Так посту­пал он, пре­вра­щая ночи в дни, чтобы ули­чить ора­кул во лжи и сде­лать из шести лет две­на­дцать.

134. И этот царь так­же оста­вил пира­миду, хотя и зна­чи­тель­но мень­ше отцов­ской: каж­дая ее сто­ро­на на 20 футов коро­че 3 пле­ф­ров. Она так­же четы­рех­уголь­ная и напо­ло­ви­ну постро­е­на из эфи­оп­ско­го кам­ня145. Неко­то­рые элли­ны дума­ют, что это пира­мида гете­ры Родо­пис, но это невер­но. Они утвер­жда­ют так, оче­вид­но не зная, кто была Родо­пис. Ина­че ведь они не мог­ли бы при­пи­сать ей построй­ку такой пира­миды, для чего, вооб­ще гово­ря, потре­бо­ва­лись бы тыся­чи и тыся­чи талан­тов. Кро­ме того, Родо­пис жила во вре­ме­на царя Ама­си­са, а не при Мике­рине, т. е. мно­го поко­ле­ний позд­нее стро­и­те­лей этих пира­мид. Родо­пис про­ис­хо­ди­ла из Фра­кии и была рабы­ней одно­го самос­ца, Иад­мо­на, сына Гефе­сто­по­ля. Вме­сте с ней рабом был и бас­но­пи­сец Эсоп. Ведь и он при­над­ле­жал Иад­мо­ну, что осо­бен­но ясно вот из чего: когда дель­фий­цы по пове­ле­нию боже­ства вызы­ва­ли через гла­ша­тая, кто жела­ет полу­чить выкуп за уби­е­ние Эсо­па146, то никто не явил­ся, кро­ме вну­ка Иад­мо­на, кото­ро­го так­же зва­ли Иад­мо­ном. Он и полу­чил выкуп. Ста­ло быть, Эсоп при­над­ле­жал тому Иад­мо­ну.

135. А Родо­пис при­бы­ла в Еги­пет; ее при­вез туда само­сец Ксанф. При­быв же туда для заня­тия сво­им «ремеслом», она была выкуп­ле­на за боль­шие день­ги мити­лен­цем Хара­к­сом, сыном Ска­манд­ро­ни­ма, бра­том поэтес­сы Сап­фо. Так-то Родо­пис полу­чи­ла сво­бо­ду и оста­лась в Егип­те. Она была весь­ма пре­лест­на собой и пото­му при­об­ре­ла огром­ное состо­я­ние — для такой, как Родо­пис, — но дале­ко не доста­точ­ное, чтобы на него постро­ить такую пира­миду. Деся­тую часть ее добра каж­дый желаю­щий может видеть еще и сего­дня (поэто­му мож­но думать, что оно было не слиш­ком уж вели­ко). Ведь Родо­пис поже­ла­ла оста­вить о себе память в Элла­де и при­ду­ма­ла послать в Дель­фы такой посвя­ти­тель­ный дар, како­го еще никто не при­ду­мал посвя­тить ни в одном хра­ме. На деся­тую долю сво­их денег она зака­за­ла (насколь­ко хва­ти­ло этой деся­той части) мно­же­ство желез­ных вер­те­лов147, столь боль­ших, чтобы жарить целых быков, и ото­сла­ла их в Дель­фы. Еще и поныне эти вер­те­лы лежат в куче за алта­рем, воз­двиг­ну­тым хиос­ца­ми, как раз про­тив хра­ма148. Гете­ры же в Нав­кра­ти­се вооб­ще отли­ча­лись осо­бен­ной пре­ле­стью. Эта, о кото­рой здесь идет речь, так про­сла­ви­лась, что каж­дый эллин зна­ет имя Родо­пис. После Родо­пис была еще некая Архиди­ка, кото­рую так­же вос­пе­ва­ли по всей Элла­де, хотя о ней было мень­ше тол­ков, чем о Родо­пис. А когда Хара­кс, выку­пив Родо­пис, воз­вра­тил­ся в Мити­ле­ну, то Сап­фо зло осме­я­ла его в одной сво­ей песне. Впро­чем, о Родо­пис доволь­но.

136. После Мике­ри­на, как рас­ска­зы­ва­ли жре­цы, еги­пет­ским царем стал Аси­хис149. Он постро­ил рас­по­ло­жен­ное по направ­ле­нию к вос­хо­ду солн­ца пред­две­рие свя­ти­ли­ща Гефе­ста, дале­ко пре­вос­хо­дя­щее кра­сотой и обшир­но­стью все дру­гие. И все дру­гие пред­две­рия укра­ше­ны так­же релье­фа­ми и тыся­чью дру­гих архи­тек­тур­ных орна­мен­тов, но Аси­хи­со­вы все же гораздо рос­кош­нее. Когда в прав­ле­ние это­го царя, как переда­ва­ли жре­цы, день­ги почти совер­шен­но исчез­ли из обра­ще­ния, в Егип­те был издан закон, [по кото­ро­му] раз­ре­ша­лось брать день­ги в долг под залог мумии соб­ст­вен­но­го отца. А к это­му зако­ну был при­бав­лен еще вот какой. Заи­мо­да­вец всту­пал во вла­де­ние всей семей­ной усы­паль­ни­цей долж­ни­ка, и в слу­чае неупла­ты дол­га долж­ни­ка ожида­ла вот какая кара: и сам он после кон­чи­ны лишал­ся погре­бе­ния в семей­ном или в каком-либо дру­гом скле­пе, рав­но как и его потом­ки. Чтобы пре­взой­ти преж­них еги­пет­ских царей, Аси­хис воз­двиг в память о себе пира­миду из гли­ня­ных кир­пи­чей с над­пи­сью, выре­зан­ной на камне и гла­ся­щей: «Не ставь меня ниже камен­ных пира­мид. Как Зевс над про­чи­ми бога­ми, стою я над ними. Шест погру­жа­ли в озе­ро и из гря­зи, кото­рая при­ста­ва­ла к шесту, изготов­ля­ли кир­пи­чи. И таким обра­зом меня воз­двиг­ли». Вот что совер­шил этот царь.

137. После него, рас­ска­зы­ва­ли жре­цы, цар­ст­во­вал сле­пец из горо­да Ани­си­са по име­ни так­же Ани­сис150. В его прав­ле­ние эфи­о­пы с силь­ным вой­ском вторг­лись в Еги­пет под пред­во­ди­тель­ст­вом сво­е­го царя Саба­ка. Сле­пец Ани­сис бежал в при­бреж­ные низ­мен­но­сти, а эфи­оп стал царем Егип­та и цар­ст­во­вал 50 лет. За это вре­мя он совер­шил вот что. Если егип­тя­нин совер­шал какое-нибудь пре­ступ­ле­ние, то царь его не каз­нил. Он осуж­дал каж­до­го пре­ступ­ни­ка соот­вет­ст­вен­но тяже­сти его вины на зем­ля­ные работы в том горо­де, откуда тот про­ис­хо­дил. Таким-то обра­зом горо­да вырос­ли еще выше [над сво­им осно­ва­ни­ем]. Ведь сна­ча­ла насы­пи были соору­же­ны рабо­чи­ми, кото­рые про­ко­па­ли кана­лы при царе Сесо­ст­ри­се, а теперь при эфи­оп­ском царе их под­ня­ли еще выше. Хотя и дру­гие еги­пет­ские горо­да рас­по­ло­же­ны высо­ко, одна­ко, по-мое­му, самые зна­чи­тель­ные насы­пи нахо­дят­ся у горо­да Буба­сти­са. В этом горо­де сто­ит зна­ме­ни­тый храм [боги­ни] Буба­стис. Есть, прав­да, и дру­гие еще более обшир­ные и вели­ко­леп­ные свя­ти­ли­ща, но ни одно из них так не раду­ет взор, как этот храм. Буба­стис же по-эллин­ски — Арте­ми­да.

138. Свя­ти­ли­ще же Буба­стис вот какое. Оно цели­ком, за исклю­че­ни­ем вхо­да, лежит на ост­ро­ве. Ведь из Нила ведут два кана­ла, до вхо­да в свя­ти­ли­ще иду­щие отдель­но. Они обте­ка­ют храм с обе­их сто­рон. Каж­дый канал шири­ной в 100 футов и осе­нен дере­вья­ми. Пред­две­рие же высотой в 10 оргий и укра­ше­но заме­ча­тель­ны­ми ста­ту­я­ми в 6 лок­тей выши­ны. А свя­ти­ли­ще рас­по­ло­же­но посреди горо­да, и вид на него откры­ва­ет­ся из всех частей горо­да. Так как город этот под­нят насы­пью, а свя­ти­ли­ще оста­лось на сво­ем преж­нем месте, то поэто­му оно и доступ­но обо­зре­нию [из горо­да] со всех сто­рон. Оно ограж­де­но сте­ной, укра­шен­ной релье­фа­ми, а внут­ри его — роща с могу­чи­ми дере­вья­ми, кото­ры­ми обса­же­но высо­кое хра­мо­вое зда­ние со ста­ту­ей боги­ни. Дли­ной и шири­ной свя­щен­ный уча­сток с каж­дой сто­ро­ны в одну ста­дию. От вхо­да ведет доро­га, мощен­ная кам­нем, око­ло 3 ста­дий дли­ной, через город­скую рыноч­ную пло­щадь на восток. Шири­на ее 4 пле­ф­ра. По обе­им сто­ро­нам доро­ги сто­ят высо­кие до небес дере­вья. А ведет она к свя­ти­ли­щу Гер­ме­са. Таков этот храм.

139. Изба­вил­ся же Еги­пет от вла­ды­че­ства эфи­оп­ско­го царя, по рас­ска­зам жре­цов, вот каким обра­зом. Бежал эфи­оп­ский царь из стра­ны вслед­ст­вие сно­виде­ния. А при­виде­лось ему, что пред­стал пред ним некий чело­век и дал совет собрать всех еги­пет­ских жре­цов и раз­ру­бить каж­до­го попо­лам. Увидев этот сон, царь ска­зал, что боги, види­мо, побуж­да­ют его таким сове­том осквер­нить свя­ты­ни и навлечь на себя мще­ние богов и людей. Но он не после­ду­ет сове­ту, а, напро­тив, покинет стра­ну, так как вре­мя его вла­ды­че­ства [над Егип­том], пред­ре­чен­ное ора­ку­лом, уже истек­ло. Ведь еще в Эфи­о­пии ора­кул, кото­рый вопро­ша­ют эфи­о­пы, пред­рек ему пяти­де­ся­ти­лет­нее цар­ст­во­ва­ние в Егип­те. Так вот, по исте­че­нии это­го сро­ка Сабак (к тому же встре­во­жен­ный сно­виде­ни­ем) доб­ро­воль­но уда­лил­ся из Егип­та151.

140. А лишь толь­ко эфи­оп­ский царь поки­нул Еги­пет, сле­пец Ани­сис сно­ва воца­рил­ся, воз­вра­тив­шись из [при­бреж­ной] низ­мен­но­сти. Там он про­был 50 лет и насы­пал ост­ров из золы и зем­ли. Ведь, кро­ме съест­ных при­па­сов, кото­рые он при­ка­зы­вал егип­тя­нам тай­но от эфи­оп­ско­го царя достав­лять себе, егип­тяне долж­ны были при­но­сить в дар сле­по­му царю так­же золу. Ост­ров же этот вплоть до вре­ме­ни царя Амир­тея нико­му не уда­ва­лось отыс­кать. Более 700 лет цари, пред­ше­ст­вен­ни­ки Амир­тея, тщет­но пыта­лись най­ти его. Назы­ва­ет­ся же этот ост­ров Эль­бо, а дли­на и шири­на его 10 ста­дий.

141. После Ани­си­са цар­ст­во­вал жрец Гефе­ста по име­ни Сетос152. Этот царь без­рас­суд­но пре­не­бре­гал кастой еги­пет­ских вои­нов153, как буд­то вовсе не нуж­да­ясь в них. Он даже оби­жал их и отнял у них зем­ли, пожа­ло­ван­ные преж­ни­ми царя­ми154 (каж­до­му по 12 отбор­ных участ­ков). После это­го пошел вой­ной на Еги­пет с силь­ным вой­ском Сана­ха­риб, царь ара­бов и асси­рий­цев. И вот еги­пет­ские вои­ны отка­за­лись высту­пить в поход. А царь-жрец, доведен­ный до отча­я­ния, всту­пил в свя­ти­ли­ще155 и стал с рыда­нья­ми горь­ко жало­вать­ся на свою тяж­кую участь перед куми­ром боже­ства. Когда царь так рыдал, напал на него сон и во сне пред­стал ему бог и, обо­д­ряя его, ска­зал: «Пусть царь, ниче­го не боясь, идет на араб­ское вой­ско; он, бог, сам при­шлет ему помощь». Обод­рен­ный этим сно­виде­ни­ем, царь взял с собой егип­тян, гото­вых сле­до­вать за ним, и раз­бил стан в Пелу­сии (там ведь нахо­дят­ся «ворота» Егип­та). Впро­чем, никто из вои­нов не пошел с царем, но толь­ко мелоч­ные тор­гов­цы, ремес­лен­ни­ки и раз­ный сброд с рын­ка. Когда они при­бы­ли в Пелу­сий, то ночью на вра­же­ский стан напа­ли стаи поле­вых мышей156 и изгрыз­ли их кол­ча­ны, луки и руко­ят­ки щитов, так что на сле­ду­ю­щий день вра­гам при­шлось без­оруж­ны­ми бежать и мно­же­ство вра­гов пало. И поныне еще в хра­ме Гефе­ста сто­ит камен­ная ста­туя это­го царя157. Он дер­жит в руках мышь, и над­пись на ста­туе гла­сит: «Взи­рай на меня и имей страх божий! ».

142. До сих пор егип­тяне и их жре­цы переда­ва­ли мне ска­за­ния о ста­ро­дав­них вре­ме­нах. Они объ­яс­ни­ли мне, что со вре­ме­ни пер­во­го еги­пет­ско­го царя и до это­го послед­не­го жре­ца Гефе­ста про­шло 341 поко­ле­ние людей и за это вре­мя было столь­ко же вер­хов­ных жре­цов и царей. Но 300 поко­ле­ний состав­ля­ет 10000 лет, счи­тая по три поко­ле­ния в сто­ле­тие. Да сверх 300 еще 41 поко­ле­ние дает 1340 лет. Таким обра­зом, по сло­вам жре­цов, за 11340 лет в Егип­те цар­ст­во­ва­ли толь­ко смерт­ные люди, а не боги в чело­ве­че­ском обра­зе. Так же и сре­ди царей, пра­вив­ших в Егип­те до или после это­го вре­ме­ни, по их мне­нию, не было богов в чело­ве­че­ском обра­зе. В это вре­мя, рас­ска­зы­ва­ли жре­цы, солн­це четы­ре раза вос­хо­ди­ло не на сво­ем обыч­ном месте: имен­но, два­жды вос­хо­ди­ло там, где теперь захо­дит, и два­жды захо­ди­ло там, где ныне вос­хо­дит. И от это­го не про­изо­шло в Егип­те ника­кой пере­ме­ны в смыс­ле пло­до­ро­дия поч­вы и рас­те­ний, режи­ма реки, болез­ней или люд­ской смерт­но­сти.

143. Когда одна­жды исто­рик Гека­тей158 во вре­мя пре­бы­ва­ния в Фивах пере­чис­лил жре­цам свою родо­слов­ную (его родо­на­чаль­ник, шест­на­дца­тый пред­ок, по его сло­вам, был богом), тогда жре­цы фиван­ско­го Зев­са посту­пи­ли с ним так же, как и со мной, хотя я и не рас­ска­зы­вал им сво­ей родо­слов­ной. Они при­ве­ли меня в огром­ное свя­ти­ли­ще [Зев­са] и пока­за­ли ряд колос­саль­ных дере­вян­ных ста­туй. Их было дей­ст­ви­тель­но столь­ко, сколь­ко я пере­чис­лил выше. Каж­дый вер­хов­ный жрец ста­вил в хра­ме еще при жиз­ни себе ста­тую. Так вот, жре­цы пере­чис­ля­ли и пока­зы­ва­ли мне все ста­туи друг за дру­гом: все­гда сын жре­ца сле­до­вал за отцом. Так они про­хо­ди­ли по поряд­ку, начи­ная от ста­туи скон­чав­ше­го­ся послед­ним жре­ца, пока не пока­за­ли все ста­туи. И вот, когда Гека­тей сослал­ся на свою родо­слов­ную и в шест­на­дца­том колене воз­во­дил ее к богу, они про­ти­во­по­ста­ви­ли ему свои родо­слов­ные рас­че­ты и оспа­ри­ва­ли про­ис­хож­де­ние чело­ве­ка от бога. Про­ти­во­по­став­ля­ли же они свои рас­че­ты вот как. Каж­дая из этих вот колос­саль­ных ста­туй, гово­ри­ли они, это — «пиро­мис»159 и сын пиро­ми­са, пока не пока­за­ли ему одну за дру­гой 345 колос­саль­ных ста­туй (и все­гда пиро­мис про­ис­хо­дил от пиро­ми­са), но не воз­во­ди­ли их про­ис­хож­де­ния ни к богу, ни к герою. «Пиро­мис» же по-эллин­ски озна­ча­ет «пре­крас­ный и бла­го­род­ный чело­век».

144. Так вот, таки­ми и были все эти люди, ста­туи кото­рых там сто­я­ли, а вовсе не бога­ми. Прав­да, до этих людей в Егип­те цар­ст­во­ва­ли боги, кото­рые жили сов­мест­но с людь­ми, и один из них все­гда был самым могу­ще­ст­вен­ным. Послед­ним из этих царей был Ор, сын Оси­ри­са, кото­ро­го элли­ны зовут Апол­ло­ном. Низ­ло­жив Тифо­на, он стал под­лин­ным царем-богом в Егип­те. А Оси­рис — по-эллин­ски Дио­нис.

145. У элли­нов самы­ми млад­ши­ми из богов счи­та­ют­ся Геракл, Дио­нис и Пан. У егип­тян же, напро­тив, Пан — самый древ­ний бог, один из сон­ма так назы­вае­мых вось­ми160 пер­вых богов. А Геракл при­над­ле­жит к сон­му две­на­дца­ти так назы­вае­мых вто­рых богов, Дио­нис — к третье­му сон­му, кото­рый про­изо­шел от этих две­на­дца­ти богов. Сколь­ко лет, по сло­вам егип­тян, про­шло от Герак­ла до царя Ама­си­са, я уже упо­мя­нул выше161. От Пана, по их рас­че­там, про­шло еще боль­ше вре­ме­ни, от Дио­ни­са же гораздо мень­ше, хотя все-таки до царя Ама­си­са — 15000 лет. И это, как утвер­жда­ют егип­тяне, они зна­ют точ­но, так как все­гда вычис­ля­ют и запи­сы­ва­ют года [царей и вер­хов­ных жре­цов]. Напро­тив, от Дио­ни­са, кото­ро­го счи­та­ют сыном Семе­лы, доче­ри Кад­ма, до наше­го вре­ме­ни про­тек­ло самое боль­шее 1600 лет, от Герак­ла, сына Алк­ме­ны, — око­ло 900 лет, а от Пана, сына Пене­ло­пы (элли­ны ведь счи­та­ют Пана сыном Гер­ме­са и Пене­ло­пы), про­шло до сего­дняш­не­го дня еще мень­ше лет, чем от Тро­ян­ской вой­ны, — толь­ко 800 лет.

146. Итак [что каса­ет­ся Дио­ни­са и Пана], то из этих двух ска­за­ний о них вся­кий волен при­ни­мать то, какое ему кажет­ся более веро­ят­ным. Мое же соб­ст­вен­ное мне­ние о про­ис­хож­де­нии эллин­ских богов я уже выска­зал162. Дей­ст­ви­тель­но, если бы Дио­нис, сын Семе­лы, и Пан, сын Пене­ло­пы, так же как и Геракл, сын Амфи­т­ри­о­на, ста­ли зна­ме­ни­ты­ми геро­я­ми и жили в Элла­де, тогда и о них, так же как и о Герак­ле, мож­но было бы ска­зать, что они были про­сты­ми смерт­ны­ми людь­ми и носи­ли лишь име­на более древ­них богов. Одна­ко элли­ны рас­ска­зы­ва­ют, что Зевс тот­час же после рож­де­ния зашил Дио­ни­са в свое бед­ро и отнес на Нису, что в Эфи­о­пии выше Егип­та; и о Пане они не могут вооб­ще ниче­го ска­зать: куда он попал после рож­де­ния. Поэто­му я убеж­ден, что оба эти бога ста­ли извест­ны элли­нам гораздо позд­нее дру­гих богов, а вре­мя, когда элли­ны узна­ли этих богов, они при­ня­ли за вре­мя их рож­де­ния.

147. Все это мне сооб­щи­ли сами егип­тяне. Теперь же я буду про­дол­жать исто­рию этой стра­ны, как мне переда­ва­ли (кро­ме егип­тян) дру­гие ее жите­ли и соглас­но с ними егип­тяне. При­бав­лю к это­му и виден­ное мною соб­ст­вен­ны­ми гла­за­ми. После осво­бож­де­ния Егип­та [от эфи­о­пов] и прав­ле­ния Гефе­сто­ва жре­ца егип­тяне (они ведь не мог­ли жить без царей) разде­ли­ли весь Еги­пет на две­на­дцать частей и поста­ви­ли две­на­дцать царей163. Эти цари пород­ни­лись меж­ду собою путем бра­ков и заклю­чи­ли дого­вор [в том, чтобы] не свер­гать друг дру­га и не отни­мать зем­ли, но жить все­гда в друж­бе. При­чи­на же заклю­че­ния это­го дого­во­ра, кото­рый они твер­до соблюда­ли, была вот какая. Дано им было тот­час же по дости­же­нии вла­сти пред­ска­за­ние ора­ку­ла: кто из них совер­шит воз­ли­я­ние из мед­ной чаши в свя­ти­ли­ще Гефе­ста, тот станет царем над всем Егип­том. Поэто­му цари обык­но­вен­но соби­ра­лись во все свя­ти­ли­ща все вме­сте [для жерт­во­при­но­ше­ний].

148. И вот они реши­ли оста­вить общий памят­ник, а, решив это, воз­двиг­ли лаби­ринт164 немно­го выше Меридо­ва озе­ра близ так назы­вае­мо­го Горо­да Кро­ко­ди­лов. Я видел этот лаби­ринт: он выше вся­ко­го опи­са­ния. Ведь если бы собрать все сте­ны и вели­кие соору­же­ния, воз­двиг­ну­тые элли­на­ми, то, в общем, ока­за­лось бы, что на них затра­че­но мень­ше труда и денеж­ных средств, чем на один этот лаби­ринт. А меж­ду тем хра­мы в Эфе­се и на Само­се165 — весь­ма заме­ча­тель­ны. Конеч­но, пира­миды — это огром­ные соору­же­ния, и каж­дая из них по вели­чине сто­ит мно­гих тво­ре­ний [эллин­ско­го стро­и­тель­но­го искус­ства], вме­сте взя­тых, хотя и они так­же вели­ки. Одна­ко лаби­ринт пре­вос­хо­дит [раз­ме­ра­ми] и эти пира­миды. В нем две­на­дцать дво­ров с вра­та­ми, рас­по­ло­жен­ны­ми одни про­тив дру­гих, при­чем шесть обра­ще­ны на север, а шесть на юг, при­ле­гая друг к дру­гу. Сна­ру­жи вокруг них про­хо­дит одна-един­ст­вен­ная сте­на. Внут­ри этой сте­ны рас­по­ло­же­ны покои двух родов: одни под­зем­ные, дру­гие над зем­лею, чис­лом 3000, имен­но по 1500 тех и дру­гих. По над­зем­ным поко­ям мне само­му при­шлось про­хо­дить и осмат­ри­вать их, и я гово­рю о них как оче­видец. О под­зем­ных же поко­ях знаю лишь по рас­ска­зам: смот­ри­те­ли-егип­тяне ни за что не жела­ли пока­зать их, гово­ря, что там нахо­дят­ся гроб­ни­цы царей, воз­двиг­ших этот лаби­ринт, а так­же гроб­ни­цы свя­щен­ных кро­ко­ди­лов. Поэто­му-то я гово­рю о ниж­них поко­ях лишь пона­слыш­ке. Верх­ние же покои, кото­рые мне при­шлось видеть, пре­вос­хо­дят [все] тво­ре­ния рук чело­ве­че­ских. Пере­хо­ды через покои и изви­ли­стые про­хо­ды через дво­ры, будучи весь­ма запу­тан­ны­ми, вызы­ва­ют чув­ство бес­ко­неч­но­го изум­ле­ния: из дво­ров пере­хо­дишь в покои, из поко­ев в гале­реи с колон­на­да­ми, затем сно­ва в покои и оттуда опять во дво­ры. Всюду камен­ные кры­ши, так же как и сте­ны, а эти сте­ны покры­ты мно­же­ст­вом рельеф­ных изо­бра­же­ний. Каж­дый двор окру­жен колон­на­ми из тща­тель­но при­ла­жен­ных кус­ков бело­го кам­ня. А на углу в кон­це лаби­рин­та воз­двиг­ну­та пира­мида166 высотой 40 оргий с высе­чен­ны­ми на ней огром­ны­ми фигу­ра­ми. В пира­миду ведет под­зем­ный ход167.

149. Как ни пора­зи­те­лен этот лаби­ринт сво­ей гран­ди­оз­но­стью, но еще боль­шее удив­ле­ние вызы­ва­ет так назы­вае­мое Меридо­во озе­ро, на бере­гу кото­ро­го он сто­ит. Окруж­ность это­го Меридо­ва озе­ра состав­ля­ет 3600 ста­дий, или 60 схе­нов, т. е. как раз рав­ня­ет­ся длине всей при­бреж­ной поло­сы Егип­та. В дли­ну озе­ро про­сти­ра­ет­ся с севе­ра на юг, и в самом глу­бо­ком месте глу­би­на его 50 оргий. А то, что оно — про­из­веде­ние рук чело­ве­че­ских и выры­то искус­ст­вен­но, это ясно вид­но. Почти что посредине озе­ра сто­ят две пира­миды, воз­вы­шаю­щи­е­ся на 50 оргий над водой; такой же глу­би­ны и их под­вод­ная часть. Рядом с каж­дой пира­мидой постав­ле­на колос­саль­ная камен­ная ста­туя, вос­седаю­щая на троне168. Таким обра­зом, высота этих пира­мид 100 оргий, а 100 оргий рав­ня­ет­ся как раз 1 ста­дии и 6 пле­фрам, так как оргия име­ет 6 футов, или 4 лок­тя; фут же равен 4 пяде­ням, а локоть — 6 пяде­ней. Вода же в озе­ре не клю­че­вая (мест­ность эта совер­шен­но без­вод­на), а про­веде­на по кана­лу из Нила, и шесть меся­цев она течет в озе­ро, шесть меся­цев — обрат­но в Нил. Во вре­мя отли­ва воды рыб­ная лов­ля в озе­ре достав­ля­ет доход цар­ской казне каж­дый день по 1 талан­ту сереб­ра, а за вре­мя при­ли­ва — толь­ко 20 мин.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.