Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема (на 2 недели): Золотая Осень 3 страница



Цель: Пробуждать интерес к народным зимним музыкальным играм, забавам на примере постановки Мюзикла

Тема: Зимние забавы

День недели /Дата Формы организации и виды музыкальной деятельности Репертуар Программные задачи

январь

 

ООД №8

 

 Неделя 4

 

Музыкально-ритмические движения «Ходьба змейкой»муз. Щербачёва. «Поскоки с остановками»муз. Дворжака Ходить ритмично, без напряжения, формировать у детей пространственные представления. Двигаться ритмично, слышать изменения в музыке. Развивать воображение. Ритмично двигаться с предметами, самостоятельно начинать движение после музыкального вступления.
Развитие чувства ритма, музицирование «Загадка» Импровизировать, развивать фантазию, творческие способности.
Пальчиковая гимнастика «Утро настало», «Гномы» Развивать мелкую моторику, выразительную речь.
  Слушание музыки   «У камелька» муз. Чайковского, «Пудель и птичка»муз. Лемарка Прослушать муз. произведение. Проговорить о характере. Сравнить с предыдущим произведением. Придумать небольшой рассказ по содержанию пьесы.  
  Распевание, пение Мажорные трезвучия- пропевать на слоги «Па», «Да», «Ба». «Два кота», «Зимняя песенка» муз. Красева, «Пёстрый колпачок» муз. Струве, «Сапожник» (ф. н. м. ) Развивать внимание, петь выразительно. Развивать слух, фантазию. Продолжать развивать певческие способности детей петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию, ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание.
  Игры, пляски, хороводы   «Сапожники и клиенты»(п. н. м. ), «Рок-н-ролл», «Скрипучая дверь»муз. Чечиля обратить внимание на ритмичное выполнение движений. Танцевать эмоционально, придумывая свои оригинальные движения.

 

Цель: Развитие творческого подхода в любой музыкальной деятельности, с помощью музыкальной постановки через сюжетно-ролевую игру

Тема: Волшебный мир искусства

День недели /Дата Формы организации и виды музыкальной деятельности Репертуар Программные задачи

февраль

 

ООД №1

 

1Неделя

 

Музыкально-ритмические движения «Прыжки и ходьба» муз. Тиличеевой, Упражнение «Нежные руки» муз. Штейбельта Реагировать на смену звучания музыки и быстро менять движения. Выполнять движения по показу педагога.
Развитие чувства ритма, музицирование «Две гусеницы» Проиграть мелодию двумя подгруппами одновременно.   Импровизировать, развивать фантазию, творческие способности.
Пальчиковая гимнастика «Мостик» Знакомство с упражнением, выполнять движения по показу педагога. Развивать мелкую моторику, выразительную речь.
  Слушание музыки   «Флейта и контрабас» муз. Фрида Расширять музыкальные представления детей. знакомить с новыми инструментами, закрепить их. Придумать небольшой рассказ по содержанию пьесы.  
  Распевание, пение «Маленькая Юлька» «Будем моряками» муз. Слоно «Пёстрый колпачок» муз. Струве- «Зимняя песенка» муз. Красева Проговорить текст попевки, чётко артикулировать гласные. Воспитывать патриотические чувства к своей родине, уважение к военным профессиям. узнать мелодию песни. . Узнать песню по вступлению, аккомпанировать себе на треугольниках. Исполненную под фонограмму.     Развивать внимание, петь выразительно. Развивать слух, фантазию.
  Игры, пляски, хороводы   «Как на тоненький ледок»(р. н. м. ), «Полька с поворотами» муз. Чичкова- Продолжать знакомить детей с русским фольклором. Выполнять повороты легко, без суеты. Танцевать эмоционально, придумывая свои оригинальные движения.  

 

Цель: Развитие творческого подхода в любой музыкальной деятельности, с помощью музыкальной постановки через сюжетно-ролевую игру

Тема: Волшебный мир искусства

День недели /Дата Формы организации и виды музыкальной деятельности Репертуар Программные задачи

февраль

 

ООД №2

 

1Неделя

 

Музыкально-ритмические движения «Марш-парад» муз. Сорокина «Бег и подпрыгивание» муз. Гуммеля Ходьба в колоне по одному. Закреплять умение детей передавать в движении лёгкий характер музыки.
Развитие чувства ритма, музицирование Изучаем длительности Знакомить с четвертями и восьмыми. Импровизировать, развивать фантазию, творческие способности.
Пальчиковая гимнастика «Мостик», « Утро настало» Показывать движения чётко, работать пальчиками энергично, произносить текст выразительно и эмоционально. Развивать мелкую моторику, выразительную речь.
  Слушание музыки   «Болтунья» муз. Волкова Знакомство с пьесой. Придумать небольшой рассказ по содержанию пьесы. Побеседовать о содержании песни.
  Распевание, пение «Маленькая Юлька», «Мамина, песенка» муз. Парцхаладзе, «Будем моряками» муз. Слонова Чисто интонировать терцию, сопровождать пение жестом руки. Пропевать отдельные интервалы, обратить внимание на вступление. Развивать внимание, петь выразительно. Развивать слух, фантазию.
  Игры, пляски, хороводы   « В Авиньоне на мосту»(ф. н. м. ), «Детская полька» муз. Жилинского Знакомить детей с играми других стран, развивать кругозор и фантазию. Танцевать эмоционально, придумывая свои оригинальные движения. Разучивание танца.

 

Цель: Развитие творческого подхода в любой музыкальной деятельности, с помощью музыкальной постановки через сюжетно-ролевую игру

Тема: Волшебный мир искусства

День недели /Дата Формы организации и виды музыкальной деятельности Репертуар Программные задачи

февраль

 

ООД №3

 

2 Неделя

 

Музыкально-ритмические движения «Прыжки и ходьба» муз. Тиличеевой, «Упражнение «Нежные руки» муз. Штейбельта Изменять движения с изменением музыки. Выполнять движения под музыку.
Развитие чувства ритма, музицирование « Две гусеницы» Слышать паузы в звучании музыки. Импровизировать, развивать фантазию, творческие способности.
Пальчиковая гимнастика «Мостик», « Мама» Упражнение выполненное без словесного сопровождения. Развивать мелкую моторику, выразительную речь.
  Слушание музыки   «Флейта и контрабас» муз. Фрида Развивать память, слуховой анализатор. Придумать небольшой рассказ по содержанию пьесы.  
  Распевание, пение Мажорные трезвучия. «Хорошо рядом с мамой» муз. Филиппенко, «Мамина песенка» муз. Парцхаладзе, «Будем моряками» муз. Слонова Работа над дыханием и чистым интонирование. Находить различные слова-синонимы, развивать речь, расширять словарный запас. Продолжать учить петь легко, напевно, без напряжения. повторить текст песни, петь весело, чисто интонировать мелодию. Развивать внимание, петь выразительно. Развивать слух, фантазию.
  Игры, пляски, хороводы   «Полька с поворотами» муз. Чичкова, «Как на тоненький ледок»(р. н. м. ) Продолжать разучивать движения танца. Отметить лучшее выполнение движений отдельными детьми. Танцевать эмоционально, придумывая свои оригинальные движения.

 

 

Цель: Развитие творческого подхода в любой музыкальной деятельности, с помощью музыкальной постановки через сюжетно-ролевую игру

Тема: Волшебный мир искусства

День недели /Дата Формы организации и виды музыкальной деятельности Репертуар Программные задачи

февраль

 

ООД №4

 

2Неделя

 

Музыкально-ритмические движения «Марш-парад» муз. Сорокина, «Бег и подпрыгивание» муз. Гуммеля Маршировать, меняя направление. Развивать умение ориентироваться в пространстве. отметить ритмичное выполнение движений.
Развитие чувства ритма, музицирование Продолжать знакомство с длительностями Развивать мыслительную деятельность.   Импровизировать, развивать фантазию, творческие способности.
Пальчиковая гимнастика «Замок-чудак», « В гости» Активизировать малоактивных детей. Развивать мелкую моторику, выразительную речь.
  Слушание музыки   «Болтунья» муз. Волкова Эмоционально откликаться на характер музыки. Придумать небольшой рассказ по содержанию пьесы.  
  Распевание, пение Интонационно-фонетические упражнения- «Маленькая Юленька», «Хорошо рядом с мамой» муз. Филиппенко, «Мамина песенка» муз. Парцхаладзе, «Будем моряками» муз. Слонова Развивать эмоциональную отзывчивость на песню нежного. Лирического характера. Петь напевно, удерживая дыхание до конца фразы. закреплять умение начинать пение после вступления. Петь с динамическими оттенками. Припев петь в более оживлённом темпе. Чем куплет. Петь выразительно и эмоционально. Формировать правильную артикуляцию.   Развивать внимание, петь выразительно. Развивать слух, фантазию.
  Игры, пляски, хороводы   «В Авиньоне на мосту»(ф. н. м. ), «Детская полька» муз. Жилинского Развивать творческое воображение, фантазию, выразительно передавать игровой образ. Слышать смену частей музыки и соответственно менять движения. Танцевать эмоционально, придумывая свои оригинальные движения.

 

 

Цель: Воспитание у детей патриотический чувств и любви к Родине, через восприятие песни посвящённых 23 февраля.

Тема: Защитники Отечества

День недели /Дата Формы организации и виды музыкальной деятельности Репертуар Программные задачи

февраль

 

ООД №5

 

3Неделя

 

Музыкально-ритмические движения «Упражнение с лентой на палочке» муз. Кишко, «Поскоки и энергичная ходьба» муз. Шуберта Координировать работу рук и ног. Выполнять движения легко, ритмично. Слышать смены темпа в звучании музыки и двигаться в соответствии с ними.
Развитие чувства ритма, музицирование «С барабаном ходит ёжик» Закреплять пространственные отношения, выполнять ритмично. Импровизировать, развивать фантазию, творческие способности.
Пальчиковая гимнастика «Гномы», « Мостик» Проговорить текст с разной интонацией. Движения выполнять ритмично, чётко. Развивать мелкую моторику, выразительную речь.
  Слушание музыки   «Флейта и контрабас» муз. Фрида, «Болтунья» муз. Волкова Развивать музыкальную память, внимание, умение рассказывать о музыке, используя синонимы. Придумать небольшой рассказ по содержанию пьесы.  
  Распевание, пение «Два кота», «Мамина песенка» муз. Парцхаладзе, «Хорошо рядом с мамой» муз. Филиппенко, «Сапожник»(ф. н. м. ) Пение пенсии без муз. сопровождения, обратить внимание на чистоту интонирования. Петь выразительно. Расширять голосовой диапазон. Инсценирование песни. Развивать внимание, петь выразительно. Развивать слух, фантазию.
  Игры, пляски, хороводы   Игра-пляска «Сапожник и клиенты»(п. н. м. ), Творческая пляска. «Рок-н-ролл» Выполнять упражнения ритмично. обратить внимание на выразительность. Отметить оригинальные движения.   Танцевать эмоционально, придумывая свои оригинальные движения.

Цель: Воспитание у детей патриотический чувств и любви к Родине, через восприятие песни посвящённых 23 февраля.

Тема: Защитники Отечества

День недели /Дата Формы организации и виды музыкальной деятельности Репертуар Программные задачи

февраль

 

ООД №6

 

3Неделя

 

Музыкально-ритмические движения «Ходьба змейкой» муз. Щербачёва, «Поскоки с остановкой» муз. Дворжака Ходить в ритме музыки. без напряжения. Формировать пространственные представления. Ритмично двигаться. Слышать изменения в музыке, развивать воображение.
Развитие чувства ритма, музицирование Работа с ритмическими карточками Различать длительность звуков. Импровизировать, развивать фантазию, творческие способности.
Пальчиковая гимнастика «Мостик», «Утро настало» Узнать упражнение показанное ребёнком без слов. Развивать мелкую моторику, выразительную речь.
  Слушание музыки   «У камелька» муз. Чайковского Слушать и слышать музыку, понимать её характер. Придумать небольшой рассказ по содержанию пьесы.  
  Распевание, пение «Маленькая Юлька», «Будем моряками» муз. Слоно «Мамина песенка» муз. Парцхаладзева, «Хорошо рядом с мамой» муз. Филиппенко Продолжать работать над чистотой интонирования мелодии. развивать тембровый слух, музыкальную память. Выразительно исполнять песню на бубне, отметить детей узнавших песню. Петь выразительно и эмоционально. Развивать внимание, петь выразительно. Развивать слух, фантазию.
  Игры, пляски, хороводы   «Что нам нравится зимой» муз. Тиличеевой, «Танец в парах»(л. н. м. ) Согласовывать движения с пением. Танцевать эмоционально, придумывая свои оригинальные движения.

 

Цель: Воспитание у детей патриотический чувств и любви к Родине, через восприятие песни посвящённых 23 февраля.

Тема: Защитники Отечества

День недели /Дата Формы организации и виды музыкальной деятельности Репертуар Программные задачи

февраль

 

ООД №7

 

4Неделя

 

Музыкально-ритмические движения «Прыжки и ходьба» муз. Тиличеевой, Упражнение «Нежные руки» муз. Штейбельта Выполнять упражнение по подгруппам. Выполнять упражнение без муз. сопровождения
Развитие чувства ритма, музицирование «Две гусеницы»- двухголосие Слышать паузы в звучании музыки. Импровизировать, развивать фантазию, творческие способности.
Пальчиковая гимнастика «Мама», «Замок-чудак» Узнать потешку исполненную педагогом на ля- ля. Развивать мелкую моторику, выразительную речь. Чётко проговаривать слова, используя разные интонации, движения выполнять ритмично.
  Слушание музыки   «У камелька» муз. Чайковского, « Пудель и птичка» муз. Лемарка Формировать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку. умение находить слова-синонимы для определения характера, развивать связную речь. Придумать небольшой рассказ по содержанию пьесы.  
  Распевание, пение «Ехали медведи», «Будем моряками» муз. Слонова, «Мамина песенка» муз. Парцхаладзе, «Хорошо рядом с мамой» муз. Филиппенко Сыграть попевку на металлофоне и предложить детям узнать её, пение цепочкой. Прохлопать ритмический рисунок, предложить детям узнать песню по ритму, пение с солистами. Пение песни под фонограмму. Работать над выразительностью., петь естественным голосом, напевно, протяжно. Развивать внимание, петь выразительно. Развивать слух, фантазию.
  Игры, пляски, хороводы   «Как на тоненьки ледок» ( р. н. м. ), «Полька с поворотами» муз. Чичкова Инсценирование песни, активизировать малоактивных детей. Петь легко переходить от одного движения к другому, скакать с ноги га ногу. Танцевать эмоционально, придумывая свои оригинальные движения.

 

Цель: Воспитание у детей патриотический чувств и любви к Родине, через восприятие песни посвящённых 23 февраля.

Тема: Защитники Отечества

День недели /Дата Формы организации и виды музыкальной деятельности Репертуар Программные задачи

февраль

 

ООД №8

 

4Неделя

 

Музыкально-ритмические движения «Марш-парад» муз. Сорокина, «Бег и подпрыгивания» муз. Гуммеля Развивать пространственные представления, учить самостоятельно выполнять упражнения. развивать навык двигаться в соответствии с характером музыки, продолжать закреплять лёгкие прыжки и бег.
Развитие чувства ритма, музицирование Знакомство с длительностями Проигрывать на фортепиано ритмический рисунок. Импровизировать, развивать фантазию, творческие способности.
Пальчиковая гимнастика «Мостик», «Гномы» Выполнять упражнения, чётко согласовывая движения со словами. Развивать мелкую моторику, выразительную речь.
  Слушание музыки   «Флейта и контрабас» муз. Фрида, «Болтунья» муз. Волкова Проиграть знакомые пьесы на плоскостных муз. инструментах, понаблюдать за реакцией детей. Придумать небольшой рассказ по содержанию пьесы.  
  Распевание, пение Артикуляционная гимнастика, «Маленькая Юлька», «Будем моряками» муз. Слонова, «Хорошо рядом с мамой» муз. Филиппенко, «Мамина песенка» муз. Парцхаладзе, «Хорошо у нас в саду» муз. Герчик Продолжать развивать артикуляционный аппарат. Пение а капелла. Узнать песню по мелодии, петь согласованно, в темпе вальса. Развивать внимание, петь выразительно. Развивать слух, фантазию. Петь напевно, протяжно, нежно. Начинать пение после вступления, петь эмоционально. - Чётко артикулировать звуки.
  Игры, пляски, хороводы   « В Авиньоне на мосту»(ф. н. м. ), «Детская полька» муз. Жилинского Развивать творческое воображение, фантазию, учить выразительно передавать игровой образ. Выполнять движения эмоционально. Танцевать эмоционально, придумывая свои оригинальные движения.

Цель: Формирование познавательного интереса к миру природы родного края через слушанье звуков природы: пение птиц, шум ветра и т. д. Расширять знания детей о дне равноденствия.  

Тема: Нет милее дружка, чем родимая матушка!

День недели /Дата Формы организации и виды музыкальной деятельности Репертуар Программные задачи

март

 

ООД №1

 

1 Неделя

 

Музыкально-ритмические движения «Шаг с притопом, бег, осторожная ходьба» муз. Чулаки, Упражнение «Бабочки» муз. Чайковского Выполнять движения с правой ноги. Выполнять движения под музыку. Ориентироваться в пространстве.
Развитие чувства ритма, музицирование «Комар» Знакомство с упражнением, прохлопать ритмический рисунок, совместно с педагогом. Импровизировать, развивать фантазию, творческие способности.
Пальчиковая гимнастика «Паук» Выполнять движения по показу педагога. Развивать мелкую моторику, выразительную речь.
  Слушание музыки   «Песнь жаворонка» муз. Чайковского Внимательно вслушиваться в музыку, понимать содержание произведения, развивать эмоциональную отзывчивость на прослушанную музыку, расширять словарный запас. Придумать небольшой рассказ по содержанию пьесы.  
  Распевание, пение «Мышка», «Идёт весна» муз. Герчик, Вспомнить песни о маме, об армии Знакомство с попевкой, пропевать показывая направление мелодии. Закрепить понятие куплет, припев, учить эмоционально отзываться на весёлый, живой характер песни, находить слова и выражения для определения характера и настроения. Петь выразительно: с динамическими оттенками, замедляя и ускоряя звучание, напевно в подвижном темпе. Развивать внимание, петь выразительно. Развивать слух, фантазию.
  Игры, пляски, хороводы   «Танец» муз. Чичкова, «Будь ловким» муз. Ладухина Разучивание движений танца. Слышать смену муз. фраз, отмечать в движении сильную долю такта. Танцевать эмоционально, придумывая свои оригинальные движения.

Цель: Формирование познавательного интереса к миру природы родного края через слушанье звуков природы: пение птиц, шум ветра и т. д. Расширять знания детей о дне равноденствия.  

Тема: Нет милее дружка, чем родимая матушка!

День недели /Дата Формы организации и виды музыкальной деятельности Репертуар Программные задачи

март

 

ООД №2

 

1Неделя

 

Музыкально-ритмические движения «Ходьба с остановкой на шаге»(в. н. м. ), Упражнение «Бег и прыжки» муз. Делиба Слышать окончание музыкальной фразы и чётко останавливаться. Бегать в соответствии с характером и темпом музыки- бег лёгкий и мелкий.
Развитие чувства ритма, музицирование «Комар» Выполнять движения по показу педагога ритмично. Импровизировать, развивать фантазию, творческие способности.
Пальчиковая гимнастика «Паук», «Мостик» Проговаривать слова чётко и ритмично, индивидуальное выполнение движений отдельными детьми. Развивать мелкую моторику, выразительную речь.
  Слушание музыки   «Марш Черномора» муз. Глинки Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, умение сопереживать и выражать свои чувства словами. Придумать небольшой рассказ по содержанию пьесы.  
  Распевание, пение «Мышка», «Солнечная капель» муз. Соснина. «Идёт весна» муз. Герчик Петь выразительно, чисто интонировать встречающиеся интервалы. Слушание песни. Обратить внимание на характер, привлечь детей к подпеванию припева. Повторное слушание песни, активизировать детей на подпевание, высокие звуки петь звонко, без напряжения. Развивать внимание, петь выразительно. Развивать слух, фантазию.
  Игры, пляски, хороводы   Хоровод «Вологодские кружева» муз. Лаптева, «Заря-заряница» Ориентироваться в зале, выполнять различные перестроения, двигаться спокойно, неторопливо. Знакомство с игрой, двигательная активность.     Танцевать эмоционально, придумывая свои оригинальные движения.

Цель: Формирование познавательного интереса к миру природы родного края через слушанье звуков природы: пение птиц, шум ветра и т. д. Расширять знания детей о дне равноденствия.  

Тема: Нет милее дружка, чем родимая матушка!

День недели /Дата Формы организации и виды музыкальной деятельности Репертуар Программные задачи

март

 

 

ООД №3

 

2 Неделя

 

Музыкально-ритмические движения «Шаг с притопом, бег, осторожная ходьба» муз. Чулаки, «Бабочки» муз. Чайковского Менять движение в соответствии с изменением характера музыки, развивать умение ориентироваться в пространстве. Выполнять разнообразные плавные движения. Следить за осанкой.
Развитие чувства ритма, музицирование Ритмическая игра с палочками «Сделай так», игра «Эхо» развивать воображение, чувство ритма, формировать пространственные понятия. Импровизировать, развивать фантазию, творческие способности.
Пальчиковая гимнастика «Паук», «Замок-чудак» Выполнять упражнение по показу кого-то из детей. Развивать мелкую моторику, выразительную речь.
  Слушание музыки   «Песнь жаворонка» муз. Чайковского, «Жаворонок» муз. Глинки Эмоционально воспринимать музыку, понимать её, формировать умение высказывать свои впечатления. Придумать небольшой рассказ по содержанию пьесы.  
  Распевание, пение Артикуляционная гимнастика, «Мышка». «Солнечная капель» муз. Соснина, «Идёт весна» муз. Герчик, «Долговязый журавель»(р. н. п) Продолжать развивать артикуляционный аппарат. Узнать знакомую мелодию, спеть песню а капелла. Чисто интонировать звуки. Петь легко, мягко заканчивать муз. фразы. Отчетливо проговаривать слова. Петь лёгким звуком. Продолжать знакомить с русским народным песенным творчеством, развивать фантазию детей.   Развивать внимание, петь выразительно. Развивать слух, фантазию.
  Игры, пляски, хороводы   «Танец» муз. Чичкова, «Будь ловким» муз. Ладухина Развивать память, чувство ритма. Слышать начало и окончание музыки, смену муз. фраз, соблюдать правила игры, проявлять выдержку.           

Цель: Формирование познавательного интереса к миру природы родного края через слушанье звуков природы: пение птиц, шум ветра и т. д. Расширять знания детей о дне равноденствия.  

Тема: Нет милее дружка, чем родимая матушка!

День недели /Дата Формы организации и виды музыкальной деятельности Репертуар Программные задачи

Март

 

ООД №4

 

2 Неделя

 

Музыкально-ритмические движения «Ходьба с остановкой на шаге»(в. н. м. ), Упражнение «Бег и прыжки» муз. Делиба Слышать окончание муз. фразы и чётко останавливаться. Бегать в соответствии с темпом и характером музыки.
Развитие чувства ритма, музицирование Ритмическая игра с палочками «Сделай так» Простукивать ритмический рисунок предложенный педагогом. Импровизировать, развивать фантазию, творческие способности.
Пальчиковая гимнастика «Паук», «Замок-чудак» Развивать мелкую моторику пальцев, память, интонационную выразительность. Развивать мелкую моторику, выразительную речь.
  Слушание музыки   «Марш Черномора» муз. Глинки Слушание в аудиозаписи, уметь охарактеризовывать музыку. Придумать небольшой рассказ по содержанию пьесы.  
  Распевание, пение «Ручеёк», «Долговязый журавель»(р. н. п. ), «Солнечная капель» муз. Соснина, «Идёт весна» муз. Герчик Узнать знакомую попевку, сыгранную педагогом на металлофоне. Петь чисто интонируя мелодию. Выполнять движения эмоционально. Петь легко, без напряжения, мягко заканчивать муз. фразы, чётко артикулировать гласные и согласные звуки. Развивать внимание, петь выразительно. Развивать слух, фантазию. Обратить внимание на чёткую артикуляцию гласных звуков.
  Игры, пляски, хороводы   Хоровод «Вологодские кружева» муз. Лаптева, Игра «Заря-заряница» Продолжать разучивание движений хоровода. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Танцевать эмоционально, придумывая свои оригинальные движения.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.