Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дион Форчун 3 страница



 

5. Таким образом, каббалист начинает свой поиск оттуда, откуда он может его начать, —с первой точки, находящейся в пределах досягаемости конечного сознания. Кетер соответствует наиболее трансцендентной форме Бога, которую мы «способны воспринять, имя которой Эхие, что в канонизи­рованной (англиканской церковью) версии Библии переводится как «Аз Есмь», или, более точно, Существующий в Себе, Чистое Бытие.

 

6. Но прежде чем слова станут действенной силой, их необходимо связать с другими идеями, чтобы они могли пере­давать разуму определенное восприятие. Поэтому изучая вто­рую Сфиру —Хокма, —мы лишь начинаем постигать Кетер и действительно приближаемся к пониманию ее смысла толь­ко тогда, когда видим полное раскрытие всех Десяти Сфирот. Мы сумеем постичь Кетер только в том случае, если будем располагать всей информацией, которая даст нам ключ к ее природе. При работе с Древом самое мудрое — двигаться по нему, а не сосредоточиваться на какой-то одной точке до полного овладения ею, поскольку все здесь объяс­няет и дополняет друг друга, и просветление приходит имен­но благодаря восприятию взаимосвязей между различными символами. И вновь я повторяю, что Древо не является сис­темой знаний — это лишь карта-руководство для использо­вания разума.

 

7. Но в данный момент мы занимаемся изучением не эма­нации, а первопричин — в той степени, в которой разум может в них проникнуть; и сколь ни парадоксальным это может показаться, мы проникнем дальше, если опустим Пок­ров, чем тогда, когда попытаемся проникнуть во тьму.

А сейчас мы оценим положение Кетер в одном пред­ложении, которое не будет иметь глубокого смысла для начинающего, но подлежит скрупулезному запоминанию, так как его смысл вскоре начнет раскрываться. Поступая подоб­ным образом, мы придерживаемся древней эзотерической традиции вручения учащемуся некоторого символа, под­лежащего обдумыванию и созреванию в его разуме, в отличие от подхода, при котором дается подробная инструкция, не содержащая информации. Подобным предложением-семе­нем, которое мы зароним в подсознании читателя, является: «Кетер есть Малкут Непроявленного». Матерc говорит (в упомянутой выше книге): «Безграничный океан скрытого света не исходит из центра, поскольку у него нет центра, но стягивается в центр, который является числом Один прояв­ленных Сфирот, т. е. Кетер, Короной, первой Сфирой».

 

8. На первый взгляд эти слова весьма противоречивы и непонятны. «Скрытый Свет» — просто способ определения того, что описываемая вещь хотя и имеет вполне определен­ные, общие со светом свойства, однако не является светом в обычном понимании. Слова говорят нам очень мало о том, для описания чего предназначены. Можно научить не путать Скрытый Свет с обычным светом, но научить думать о том, чем он действительно является, — весьма непросто по той причине, что разум еще не располагает образами для предс­тавления, просто не созрел для этого. Тем не менее, хотя слова и не говорят нам все, что мы хотели бы знать, они как бы подстегивают воображение. Образы опускаются в подсоз­нание, подпитываясь возникающими в сознании идеями. Если придать каббалистическому методу сугубо практичес­кую направленность, наподобие Йоги Запада, знание креп­нет.

 

9. Каббалисты выделяют четыре уровня явного и три уровня непроявленного, или Скрытого Бытия. Первый из трех назван Айн, Скрытый; второй — Айн Соф, Скрытый Безграничный; третий —Айн Соф Аур, Скрытый Безгранич­ный Свет. Именно из этого последнего образован Кетер. Этими терминами названы три Покрова Скрытого Бытия, связанных с Кетер. Другими словами, они являются алгеб­раическими символами, открывающими нам доступ к тому, что выходит за пределы мысли, и в то же время —скрыва­ющих то, чем они в действительности являются. Это —маски трансцендентной реальности. Если мы будем думать о сос­тояниях скрытого Бытия в терминах объектов, которые нам хорошо известны, мы совершим ошибку — потому что, чем бы мы их не считали, они этим могут не быть —они еще не проявлены. Поэтому термин «Покров» учит нас использовать идеи в качестве не имеющих сами по себе никакого смысла ярлыков, полезных в дальнейшем. В этом заключается правильное использование любых символов. Подобно Пок­ровам, они скрывают то, что собой представляют, пока мы не сможем свести их к терминам, доступным пониманию. Тем не менее они позволяют нам оценивать идеи, при ином подходе немыслимые, невоспринимаемые разумом. И поскольку сущ­ность Древа — многообразие вариантов, эти Покровы используются лишь в качестве своеобразных подпорок для строительства новых мыслей. Подобные Покровы, или раз­мытые символы, не имеют никакой ценности для нас, пока не исчезнут, явив то, что скрывали. Лишь по причине нашей преходящей немощности мы вынуждены пользоваться этими непостижимыми, цельными символами, и разум, стре­мящийся к высотам эзотерической философии, при таких ограничениях обретает новые навыки. Этот путь лежит в основе раскрытия мудрости, поскольку разум укрепляется благодаря «рациональному питанию», и в один прекрасный день, когда мы наконец вскарабкаемся к Кетер, мы сможем попробовать снять Покров и увидеть Безграничный Свет. Эзотерист не ограничивается утверждением, что Неизвестное является Непознаваемым, поскольку прежде всего он эво­люционист и знает, что то, чего мы не можем осуществить сегодня, мы сможем осуществить завтра — в космических масштабах времени. Он знает также, что время эволюции является индивидуальной особенностью на внутренних уров­нях и может измеряться, но не регулироваться оборотами земного шара вокруг своей оси.

 

10. Эти три Покрова — Айн, Скрытость, Айн Соф — Скрытый Безграничный и Айн Соф Аур — Скрытый Безг­раничный Свет, —хотя и не позволяют надеяться до конца понять их, тем не менее наталкивают на определенные идеи. Скрытость подразумевает Бытие или наличие некой непос­тижимой для ума природы. Мы не можем представить себе нечто, что одновременно существует и не существует, следо­вательно, мы вынуждены допускать форму существования, ранее нам неизвестную, непредставимую. Формы, —в соот­ветствии с нашими представлениями о бытии — нет, однако же она существует в соответствии с ее собственной идеей существования. По словам очень мудрого человека: «... Есть многое на свете, что и не снилось нашим мудрецам... » (У. Шекспир «Гамлет». — прим. ред. )

 

11. Но хотя мы говорим, что Скрытое Бытие находится за пределами нашего постижения, это не означает, что мы сами находимся вне его влияния. Не имея прямого доступа к этой области, мы убеждаемся, что все проистекает из нее; не имея возможности воспринимать ее непосредственно, испы­тываем ее влияние. Не зная ее природы, ощущаем ее действие, точно так же, как не зная природы электричества, можно пользоваться им и судить о его свойствах. Те же, кто проник дальше всех в Невидимое, предоставили в наше рас­поряжение символические описания, посредством которых мы можем повернуть наш интеллект в направлении Абсолю­та даже если не сможем достичь его. Они понимают Скрытое Бытие как Свет: «Айн Соф Аур, Скрытый Безграничный Свет». Они сказали о Первом Проявлении как о Звуке: «Вначале было Слово».

Однажды я внимала человеку редкой осведомленности, который изрек: «Если вы хотите знать, что такое Бог, я могу сообщить это одним словом: Бог есть воздействие». И немедленно в моем сознании возник некий образ, и пос­ледовало постижение. Я могла воспринимать протекание жизни по всем каналам существования. Я почувствовала, что мне передано подлинное осознание природы Бога. Однако если проанализировать эти слова, в них невозможно обна­ружить ничего особенного. Тем не менее, они передали некий образ, символ, и разум интуитивно, где-то за пределами здра­вого смысла, достиг понимания, хотя последнее и возможно только в виде некоторого образа.

 

12. Мы должны отдавать себе отчет, что в чрезвычайно абстрактных областях наш разум использует символы, при умелом обращении стимулирующие осознание, своеобразные семена мысли, из которых прорастает понимание, хотя мы и не способны понять сам символ.

 

13. Постепенно, шаг за шагом, осознание конкретизирует Абстрактное, усваивает в терминах своей собственной природы то, что принадлежит иной сфере. Мы сделаем огромную ошибку, если вместе с Гербертом Спенсером попытаемся доказать, что, поскольку нечто непостижимо для самого изощренного ума, то оно навсегда останется Непоз­наваемым. Со временем наши знания расширяются, развиваются способности человека. В парнике инициации, уберегающем от непогоды, взращиваются невиданные возмож­ности, предусмотренные дальнейшим ходом эволюции. Раз­витие сознания адепта возможно до такого предела, который ныне находится за горизонтом человеческого разума. Инициирующие идеи. могут быть предложены лишь в символической форме, но любой интеллект, испытавший в каком-либо виде опыт нового функционирования, будет спо­собен и в дальнейшем руководствоваться этими идеями на своем уровне, только он не всегда способен перенести их в сферу сознательной жизни. Вот почему в литературе по эзо­терической науке рассыпаны плодотворные образы-семена типа «Бог есть воздействие» или «Кетер есть Малкут Скры­того Бытия». Сами по себе они лишь мгновение пребывают в сознании, подобно яркой вспышке понимания, но без них философская мысль останется бесплодной. В случае же успешного оплодотворения новая идея, прежде чем родиться, проходит все стадии, начиная от бесформенного зародыша мысли.

 

14. Если мы хотим использовать все возможности нашего интеллекта, то мы должны научиться принимать в расчет период скрытого развития идеи после оплодотворения. Вызов духов в обряде посвящения продуман таким образом, чтобы осуществить, образно говоря, лишь зачатие сознания кандидата. Однако именно Пути Древа, являющиеся ступенями просветления духа, ассоциируются в конечном счете с символизмом ритуалов посвящения.

 

Глава 6 Древо Жизни

 

1. Прежде чем мы сможем понять значение любой конк­ретной Сфиры, мы должны воспринять общую организацию Оз Хиим, Древа Жизни, как целого.

 

2. Это глиф, т. е. составной символ, предназначенный для представления во всей полноте космоса и связанного с ним духа человека. По мере изучения его мы видим, что это на редкость удачное представление. Мы используем его, как инженер или математик использует калькулятор, — для оценки или расчета сложных аспектов существования во внешней природе или в глубинах духа.

 

3. Он представлен, как видно из диаграммы 3, в виде совокупности десяти кругов, размещенных в определенном порядке и соединенных друг с другом двадцатью двумя линиями. Эти круги и являются Десятью Священными Сфирот, а соединяющие их линии называются Путями.

 

4. Каждая Сфира является определенной фазой эволю­ции. Раввины на своем языке называли Сфирот Десятью Божественными Эманациями. Пути являются фазами развития субъективного сознания, т. е. ступенями или града­циями (на латинском языке gradus, шаг), в соответствии с которыми дух проявляется в космосе. Сфирот объективны, Пути субъективны.

 

5. Давайте снова вспомним, что я рассматриваю тра­диционную Каббалу раввинов не как древнюю реликвию, а как структуру, которая возникла на древней основе благодаря усилиям поколений людей, постигающих ее. И начинающие, и адепты — все они использовали Древо Жизни в качестве инструмента духовного развития и магических действий. Это современная, или Алхимическая Каббала, как ее иногда на­зывают. Скоро мы убедимся, что она содержит в себе нам­ного больше, чем традиционные знания раввинов.

 

6. Теперь давайте, рассмотрим общую схему Древа и ее смысл. На диаграмме 1 видно, что кружки, представляющие Сфирот, расположены в виде трех вертикальных столбцов и что в центре среднего столбца находится Сфира Кетер. Она расположена выше других и входит в состав верхнего треу­гольника Сфирот. Ее мы уже рассматривали в предыдущей главе. Процитируем, снова Мак-Грегора Мазерса: «Безг­раничный океан Скрытого Света не исходит из центра, пос­кольку у него нет центра, однако он стягивается в центр, ко­торый является числом Один проявленных Сфирот, т. е. Кетер, Короной, первой Сфирой».

 

7. Мадам Блаватская позаимствовала из восточных источников понятие «Точка внутри круга», чтобы выразить Первый Этап Становления. Это понятие соответствует тер­мину Иекудот Решимо у раввинов, другими словами, это Главная Точка, называемая также Кетер.

 

8. Но Кетер не задает положения в пространстве. Айн Соф Аур был назван кругом, центр которого находится вез­де, а периферия — нигде. Это определение, подобно многим другим в оккультизме, довольно туманно, тем не менее оно предлагает разуму некоторый образ и поэтому выполняет свое назначение. Кроме того, Кетер (и все другие Сфирот) является состоянием или условием существования. Мы дол­жны запомнить, что различные уровни вовсе не возвышаются друг над другом, поднимаясь к небесам подобно этажам здания, а являются условиями бытия, состояниями сущест­вования различного типа, и хотя во времени они развиваются последовательно, в пространстве они существуют однов­ременно. Существование всех типов бытия представляется в виде единичного бытия. Целесообразность такого представ­ления можно увидеть, если вспомнить, что бытие человека связано с физическим телом, эмоциями, разумом и духом, находящимися в некоторый момент времени в одной точке пространства.

 

9. Хорошее символическое представление о Кетер дает наблюдение за кристаллизацией сахара в воде при пони­жении температуры раствора ниже точки кристаллизации. Добавляйте в сосуд с кипящей водой сахар до тех пор, пока он еще растворяется, а затем, давая ему возможность осты­вать, наблюдайте за появлением кристаллов. Если вы дейст­вительно проделаете этот опыт, а не просто прочитаете о нем, вы получите образ, с помощью легче представить Первое Проявление из Первичного Непроявленного. Вначале раст­вор прозрачен и не имеет никакой формы, и вдруг в нем происходит какое-то изменение и начинают появляться твер­дые, имеющие форму кристаллы, которые можно разглядеть. Аналогично мы можем представить себе появление изме­нения в Безграничном Свете, или кристаллизацию Кетер.

 

10. В настоящий момент я не собираюсь углубляться в природу какой-либо Сфиры, а просто рисую схему Древа в целом. В данном курсе мы будем обращаться к основам неод­нократно, до тех пор, пока не будет построена всеобъем­лющая концепция. Процесс построения концепции проис­ходит поэтапно. Если ученик не понял общий замысел изло­жения, а мы тратим массу времени на описание деталей, то большая часть этого времени израсходована впустую, пос­кольку учеником не было уяснено место этих деталей во всей системе. Сами раввины называют Кетер так: Сокровенная суть Сокровенного и Непостижимая Высота, указывая тем самым, что для человеческого разума получить знание о Кетер очень трудно.

 

11. Стоит отметить, что экзотерический иудаизм, не сов­сем счастливым наследником заблуждений которого является христианство, вообще не содержит концепции Эманации, или перехода Сфирот из одной в другую. Его представители утверждают, что Бог создал море, горы и диких животных. (Мы же представляем себе этот процесс — если вообще его можно представить — как работу небесного мастера, прида­ющего форму каждой новой фазе проявления и помещающего каждый конечный объект на отведенное ему место в мире). Эта концепция на сотни лет задержала развитие науки в Западной Европе. В конце концов люди науки вынуждены были выступить против религии, подвергались прес­ледованиям за ересь, но затем все-таки пришли к концепции эволюции, уже давно ясно сформулированной и изучаемой в Мистической Традиции Израиля — традиции, с которой, несомненно, были знакомы авторы Ветхого Завета, пос­кольку их работы полны ссылок на Каббалу.

 

12. В Каббале Бог не воспринимается как работник, шаг за шагом осуществляющий творение, а рассматриваются раз­личные фазы существования в их последовательном раз­витии. Каждая Сфира представляется в виде емкости, наполняемой жидкостью. При переполнении жидкость стека­ет в емкость, расположенную ниже. Обратимся снова к Мак-Грегору Мазерсу. Он говорит о желуде, в котором спрятан еще один желудь с другими желудями внутри. Так же и каж­дая Сфира содержит все потенции, или потенциальные воз­можности всех других, следующих за ней Сфирот. Кетер содержит все остальные девять Сфирот; а Хокма, вторая Сфира, содержит потенции всех восьми Сфирот, следу­ющих за ней. Но в каждой Сфире раскрывается только один аспект проявления, последующие остаются скрытыми, а предшествующие воспринимаются посредством отражения. Далее, каждая Сфира по сути своей является чистой фор­мой существования. Влияние предшествующих фаз эво­люции по отношению к ней является внешним, отраженным. Аспекты, выкристаллизовавшиеся, так сказать, на преды­дущих стадиях, отсутствуют в растворе — перетекающем из емкости в емкость потоке проявления. Этот поток всегда вы­текает из Непроявленного через канал Кетер. Поэтому когда мы хотим выявить истинный базис проявления любого конк­ретного типа существования, мы находим его в соответст­вующей Сфире при медитации на первичной форме этой

Сфиры. Существуют четыре формы, или мира, с которыми Каббалисты связывают свое представление о Древе. Они так­же будут рассмотрены нами в свое время. Здесь эти формы упомянуты только для того, чтобы ученик мог получить необ­ходимые сведения для восприятия всей картины в целом.

 

13. Ученику будет очень полезно обратиться к тем гла­вам книги Анни Безант " Древняя Мудрость", в которых опи­сываются фазы эволюции. Они значительно прояснят рассматриваемый предмет, хотя используемая в них система классификации отлична от рассматриваемой в данной книге.

 

14. Давайте теперь представим себе Кетер как фонтан, заполняющий жидкостью бассейн. При переливании через край бассейна жидкость собирается и выбрасывается следу­ющим фонтаном, который в свою очередь заполняет другой бассейн и т. д. Непроявленное всегда истекает под давлением из Кетер, затем, по прошествии некоторого времени, в процессе дальнейшего развития, образуется чрезвычайно простая форма Первого Проявления. В дальнейшем все воз­можные комбинации будут реализованы, пройдя через воз­можные преобразования. Силовое воздействие и ответная реакция на него станут повторяться, развитие набора соче­таний прекратится. Сила сформирует все возможные единич­ные объекты; дальнейшее развитие этих объектов будет сос­тоять в образовании из них более сложных структур. Когда это происходит, начинается проявление новой и более высоко организованной фазы существования. Все, что уже раз­вилось, сохраняется, но то новое, что появляется, оказывает­ся более сложным, чем простая сумма ранее существовавших частей, поэтому возникают новые возможности.

 

15. Эта новая фаза отражает изменение формы сущест­вования. Точно так же, как первая Сфира, Кетер, выкрис­таллизовалась из Безграничного Света, из Кетер кристал­лизуется вторая Сфира, Хокма. Все реакции этой новой формы существования перестают быть простыми и непосред­ственными, становятся сложными и неупорядоченными. Таким образом, возникают две формы существования, простая — Кетер, и относительно сложная — Хокма. Обе они еще достаточно просты, чтобы в них смог проявиться какой-нибудь из известных нам видов жизни. Тем не менее они — предтеча органической жизни. Мы можем сказать, что Кетер является первым видом активности проявления, движением. Это состояние чистого. становления, Рашит Га Гилгаим, Пер­вичные Вихри, начало Вихревых Движений, как это назвали каббалисты, или Главная Движущая Сила, как это называли алхимики. Хокма, вторая Сфира, названа раввинами Мазлот, Сферой Зодиака. Здесь мы вводим понятие круга, раз­деленного на сегменты. Процессы творения продвинулись вперед. Из первичного Яйца развился Змий, вцепившийся затем в свой хвост, как отмечает мадам Блаватская в Тайной Доктрине и Разоблаченной Изиде, бесценной сокровищнице архаических символов.

16. Подобно тому, как избыток «жидкости» из Кетер перетекает в Хокма, избыток ее в Хокма поступает в Бина, Третью Сфиру. Пути движения этих Эманации при пос­ледовательных переливаниях представлены на Древе Жизни Вспышкой Молнии или, на некоторых диаграммах, Пламене­ющим Мечом. Из диаграммы 1 можно увидеть, что Вспышка Молнии должна исходить из Кетер наружу и идти вниз нап­раво до достижения Хокма, а затем поворачивать на ее уров­не налево, проходя горизонтально некоторое расстояние до вертикальной проекции Кетер; такое же расстояние отделяет от места, где размещается Бина. В результате на глифе образуется треугольная фигура, называемая Треугольником Высшей Троицы, или Главной Троицей, отделенная от остальных Сфирот Бездной, которую человек в обычном состоянии сознания преодолеть не может. Здесь находятся истоки существования, недоступные нашему взору.

 

Глава 7 Высшая Троица

 

1. Ознакомившись с обзором развития трех первых Божественных Эманации, мы теперь в состоянии получить более глубокое представление об их природе и значении, пос­кольку можем их изучать в их взаимосвязи. Это единствен­ный способ изучения Сфирот, поскольку отдельная Сфира, взятая сама по себе, не очень богата содержанием. Древо Жизни является по существу схемой зависимостей, акцентов и отражений (диаграмма 2).

 

2. В книгах раввинов Сфирот обозначаются многими странными именами, благодаря которым можно многое пос­тичь. Поскольку каждое имя в такого рода книгах имеет важ­ное значение, ни одно из них не использовано случайно или ради поэтической образности; все они так же точны, как научные термины, и, фактически, таковыми и являются.

 

3. Значением слова Кетер, как уже отмечалось, является Корона. Хокма означает Мудрость, а Бина —Разум. Но с двумя последними Сфирот связана странная и таинственная третья, которая никогда не появляется в глифе Древа. Это невидимая Сфира, Даат, Знание. Говорят, что она образова­на объединением Хокмы и Бины и расположена над Пропас­тью. Кроули сообщает, что Даат находится в другом изме­рении по отношению к остальным Сфирот, и образует вер­шину пирамиды, в которой Кетер, Хокма и Бина находятся в вершинах углов основания. Я считаю, что Даат представ­ляет идею осознания и сознания.

4. Приступим теперь к рассмотрению Высшей Троицы по методу мистической Каббалы, который заключается в запол­нении разума соответствиями и символами, присвоенными соответствиям, а также в предоставлении сознанию возмож­ности умозрительной работы с ними.

 

5. Мы увидим, что эти три Сфирот и связанная с ними четвертая используют символику, относящуюся к голове, ко­торая в архетипическом человеке представляет наивысший уровень сознания. Когда мы ищем в книгах раввинов другие имена, которые можно применить к рассматриваемым Сфирот, мы обнаруживаем еще более связанную с головой символику, относящуюся к Кетер; в нее без специальной ссылки можно включать и две другие Высшие Сфирот, как аспекты Кетер на более низком плане.

 

6. Раввины дают Кетер наряду со многими именами, здесь опущенными, имя Арик Анпин, Большое Лицо, Белая Голова, Незримая Голова. Магическим символом Кетер, сог­ласно Кроули, является профиль древнего бородатого царя. Мак-Грегор Мазерс говорит: «Символом Большого Лица является профиль», т. е. одна сторона лица, или, как гово­рится в Каббале, «все в нем —правая сторона». Левая сто­рона находится в области Непроявленного, для нас она подобна неосвещенной стороне Луны,

 

7. Но Кетер прежде всего Корона. Корона не является головой, но находится на голове и над ней. Поэтому Кетер не может быть сознанием, а является исходным сырьем для соз­нания, когда рассматривается как микрокосм, и исходным сырьем для всего сущего при макрокосмическом рассмот­рении. Поэтому используется двойственный способ рассмот­рения Древа. Как уже отмечалось, оно может рассматривать­ся и как вселенная, и как дух человека. Эти два аспекта взаимно освещают друг друга. Говоря словами Изумрудной Скрижали Гермеса: «То, что вверху, подобно тому, что внизу».

 

8. Прежде чем проявиться в нашем восприятии, Кетер разделяется на Хокма и Бина; эти две Сфирот названы каббалистами соответственно Аба — Высший Отец и Ама — Высшая Мать. Бина также называется Большим Морем, Шабатхаи, Сферой Сатурна. В дальнейшем мы увидим, что Сфирот последовательно присваиваются имена Сфер планет, но Бина является первой Эманацией, которой присвоено подобное имя. Кетер называется Первичными Вихрями, а Хокма — Сферой Зодиака.

 

9. Далее, Сатурн является Отцом Богов. Он — величайший из древних богов, предшественников Олим­пийцев, подчиняющихся Юпитеру. В тайных именах, прис­военных картам Таро, Путь Сатурна, согласно Кроули, носит наименование Один из Великих в Ночи Времен.

 

10. Кетер разделяется на активную мужскую потенцию, Хокма, и пассивную женскую, Бина, размещенные в вер­шинах боковых столбцов или Колонн, образованных Сфирот, которые расположены с определенными интервалами вертикально на Древе Жизни. Левый из этих столбцов, нахо­дящийся под Бина, называется Правосудие; правый, под Хокма, называется Милосердие. Средний, расположенный под Кетер, называется Равновесие. Считается, что он являет­ся Колонной Равновесия. Два боковых столбца представляют колонны, расположенные на входе в Храм Царя Соломона. Они фигурируют во всех Ложах Мистерий, или Тайных Обрядах, причем сам кандидат, стоящий во время обряда между колоннами, олицетворяет собой Среднюю Колонну — Колонну Равновесия.

 

11. Здесь мы встречаемся с идеей, выдвинутой мадам Блаватской, о невозможности проявлений без разделения на Пары Противоположностей. Кетер разделяется на свои два аспекта, Хокма и Бина, и возникает проявленное. Теперь в этом высшем треугольнике из Незримой Головы, Отца и Матери мы видим ясную конструкцию нашей космогонии. Мы будем возвращаться к нему снова и снова, рассматривая его в самых разнообразных аспектах и достигая дальнейшего прояснения при каждом возвращении. В самых первых гла­вах, по понятным причинам, я не делаю попыток исчерпывающего рассмотрения каких-либо вопросов, поскольку ученик, не знакомый с данным предметом (а существует очень мало учеников, имеющих о нем представление), еще не приобрел набор необходимых мысленных атрибутов, поз­воляющих ему оценить всю важность более подробного изучения. В настоящий момент мы стараемся, так сказать, собрать необходимую мебель; со временем мы начнем раз­мещать ее в доме жизни и подробно изучать.

 

12. Бина, Высшая Мать (в отличие от Малкут, Низшей Матери, Невесты Микропрозопа, Изиды Природы, Десятой Сфиры), является двухаспектной, и эти аспекты определяются как Ама —Темная Бесплодная Мать —и Аима — Светлая Плодородная Мать. Мы уже отмечали, что она называется также Большим Морем, Мара. Она означает не только Горечь, но и корень слова " Мария", и здесь мы снова вст­речаемся с идеей Матери, вначале девственницы, а затем с ребенком от Святого Духа.

 

13. Сравнение Бина с морем служит напоминанием о том, что первоначально жизнь появилась в воде; из моря воз­никла Венера, архетип женщины. Сатурн ассоциируется с первобытной эпохой: «До того, как боги, создавшие богов, пред этим вволю напились... » Нижеследующее вызывает в памяти замшелые скалы: «В мрачной тишине долины... сидел седой Сатурн, неподвижный, как камень». Макс Ген­дель относит Повелителей Формы к одной из самых ранних фаз эволюции. В моей библиотеке есть его вдохновенная работа, «Космическая Доктрина», в которой Повелители Формы рассматриваются как Законы Геологии.

 

14. Вновь обратившись к символике двух боковых стол­бцов Древа, мы видим Хокма и Бина как Силу и Форму, две первичные единицы проявления.

 

15. Сейчас было бы бесполезно углубляться в бесконеч­ные разветвления этой символики, поскольку такое рассмот­рение выведет нас из области трех рассмотренных нами Сфирот. Поэтому приступим к дальнейшему знакомству с таинственной Даат, которая никогда не появляется на Древе, не имеет имени какого-либо Божества или ангельского соз­дания и не обозначена космическим или земным символом планеты или элемента, в отличие от всех других составных частей Древа.

 

16. Как уже отмечалось, Даат порождается объединением Хокма и Бина. Высший Отец, Аба, женится на высшей Матери, Ама, в результате чего появляется Даат. Именем Даат каббалистами назван ряд странных вещей, к рассмотрению которых мы еще вернемся.

 

17. В стихе 38 «Книги Тайного Обряда» (переведенной на английский язык Мазерсом с латинского перевода Кнорра фон Розенрота) говорится: «Отец и Мать навечно соединены в Йесод, Основании (девятая Сфира), но окутаны тайной Даат, или Знания». Затем в стихе 40 мы читаем о Даат: «Че­ловек, который скажет: «Я —Господень», падет... Йод (десятая буква еврейского алфавита) является основанием Знания Отца: но все вещи называются БЙОДО, т. е. все вещи относятся к букве Йод, о которой здесь речь. Все вещи сог­ласуются в языке, скрытом в Матери. Таким образом, пос­редством Даат Мудрость объединяется с Пониманием, а Путь Великолепия (Тиферет, шестая Сфира) — с его невестой, Царицей (Малкут, десятая Сфира); вот та скрытая идея, или дух, которая пронизывает всю эманацию. Даат и так представляет собой превосходный путь, а кроме того, это тот путь, о котором говорил Моисей; и этот Путь сокрыт внутри Матери и является средним в их соединении». Если за­метить, что Йод идентичен Лингаму в Индуизме и что Кетер, Даат и Путь Великолепия Тиферет, шестая Сфира, находят­ся на одной линии со Средней Колонной Древа, соответст­вующей позвоночнику человека, Микрокосму, что Кундалини свернута в Йесод, также расположенной в Средней Колонне, мы увидим, что здесь находится важный ключ для тех, кто умеет им пользоваться.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.