|
|||
Дион Форчун 1 страницаСтр 1 из 20Следующая ⇒
Дион Форчун Мистическая Каббала
Предисловие
Древо Жизни является фундаментом западной эзотерической традиции и одновременно системой, на основе которой обучают учеников в Братстве Внутреннего Света. Настоящая книга, как и последующие, используется Братством для учебных целей. Все материалы для занятий и курсов по переписке будут высланы каждому, кто изъявит желание написать автору в Братство Внутреннего Света. Адрес Братства: Fraternity of Inner Light, 3 Queensborough Terrace, Bayswater, London, W. 2.
В вопросах транслитерации еврейских слов, —в частности, в английском языке — имеются большие расхождения. Создается впечатление, что каждый ученый использует свою собственную систему. В данной книге я использовала алфавитную таблицу, приведенную Мак-Грегором Мазерсом в книге «Каббала Разоблаченная» («Kabbalah Unveiled»), потому что именно эту книгу, как правило, используют ученики эзотерических школ. Но сам Мазерс не всегда следует принципам, отраженным в его собственной таблице, и даже иногда использует различные варианты записи одних и тех же слов. Это очень запутывает всех желающих применить гематрический метод толкования, предполагающий замену букв цифрами. Поэтому когда Мазерс приводит несколько вариантов транслитерации, я использую тот из них, который совпадает с приведенным в его собственной таблице.
Написание некоторых слов с большой буквы в данной книге может показаться необычным. Однако здесь я следую традиции, которая сложилась среди изучающих западные эзотерические системы. Эта традиция предполагает, например, использование слов «Земля» и «Путь» для обозначения духовных принципов. При подобном использовании эти слова пишутся с прописной буквы. Написание слова с маленькой буквы означает, что его следует понимать в обычном смысле.
Поскольку Мак-Грегор Мазерс и Алистер Кроули являются для меня авторитетами в вопросах каббалистического мистицизма, следует разъяснить мою позицию в отношении этих двух писателей. Одно время я входила в организацию, основанную первым из них, и никогда не общалась со вторым. Я вообще не была лично знакома ни с одним из этих джентльменов, поскольку ко времени моего прихода в эту организацию Мак-Грегор Мазерс умер, а Алистер Кроули в ней уже не состоял.
Глава 1. Йога Запада
1. Лишь очень немногим изучающим оккультизм известно хоть что-нибудь о самом первоисточнике оккультного учения. Многие вообще не подозревают о существовании Западной Традиции. Ученых вводят в заблуждение намеренные оговорки и недомолвки посвященных, столетиями скрывавших истинное значение эзотерических терминов. Поэтому исследователи делают вывод, что немногочисленные дошедшие до нас тексты являются средневековыми подделками. Они были бы чрезвычайно удивлены, узнав, что эти фрагменты, а также рукописи, передаваемые из рук в руки, с добавлением традиционно сообщаемых устно сведений до настоящего времени используются в эзотерических школах в качестве основы практических занятий Йогой Запада.
2. Адепты рас, эволюционным предназначением которых является покорение физического плана, развили свою собственную, ориентированную на их проблемы и нужды технику Йоги. Эта техника основывается на общеизвестной, но непонятной для непосвященных Каббале, — Мудрости Израиля.
3. Может возникнуть вопрос, почему корни мистической традиции западных наций восходят именно к иудейской культуре? Ответ на него очевиден для того, кто знаком с эзотерической теорией рас и субрас. Все имеет свой первоисточник. Культуры не возникают из ничего, и зародыш каждой новой культуры неизбежно содержится в ее исторической предшественнице. Иудаизм был матрицей европейской духовности, о чем свидетельствует, в частности, то, что Иисус и апостол Павел были иудеями. Только иудейский народ, и никакой иной, мог стать главным действующим лицом в событиях Нового Завета, поскольку только его религия была монотеистичной. Пантеизм и политеизм устарели, наступали времена новой духовности. Христианские народы получили свою религию от иудейской культуры точно так же, как буддистские народы Востока обязаны своей духовностью индийской культуре.
4. Мистицизм Израиля лежит в основе современного западного оккультизма. Он образует теоретический базис, на котором строятся все обряды. Его известный глиф, составной символ, или символическая схема —Древо Жизни —является наилучшим из известных нам образов, какие только можно использовать для медитации, потому что он наиболее многозначен.
5. В настоящей книге я намерена не описывать результаты исторического исследования истоков Каббалы, но лишь показать ее методы современникам, изучающим тайные ритуалы. Хотя в основе нашего подхода лежат традиционные воззрения, у нас нет никакой необходимости ограничиваться только ими. Техника, которая находит практическое применение, постоянно развивается, поскольку опыт каждого, кто к ней причастен, обогащает ее. Таким образом, каждый изучающий Каббалу делает вклад в наше общее наследие.
6. Мы вовсе не обязаны совершать некие ритуальные действия или придерживаться определенных идей только из почтения к мнению раввинов, живших до Христа. Мир с тех пор заметно изменился, наступили иные времена. Но все, что в принципе было верно тогда, верно и сейчас, а значит —оно ценно для нас. Хотя современный каббалист и является наследником древнего каббалиста, он может по-новому интерпретировать доктрину и видоизменить метод в свете современности, в полной мере используя полученное им наследие для чисто практических целей.
7. Я не утверждаю, что известные мне современные интерпретации Каббалы идентичны идеям дохристианских раввинов, но отмечу, что они являются их естественным продолжением и конечным результатом развития системы тех времен.
8. Ручей тем чище, чем ближе он к источнику. Для раскрытия главных принципов мы должны отправиться к самому ключу. Чистота же потока зависит от уровня загрязненности впадающих в него рукавов, которые, впрочем, могут оказаться и достаточно прозрачными. Чтобы выяснить, насколько чисты эти притоки, мы сравниваем их с первоисточником, и если они проходят эту проверку —им вполне можно позволить смешаться с основным течением и тем самым увеличить его мощь. То же и с традицией: она складывается из всего, что не противоречит устоям. Обращаясь к главным принципам и убеждаясь в чистоте традиции, мы в то же время судим о ее жизнеспособности по уровню ассимиляции. Только мертвая система не подлежит изменению под воздействием современности.
9. Первоначальный поток иудейского мистицизма претерпел множество изменений. Мы наблюдаем его подъем среди кочевых звездопоклонников Халдеи, где Авраам в своем шатре среди стад услышал Глас Божий. Однако за достаточно туманным образом Авраама просматриваются еще более древние очертания. Например —таинственная фигура великого Жреца-царя, «рожденного без отца, без матери, без предков, жизнь которого не имела ни начала, ни конца», и его причастие хлебом и вином после битвы с Царями, зловещими «Царями Эдома», «которые правили прежде, чем появился в Израиле царь, могуществу которого не было равных».
10. На протяжении нескольких поколений прослеживается связь отцов Израиля со жрецами-царями Египта. В Египет направляются Авраам и Иаков; Иосиф и Моисей были тесно связаны с адептами из окружения фараона. Читая о том, что Соломон просит Хирама, царя Тира, помочь людьми и материалами в постройке Храма, можно предположить, что известные мистерии древней столицы Финикии должны были оказать глубокое влияние на иудейский эзотеризм. Если же учесть, что Даниил получал образование в дворцах Вавилона, становится очевидным, что мудрость магов была доступна просвещенным иудеям.
11. Эта древняя мистическая традиция иудеев включала три литературных источника: Книги Закона и Пророков, известные нам как Ветхий Завет; Талмуд, или собрание комментариев к текстам Ветхого Завета; Каббалу, или мистическое толкование Ветхого Завета. Как утверждали древние раввины, первый из этих источников является телом традиции, второй — ее рациональной душой, а третий — бессмертным духом. Люди невежественные могли с пользой читать первый, просвещенные изучали второй, но мудрые сосредоточивались на третьем. Очень странно, что христианские интерпретаторы Ветхого Завета никогда не искали ключей в Каббале.
12. При жизни Христа в Палестине существовали три школы религиозной жизни: фарисеи, саддукеи (которые часто упоминаются в Евангелии) и ессеи, о которых мы почти ничего не знаем. Согласно одному из апокрифов, мальчик Иисус, сын Иосифа, в двенадцать лет, когда масштаб Его личности был осознан учеными-теологами, услышавшими Его речь в Храме, был послан ими в общину ессеев возле Мертвого моря с целью обучения мистической традиции Израиля. Он оставался там, пока не пришел в тридцатилетнем возрасте к Иоанну принять крещение в реке Иордан перед началом выполнения Своей миссии. Если это так и было, что вполне возможно, то заключительные слова молитвы «Отче наш» наполнены каббалистическим смыслом. Сфирот: Малкут — Царство, Ход — Сила, Нецах — Слава —образуют базовый треугольник Древа Жизни, с Сфирой Йесод (Основанием, или Хранилищем Влияний) в центре. Каждый, кто произносит эту молитву, невольно пользуется Каббалой.
13. Христианство черпает эзотеризм в гностицизме, который многим обязан как греческой, так и египетской мысли. На примере системы Пифагора мы убеждаемся в приспособлении принципов Каббалы к греческому мистицизму.
14. Экзотерическая, то есть подчиненная государству часть христианской Церкви преследовала и искореняла ее эзотерическую ветвь, уничтожая все ее следы повсюду, куда только дотягивались руки, с целью изъять само упоминание о гнозисе из человеческой истории. Есть письменные свидетельства того, что купальни и бани Александрии в течение шести месяцев отапливались манускриптами великой библиотеки города. До нас дошла лишь очень малая часть духовного наследия древних мудрецов, ибо варвары буквально сравняли его с землей, и только в результате тщательных археологических раскопок поглощенных песками развалин мы вновь открываем для себя былое величие познающего духа.
15. Вплоть до начала ослабления диктата Церкви в пятнадцатом веке иудейские мудрецы опасались доверять бумаге свои мысли и знания. Ученые утверждали, что Каббала является средневековой подделкой, поскольку не было доказательств ее преемственной связи с найденными манускриптами. Те же немногие, кто имел хоть какое-то представление о практической деятельности эзотерических братств, допускали, что все сведения о вселенной и человеческой душе можно закодировать с помощью символики, совершенно бессмысленной для непосвященных. Эти странные древние схемы могли передаваться из поколения в поколение, сопровождаясь устным объяснением, своеобразной дешифровкой, потерять которую невозможно. В случае сомнений в точности объяснения какого-либо важного момента всегда можно обратиться к священному символу Принципы медитации-размышления о смысле этого символа передавались из поколения в поколение. Мистику хорошо известно, что, сосредоточившись на символе, имеющем некий глубинный смысл, он получит доступ к основополагающей идее, даже если смысл используемого символа никогда не был разъяснен ему носителями устной традиции, передаваемой от учителя к ученику.
16. Система светского влияния Церкви была направлена не только на изгнание всех соперников из духовной области, но и на уничтожение их следов. Мы мало знаем о том, какие из семян мистической традиции проросли лишь для того, чтобы ростки их были безжалостно выкошены в Средние Века; но мистицизм внутренне присущ человеческой расе, и хотя Церковь уничтожала все корни традиции в душах своих последователей, тем не менее искренне верующие, составлявшие цвет паствы, вновь и вновь открывали древнюю технику приближения души к Богу, создавая свою собственную особую Йогу, очень близкую к Бхакти-Йоге Востока. Католическая литература изобилует трактатами по мистической теологии, которые, хотя и демонстрируют некоторое знакомство с высшими состояниями сознания, грешат наивным пониманием физиологии этих состояний, что свидетельствует о неизбежной слабости системы, не пользующейся в полной мере накопленным опытом.
17. Бхакти-Йога католической Церкви подходит только для людей, религиозных от природы и в высочайшей степени готовых к самовыражению вплоть до самопожертвования во имя любви. Но далеко не всякий христианин способен на подобное, а его религия не может предложить своим последователям какой-либо выбор систем духовного развития. Восток, культивируя терпимость, поступал гораздо мудрее, создавая для различных психологических типов разные йогические методы, каждый из которых является путем к Богу.
18. Вследствие этой плачевной ограниченности нашей теологии многие искатели духовности на Западе ориентируются на восточные методы. Для тех, кто способен жить в условиях Востока и работать под непосредственным наблюдением гуру, это действительно выход, но если нет иного учителя, кроме книги, то на фоне обычного западного образа жизни достижение хороших результатов становится весьма проблематичным.
19. По этой причине я бы рекомендовала людям белой расы обратиться к традиционной западной системе, которая великолепно приспособлена к их физической конституции. Она дает немедленные результаты, и занятия ею при надлежащем наблюдении не только не нарушают умственной или физической гармонии, как это, к сожалению, слишком часто случается при использовании непривычных систем, но и придают необычайную энергию. Именно эта особая жизненная сила посвященных явилась поводом для возникновения легенд об Эликсире Жизни. В свое время я знала некоторых людей, которых можно с полным правом отнести к адептам, и всегда поражалась их потрясающей, не зависящей от возраста жизненной энергии.
20. С другой стороны, однако, я могу лишь подтвердить то, что всегда утверждали все гуру Восточной традиции — любой системой психо-духовного развития можно безопасно и адекватно заниматься только под личным наблюдением опытного учителя. По этой причине, хотя я и приведу на страницах этой книги принципы мистической Каббалы, я не считаю себя вправе дать все ключи к ее практическому применению, даже если бы мои собственные обязательства как посвященной и не запрещали мне сделать это. В то же время я считаю нечестным по отношению к читателю использование намеренных оговорок и дезинформации и, насколько мне позволяют мои знания и вера, предлагаю точные сведения, —хотя, возможно, и не в полном объеме.
21. Тридцать два Мистических Пути Тайного Блаженства являются путями жизни, и желающие раскрыть их секреты должны пройти по ним. Так же, как была обучена я, может быть обучен любой стремящийся изучить эту науку, и я буду рада указать путь такому серьезному искателю.
Глава 2 Выбор пути
1. Ни один ученик, часто меняющий системы обучения, никогда не достигнет ощутимого прогресса в духовном развитии. Такие люди вначале могут стать сторонниками Новой Мысли, потом начать осваивать йогические дыхательные упражнения и медитативные позы, а затем пробовать себя в мистических молитвах. Каждая из этих систем ценна сама по себе, но эта ценность может быть осознана только в том случае, когда человек вначале глубоко вник в какую-то одну систему. Все системы просто тренируют сознание и способствуют развитию умственных возможностей индивида. В этом и состоит их важность, но отнюдь не в собственно упражнениях, которые не должны быть самоцелью. Если мы намерены серьезно заняться оккультными исследованиями и превратить их в нечто большее, чем фрагментарное легкое чтение, то должны выбрать подходящую для нас систему и преданно следовать ей до тех пор, пока не достигнем если не конечной цели, то по крайней мере определенных практических результатов на фоне непрерывного расширения сознания. Только после этого полезно поэкспериментировать с методами, которые были разработаны на других Путях, и добиться с их помощью некоего сплава техники и философии. Не достигнувший в чем-то одном высокого уровня рискует навсегда остаться дилетантом.
2. Любой человек, овладевший практическим опытом использования различных методов духовного обогащения, знает, что всякий метод должен соответствовать его психологическому типу, а также общему уровню развития. Люди Запада, особенно те, кто выбирает в мистике именно оккультный Путь, часто начинают свои поиски посвящения на такой стадии духовного развития, которую восточный гуру оценил бы как полную несостоятельность. Следовательно метод, претендующий на доступность для западного человека, обязательно должен включать нулевой уровень техники, освоить который в качестве первой ступени не составит труда даже для самых неразвитых учеников, В подавляющем большинстве случаев совершенно бесполезно приглашать таких неофитов немедленно подняться до метафизических высот, потому что без такой ступеньки они не смогут даже приступить к занятиям.
3. Для того, чтобы быть применимой на Западе, любая система духовного развития должна отвечать некоторым вполне определенным требованиям. Прежде всего, ее первоначальная техника должна легко восприниматься рациональным умом. Во-вторых, приемы, используемые для стимуляции развития высших горизонтов осознания, должны быть достаточно мощными и насыщенными, дабы проникать сквозь относительно плотную защитную оболочку обычного человека Запада, которая совершенно не пропускает тонких вибраций. В-третьих, поскольку лишь очень немногие из европейцев, в большинстве своем отдающих предпочтение материальным благам, расположены к отшельнической жизни, то предлагаемые методы не должны быть обременительными для современных мужчин и женщин, которые в начале Пути смогут уделить занятиям лишь краткое время, и то за счет своих обычных дел. Они должны овладеть техникой, которая предоставит им возможность легко сосредоточиваться и так же легко расслабляться, поскольку в суете европейского города невозможно непрерывно сохранять необходимое состояние высокого психического напряжения. Опыт показывает, что методы психического развития, эффективные для отшельника, приводят людей, которые следуют этим методам в условиях напряженных нагрузок современной цивилизации, лишь к невротическим состояниям и нервному расстройству.
4. «Тем хуже для нас», — могут сказать те, кто заявляет о необходимости изменения нашего западного образа жизни. Лично я отнюдь не считаю, что наша цивилизация является совершенной и что мудрость возникла и умрет вместе с нами, но мне представляется, что если наша карма (или судьба) привела нас к воплощению в теле с определенной психологической структурой и расовыми признаками, то для данного воплощения это именно то, в чем мы нуждаемся. Мы никак не ускорим нашу эволюцию, пытаясь оспаривать решение Богов Кармы. Я видела столь многих искателей духовности, которые просто стремились уйти от жизненных проблем, что с недоверием отношусь к любой системе, предполагающей отход от расового эгрегора. Не впечатляют меня и такие формы «посвящения» в более высокую духовную жизнь, которые проявляются либо в эпатирующей одежде, прическе и поведении, либо в отсутствии чего-либо, например волос. Истинная духовность никогда не рекламирует себя.
5. Расовая Дхарма Запада заключается в овладении плотной материей. Осознание этого позволит объяснить многие проблемы отношений Запада и Востока. Для того, чтобы мы могли овладеть плотной материей и достичь необходимого уровня практического разума, мы имеем в качестве нашего расового наследия определенный тип физической конституции и нервной системы, —точно так же, как другие расы (например, монголоидная или негроидная) получили в наследство иные возможности.
6. Неразумно применять к определенному типу психофизической организации методы развития, предназначенные для другого типа; они либо не дадут адекватных результатов, либо приведут к непредвиденным и, возможно, нежелательным последствиям. Автор далек от осуждения восточных методов или порицания конституции человека Запада, который таков, каким его сделал Бог, Просто напомню старую пословицу: что для одного человека пища, то для другого яд.
7. Дхарма Запада отлична от Дхармы Востока; стоит ли пытаться внедрять идеалы Востока на Западе? Так не будем же во имя прогресса отрываться от бренной земли. У нормального здорового человека Запада отсутствует желание уйти от жизни — наоборот, он стремится овладеть ею, привести в порядок и гармонию. Только патологические типы желают «исчезнуть в полночь без страданий», быть свободными от колеса рождения и смерти; нормальный западный темперамент требует «жизни, больше жизни»
8. Концентрация жизненной силы — вот чего стремится достичь западный оккультист в ходе своих ритуалов. Он не бежит прочь от материи в духовные сферы, смирившись с невозможностью овладеть ею; напротив, он желает как бы заземлить Божественное до уровня человеческого и внедрить Божественный Закон даже в Царстве Теней. Этот мотив — главный в приобретении оккультных способностей на Пути Правой руки, который объясняет, почему посвященные не отказываются от всего ради достижения Божественного Союза, а культивируют Белую Магию.
9. Именно посредством Белой Магии, применяемой для достижения высоких целей, и осуществляется главным образом обучение и развитие западного ученика. Я хорошо знакома с самыми различными системами и, по моему мнению, человек, который пытается обходиться без ритуала, теряет многое. Для Запада развитие с помощью одной медитации — процесс довольно медленный, поскольку плотная материя западного ума и та духовная атмосфера, в которой должна выполняться медитативная работа оказывают сильное сопротивление. Единственной чисто медитативной школой западной Йоги являются квакеры и, по-моему, они согласятся с тем, что их путь приемлем лишь для избранных; католическая церковь объединяет Мантра-Йогу со своей Бхакти-Йогой.
10. Именно благодаря формулам оккультист выбирает и концентрирует силы, с которыми он намерен работать. Все эти формулы основываются на Каббалистическом Древе Жизни, и какую бы систему ни использовал оккультист — взывая ли к египетским богам или погружаясь в поток вакхического вдохновения при помощи песнопений и танца, — на заднем плане своего сознания он неизменно удерживает диаграмму Древа Жизни. В оккультных обществах Запада изучению символики Древа уделяется особое внимание, поскольку она предоставляет основу для классификации всех систем. Луч, с которым работает западный ученик, проявляет себя во многих других культурах, и в каждой из этих культур существуют особые техники для работы с ним. Современный оккультист комбинирует различные техники, нередко используя методы египтян, греков или даже друидов там, где они наилучшим образом приспособлены для определенных целей и условий. Во всех случаях, однако, действия практикующего тесно связаны с теми Путями Древа, которыми он овладел. Если ученик находится на уровне, соответствующем Сфире Нецах, он может работать с проявлением силы соответствующего аспекта Божественности (названного Каббалистами именем Тетраграмматон Элохим) в любой системе, которую пожелает выбрать. В египетской системе это будет Изида — Богиня Природы; в греческой — Афродита; в нордической — Фрея; у друидов —Керидвен. Иными словами, он овладевает силами Сферы Венеры в любой из традиционных систем, которую использует. Достигнув определенного уровня в одной системе, он получает доступ к эквивалентным уровням всех других систем его Традиции.
11. Как показала практика, Каббала обеспечивает прекрасную основу и представляет собой наилучшую систему для обучения учащегося, прежде чем он начнет экспериментировать с языческими системами. Каббала монотеистична по своей сути; потенции, которые она выделяет, всегда рассматриваются как вестники Самого Бога и никого другого. Концепция централизованной власти Космоса и верховенства Божественного Закона над всем —главное в сознании любого изучающего силы Арканов. Именно чистота, логичность и ясность каббалистических понятий, подытоженная формулой Древа Жизни, делает этот глиф, или составной символ, таким превосходным объектом для медитации, возвышающим сознание и оправдывающим утверждение, что Каббала является Йогой Запада.
Глава 3 Метод Каббалы
1. Рассуждая о методе Каббалы, один из древних раввинов говорит, что ангел, спускающийся на землю, должен принимать человеческий образ, чтобы беседовать с людьми. Странная система символов, известная нам как Древо Жизни, является попыткой свести к форме диаграммы каждую силу и фактор в проявленной вселенной и душе человека, сопоставить их друг с другом и, как на карте, показать их расширение, чтобы были видны относительные положения каждого элемента и прослежены взаимосвязи между ними. Короче, Древо Жизни является компактным изложением научных, психологических, философских и теологических знаний.
2. Все действия приступающего к изучению Каббалы в точности противоположны действиям изучающего естественные науки: последний накапливает синтезирующие понятия, в то время как первый анализирует понятия абстрактные. Само собой разумеется, однако, что прежде чем какая-либо концепция может быть проанализирована, она должна быть вначале разработана. Кто-то должен был продумать принципы, подытоженные в символе, который является объектом медитации каббалиста. Кем же были первые каббалисты, построившие всю схему в целом? По единодушному мнению раввинов, это были ангелы. Иными словами, это были существа совсем иного, нежели человек, уровня, которые и дали избранному народу его Каббалу.
3. Для современного разума это утверждение может показаться таким же абсурдным, как представление о там, что дети появляются на свет в капусте на огороде; но если мы изучим и сравним многие мистические религиозные системы, то обнаружим, что все просветленные были единодушны в этом вопросе, а именно —все мужчины и женщины, имевшие практический опыт духовной жизни, утверждали, что их обучали божественные существа. Мы поступим очень глупо, если не обратим внимания на подобные заявления, — и особенно те из нас, кто никогда не имел личного опыта достижения высоких состояний сознания.
4. Некоторые психологи скажут, что ангелы в мировоззрении каббалистов, так же, как в других системах боги и мифические прародители человечества вроде Ману, являются нашими собственными подавленными комплексами; но есть и другие, с менее ограниченным кругозором, которые скажут, что эти божественные существа суть проявления скрытых потенций нашего собственного высшего Я. Для религиозного, искренне верующего мистика все подобные рассуждения совершенно не существенны; он достигает результатов — и это все, о чем он заботится; но мистик-философ или, другими словами, оккультист, продумывает этот вопрос и приходит к определенным выводам. Эти заключения, однако, могут быть поняты только тогда, когда мы знаем, что подразумевается под реальностью, и проводим четкую демаркационную линию между субъективным и объективным. Любой изучавший философию знает, что здесь возникает масса вопросов.
5. Индийские метафизические школы обладают наиболее тщательно разработанными и сложными философскими системами, в которых делается попытка определить рассматриваемые идеи и сделать их доступными осмыслению; и хотя поколения пророков посвятили свою жизнь решению этой задачи, эти концепции все еще остаются настолько абстрактными, что только после длительного курса обучения, на Востоке названного Йогой, разум способен понять их во всей полноте.
6. Каббалист приступает к работе иначе. Он не пытается заставить разум взлететь на крыльях метафизики в разреженный воздух абстрактной реальности; он предлагает конкретный наглядный символ и позволяет ему представлять ту абстрактную реальность, которую иначе не способен воспринять неподготовленный человеческий ум.
7. Это в точности тот же принцип, который используется в алгебре. Пусть Х представляет неизвестную величину, У представляет половину X, а 2 — известную величину. Если мы начнем экспериментировать с У, чтобы выявить его связь и количественные отношения с 2, он вскоре перестанет быть полностью неизвестным; по крайней мере мы хоть что-нибудь узнаем о нем. И если мы достаточно искусны, то в конце концов сможем выразить У через 2, после чего начнем понимать X.
8. Существует масса символов, используемых в качестве объектов медитации: крест в христианстве; божественные формы в египетской системе; фаллические символы в других религиях. Эти символы используются непосвященными в качестве средства сосредоточения разума и погружения в определенные мысли, вызова определенных, связанных с ними идей и стимуляции конкретных ощущений. Посвященный, однако, иначе использует систему символов; он использует ее как некоторую алгебру, с помощью которой узнает секреты неизвестных потенций. Другими словами, он использует символ как средство направления мысли на Невидимое и Непостижимое.
|
|||
|