Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дион Форчун 2 страница



 

9. Как же он это делает? Это осуществляется путем использования составного символа, поскольку символ, не увязанный в согласованную систему, не приведет к цели. При созерцании такого составного символа, как Древо Жиз­ни, проясняется, что существуют определенные отношения между его частями. Есть части, о которых он кое-что знает; в отношении же других ему что-то подсказывает интуиция, или, проще говоря, он строит догадки, делая логические вы­воды из первоначальных принципов. Разум переходит от одной известной части к другой и при этом проходит, мета­форически выражаясь, определенные расстояния; он подобен путешественнику в пустыне, который знает расположение двух оазисов и делает форсированный бросок от одного из них к другому. Он никогда бы не осмелился отправиться в пустыню из первого оазиса, если бы не знал местоположения второго; но в конце путешествия он не только знает намного больше чем раньше, о втором оазисе, но и имеет представ­ление о характере местности между оазисами. Таким обра­зом, делая форсированные броски от оазиса к оазису через пустыню в ту или другую сторону, путник постепенно исс­ледует ее; тем не менее сама пустыня не способна поддер­живать жизнь.

 

10. Аналогичной является ситуация с каббалистической системой обозначений. Вещи, представляемые ею, непос­тижимы разумом — и тем не менее разуму удается думать о них, просматривая символ за символом. Хотя приходится довольствоваться как бы неясным отражением в стекле, тем не менее есть все основания надеяться на достижение в конце концов четкого понимания, которое возможно передать; так как человеческий разум развивается с помощью упражнений, то вещи, вначале непостижимые, как математика для ребен­ка, не справляющегося даже со сложением, в конечном счете входят в область нашего осознания. Обдумывая некоторую вещь, мы создаем в уме и связанные с нею понятия.

 

11. Говорят, что мысль вырастает из языка, а не язык из мысли. Символы являются для интуиции тем же, чем слова для мысли. Может показаться странным, что символ пред­шествует пояснению; именно поэтому мы утверждаем, что Каббала является растущей системой, а не историческим памятником. Сегодня из каббалистических символов можно извлечь больше, чем во времена Ветхого Завета, поскольку разум современного человека богат идеями. Насколько бога­че, например, смысл Сфиры Йесод, представляющей силы роста и воспроизведения, для биолога, чем для древнего рав­вина! Все, над чем нужно работать в связи с ростом и воспроизведением, подытоживается в Сфере Луны. Но в эту сферу входят Пути, представленные на Древе Жизни, ведущие к другим Сфирот; поэтому биолог-каббалист знает, что должны существовать определенные отношения между силами, относящимися к Сфире Йесод, которые представ­лены символами, присвоенными этим путям. Размышляя над этими символами, он улавливает проблески зависимостей, не проявляющиеся при рассмотрении материального аспекта вещей; и когда он приступает к проработке этого материала в процессе исследований, выясняется, что в нем скрыты важ­ные намеки; таким образом, на этом Древе одна вещь приводит к другой, и объяснения скрытых причин являются результатом рассмотрения пропорций и отношений различ­ных конкретных символов, образующих этот мощный син­тезированный глиф.

 

12. Каждый символ, кроме того, допускает интерпре­тации на различных уровнях и посредством астрологических связей может быть ассоциирован с богами любого пантеона, открывая таким образом новые обширные области следствий, в которых разум может странствовать бесконечно. Один сим­вол ассоциируется с другим символом, образуя цепочку ассоциаций; иногда символ подтверждает символ, когда раз­ветвленные нити вновь объединяются в один синтетический глиф. Кроме того, каждый символ доступен интерпретации в терминах любого плана, на котором может функционировать разум.

 

13. Этот мощный всеохватывающий глиф, представ­ляющий человеческую душу и вселенную, в силу логической взаимосвязи его символов пробуждает в уме образы; но воз­никновение образов не случайно, а следует по легко опреде­ляемым траекториям ассоциаций Универсального Разума. Символ Древа является для Универсального Разума тем же, чем мечта является для индивидуального эго: это глиф, син­тезированный из области подсознательного с целью представ­ления скрытых сил.

 

14. В действительности вселенная является мыслеформой, проецируемой из Божественного Разума. Каббалистичес­кое Древо подобно картине сна, возникшей из подсознания Бога: она олицетворяет содержание подсознания Божества. Иными словами, если вселенная является сознательным порождением ментальной активности Логоса, то Древо —это символическая интерпретация «сырого материала» Божест­венного сознания и тех процессов, посредством которых вселенная возникла.

 

15. Однако Древо применимо не только к Макрокосму, но и к Микрокосму, который, как представляют себе оккуль­тисты, является миниатюрной копией Макрокосма. Именно по этой причине возможны предсказания. Философским ба­зисом этого малоизвестного, не раз оклеветанного искусства является Система Связей или Соответствий, представленная символами Древа. Эти соответствия между душой человека и вселенной не являются произвольными, а возникают в результате тождественности развития. Определенные аспек­ты сознания были развиты как реакция на определенные фазы эволюции и поэтому воплощают те же самые прин­ципы; следовательно, они реагируют на те же самые воздейс­твия. Человеческая душа подобна заливу, соединенному с океаном скрытым каналом, хотя по всем внешним признакам он отделен от моря полосой земли, уровень воды в нем увеличивается или уменьшается одновременно с океанскими приливами и отливами по закону сообщающихся сосудов. Аналогично дело обстоит с человеческим сознанием —сущес­твует подсознательная связь каждой отдельной души с Ми­ровой душой, глубоко скрытая в самых первобытных глуби­нах подсознания. В результате мы участвуем в работе кос­мических приливов и отливов.

 

16. Каждый символ на Древе представляет космическую силу или фактор. Когда разум сосредоточивается на Древе, он входит в соприкосновение с соответствующей силой.

Другими словами, параллельный канал — канал в сознание — создается между ищущим разумом индивидуума и конкретным фактором в Мировой Душе. Через этот канал воды океана и проникают в залив. Учащийся, использующий Древо в качестве символа медитации, шаг за шагом отк­рывает союз своей души с Мировой Душой. Это приводит к притоку огромной энергии к человеческой душе; именно эта энергия наделяет нашу душу магическими силами.

 

17. Но точно так же, как вселенной должен править Бог, многогранной душой человека должен править ее бог — дух человека. Высшее Я должно властвовать над своей вселен­ной, в противном случае в ней появится неуравновешенная сила; каждый фактор будет управлять своим собственным аспектом, и все они будут воевать друг с другом. Это будет похоже на правление Царей Эдома, царства которых являют­ся неуравновешенной силой.

 

18. Так мы постигаем в Древе символическую структуру вселенной и человеческой души, а в легендах о нем — историю эволюции души и Путь Посвящения.

 

Глава 4 Неписаная Каббала

 

1. Насколько мне известно, мой подход к рассмотрению Священной Каббалы в этой книге отличается от подходов всех других писателей, затронувших данную тему, так как для меня Каббала является живой системой духовного раз­вития, а не исторической диковинкой. Лишь немногие люди, даже из числа интересующихся оккультизмом, понимают, что в нашей среде существует активная Эзотерическая Традиция, передаваемая из поколения в поколение с помощью тайных рукописей и «с глазу на глаз». Еще меньше людей знают, что именно Священная Каббала, мистическая система Израиля, является основой этой оккультной сис­темы. Но где еще может находиться источник вдохновения той Традиции, которая дала нам Христа?

 

2. Интерпретацию Каббалы следует искать, однако, не среди раввинов страны Израиль, иудеев по крови, а среди тех, кто являются Избранными Людьми по духу, —другими словами, посвященными. Каббала, которую я изучала, не является чисто иудейской системой, поскольку она была дополнена в эпоху средневековья открытиями профес­сиональных алхимиков и тесно связанной с ними великолеп­ной системой символики Таро.

 

3. Представляя данный предмет, я для подкрепления своих взглядов опираюсь не столько на традицию, сколько на современную практику использования методики Каббалы как своеобразной оккультной техники. Мне могут возразить, что древние раввины ничего на знали о некоторых представленных здесь концепциях. Я отвечу, что это совершенно естест­венно, поскольку некоторые вещи просто не были известны в то время и являются результатом духовных поисков их нас­ледников. Со своей стороны, я не имею намерения ввести кого бы то ни было в заблуждение относительно бытовавших в те времена учений и в целях обеспечения исторической точ­ности готова учесть замечания всех тех, кто лучше, чем я, информирован в этих вопросах (имя им легион). В то же время я пальцем не пошевелю ради сохранения авторитета традиции, если она препятствует свободному развитию сис­темы такого огромного практического значения, какой является Священная Каббала, и использую труды предшест­венников лишь в качестве карьера, из которого добываю кам­ни для постройки собственного города. Ничто не может пос­лужить мне указом для пользования залежами только этого карьера, и, если потребуется, я не премину воспользоваться как строительным материалом ливанскими кедрами или золо­том из страны Офир.

 

4. Поэтому следует ясно понимать, что я не говорю: «Это учение принадлежит древним раввинам»; скорее, я говорю:

«Это практика современных каббалистов, важность которой трудно переоценить, поскольку это практическая система духовного развития, Йога Запада».

 

5. Предупредив таким образом возможные упреки в совершении того, чего я никогда не собиралась делать, я хочу теперь определить собственную позицию в вопросе научного изучения и общих оценок рассматриваемой задачи. Что касается собственно научного изучения, я нахожусь в том же классе, что и Уильям Шекспир, немного зная латинский язык и еще меньше греческий, а из еврейского —лишь осо­бую часть, используемую оккультистами, —умение переда­вать буквами другого алфавита иудейские рукописи без зна­ков препинания с целью гематрических вычислений. В отно­шении же знания еврейского языка как средства общения, то здесь я невинна, как младенец.

 

6. Не знаю, поможет ли такое откровенное признание недостатков разоружить критиков; несомненно, оно будет использовано против меня не без утверждения, что при столь слабой подготовке вообще не следует браться за подобную задачу. На это я отвечу так. Представьте себе человека, ко­торый поскользнулся и рухнул ничком. Может ли отсутствие у вас медицинской подготовки помешать вам прийти ему на помощь и оказать максимальное содействие в ожидании прибытия квалифицированной бригады? Моя работа по Каб­бале носит первой помощи- Я обнаружила бесценную сис­тему, лежащую в запущенном состоянии, и, несмотря на недостаток подготовки, стараюсь привлечь внимание к ее воз­можностям и восстановить ее достойную роль в качестве ключа к западному оккультизму. Поступая так, я надеюсь, главным образом, на привлечение внимания ученых, которые продолжат после меня перевод и исследование каббалистических рукописей точно так, как в дальнейшем раз­рабатывается богатейшее месторождение, с которого снят только самый верхний слой.

 

7. Однако один довод в оправдание достаточности своей квалификации для решения поставленной задачи я все-таки могу привести. В течение последних десяти лет я жила, дейс­твовала и пребывала в Практической Каббале. Я использова­ла ее методы как субъективно, так и объективно, пока они не стали частью меня. Открыв, какие потрясающие физические и духовные результаты они дают, я убеждена в возможности их использования в качестве научного метода.

 

8. Тем, кто хотел бы применять Каббалу в качестве соб­ственно Йоги, нет необходимости подробно изучать еврейс­кий язык; все, что от них требуется —это умение читать и записывать еврейские буквы. Современная Каббала довольно адекватно переведена на английский язык, но в ней остаются и должны навсегда остаться все ее Слова Силы на еврейском языке, который является священным языком Запада точно так же, как санскрит является священным языком Востока. Некоторые возражают против свободного употребления санскритских терминов в оккультной литературе. Без сомнения, неизбежны еще большие возражения против употреблены иудейских букв, однако их использование необходимо, пос­кольку каждая буква в еврейском алфавите одновременно является числом. Числа же, в которые суммируются слова, не только являются важными ключами к их значению, но могут быть использованы также для выражения зависимос­тей, существующих между различными идеями и потен­циями.

 

9. Как следует из превосходного вводного эссе в книге Мак-Грегора Мазерса, Каббала обычно систематизируется четырьмя разделами:

 

Практическая Каббала, имеющая дело с ритуаль­ной магией (талисманы, заклинания и т. п. ).

Догматическая Каббала, состоящая из каббалис­тической литературы.

Символическая Каббала, имеющая дело с использо­ванием букв и чисел.

Неписаная Каббала, которая содержит точные дан­ные о способе организации символических связей на Древе Жизни.

 

Мак-Грегор Мазерс замечает следующее: «Я не могу ска­зать больше об этом предмете и даже о том, получил ли я сведения о нем или нет».

 

Последствия этого многозначительного намека подробно рассматриваются вдовой Мак-Грегора Мазерса в введении к новому изданию книги: «Одновременно с публикацией Каб­балы в 1887 году его соратники потребовали издать все то, что могло послужить фундаментальной основой для создания эзотерической школы».

Таким образом, можно с полным основанием утверж­дать, что Мазерс получил доступ к Устной Традиции Каб­балы, которая уже через несколько лет перестала быть уст­ной. После ссоры с Мак-Грегором Мазерсом Алистер Кроули, известный автор и ученый, опубликовал все. Его книги сейчас крайне редки потому, что очень ценятся самыми эрудированными эзотеристами, их стоимость растет без всяких ограничений, и они редко попадают к букинистам.

 

10. Нарушение клятвы, данной при посвящении, — проступок столь серьезный, что я никогда на это не решусь. Но мне не известны причины, которые могли бы помешать собирать и изучать любые доступные опубликованные материалы по любой теме и интерпретировать их в соответс­твии со своим пониманием. На этих страницах представлена система, предложенная Кроули, которой я воспользуюсь, чтобы разъяснить определенные вещи, умалчиваемые Мак-Грегором Мазерсом, Уинном Уэскоттом и А. Уэйтом, самыми авторитетными современными специалистами по Каббале.

 

11. Что касается сведений по Неписаной Традиции Каб­балы, едва ли приличествует мне, как и Мак-Грегору, быть предельно откровенной в этом вопросе. Поэтому я последую его примеру и буду сообщать лишь то, что считаю нужным.

 

12. Сущность устной традиции Каббалы заключается в знании способа организации определенных групп символов на Древе Жизни. Это Древо, Эц Хаим, состоит из десяти Священных Сфирот, представленных в виде определенного узора и соединенных линиями, которые называются трид­цатью двумя Путями Сефер Йецира, или Божественной Эманации (которой посвящена известнейшая книга под таким же названием; см. о ней книгу У. Уэскотта Сефер Йецира). Здесь появляется одна из «хитростей» или лову­шек для непосвященных, доставлявших такое удовольствие древним раввинам. Если мы скрупулезно все пересчитаем, то обнаружим на Древе двадцать два, а не тридцать два Пути; однако для достижения своих целей раввины рассматривали в качестве Путей только десять Сфирот, вводя таким обра­зом в заблуждение непосвященных. Таким образом, первые десять Путей представлены десятью Сфирот, а следующие двадцать два — реальными линиями на Древе. Далее мы увидим, как двадцать две буквы еврейского алфавита могут быть без противоречий связаны с Путями. С ними также связаны двадцать два козыря карт Таро — Ату, обитель Тота. Достойны упоминания три современных авторитета по картам Таро: доктор Энкосс или Папюс, господин А. Е. Уэйт и некто М. С. С. из Ордена Золотой Зари Мак-Грегора Мазерса, работу которого Кроули опубликовал на свой страх и риск. Эти авторитеты используют различные методы. Сам гос­подин Уэйт отзывается об этом так: «Существует и другой метод, известный посвященным». Есть основания предполагать, что он имеет в виду метод, используемый Мазерсом. Папюс расходится в мнениях с обоими писателями, однако поскольку его система все же нарушает многие соответствия при размещении ее на Древе, — что для всех систем является решающим испытанием на прочность, и поскольку, напротив, система Мазерса-Кроули прекрасно выдерживает это испытание, то можно считать, что последняя соответствует традиции, и поэтому в данной книге я предлагаю придерживаться именно ее.

 

13. Далее, на Путях Древа расположены Знаки Зодиака, Планеты и Элементы. Существует двенадцать Знаков, семь Планет и четыре Стихии, в сумме двадцать три символа. Как разместить эти символы на двадцати двух Путях? Здесь имеет место другая «хитрость», разгадывается она просто. Физически все мы находимся в Стихии Земли, поэтому этот символ не появляется на Путях, которые ведут к Неви­димому. После этого остаются двадцать два символа, которые вполне подходят и, как можно увидеть после правильного их размещения, полностью согласуются с картами Таро, причем каждая объясняет другую наилучшим образом и дает ключи к эзотерической астрологии и предсказаниям с помощью карт Таро.

 

14. Сущность каждого Пути должна быть выявлена на основе того факта, что он соединяет две Сфиры, и мы смо­жем понять его значение только путем учета природы соединяемых Сфирот на Древе. Но Сфиру не следует понимать однозначно; она имеет четырехмерную природу. Каббалисты говорят, что существуют четыре мира:

Ацилут, Мир Архетипов, или Мир Эманации, Божественный Мир.

Бриа, Мир Творения, также названный Хорсиа, Мир Престолов.

Йецира, Мир Форм и Ангелов.

Асиа, Мир Действия, Мир Материи.

(Из книги Мак-Грегора Мазерса Каббала Разоб­лаченная).

 

15. Считается, что каждая из Десяти Священных Сфирот имеет свою собственную точку контакта с каждым из четырех миров. В мире Ацилут они проявляются посредс­твом десяти священных имен Бога. Иными словами, Великое Непроявленное, которое пребывает за тремя скрывающими Первую Сфиру — Корону, Кетер, — Покровами Скрытого Бытия, возникает в явном виде как десять различных аспек­тов, представляемых десятью различными именами, исполь­зуемыми для обозначения Божества в иудейских текстах. Они по-разному представлены в английском переводе Биб­лии, и знание их истинного значения и Сфирот, которым они соответствуют, позволяет нам понять многие загадки Ветхого Завета.

 

16. Предполагается, что в мире Бриа божественные эма­нации проявляются посредством десяти могучих архангелов, имена которых играют важную роль в ритуальной магии. Именно эти отдаленные подобия Слов Силы являются в сред­невековой магии «варварскими именами для вызывания духов», «в которых нельзя изменить ни одной буквы». Причина этого сразу станет очевидной, если вспомнить, что в еврейском языке буква одновременно является числом и числа любого имени имеют важное значение.

 

17. В мире Йецира божественные эманации проявляются не через единичную Сущность, но через различные типы сущностей, названные Ангельскими Чинами.

 

18. Мир Асиа, при рассмотрении его с точки зрения Сфирот, в строгом смысле не является материальным миром, но скорее Нижним Астральным и Эфирным Пла­нами, образующими совместно основание материи. На этим физическом уровне Божественные Эманации проявляются через так называемые Десять Мировых Чакр, подобных по аналогии энергетическим центрам человеческого тела. Эти Чакры суть: Primum Mobile или Первичные Вихри, Сфера Зодиака, семь Планет и' все Элементы, вместе взятые, в целом —десять.

 

19. Отсюда следует, что каждая Сфира будет состоять, во-первых, из соответствующей ей Мировой Чакры; во-в­торых, из Ангельского Чина, Дав или Архонтов, Начал или Сил, в зависимости от используемой терминологии: в-т­ретьих, из Архангельского Сознания, или Престола; и, в-чет­вертых, из особого аспекта Божества. Бог как Он есть, во всей Его полноте, скрытый за Покровами Скрытого Бытия, непостижим для непросветленного человеческого сознания.

 

20. Сфирот можно обоснованно рассматривать как макрокосмические, а Пути — как микрокосмические объекты. Сфирот, соединенные иногда на старинных диаграммах вспышкой молнии, которая часто изображалась в виде огнен­ного меча с рукояткой, представляют последовательные божественные эманации, порождающие творческую эво­люцию; Пути, в свою очередь, представляют собой пос­тупательные стадии развертывания космического осознания в сознании человека. На старинных гравюрах часто изображен змий, обвивающий ветви Древа. Это змий Нехуштан, «куса­ющий себя за хвост», символ мудрости и посвящения. Коль­ца этого змия при правильном размещении их на Древе пос­ледовательно пересекают каждый из Путей и служат для ука­зания того порядка, в котором они должны быть пронумерованы. Принимая этот глиф за основу, несложно разместить все таблицы символов на соответствующие им позиции Древа —при условии, что символы в этих таблицах будут представлены правильно. В некоторых авторитетных современных работах правильный порядок не указывается, поскольку авторы, по-видимому, предпочитают скрывать его от непосвященных. Но поскольку этот порядок верно указан в известных старинных книгах и в самой Библии, то я не вижу особого смысла в намеренной дезориентации учащихся. Может быть оправдан отказ от разглашения чего-либо, но только не публикация заведомо ложной информации. В наши дни никого уже не преследуют за изучение неортодок­сальных наук, так что может существовать лишь одна причина сокрытия учений, относящихся исключительно к теории вселенной и соответствующей философии, но вовсе не к методам практической магии: сохранение монополии на знания в целях престижа и власти.

 

21. Со        своей стороны я считаю, что подобная эгоистич­ность и замкнутость скорее является причиной гибели оккультного движения, нежели его защитой. Это старый грех —сохранение божественного знания в руках жрецов и запрет разглашать его среди непосвященных; подобное оправдано во времена варварства, но не теперь. Разумеется, вся необ­ходимая информация может быть обнаружена в специальной литературе истинными ценителями, которые, не считаясь со временем, гоняются за редкими изданиями и, не скупясь, платят за них большие деньги. Однако согласитесь, что обладание свободным временем и наличностью не должно служить критерием готовности получить Священную Муд­рость.

 

22. Несомненно, на мою голову обрушится град оскорб­лений со стороны тех самозванных стражей тайного знания, которые вообразят, что я выдаю их драгоценные секреты. На это я отвечаю, что вовсе не выдаю никаких секретов, а лишь собираю все то, что давно уже обнародовано. Когда я впер­вые получила доступ к некоторым рукописям, то считала их тайными и никому неизвестными. Более внимательное ознакомление с оккультной литературой открыло мне нап­равление дальнейших поисков. Оказалось, что многое из того, что содержится в глубокой тайне, уже опубликовано самими Мазерсом и Уэскоттом. В 1927 году было опублико­вано новое издание работ Мазерса по Каббале под редакцией его вдовы. В них можно найти большую часть таблиц, приведенных в данной книге. Поскольку подобные каталоги дали миру Исайя и Иезекииль и средневековые раввины, можно с уверенностью утверждать, что их авторское право утрачено по истечении времени. В любом случае собственнос­ть на подобные идеи принадлежит автору, а не последующим комментаторам, — этим автором, согласно самой Каббале, является Архангел Меттатрон.

 

23. Многие общедоступные в свое время знания были собраны воедино и ограничены рамками клятвы посвящен­ного хранить тайну. Известно ироническое замечание Кроули об учителях, которые связали его страшными клятвами о хранении тайны и затем «по секрету передали в его надежные руки еврейский алфавит».

 

24. Философия Каббалы является эзотеризмом Запада. В ней мы находим космогонию, подобную начертанной в станцах книги Дзиан, на которых основывалась в своей рабо­те мадам Блаватская. В них она видела истоки традицион­ного учения, разъясненного ею в знаменитой Тайной Докт­рине. Без космогонии Каббалы наша религиозная система будет неполной, и именно эта неполнота является слабостью христианства. Отцы Церкви, говоря метафорически, вместе с водой выплеснули и ребенка. Даже поверхностное знакомст­во с Каббалой позволяет увидеть, что в ней содержатся важ­ные ключи к загадкам Библии вообще и книг пророков в час­тности. Существует ли разумное основание для того, чтобы в наши дни посвященные прятали все свои знания в секретную книгу и держали ее под спудом? Им, считающим, что я пос­тупаю дурно, так как даю информацию о вещах, рассмат­риваемых ими в качестве частной собственности, я отвечу, что мы живем в свободной стране, где каждый имеет право на собственное мнение.

 

Глава 5 Скрытое Бытие

 

1. Эзотерист, поставивший целью сформулировать свою философию для передачи ее другим, сталкивается с тем, что его знание высших форм бытия получено не при помощи мышления, а в ходе некоего процесса, разворачивающегося только тогда, когда он покидает сферу мышления. Следовательно, лишь в той области сознания, которая выходит за пределы мышления, воспринимаются и осознаются наивыс­шие формы трансцендентальных идей. Это достигается лишь тем, кто не только способен использовать этот аспект соз­нания так, что может формулировать свои идеи в их изна­чальной форме, но и сумеет сообщить осознанные идеи людям, не имеющим опыта пребывания в высшем состоянии сознания, придав им определенный вид, ибо иначе невозмож­но адекватно передать эти идеи. Мистики используют любые вообразимые аллегории в попытке передать свои восприятия, философы запутываются в лабиринте слов. И все усилия напрасны, если дело касается непросветленного разума. Каббалисты, однако, используют другой метод. Они не пытаются объяснять то, с чем неподготовленный разум не способен иметь дело; они предлагают человеку ряд символов для медитации, позволяющих ему шаг за шагом построить лесен­ку осознавания и подниматься по ней туда, куда он не может взлететь. Что касается разума, то он способен воспринимать трансцендентную философию ничуть не лучше, чем глаз — видеть музыку.

 

2. Следует подчеркнуть, что Древо Жизни является не столько системой, сколько методом. Те, кто его сформули­ровал, осознавали ту важную истину, что для получения яс­ности видения необходимо ограничить поле зрения. Большинство философов основывали свои системы на Абсолюте — достаточно зыбком понятии, поскольку человеческий разум не может ни определить, ни воспринять Абсолют. Не­которые при обосновании своих систем пытаются использо­вать отрицание, утверждая, что Абсолют непознаваем и всег­да должен оставаться непознаваемым. Каббалисты ограни­чиваются словами, что Абсолют недоступен восприятию в том состоянии сознания, которое считается для людей нормальным.

 

3. Таким образом, в соответствии со своей системой каббалисты опускают Покров перед определенной ступенью проявленности, но не потому, что там нет ничего, а потому, что разум, как таковой, должен здесь остановиться. Когда человеческий разум достигает высочайшей ступени своего развития и освобожденное сознание может отделиться от него, как бы встав на собственные плечи, мы получаем воз­можность проникать сквозь так называемые Покровы Скры­того Бытия. Однако если мы довольствуемся восприятием этих Покровов как философских условностей, памятуя о том, что они относятся не к устройству мира, а к ограничениям человека, то ничто не помешает нам постигать мироздание для удовлетворения всех наших практических целей. Но само происхождение вещей необъяснимо в терминах нашей философии. И как бы далеко ни обращались мы назад, к истокам видимого мира, мы всегда будем находить предшес­твующее существование. Только тогда, когда мы снимаем Покров Скрытого Бытия с пути, возвращающего нас к нача­лам, мы получаем фон, благодаря которому становится видна Первопричина. И эта Первопричина вовсе не источник, не имеющий начала, а Первое Появление на Уровне Прояв­ления. Лишь до сих пор, не глубже, может возвратиться разум; но мы всегда должны помнить, что эта глубина для каждого своя. Невежественный человек не идет дальше пред­ставления о Боге как о старике с длинной белой бородой, который сидит на золотом троне и дает указания о сот­ворении мира. Ученый проникает несколько дальше, прежде чем вынужден будет снять Покров, названный Эфиром, а философ возвратится еще дальше, прежде чем снимет Пок­ров, названный Абсолютом. Посвященный же пойдет дальше всех, поскольку он научен мыслить символами, а символы для разума являются тем же, чем инструмент для руки, — средствами расширения его возможностей.

 

4. В качестве отправной точки Каббалист использует Кетер — Корону, первую Сфиру, которую он символи­зирует Единицей или Точкой внутри Круга. Отсюда он дви­жется в обратном направлении к трем Покровам Скрытого Бытия. Этот подход отличается от более традиционного — когда процесс эволюции пытаются постичь, отталкиваясь от идеи Абсолюта. Метод Каббалиста не дает и не может дать немедленного и полного знания об источнике всех вещей, но он позволяет уму начать поиск —ведь там, где нет старта, нет и финиша.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.