|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 августа 2020 годаНу вот, недолго погода баловала нас ясными ночами, и снова всё вернулось к обычной в этом походе картине: целую ночь лил дождь, а утро было хмурое, туманное и мокрое. Гор абсолютно не видно! Вовремя успели сходить на вершину! В связи с тем, что как и на чем добраться до Орлика, было не совсем понятно, надо было выйти на трассу по возможности пораньше, чтобы увеличить шансы на поимку попутки. Поэтому вышли в 6-20. Дорога вдоль Сайлага широкая, проезжая, препятствий нет. Только на самом выходе из ущелья вопреки тому, что нарисовано на карте, дорога переходит на противоположный берег. А воды в реке здесь уже много, и, хотя она широко разливается на много рукавов, но крайнее левое русло имеет глубину выше колена, сильное течение и большие скользкие камни в русле. Переправа через него требует тщательного выбора места и внимательной самостраховки, а при высокой воде может быть очень проблематичной. После брода дорога, перевалив небольшой увал, выходит из ущелья в широкую долину Оки и вскоре поворачивает куда-то на запад. До трассы, видимо, так ближе, но нам хотелось попасть к еще одной изюминке этого района – водопаду в устье реки Бага-Жомболок, поэтому мы свернули с дороги на тропу, ведущую вниз вдоль русла Сайлага.
Сначала тропа хорошо заметна, но потом она выходит в степь, и разбивается на мелкие тропинки, протоптанные скотом. Примерно через километр появляются остатки дороги, которые выводят к полуразрушенному мосту. На противоположной стороне стоят какие-то строения вполне солидного и цивилизованного вида: видимо, какие-то объекты золотодобывающего рудника. Там можно было бы попытаться что-то узнать насчет транспорта до Орлика, но мост выглядел крайне ненадёжно, а переходить вброд совершенно не хотелось, поэтому пошли прямо к дороге.
Дальше троп не видно. Двигались в основном по сухим руслам широкой дельты Сайлага, а затем вылезли на высокую правую террасу, прошли еще метров 500 по степи и в 9-30 выбрались на трассу. Сразу отправились к водопаду. За 6 лет здесь многое изменилось: построили беседки, вдоль обрыва поставили металлическое ограждение со смотровыми площадками, а над тропой, круто спускавшейся к берегу Оки по лавовым глыбам, сделали лестницу с перилами. Теперь можно любоваться водопадом и фотографировать его, не рискуя свалиться вниз.
Водопад выглядит грандиозно! Небольшой ручей Бага-Жомболок, спокойно текущий в ложбинке между берез и лиственниц, вдруг отвесно падает с 30-метровой высоты в огромную чашу из застывшей лавы, образуя внизу небольшое, но глубокое озерцо.
От лестницы к озеру ведут пешеходные дорожки из досок, в роще на берегу сделаны кабинки для переодевания, а по специальным пешеходным мостикам, проложенным вдоль склона, можно пройти прямо под падающие струи воды.
Пока мы фотографировали водопад со смотровых площадок и спускались вниз, полил сильный дождь. Внизу, рядом с водопадом, мы его сразу не заметили, потому что брызги здесь летели отовсюду, но когда выбрались наверх, сразу стало мокро и холодно. Настолько холодно, что ни у кого не возникло желания купаться в озере под водопадом – даже у Юли, которая в этом походе искупалась практически во всех пройденных нами озёрах. Пришлось прятаться от дождя под крышей беседки.
Вскоре дождь кончился, и мы отправились на обочину дороги ловить попутку. Только ловить пока было нечего. Движения на трассе нет! Абсолютно никакого: ни одной машины, ни в том, ни в другом направлении!
Примерно через час к водопаду подъехал джип и остановился. Мы побежали договариваться. Но оказалось, что это семейная пара из Иркутска, они приехали посмотреть долину Оки, назад в Орлик ехать пока не собираются, а ночевать планируют в Хужире. К тому же багажник у них забит вещами, и наши рюкзаки туда явно не влезут. Потом в сторону Хужира проехали двое местных бурят на мотоцикле. Их мы попросили узнать, не захочет ли кто-нибудь из жителей Хужира отвезти нас в Орлик за деньги. Они пообещали поговорить с кем-нибудь и уехали, а мы остались ждать на обочине. Проблема в том, что из-за отсутствия сотовой связи узнать, нашёлся ли желающий нас везти водитель и на каких условиях он готов это сделать, мы сможем не раньше, чем он сюда подъедет. Прямо как в прошлом веке, когда мобильных телефонов не было! Около 12 часов со стороны рудника показался КАМАЗ с большим контейнером. Мы остановили его, попросили подвезти, и водитель согласился! Ура! Едем! Рюкзаки закинули в контейнер, сами залезли в небольшую будку позади кабины, нас закрыли снаружи на засов, и мы тронулись в путь. Этот КАМАЗ возит взрывчатку на рудник, а будка, в которой мы сидим, предназначена для охраны. Но сейчас охранника нет, потому что КАМАЗ следует порожняком в Новосибирск за очередной партией груза. Ехали медленно. На 50-километровый путь до Орлика ушло 2, 5 часа. Дорога прижимается к склону, обходя заросшие лесом лавовые поля долины Жомболока, а после моста через Жомболок несколько километров идет прямо по застывшей лаве. Конечно, такое покрытие дороги плохо подходит для быстрой езды КАМАЗа, перевозящего взрывчатку. Зато есть время полюбоваться просторами долины и лавовых полей. Жаль только, будка охраны сделана не для обзорных экскурсий, и наблюдать красоты можно только через единственное маленькое окошко.
В Орлике при помощи местных жителей без труда нашли автостанцию. Позвонив по телефону, узнали, что сделанный нами перед выходом на маршрут заказ билетов на рейсовый автобус действителен, выкупить билеты можно в кассе с 7-00, а «Истана» на Улан-Удэ отправляется в 8-00. Ночевать решили в гостевом доме «Ока». Цена – 600 рублей с человека. За эти деньги нам предоставили уютный домик с четырьмя кроватями и печкой. Ещё за 150 рублей с человека мы сходили в баню, где лили воду на раскаленную на печке лаву. Потом нам приготовили буузы, салаты, молоко и много других разных вкусностей. Тепло, сытно и радостно. Жизнь прекрасна!
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|