Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Annotation 29 страница



– Сурово. Почему же тогда вы были за то, чтобы Ковчег искала непрофессиональная группа?

– Совершенно другой случай, – покачал головой Иерофант. – Наша троица – далеко не дилетанты. Я уже устал вам объяснять.

– А я всё понимаю, – заявил Псурцев. – Просто, наверное, выгляжу таким тупым. Про дилетантов – это же в мой огород камешки были. Только я по своей части кое-что смыслю, а в ваши дела стараюсь не соваться – разве что из любопытства… Значит, вы говорите, есть надежда скоро найти Ковчег?

– Надежда? – Иерофант помолчал, а потом шумно выдохнул. – Они взяли след и явно ходят где-то рядом. Тут не о надежде речь, тут уже такое ощущение, что вот-вот!

85. Откуда есть пошла русская земля
 

Конечно, у Вараксы академики потрудились на славу.

Дом и флигель обыскали с пристрастием, хотя вещи остались в приемлемом порядке – сдвинутая с мест мебель и пара проломленных стен не в счёт.

Одинцов обошёл участок вслед за Евой, которая фотографировала айфоном направо и налево, а потом уселся во дворе за стол у печки с мангалом – в ожидании, пока Мунин с видом завсегдатая проведёт для Евы экскурсию по флигелю. Имение, оставшееся без хозяина и осквернённое незваными гостями, выглядело тоскливо. Кроме как вспоминать прошлые дружеские посиделки, делать здесь было нечего.

На обратном пути по просьбе Евы они остановились у выезда из Старой Ладоги и взошли на прибрежный курган.

– Отсюда есть пошла Русская земля! – патетично возгласил Мунин, перефразируя начало «Повести временных лет», и промокнул рукавом глаза, слезящиеся от ветра. – Сюда из-за Ладожского моря призвали Рюрика с дружиной, здесь он начал княжить, а уже потом пошёл дальше… и дальше, и дальше…

С высоты кургана открывался панорамный вид на городок с окрестностями. Первая столица самого большого государства в мире ничем не выдавала былого величия. Скромная церковь Иоанна Крестителя, маковки других церквей вдали, какие-то блёклые крыши, полуразрушенная средневековая крепость, широкий Волхов под истончившимся льдом в серо-жёлтых разводах; неопрятные берега, подпёртые торосами и утыканные щетиной поросли, которая зазеленеет месяца через полтора… Депрессивная картина.

– От Грузина до Ладоги по реке за день добраться можно, – сказал Одинцов историку. – Почему именно туда пришёл Андрей? Какое-то особенное место было?

– Особенное, конечно, здесь, – ответил Мунин. – А там просто работала переправа постоянная. Путь из грек в варяги, из варяг в греки… Андрей ведь не один шёл, а в большой компании, с караваном. У караванщиков дорога всегда одна и та же. Постоялые дворы, отдых и ночлег, корм для лошадей, охрана – это сложная система, которая складывалась веками. Жить хочешь – иди со всеми вместе и никуда не сворачивай. Экстремальный туризм появился позже.

Историк мужественно пытался закрыть продрогшую Еву от порывов ладожского ветра и что-то бойко рассказывал. Одинцов отвернулся и представил себе, какой тяжкий путь проделал почти две тысячи лет назад странствующий проповедник. Интересно, как долго плелась от благодатного Крыма до здешних суровых берегов вереница людей с вьючной скотиной и обозом из телег, нагруженных товаром… Или то были не телеги, а сани? Может, Андрей пришёл сюда зимой? Почему-то святых никогда не изображают в снегу, подумал Одинцов. А ведь их не только солнышком грело, но и дождём поливало, и снегом присыпать могло – в России-то уж точно…

Одинцов усмехнулся, вспомнив, как Мунин поддел его насчёт возраста. Почему-то считается, что апостол – это непременно седобородый всклокоченный старик с горящими глазами. Но какое доверие может быть к пожилому неврастенику? Мудрость, а не колоритная внешность убеждает паству. У настоящего проповедника в глазах не огонь, а вековая печаль, блеск ума и любовь.

Когда младший рыбацкий сын первым признал учителя Иисуса, ему было лет пятнадцать от силы. Значит, не сравнялось и пятидесяти ко времени путешествия на берега Волхова. Хоть по тогдашним, хоть по сегодняшним меркам Андрей – человек уже не молодой, но вполне крепкий: хлюпик не выдержал бы тридцати лет походов с передрягами и тюремными отсидками. Опыт подсказывал Одинцову, какую подготовку надо иметь, чтобы выжить в малознакомых и совсем не дружелюбных краях.

Но зачем же всё-таки апостол отправился из привычных тёплых мест в такую даль? Зачем пустился в опасный путь? Ведь не просто для того, чтобы увидеть баню и воткнуть посох в здешнюю землю! И уж точно не для того, чтобы брату Петру с товарищами при встрече похвастать: вы, мол, тут сиднем сидите, а я весь путь из греков в варяги прошёл и обратно из варяг в греки вернулся…

«Займусь этим вопросом», – пообещал себе Одинцов, догоняя компаньонов на скользком крутом склоне кургана. Они сели в машину, чтобы ехать обратно в Петербург.

Как оказалось, Мунин времени даром не терял. Пока Одинцов предавался философии, историк успел поведать Еве про появление династии Рюриковичей, её распространение по Руси и Европе, и добрался до времён первых крестовых походов. Переезд обещал быть нескучным.

– В средневековой европейской культуре особняком стоят произведения родоначальников жанра рыцарского романа Кретьена де Труа и Вольфрама фон Эшенбаха, – тоном экскурсовода вещал Мунин. – Интересно, что жанр со всеми его особенностями возник в двенадцатом-тринадцатом веках. Этот период стал переломным в истории как Европы, так и России. Европейцы тогда вели нескончаемые войны против мусульман и внутренних еретиков, не приемлющих римские догматы. А с Востока надвигались орды Чингисхана, которые парадоксальным образом спасли православную церковь от разгрома католиками.

– Монголы были веротерпимыми, и сами исповедовали разные религии: в их войске прекрасно уживались язычники, христиане и мусульмане, – говорил историк. – А католические священники из Европы тянули за собой на Русь военную силу, которой чингизиды поставили надёжный заслон. Знаменитые эпизоды этого противостояния – победы князя Александра Невского, одержанные как раз в здешних краях. Князь был названым сыном хана Батыя, внука Чингисхана, и во главе дружины при поддержке монгольской конницы крушил шведов, немцев, литовцев – то есть как раз католиков.

Историк напомнил о тамплиерах, которые искали Ковчег Завета в земле Израиля. Рыцари не нашли реликвии ни в Храмовой горе, ни в окрестностях, однако что-то всё же попало к ним в руки. Что – никто не знает, но тамплиеры стали обладателями некоего сакрального знания, которое позволило им совершить настоящий прорыв во множестве областей.

– Для иллюстрации принято говорить о готической архитектуре, – продолжал Мунин, упиваясь вниманием Евы и размахивая руками. – Она возникла из ниоткуда, понимаете?.. Вот и никто не понимает. Ничего подобного даже близко не существовало, а потом вдруг – раз! – и появилась готика. Вы же наверняка видели в Европе. Соборы размером чуть ли не с футбольное поле, с высоченными сводами… Даже неспециалисту понятно, что такое не строят на глазок. Нужны точнейшие физические и математические расчёты, нужны подробнейшие чертежи для передачи из поколения в поколение – ведь строительство часто затягивалось на многие десятки, а то и на сотни лет. Откуда это всё? Откуда эти знания?

Кроме готики, продолжал историк, тамплиеры создали общеевропейскую банковскую систему, передовое сельское хозяйство, новые научные направления… Обычно можно шаг за шагом проследить работу над любым изобретением. Понять, как развивалась мысль, и определить затраченное время. Здесь всё было придумано практически одновременно, стремительно и словно на ровном месте – как и в случае с готикой, буквально из ничего.

– Учёные сходятся в том, что к тамплиерам в руки попало уже готовое уникальное знание, – говорил Мунин. – Однако пока никто не предложил убедительных объяснений, откуда оно взялось и что собой представляло.

Когда в самом начале четырнадцатого века рыцари-храмовники были одновременно арестованы по всей Европе, их не тронул только шотландский король Брюс. Резонно предположить, что тамплиеры, лишённые своих богатств, сохранили свободу в обмен на единственную ценность, которая оставалась в их распоряжении, – то самое сакральное знание, а ещё вернее – носитель этого знания.


 

Замок Монсегюр (Франция).


 

Одинцов сидел рядом с водителем, прислушивался к рассказу Мунина и с удовольствием отмечал, что теперь неплохо понимает, о чём идёт речь. Время, проведённое в обществе историка, пошло на пользу. Перед глазами вставала картина, поднятая со дна Балтийского моря, доставленная в Михайловский замок и попавшая в руки Мунину: молодой граф де Божё по наущению последнего Великого магистра тамплиеров извлекает нечто из тайника в парижском Тампле…

…а Мунин извлекал из бездонных недр своей удивительной памяти всё новые и новые сведения.

– В распоряжении рыцарей-храмовников существовал невероятно ценный предмет, – говорил он, – который скрывали от мира и за который без колебаний отдавали свою жизнь множество людей. Любому европейцу хорошо известна драматичная осада папскими войсками горного замка Монсегюр. Это в Лангедоке, на юге Франции. В замке жили альбигойцы – христиане, которые не признавали власть Папы Римского. Все защитники Монсегюра погибли, но выгадали время и успели спасти какую-то святыню, которую тамплиеры оставили им на хранение.

– Я знаю Монсегюр, – сказала Ева. – Я была там на экскурсии. Очень красиво, очень высоко и всегда солнце. Нам рассказали историю. Они боролись против армии Папы целый год. Их предали, они взяли две недели, чтобы сдаться, нашли момент, тайно спустили что-то со скалы и унесли. Четырнадцатого марта.

– Ничего себе! – Мунин смотрел на неё с восхищением. – Вы даже дату помните?!

– Легко запомнить, – поскромничала Ева.

– Третьего месяца четырнадцатое число, три-четырнадцать, – раскрыл Одинцов секрет американки. – Это день числа пи. Что, правда четырнадцатого марта?

– Правда, – подтвердил Мунин. – В тысяча двести сорок четвёртом году. На следующий день защитники Монсегюра сложили оружие, поскольку святыня уже была в безопасности. Ещё через день замок пал и всех казнили.

Смущённый неожиданными познаниями компаньонов, историк принялся протирать очки со словами:

– А здесь начинается самое интересное. В литературе внезапно появилась тема поиска рыцарями святого Грааля. Со временем стали считать, что Грааль – это золотая чаша, из которой пили участники пасхального ужина в доме Иосифа Аримафейского. Потом в эту чашу Иосиф собрал кровь своего распятого родственника Иисуса.

– Вообще-то сначала говорили не про чашу, а про некий священный предмет, без уточнения, – продолжал Мунин, снова нацепив очки. – А написали о нём авторы первых рыцарских романов. Кретьен де Труа как раз был с юга Франции, из города, где появился орден тамплиеров. Можно сказать, особо приближённый. А Вольфрам фон Эшенбах вообще рыцарь-храмовник, только немецкий. С их подачи сюжет про святой Грааль стал кочевать из книги в книгу, обрастать подробностями и домыслами, но в основе своей сохранился и благополучно дожил до наших дней. Если я правильно понял Льва Самойловича, он имел в виду, что тамплиеры в книгах зашифровали нечто, имеющее отношение к нашим поискам.

Историк выговорился и замолчал. Ева, беззвучно шевеля губами, делала заметки в айфоне. Одинцов сосредоточенно смотрел в лобовое стекло и переваривал услышанное.

Троица возвращалась в Петербург.

86. Не надежда, а уверенность
 

Одинцов думал проездить до обеда, но уже к полудню снова оказался с компаньонами в особняке на Каменном острове – будто специально для того, чтобы разделить с Вейнтраубом ланч.

После еды, перебравшись в малую гостиную, Одинцов сам отвечал на расспросы старика – какая нужда была ездить, куда, зачем, – из опасения, что Ева или Мунин сболтнут лишнее. Хотя вроде и сболтнуть было нечего: просто прокатились туда-обратно, потрепались по дороге и свежей ладожской рыбы привезли.

– Караван идёт со скоростью самого медленного верблюда. – Одинцов, к удовольствию миллиардера, наконец-то улыбнулся. – Самый медленный верблюд в нашей компании – это я. Товарищи подгоняют, чтобы двигался быстрее, учат уму-разуму. Мы сейчас первую русскую летопись штудируем. Съездили, посмотрели, где всё начиналось. Подпитались энергетикой. Опять же места не чужие…

Вейнтрауб оценил шутку про верблюда и поинтересовался, каков у троицы план действий.

– Есть у меня одна мыслишка, – уклончиво сказал Одинцов, – насчёт летописи. Хочу проверить по тексту.

Вообще-то по пути из Старой Ладоги они обсудили, кто в каком направлении собирается работать. Одинцову предстояло изучать путешествие апостола Андрея, описанное в «Повести…». Мунин взял на себя рыцарские романы и в ответ на вопрос миллиардера решил выступить развёрнуто.

– Мы уже просматриваем связь Ковчега с Брюсом и через него с Петром Первым, – сообщил он. – Однако пока остаются в стороне Иван Грозный и Павел. Видимо, логическая цепочка к ним ведёт по линии тамплиеров. Орден Храма был разгромлен, и храмовникам наследовали госпитальеры – то есть мальтийские рыцари. А их путь в Россию со времён Петра хорошо известен, как и расцвет мальтийцев при Павле.

– Кроме того, – добавил Мунин, – у нас есть установка на поиск информации в книгах. Типографское дело началось в России при Иване Грозном. Он вкладывал в печатни большие деньги, причём свои собственные, а не из казны. Яков Брюс тоже руководил российским издательством – это ещё одна параллель. Наконец, есть основания полагать, что Сухарева башня, где работал Брюс, связана с легендарной библиотекой Ивана Грозного, которая бесследно исчезла и которую ищут по сей день.

– Вы, вероятно, не знаете… – Тут историк оглядел присутствующих. – И я вам не рассказывал, но императрица Екатерина Вторая выставила постоянный караул у Сухаревой башни. А как вы думаете, когда его сняли?.. Только в тысяча девятьсот двадцать четвёртом году! Через сто пятьдесят лет, когда уже самой Российской империи не было! Я думаю, в книжной теме нас ещё ждут сюрпризы.

После Мунина своё слово должна была сказать Ева. Но американка, к удивлению Одинцова, отделалась очень лаконичной репликой: мол, у неё есть чем заниматься, она анализирует накопленный материал и расскажет о результатах, когда они появятся.

Вейнтрауб не стал настаивать. Он слишком давно знал Еву и её любимую присказку, полученную в наследство от бывшего русского мужа: «Дуракам половину работы не показывают». Грубо, но по существу. Если Ева молчит – значит у неё складывается какая-то интересная картина. Имеет смысл немного подождать, и тогда…

– Могу я тоже спросить? – Одинцов обратился к Вейнтраубу. – Почему вы не ставите нам никаких сроков? Я не об окончании работы говорю, но хотя бы о каких-то этапах. К этому дню сделать одно, к этому дню – другое… У вас ведь есть свои дела, и содержать нас недёшево. А мы пока идём на ощупь, как слепые, и сколько провозимся – неизвестно. На что вы надеетесь?

Старый миллиардер молчал довольно долго, глядя мимо Одинцова и поигрывая набалдашником трости.

– Я не просто надеюсь, – наконец проскрипел он, – я уверен в том, что вы очень скоро придёте к нужному результату.

– Это интересно, – удивилась Ева, которая тоже давно знала старика и хорошо представляла себе цену такого заявления. – Теперь уже я хочу спросить: на чём основана ваша уверенность?

– На теории, которую придумали русские, – сказал Вейнтрауб. – Это сравнительно недавнее исследование, которое позволяет объяснить, почему Ковчег Завета обнаружен именно в начале девяностых и почему происходят нынешние события. Все они закономерны. Процесс, начатый больше двух с половиной тысяч лет назад, приближается к финалу. Будет эта финальная часть немного длиннее или немного короче, уже не важно. Главное, ждать осталось недолго.

Ответ произвёл должное впечатление, однако не удовлетворил Еву; она продолжала настаивать, и Вейнтрауб разъяснил – что он имеет в виду. Говорил медленно и просто, чтобы Одинцов и Мунин поняли основное, а Еве оставалось переводить только наиболее сложные пассажи.

Для цивилизации настал решительный момент. И в этом нет никакого пафоса, только математика. Закончен очередной этап в развитии человечества.

– До сих пор происходили количественные изменения, теперь настало время изменений качественных, – говорил миллиардер. – Темпы развития общества сегодня возросли настолько, что ни люди по отдельности, ни общество в целом, ни государственные структуры, ни сами государства не успевают адаптироваться к новым обстоятельствам и перейти в новый режим существования.

Русский учёный Сергей Капица с коллегами нашли этому строгое математическое объяснение. Если вспомнить историю, то каждый следующий период развития человечества составлял половину или даже треть от предыдущего. Нижний палеолит, время первых серьёзных шагов популяции прачеловека – это миллион лет. А вся остальная история – только полмиллиона. Средневековье длилось тысячу лет, а следующий этап занял всего пятьсот…

– К нашему времени этот отрезок сократился до сорока пяти лет, – сообщил Вейнтрауб с фарфоровой усмешкой. – Ископаемые вроде меня – большая редкость. А вообще сорок пять лет в среднем продолжается наиболее активная фаза человеческой жизни. Период развития подошёл к своему пределу, и больше ему уменьшаться некуда.

Население земли – система, которая подчиняется циклическому закону. По аналогии с периодами развития человечества, каждый новый демографический цикл был вдвое-втрое короче предыдущего. Причём в каждом цикле количество людей росло тоже в два-три раза. Временами процесс тормозили войны или эпидемии, но это изменяло статистику лишь ненадолго, а затем рост населения планеты возобновлялся.

– В нижнем палеолите человеческая популяция по численности особей не превышала количество животных, равных людям по весу и размеру, – говорил Вейнтрауб. – Наших далёких предков было столько же, сколько волков или кабанов. А сейчас людей больше в сто тысяч раз, то есть разница составляет пять порядков.

Нынешняя Европа переживает проблемы с мигрантами – тут старик брезгливо поморщился, – но любая попытка людей перебраться с одного места на другое давно уже носит локальный характер. Истории отдельных стран больше не существует: все настолько связаны, что имеет смысл говорить только об истории человечества в целом. Великие переселения народов остались позади. Глобальные миграционные процессы закончились, потому что их совершает статистически незначительная часть населения, и любую миграцию ограничивает территория планеты.

– Всё это значит, что время количественных изменений прошло, – повторил Вейнтрауб. – Нас ждут качественные изменения. В этом смысле можно трактовать, например, идею розенкрейцеров о единении с природой Света как переходе в принципиально новую сущность.

Ева уточнила:

– Вы имеете в виду, что профессор Арцишев был прав? Ковчег Завета – это прототип генератора? Новая эра в истории человечества откроется благодаря энергии бесконечного Космоса?

– Прав был профессор или нет, уже не существенно, – сказал Вейнтрауб. – Основная ценность Ковчега в том, что на скрижалях зашифрованы законы, по которым устроена Вселенная.

Старик напомнил: знаки на священных кубах можно читать как буквы в словах, но можно и как формулы. Из этих формул вытекают законы человеческого общежития – так называемые десять заповедей. Их соблюдение означает жизнь по законам мироздания. Но это частность, а полная расшифровка надписей на скрижалях открывает все тайны бытия. Знание, которое хранит Ковчег Завета, переведёт человечество из нынешней хаотичной фазы существования в качественно новую, абсолютную фазу – и сделает частью мировой гармонии.

– Расчёты показывают, что развитие нашей цивилизации вплотную подошло к пределу двадцать пять – тридцать лет назад, – сказал Вейнтрауб. – Именно тогда, в начале девяностых годов, Ковчег позволил обнаружить себя и переместить из Эфиопии в Россию. С тех пор население земли выросло ещё в полтора раза, с пяти миллиардов человек до семи с лишним, а период развития окончательно упёрся в свой минимум. Ковчег уже готов к тому, чтобы его обрели, и я верю в вашу команду.

Было заметно, насколько утомила старика долгая речь. Он тяжело поднялся из кресла и покинул гостиную, не попрощавшись. Притихшие слушатели переглянулись.

– Ни фига себе, – только и смог сказать Мунин.

87. Время собирать камни
 

Возводящий башню – кладёт камни один за другим.

Невозможно положить все камни сразу. Невозможно найти ответы на все вопросы одновременно, думала Жюстина. Вопросов было множество, и ответы на них искал Книжник. Учёному составляли компанию какие-то посланцы Вейнтрауба – не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться: миллиардер имеет непосредственное отношение к давешним гостям учёного.

Книжник обещал скоро рассказать, откуда взялась уверенность в том, что эти посланцы непременно должны найти Ковчег, и Жюстина рассчитывала добиться выполнения обещания. Через пару дней она окажется в Петербурге, увидит обоих стариков – Вейнтрауба и Книжника, – и с глазу на глаз задаст вопросы, которые неудобно задавать через пол-Европы. Но был у неё ещё один вопрос, на который хотелось найти ответ самостоятельно.

Не зря Жюстину де Габриак считали хорошим следователем. Совсем недавно она ломала голову: какую ценность могли похитить в Эфиопии? Сейчас было известно – что похитили, когда похитили, куда перевезли и где приблизительно спрятали. Похититель, даже погибший, позволял определить круг возможных соучастников, и сама его гибель могла стать неплохим подспорьем в работе. Жюстина нюхом опытной ищейки чуяла верное направление поиска. Но потому она и не осталась простым следователем, а доросла до президента Интерпола, что умела заглядывать чуть дальше других.

Двадцать пять лет назад Ковчег Завета попал в Советский Союз. С тех пор страна распалась на полтора десятка государств: реликвию могли прятать и перепрятывать в любом из них или вообще увезти на другой конец света – за прошедшее время границы стали совсем прозрачными… Почему Вейнтрауб и Книжник даже не заикаются об этом? Почему ищут Ковчег именно в России, уделяя в поисках такое внимание именно Санкт-Петербургу?

Навязчивая мысль крутилась в голове – до нынешнего вечера, когда Жюстина, похоже, нашла ответ. И не где-нибудь, а в журнальной статье Книжника, которую опубликовали во Франции больше тридцати лет назад. Учёный тогда жил впроголодь в Ленинграде после очередной отсидки, лишённый возможности преподавать.

К некоторому удивлению Жюстины, статья мало касалась истории, но содержала заочную полемику с известным французским социологом – возможно, поэтому голос из-за железного занавеса привлёк внимание издателя в Париже.

Нам говорят, что цивилизация – это группа стран, объединённых общей средой, общим духом, который в каждой стране выражается по-своему. Однако время таких локальных цивилизаций прошло. На новом витке развития человечеству необходимо создать глобальную цивилизацию, глобальную культуру.

Как объединить близкие цивилизации, которые веками воюют или находятся в полувоенном состоянии? Почему христианину проще договориться с язычником, чем с мусульманином? До каких пор православному будет проще договориться с буддистом, чем с католиком?

Каждая цивилизация стоит на трёх китах, рассуждал Книжник. Для народов и стран, которые объединяет эта цивилизация, общими должны быть святыни, язык и шрифт. Со святынями понятно, а лингвистическая общность значительно упрощает культурные контакты.

Жюстина с растущим интересом листала страницы старого журнала. Действительно, западное христианство своими победами обязано латинскому шрифту, которым набраны священные книги, и латинскому языку, на котором уже семнадцать веков молятся католики всего мира.

Когда возникали или присоединялись к Риму новые народы – они становились частью его цивилизации благодаря латинице и общему языку богослужений. Когда Римская империя распалась под ударами варваров – католический мир сохранился благодаря латыни; об этом писал Книжник.

Византийская империя пренебрегла единством языка, не завершила культурный круг, не сделала греческий обязательным для всех восточнохристианских церквей. Поэтому и не сложилось там единого информационного пространства. Будучи частью христианской цивилизации, Византия не смогла объединиться с Римом из-за религиозных противоречий, не создала свою цивилизацию – и в отличие от Рима не сохранила в целости православный мир.

После падения Константинополя у бывших византийских подданных не осталось общего духа. Религия и цивилизация – вещи разные, хотя и взаимосвязанные. Румыны и грузины исповедуют православие, но Румыния и Грузия относятся к разным культурам.

Жюстина, в прошлом историк, вынуждена была согласиться с Книжником. Византийский дух, который не подкреплялся общим языком и шрифтом, стал жертвой тотального ислама, основанного на арабском языке. А ислам, при всех различиях, – близкий родственник христианства по священным ветхозаветным текстам и по величайшей святыне, Ковчегу Завета.

Европе издавна принято противопоставлять Азию. Но Европа и Азия – не культурологические понятия, а термины физической географии. В культурном отношении Азия – это три цивилизации: арабская, индийская и китайская. На географическом и культурном стыке трёх азиатских цивилизаций с европейской оказалась Россия.

Желающим причислить Россию к азиатским странам Книжник предлагал решить: к какой из азиатских культур она относится? Конечно, многовековые контакты с цивилизациями Азии не прошли бесследно. Но столь же очевидно, что Россия – носительница средиземноморской европейской культуры, идущей рука об руку с христианством из Рима, Израиля, Византии…

В детстве Жюстина видела, как её весёлая бабушка прививала яблони, чтобы улучшить сорт: по-особенному надрезала кору и бережно пристраивала в надрез ветви других яблонь.

Уникальное место России на мировом перекрёстке позволило ей сформировать свою собственную культуру, впитав и переосмыслив достижения других цивилизаций. Ветви культурных форм, созданных соседями, на российском стволе получили новое развитие. Прививка византийской культуры расцвела иконописью Андрея Рублёва. Литературная традиция, заимствованная у католиков, получила всемирное признание в романах Льва Толстого. Монгольское влияние тоже оставило в России глубокий след.

Даже в рассуждениях о культуре Книжник оставался историком. Жюстина немногое знала о России – тем интереснее было читать про тамошнюю азиатскую прививку.

Москва была одним из крупнейших центров Золотой Орды, её западным форпостом. Монголы-ордынцы через просторы Великой Тартарии принесли московитам из Китая круговую поруку: с общины взыскивали подушную подать за всех – в том числе и за скрывающихся от уплаты. Добросовестные плательщики не желали отвечать за нерадивых, поэтому сами просили власти привязать их к земле – закрепостить. В свою очередь, помещики, получившие землю с крепостными крестьянами, были обязаны служить монарху, оправдывая пользование землёй, к которой их тоже привязывали. Такая встречная крепостная зависимость шла на пользу обороноспособности и единству государства.

Жюстина вместе с Книжником делала вывод: с географической и культурной точек зрения Россия наилучшим образом подходила на роль Третьего Рима – восприемницы западной Римской империи и восточной Византийской. Стране предстояло восстановить общеевропейские культурные и межрелигиозные связи. В этой логике Ковчег Завета как величайшая ценность закономерно должен был оказаться в России…

…где сходятся многие культуры, где сходятся многие религии – и где многие народы, сойдясь вокруг общей святыни, смогут закончить тысячелетнюю рознь. Когда утвердится всеобщая глобальная цивилизация, которая возможна только на сверхматериальной основе, – тогда в истории человечества настанет новая эра.

Жюстина закрыла журнал. «Интересно, что на это скажет Вейнтрауб», – подумала она.

88. Апостол на задании
 

– Вы можете ходить?!

Ева не сдержала эмоций: она первой увидела Книжника, который стоя встречал троицу в прихожей. Учёный смотрел на американку, победно вскинув голову.

– Приятно, чёрт возьми! Приятно сознавать, что в таком возрасте я ещё способен хоть чем-то удивить молодую красивую женщину!

– Отчего бы не ходить, когда ноги есть? – говорил он, уводя гостей за собой в кабинет. – На улице я бываю редко, боюсь упасть, это правда. А выезжать на таратайке – увольте. Не люблю, когда на меня глазеют. Зато здесь раздолье. Машины у меня никогда не было, вот и гоняю туда-сюда по комнатам. Развлекаюсь. Навёрстываю упущенное…

– На самом деле всё из-за погоды, будь она неладна, – прокряхтел Книжник и сел в электрическое инвалидное кресло рядом с письменным столом, указав троице на привычные места. – Это же не суставы, а бюро прогнозов! Чуть какое движение в атмосфере – колени так ломит, что хоть святых выноси. Приходится по-народному: ноги в тепле, голова в холоде. С капельницами тоже особо не разгуляешься, но кататься можно… И всё, хватит о болячках! Не знаю, как вы, молодые люди, а я это время провёл с большой пользой.

– Коллега! – Старик уважительно обратился к Мунину, и уши историка мгновенно вспыхнули. – Позвольте поблагодарить за доставленное удовольствие.

Мунин продолжал млеть и в смущении теребил очки, пока Книжник нахваливал его работу. Чувствовалось, что папка Urbi et Orbi прочитана не наспех, но со всем возможным вниманием, от первой до последней страницы. Старый учёный помянул добрым словом конвергентность, особенно отметил непредвзятый подход к исследованию и в завершение заявил о гордости за такого перспективного ученика. Мунин был абсолютно счастлив.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.