Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Annotation 30 страница



– Что же касается вас, молодые люди… – Книжник с напускной строгостью посмотрел на Одинцова и Еву. – Я надеюсь, вы составите достойную компанию вашему товарищу. Готов послушать, до чего вам удалось додуматься.

Вчерашний день, который начался с поездки в Старую Ладогу, выдался длинным. После речи Вейнтрауба компаньоны раскрыли макбуки, погрузившись в интернет, и до ночи молча сосредоточенно читали – каждый своё. Время от времени кто-то из них вставал и делал пометки на информационной доске или крепил к ней стикер с очередной памяткой: доску разделили поровну на три части. Каждый поглядывал на записи других, но вопросов не задавал, экономя время. Вдобавок Вейнтрауб распорядился, чтобы кофе, чай и бутерброды для троицы подавали прямо в малую гостиную. Мунину не слишком нравились выкладки Одинцова, но на обсуждение результатов дня у ошалевших исследователей сил вчера уже не осталось…

…а сегодня Книжник ждал отчёта, и первым заговорил Одинцов:

– Я не художник слова и уж точно не историк. Так что заранее прошу простить, если ляпну какую-нибудь глупость или с терминами буду неаккуратен.

Одинцова заинтересовал упомянутый Муниным эпизод из «Повести временных лет», где Андрей Первозванный посещает баню и подробно рассказывает об этом в Риме брату Петру. Ева утверждала, что такие события могут быть маркерами.

Вот и подумал Одинцов: если баня в конкретном месте – маркер, чего ради этот маркер оставил Андрей или тот, кто писал про его путешествие? Зачем всё-таки шёл апостол такой трудной и долгой дорогой к Волхову? Ведь в тех краях две тысячи лет назад не было ни великих городов, ни великой цивилизации, ни чего-либо ещё привлекательного. Даже тамошние караванные тропы из Малой Азии в Европу стали называть путём из грек в варяги только через тысячу лет. Редкие деревни с диким разноплемённым населением – не тот масштаб, который мог интересовать такого проповедника, как Андрей Первозванный. К тому же в рассказе обо всём его пути особенно отмечены только баня и берег Волхова, откуда апостол отправился в Рим и дальше – навстречу смерти…

Одинцов принялся анализировать описания всех путешествий. Он сверял «Повесть…» с «Житием» от Епифания, с другими источниками – и выяснил, что Андрей, выходя из Иерусалима, трижды прошёл по берегам Средиземного и Чёрного морей одними и теми же маршрутами.

– Каждый раз экспедиция строилась по единой схеме: юг – восток – север, – говорил Одинцов. – Каждый раз Андрей посещал крупнейшие морские и сухопутные транспортные узлы того времени. И почему-то в пути его сопровождали другие апостолы, которые ради такого случая бросали собственные дела.

У Андрея Первозванного было задание помимо проповеди, решил Одинцов. Причём задание такой важности, что выполнить его мог только он – первый среди равных. Остальные годились разве что в помощь. И связано это задание с его главным походом – на Волхов. После которого, повидавшись на прощание с братом, апостол Андрей вскоре окончил свои дни.

– Мне легче всех поставить себя на место человека в этой ситуации, – говорил Одинцов. – Всё-таки профессия как-никак… Предположим, я – Андрей. Я без малого тридцать лет кружу по одним и тем же городам, несмотря на угрозу жизни. Меня бьют много раз, калечат, в тюрьму сажают, смертью грозят, но я снова и снова возвращаюсь теми же путями. Что это значит? Это значит, я готовлю очень ответственную экспедицию. Я сам, не доверяясь никому, собираю подробную информацию о маршруте, прощупываю ключевые перевалочные пункты, проверяю караванщиков, нанимаю проводников, группу формирую… Всё как полагается. Принципы нашего дела с тех пор не изменились.

– Теперь предположим, что поход к Волхову был не важнее других, – говорил Одинцов. – Просто я до сих пор утюжил южные края, которые мне отвели, а теперь впервые отправился на север. Товара у меня нет, путешествую налегке – я же проповедник, а не торговец, правильно? Если мне надо перебраться из пункта А в пункт Б, я пристраиваюсь к первому попутному каравану. Люди знают дорогу, у них есть охрана, их ждут на постоялых дворах и переправах… Чего ещё? Иду или еду с ними за компанию, да денежки плачу. Ничего особенного. Но другое дело, если я везу какую-то ценность!

– Совсем другое дело, – повторил Одинцов, – если мне поручена операция по доставке, которую нельзя сорвать ни в коем случае. Тогда я обязан перестраховаться сто раз. И только когда есть уверенность в каждом шаге, когда уже везде, где можно упасть, подстелена соломка, – только тогда я беру свой груз и везу его по самому надёжному маршруту, в самом надёжном караване, под конвоем самых надёжных людей…

Мунин не выдержал:

– Он хочет сказать, что Андрей Первозванный доставил Ковчег Завета из Иерусалима через Кавказ на Волхов. А место пометил посохом и рассказом про баню, чтобы не осталось никаких сомнений в координатах. Но это же ерунда полная. Мы же знаем, что Ковчег привезли они с Вараксой! И когда привезли – тоже знаем!

Книжник слушал Одинцова с интересом, а после слов историка насупился.

– Я только-только похвалил вас за непредвзятость, – сказал он Мунину. – Позвольте узнать, на каком основании вы опровергаете версию своего товарища? Вы видели Ковчег, доставленный из Эфиопии? Нет. Вам об этом только рассказывали, причём Ковчега не видели ни рассказчики, ни перевозчик. Теперь вам рассказывают, что доставкой занимался апостол Андрей. Почему нет? Ведь этого тоже никто не видел. Конечно, велик соблазн подогнать данные под результат. На эту тему есть хорошая даосская мудрость: «Не стоит пририсовывать ноги змее, даже если вы не верите, что она может обходиться без них». Любая версия до её убедительного опровержения имеет право на существование.

Одинцов, обрадованный такой поддержкой, добавил:

– Тем более Пётр Первый и Павел такое внимание Волхову уделяли! Эту деревеньку Грузино, где Андрей посох воткнул, они дарили не абы кому, а своим самым близким сподвижникам. Пётр – Меншикову, Павел – Аракчееву… Тоже ведь не просто так!

– Иван Грозный сюда не вписывается, – возразил обиженный Мунин.

– Иван Грозный вписывается, – сказала Ева. – Он воевал за эту землю. Двигался на север тоже, когда все ждали, что он двигается на юг.

Мунин упорствовал:

– Правильно. Он двигался на север, из Москвы в Вологду. А Ладога от Москвы – на северо-западе. Можно карту посмотреть.

– Я посмотрела, – Ева улыбнулась ему ласково, как ребёнку. – Первое: ты смотришь направление от Москвы. Я смотрела направление, откуда шёл Ковчег. Если провести линию от Иерусалима к Ладоге, будет очень маленькая разница до Вологды направо или до Петербурга налево. Второе: апостол Эндрю и царь Иван не могли делать расчёты правильно. Они не знали, что земля круглая. Не знали число пи.

Ева взяла у Книжника лист бумаги с остро отточенным карандашом – и набросала схемы с формулами, которые объясняли, как при отклонении неэвклидовой прямой на большом расстоянии появляется ошибка в пределах статистической погрешности.

Книжник снова по-молодому блестел глазами и озирал троицу.

– Не грустите, молодой человек, – посоветовал он Мунину. – Во времена освоения Америки один священник жаловался в письмах домой, в Англию, что служащие «Компании Гудзонова залива» грешат с индейскими женщинами. А когда его спросили, почему он не учитывает смягчающие обстоятельства, священник ответил: «У коровы хвост растёт книзу. Я не могу объяснить, почему он растёт книзу, – я только констатирую факт». Давайте мы с вами тоже пока будем констатировать факты, а уже потом станем разбираться, куда и почему растёт хвост у коровы. Договорились?.. Вот и славно. Лично вы в какую сторону копаете?

– В западную, – буркнул Мунин, от прекрасного настроения которого не осталось и следа. – Кретьен де Труа и Вольфрам фон Эшенбах.

– Поиски святого Грааля, самый модный сюжет на протяжении столетий, – покивал старик. – Чем дольше исследуют эту тему, тем больше появляется интересного. Только не каждому, далеко не каждому дано в ней разобраться.

Лишь в небесах определяли,
Кто смеет ведать о Граале.
За что б тебе такая честь —
Знать, что Грааль священный есть?!

 

– Это, как вы понимаете, стихи Вольфрама, – сказал Книжник. – Давайте-ка я вам расскажу кое-что. И перестаньте кукситься, молодой человек! Мне за вас неловко перед дамой.

89. Каждому по ковчегу
 

Конечно, Салтаханов не высидел дома трёх дней.

Рёбра в корсете почти не болели. Синяки и отёки на лице постепенно сходили на нет. Ближе к вечеру, когда Псурцев должен был уже расправиться с большинством каждодневных дел, Салтаханов втёр в скулы очередную порцию спасительных мазей и отправился в особняк Академии.

– Веришь? – не сомневался, что ты раньше сорвёшься, – приветствовал его генерал из-за письменного стола. – Присаживайся, не топчись… Физиономия, вижу, уже получше. И за дело болеешь. Это мне в тебе нравится.

– А что не нравится? – нахально спросил Салтаханов, чувствуя неформальный тон разговора.

– Что не нравится… Не сообразил пока. Когда соображу – таить не стану. Значит, отдохнул?

– Отдохнул, товарищ генерал. Готов вернуться к работе.

– Это хорошо, – сказал Псурцев. – Тут новостей навалом. Твои подопечные такую деятельность развернули – у-у-у… Как думаешь, зачем их в Старую Ладогу понесло?

– Они туда поехали? А я как раз тоже хотел…

– Спрашиваю снова: зачем?

– Трудно сказать, – замялся Салтаханов. – Непростое место. Энергетика у него должна быть особенная. Надо там побывать… почувствовать…

Рассказывать генералу про дедовскую военную песню он смысла не видел, а объяснить свои ощущения не мог даже себе самому.

– Ездить не разрешаю, – рубанул Псурцев. – Время дорого. За вараксиной фазендой мои люди присматривают, без тебя разберутся. Одинцов с остальными прокатились вроде без толку. Может, как и ты, на энергетику надеялись. Никуда особо не лазали, просто осмотрели по верхам, послонялись туда-сюда и скоро назад уехали. Я думал, мало ли, тебя какая-то мысль осенила… Но это ладно. Главных новостей пока что три.

– Во-первых, эти красавцы вовсю раскручивают шотландский след, – продолжил он, вставая. – Во-вторых, стала просматриваться связь Ковчега со святым Граалем. Слыхал про такую штуку? А самое интересное – оказалось, Ковчег могли доставить в здешние края ещё две тысячи лет назад.

Салтаханов с недоумением смотрел на Псурцева, который пересел напротив него за стол для совещаний.

– Виноват, товарищ генерал, я что-то не понимаю…

– Вот именно, – согласился Псурцев. – Был у меня в органах учитель. Генерал-лейтенант, между прочим. Он говорил: «Россию губят грамотность без культуры, водка без закуски и власть без совести». Его уже на свете нет, а я чем дольше живу, тем больше убеждаюсь, как он был прав. Культуры нам не хватает, Салтаханов! Куль-ту-ры! Знаем до дуры всего, а понимать – не понимаем.

Сказывалось влияние Иерофанта, который столько дней кряду настраивал генерала на философский лад. Хотелось выговориться, и Салтаханов для этого подходил гораздо лучше, чем розенкрейцер.

– После революции, – сказал Псурцев, – у нас в стране объявили ликвидацию безграмотности. Ликбез. А ликвидировали в итоге – неграмотность. Чувствуешь разницу? Не чувствуешь? То-то и оно. Читать людей худо-бедно научили, а понимать прочитанное – ни хрена. Люди стали грамотными, но остались безграмотными.

– Виноват, – вынужден был повторить Салтаханов, – это вы к чему? И откуда информация про Ковчег две тысячи лет назад?

– От подопечных твоих. Штука в том, что они-то как раз, похоже, умеют понимать. Вроде такие же люди, те же руки-ноги-голова, по той же земле ходят. Мы с Одинцовым вообще, можно сказать, одну школу заканчивали… Но эти трое как-то иначе всё делают. Информация к ним по-другому приходит, что ли… И работают они с ней по-другому… Чёрт его знает. Прав был профессор насчёт эгрегора.

Генерал снова поднялся, раскрыл дверцу бара в одном из стенных шкафов и щедро налил виски в стакан.

– Тебе не предлагаю, – бросил он Салтаханову. – Ни к чему. А мне надо. Укатали вы меня все дружно.

Псурцев отхлебнул, задержал напиток на языке, проглотил и сказал назидательно:

– Запомни, Салтаханов! Выпивка без закуски и грамотность без культуры… Теперь что касается задачи. Получишь доступ на сервер, где лежат записи всех разговоров этой троицы. Ну не всех, а которые по делу, без бытового мусора. Завтра начнёшь слушать онлайн, а пока послушай то, что без тебя было. Попытайся настроиться на их волну и понять. Ключевое слово – понять! Что-то мне подсказывает, что у тебя должно получиться.

Дома за компьютером Салтаханов просидел до утра. Моделировал эффект присутствия – пытался почувствовать себя участником разговоров так же, как недавно в бункере. Он слушал записи почти без остановок, в том же темпе, в котором его знакомые обменивались информацией друг с другом и со своими собеседниками.


 

Средневековая чаша для трапезы.


 

Рассказ Книжника о святом Граале удивил не меньше, чем идея Одинцова про неожиданную миссию апостола Андрея. Тут Салтаханову пришлось сделать перерыв и навести справки в интернете.

Грааль упоминается в средневековом фольклоре кельтов и норманнов как золотая чаша, которой Иисус пользовался на тайной вечере – пасхальном ужине в доме своего родственника Иосифа Аримафейского. Позже Иосиф собрал в эту чашу кровь казнённого Иисуса и, предположительно, доставил Грааль на Британские острова.

Грааль обладал чудесными свойствами: мог даровать пищу, исцеление, прощение грехов, вечную молодость и прочие блага. Тема поисков чаши святого Грааля многократно и разнообразно использована в произведениях западноевропейской литературы – например, в легендах о Парсифале и рыцарях Круглого стола.

– Начнём с того, что Грааль не мог быть золотой и вообще металлической чашей, – заявлял Книжник. – Две тысячи лет назад по случаю праздника Песах использовалась посуда из оливкового дерева. Сбор крови – тоже мероприятие сомнительное, поскольку по библейской традиции контакт даже с кровью животных требовал соблюдения строгих ритуалов и последующего длительного очищения. А людей тогда хоронили, сохраняя тело в неприкосновенности, чтобы усопший мог подняться в Судный день. И так далее. Но нас интересует не то, насколько правдива эта история, а то, как она подана в литературе.

– Сюжет про Парсифаля, который ищет нечто бесконечно ценное под названием Грааль, придумал француз Кретьен де Труа, – продолжал учёный тоном опытного лектора. – Однако ещё мудрый Соломон заметил, что нет ничего нового под солнцем. Для первого в истории рыцарского романа де Труа обработал языческие легенды и кельтский фольклор предыдущих столетий, а его последователь немец фон Эшенбах взял ещё шире и включил в свою поэму выжимки из трудов по иудейскому мистицизму, каббалистике и алхимии заодно с историей Божественных Королей.

По ходу рассказа Книжник несколько раз произнёс на латыни – Rex Deus, и Салтаханов припомнил нашумевший американский роман про женитьбу Иисуса на Марии Магдалине. Речь там шла о потомстве от этого брака – Божественных Королях, кроме которых якобы никто не имел права на царский престол.

– В незаконченной поэме Кретьена де Труа можно встретить упоминание о Граале как о чаше, – говорил Книжник. – Очевидно, автор упрощал смыслы в угоду примитивной публике и пытался не дразнить церковь. Простая и понятная чаша вполне подходит на роль святыни. Его книгу читали, не задумываясь, как приключенческий роман о рыцарях и прекрасных дамах.

– Зато Вольфрам фон Эшенбах был настоящим воином, – говорил Книжник. – Он оказался намного смелее своего предшественника и не заигрывал с читателями. В новом сюжете Грааль утратил конкретную физическую форму: это или некий камень, или вообще Свет. Автор превратил поиски Грааля в личное восхождение героя к вершинам духа без посредничества церкви, а это самая настоящая альбигойская ересь. Но тогда в Европе уже процветала инквизиция, и за такие мысли можно было легко угодить на костёр. Что заставило фон Эшенбаха написать революционный роман и пренебречь опасностью?

– Надо полагать, в книге зашифровано сообщение о том, что Грааль – это не очередная церковная реликвия, но духовная ценность, превосходящая любую реликвию в принципе, – говорил Книжник. – Религиозные реликвии искусственны, именно поэтому вторая заповедь прямо запрещает им поклоняться. Грааль открывает путь к Всевышнему не через выполнение обрядов или денежные взносы в церковную казну, а благодаря духовному росту того, кто к Нему стремится. Поэтому в романе Грааль – это источник неземного Света. Но вот ещё интересные строки.

По заведённому порядку
На камень дивную облатку
Небесный голубь сей кладёт.
Так повторяется из года в год…
Облаткою Грааль насыщается,
И сила его не истощается,
Не могут исчерпаться никогда
Ни его питьё, ни его еда,
Ни сокровища недр, ни сокровища вод.
Ни что на суше, в реке или в море живёт.

 

– Здесь описано устройство, которое регулярно получает подпитку с небес, ниоткуда, из пространства, – говорил Книжник. – Если добавить упоминания о том, что на поверхности Грааля посвящённый может прочесть письмена, сходство со скрижалями и Ковчегом Завета делается ещё более очевидным. Наконец, если вспомнить средневековых философов, которые воспринимали Грааль как символ древних знаний, собранных воедино, – сходство становится практически полным.

Грааль – это камень особой породы.
На наш язык пока что нет перевода,
Он излучает волшебный свет!
Но как попасть в Граалево братство?
Надпись на камне сумей прочитать!

 

– И последнее соображение. – Казалось, Книжник издевается. – Мы знаем, что истории о Граале уходят корнями в дохристианские времена. Столь ценной, поистине божественной святыней мог быть только Ковчег Завета: на тот момент ничего подобного не существовало больше ни у одного народа. Впоследствии святыня без проблем стала христианской – это говорит о её монотеистической сущности. А единобожие в то время исповедовали только иудеи.

Тут Салтаханов почувствовал, как в мозгу что-то намертво закусило, и остановил запись. Грааль может быть Ковчегом Завета и наоборот – какая разница? Такая реликвия, сякая реликвия… Чашу тоже могли перевозить в ларце.

В тупик ставило то, что Ковчегов минимум три. Вряд ли один и тот же сундук прибыл два тысячелетия назад на Волхов, восемьсот лет назад путешествовал по югу Франции, а двадцать пять лет назад приехал с Одинцовым и Вараксой из Эфиопии.

Технически Салтаханов, конечно, мог представить себе этот заковыристый маршрут: Андрей Первозванный доставляет Ковчег из Иерусалима к Ладоге, оттуда святыня каким-то образом попадает к средневековым европейским рыцарям, после чего перемещается в Северную Африку и потом со спецназовцами путешествует обратно в Россию. Салтаханов мог напрячь фантазию, но…

Его мало радовало, что аудитория Книжника, судя по записи, тоже была не в восторге от услышанного. Салтаханов думал недолго и принял единственно верное решение: выключил компьютер и лёг спать.

90. Львы рыкающие
 

Следующий день троица встретила в отвратительном настроении.

После рассуждений Книжника о Граале по всему выходило, что работу надо начинать сначала. Из-за этого вчера на обратном пути компаньоны переругались и в сердцах наговорили друг другу лишнего, а после ужина в гнетущей тишине разбрелись по комнатам, прихватив макбуки. Вдобавок раздражало, что странная ситуация ничуть не смутила старого учёного. В ответ на недовольство троицы Книжник сказал:

– Это хорошо, что вы не согласны ни со мной, ни друг с другом. Иначе пришлось бы сомневаться в правильности того, к чему мы пришли.

По его просьбе Ева как математик неохотно подтвердила опыт археологов и криминалистов: единодушное мнение часто бывает ошибочным. Так случалось много раз, когда при раскопках находили артефакт и спешили его идентифицировать. Так случается сплошь и рядом, когда свидетели опознают преступника, которого видели только мельком.

– У древних евреев на этот случай был специальный закон, – добавил Книжник на прощание. – Если судьи единогласно выносили приговор, подсудимого полагалось освободить, поскольку отсутствие сомнений могло говорить об ошибке суда.

Ранним утром компаньоны встретились за завтраком и, пробурчав приветствия, уткнулись в тарелки. Разговаривать по-прежнему никто не хотел. Однако нельзя было терять день, который Книжник дал на то, чтобы заново прошерстить накопленный материал, и Одинцов нарушил тягостное молчание:

– Кхм… Я что хочу сказать… Простите, если вчера кого-нибудь обидел. Правильно вы мне накостыляли. Не надо было в ваш огород со своими теориями школярскими лезть.

– Да ладно, – смилостивился Мунин. – Чего там… Книжник велел не отбрасывать сразу версии, которые не нравятся. Нормальный мозговой штурм: каждый говорит всё, что приходит в голову.

– Мозговой штурм – плохой способ, – возразила Ева. – Так ничего не получится. Мы вообще дураки. Надо не все по отдельности, а все вместе. Надо искать алгоритм.

Одинцов развёл руками:

– Тут я пас. Эти новомодные штучки по твоей части.

– Новомодные?! – возмутилась американка, и Одинцов прикусил язык.

Ева рассказала, что Алгоритм – это греческое звучание прозвища персидского математика Аль Хорезми. Больше тысячи лет назад, ещё до прихода Рюрика в Старую Ладогу, учёный из Хорезма придумал пошаговое решение задач, и этому принципу дали его имя. Алгоритм неприменим только для воспитания детей, установления виновности в преступлении и определения целей общественного развития…

– …а любое другое решение имеет алгоритм, – утверждала Ева.

В малой гостиной она повторила мысль, уже высказанную раньше. Ковчег Завета шаг за шагом движется из иерусалимского Храма. Это движение не может быть произвольным: у него есть избранные участники, этапы и цель – значит существует алгоритм. Троица шаг за шагом связывает разрозненные исторические события в последовательную цепочку – по сути, занимается поиском алгоритма.

– Это два процесса, можно нарисовать графики, – сказала Ева. – Когда они коснутся один об другой, мы всё поймём.

Ева напомнила слова Одинцова, которые произвели такое впечатление в бункере, – о том, что информационную цепочку можно разматывать как в прошлое, так и в будущее. Надо только крепко ухватить несколько соседних звеньев…

…и Ева попыталась ухватиться за то, что было близко ей как математику. Профессор Арцишев рассказывал про тетраграмматон – четыре буквы имени Всевышнего, которыми, по его мнению, закодированы письмена скрижалей. Ева решила, что это слишком просто. К тому же в Библии имя Яхве-Иегова упоминается не раз. О какой тайне в таком случае может идти речь?

Ева занялась проверкой и подтвердила свои сомнения. Через века после создания Ветхого и Нового Заветов каббалисты рассекретили имя Всевышнего. Оно состояло из двухсот шестнадцати букв. Вернее, это были семьдесят два имени-слога, по три буквы в каждом. Каждый слог обозначал одну из божественных граней, а в совокупности они давали целое, которое действительно можно свести к тетраграмматону. То есть если четыре буквы – это ключ к асимметричному коду скрижалей, то семьдесят два слога позволяют его сгенерировать. Ева предложила объяснить математический принцип, как это делается, но слушатели запротестовали.

– Не трать время, – попросил Одинцов, – мы тебе верим.

Мунин с ним согласился, но решил поумничать:

– Семьдесят два – хорошее число. Строительство Вавилонской башни закончилось, когда люди разделились на семьдесят два языка. Мы все происходим от семидесяти двух народов, это в «Повести временных лет» написано. Первый перевод Ветхого Завета на греческий называется Септуагинта, потому что его делали семьдесят два переводчика…

– Всевышний назначил семьдесят два раввина помогать Мозесу, – снисходительно добавила Ева. – Великий Санхедрин при Храме в Иерусалиме – это семьдесят два судьи. Есть много всего.

Она могла ещё сказать, что миром людей управляют семьдесят два архангела, и что семьдесят два – это половина от ста сорока четырёх, то есть от мистического числа двенадцать в квадрате; и что семьдесят два в нумерологии – это реализованная гармония: произведение двенадцати на шестёрку, свою половину… Кроме блестящего образования и недюжинного таланта математика, у Евы за плечами были знания розенкрейцера высокого ранга – хорошее подспорье.

– Что нам это даёт? – спросил Одинцов, и она продолжила.

Длинное и сложное имя Всевышнего имел право произнести только первосвященник Храма и только раз в году, в особенный день – Йом Кипур. После ритуала очищения он заходил в Святая Святых, окутанный клубами фимиама, при свете менó ры – громадного семисвечника, который украшали семьдесят два золотых бутона миндаля. Первосвященник вставал перед краеугольным камнем с Ковчегом Завета и обращался к Всевышнему по имени…

…которого не помнил. Листок с написанными семьюдесятью двумя словами-слогами хранился рядом с Ковчегом. По преданию, на выходе из золотого куба сидели львы, страшным рычанием заставлявшие забыть священный текст. Поэтому первосвященник не мог огласить имя Всевышнего за пределами Святая Святых, даже если бы захотел.

Однако Ева помнила новозаветный рассказ: первосвященник Каиафа в ужасе и горе разрывает на себе одежды, когда Иисус произносит перед судьями Санхедрина-Синедриона имя Всевышнего. Чтобы произнести, надо знать. Откуда?

Ева докопалась до легенды о том, как Иисус тайком проник в Святая Святых, но не просто прочёл текст на листке, а надрезал собственную кожу и спрятал листок в ране. У выхода он перепугался от львиного рыка и забыл священные слова, но позже вынул листок из-под кожи и прочёл их снова…

– Львы рычали у Аракчеева в Грузине, – задумчиво промолвил Мунин. – И вообще в Петербурге львов больше, чем в любом другом городе мира. Никто не знает, почему.

– Кстати, Книжник тоже Лев… Лев Самойлович, – вставил Одинцов, Ева взглядом заставила его пожалеть о сказанном, а Мунин продолжал бормотать:

– Город, полный львов… Лев и единорог как маркеры… Единорог стал гербом при Иване Грозном… который объявил себя наследником византийских владык и был помазан на царство… Флаг России в цветах единорога на мачтах кораблей Петра рядом с флагом Иерусалима… Иван позировал художнику в облачении тамплиера… Тамплиерам наследовали госпитальеры… Пётр наладил отношения с госпитальерами… Павел стал госпитальером и возглавил орден…

Историк подошёл к доске и говорил, тыкая пальцем то в одну, то в другую свою памятку. Одинцов с Евой встали рядом. Дверь в малую гостиную оставалась открытой. Вейнтрауба заметили, только когда он уже скромно уселся на диванчик в углу.

– Простите, не хотел мешать, – по-русски сказал старик, в приветствии подняв набалдашник трости. – Работайте, работайте.

Уговаривать троицу было ни к чему.

– Есть легенда, что внушительную часть своих сокровищ тамплиеры переправили на Русь, – говорил Мунин. – И Москва благодаря этому внезапному богатству стала центром новой страны. Дело довершила женитьба деда Ивана Грозного на Зое Палеолог, племяннице последнего византийского императора. Про сокровища наверняка выдумки, но женитьба – исторический факт. А такую невесту не отдали бы за обычного князя. Рюриковичей тогда хватало. После того, как турки захватили Константинополь и Византийская империя исчезла, Зоя с отцом жили в Риме. К ним стояла очередь из лучших женихов Европы – выбирай любого! Московский князь чем-то сильно выделялся среди остальных, раз именно ему доверили возродить прерванный царский род.

Пётр Первый наладил дипломатические отношения с орденом госпитальеров, продолжал историк. Когда Наполеон захватил Мальту и отнял у рыцарей все земли, император Павел купил для беглых мальтийцев дворец в центре Петербурга, принял титул Великого магистра ордена и включил мальтийский крест в герб Российской империи.

– Случай небывалый, – говорил Мунин. – Потому что орден католический, а Павел был главой православной церкви. Понимаете, что это значит? Павел соединил римскую и византийскую ветви христианства, разобщённые на протяжении полутора тысяч лет! Соединил буквально за год! И вот что я думаю…

Мунин сделал многозначительную паузу.

– Это событие так же невероятно, как и появление готики, европейской банковской системы и так далее, – сказал он. – Возможно, Павлу досталось тайное знание тамплиеров, которое рыцари привезли из Эфиопии или Израиля и двести лет использовали в Европе, а потом передали госпитальерам. Король Брюс выменял это знание у тамплиеров на их жизни, когда был разгромлен орден Храма. А госпитальеры точно так же передали его Павлу, чтобы спастись в России.

– Ничего, если я про артиллерию пару слов? – осторожно спросил Одинцов. – Это же моя тема… Я понять пытаюсь, откуда у наших при Иване, при Петре и при Павле быстро появлялись лучшие в мире пушки. Если было какое-то инженерное знание, которое позволило изобрести готику, может, и артиллерию так же… ну, формулы какие-то использовали… Ева, ты что скажешь?

Американка пожала плечами.

– Это больше физика, а не математика. Знание надо передавать. Как?

– От посвящённого к посвящённому и в книгах, разумеется, – сказал Мунин. – «Повесть…» и «Парсифаль» далеко не единственные, но ту же «Повесть…» подготовили специально для Петра. Её списки Екатерина Вторая изучала, они хранились при дворе, и Павел тоже мог их читать. А у Ивана Грозного была библиотека, по слухам, лучшая в Европе. Там наверняка лежала не только «Повесть…», но и хроники, по которым её писали. Византийские хроники-то уж точно.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.