Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Annotation 28 страница



1711 год: Брюс объявляет о находке «Повести временных лет», назначает Татищева её переводить для будущей «Русской истории» и, видимо, вносит в текст свои правки. Иностранные посольства, проклиная всё на свете, начинают перебираться из уютной насиженной Москвы в малопригодный для жизни Петербург. Здесь же Пётр учреждает Сенат и сосредоточивает государственное управление. Петербург становится столицей России де-факто, без всяких официальных указов. Де-юре это невозможно: земли между Балтикой и Ладогой ещё десять лет продолжают оставаться шведскими…

– Очень странное решение про столицу, – обронила Ева.

Одинцов, который неделю назад уже выслушал отповедь Мунина по этому поводу, предпочёл промолчать. К американке историк проявил снисхождение:

– Просто другая, не самая обычная государственно-культурная модель. Размещение столицы, по сути, за пределами страны – это декларация, обращённая к Европе.

– Очень странно, – повторила Ева, – зато эффективно.

1712 год: в Петербург переезжает весь царский двор. Следом – послы Англии, Голландии и других важнейших государств, дотянувшие до последнего момента. Москва окончательно утрачивает столичные функции. Отныне Санкт-Петербург – признанная столица России.

– Всего неделю назад ты говорила, что не знаешь русской истории… – Одинцов с любопытством смотрел на Еву.

– У меня была целая неделя, – ответила она, сделав упор на слово «целая», и похлопала ладонью по обложке папки Urbi et Orbi. – А ещё много данных. Я анализировала.

По мнению Евы, исправления-маркеры Брюса позволяли связать многие нити, которые тянулись в Петербург с Запада и с Востока. А в узле оказывался Андрей Первозванный, имя которого американка, даже говоря по-русски, произносила на привычный лад – Эндрю.

– Имя вроде на слуху, но если на него всё завязано, хотелось бы справку для двоечников, – попросил Одинцов.

Ева не возражала, и Мунин рассказал про юного рыбака, который первым признал Иисуса, – потому он и Первозванный. Его еврейского имени не сохранилось: бó льшую часть жизни апостол провёл в краях, где говорили по-гречески и называли его Андреем.

Скромный городок Византий стал центром епископства Андрея Первозванного, который проповедовал между двумя морями – Чёрным и Средиземным. Византий постепенно превращался в центр восточного христианства. Проповедник же через тридцать лет миссионерской деятельности, по легенде, принял смерть на кресте, поставленном наискось – буквой «Х».


 

Андреевский крест на знаке ордена Андрея Первозванного.


 

Ещё три столетия спустя, когда Византий уже был Константинополем – вторым Римом и столицей новой империи, – монахи тайком вывезли по морю мощи Андрея. Корабль, обошедший Европу, потерпел крушение у берегов Шотландии. Тамошние христиане посчитали это знаком свыше и тысячу лет поклонялись мощам, обращая в новую религию племена скоттов и пиктов. А шотландский король Брюс провозгласил Андрея Первозванного небесным покровителем своей страны и поместил косой Андреевский крест на государственном флаге.

– Потомок того короля Яков Брюс научил Петра Первого сделать то же самое, – продолжила Ева. – И ещё у русских появился орден Эндрю. Связь очевидна.

– Считать Андрея Первозванного покровителем на Руси начали гораздо раньше, – возразил Мунин.

– Покровителей много, – сказала Ева. – Маркер выделяет одного из всех.

На протяжении рассказа её шоколадные руки порхали в воздухе и пальцы сплетались, изображая узлы на ниточках, которые вели к Петербургу и Эндрю-Андрею.

В «Повести…» сказано, что русские восприняли христианство не от римлян, а именно от византийцев, и это важно: Андрей Первозванный – основатель византийской церкви, заслуживающий особого почтения.

В «Повести…» сказано, что христианство узаконил потомок Рюрика, и это тоже важно. Древность рода всегда в почёте, а «Повесть…» утверждает, что княжеская власть на Руси – современница королевских домов Европы. Рюриковичи правили семьсот пятьдесят лет, но и династия Романовых, к которой принадлежал Пётр Первый, состояла в родстве с Рюриковичами – об этом сказано в исследовании Мунина. А ещё важно, что Яков Брюс был потомком шотландского короля, который тоже Рюрикович.

– Это как это? – удивился Одинцов.

– Доказанный факт, – невозмутимо заявила Ева. – В нашей лаборатории исследовали ДНК потомков Рюрика. Очень большой список: политики, актёры, писатели… Следы генетической мутации невозможно подделать. Это маркеры. Король Брюс потомок Рюрика через Россию.

Мунин хлопнул себя по лбу:

– Я должен был сам сообразить! Король Брюс происходил от Гуго Капети́ нга, сына французской королевы Анны. Эта Анна – дочь Ярослава Мудрого и внучка Владимира, который крестил Русь, а Владимир – правнук Рюрика.

– Значит, что мы имеем? – задумчиво сказал Одинцов. – Через «Повесть временных лет» Брюс как потомок Рюрика обосновал особенное внимание к Андрею Первозванному со стороны Петра, другого потомка Рюрика. И вообще Брюс обозначил важность Андрея для России. Закрепил это флагом и орденом, а ещё начал строить новую столицу России имени царя.

– Пётр Первый не имеет отношения к названию, – пробурчал раздосадованный Мунин. – Санкт-Питер-бурх – это по-голландски Город Святого Петра. Апостол Пётр был старшим братом апостола Андрея.

– Ещё один маркер? – усмехнулся Одинцов. – Чего тогда сразу не назвали городом Святого Андрея?.. Ладно, связи с Ковчегом всё равно пока не видать, а время позднее. Мы Книжнику обещали за завтрашний день горы свернуть. Давайте ложиться. Утро вечера мудренее.

Ева не стала возражать, но Мунин, только взявшийся за макбук, возмутился:

– Как можно спать после всего этого?!

– Уснёшь, как ребёнок, за пару минут, – пообещал Одинцов. – Давай-давай, откладывай игрушку свою. Есть такой способ «четыре-семь-восемь». Медленно вдыхаешь на четыре счёта. Потом на семь счётов задерживаешь дыхание…

82. До скорой встречи
 

В ночном разговоре Книжник с ходу огорошил Жюстину.

– Всё прекрасно, ваши конкуренты пришли ко мне, – бодро сообщил он вместо ответа на приветствие.

Жюстина только вернулась домой и прилегла на диван с планшетным компьютером в расчёте на спокойную неторопливую беседу. После реплики Книжника она рывком села, едва не уронив планшетник, с экрана которого смотрел учёный.

– Кто это был? – хрипло спросила Жюстина и потянулась за сигаретами.

Старик отказался раскрыть инкогнито посетителей: им известно про участие Интерпола в поисках Ковчега Завета, но не про личный интерес президента, – поэтому Жюстина тоже имеет право знать о гостях Книжника, но не об их именах.

– Вы меня предупредили, что существует такая группа. Я плачу вам любезностью за любезность, но чужие тайны выдавать не готов.

– Могу я хотя бы спросить, почему они пришли именно к вам и чего от вас хотели? – сделала Жюстина ещё одну попытку.

– Обратиться ко мне им посоветовал… э-э… один профессор, наш общий старый знакомый. Он тоже участвовал в поисках Ковчега и внезапно умер. А хотели того же, что и вы. Совета, как подобраться к решению задачи.

– Вы им помогли?

– Я задал направление, но в целом скорее они помогли мне, чем я им, – признался Книжник. – У них накоплен и структурирован такой объём уникального материала, и они уже прошли такой путь… Впрочем, это к делу не относится.

– Оцените двусмысленность ситуации, – продолжал он. – Я вынужден теперь лавировать между ими и вами, ведя разговоры на одну и ту же тему, но не имея возможности быть полностью откровенным. Мне такие закулисные игры не нравятся. Хотя, с другой стороны, в них есть и кое-что хорошее.

Жюстина мрачно курила, Книжник же выглядел весёлым.

– Во-первых, обеим сторонам известно про моё деликатное положение, – говорил он. – Это облегчает мою совесть. Во-вторых, мне приходится выбирать слова, а не болтать всё, что придёт в голову. Это дисциплинирует и заставляет лишний раз подумать. И в-третьих, ваш секрет – только ваше имя, при всём уважении к вам и вашей высокой должности. А для этих молодых людей жизненно важно держать в секрете само своё существование. Однако кое-чем я, пожалуй, всё же имею право с вами поделиться.

На экране планшетника Жюстина разглядела толстенную красную папку с жёлтой этикеткой Urbi et Orbi, которую старик поднёс поближе к веб-камере.

– Я давно живу на свете, кое-что повидал и кое-что понимаю, – сказал Книжник. – Если бы атомная бомба оказалась в руках даже очень хороших людей, стоило бы начать беспокоиться. А Ковчег Завета – штука намного более опасная. Можно представить, что начнётся, когда эти молодые люди его найдут. Так что ваше высокое положение может пригодиться. Чем больше таких тяжеловесов будут участвовать в битве за Ковчег, тем лучше. Это правило рычага. Система сдержек и противовесов, на которой строится любая власть, международная политика и мировой баланс в целом… Простите, если я вас обидел.

– Я не обиделась, – сказала Жюстина. – Наоборот, я благодарна вам за прямоту и готова разделить ваше мнение. А что это за папка, и чем вы собирались поделиться?

– Да-да, – спохватился Книжник и перелистнул несколько страниц. – Здесь подобраны материалы исследования, от которого мои гости отталкиваются в поисках Ковчега. Это работа сугубо научного свойства, не предназначенная для широкой огласки. Однако содержимое папки уже читали многие, и вообще предполагалось, что по этим материалам будет сделан публичный доклад. Поэтому вряд ли я сейчас выдаю большие секреты.

Старик рассказал Жюстине о российских розенкрейцерах, которые с давних пор ищут разгадку какой-то шотландской тайны – мостика между Хаосом и Абсолютом. Не называя имени, рассказал про историка, чья работа обнаружила связь этой тайны с Ковчегом Завета.

– Ведь Ковчег и есть мостик от хаотичного мира людей к абсолютным законам Вселенной, – заметил Книжник, откладывая в сторону увесистую папку. – Вернее, более корректно говорить о том, что это – мост от Абсолюта, который переброшен к нам три с половиной тысячи лет назад. Только дорога к нему потеряна. Задача в том, чтобы заново найти её и вырваться из Хаоса, в котором существует человечество. В гармонии с Хаосом трудно жить.

– Теология и философия меня сейчас мало занимают, – резко сказала Жюстина. – В папке есть какие-то подсказки, где искать Ковчег?

– Я только начал читать. Но прямых подсказок наверняка нет. Зато уже сейчас можно понять направление поиска.

– И какое же?

– Я сказал вам, что розенкрейцеры интересовались какой-то шотландской тайной, однако это не совсем так. Шотландцы к ней причастны, а тайна – именно российская. Её следы оставил потомок средневекового шотландского короля Брюса, который служил Петру Первому. Он возобновил поклонение Андрею Первозванному в России и внёс поправки в первую русскую летопись. Вы о ней что-нибудь знаете?

– Вероятно, знала, когда училась в университете, – Жюстина наморщила лоб. – Сейчас не помню.

– Я освежу вашу память, чтобы вы представляли себе масштаб бедствия, как у нас говорят. Стараниями Брюса в летописи появилось чёткое указание на равенство русских князей монархам Европы. Но ему было не менее важно подчеркнуть значение Андрея Первозванного для России. А в совокупности – зафиксировать официальную передачу эстафеты от второго Рима, которым стала Византия, к Третьему Риму, которому надлежало появиться на русской земле.

– Ваш рассказ об этом я как-нибудь обязательно послушаю, – пообещала Жюстина, в нетерпении щёлкая зажигалкой. – А сейчас давайте вернёмся к Ковчегу Завета.

– Мы от него и не уходили. У меня нет готового ответа, поэтому я нащупываю путь, который к нему ведёт. В летописи есть явный анахронизм, на который Брюс мог не обратить внимания из-за важности своей задачи, но, скорее всего, сознательно оставил его как маркер, – вспомнил Книжник словечко Евы. – Крещение князя Владимира летопись датирует девятьсот восемьдесят восьмым годом. Местом крещения назван город Корсунь в Крыму. Однако тогдашние византийские хроники наряду с другими зарубежными источниками сообщают, что русские взяли Корсунь только через три года. То есть летопись явно ошибается. Крещёному князю незачем совершать военный поход ради крещения.

– И как это можно объяснить?

– Вы же знаете мою позицию, – сказал учёный. – Историк должен быть независим от политики. Нельзя кроить историю под сегодняшние нужды, надо пытаться объективно реконструировать события прошлого.

– Политика – это пропаганда, – продолжал он. – По телевизору и в газетах публикуют глупости или просто лгут. Огромная аудитория верит, поскольку ложь и глупости повторяются постоянно. У людской массы короткая память: люди живут одним днём и назавтра не помнят того, во что верили вчера. Но летопись – не газета и не телевидение. Конечно, любой такой манускрипт носит отпечаток времени и места создания, но не решает сиюминутных пропагандистских задач. Летописи вообще не предназначены для массовой аудитории. Их веками читают единицы. Задача летописей – не пропаганду вести среди потомков, а отправлять сообщения в далёкое будущее. И хранить важную информацию, чтобы посвящённые могли воспользоваться ею через столетия.

– По-вашему, в русской летописи анахронизм отмечает место, где сосредоточена такая информация? – Жюстина прикурила очередную сигарету и попыталась вернуть Книжника от общих рассуждений к интересующей теме. – Вы назвали это маркером.

– Назвал не я, но так и есть. А вам придётся потерпеть ещё немного, потому что для понимания нужно представлять себе исторический фон. К концу десятого века Византийской империи серьёзно угрожало вторжение мусульман. Вдобавок начались внутренние мятежи, а один из полководцев объявил себя царём. Византия попросила помощи у Рюриковича, киевского князя Владимира. Он взамен потребовал отдать ему в жёны царевну Анну, потому что хотел стать роднёй императоров и уравняться с европейскими монархами. Правители Византии вынуждены были согласиться.

– Войско князя целый год громило мятежников одного за другим, – продолжал учёный. – Однако обещанную царевну Владимиру так и не прислали. Он подождал до следующего лета, а когда в Европе над ним начали смеяться, сам пошёл в поход на византийскую колонию в Крыму, захватил Корсунь и силой заставил обманщиков сдержать обещание. Князь получил Анну и породнился с императорами, однако для этого вынужден был принять крещение: за язычника отдать царевну не могли, да и династические законы без этого не работали.

– Зачем тогда нужно было писать, что Владимир крестился раньше? – недоумённо спросила Жюстина. – Религия от Андрея Первозванного передана одновременно со статусом императорского родственника… Всё сходится.

– Ошибаетесь, милая барышня, – молодые глаза Книжника утонули в морщинках. – Сходится сюжет, но что мы видим? Князь на глазах Европы получает звонкие пощёчины от Византии, которая сначала обманывает его с невестой, а потом заставляет креститься. В этом случае Владимир – жертва обстоятельств.

– Теперь смотрите, что сделал Брюс, – привычно поёрзав в кресле, сказал старик. – По его версии, князь без какого-либо давления, самостоятельно решает заменить язычество единобожием. Он собирает представителей всех авраамических религий и выслушивает каждого, чтобы понять: какая из них наилучшим образом подходит для России. В результате останавливает свой выбор на византийском христианстве, идущем от Андрея Первозванного. Чувствуете разницу? Это не вынужденное, а самостоятельное, продуманное и взвешенное решение.

– Получается, императоры Византии просили о помощи христианина, крещённого по византийскому обряду, – закончил Книжник. – Вполне логичный выбор. А когда через несколько лет Владимир штурмует Корсунь – это уже совсем другой сюжет. Добывать себе жену мечом – обычное дело и во времена Рюриковичей, и во времена Брюса. Тут уже нет речи ни о какой пощёчине. Наоборот, князь ведёт себя, как настоящий воин, и заслуживает всяческого уважения.

– Согласна, Брюс выполнил задачу, – сдалась Жюстина. – А теперь я вынуждена снова спросить: как всё это связано с Ковчегом Завета?

– Ищем, ищем связь! – ответил учёный, досадуя на занудство собеседницы. – Я же вам подробно рассказал про всего лишь один маркер, а их множество, и каждый надо проанализировать. Вдобавок одной летописью дело тоже не исчерпывается, есть ещё внушительный корпус источников – русских, иностранных… Но согласитесь, что от апостола Андрея гораздо ближе до Израиля и времени пропажи Ковчега из Первого Храма, чем от князя Владимира и тем более Брюса, не говоря уже про нас с вами.

– Летопись датирована двенадцатым веком, – напомнил он. – Тогда во всей Европе вдруг стали происходить очень интересные и странные события. В них предстоит разобраться, вскрыть взаимосвязи… У меня есть самые веские основания полагать, что группа, о которой я вам говорил, сумеет это сделать.

– Откуда такая уверенность?

– Ещё немного терпения, – попросил Книжник.

– Вы не оставляете мне выбора, – Жюстина через силу улыбнулась в ответ. – Но через два дня я прилечу в Петербург на ассамблею Интерпола, и тогда вам уже не удастся так легко от меня отделаться.

– Прекрасно, – сказал старик, потирая восковые руки. – Заодно и познакомимся. Я буду ждать.

83. За вдохновением
 

В седьмом часу утра, не сговариваясь, троица потянулась на первый этаж особняка Вейнтрауба, в столовую. Ранний подъём и быстрые сборы уже вошли в привычку.

– Как спалось? – поинтересовался Одинцов у компаньонов.

– Без задних ног, – сказал Мунин. – Ваш способ просто супер. Я не успел заметить, как вырубился. Четыре, семь, восемь – и брык!

– Я тоже попробовала, – улыбнулась Ева, – спасибо.

– Отлично выглядишь, – похвалил её Одинцов и задумчиво предложил: – Кофейку, что ли, сварить? Хлебнём по кружечке – и за работу, пока здесь народ раскачается…

Но тут в столовую вошёл заспанный повар: очевидно, его растолкала охрана, заметив поднявшихся гостей. Ева быстро переговорила с беднягой и распорядилась насчёт завтрака. В ожидании трое уселись за стол. Одинцов был настроен решительно.

– Ну что, – сказал он. – Сегодня вдарим по маркерам? Я, кстати, ещё один нашёл.

Мунина это возмутило:

– Договорились же спать! А вы, значит, обманули нас и читали «Повесть…»?

– Уговор дороже денег, – назидательно произнёс Одинцов. – Я своё слово держу. С «Повестью…», конечно, разобраться надо, но не такой ценой. Про маркер ты сам рассказывал в «Проказнице», помнишь? Ну, как апостол Андрей в бане побывал и потом брату своему расписывал это дело в цветах и красках. Чем не маркер?

– Кстати, да, – согласился Мунин.

После побега и гибели профессора, перепуганный и замёрзший, сидя в розовом притоне с ослепительной полуголой американкой и бутылкой виски, он сам плохо соображал, что говорил.

Ева тоже вспомнила мимолётный банный разговор и с интересом посмотрела на Одинцова. Надо же, как он контролировал всё до последнего слова…

– Это может быть ценный маркер. Расскажи ещё раз.

– В «Повести…» сказано, что Андрей в своём путешествии дошёл до Волхова и водрузил на берегу свой посох, – мгновенно включился Мунин. – Лет шестьсот назад там появилась деревня Грý зино. Это Новгородская область. В Грузине есть музей, где посох апостола выставлен.

Одинцов приподнял полуседую бровь:

– Настоящий?!

– Кто знает… Говорят, настоящий. Пётр Первый пожаловал Грузино князю Меншикову, был у него такой сподвижник ближайший, – Мунин привычно пояснил для Евы. – И Пётр даже в гости туда приезжал. А при Павле деревня досталась графу Аракчееву, тогдашнему главному артиллеристу и тоже самому близкому придворному.

Повар быстро приготовил и подал сытный завтрак: чувствовалось, что миллионер платит ему не зря. Троица принялась за еду, а Мунин продолжал, успевая жевать:

– Аракчеев организовал в Грузине образцовое военное поселение, которое потом копировали во всей России… А ещё выстроил роскошную усадьбу… Дворец с павильонами не хуже, чем в Петербурге; пристань с огромными башнями вроде маяков… Собор с колокольней стометровой – сто метров чёрт-те где, в деревне, это же фантастика просто!.. У Аракчеева там гостил много раз император Александр Первый, сын Павла… Про дворец всякие легенды рассказывали. Что львы бронзовые у входа рычать умеют. Что ходы подземные через всю усадьбу тянутся, а в них спрятаны несметные сокровища… В общем, народный фольклор, как положено.

– В усадьбе сохранилось что-нибудь? – спросил Одинцов.

– Не-а, – помотал головой Мунин. – Львов увезли в Новгород, они в тамошнем кремле стоят, а так – что-то после революции разрушили, остальное сгорело во время войны.

Ева отвлеклась от тарелки:

– Какой войны?

– Ты в России, – Одинцов строго посмотрел на американку. – Если тебе не сказали название войны, значит, речь о Великой Отечественной. Она у нас главная была, с Гитлером. Тысяча девятьсот сорок первый – тысяча девятьсот сорок пятый. А революция соответственно Октябрьская, семнадцатый год… Давайте-ка вот что. Давайте в Старую Ладогу махнём. Старичок наш всё равно ещё спит, а мы помозгуем на свежем воздухе, проветримся – и к обеду назад. Как раз аппетит нагуляем.

– Мы с тобой в прошлый раз толком ничего не посмотрели, – сказал он Мунину. – Надо бы свежим глазом, особенно с учётом новой информации. Глядишь, и вдохновение придёт.

Историк возражать не стал, Ева тем более: до сих пор она вообще только слышала про убежище Вараксы. Троица поспешила расправиться с завтраком, и скоро водитель «мерседеса» уже выруливал с Каменного острова в сторону Мурманского шоссе.

– Как думаешь, – Одинцов обернулся к Мунину, сидевшему с Евой на заднем сиденье. – Про Андрея Первозванного в бане тоже Брюс придумал или всё-таки Нестор?

Мунин пустился в рассуждения, которые прервала Ева:

– Совсем не важно. Главное, что маркер показывает связь Андрея с географией.

– Важно! – Одинцов продолжил наседать на историка. – Ты говорил, что про путешествие апостола на Волхов только в «Повести…» сказано и больше нигде. Выкладывай подробности, пока едем.

Уговаривать Мунина не пришлось. Начал он, как водится, издалека и рассказывал обстоятельно.

Слово апостол означает «посланец». На праздник обретения Торы двенадцать учеников Иисуса и семьдесят приверженцев получили в дар свыше умение говорить на иностранных языках. Они стали апостолами – посланцами, несущими учение назареян другим народам. Словом христиане их назвали позже, в Антиохии: там последователи апостола Павла проповедовали веру в Мессию, который по-гречески – Хри́ стос.

Апостолы покидали родную землю Израиля и отправлялись в разные концы света – каждый к тому народу, чей язык он теперь знал. Андрею выпало служение на берегах Чёрного и Мраморного морей, где сейчас Турция, Румыния, Болгария и страны бывшей Югославии. И ещё досталась ему Великая Скифия – то есть нынешняя Украина и часть европейской России.

Тридцать лет Андрей ходил в те края. А спустя восемь веков, уже во времена Рюрика, византийский монах Епифаний повторил маршруты апостола. Он не стал ничего выдумывать о местах, где побывать не удалось. Зато там, куда добрался, Епифаний собрал письменные и устные предания, систематизировал, выбросил откровенную фантастику – и создал «Житие Андрея», в общей сложности тоже потратив тридцать лет.

– Неслабая работёнка, – оценил Одинцов.

Мунин сформулировал иначе:

– Выдающееся историко-географическое исследование! Очень подробное и документальное – даже по сегодняшним меркам.

В «Житии» сказано, что апостол Андрей совершил из Иерусалима три больших путешествия через множество городов, и в третьем походе добрался до Крыма, посетив Корсунь. По мнению Епифания, оттуда Андрей пошёл в Византий, где поставил епископа из числа своих спутников, а потом в Патры, где его распяли на косом кресте.

– Корсунь – это где князь Владимир стал христианином, – негромко сказала самой себе Ева и сделала заметку в мобильном телефоне, а Мунин продолжал:

– «Повесть…» появилась через двести пятьдесят лет после «Жития Андрея». И в ней написано, что из Корсуни апостол ещё успел сходить на север, к Волхову.

Одинцов присвистнул:

– Не ближний свет! Это ж сколько времени он угрохал? То есть три путешествия за тридцать лет – выходит, по десять лет на каждое. Можно много чего успеть, но всё-таки где Волхов, а где Византий… Это же Стамбул сейчас?

– Я вам больше скажу, – историк торжествовал. – Если верить «Повести…», Андрей с Волхова отправился в Рим, рассказал Петру про путешествие и про баню, и только после этого попал в Византий! Огромный крюк через всю Европу – непонятно зачем. И почему-то про этот крюк не сказано у Епифания.

– Епифаний писал только про места, где визитировал сам, – напомнила Ева, – ты сам говорил. Может, он боялся идти сюда.

– Даже если так, никто не мешал ему проверить хотя бы часть маршрута от Ладоги до Рима и от Рима до Византия, – возразил Мунин. – А он почему-то этим пренебрёг. Странно.

– Ну да… – Одинцов прикинул современную географию похода, чертя пальцем в воздухе квадрат. – Это если из Крыма на север к Волхову, потом по Волхову в Ладогу, по Неве в Балтику, морем на запад мимо Польши до Германии, по суше через всю Европу на юг до Италии, оттуда снова морем на восток в Грецию и снова по суше до Турции… Хорошо погулял дедушка!

За разговором они миновали место, где Салтаханов с академиками перехватили машины израильтян. Мунин отвлёкся от истории древних времён и с воодушевлением рассказал Еве о собственных приключениях недельной давности.

– У поворота на Старую Ладогу ларьки стоят, – сообщил Одинцов компаньонам. – Рыбку там продают свежайшую. Можем на обратном пути прикупить к обеду. Хоть сырой, хоть копчёной, её коптят прямо на месте. Как думаете, повар не обидится?

– Я с ним поговорю, – пообещала Ева, а историк, запомнивший реплику Одинцова, съязвил:

– Кстати, насчёт дедушки. В своём последнем путешествии апостол Андрей был моложе вас.

84. О надежде
 

Потайная комната за кабинетом Псурцева походила на центр управления космическими полётами.

Собственно, здесь и был центр управления, только следили отсюда не за космосом, а за троицей. На одном из мониторов по карте ползла пульсирующая красная точка – след машины, движущейся от Петербурга по Мурманскому шоссе. На других мониторах сменялись изображения с камер слежения и прыгали разноцветные диаграммы: компьютеры обрабатывали звук от микрофона, установленного в «мерседесе», и с мобильных телефонов, которые шпионили за своими владельцами.

Псурцев с Иерофантом сидели перед неизменным афганским кофейником, попивали ароматный напиток и слушали голоса Мунина, Одинцова и Евы, доносившиеся из колонок.

– Надо было отправить за ними ваших людей, – сказал Иерофант. – Хотя бы ещё одну машину.

Генерал поставил пустую чашку на столик.

– Зачем? Их везёт мой человек. Мы видим, где они, и слышим, о чём они говорят. Чего ещё? Лишние люди – это лишние проблемы. Ещё засветятся или инициативу решат проявить, не дай бог…

– Они встали ни свет ни заря и, вместо того чтобы с документами работать, едут в Ладогу, – продолжал брюзжать Иерофант. – Что их вдруг туда понесло? А если Ковчег всё же спрятан на даче у Вараксы? Если ваши его проморгали, а эти найдут?

– Эх, последняя капелька! – сказал Псурцев и снова наполнил чашку. – Встали они рано, потому что привыкли, и потому что им Одинцов расслабляться не даёт. Зачем понесло – вы слышали. А если найдут… Куда они его денут? На «мерседесе» Ковчег не увезти, всё равно грузовик нужен. Грузовик у меня наготове, и если найдут – я буду только рад. Как пишут в романах: терпение, мой друг, терпение!

Иерофант благодушия генерала не разделял, и Псурцев, отхлебнув кофе, добавил:

– Не знаю, как вам, а мне их слушать интересно. Узнаю много нового. Восполняю пробелы в образовании.

– Вот-вот. Это ещё у Монтеня мысль была: «Мудрые философы – хорошие люди, и простые крестьяне – хорошие люди, а всё зло – от полуобразованности». Четыреста лет прошло, и стало только хуже. Полуобразованность – обратная сторона всеобщей грамотности. Помните, кто такой Тур Хейердал?

– Обижа-а-аете! Ещё бы не помнить. Экспедиция «Кон-Тики» на плоту из Южной Америки в Полинезию, потом на тростниковых лодках через Атлантику, через Персидский залив… Помню, конечно! Норвежский герой номер один, по нему полмира с ума сходило. Кстати, во время Второй мировой он учился в диверсионной школе. Почти мой коллега, можно сказать.

– Тур Хейердал – настоящий викинг и великий путешественник, – сказал Иерофант. – А ещё бездарь в науке – именно по причине полуобразованности. Он однажды встречался с большим учёным, имя вам всё равно ничего не скажет. Рассказывал ему о своих гипотезах. Учёный был в ужасе и пытался объяснить, почему это всё несусветная ересь. А Хейердал только смеялся в ответ – мол, старик написал книги, которые прочли от силы человек десять, а он пишет бестселлеры, которыми, как вы справедливо заметили, полмира зачитывается.

– И в чём подвох? – нахмурился Псурцев.

– В том, что Хейердал подменял научные аргументы личной храбростью и умением организовать международный пиар! Дилетант может быть талантливым и привносить в науку энтузиазм. Мозг, не скованный профессиональными предрассудками, способен родить свежие нетривиальные идеи. Однако при всём этом дилетанту нужно понимать, что для вторжения на территорию науки требуются глубокие знания и школа. Надо изучать научные методы, надо погружаться в массив специальной информации, причём не с наскока… Романтика – дело хорошее, но воинствующий дилетант ужасен.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.