Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Проб­ле­ма мя­со­еде­ния.



Са­мой рас­простра­нен­ной кар­ми­чес­кой проб­ле­мой яв­ля­ет­ся мя­со­еде­ние. Сог­ласно за­кону кар­мы, ес­ли мы при­чиня­ем боль и стра­дания жи­вым су­щес­твам, то так­же бу­дем стра­дать – это в рав­ной ме­ре от­но­сит­ся и к от­дель­но­му че­лове­ку, и к об­щес­тву в це­лом. Сог­ласно древ­не­ин­дий­ским Ве­дам, жи­вое су­щес­тво, ко­торое на­ходит­ся на бо­лее низ­кой сту­пени раз­ви­тия, чем че­ловек, пос­те­пен­но под­ни­ма­ет­ся по эво­люци­он­ной лес­тни­це, по­ка в кон­це кон­цов не по­луча­ет че­лове­чес­кое те­ло. В ком­мента­ри­ях к Шри­мад-Бха­гава­там го­ворит­ся, что все жи­вые су­щес­тва дол­жны от­быть оп­ре­делен­ный срок в том или ином ма­тери­аль­ном те­ле. Этот срок ус­та­нов­лен свы­ше, и он дол­жен ис­течь, преж­де чем они смо­гут пе­ресе­лить­ся в дру­гое те­ло или под­нять­ся на бо­лее вы­сокую сту­пень эво­люции. Убий­ство жи­вот­но­го ли­ша­ет его этой воз­можнос­ти, а че­ловек, ли­шив­ший его жиз­ни, за­путы­ва­ет­ся в се­тях гре­хов­ной де­ятель­нос­ти и об­ре­чен на стра­дания от ее пос­ледс­твий. Древ­ний свод за­конов Ма­ну-сам­хи­та со­дер­жит ут­вер­жде­ние, что мя­со не­воз­можно по­лучить, не при­чинив вре­да жи­вым су­щес­твам. В Ма­хаб­ха­рате ска­зано, что че­ловек, на­ращи­вая свое мя­со пу­тем по­еда­ния пло­ти дру­гих соз­да­ний, об­ре­ка­ет се­бя на стра­дания, в ка­ком бы те­ле он ни ро­дил­ся. Афо­ризм из буд­дий­ской Дхам­ма­пады гла­сит: «Тот, кто в на­деж­де об­рести счастье уби­ва­ет дру­гие жи­вые су­щес­тва, ко­торые то­же стре­мят­ся к счастью, зак­ры­ва­ет се­бе путь к счастью в сле­ду­ющей жиз­ни».

Сог­ласно за­кону кар­мы, бли­жай­ший ма­газин или ла­рек, где про­да­ют пи­рож­ки с мя­сом, име­ет боль­шее от­но­шение к уг­ро­зе ядер­ной вой­ны, на­вис­шей над че­лове­чес­твом, чем все по­лити­чес­кие раз­ногла­сия. Лю­дей бро­са­ет в дрожь при мыс­ли о воз­можных ка­так­лизмах, но они спо­кой­но от­но­сят­ся к то­му, что ежед­невно во всем ми­ре за сте­нами ав­то­мати­зиро­ван­ных бо­ен со­вер­ша­ют­ся мас­со­вые убий­ства, не ме­нее ужас­ные, чем унич­то­жение на­родов в кон­цла­герях. Че­ловек, пи­та­ющий­ся плотью жи­вот­ных, мо­жет ска­зать, что он ни­кого не уби­ва­ет. Но, по­купая ак­ку­рат­но упа­кован­ное мя­со в ма­гази­не, он пла­тит свои день­ги за то, что­бы кто-то дру­гой со­вер­шил вмес­то не­го это убий­ство. В ре­зуль­та­те оба нав­ле­ка­ют на се­бя пос­ледс­твия кар­мы. Что же это, как не ли­цеме­рие – пос­ле де­монс­тра­ции в за­щиту ми­ра уто­лять свой го­лод в за­кусоч­ной бу­тер­бро­дом с кол­ба­сой? Кар­ма мя­со­еде­ния при­водит к вой­нам по­доб­но то­му, как в бам­бу­ковой ро­ще в ре­зуль­та­те тре­ния ство­лов де­ревь­ев на­чина­ет­ся по­жар. Од­на­ко ис­тинной его при­чиной яв­ля­ют­ся не де­ревья, а рас­ка­чива­ющий их ве­тер. Вой­ны то­же вы­зыва­ют­ся не­ощу­тимым вет­ром кар­мы, на­коп­ленной «не­вин­ны­ми» оби­тате­лями зем­ли.

Ве­гета­ри­анс­тво не яв­ля­ет­ся са­моцелью. Убий­ство рас­те­ний – то­же на­силие, од­на­ко че­лове­ку не­воз­можно сов­сем об­хо­дить­ся без пи­щи. В Ве­дах го­ворит­ся, что в борь­бе за су­щес­тво­вание од­но жи­вое су­щес­тво яв­ля­ет­ся пи­щей для дру­гого. Пос­коль­ку рас­те­ния об­ла­да­ют ме­нее раз­ви­тым соз­на­ни­ем, чем жи­вот­ные, при­чиня­емая им боль не идет ни в ка­кое срав­не­ние с му­ками жи­вот­ных на ско­тобой­нях, не го­воря уже об их стра­дани­ях на про­тяже­нии по­жиз­ненно­го зак­лю­чения в стой­лах и за­гонах. Из­бе­жать на­силия прак­ти­чес­ки не­воз­можно, по­это­му проб­ле­ма зак­лю­ча­ет­ся толь­ко в том, как обес­пе­чить се­бя не­об­хо­димой пи­щей, при­чиняя ми­нимум стра­даний дру­гим жи­вым су­щес­твам. Криш­на­иты ре­ша­ют эту проб­ле­му пу­тем пос­вя­щения пи­щи Гос­по­ду Криш­не. Он из­бавля­ет их от гре­ха, при­нимая пред­ло­жен­ную пи­щу. Криш­на­иты ос­во­бож­да­ют­ся от от­ветс­твен­ности, по­доб­но сол­да­там, уби­ва­ющим вра­гов на по­ле боя. В под­твержде­ние они ссы­ла­ют­ся на Бха­гавад­ги­ту, где го­ворит­ся: «Пре­дан­ные Гос­по­да, при­нима­ющие пи­щу, при­несен­ную ему в жер­тву, из­бавля­ют­ся от всех гре­хов. Те же, кто го­товит пи­щу, что­бы нас­лаждать­ся ею, пи­та­ют­ся од­ним гре­хом».

Грех убий­ства да­леко не единс­твен­ное кар­ми­чес­кое следс­твие, ко­торое нас­ти­га­ет че­лове­ка, пи­та­юще­гося мя­сом. Сре­ди дру­гих на­ибо­лее серь­ез­ным счи­та­ет­ся «под­па­дание» под вли­яние низ­ко­го жи­вот­но­го соз­на­ния, пе­реда­юще­гося вмес­те с пи­щей, ко­торая ста­новит­ся частью че­лове­чес­ко­го те­ла и прив­но­сит в не­го со­от­ветс­тву­ющую энер­гию. Рас­простра­нено пред­став­ле­ние, что за­кон кар­мы поз­во­ля­ет уби­тым жи­вот­ным рож­дать­ся в ми­ре лю­дей и мстить сво­им прош­лым убий­цам. Вмес­те обе при­чины по­рож­да­ют та­кое яв­ле­ние, как пов­се­мес­тное рож­де­ние мно­жес­тва лю­дей с низ­ким соз­на­ни­ем и тя­гой к на­силию. По­ка лю­ди не пе­рес­та­нут есть мя­со, кри­зис пе­рена­селе­ния бу­дет про­дол­жать­ся, нес­мотря на все уси­лия пра­витель­ств. Жи­вот­ные лю­бят раз­мно­жать­ся, и да­же ста­новясь людь­ми, они ос­та­ют­ся под силь­ным впе­чат­ле­ни­ем сво­его преж­не­го су­щес­тво­вания, что осо­бен­но ка­са­ет­ся сек­са. На­конец, дос­та­точ­но час­то за­кон кар­мы ин­тер­пре­тиру­ет­ся в поль­зу мя­со­еде­ния – ведь всег­да мож­но ска­зать, что жи­вот­ное прос­то вер­ну­ло че­лове­ку ка­кой-то ста­рый кар­ми­чес­кий долг, и пос­ле та­кой тра­пезы в ми­ре прос­то вос­ста­нови­лось кар­ми­чес­кое рав­но­весие. Пом­ня о за­коне кар­мы, мож­но да­же за­ботить­ся о том, что­бы по­могать жи­вот­ным в об­ре­тении луч­ше­го пе­рерож­де­ния.

Пос­коль­ку убий­ство жи­вот­но­го го­раз­до ху­же прос­то­го по­еда­ния его мя­са, у буд­дистов есть за­кон трех рук. Они ут­вер­жда­ют, что пе­ред ко­неч­ной по­дачей мя­са на стол к не­му дол­жны при­ложить ру­ки три че­лове­ка: за­бой­щик, мяс­ник и по­вар. Каж­дый из них за­бира­ет часть кар­мы, ос­тавляя на до­лю едо­ка мень­ше кар­мы, чем ес­ли бы он сам уби­вал, раз­де­лывал и го­товил. По­это­му аг­хо­ри Ви­мала­нан­да всег­да го­ворил сво­им уче­никам, ко­торые ели мя­со, что луч­ше не на­до са­мим по­дыс­ки­вать жи­вот­ное. Ибо ус­та­нов­ка «пусть это жи­вот­ное ум­рет для ме­ня» мно­гок­ратно уси­лива­ет отож­дест­вле­ние с убий­ством. Луч­ше ку­пить мо­роже­ного мя­са, ко­торое ока­жет­ся в ма­гази­не, а ес­ли там не ока­жет­ся ни­чего под­хо­дяще­го, зна­чит, кар­ми­чес­кие свя­зи от­но­сят­ся к дру­гим жи­вот­ным. Ибо от мяс­ни­ка каж­дый по­луча­ет мя­со толь­ко тех жи­вот­ных, ко­торые свя­заны кар­ми­чес­ки­ми дол­га­ми имен­но с ним. Ина­че че­ловек во­об­ще не су­ме­ет ку­пить в тот день ни­како­го мя­са: ли­бо кон­чатся день­ги, ли­бо по­явит­ся сроч­ное де­ло, ли­бо он прос­то пе­реду­ма­ет. Но кар­ми­чес­кие сче­ты при­нима­ют вид цеп­ной ре­ак­ции. Ес­ли че­ловек ре­ша­ет­ся ис­поль­зо­вать воз­можность воз­мездия, то это но­вое дей­ствие обес­пе­чит жи­вот­но­му еще один шанс прес­ле­довать и убить его в бу­дущем. Толь­ко ес­ли он воз­держи­ва­ет­ся от сво­его «пра­ва» на убий­ство, тог­да их лич­ные кар­ми­чес­кие цик­лы, че­редо­вание судь­бы жер­твы и па­лача, прек­ра­ща­ют­ся.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.