Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Пра­сад – ос­вя­щен­ная пи­ща.



Пра­сад – пос­вя­щение пи­щи Гос­по­ду, рас­простра­нен­ная фор­ма бо­гопо­чита­ния во мно­гих ин­ду­ист­ских куль­тах. Она про­водит­ся в хра­мах раз­личных бо­жеств, как пра­вило, пос­ле ри­ту­аль­ных пес­но­пений (бхад­жа­нов). Как воп­ло­щение Гос­по­да, Криш­на ос­во­бож­да­ет сво­их пре­дан­ных от всех пос­ледс­твий кар­мы, ма­тери­аль­ной де­ятель­нос­ти, по­это­му они вы­ходят из-под вли­яния ил­лю­зии и на­чина­ют слу­жить Ему. Гос­подь при­нима­ет лю­бые блю­да из ово­щей, фрук­тов, мо­лоч­ных про­дук­тов и зер­на. Пи­та­ясь пред­ло­жен­ной пи­щей, или пра­садом – «ми­лостью Бо­га», че­ловек не толь­ко ве­дет здо­ровый об­раз жиз­ни, но и по­луча­ет воз­можность осоз­нать Бо­га. Ког­да Криш­на при­нима­ет под­но­шение, он со­об­ща­ет пред­ло­жен­ной пи­ще бо­жес­твен­ные ка­чес­тва. Пра­сад на­сыща­ет те­ло ду­хов­ной энер­ги­ей. Пи­та­ясь пра­садом, че­ловек не толь­ко из­бавля­ет­ся от пос­ледс­твий сво­их прош­лых гре­хов, но и об­ре­та­ет им­му­нитет про­тив ма­тери­аль­ной сквер­ны. Его пос­тупки не име­ют кар­ми­чес­ких пос­ледс­твий, по­это­му он спо­собен раз­вить в се­бе же­лания, пол­ностью сог­ла­су­ющи­еся с же­лани­ями Бо­га, и пос­то­ян­но ощу­щать его при­сутс­твие. Сам по се­бе пе­реход на ве­гета­ри­ан­скую ди­ету не яв­ля­ет­ся та­ким уж боль­шим дос­ти­жени­ем. Толь­ко пра­сад мо­жет счи­тать­ся выс­шей фор­мой ве­гета­ри­анс­тва, пос­коль­ку он воз­рожда­ет веч­ные вза­имо­от­но­шения, ко­торые свя­зыва­ют на­шу ду­шу с Бо­гом.

В Бха­гавад­ги­те Криш­на го­ворит, что че­лове­ку сле­ду­ет есть толь­ко то, что бы­ло сна­чала при­несе­но ему в жер­тву; в про­тив­ном слу­чае он нав­ле­ка­ет на се­бя кар­ми­чес­кие пос­ледс­твия. «Пред­ло­жите мне лис­ток, цве­ток, плод или во­ду, с лю­бовью и пре­дан­ностью, и я при­му их», – то есть Криш­на при­нима­ет лишь прос­тую ве­гета­ри­ан­скую еду, при­готов­ленную с ис­крен­ней мо­лит­вой. Криш­на­иты об­ра­ща­ют вни­мание на тот факт, что че­ловек не мо­жет про­из­во­дить ис­кусс­твен­ную пи­щу на сво­их фаб­ри­ках. Гос­подь сам да­ет нам раз­личные про­дук­ты, ко­торые мы упот­ребля­ем в пи­щу, и при­несе­ние их в жер­тву есть фор­ма приз­на­ния на­шего дол­га пе­ред ним. По­это­му сле­ду­ет быть очень ос­то­рож­ным в вы­боре про­дук­тов, ко­торые мы со­бира­ем­ся пред­ло­жить Гос­по­ду. В Бха­гавад­ги­те Гос­подь го­ворит, что пи­ща мо­жет от­но­сить­ся к раз­личным ка­чес­твам ма­тери­аль­ной при­роды – доб­ро­дете­ли, страс­ти и не­вежес­тву. Мо­лоч­ные про­дук­ты, са­хар, ово­щи, фрук­ты, оре­хи и зла­ки при­над­ле­жат к ка­чес­тву доб­ро­дете­ли и при­нима­ют­ся Криш­ной. Пи­щу, не­сущую в се­бе ка­чес­тва страс­ти и не­вежес­тва, нель­зя пред­ла­гать Гос­по­ду, ибо та­кие про­дук­ты вы­зыва­ют стра­дания и бо­лез­ни, бу­дучи не­чис­ты­ми. Нет­рудно до­гадать­ся, что мя­со, ры­ба и яй­ца от­но­сят­ся к низ­шим ка­чес­твам, как и не­кото­рые рас­ти­тель­ные про­дук­ты, нап­ри­мер, лук и чес­нок, ко­фе и чай, ка­као и шо­колад.

По­купая про­дук­ты, вы дол­жны пом­нить, что мя­со, ры­ба и яй­ца мо­гут со­дер­жать­ся в дру­гих про­дук­тах, по­это­му вни­матель­но изу­чай­те эти­кет­ки. Нап­ри­мер, не­кото­рые сор­та й­огур­та и сме­таны со­дер­жат же­латин, при­готав­ли­ва­емый из ро­гов, ко­пыт и кос­тей за­битых на бой­не жи­вот­ных. Мно­гие сор­та сы­ра со­дер­жат сы­чуг и эн­зим, по­луча­емые из тка­ней те­лячь­его же­луд­ка. Сле­ду­ет так­же из­бе­гать пи­щи, при­готов­ленной людь­ми, не от­ли­ча­ющи­мися осо­бой доб­ро­детель­ностью. В со­от­ветс­твии с при­чин­но-следс­твен­ным за­коном, по­вар не толь­ко воз­дей­ству­ет на пи­щу фи­зичес­ки, но и отя­гоща­ет ее кар­ми­чес­ки. Та­ким об­ра­зом, пи­ща мо­жет на тон­ком уров­не ока­зывать вли­яние на на­ше соз­на­ние. Ес­ли мы едим пи­щу, при­готов­ленную людь­ми, ли­шен­ны­ми ду­хов­но­го соз­на­ния – ра­бочи­ми где-то на фаб­ри­ке – мы неп­ре­мен­но пог­ло­ща­ем до­зу ма­тери­алис­ти­чес­ко­го об­ра­за мыс­лей. По­доб­ное пи­тание наг­ру­жа­ет нас бес­ко­неч­ны­ми кар­ми­чес­ки­ми проб­ле­мами дру­гих лю­дей, ко­торые в сво­ей жиз­ни мы дав­но уже ре­шили, но вы­нуж­де­ны во­зоб­новлять их пред­по­сыл­ки пос­ле каж­до­го при­ема пи­щи.

Са­мым глав­ным прин­ци­пом при при­готов­ле­нии пи­щи яв­ля­ет­ся чис­то­та, пос­коль­ку нель­зя пред­ла­гать Гос­по­ду что-ли­бо не­чис­тое. Со­дер­жи­те свою кух­ню в чис­то­те и по­ряд­ке, тща­тель­но мой­те ру­ки. В про­цес­се при­готов­ле­ния пи­щи ни­ког­да не про­буй­те ее, пос­коль­ку Криш­на дол­жен быть пер­вым, кто нас­ла­дить­ся ею. Так­же ник­то дру­гой не дол­жен есть из по­суды, в ко­торой вы ста­вите пи­щу на ал­тарь. Ког­да еда го­това, по­ложи­те не­боль­шую пор­цию каж­до­го блю­да на та­рел­ку, на­питок на­лей­те в чаш­ку и, по­мес­тив их пе­ред изоб­ра­жени­ем Криш­ны, ска­жите: «Мой до­рогой Гос­подь, по­жалуй­ста, при­ми это скром­ное под­но­шение». Пом­ни­те, что ис­тинная цель этой про­цеду­ры – по­казать ва­шу лю­бовь и бла­годар­ность Гос­по­ду, а са­ма еда име­ет вто­рос­те­пен­ное зна­чение. Ес­ли в вас нет чувс­тва пре­дан­ности, под­но­шение не бу­дет при­нято. Гос­подь по­лон в са­мом се­бе, и ему ни­чего не нуж­но. Это под­но­шение – лишь средс­тво по­казать ему на­шу лю­бовь. По­молив­шись, пра­сад мож­но по­давать на стол. По­пытай­тесь осоз­нать ду­хов­ные ка­чес­тва этой еды, ос­во­бож­да­ющей нас от дей­ствия кар­мы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.