Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вве­дение. Ис­то­рия «те­ла же­ланий».



 

Власть над кармой.

Современные методы.

Шанти Натхини (Мария Николаева, она же Долма Джангкху).

 

Но­вая кни­га Шан­ти Нат­хи­ни дос­тупно и ув­ле­катель­но рас­ска­зыва­ет, как ра­ботать со сво­ей кар­мой. Про­читав ее, вы смо­жете гра­мот­но уп­равлять сво­ей судь­бой и на­учи­тесь очи­щать энер­ге­тичес­кое прос­транс­тво от зап­рограм­ми­рован­ных бо­лез­ней и «тя­желых» сце­нари­ев. Ка­кие бо­лез­ни свя­заны с на­руше­ни­ем энер­го­об­ме­на, а ка­кие яв­ля­ют­ся следс­тви­ем кон­флик­тов, не­раз­ре­шен­ных в прош­лом воп­ло­щении? Как ос­во­бодить свою мен­таль­ную сущ­ность от вред­ных при­вычек и бо­лез­ней-«за­щит­ни­ков»? Обо всем этом вы уз­на­ете из этой кни­ги. Кро­ме то­го, здесь вы най­де­те: раз­личные за­коны и тех­ни­ки оз­до­ров­ле­ния кар­мы; ме­тоды ра­боты с чак­ра­ми, а­урой и тон­ки­ми те­лами; спо­собы очи­щения ор­га­низ­ма и из­бавле­ния от кар­ми­чес­ко­го лиш­не­го ве­са; тре­нинг по кар­ми­чес­ко­му фэн-шую и пред­метной ма­гии; мно­гочис­ленные при­меры из прак­ти­ки кар­ми­чес­ких це­лите­лей.

 

Вве­дение. Ис­то­рия «те­ла же­ланий».

Че­ловек есть соз­да­ние во­ли…

«Бри­хада­рань­яка-упа­ниша­да»

 

По­нятие кар­мы[1] до­пус­ка­ет не толь­ко мно­жес­тво бо­гов, но и мно­жес­тво ре­лигий, и имен­но ве­ра в кар­му поз­во­ля­ет при­мирять внут­ри ин­ду­из­ма нес­коль­ко ре­лигий. Все су­щес­тва рав­ны по сво­ей су­ти, но в ре­аль­ной жиз­ни они раз­личны из-за воз­дей­ствия кар­мы, на­коп­ленной в пре­дыду­щих рож­де­ни­ях, что про­яв­ля­ет­ся в сте­пени со­вер­шенс­тва их те­лес­ных спо­соб­ностей и об­ра­за мыс­ли. Из­на­чаль­но в гим­нах «Риг­ве­ды» сло­вом «кар­ма» обоз­на­чалось дей­ствие во­об­ще, а так­же дей­ствие ри­ту­аль­ное, целью ко­торо­го бы­ло жер­твоп­ри­ноше­ние бо­гам. Упа­ниша­ды со­дер­жат клю­чевую кон­цепцию ин­ду­из­ма: тож­дес­тво Ат­ма­на и Брах­ма­на, до­пус­ка­ющее мысль об ос­во­бож­де­нии от кру­гово­рота пе­рерож­де­ний. Уче­ние о кар­ме впер­вые по­луча­ет за­кон­ченное вы­раже­ние имен­но в свя­зи с воз­никно­вени­ем идеи о воз­можнос­ти пре­одо­ления за­кона кар­мы. Но это про­ис­хо­дит пу­тем пе­ре­ос­мысле­ния ми­ра, по­это­му и ре­лиги­оз­ная де­ятель­ность сме­ща­ет­ся из ми­ра внеш­не­го в мир внут­ренний. В кар­ме ста­новит­ся важ­нее осоз­на­ние сво­его дей­ствия, со­путс­тву­ющая ему мо­тива­ция и си­ла же­лания, ко­торым оно выз­ва­но.

Скры­тая по­тен­ция кар­мы, име­ющая сво­им кор­нем аф­фекты, мо­жет ощу­щать­ся как в ви­димых, так и в не­види­мых фор­мах рож­де­ния. Под ви­димым рож­де­ни­ем по­нима­ет­ся нас­то­ящее рож­де­ние, а под не­види­мым – бу­дущее. Не­яв­ная воз­можность про­яв­ле­ния бла­гой и не благой кар­мы воз­ни­ка­ет из вле­чения, осоз­на­ва­емо­го как собс­твен­ное же­лание, жад­ности, ос­лепле­ния и гне­ва. Бла­гая кар­ма, ко­торая ре­али­зу­ет­ся с вы­сокой сте­пенью ин­тенсив­ности бла­года­ря й­оге или по­чита­нию бо­гов и ве­ликих свя­тых, не­мед­ленно при­носит ре­зуль­тат. Ког­да же сно­ва при­чиня­ет­ся зло нес­час­тным или ува­жа­емым лю­дям, оно то­же ве­дет к не­из­бежно­му ре­зуль­та­ту. Так че­ловек спо­собен пре­об­ра­зить­ся в бо­га, а пра­витель бо­гов воп­ло­тить­ся в жи­вот­ном ми­ре. Од­на­ко у оби­тате­лей адов нет скры­той кар­мы, ко­торая мо­жет ощу­щать­ся в их на­лич­ной фор­ме су­щес­тво­вания, а у тех, кто пол­ностью ос­во­бодил­ся от же­ланий и страс­тей, нет скры­той кар­мы, ко­торая мог­ла бы про­явить­ся в бу­дущем рож­де­нии.

По­яв­ле­нию пло­дов кар­мы пред­шес­тву­ет бо­лее или ме­нее дли­тель­ный пе­ри­од их соз­ре­вания, свя­зан­ный с на­рас­та­ни­ем смут­но­го и не от­четли­вого до по­ры же­лания или не­жела­ния. По­доб­но то­му, как зер­на ри­са, пок­ры­тые ше­лухой и не обож­женные ог­нем спо­соб­ны про­рас­тать, так и скры­тая кар­ма спо­соб­на при­носить пло­ды, ког­да она оку­тана страс­тя­ми, но не тог­да, ког­да страс­ти уда­лены или про­кале­ны ог­нем ис­тинно­го зна­ния. Соз­ре­вание пло­да кар­мы бы­ва­ет трех ви­дов: фор­ма рож­де­ния, про­дол­жи­тель­ность жиз­ни и жиз­ненный опыт. Все на­коп­ленные пло­ды бла­гой и не благой де­ятель­нос­ти в те­чение жиз­ни при­водят лишь к од­но­му рож­де­нию, но оп­ре­деля­ют все три его ас­пекта. Имен­но по­это­му скры­тая кар­ма на­зыва­ет­ся трой­ствен­ным соз­ре­вани­ем. Дей­ствие преж­ней кар­мы под­чи­нено оп­ре­делен­ным за­коно­мер­ностям. Соз­на­ние с без­на­чаль­ных вре­мен пе­рена­сыще­но сле­дами бес­созна­тель­ных впе­чат­ле­ний, ко­торые воз­никли вследс­твие пе­режи­вания ре­зуль­та­тов преж­ней кар­мы.

Ког­да ве­дий­ское нас­ле­дие бы­ло мо­нопо­лизи­рова­но бра­мина­ми, ду­хов­ные учи­теля, не при­над­ле­жав­шие к ор­то­док­саль­но­му нап­равле­нию ин­ду­из­ма, соз­да­ли собс­твен­ные свя­щен­ные тек­сты, сре­ди ко­торых бы­ли и Тан­тры. Они воб­ра­ли в се­бя те кру­пицы муд­рости, ко­торые бы­ли про­пуще­ны в Ве­дах и Упа­ниша­дах, хо­тя и вос­при­няли их идеи и язы­ковые осо­бен­ности. Здесь кар­ма – это сан­са­ра– круг рож­де­ния, жиз­ни, смер­ти, воз­рожде­ния, об­новлен­ной жиз­ни, а за­тем сно­ва смер­ти, и так до бес­ко­неч­ности. Та­кое бы­тие обус­ловле­но судь­бой, оп­ре­деля­ющей за­мыс­ло­ватую и не­раз­рывную сеть вза­имо­дей­ствия все­го су­щего в про­цес­се кар­ми­чес­ко­го ис­купле­ния. Че­лове­ка, за­пус­ка­юще­го кар­ми­чес­кие про­цес­сы за счет прош­лых же­ланий и по­буж­де­ний, при­вязан­но­го к царс­тву цик­лично­го су­щес­тво­вания, на­зыва­ют сан­са­рин«че­ловек, пог­ло­щен­ный зем­ны­ми ин­те­реса­ми», или «пе­ресе­ленец». Че­ловек, ко­торый ус­пешно из­бе­га­ет на­работ­ки кар­ми­чес­ких дол­гов и под­чи­ня­ет сво­ей во­ле те­чение вре­мени за счет ос­во­бож­де­ния соз­на­ния, то есть «об­ма­нув вре­мя», име­ну­ет­ся ве­ликим адеп­том (ма­ха-сид­дха).

Тан­три­чес­кий ма­ха-сид­дха во­лен ста­вить се­бе лю­бые це­ли и пред­при­нимать лю­бые дей­ствия, при этом кар­ми­чес­кие се­мена не­веде­ния и стра­дания бо­лее не про­рас­та­ют. Оп­ро­вер­же­ние ве­дичес­ко­го те­зиса «те­ло – тво­рец кар­мы» ос­но­вано на том, что те­ло слу­жит ос­но­вой для вза­имо­дей­ствия «Я» с внеш­ним ми­ром. Те­ло мож­но рас­смат­ри­вать как храм Бо­га – эта идея, за­яв­ленная в ран­них Упа­ниша­дах, не по­луча­ла сво­его раз­ви­тия вплоть до по­яв­ле­ния тан­три­чес­ко­го уче­ния. По­зитив­ный под­ход к те­лу сле­ду­ет из ме­тафи­зики тан­триз­ма, сог­ласно ко­торой мир есть ма­нифес­та­ция выс­шей ре­аль­нос­ти. Те­ло – часть ми­ра, а мир – часть те­ла. Ос­новной целью че­лове­чес­ко­го вы­бора сле­ду­ет приз­нать раз­ру­шение кар­ми­чес­ких пред­распо­ложен­ностей, вы­ража­ющих­ся в фор­ме по­яв­ле­ния раз­но­об­разных же­ланий, ко­торые обус­ловле­ны под­созна­тель­ны­ми по­веден­чески­ми мо­деля­ми, пред­ла­га­емы­ми са­мой жизнью. У че­лове­ка всег­да есть пра­во ос­во­бож­де­ния от кар­ми­чес­кой за­виси­мос­ти.

В за­виси­мос­ти от сте­пени под­чи­нения се­бе же­ланий, мож­но го­ворить о до­мини­рова­нии в де­ятель­нос­ти ин­ди­вида то­го или ино­го тон­ко­го те­ла. При­чин­ное те­ло со­дер­жит кар­ми­чес­кие при­чины, при­водя­щие в дви­жение ме­ханиз­мы вза­имо­дей­ствия с ок­ру­жа­ющим ми­ром, и тво­рит но­вую кар­му, под­держи­вая бес­ко­неч­ный цикл су­щес­тво­вания. Оно зак­ла­дыва­ет ос­но­ву тон­ко­го те­ла и не раз­ру­ша­ет­ся при кос­ми­чес­ком рас­па­де (пра­лайе), но слу­жит мат­ри­цей пос­ле­ду­юще­го сот­во­рения оче­ред­но­го тон­ко­го те­ла. Так оно обес­пе­чива­ет не толь­ко пре­емс­твен­ность жиз­ней, но и кос­ми­чес­ких цик­лов тво­рения. Из­ба­вить­ся от не­го мож­но, толь­ко дос­тигнув пол­но­го ос­во­бож­де­ния, по­кинув все те­ла и со­еди­нив­шись с выс­шим Я. Со­вокуп­ность кар­ми­чес­ких пред­распо­ложен­ностей неп­росвет­ленных су­ществ слу­жит при­чиной во­зоб­новля­юще­гося рос­та дре­ва ус­ловно­го су­щес­тво­вания в кон­це пра­лайи. Вза­имо­дей­ствие жи­вых су­ществ обус­ловли­ва­ет ми­ро­ус­трой­ство: все вмес­те, вы­ражая свои скры­тые же­лания и до­бива­ясь их осу­щест­вле­ния, они соз­да­ют и под­держи­ва­ют мир.

Джай­низм воз­ник в тот же пе­ри­од ин­теллек­ту­аль­но­го бро­жения, ког­да сфор­ми­рова­лись и дру­гие те­чения, не приз­на­вав­шие ав­то­ритет Вед бе­зого­вороч­но. Джай­нское пред­став­ле­ние о кар­ме не впол­не фа­талис­тично, оно ос­тавля­ет мес­то не­кото­рой сво­боде во­ли, опи­ра­ясь на ко­торую жи­вое су­щес­тво мо­жет про­тивос­то­ять кар­ми­чес­кой си­ту­ации и дос­тичь, в ко­неч­ном сче­те, сво­боды от кар­мы. Путь к ос­во­бож­де­нию пред­по­лага­ет сле­дова­ние «трем дра­гоцен­ностям», вы­ражав­ше­еся в со­вер­шенном воз­зре­нии, зна­нии и по­веде­нии. Со­вер­шенным по­веде­ни­ем пре­одо­лева­ют­ся ги­бель­ные страс­ти и же­лания, дос­ти­га­ет­ся от­ре­шен­ность и ис­черпы­ва­ет­ся кар­ми­чес­кое воз­да­яние. Ос­новным в по­веде­нии джай­нов бы­ло не нанесение вре­да жи­вым су­щес­твам (ахим­са), од­на­ко это не ка­салось собс­твен­но­го те­ла, же­лания ко­торо­го по­дав­ля­лись. Джай­низм приз­на­вал дей­ствен­ность ас­ке­тиз­ма как пу­ти к ос­во­бож­де­нию. Умерщ­вле­ние пло­ти счи­талось не­об­хо­димым для пре­одо­ления при­сущих че­лове­ку же­ланий и для кар­ми­чес­кой ком­пенса­ции бу­дущих дур­ных пос­ледс­твий от гре­хов, со­вер­шенных в прош­лом.

Про­тиво­пос­тавле­ние «жи­вого» и «не­живо­го» но­сит в джай­нском уче­нии прин­ци­пи­аль­ный ха­рак­тер, что от­ра­жа­ет­ся на те­ории кар­мы. Из­на­чаль­но ми­ри­ады жи­вых су­ществ, на­ходя­щих­ся в за­роды­шевом сос­то­янии, на­пол­ня­ют весь мир. Пос­те­пен­но си­ла вре­мени втя­гива­ет их во все­лен­ский про­цесс эво­люции: дви­жимые си­лой за­ложен­ных в них же­ланий, они на­чина­ют раз­ви­вать­ся, со­вер­шая пос­тупки и всту­пая в кон­такт с ве­щес­твом – в кар­ми­чес­кую связь. В ре­зуль­та­те каж­до­го пос­тупка к че­лове­ку при­липа­ют час­ти­цы осо­бого кар­ми­чес­ко­го ве­щес­тва, об­ра­зу­ющие не­кое кар­ми­чес­кое те­ло (кар­ма­на ша­рира), име­юще­еся у всех лю­дей, не дос­тигших ос­во­бож­де­ния. Судь­ба че­лове­ка и об­сто­ятель­ства его бу­дущих рож­де­ний оп­ре­деля­ют­ся в основном свой­ства­ми и ко­личес­твом карм, со­дер­жа­щих­ся в кар­ми­чес­ком те­ле. Эти кар­мы мо­гут иметь раз­личную при­роду, про­дол­жи­тель­ность вли­яния и спо­соб дей­ствия. Кар­ми­чес­кая ма­терия за­дер­жи­ва­ет из­лу­чение ду­ши и не по­кида­ет ду­шу до ее окон­ча­тель­но­го ос­во­бож­де­ния.

Во­семь ви­дов кар­мы фор­ми­ру­ют все со­бытия в жиз­ни че­лове­ка, но толь­ко пос­ледний из них на­чина­ет под­ры­вать са­мую ос­но­ву кар­мы – же­лания. Каж­дый из ви­дов кар­мы, обус­ловлен­ный прош­лы­ми же­лани­ями и вы­ража­ющий­ся в по­яв­ле­нии но­вых же­ланий, про­яв­ля­ет­ся дво­яко – в по­ложи­тель­ных и от­ри­цатель­ных ре­зуль­та­тах, ко­торые оди­нако­во вред­ны для ду­ши, ибо при­ковы­ва­ют ее к про­цес­су пе­рерож­де­ния. Пер­вый вид кар­мы оп­ре­деля­ет зна­ния че­лове­ка (пра­виль­ные или лож­ные), вто­рой – ин­ту­ицию (вер­ную или оши­боч­ную), тре­тий – эмо­ции (при­ят­ные или неп­ри­ят­ные), чет­вертый – са­мо­оцен­ку и по­веде­ние (хо­рошее или пло­хое). Че­тыре дру­гих ви­да кар­мы от­но­сят­ся к бы­тию ин­ди­вида. Пя­тый вид кар­мы ог­ра­ничи­ва­ет срок жиз­ни (дол­гий или ко­рот­кий), шес­той – ос­новные об­сто­ятель­ства жиз­ни (счас­тли­вые или бедс­твен­ные), седь­мой – про­ис­хожде­ние (бла­город­ное или низ­менное), вось­мой – ду­хов­ные си­лы, пре­пятс­твуя че­лове­ку сле­довать сво­им же­лани­ям (доб­рым или дур­ным).

В буд­дизме тра­дици­он­ные пред­став­ле­ния о пе­ревоп­ло­щении пре­тер­пе­ва­ют зна­читель­ное из­ме­нение: нет пе­ресе­ления ду­ши, а есть лишь пе­рег­руппи­ров­ка эле­мен­тов, сос­тавля­ющих лич­ность. Ин­ди­виду­аль­ная жизнь – лишь эпи­зод в раз­ви­тии не­ко­его ком­плек­са сос­то­яний на его пу­ти к уга­санию. Не­пос­то­янс­тво ми­ра – од­на из пред­по­сылок сво­еоб­разной те­ории кар­мы в буд­дизме. По­яв­ле­ние и прек­ра­щение жиз­ни объ­яс­ня­ет­ся уче­ни­ем о за­виси­мом про­ис­хожде­нии, или ко­лесом при­чин­ности, в ко­тором же­лание за­нима­ет впол­не оп­ре­делен­ное мес­то. Из не­веде­ния воз­ни­ка­ют очер­та­ния, из очер­та­ний – соз­на­ние, из соз­на­ния – имя и фор­ма, из них – шесть ор­га­нов чувств. За­тем на ос­но­вании чувств пос­ле­дова­тель­но по­яв­ля­ют­ся соп­ри­кос­но­вение, ощу­щение, же­лание, при­вязан­ность, ста­нов­ле­ние, рож­де­ние и смерть. Смерть лишь ка­жет­ся не­из­бежным прек­ра­щени­ем или при­ос­та­нов­кой по­тока, од­на­ко дей­ствие кар­мы и силь­ные страс­ти не ис­че­за­ют вов­се, они ска­зыва­ют­ся на осо­бен­ностях но­вых по­токов, ко­торые опять воз­ни­ка­ют в кру­гово­роте бы­тия.

Кар­ма для буд­диста – это мен­таль­ный им­пульс, или по­буж­де­ние, и то, что оно по­рож­да­ет. Су­щес­тву­ет три ви­да кар­мы, от­но­сящи­еся к мыш­ле­нию, ре­чи и те­лес­ным пос­тупкам. Та­кое раз­де­ление опи­ра­ет­ся на раз­личные ос­но­вания: те­лес­ное дей­ствие вы­деля­ет­ся, пос­коль­ку все пос­тупки жи­вое су­щес­тво со­вер­ша­ет те­лом, на­делен­ным ор­га­нами чувств, по внут­ренней сущ­ность де­ятель­ность при­суща толь­ко ре­чи, а по по­рож­да­ющей при­чине вся­кое дей­ствие обус­ловле­но мыш­ле­ни­ем. Пос­тупки, со­вер­ша­емые речью и те­лом, мо­гут быть про­яв­ленны­ми и неп­ро­яв­ленны­ми, но неп­ре­рыв­ный по­ток дей­ствий до­казы­ва­ет от­сутс­твие у жи­вых су­ществ пос­то­ян­ной ду­ши. Вся­кое при­чин­но-обус­ловлен­ное су­щес­тво­вание мгно­вен­но и пе­рес­та­ет су­щес­тво­вать сра­зу же пос­ле то­го, как об­ре­ло свое бы­тие, и ис­че­за­ет имен­но там, где оно воз­никло. Лег­кость или тя­жесть кар­мы за­висит от шес­ти при­чин, сре­ди ко­торых при­сутс­тву­ет и си­ла же­лания, выз­вавше­го то или иное дей­ствие. Аб­со­лют­ное пре­пятс­твие для кар­мы воз­ни­ка­ет лишь при об­ре­тении при­бежи­ща в буд­дизме, то есть при­нятия ис­ти­ны стра­дания.

При рас­смот­ре­нии уче­ния о пе­ревоп­ло­щении в ти­бет­ском буд­дизме сле­ду­ет учи­тывать его ин­тер­пре­тацию, ос­но­ван­ную на ис­толко­вании сим­во­лов. В «Ти­бет­ской кни­ге мер­твых» го­ворит­ся, что стра­дания пре­быва­ющих пос­ле смер­ти в про­межу­точ­ном сос­то­янии Бор­до про­дол­жа­ют­ся в те­чение при­мер­но двад­ца­ти двух дней, но вли­яние кар­мы ока­зыва­ет­ся оп­ре­деля­ющим для ре­аль­но­го сро­ка. Силь­ней­ший ве­тер кар­мы, с тру­дом пе­рено­симый, тол­ка­ет че­лове­ка сза­ди, вы­зывая страх. Сос­то­яние че­лове­ка в пос­мер­тном су­щес­тво­вании обус­ловле­но не толь­ко ка­чес­твом, но и си­лой же­ланий: на­копив­шие мно­го пло­хой кар­мы ви­дят по­жира­ющих плоть де­монов; на­копив­шие зас­лу­ги пре­быва­ют в бла­женс­тве и по­кое; при­над­ле­жащие к раз­ря­ду лю­дей ин­диффе­рен­тных на­ходят­ся в сос­то­янии при­туп­леннос­ти. Из-за обус­ловлен­ных кар­мой при­вязан­ностей, че­ловек стре­мит­ся по­сетить зна­комые мес­та на Зем­ле, но пос­коль­ку у не­го есть толь­ко «те­ло же­ланий», ниг­де он не мо­жет ос­тать­ся на­дол­го. Его го­ня­ют с од­но­го мес­та на дру­гое кар­ми­чес­кие вет­ры же­ланий. На этом пла­не все ус­тра­ша­ющие ви­дения и стра­дания це­ликом обус­ловле­ны кар­мой, и сю­да по­пада­ют толь­ко обыч­ные лю­ди, ду­хов­но не­раз­ви­тые.

Тра­диция дзен-буд­дизма ос­но­вана на не­пос­редс­твен­ном вос­при­ятии при­роды ре­аль­нос­ти и не свя­зана с изу­чени­ем пись­мен­но­го нас­ле­дия буд­дизма. Тер­мин «кар­ма» во­об­ще свя­зыва­ют имен­но с дур­ны­ми пос­тупка­ми, и толь­ко че­лове­чес­кие су­щес­тва име­ют кар­му. Все ос­таль­ные дей­ству­ют в со­от­ветс­твии с ес­тес­твен­ны­ми за­кона­ми, но толь­ко лю­ди мо­гут осоз­на­вать собс­твен­ные же­лания, пла­ниро­вать, рас­счи­тывать и соз­да­вать се­бя и свои пос­тупки. Стра­дания воз­ни­ка­ют вследс­твие осоз­на­ния бре­мени кар­мы, но они яв­ля­ют­ся ду­хов­ной при­виле­ги­ей че­лове­чес­тва, зак­лю­ча­ющей в се­бе сво­боду под­нять­ся вы­ше кар­мы. Од­на­ко, ес­ли кар­ма есть са­ма жизнь че­лове­ка и нет дру­гого пу­ти из­бавле­ния от нее, кро­ме са­мо­унич­то­жения, то ос­во­бож­де­ние пред­став­ля­ет­ся не­воз­можным. Про­тиво­речие кар­мы дол­жно быть раз­ре­шено вступ­ле­ни­ем в сфе­ру от­сутс­твия кар­мы, ко­торая на­чина­ет­ся при осоз­на­нии кар­мы как ос­но­вы вся­кой че­лове­чес­кой де­ятель­нос­ти. По­нима­ние это­го ука­зыва­ет на путь к ос­во­бож­де­нию: кар­ма сли­ва­ет­ся с от­сутс­тви­ем кар­мы и от­сутс­твие кар­мы – с кар­мой. Соз­на­ние кар­мы всег­да свя­зано с внут­ренним по­буж­де­ни­ем, ведь имен­но от­сутс­твие кар­мы так упор­но про­рыва­ет­ся в об­ласть кар­мы, вы­зывая в обыч­ном че­лове­ке тя­гос­тное соз­на­ние кар­мы.

Сим­во­личес­кое и ре­лиги­оз­ное по­нима­ние кар­мы в древ­ности пре­тер­пе­ло мо­дер­ни­зацию, как и все фи­лософ­ские и ду­хов­ные уче­ния. В сов­ре­мен­ных ин­тер­пре­таци­ях ме­ханизм ра­боты кар­мы объ­яс­ня­ет­ся пре­иму­щес­твен­но в тер­ми­нах пси­хо­ана­лиза. Так, в но­вей­шей тра­диции крийя-й­оги счи­та­ет­ся, что вли­яния дей­ствий в нас­то­ящей жиз­ни ос­та­ют­ся за­печат­ленны­ми в под­созна­нии, а те, ко­торые пе­рене­сены из прош­лых жиз­ней, скры­ты в свер­хсоз­на­нии. Но та­кие сле­ды не ос­та­ют­ся в под­созна­нии или свер­хсоз­на­нии, ес­ли дей­ствия не иден­ти­фици­рова­ны с же­лани­ями. Сов­ре­мен­ные буд­дисты рассказыва­ют, что пер­вичная при­чина нес­частья – это врож­денное не­веде­ние и про­ис­те­ка­ющее от не­го же­лание, что­бы все бы­ло не та­ким, как оно есть. Лю­бая ре­ак­ция на лю­бую си­ту­ацию – внеш­нюю или внут­реннюю, на­яву или во сне, – ко­торая ко­ренит­ся во вле­чении или неп­ри­яз­ни, ос­тавля­ет в соз­на­нии след, ко­торый дик­ту­ет даль­ней­шие ре­ак­ции. На по­доб­ных пси­холо­гичес­ких пред­став­ле­ни­ях ос­но­выва­ют­ся ре­комен­да­ции сов­ре­мен­ных кармологов по «про­филак­ти­ке кар­мы», ко­торые при­водят­ся в этой кни­ге.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.