Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Умер: 11 апреля 1936 г. (78 лет), Уфа, Башкортостан



 


Риза Фахреддинов Википедия

Башкирский и татарский писатель-просветитель, учёный-востоковед, религиозный деятель. Муфтий ЦДУМ.

· Родился:12 января 1858 г., д. Кичучатово, Бугульминский уезд

, Самарская губерния, Российская империя

· Умер: 11 апреля 1936 г. (78 лет), Уфа, Башкортостан

· В браке с: Нурджамал Абдулнасыровна

· Дети: Габдрахман Ризаитдинович Фахретдинов, Габдул-Ахад Ризаитдинович Фахретдинов

 

 

Мусульманский ученый, муфтий Ризаиддин Фахреддинов об этнониме "татар"

5 декабря

Ризаитдин Фахретдинов

О национальности (нации)

Во время первого проживания в Уфе я написал в газете “Терджиман” несколько статей о нашей национальности. Суть моих статей состояла в отстаивании того, что мы являемся представителями тюркской нации и что мы не являемся татарами.

Уже более десяти лет я не сотрудничаю с печатью. Будет точнее, если скажу, что не только газету “Терджиман”, но даже газету “Вакыт” не видел. Не знаю, какое впечатление оставили мои слова у читателей газеты “Терджиман”. Сегодня всего этого не помню. Не помню даже год и дату публикации. Помню только, что слова: “Мы не татары, а тюрки”, кажется впервые прозвучали в печати из моих уст. В первое время даже владелец газеты “Терджиман” Исмаил-бей сам был на стороне названия “татары”. Сегодня, перебирая бумаги, неожиданно наткнулся на один из номеров газеты “Терджиман” (17 июня 1913 года, номер 145). Взяв в руки, я увидел в ней статью под названием “Миллиәтне белмәк” (“Знать национальность”) о нашем тюркском происхождении. Статья длинная, возможно написана самим Исмаилом Гаспринским. Я прочитал ее как читатель, получивший новую газету. Возможно, что я сохранил эту газету именно из-за этой статьи. Эту длинную статью я не могу здесь полностью переписать. Однако она содержит некоторые очень важные предложения. Не могу оставить их без внимания. Поэтому я решил здесь выборочно привести выдержки. В статье есть такие предложения: Господин Габдельбари Баттал, являющийся сторонником названия “татар”, отстаивает это название в журнале “Мектеп”, издающейся в Казани. Булғарским тюркам название “татары” дали другие народы, однако они сами не принимают этот этноним. И даже несмотря на то, что они считают это оскорблением, господин Баттал ратует за принятие названия “татар”.

Хотя мы находимся по христианскому летоисчислению в ХХ столетии, а по национальному календарю в тринадцатом веке, однако, с одной стороны “образование”, а с другой стороны неграмотность и слепое подражание нашей “интеллигенции и специалистов” является для нас самым большим достижением.

Название “татары” нам дали старые московские дьячки, не ведавшие об истории и этнографии. Начиная от русских до французов все называли нас “татарами”. А теперь господин Баттал принимает это название. На самом деле мы обязаны не принмать эту ошибку, а исправить ее. Хорошо, что русские назвали нас “татарами”, а если бы прозвали ”черт”, то теперь такие люди как господин Баттал сегодня стали бы отстаивать “мы не тюрки, а черти”.

Если бы господин Габдельбари Баттал не любил название “татары”, то “выждан-и милли” (народная совесть)” не стало бы принимать ошибочное название, данное другими.

Господин Баттал говорит: “Крымский татарин Исмаил-бей Гаспринский, являющийся настоящим потомком татар Золотой Орды, начал громогласно говорить: “Мы – не татары, а тюрки”.

Правильно, мы так сказали. Потому что тюрки с пятитысячелетней историей не примут ошибочное пятисотлетнее название “татар”. Родиной наших предков являются долины, леса и спепи Алтын тау (Алтайские горы – ?) и Средней Азии. Их соседями по цивилизации были китайцы. В их древних историях содержатся сведения о тюрках (тукю). Здесь нет ни слова ни о названии, ни о происхождении “татар”.

В древних иранских историях, даже в легендах есть сведения о тюрках, Туране и Туркестане, в них нет ничего о названии и делах татар. Византийские истории сообщают о тюркском кагане, посольствах, направленных в Туркестан, но не говорят о татарском хане или Татарстане. Арабские историки рассказывают о “тюрках” и “атраках”, но не знают о татарах. Наш самый старый историк Абульгази Бахадир хан назвал свое историческое сочинение “Шежере-и тюрк”, а не “Шежере-и татар”.

С древних времен известны “уйгурские тюрки”, “тюркские надписи”, “тюркские сочинения”, “тюркские буквы”, но никак не “татарские”. Потому что “татар” нет.

Всемирные истории, географии рассказывают об Аравии, Афганистане, Туркестане, Тюрк юрду, однако не говорят “Татар юрду”. Потому что в мире нет “татар” и “Татарстана”.

Хотя и сообщается о существовании небольшого племени “татар” среди монгольской нации, однако их забыли из-за того, что они не играли особой роли в истории и цивилизации и к тому же исчезли еще во времена хата Батыя. Поэтому нас оставляет в недоумении, что тюрков стараются всеми силами назвать именем дикого и неизвестного племени.

Сегодня научно признано, что булгары, известные в Византии («Стране Рум»), являются поволжскими булгарами, ославянившимися после переселения.

Скопировал Саетгариев Фарид Сахабутдинович___________________________

т. 8917 34 54 270; 17.12.2020г

 

ссылка

https://zen.yandex.ru/media/id/5f1dc534fbc6c7123674a1c3/musulmanskii-uchenyi-muftii-rizaiddin-fahreddinov-ob-etnonime-tatar-5fcb449c8f8c7853ed91206e

 

 

 

 

           

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.