Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Это не вымысел: некоторые люди, практикующие учение йога-видья, вновь обретают молодость.



* И само это долгое путешествие, и фигуры различных наставников на каждом его этапе — это всего лишь симво­лическое отражение последовательного развития человека, стремящегося к истине.

 

 

Глава 10

 

На следующий день Антоний и Цинара вста­ли очень рано и, с сожалением простившись с хозяином и его женой, продолжили свое путеше­ствие, получив от Аристиона наставления о том, как двигаться дальше. Долгие часы шли они по дороге, которая представляла собой выступ, иду­щий вдоль склона холма и позволявший любо­ваться открывающимся отсюда прекрасным ви­дом. Под ними простиралась обширная долина, по которой текла извилистая, как змея, река, го­лубая, подобно небу над головой, окаймленная сенью тополей, отражения которых слегка окра­шивали ее у самых берегов в светло-зеленый цвет. То здесь, то там долина и склоны гор были усеяны деревушками. На пестрых лоскутах рощиц и лугов паслись стада, и дуновенья ветер­ка доносили до путников перезвон коровьих ко­локольчиков. Порой в отдалении были слышны звуки пастушьей дудки, доносящиеся невесть от­куда, или же к небу возносилась песня, которую напевал счастливый рыбак, направляясь в своей лодке вниз по реке. Когда путники преодолели очередной поворот дороги, наткнувшись на оди­нокую корову, лениво пасущуюся на траве, Ан­тоний сказал:

— Интересно, что видят коровы во всей этой красоте? Их глаза устроены подобно нашим, зна­чит, и горы, и леса, и река внизу должны для них выглядеть до некоторой степени так же, и тем не менее все это должно быть наполнено для них совсем иным смыслом, о котором мы и не догадываемся. Посмотри, разве не окружают нас живописная красота и поэзия? И вот, однако же, есть существо, наделенное сознанием, но совер­шенно не осознающее всего этого, как рыба не осознает многообразия мира, который находится за пределами ее родной стихии. Разве не прав был Аристион, когда говорил: «Ничто само по себе не содержит красоты или счастья, но лишь служит тому, чтобы извлечь частицу бесконечной красоты и счастья, дремлющих в мозгу, или луч­ше сказать, в душе»? И несомненно, что вон тот пастух, выходящий из маленькой хижины, почти столь же слеп ко всей этой красоте, как и сама его корова, ибо хотя он видит те же очертания гор и ту же бездонную голубизну неба, однако поэзии всего этого — вот чего не хватает его восприятию, так как нет ее в его сознании. И отвечала Цинара с улыбкой:

— Сдается мне, что тебе пошли на пользу преподанные уроки, ибо даже корова может на­учить тебя кое-чему, несмотря на все твои дол­гие штудии и ученость. Что же касается того пастуха — кто знает, какую мудрость он познал, общаясь с природой, будучи, возможно, таким же мудрецом, как твой нищий старец, пред коим мы с тобой в таком долгу, что воистину сложно было бы этот долг вернуть. И поэтому давай не бу­дем с излишней готовностью клеветать на на­ших более скромных собратьев, поскольку внеш­ность так обманчива, и особенно потому, что, как ни странно, чувствую я необъяснимую симпатию к тому пастуху, будь он даже грязен, страшен и совершенно нескладен, и мне не хотелось бы вы­слушивать слова твои о том, что нет поэзии в его душе.

Засмеялся Антоний и ответил:

— А мне кажется, что и тебе пошло на пользу наше обучение, ибо наверняка ощущаешь ты в сердце своем чуточку необусловленной люб­ви к этому парню, у которого нет во внешности ничего такого, чтобы вызвать к себе более лич­ное чувство. Как я научился кое-чему у коровы, так и ты научилась у ее хозяина, так что теперь мы квиты.

Улыбнулась Цинара в ответ, но возразила:

— Это не так. Будь любовь моя действитель­но необусловленной, этот парень не имел бы к ней отношения, я ощущала бы ее все время, еще до того как увидела его. Я открою тебе маленький секрет: тот, у кого есть в сердце любовь, непремен­но излучает ее вокруг себя, ибо такова природа истинной любви. Она подобна Солнцу, которое озаряет все — и прекрасное, и уродливое. Та же любовь, которая этого не делает, не является ис­тинной — это лишь эгоизм, скрывающийся под ее названием.

Одобрительно улыбнулся ей Антоний и сказал:

— О маленький философ! Воистину достойна ты называться этим возвышенным словом. Разве не говорил я тебе, что суждено мне усвоить мно­го мудрости из уст твоих, каковые, видимо, высту­пают глашатаем великой твоей интуиции.

И тут они заговорили об Аристионе и о его уроках, о его безмятежности и о его очаровании, и вместе с тем им было любопытно, каков бу­дет их следующий наставник и какие еще стран­ные уроки для них припасены. Так и шли пут­ники весь день, лишь однажды остановившись пообедать в маленькой деревушке на вершине уз­кого ущелья, на дне которого грохотал бурный поток, устремляясь в широкую реку внизу. Пос­ле трапезы им пришлось спускаться в это уще­лье меж больших валунов и поросших мхом скал, до которых долетали прохладные водяные брыз­ги. Разговаривать путники не могли из-за гро­хочущей музыки вод, заглушавшей их голоса. Далеко за полдень прибыли они в долину, тянув­шуюся вдоль берега широкой реки, по которой под сенью кипарисов и тополей скользили белые лебеди. Пред странниками высился холм, покры­тый рощицами, по которому им предстояло взоб­раться, чтобы достичь места назначения. После долгого и трудного восхождения, уже на закате, они добрались до вершины и увидели домик, уютно устроившийся среди деревьев. Там они спросили дорогу у старушки, стоявшей на поро­ге. В ответ она спросила:

— Уж не вы ли те двое будете, кого Петрий-отшельник дожидается? Коли так, то оставайтесь на ночлег в этом доме, а Петрий будет вас ждать утром.

Антоний подумал: «Эти люди, кажется, знают все. Какая же магия помогает им узнавать столь многое о других?» и ответил:

— Будь так, а теперь прошу тебя, добрая жен­щина, дай нам немного еды и воды, чтобы мы слегка подкрепились, ибо долгим было наше пу­тешествие, и мы устали.

На следующее утро путники встали рано. Умывшись, они в сопровождении старушки про­шли несколько сот шагов вниз по правому скло­ну холма, где лес был особенно густым и тропа почти заросла, так что ее трудно было найти. Следуя ее указаниям, исполненные надежды и благоговения, путники вышли на небольшой уча­сток земли, покрытый дерном. Здесь находилось круглое озерцо с прозрачной водой и каменная хижина, обильно увитая зеленью ползучих расте­ний. На пороге хижины сидел человек, всем сво­им видом излучающий спокойствие. У него была черная бородка клинышком и длинная мантия, наводившая на мысли о монашеском одеянии, хо­тя и несколько менее мрачная по цвету — яр­ко-голубая, чуть темнее неба. Увидев прибли­жающихся путников, человек встал, улыбнулся и сделал шаг вперед, чтобы приветствовать их:

— Много времени прошло с тех пор, когда у меня в последний раз были гости, ибо учитель в большей степени готов учить, чем ученик — учиться. Однако мы не можем отправляться на поиски неофитов, поскольку правила нашей науки отличаются от других. Наши ученики не могут быть отправлены в школу, а могут лишь прийти исключительно по своей воле.

Он снова улыбнулся и добавил:

— Мое пристанище — из числа самых убо­гих, но мягче всего сидится на зеленой траве, так что давайте присядем под сенью тех деревьев у маленького пруда, который всегда благоухай и прохладен, ибо истоком его служит родник в се­редине леса.

Когда все расселись, Антоний взглянул на от­шельника и сказал:

— Отец, я поражен той неизменностью счастья и безмятежности, которые излучает не только весь облик Аристиона, направившего нас сюда, но и ваш. Ведь в вас, несмотря на явное одиночество и решение жить вдали от мира, нет вообще ника­кой суровости.

Усмехнулся отшельник и ответил:

— О брат мой! Выражение «унылый философ» содержит явное противоречие и недостойно самого звания философа, ибо чего стоила бы философия, если бы не несла она нам успокоение?

— И все же, — возразил Антоний, — я слы­шал о многих философах, которые были суровы и печальны, ходили с кислым лицом и производили впечатление нелюдимов и мизантропов — людей, которые не в ладу с окружающим миром.

Но, мягко улыбнувшись, отшельник возразил:

— Видимо, твои философы были философами только по названию, но не в действительности, ибо для того, кто осознает единство жизни и всех жи­вых существ, не может быть ни одиночества, ни мизантропии, ни недовольства, а должно быть все строго наоборот. Но вырабатывать эти противо­положные качества — первейшая задача филосо­фии, которая порождает в нас божественное без­различие, делающее совершенно несущественным, где нам жить — в миру или вне мира, во дворце или в хижине, в одном месте или в другом. Знай­те же, что есть два вида безразличия — боже­ственное безразличие, проистекающее из неиз­менного счастья, и профаническое безразличие, проистекающее из неизменной скуки; одно свой­ственно мудрецу, другое — цинику. Как первый заявляет: «Я уже слишком счастлив, чтобы испы­тывать хоть какую-то печаль», так второй провоз­глашает: «Я уже слишком печален, чтобы ощущать еще более сильную печаль или вообще испытывать радость». Поэтому отношение одного позитивно, другого же, наоборот, совершенно негативно. Та­ким образом, истинный философ культивирует бо­жественное безразличие, которое вырабатывается путем невозмутимого созерцания духовного счас­тья, — безразличие, которому я уполномочен обу­чать учеников, готовых его усвоить.

Петрий улыбнулся и несколько мгновений по­глаживал бороду, поглядывая поочередно то на од­ного, то на другого из своих предполагаемых учеников взглядом, полным любви. Вдруг выражение лица его стало серьезным, и он сказал:

— Но в процессе обучения есть свои секре­ты, которые нельзя сообщать непосвященным, ибо тем, кто прилежно практикует, великие силы до­стаются, каковые, попади они в руки злых людей, оказались бы ужасными орудиями разрушения, а поэтому угрожали бы благополучию всего челове­чества. Поэтому я вынужден предпринять шаги, которые гарантируют соблюдение секретности со стороны тех, кого я обучаю, ведь если они подве­дут меня, то для них закроется быстрый путь об­ретения знаний, и останется у них вместо этого один лишь медленный путь. Однако секретность — это еще не все: надо добавить сюда еще веру и терпимость, ибо терпимость — великая защита от использования силы в неправильных целях, ко­торым придается чарующее сходство с добром. Как-то раз из ложного мягкосердечия я ослабил правила нашего ордена, позволив одному из своих учеников овладеть некоторыми способностями до того, как он выработал в сердце своем необходи­мую терпимость, позволяющую правильно их ис­пользовать. Этот ученик испытывал сильную при­вязанность к одному из своих друзей, фанатично желая, чтобы тот тоже последовал тем же путем знаний, что и он сам, поскольку это якобы принесло бы другу счастье. Но друг сей сердито отвечал на все его просьбы и в конце концов заявил, что вообще больше слышать об этом не желает. Тог­да мой ученик заявил в приступе фанатизма: «Что ж, раз уж ты слеп ко всему, что делается для твоего же блага, то я применю свои способности и заставлю тебя подчиниться моим желаниям!» Однако об этом стало известно мне, и я на три года изгнал ученика моего, велев ему до возвра­щения усвоить такую добродетель, как терпимость, ибо опасны для нашей общины любые фанатики, равно как и полное отсутствие проницательности и мудрости. Знайте же, что все люди, кем бы они ни были, идут тем путем познания, который боль­ше подходит для них, для их характера и темпе­рамента, и пытаться заставить их двигаться быст­рее или более прямой дорогой — это не только пустые хлопоты, но и откровенная глупость, спо­собная привести их к падению. Ведь стимулом для любого действия являются поиски счастья, и единственное отличие святого от грешника в том, что первый ищет прямой путь, а второй — околь­ный. Однако как раз потому, что лишь храбрый и сильный может надеяться напрямую взойти по от­весному горному склону и не попасть при этом в беду, более слабым непременно приходится выби­рать более долгий, извилистый окольный путь по спирали. Поэтому лишь смелые и сильные духом могут надеяться преодолеть отвесный горный склон по пути к Божественному знанию, а слабые вынуждены довольствоваться более медленным пу­тем, поскольку любой другой курс неизбежно при­вел бы их к гибели.

Петрий-отшельник снова на некоторое время замолчал, позволив своему взору блуждать в голу­бом небе, как бы размышляя, а потом серьезность в его лице смягчилась, и он, улыбнувшись, сказал:

— Цель Божественной Науки — трансфор­мация обыденного сознания в такое сознание, ко­торое невозможно передать никакими словами и которое можно лишь испытать, но не описать. Однако это не аргумент против того, что оно воз­можно и что оно существует — хотя многие ум­ники и ученые невежды стремятся убедить нас в обратном, — ибо кто мог бы описать сладкий вкус тому, кто никогда не пробовал меда, или же опи­сать любовь тому, кто никогда не любил, или спо­собность видеть — слепому от рождения, хотя все эти ощущения тем не менее можно испытать на собственном опыте? Но как с целью пережива­ния на опыте многих мирских вещей требуется выполнить кое-какие условия, так и для того, что­бы пережить на личном опыте Божественное со­знание, также необходимо выполнение определен­ных условий: первое — знать, что практиковать; второе — знать, как практиковать; третье же условие — сама практика. Без этой тройки предпосылок нельзя ничего достичь. А теперь моя задача — просветить вас относительно этих ве­щей, и после предварительного объяснения, кото­рое я вам дам завтра утром, в сей же час, начнется ваша практика, и да сопутствует вам удача!

Антоний и Цинара, восприняв эти слова как намек на то, что их наставник желает, чтобы его оставили, дав возможность предаваться размышле­ниям, встали и откланялись. После недолгой про­гулки в роще они вернулись в свое жилище.

Напоенный лесными ароматами воздух холмов пробудил в них необыкновенный аппетит, и они спросили у старушки-хозяйки, что она может пред­ложить им на обед. В ответ она посмотрела на них так, словно ей никогда доселе не задавали по­добного вопроса, и сказала:

— Что же еще, кроме хлеба, молока, сыра, да масла рассчитываете вы найти на пустынном склоне холма, если нет у меня ничего, кроме коров, там, внизу, которые меня кормят?**

Антоний многозначительно посмотрел на Ци­нару и, когда хозяйка ушла, сказал:

— Кажется, начинаются наши лишения, ибо как мне продержаться на скудной и однообраз­ной пище, без мяса и вина? Однако давай считать, что я должен утешаться мыслью о том, что мно­жество бедняков вынуждены довольствоваться еще меньшим: жить на хлебе и воде, не имея боль­ше ничего, а немало несчастных вообще умирают от голода.

Со смехом отвечала Цинара:

— Все действительно так, как ты говоришь, но тем не менее совсем уж убогое у тебя утешение и явно не очень благородное, да, быть может, это на самом деле вообще никакое не утешение: ведь как могут страдания окружающих кого-то утешать, тогда как они должны внушать скорее противо­положные чувства? Нет, более достойным и воз­вышенным утешением было бы, если бы ты думал: «Если уж я сам вынужден переносить лишения, то возблагодарю судьбу хотя бы за то, что я един­ственный испытываю их, и что по крайней мере мои собратья счастливы и совершенно свободны от моих личных горестей».

Тут в свою очередь рассмеялся Антоний:

— Маленький философ, воистину находчива ты, давая столь мудрый и остроумный ответ, показав пустоту лживых и пустых сентенций, созданных людьми бездумными, — сентенций, которые мы легкомысленно роняем с губ, не давая себе труда задуматься над тем, что же они могут означать и есть ли в них хоть крупица правды. Но теперь своей удручающей мудростью ты лишила меня какого бы то ни было утешения, потому что я по­нял, что тяжесть моих нынешних лишений ничтож­на, по сравнению с тяжкими лишениями окружа­ющих, о чем я прежде никогда не задумывался. Теперь единственный способ исправить это при­чиненное тобой зло — нам обоим пойти в лес и собирать дикие ягоды и травы, которые могли бы скрасить скудость нашего стола. Сии дополни­тельные хлопоты станут твоим наказанием за то, что перехитрила ты меня своим докучливым ост­роумием.

* Практика, о которой здесь идет речь — это практика учения йога-видья — тайного учения, пришедшего к нам из Индии и со временем распространившегося по всему свету. В Англии оно появилось более 300 лет назад, хотя и дер­жалось в большом секрете.

** В таком учении, как йога, начинающим рекомендуется воздержание от любой возбуждающей пищи. Кроме того, убийство животных несовместимо с высшей степенью состра­дания, проявляемого Адептами.

 

Глава 11

 

Остаток дня наши странники провели в по­исках ягод, щавеля и прочих видов съедобных трав, приятных на вкус, а наутро, после крепко­го освежающего сна, они вновь направились к хижине отшельника, находившейся чуть ниже по склону холма.

Поздоровавшись с ними, отшельник сказал: — Вчера я намекал вам на то, что вся жизнь на самом деле представляет собой единое целое и что высшее Сознание есть осознание этого единства, в противоположность разъединенности. Первое порождает блаженство, второе — стра­дание. Поймите же, как это верно. Ведь, как вол­на едина с океаном, ибо ее отделенность всего лишь формальность и не существует в действительности, точно так же каждое живое создание едино с Вселенским сознанием, хотя формально кажется отдельным. Однако волна едина не только с океаном, будучи его частью она соеди­нена с другими волнами, хотя и обладает соб­ственной индивидуальностью, поскольку не бывает двух совершенно одинаковых волн. Подобным же образом обстоит дело и с человечеством: ведь, хотя каждая единица сознания обладает собст­венной индивидуальностью, тем не менее она со­единена со всеми прочими единицами, так что, как уже отмечалось, все сознание едино. Имен­но по этой причине всякая высшая заповедь провозглашает — возлюби ближнего своего и не причиняй ему вреда, ибо вредить ближнему зна­чит вредить самому себе, поскольку в этом ве­ликом океане Вселенского сознания существует закон вечного возвращения, и что человек испус­кает из себя, то в конце концов возвращается к нему в соответствии с великим Законом причи­ны и следствия.

Тут Петрий замолчал и спросил с улыбкой:

— Ясно ли я излагаю? И ответила Цинара:

— Конечно, отче, кто же не сумеет понять того, кто ученикам своим помогает такими простыми и хорошо подобранными сравнениями?

Тогда Петрий продолжил:

—- И цель Божественной науки — осознать это единство со всею Жизнью, причем, как я уже говорил, происходит преображение сознания, и индивид начинает осознавать свое единство со Вселенной и поэтому достигает необусловленно­го Блаженства здесь и сейчас, а не только в бу­дущем, как полагают несведущие. В качестве же предварительной меры он должен излучать чувство абсолютной любви ко всем существам, и в то же время, как бы парадоксально это ни прозвучало, улавливать это самое чувство в сети собственного разума и вечно удерживать его там, не позволяя ему ускользать. Ибо эта бесподоб­ная практика открывает врата Осознания, хотя по результатам своим это медленная методика, какими бы надежными ни были в итоге подоб­ные результаты. Однако быстрая методика до­стижения такого осознания — это секрет, точ­нее, целый ряд секретных практик, которые я буду вам по частям раскрывать, делая их все более и более доступными для вас, если вы ока­жетесь достойными; в противном же случае — утаивая их. А сейчас ступайте обратно в свою хижину и возвращайтесь ко мне утром, и с завт­рашнего дня приходите по отдельности, один на час позже другого, и не разглашайте друг другу то, чему я буду вас учить, без моего разрешения, ибо как можно ожидать от другого, что он сохранит все в тайне, если сам не хранишь сек­реты? Все-таки даже секретность требует хотя бы небольшой практики, будучи хорошим упраж­нением для контроля над языком, который все­гда чересчур склонен проболтаться, когда лучше было бы промолчать. А теперь прощайте до завтра, идите с миром.

 

Глава 12

 

И в течение многих недель Антоний и Цина­ра практиковали великое Учение под руководством Петрия-отшельника, прилежно выполняя свою за­дачу и посвящая этому каждое утро, а оставшую­ся часть дня гуляя по холмам и развлекаясь. И, как ни странно, они стали выглядеть моложе, здо­ровее и красивее. Во внешности Цинары исчез-ло все, что говорило о ее увядании, к ней верну­лась молодость, но при этом на лице ее появилось выражение, которого прежде никогда не было и которое брало за душу каждого, кто ее видел. Голос Цинары стал еще сочнее и был проникнут сопереживанием, благожелательностью и любовью.

И думал Антоний: «Воистину привлекательность Цинары может стать угрозой моему душевному покою и встать на пути моего продвижения по дороге познания, ибо наверняка мой наставник не одобрит страсть ни в каком виде, и если я под­дамся искушению, не станет меня больше обучать, так что я совсем пропаду. И все же я не могу бросить Цинару просто ради того, чтобы восста­новить свой душевный покой, не могу оставить ее жить без спутника и защитника. Кроме того, она, кажется, любит меня больше, чем когда-либо, а после того, что она ради меня сделала, я на все пойду, только бы она не страдала». Вот так и раз­мышлял Антоний, задаваясь вопросами и пытаясь все взвесить, силясь понять, чем все закончится, но так ничего и не сказав ни Петрию, ни самой Цинаре.

И вот однажды в полдень, исчерпав все воз­можные маршруты прогулок в окрестностях своей хижины и решив прогуляться подальше, Антоний и его спутница зашли в маленькую деревушку в долине, в нескольких милях пути от их дома. День выдался жаркий, оба путника немного устали после прогулки и решили заглянуть на постоя­лый двор, собираясь поужинать, а затем вернуться домой при свете луны. И сидя за ужином в саду, они ненароком подслушали беседу, которую вели между собой несколько других посетителей, скрытых перегородкой из листьев, так что их было не видно, зато прекрасно слышно. Один сказал:

— О, да! Он практикует магию там, в лесу. Подстерегает простаков и притворяется, будто передает им ценные секреты.

— Ага, — подхватил другой, — и все для того, чтобы получить над людьми власть и подчинить их своей воле.

— Вот почему, — присоединился к ним тре­тий, — не осмеливается он жить ни в какой де­ревне, поскольку прекрасно знает: за колдовство и злодейства люди прогонят его из любого прилич­ного места.

— А сейчас, — вновь заговорил третий, — стало мне известно, что к нему в лапы угодила еще одна женщина-бездельница, которая пришла вме­сте с мужчиной, но я-то прекрасно знаю, чем все кончится: мужчину он прогонит, а женщина оста­нется, а когда он ею насытится, то прогонит и ее тоже. Так и будет продолжаться до тех пор, пока не навлечет он возмездие на свою дурную голову.

— Ага, и более того, — присоединился второй, — он не одинок в своей порочности, ибо суще­ствует целое черное братство таких, кто содей­ствует друг другу в своих нечестивых замыслах и влечет простодушных к погибели.

Далее послышалось шарканье ног и отдель­ные реплики, разобрать которые не удалось, поскольку уже поднялись говорящие и стали уда­ляться. Но Антоний с Цинарой переглянулись, испытав странное ощущение опасности в серд­цах своих; хотя и длилось оно всего лишь мгно­вение, однако оставило после себя слабую тень сомнения. По дороге домой они поведали друг другу суть своих размышлений, но ни разу не выразили сомнение в честности учителя своего, которого теперь любили и почитали, поскольку доказательства его учения уже проявились в них самих. Но на следующее утро, хотя Цинара так и не сказала своему наставнику ни слова о про­изошедшем, Антоний тем не менее завел разго­вор на ту тему, которая, насколько он знал, смо­жет пролить свет на то, что он вчера услышал.

— Отче, поскольку Цинара с каждым днем становится все красивее и красивее, я боюсь, как бы тлеющие угли моего былого желания не раз­горелись вновь, тем более что на этот раз, в от­личие от прошлого, раздувать пламя будут любовь и восхищение — две силы, которые трудно бу­дет победить, если вообще возникнет желание достичь такой победы. И все же, если тому, чего я опасаюсь, суждено произойти, то я теряюсь в догадках, каким путем мне пойти, и будет ли лучше для меня совсем уйти от Цинары?

Петрий какое-то мгновение колебался, а затем задумчиво ответил:

— Подобный путь всегда возможен, ибо раз­лука, как правило, лучшее средство против страс­ти. Впрочем, зачем опережать события, которые, быть может, никогда не произойдут, таким обра­зом позволяя разуму блуждать средь всевозмож­ных опасений, которые сами по себе совершенно бесполезны? Бояться той или иной вещи — это наиболее вероятный способ ее накликать, поскольку разум наш является созидательной силой и то, о чем человек думает, он рано или поздно создает. Если же человек вообще отказывается думать о каких-либо возможностях, он как бы морит их голодом, и они погибают еще в зародыше от не­достатка пищи.

Улыбнувшись, Петрий добавил:

— Сейчас ступай домой, будь счастлив и так или иначе не думай больше об этом — вот луч­шее, что я тебе могу посоветовать.

После этого Антоний пошел обратно к себе в хижину, глубоко погруженный в лабиринт своих размышлений, где вера и сомнения колебались, как маятник — от одной крайней точки к другой. Он рассуждал так: «Если наставник мой — притвор­щик, как утверждали те голоса в саду, почему же тогда он не ухватился сразу за ту возможность, которую я ему предоставил и не прогнал меня, оставив Цинару себе? Но, с другой стороны, по­чему он позволил мне допустить хотя бы на мгновение мысль о том, что я могу бросить ее в беде, а не приказал мне смирить мои желания под стра­хом какого-нибудь сурового наказания, что он легко мог сделать? Тем не менее сомневаться в наставнике выглядит с моей стороны совершенно предосудительно, при том, что он для меня сделал, ибо, воистину, достоинства плода доказывает сла­дость его вкуса, — а все, что связано с моими практиками, происходило в точности так, как он предсказывал». Тут Антоний рассердился на себя и подумал: «Покончу-ка я со всем этим: завтра же признаюсь в своих сомнениях, без дальнейших церемоний выложив ему всю историю».

Таким образом на следующий день он испол­нил свой замысел и рассказал об этом случае на прогулке, когда они заглянули на постоялый двор и услышали голоса клеветников в саду, а также обо всем, что за этим последовало. Когда он кон­чил говорить, Петрий посмотрел на него с улыб­кой, в которой сквозило легкое разочарование — и больше ничего, хотя она тронула сердце Ан­тония, наполнив его печалью, стыдом и сожале­нием, которых никогда не смогли бы причинить ему гнев, брань и негодование. И тут Петрий заговорил:

— Брат мой, невежественные люди все истол­ковывают в меру своего невежества, ибо по-дру­гому просто не умеют, а если они при этом еще и злы, то и истолкования их также будут злыми. Ведь эти люди, о которых ты рассказываешь, стол­кнулись с загадкой, которую они не в состоянии решить, не прибегая к помощи клеветы и злобы, а поэтому они хватаются за жестокую ложь вме­сто милосердной правды и ни на мгновение не за­думываются о том, правы они или нет, и только радуются, получив повод доставить себе удоволь­ствие клеветническими слухами. Ведь мир в це­лом совершенно не в состоянии воспринять аль­труизм и самоотверженность в качестве побуди­тельных мотивов и скорее поверит в их отсутствие, чем в альтруистические побуждения. Кроме того, те люди, которых вы слышали, были всего лишь орудиями сил зла, известных как Черное Братство и всегда стремящихся отвратить ученика от Пути Правой Руки, как только проявляются признаки того, что он обретает силу, которой поддерживает добро. Ведь это они без вашего ведома вызвали в вас желание заглянуть в ту таверну, чтобы вы могли как бы случайно услышать их беседу. И хотя я знал, что так будет, поскольку эти злые бра­тья воспринимаются более тонкими чувствами Посвященного, тем не менее я вас не предупре­дил, решив, что вам обоим желательно будет под­вергнуться испытанию и проверить свою веру так, как это и случилось, поскольку подобные испыта­ния необходимы для вашего продвижения вперед, служа прелюдией к усвоению более высоких ду­ховных истин. Так знай же, что мы, Белое Брат­ство, стремимся даже зло обращать в добро. Мы берем оружие наших противников и используем его для более возвышенных целей. И хотя отрав­ленные лезвия этих инструментов, находясь в их руках, не причинили тебе никакого вреда, тем не менее более чистые и острые лезвия в наших ру­ках тебя слегка оцарапали, поскольку ты вышел из подобного испытания с победой, однако не впол­не невредимым. Ведь первая и самая лучшая ли­ния поведения — это вообще никогда не сомне­ваться; вторая — это сомневаться относительно своих собственных сомнений, как это делал ты; третья же и самая худшая линия — это сомне­ваться полностью, и это означает задержку или даже финальную неудачу.

Тут Антоний с грустью взглянул на своего наставника и сказал:

— О, учитель, мне в укор доброта твоя, так же как и сила твоего убеждения: из-за них устыдился яв сомнениях своих и каюсь в том, что кажется мне теперь неблагодарностью с моей стороны. И все-таки неужели было бы правильно слепо дви­гаться вперед, вообще никогда не задаваясь по­добными вопросами?

И ответил Петрий с улыбкой, исполненной любви:

— Нет, это было бы воистину неуместно, хотя сам твой вопрос бесспорно показывает мне, что ты смешиваешь понятия «задаваться вопросом» и «сомневаться», считая, что это одно и то же, тогда как на самом деле это не так. Между этими понятиями существует весьма тонкое раз­личие, ибо «задаваться вопросом» означает дове­рять, верить в действительность того, относитель­но чего вопрос возникает — и это действие позитивное и созидательное, а сомнение подра­зумевает отсутствие веры в полезность самого вопроса — и это есть акт негативный и разру­шительный. Или, иными словами, задаваться во­просами — это метод, посредством которого мы стараемся построить нечто на фундаменте, о прочности коего осведомлены, подобно тому, как, найдя прочную скалу, озадачиваешь себя проек­том строительства дома, который желаешь воз­вести, сомневаться же — значит не верить в возможность построить вообще какой бы то ни было дом, считая, что фундамент сам по себе непрочен, прогнил, а потому неспособен поддер­живать никакое строение. Но все же не думай, что сомнение само по себе есть грех. Оно яв­ляется всего лишь указанием на сумму невеже­ства или, если угодно, сумму знаний, которые со­держатся в голове сомневающегося, ибо тот, кому непременно нужно показать две пары камешков, чтобы убедить его, что дважды два — четыре, тот, усомнившись в возможности этого, тем са­мым сразу же продемонстрирует учителю нехват­ку ума, будучи не в состоянии осознать сей про­стой факт без предъявления материальных дока­зательств. А теперь ступай домой и больше не думай об этом с сожалением, ибо, воистину, со­жаление — это напрасная трата благой энер­гии, когда разум отождествляется с печалью и подавленностью вместо радости, которая есть его божественное наследие.

И когда он кончил говорить, Антоний схватил руку наставника и поцеловал ее, после чего повер­нулся и пошел, не сказав больше ни слова.

* Это не вымысел: некоторые люди, практикующие учение йога-видья, вновь обретают молодость.

Глава 13

 

Прошло много недель, и каждая из них прино­сила чуть-чуть больше знаний, счастья и силы, а вдобавок еще красоты телесной и душевной. И однажды Петрий сказал Антонию:

— Скоро у вас пробудятся несколько скрытых способностей, нужно всего лишь одно прикоснове­ние, чтобы они проявились, и тогда ряд природных сфер станут доступными вашему восприятию, став­шему теперь более утонченным. И все же, преж­де чем это произойдет, я должен дать тебе одно поручение. От тебя требуется пройти пешком путь, который займет у тебя несколько часов и который нужно проделать в одиночку. Вот здесь у меня ценный пакет, и я хочу, чтобы ты передал его одному из собратьев, живущему в деревне на гребне холма, который мы сейчас увидим в не­большой просвет между деревьями.

Он отвел Антония к упомянутому месту, тем временем достав из-за пазухи небольшой пакет, который с различными наставлениями вручил уче­нику. И вот на следующий день Антоний отпра­вился выполнять поручение; он был счастлив ока­зать услугу любимому учителю и в то же время сожалел, что вследствие этого пропустит занятие. Когда он пустился в путь, небо было покрыто густыми тучами, которые вскоре разразились лив­нем; дождь лил как из ведра, и потоки воды ру­чьями потекли вдоль тропинок, неся с собой грязь, гальку и гравий, так что Антоний промок до нит­ки, прощупывая дорогу посохом и стараясь не уго­дить в слякоть. Но когда странник спустился вниз, в широкую долину, дождь прекратился и вокруг нависла густая завеса тумана, сквозь которую кое-где виднелся небосвод, подобный голубым озерам, окруженным серыми зарослями. А потом сквозь один из просветов в этой завесе путник увидел заснеженный пик, который однажды должен был стать местом его назначения; горная вершина устремила в небо свой огромный подбородок, оку­танный серой туманной бородой из облаков. И подумал Антоний: «Как много времени пройдет, прежде чем я взойду на эту великую вершину, если, конечно, вообще взойду, а не удовольствуюсь тем, что останусь здесь, внизу, ибо разве я не станов­люсь достаточно счастливым и не подвергая себя дальнейшему риску? И все же, если та радость, с которой мне предстоит столкнуться там, наверху, возрастает пропорционально той, с которой я уже столкнулся, то было бы глупо навсегда остаться там, где я нахожусь сейчас». Размышляя подоб­ным образом, он пересек всю широкую долину и стал подниматься по холму, ускорив шаг с тем, чтобы добраться до цели пока не зашло солнце. Ведь непогода задержала его в пути, и о том, что­бы вернуться к Петрию в тот же день, теперь не могло быть и речи, поскольку стемнеть должно было еще до того, как Антоний выполнит свое поручение. Подъем был крутой и к тому же скользкий из-за только что прошедшего ливня, так что Антонию казалось, что путешествие его никог­да не закончится, однако, когда стало смеркаться, он заметил вверху мерцающие сквозь туман огонь­ки той деревни, куда он держал путь. И когда он поднимался, не подозревая, что заплутал в темно­те, из-за деревьев вдруг выскочил человек и молча бросился на путника, пытаясь выдернуть пакет из-за складок его одежды. Завязалась борьба, кото­рая наверняка закончилась бы для странника тра­гически, не окажись он сильнее нападавшего. В момент атаки Антоний собрался было ударить противника посохом, но тут в его уме с быстротой молнии промелькнула мысль, остановившая его руку: «Как бы не причинить вред человеку». Нео­жиданно противник высвободился, и Антоний за­метил, как в его руке блеснул кинжал. Угрожая им, нападавший встал в нескольких шагах от пут­ника и заговорил:

— Отдай мне этот пакет, иначе придется мне вонзить сей кинжал в твою грудь.

Но возразил ему Антоний:

— Не бывать этому, ибо этот пакет не мой, чтобы так просто отдать его.

Тут предложил ему противник:

— Я буду милосердным и позволю тебе со­хранить при себе сей пакет, если ты вскроешь его и зачитаешь мне те секреты, что в нем со­держатся, ибо только на этом условии пощажу я твою жизнь.

И ответил Антоний:

— Увы, если уж я жизни своей лишусь, то и секреты пропадут, никто тогда не помешает тебе завладеть ими. Однако я, со своей стороны, поста­раюсь лишь разоружить тебя, поскольку преиспол­нился я жалости к тому, кто дошел до того, что поддался соблазну ограбить невиновного, не сде­лавшего ему ничего плохого. У меня тоже есть оружие, и я вполне мог бы убить тебя, будучи сильнее, однако применение против человека ору­жия было бы злом.

— Так значит, — сказал противник, — ты — трусливый малый и дрожишь за шкуру свою, скры­вая трусость под личиной великодушия, и хотя я слабее тебя, однако буду сражаться за обладание секретом, который для меня ценнее жизни.

От такой несправедливой насмешки пламя гне­ва вспыхнуло в серд<



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.