|
|||
«Кровавая свадьба» 6 страницаПримечания Лорка начинает 1 Гарсиа Лорка Ф. Избр. произведения: В 2 т. М., 1975. Т. 1. С. 211. Пер. А. Гелескула. Далее: Т. 1. 2 Garcia Lorca F. Obras completas: 2 t. Madrid, 1978. T. 2. P. 1181. Далее: О. С. 1 или 2. 3 Guardia A. Garcia Lorca: Persona у creacion. Buenos Aires, 1961. P. 41. 4 Восточная песня //Т. 1. С. 81. Пер. М. Самаева. 5 Garcia Lorca Fr. Federico у su rnundo. Madrid, 1980. P. 20. * Ibid. P. 11-12. 7 Т. I.C. 190—191. Пер. А. Гелескула. 8 Garcia Lorca Fr. Op. cit. P. 16 -17. y Ibid. P. 22. 10 О. C. 2. P. 1125. 11 Ibid P. 102, 124. 12 Т. I. C. 65. Пер. М. Кудинова. 13 Garcia Lorca Fr. Op. cit. P. 23. 14 Couffon C. En Granada tras las huellas de Garcia Lorca. La Habana, 1964. P. 24. 15 Diaz Plaja G. Federico Garcia Lorca. Madrid, 1973. P. 11 — 14; Mora J. Guarnido. Federico Garcia Lorca у su rnundo. Buenos Aires, 1958. P. 109—122. 16 Buhuel L. Mi ultimo suspiro. Barcelona, 1982. P. 154—155. 17 Mora J. Guarnido. Op. cit. P. 114. 18 Ibid. P. 27-28. 14 Garcia Lorca Fr. Op. cit. P. 72—73. 20 O. C. 1. P. 1101. 21 Гарсиа Лорка Ф. Об искусстве. М., 1971. С. 80—81. 22 Unamuno М. Ensayos. Madrid, 1951. Т. 2. Р. 1218. 23 Ibid. Р. 1219. 24 Альтамира-и-Кревеа Р. История Испании. М., 1951. Т. 1. С. 14. 23 Корсунский А. Р. История Испании IX—XIII вв. М., 1976. С. 32. 26 Леви-Провансаль Э. Арабская культура в Испании. М., 1967. С. 41. 2' Sanchez Albornoz С. L’Espagne et L’Islam // Rev, hist. 1932. T. 169. P. 5. 20 Frank W, Esparia virgen. 2-a ed. Madrid, 1930. P. 52—53. 29 Арабская поэзия средних веков. М., 1975. С. 617. 30 Менендес Пидаль Р. Избр. произведения. М., 1961. С. 487. 31 О характере лорковской обработки песни см.: Вайсборд М. Федерико Гарсиа Лорка — музыкант. М., 1970. С. 46—50. 32 Гарсиа Лорка Ф. Об искусстве. С. 128, 129. 33 О. С. 1. Р. 914. 34 Гарсиа Лорка Ф. Об искусстве. С. 128. 35 Carcia Lorca Fr. Op. cit. P. 128. 36 Molina Fajardo F. Granada en coior. Leon, 1981. P. 16 37 О. C. 2. P. 1302. 30 Ibid. P. 1302, 1303. 39 Mora J. Guarnido. Op. cit. P. 33. 40 Brenan G. Al sur de Granada. Madrid, 1981. P. 67—71. 41 Pallares J.-G. La pasion segun Espana j j Tiempo. 1980. 28 mar. P. 72. 42 Brenan G. Op. cit. P. 71—74. 43 Gibson I. Federico Garcia Lorca. Madrid, 1985. T. 1: De Fuente Vaqueros a Nueva York (1898—1929). P. 203. 44 О. C. l. P. 971. 45 Ibid. 46 Именно это ощущение возникает и в стихотворении «Карусель» из книги «Песни»: Праздничный день мчится на колесах веселья, вперед и назад вертится на карусели. Синяя пасха Белый сочельник. (Т. I. С. 150) 47 Michener J. Iberia. Greenwich, 1968. P. 317—319. 40 О. С. 1. P. 970. 49 Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965. С. 92. 50 Infante-Calan J. El Rocio en su historia // Los Domingos de ABC. 1981. 7 jun. P. 19. 51 Brenan G. Op. cit. P. 72. 52 Garcia Lorca Fr. Op. cit. P. 124, 125. 53 Mora J. Guarnido. Op. cit. P. 32—33. 54 О. С. 1. Р. 370. 55 Бахтин М. Указ. соч. С. 12—13. 56 См.: Роднянская И. Б. Кокс X. Г. «Праздник шутов»: (Реферат) // Современные концепции культурного кризиса на Западе. М., 1976. С. 110, 111, 121. 67 О. С. I. Р. 972. 58 В Гранаде Федерико в 1909—1915 гг. учился в школе, хоть и носившей название Святого Сердца Иисуса, но находившейся в руках мирян, а затем, в 1915 г., поступил на факультет литературы Гранадского университета. Лорка увлекся историей искусства, курс которой вел первоклассный преподаватель дон Мартин Дамингес Берруэта, много сделавший для духовного развития студентов, Лорка участвует в организованных Домингесом Берруэтой экскурсиях — 8—16 июня 1916 г. в Баэсу, У беду, Кордову, Ронду, 15 октября — 8 ноября того же года в Эскориал, Авилу, Медину дель Кампо, Саламанку, Самору, Сантьяго де Компостелу, Леон, Бургос, Сеговию, Мадрид. В Саламанке молодой студент познакомился с Унамуно, в Баэсе — с Антонио Мачадо, прочитавшего ученикам дона Мартина поэму «Земля Альваргонсалеса». Эти поездки лягут в основу «Впечатлений и пейзажей». 59 Верлен П. Лирика / Пер. Б. Пастернака. М., 1969. С. 138. 80 Там же. С. 81. 61 Y en la ribera olvidada llena de vago misterio, parecen humo flotante los blancos alamos secos. {Jimenez J. R. Primeros libros de poesia. Madrid, 1964. P. 221) 8L' Тертерян М., Осповат Jl. Пять испанских поэтов // Испанские поэты XX в. М., 1977. С. 10. (Б-ка всемир. лит.). 63 Campoamor Gonzalez A. Vida у poesia de Juan Ramon Jimenez. Madrid. P. 30. 64 Jimenez J. R. Op. cit. P. 603. 65 Dulce ritmo harmonioso//Ibid. P. 175. 88 Ibid. P. 122. 87 Ibid. P. 123, 129, 161. 88 Так, полна реминисценций из Хименеса написанная в 19 лет «Осенняя песня»: Сегодня чувствую в сердце неясную дрожь созвездий, но гаснет в душе тумана моя тропинка и песня. Свет мои крылья ломает, и боль печали и знанья в чистом источнике мысли полощет воспоминанья. (Т. 1. С. 38. Пер. О. Савича) 59 О. С. 1. Р. 14, 15, 34. 35 etc. 70 Как улитка отправилась путешествовать. ..//Т. 1. С. 33. Пер. И. Тыняновой. 71 Гарсиа Лорка Ф. Об искусстве. С. 29. 72 Вакенродер В. Г. Фантазии об искусстве. М., 1977. С. 163. 73 Jimenez J. R. Platero у уо. La Habana, 1974. P. 9. '4 Хименес X. Р. Избранное. М., 1981. С. 209. 75 Там же. С. 38, 39, 261, 277. 7h Эмилия Льннос, с которой Федерико был дружен в 1918 г., вспоминает, что Федерико дал ей почитать «Платеро и я». См.: Gibson J. Op. cit. Т. 1. P. 193. 77 Что же касается некоторых сборников зрелого Хименеса, то в них, например в «Стихах ворожбы и боли», очевидна его близость к Дарио. 78 Lida R. Desde Ruben // Asomante. 1967. N 2. P. 13. 79 О. С. 1. P. 1145—1146. 80 Г арсиа Лорка Ф. Об искусстве. С. 223. 81 Там же. С. 138. 82 Nuestro Ruben Dario. Managua, 1980. P. 81—85. 83 Дарио P. Избранное. М., 1981. С. 52. Пер. А. Шараповой. 84 Nuestro Ruben Dario. P. 90. 8:> E! Modernismo / Ed. L. Lltvak. Madrid, 1975. P. 113. 8G Дарио P. Указ. соч. С. 50. Пер. А. Шараповой. 87 Nuestro Ruben Dario. P. 81. 88 Дарио P. Указ. соч. С. 118—120. Пер. Б. Дубина. 89 О S I R 29 -30 9,1 Т.‘ 1.С. 63. Пер. М. Кудинова. 91 Т. 1. С. 169. Пер. М. Кудинова. 92 Еремина С. И. Комментарии//Garcia Lorca F. Prosa, poesla, teatro. P. 681- 702. 93 О. C. 1. P. 369. 94 Веселовский A. H. Психологический параллелизм и его формы в отражении поэтического стиля//Русская фольклористика: Хрестоматия. М., 1971. С. 155. 95 Еремина В. И. Поэтический строй русской народной лирики. Д., 1978. С. 51. 98 Там же. С. 37—38. 97 Т. 1. С. 184. Пер. Я. Серпина. 98 Там же. С. 167. Пер. В. Парнаха. 39 О. С. 1. Р. 1064. 100 Eich Ch. Federico Garcia Lorca, poeta de la intensidad. Madrid, 1976. P. 88—92. 101 О. С. 1. P. 8, 9, 111, 47. 102 Ibid. P. 9. 103 Ibid. P. 60. ,Л4 Т. l.C. 162, 163. Пер. А. Гелескула. 105 Мочадо А. Избранное. М., 1975. С. 86. Пер. О. Савича. 106 Machado A. Poesias completas. La Habana, 1964. P. 113. 107 Мачадо А. Указ. соч. С. 60. 108 Образ Каина — один из ключевых в «Полях Кастилии». 109 О. С. 1. Р. 34, 56—58, 114 , 345. 1.0 Ibid. Р. 113, 125. 1.1 Фабула //Т. 1. С. 152. Пер. Я. Серпина. (Цикл «Теории* в кн. «Песни».) 112 Allen R. С. The symbolic world of Federico Garcia Lorca. Albuquerque, 1972. P. 182. 113 Baynes И. G. Mythology of the soul. N. Y., 1955. P. 72. 114 Allen R. C. Op. cit. P. 179—180. 1,5 Цит. no: Mode H. Animales fabulosos у demonios. Leipzig, 1977. P. 159 160. 116 Allen R. C. Op. cit. P. 180—181. 117 Serrano Poncela S. Lorca у unicornios//Federico Garcia Lorca: El escritor у la critica. P. 339. 118 T. l.C. 54. Пер. И. Тыняновой. 119 О. С. 1. Р. 37, 38, 105, 107, 133, 134, 257. 120 Веселовский А. А. Миф и символ // Русский фольклор. Л., 1979. Вып. 19. С. 195. 121 Цит. по: Aquirre J. М. Antonio Machado, poeta simbolista. Madrid, 1973. P. 58, 66. 122 Eich Ch.. Op. cit. 123 Неудовлетворенность абсолютизацией техники импрессионизма проявляется в середине 20-х годов в речи о Гонгоре: великий кордовец, считает Лорка, преподал урок, позволяющий осознать «преходящесть человеческих чувств и несовершенство мимолетных их выражений» (О. С. 1. Р. 1036). 124 Аверинцев С. С. Символ//Краткая литературная энциклопедия. М., 1971. Т. 6. С.826—827. 125 Можно вспомнить в этой связи нашего Вячеслава Иванова, выдвигавшего концепцию «мифа как органического выражения народной духовной жизни», пытавшегося «возродить ,,внутри“ своей поэзии фольклорно-мифологические начала» (Аверинцев С. С. Вячеслав Иванов j j Иванов В. Стихотворения и поэмы. Л., 1978. С. 11 — 12). «Их влекло к большим темам, к монументальности, к всенародности, к фольклору, к истокам народного творчества», — пишет о русских символистах Т. Родина (Родина Т. А. Блок и русский театр начала XX в. М., 1972. С. 89), отмечая тяготение к мифу, предполагавшему преобладание коллективных начал над индивидуальными. См. также: Левинтон Г. А. Заметки о фольклоризме Блока//Миф - фольклор — обряд. М., 1978. С. 171 — 185. В частности, Блок пишет, что «заговоры, а с ними и вся область народной магии и обрядности оказались тою рудой, где блещет золото неподдельной поэзии, тем золотом, которое обеспечивает и книжную „бумажную" поэзию — вплоть до наших дней» (Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1962. Т. 5. С. 37). 126 Веселовский А. А. Миф и символ. С. 191. 127 Иванов Вяч. Борозды и межи. М., 1916. С. 124. 123 Ницше Ф. Происхождение трагедии. М., 1902. С. 29. 129 Ницше Ф. Так говорил Заратустра. СПб., 1913. С. 12. 130 Известно, что любая мифология претерпевала историческое развитие, что постепенно шла прогрессивная гуманизация мифа. «Прекрасный Аполлон, этот красивейший юноша и талантливейший поэт, бог света и духовных озарений, уходит своими корнями в седую старину со всей дикостью, людоедством, со всей беспросветной темнотой первобытного общества» (Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. С. 267). Аполлону сперва поклонялись в виде коршуна и жабы, Афина была змеей и т. п. Художественная реконструкция гуманистически наступательной эволюции мифологического мышления дана в «Иосифе и его братьях» Томаса Манна. Иосиф здесь резко разграничивает мифологический обряд и дикарство, считая первый «прекрасной вершиной», а последнее «грязными корнями» (Манн Т. Иосиф и его братья. М., 1968. Т. I. С. 445). Драматизм поэзии: «Поэма о канте хондо» и «Цыганское романсеро» 1 Garcia Lorca F. Obras completes. Madrid, 1978. T. 1. P. 912. Далее: О. С. I или 2. 2 Ibid. P. 914. 3 Morris С. В. «Вгопсе у sueno»: Lorca’s gypsies III Neophilo- logus. 1977. Vol. 61, N 2. P. 230. О. С. 1. Р. 193, 1004, 1019. Alberti R. La arboleda perdida. La Habana, 1975. P. 243 -246. О. С. 1. P. 1003—1005. См.: Фалья М. Статьи о музыке и музыкантах. М., 1971. С. 51, 52. Конен В. Д. Этюды о зарубежной музыке. 2-е изд. М., 1975. С. 408—409. Для ряда специалистов канте хондо и канте фламенко являются синонимами, некоторые же, например Мануэль Риос Руис, вообще склонны обходиться без названия «канте хондо» (см.: Ruiz М. R. Introduccion al cante flamenco: Aproximaciones a la historia у a las formas de un arte gitano-andaluz. Madrid, 1975. P. 25 у pas.). Схожей точки зрения придерживается и один из основателей фламенкологии Антонио Мачадо-и-Альварес. Из современных ученых за Мануэлем де Фальей и Федерико Гарсиа Лоркой следует лишь Иполито Росси, автор книги «Теория канте хондо». См.: Rossy Н. Teona del cante jondo. Barcelona, 1966. Хотя большинство ученых сходятся на том, что jondo — особое андалусское произношение слова «hondo» (по-испански «глубокое», «глубинное»), существует точка зрения, что это деривант еврейского «хом-тоб» («добрый день») — выражения, которым завершались некоторые синагогальные песнопения... Flamenco на испанском языке означает не только определение песенного и танцевального стиля, но и «фламандский» и «фламинго»; отыскивается сходство между абрисом этой птицы или гордыми позами фламандских рыцарей при дворе Карла I и некоторыми фигурами танца. Хосе Мария Кабальеро Бональд считает, что фламенко ведет свое начало от жаргонного слова flamancia (искаженное Пата — Пата — огонь), обозначающего вспыльчивость цыган, которых продолжают называть в Испании flamencos. См.: Caballero Bonald J. М. Luces у sombras del flamenco. Lumen, 1961. P. 14. Гарсиа Лорка Ф. Об искусстве. М., 1971. С. 52, 61. Rossy Н. Op. cit. Р. 27. Гарсиа Лорка Ф. Об искусстве. С. 62. Rossy И. Op. cit. Р. 32—37. Caballero Bonald J. М.Op. cit. P. 15. Первые цыгане осели возле Барселоны в 1447 г. Альтамира-и-Кревеа Р. История Испании. М., 1951. Т. 1. С. 425, 451. 18 Sanchez Ortega М. H. Documentati6n selecta sobre la situation de los gitanos espanoles en el siglo XVIII. Madrid, 1976. P. 30, 52, 75—76. 19 Grande F. Memories del flamenco. Madrid, 1979. Т. 1, 2. 20 Carrillo A. El arte flamenco сото expresion у сото liberation. Almeria, 1978. 21 Grande F. Op. tit. T. 2. P. 465. 22 Alberti R. Op. cit. P. 239. 23 В Германии, в порабощенных ею странах и на территории союзников «третьего рейха» в годы фашизма будет истреблено около 400 тысяч цыган. См.: Sabourin Fornaris J. Mito у realidad en Federico Garcia Lorca. La Habana, 1984. P. 38. 24 O. C. 1. P. 1101. 25 Este pan moreno Como lo traiga en las propias baes Y no pueo comer to. (Cantes flamencos recogidos, у anotados por Antonio Machado у Alvarez (Demofilo). Madrid, 1975, P. 170. (Seguiriyas gitanas; N 59)) La репа у lo que no es pena Todo es pena para mi: Ayer penaba por berte, Solea у mas solea. Ayer penaba por berte, у hoy peno porque te bi. (Ibid. P. 230. (Peteneras; N 16)) 27 «С удивлением и восторгом наблюдаешь, как безвестный народный поэт ухитряется сосредоточить в трех-четырех стихах потрясающе сложную совокупность самых высоких человеческих переживаний» (Гарсиа Лорка Ф. Об искусстве. С. 62). 28 «О бедное мое сердце! Сколько я не наносил тебе ударов, ты никогда не признаешь себя побежденным». Ay probe corason mio. Рог mas gorpes que le doy Nunca se da por bensio. (Cantes flamencos... P. 54. (Soleares; N6)) 29 О. C. P. 1103—1106. 30 Ibid. P. 158. 31 Гарсиа Лорка Ф. Избр. произведения: В 2 т. М., 1975. Т. I. С. 105. Далее: Т. I. 32 Гарсиа Лорка Ф. Об искусстве. С. 62. 33 О. С. 1. Р. 1003, 1013. 34 На «особую цельность» «Поэмы о канте хондо» и «Цыганского романсеро» обратил внимание Густаво Корреа, назвавший эти книги «крупными художественными единицами» (Correa G. La poesia mitica de Federico Garcia Lorca. Madrid, 1970. P. 10). 35 Гарсиа Лорка Ф. Об искусстве. С. 65. 36 На мифологическое ощущение Тьмы указывал А. А. По- тебня: «Кашубская пословица „тьма не ест людей, но валит их с ног“ предполагает мысль, что тьма действительно ест людей, что будет понятно, если вспомнить, что тьма (польское ста, ночной мотылек) есть мифическое существо» (Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М., 1976. С. 208). 37 Т. 1. С. ПО. Пер. В. Парнаха. 38 Гарсиа Лорка Ф. Об искусстве. С. 66. Поразительно, насколько сказанное Лоркой верно по отношению не только к андалусской, но и любой народной поэзии, сохраняющей мифологические представления. Так, в русских народных песнях горе, смерть, кручина мыслят и ходят по земле точно так же, как человек. Действия, которые они производят, «реальны» и полностью персонифицированы. А кручинушка по двору ходит, А печаль ворота отворяет: Ой, и мать у детей умирает. . . .Горе идет так же, как человек, связанное «лыками», препоясанное «мочалами». . . Горе, болезнь, тоска .. . рождаются, творят свое злое дело и умирают. От чего ты, горе, зародилося? Зародилось горе от сырой земли. Из-под камешка из-под серого, Из-под кустышка с-под ракитова. Во лаптишечки горе пообулося, В рогозиночки горе понаделося. Подобные образы позволяют говорить о наличии в песнях «стойких моментов мифологического сознания» (Еремина В. И. Поэтический строй русской народной лирики. Л„ 1978. С. 26—27). 39 Т. 1. С. 118. Пер. М. Самаева. 40 Гарсиа Лорка Ф. Избранная лирика. М., 1960. С. 163. Пер. И. Тыняновой. 41 Т. 1. С. 108. Пер. М. Цветаевой. 42 Песня матери Амарго //Т. 1. С. 137. Пер. А. Гелескула. Густаво Корреа указал на внутреннюю близость и драматическую взаимосвязь образов дороги, лабиринта и перекрестка в поэме Лорки: «крест — это видимый и осязаемый символ перекрестка», перекресток, в свою очередь, становится лабиринтом и кладбищем; в стихотворении «Дорога» «сонные кони несут всадников ,,в лабиринт крестов, где песню бросает в дрожь“» (Correa G. Op. cit. P. 23 у pas.). 44 Т. 1. С. 113. Пер. А. Гелескула. 46 Там же. С. 159. Пер. А. Гелескула. 16 Там же. С. 161. Пер. Я. Серпина. 47 Garcia Lorca Fr. Cordoba. Lejana у sola // Garcia Lorca F. El escritor у la critica/Ed. l.-M. Gil. Madrid, 1973. P. 191. 49 «То, что смерть является чем-то неестественным, считают большинство, если не все из африканских племен, полагающих, что в древние времена люди не умирали» (Parring- ton Е. G. God in African mythology // Myths and symbols. Chicago, 1969. P. 118. 4У Леви-Брюль Jl. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937. С. 155. С.: Jung С. G. Modern man in search of soul. L., 1976. P. 145. 60 Jung C- G. Modern man in search of soul. 51 «Всякий несчастный случай, всякая неудача, провал, потеря, незадача и т. д. воспринимаются как предзнаменование других несчастий и других бед, которые не преминут обрушиться на человека, если другое влияние, являющееся их причиной, не будет нейтрализовано, парализовано. . .» (Леви-Брюль Л. Указ. соч. С. 154). 52 Т. I. С. 126. Пер. М. Самаева. 53 Там же. С. 103. Пер. В. Столбова; С. 107. Пер. А. Гелескула. 54 Вряд ли можно усомниться, что Лорка помнил строчки Овидия: Так сказал — нет пуще того! — Борей и раскинул Мощные крылья свои, и их леденящие взмахи Землю овеяли всю, взбунтовалось пространное море. Вот по вершинам, влача покрывало из пыли, метет он Почву; мраком покрыт, приведенную в ужас и трепет, Темными крыльями он Орифию свою обнимает. (Овидий. Метаморфозы/ Пер. С. Шервинского, М., 1977. С. 165) 55 Т. 1. С. 188—225. Стихи из «Цыганского романсеро» даются в переводе А. Гелескула. 56 СапО' Ballesta J. Una veta reveladora en la poesla de Garcia Lorca: (Los tiempos del verbo у sus matices expresi- vos) // Federico Garcia Lorca: Recopilacion de artfculos. Madrid, 1973. P. 45—76. (El escritor у la crltica). 57 Леви-Брюль Л. Указ, соч. С. 307. 58 Там же. С. 320—321. 59 Романс обреченного //Т. 1. С, 213. Пер. А. Гелескула. 60 Bajo el agua siguen las palabras. («Burla de Don Pedro a caballo») 61 Гарсиа Лорка Ф. Об искусстве. С. 62. 62 Ср. замечание Томаса Манна о том, что в мифологические времена человек «отличал „я“— от „не—я“ менее четко, чем это (со сколь сомнительным правом, было уже намеком замечено) делаем мы. . .» (Манн Т. Иосиф и его братья. М., 1968. Т. 1. С. 138).
|
|||
|