Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ 6 страница



Выполняли ли эти перечисленные в Деян. 6:5 семь мужей диаконское служение? Традиционное истолкование Деян. 6 приводит к заключению, что эти мужи были первыми диаконами. Обратите внимание на то, что стихи 1-2 говорят: «Вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии [diakoneo]потребностей... не хорошо нам, оставивши слово Божие, пещись[diakonia] о столах». Некоторые заявляют, что употребление этих слов в их оригинальном смысле предполагает избрание этих мужей на диаконское служение.

Другим аргументом в пользу отнесения этих людей к сану диаконов является то, что история первой церкви подтверждает назначение диаконов на административное служение, включая раздаяние потребного беднякам. Все это имело место после апостольской эры. Следует также добавить, что послеапостольская церковь в Риме ограничивала число диаконов до семи служителей в течение многих лет. Она по-видимому, переняла это число из Деян. 6, где приводятся имена семи избранных служителей.

Но, по-прежнему, по целому ряду причин предположение о том, что эти семь мужей были избраны на диаконское служение, можно опровергнуть. Употребление слов diakonia и diakoneo еще ни о чем не говорит, потому что diakonia используется в Деян. 6:4 и в отношении труда самих апостолов. Поэтому нет никакого основания приходить к заключению, что в стихе 5 речь идет о служении диаконов. В другом месте Писания упоминаются лишь двое мужей из числа семи избранных, а именно: о Стефане и Филиппе, но нигде они не называются диаконами.

Не забывайте о том, что Деяния Апостолов были написаны в самые ранние годы существования церкви. Мы уже заметили, что ни одно из посланий, адресованное определенным церквям, не содержит признания служения диаконов как церковного установления, за исключением, пожалуй, некоторых указаний в Послании к филиппийцам. И нет полных оснований, по прочтении этих посланий, считать, что должность диакона была учреждена в Деян 6. В конце книги Деяний и в нескольких посланиях церквям упоминаются пресвитеры, но не диаконы. Если диаконское служение было установлено во время событий, излагаемых в Деян. 6, как церковное установление, то довольно странно, что о диаконах больше никогда не говорится в книге Деяний.

Обратите внимание на слово «служба» в Деян. 6:3. Оно предполагает, что семи мужчинам было поручено задание оказать единовременную помощь в критической ситуации, но не говорит об обязательном учреждении диаконского служения. Их служба была продиктована насущной нуждой. Никто из семи мужей не упоминается далее как служитель по раздаянию по потребностям.

Заметьте, что семеро избранников носят греческие имена. Если бы эти мужи были назначены на постоянное служение в Иерусалимскую церковь, то было бы довольно странно, что выбраны только греки. На постоянное служение в Иерусалимскую церковь, наверняка, были бы назначены не греки. Было бы естественно придти к заключению, что семь греческих христиан были избраны на временное служение по оказанию помощи эллинским вдовам, которыми пре­небрегали. Эти мужи были знакомы с ситуацией и знали свой народ.

Лучше всего рассматривать события, описанные в Деян. 6, как старание Иерусалимской церкви, направляемое на разрешение временной кризисной ситуации, и призвание семи мужей – как временное служение.

Если те, о ком упоминается в Деян. 6:5,
не были диаконами, то кем?

Если диаконское установление поддерживалось как официальное служение, то о нем упоминалось бы в Деян. 11. Через шесть или семь лет после событий, передаваемых Деяниями Апостолов, в Иудее наблюдался голод. В ответ на нужду верующих в Иерусалиме Антиохийская церковь послала им в помощь пособие: «Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, пославши собранное к пресвитерам чрез Варнаву и Савла» (Деян. 11:29-30).

Сравнение Деян. 6:1-6 и 11:29-30 приводит к предположению, что настоящее служение по удовлетворению потребностей в Иерусалимской церкви было поручено пресвитерам, а не диаконам. Если бы в Деян. 6 был учрежден в официальном порядке диаконат, занимающийся постоянным трудом по удовлетворению потребнос­тей нуждающихся, то антиохийская церковь послала бы собранные средства этой группе служителей.

Теперь давайте посмотрим на мужей, избранных в Деян. 6. Стих 8 гласит, что Стефан, «исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе». Его функция не была типичным занятием для диакона, что позже упоминается в 1 Тим. 3. Он был искусен в проповеди Писания и по своим дарам был почти равен апостолам. Он совершал великие чудеса и знамения.

В Деян. 21:8 мы читаем повествование о Филиппе, который описывается как евангелист. По свидетельству Деян. 7 о проповеди Стефана и Деян. 8 о евангелизационном труде Филиппа можно предположить, что те семь мужей из Деян. 6:5 были ближе по своим обязанностям к пресвитерам, нежели к диаконам. Они выполняли административные обязанности, осуществляя попечение, включавшее широкий круг задач, некоторые были искусны в Слове, а некоторые призывали в своем евангелизационном труде погибающих к покаянию. Они были исполнены Святым Духом, верой и мудростью, а некоторые из них совершали чудеса и знамения (ср. Деян. 6:8; 8:6-7).

Довольно примечательно, что было избрано только семь человек. Как могли семь мужей осуществлять попечение о таком большом числе людей с их многочисленными нуждами, перед которыми стояла Иерусалимская церковь? На то, чтобы только раздавать потребное, понадобилось бы больше, чем семь человек. По-видимому, эти семь избранных принадлежали к числу наиболее опытных и подходящих для этой цели духовных руководителей, учителей, и уважаемых, и почитаемых мужей. Своим трудом они дали возможность апостолам свободно посвятить себя более важным задачам: молитве и служению Словом.

Хотя мы не можем определенно заявить, говорят ли Деян. 6 о церковных установлениях пресвитеров или диаконов, но мы ясно можем видеть нужду в двух сферах служения: в одной наставление и молитва (ст. 4), которые являются духовным попечением о людях, в другой – нужда административного порядка, предусматривающая заботу о нуждах (ст. 1-3), которая включает как духовное, так и физическое попечение.

Семеро мужей в Деян. 6:5 не просто занимались раздачей еды нуждающимся. Их задача была гораздо обширней. Мы знаем, что Стефан и Филипп были сильными и вдохновенными проповедниками Слова. Некоторые могут предположить, что остальные из перечисленных в Деян. 6:5 не были таковыми. Но сразу же после того, как эти мужи были избраны народом, «поставили их пред Апостолами и сии, помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6:6-7). Это указывает на то, что эти семеро человек были составной частью умножающейся первохристианской церкви. Можно также вынести предположение, что они по своим функциям являлись более пресвитерами, нежели диаконами.

Нет также указаний на то, что все семеро продолжали свое служение и после кризисной ситуации. Стефан претерпел мученическую смерть вскоре после своего избрания. Начавшееся в то время гонение на христиан в Иерусалиме рассеяло всю группу. Как было замечено, Деян. 11:29-30, об этой группе больше нигде не приводится никаких упоминаний. Но мы читаем о группе пресвитеров. Если кто-то из числа семерых избранных остался в живых, то они, вероятно, были пресвитерами или помощниками апостолов, но не диаконами.

 

Говорится ли где-нибудь в Писании об официальном служении диаконов?

Рассмотрев несколько отрывков, которые являются общими или сомнительными в отношении диаконского установления как формы церковного управления, необходимо обратить внимание на одно место в Новом Завете, в котором определенно об этом установлении говорится: «Диаконы также должны быть честны, не двуязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы» (1 Тим. 3:8). Ключ к истолкованию данного отрывка состоит в слове «также». Оно относит нас назад к стиху 1, в котором мы находим утверждение:

«Если кто епископства желает». Это выражение служит указанием на то, что диаконы занимаются общепризнанным служением, как и пресвитеры.

Пресвитерам в их труде помогают диаконы, и основное установление церковного руководства не нуждается в более сложной структуре, чем существующая.

К моменту написания этого послания (60-ые годы н.э.) церковь развилась до такого предела, когда вполне сложились указания относительно духовных качеств церковных руководителей, но наставления по организационному порядку отличались своей ограниченностью. Это происходило по Божественному промыслу. В организационном строе различных церквей отмечается большая гибкость и подвижность, обусловленные тем, что Бог знал, что с течением времени и в различных культурных средах ситуация и нужды будут меняться. Библия делает основной упор не на организацию, а на чистоту и духовную глубину руководителей церкви. Какими качествами должен обладать диакон?

Качества диаконов можно подразделить на две категории: личные черты характера и духовные особенности.

Личные черты характера. Павел перечисляет четыре личные черты характера. Первая заключается в том, что диаконы должны быть честны (1 Тим. 3:8). Это означает, что они должны быть достойны уважения и отличаться серьезностью, не рассматривать серьезные вопросы легкомысленно. В другом переводе говорится, что диаконы должны быть степенны. Греческое слово semnos, переведенное как «степенность» означает «почитаемый, уважаемый, отличающийся высокой репутацией, уравновешенный, серьезный, полный достоинства». Тот же термин появляется в Тит. 2:2, где говорится о том, чтобы «старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении» (курсив мой – Дж. М.).

1 Тим. 3:8 также говорит о том, что диакон не должен быть двуязычным или человеком, говорящим одним – одно, другим другое, передающим злостные сплетни. Во всех своих речах они должны проявлять постоянство и благочестие. Затем, диаконы не должны быть пристрастны к вину. Их же должно характеризовать ясное мышление и самообладание. Наконец, Павел говорит нам, что диаконы не должны быть корыстолюбивы. Это является важной чертой в связи с ответственностью диаконов за сбор материальных средств. Поэтому они не должны иметь корыстолюбивых устремлений. 1 Тим. 6:9 говорит, что низменное желание приобре­тать материальные блага вводит человека в грех и пагубу.

Духовные особенности. Павел также приводит перечень духовных качеств. Первое состоит в том, что диакон должен хранить «таинство веры в чистой совести» (1 Тим. 3:9). Иными словами, он должен иметь убеждения, основанные на знании истинного библейского учения. Чистая совесть означает вести жизнь согласно своим убеждениям. Ему нужно держаться веры и прилагать истину к своей жизни.

Второе духовное свойство диаконов приводится в стихе 10: «Если беспорочны, допускать до служения». Те люди, которые не отличаются этой беспорочностью, не годятся на диаконское служение.

Третьим духовным качеством диакона, так же как и пресвитера должна быть моральная чистота, что и предполагает стих 12. Но это не обязательно означает, что диакон никогда не разводился, если только развод не произошел по его вине или если из-за развода он не впал в поношение; тогда это послужит серьезным препятствием в его назначении на диаконское служение. Главное состоит в том, что диакон должен быть преданным и верным своей жене. Греческий текст буквально гласит: «Диакон должен быть одноженцем». Это определение не обязательно отражает свойство характера человека, но обращает внимание на сугубую преданность своей жене.

Четвертая характерная черта духовной жизни диакона заключается в правильном управлении своими домашними. Диакон должен быть «хорошо управляющий детьми и домом своим» (ст. 12). Он должен продемонстрировать способность в этом отношении. Данная способность по управлению детьми и домашними является пробным качеством в наделении полномочием к церковному служению.

Хотя для вступления на руководящие должности пресвитера и диакона необходимы особые качества, это не означает, что рядовые члены общины не должны достигнуть их. Каждый должен притязать на диаконское служение, не зависимо от того, является ли это официальным служением в церкви или просто трудом по оказанию помощи и поддержки членам тела Христова. Для каждого верую­щего приобретение качеств, перечисленных в 1 Тим. 3, должно быть руководством и целью.

Что говорит Библия о диакониссах?

1 Тим. 3:11 начинается такими словами; «Равно и жены их должны быть честны». И еще раз слово «равно» относит нас к установлению церкви, к служению сестер в качестве диаконис.

В Рим. 16:1 мы читаем: «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу [diakonon] церкви Кенхрейской». Фива получила церковное призвание за свое служение. Вполне вероятно, что она выполняла официальные обязанности в Кенхрейской церкви в качестве диаконисы.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Качества, необходимые для духовного
 руководства

 

Характер и эффективность церкви, в целом, имеет прямую зави­симость от качественных особенностей ее руководства. Именно по этой причине Библия подчёркивает важность поставления достойных духовных руководителей в церкви и показывает специфические качества, которыми должны обладать кандидаты на это святое служение. Несостоятельность следовать этим качествам вызвала многие проблемы, с которыми церкви по всему миру сталкиваются в настоящее время.

Следует отметить примечательный факт, что при описании качеств епископа Павел обращает основное внимание на характер, а не на должностные обязанности. Человек соответствует своему назначению благодаря своим внутренним качествам, а не тому, что он делает. Если он грешит и тем самым порочит себя, то подвергается дисциплинарным мерам перед лицом всей общины (1 Тим. 5:20). Церковь должна ревниво относиться к этому священному установлению, оберегая его.

Духовные качества для руководящего служителя обязательны для всех. Я убежден, что они способствуют принятию решения призывать Богу человека или нет на служение в церкви. Библейские школы и семинарии могут снабдить необходимыми знаниями для служения; церковные комитеты могут расширить возможности для служения; но только Бог может призвать человека и подготовить его для этого труда. Призыв на служение – это не просто оценка своих талантов и способностей и затем выбор наилучшей возможности для работы. Это побуждение, вызванное Святым Духом, на служение Богу в Его церкви в качестве Божьего мужа. Те, кого Бог призывает на Свой труд, должны соответство­вать определённым качествам.

Почему качества столь велики? Потому что народ должен равняться на руководителей. Как говорил Осия: «И что будет с народом, то и со священником» (Ос. 4:9). А Иисус говорил: «Но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его» (Лук. 6:40). Библейская история показывает, что народ редко поднимается выше духовного уровня своего руководства.

1 Тим. 3 тщательно очерчивает духовные качества людей, стоящих у власти. Павел особенно говорит о качествах пресвитеров в стихах, которые мы собираемся рассмотреть (см. 1-7), но обратите внимание: единственная значительная разница между качествами пресвитера и диакона состоит в том, что пресвитер должен быть учителен, т.е. проявлять способность в учительстве (cpав. ст. 1-7 и 8-13).

Павел начинает главу 3 с заявления о том, что тот, кто желает епископства, доброго желает (ст. 1). Но никто не должен основывать избрание на руководящее служение по одному только желанию. Церковь несёт ответственность за рассмотрение качеств кандидата в соответствии со списком, приведенным встихах 2-7.

 

«Непорочен» – человек с безупречным характером

Павел пишет: «Епископ должен быть непорочен» (ст. 2). Слово «должен» подчёркивает абсолютно необходимое качество епископа: непорочность. Она является фундаментальным, всеобщим требованием. В действительности, другие качества, перечисляемые Павлом в стихах 2-7, определяют и иллюстрируют понятие «непорочный».

Греческий текст говорит о проявлении непорочности в настоящее время. Он не упоминает о грехе, совершенных человеком до его возрастания в вере, если только эти грехи не продолжают оказывать на его жизнь губительное влияние. Никто не отличается абсолютной беспорочностью. Основной смысл непорочности заключается в ее поддержании.

«Непорочен» (ст. 2) означает «не подлежащий задержанию». Непорочного человека нельзя подвергнуть задержанию как преступника за недозволенные действия. Его не в чем обвинить. Он безупречен в своём поведении,в своих поступках.

Жизнь церковного руководителя не должна быть запятнанной каким-либо грехом или пороком: будь то поведение, привычка или случайное обстоятельство. Нельзя сказать, что он должен отличаться совершенством, но в его характере не должно наблюдаться ни одного явного изъяна. Он должен быть образцом благочестия и призывать общину следовать своему примеру (Фил. 3:17). Народ должен иметь полную уверенность, что он не введёт его в грех.

Духовных руководителей должна отличать непорочность, потому что они для общины пример для подражания. В связи с тем, что вы несёте ответственность за подражание своим благочестивым руководителям (Евр. 13:7,17), то Бог требует также и от вас непорочности. Разница состоит лишь в том, что некоторые грехи могут послужить отстранению церковных руководителей от руководства на всю жизнь, но не верующих, играющих в церковной жизни менее существенную роль. Но, несмотря на это, Бог требует непорочности от всех верующих (ср., Еф. 1:4; 5:27; Фил. 1:10; 2:15; Кол. 1:22; 2 Пет. 3:14; Иуд. 24).

Церковный руководитель отстраняется от служения, когда в его жизни имеется тёмное пятно, которое сообщает другим, что можно жить в грехе и одновременно с этим быть духовным руководителем. Всегда находятся недоброжелатели, которые выискивают возможности дискредитировать репутацию Христа и опорочить Его церковь. Руководитель, совершающий грех, играет на руку таким людям, давая им этим самым повод оправдывать своё неверие.

То, что многие пасторы впадают в греховное состояние и тем самым отстраняются от служения, не случайно. Сатана неустанно ведёт свою подрывную деятельность с целью опорочить репутацию духовных руководителей, и этим самым повредить их служению и навлечь поношение на Христа, Поэтому духовные руководители должны тщательно охранять свои мысли и действия и быть всегда настороже. Общины же призваны искренно молиться за дарование силы своим руководителям.

Я считаю, что дьявол нападает на духовных руководителей, выставляя на их пути наиболее сильные искушения, чем на пути большинства рядовых христиан. Это объясняется тем, что те, кто ведет вперёд силы истины и света против царства тьмы, столкнутся с сильнейшей оппозицией со стороны врага.

Пастор, жизнь которого запятнана грехом, подобен запачканному оконному стеклу, которое, в религиозном смысле, не пропускает наружу свет. Именно по этой причине непорочность открывает перечень всех качеств, которыми должен обладать кандидат на пост духовного руководителя. Пуританин Ричард Бакстер, живший в XVII веке, писал:

Остерегайтесь жить в грехе, который вы разоблачаете в других и бытьвиновным в том, что вы повседневно осуждаете. Не получится ли так, что избрав себе за труд прославление Бога, вы опорочите его своими делами, как многие другие? Что провозгласив силу и владычество Христа, вы сведете её на нет и сами впадете в непокорность? Что проповедав Его законы, умышленно нарушите их?

Если грех – это зло, то почему вы живёте в нём? Если нет, то почему убеждаете людей отвращаться от него? Если пребывание в грехе опасно, как вы можете отваживаться идти этим гибельным путём? Если же нет, то почему вы убеждаете людей в обратном? Если истинны Божьи грозные предупреждения, то почему вы их не страшитесь? Если же в них нет истины, и они являются лишь ложной тревогой, то зачем напрасно тревожить ими людей и подвергать их такому страху без причины?

Знаешь ли ты «праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти», но продолжаешь их делать? «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Говоря «не прелюбодействуй», или не пьянствуй, или не кради, не делаешь этого сам? «Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога»? Что может язык, который разоблачает зло, сам говорит зло? Могут ли уста, которые порицают и порочат ближнего, открыто осуждать эти и подобные им явления в других людях?

Осуждая грех, сами берегитесь не впасть в него, стремясь свести на нет его влияние в других, не поддайтесь ему сами: «Ибо, кто кому служит, то того и раб». Кому вы отдаёте себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности». О братия! Легче упрекать в грехе, нежели его победить.

Бакстер также писал:

Когда ваш разум отличается святым небесным складом ума, то члены вашей церкви приобщаются к его плодам. Ваши молитвы, славословия и учения будут для них сладостны и приятны и будут звучать, как небесная музыка. Они, несомненно, почувствуют, когда вы провели с Богом тесное общение, и то, что больше всего лежит у вас на сердце, будет более всего входить в их уши ...

Когда мое сердце безучастно, мои проповеди не трогают; когда оно в смятении, мои проповеди смутны. Я часто наблюдаю, это по лицам моих слушателей: когда мои проповеди холодны, их лица безучастны и произносимые ими молитвы в точности напоминают мои проповеди ...

О, братия, блюдите свои сердца. Оберегайте их от похотей, страстей и мирских наклонностей: проводите свою жизнь в вере, любви и рвением, чувствуйте себя свободными и соединёнными с Богом... Берегитесь того, чтобы ваш пример не противоречил вашему учению... Одно горделивое, грубое, высокомерное слово, один бесполезный спор и препирательство, один алчный поступок – всё это может свести на нет ваши проповеди и уничтожить плод ваших рук.

Как защититься духовному руководителю от нападок сатаны? Ответ на этот вопрос можно выразить тремя словами: Писанием, молитвой и общением. Давил говорил: «В сердце моем сокрыл я слово Твоё, чтобы не грешить прел Тобою» (Пс. 118:11). Постоянное пребывание в Живом Слове сохраняет от греха и очищает нас (ср. Иоанн. 15:3). К великому сожалению, многие духовные руководители не прилагают усилий, чтобы пребывать в Слове, а удаляются от него. Возможно, сама специфика их служения не требует от них ежедневного изучения Слова и они не входят в регулярное общение с истиной, освещающей всю сущность человеческого естества. Или, может быть, они впали в самоудовлетворение и пренебрегли Словом. Если так, то они пренебрегли силой, исходящей от служения Святого Духа, которое Он производит через Своё Слово, и серьёзно ослабили себя в духовном отношении.

Своей молитвой мы признаем свою зависимость от Бога в получении духовной силы и победы. Она помогает нам во всех наших нуждах. Общение также играет не менее важную роль. В своих духовных борениях я черпаю великую силу и утешение от окружающих меня братьев и сестер, которые переживают такую же борьбу.

Говоря о том, что епископы должны быть непорочны, апостол Павел, конечно, не утверждал, что человек должен быть совершенным или что никто не пригоден на это служение. Однако ясно одно, он имел в виду то, что у человека не должно быть такого греха, который бы порочил его репутацию и ставил под сомнение его характер. Когда Павел представляет другие качества епископов, то просто разъясняет отдельные черты непорочности.

 

«Муж одной жены» – морально чист

Согласно моему разбору греческого текста, выражение «Муж одной жены» не наилучшим образом передаёт значение текста. Я считаю, что лучше перевести слова «жена» (gunaikos ) и «муж» {апег ) как «женщина» и «мужчина». Греческая конструкция ставит главное смысловое ударение на слове «один», этим самым выделяя идею мужчины-одноженца.

Павел поместил это качество преданности своей жене на первое место в перечне всех остальных характеристик, потому что это является той сферой, где служители часто впадают в грех и отстраняются от своего труда. Поэтому следует уделить этому качеству серьёзное внимание.

Приводилось много различных толкований этого качества. Традиционным признанием пользовалось дословное понимание фразы «муж одной жены». Согласно ему пресвитер может быть только мужем одной жены, но религиозная и культурная обстановка времени, в котором жил Павел, делает намек не на полигамию. Она не практиковалась ни евреями, ни римлянами.

Некоторые утверждают, что человек не может быть пресвитером, если он по какой-то причине вступил в повторный брак. Но Павел имеет в виду не это положение, потому что Бог позволяет вступление в повторный брак из-за смерти одного из супругов (1 Тим. 5:9-15; Рим. 7;2-3; 1 Кор. 7:39).

Другие говорят, что Павел запрещает разведенным служить в качестве пресвитеров. Но если бы Павел ссылался на развод, то он бы так и разъяснил это положение: «Пресвитер должен быть человеком, который никогда не разводился с женой». Но даже это утверждение могло бы вызвать проблему, потому что Библия учит, что повторный брак после развода позволителен Богом в двух обстоятельствах.

Во-первых, развод оправдан тогда, когда один из супругов совершает прелюбодеяние. Иисус говорил духовным вождям: «Сказано также, что если кто разведётся с женою своею, пусть даст ей разводную» (Мтф. 5:31). Многие израильтяне разводились со своими жёнами по незначительным причинам, и для этого требовалось только заполнить необходимые документы.

Но Иисус сказал: «Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подаёт ей повод прелюбодействовать: и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мтф. 5:32). В этом заявлении предполагается, что те, кто разводится не из-за прелюбодеяния, а по иной причине, как сами становятся прелюбодеями, так и их новые жены.

Я считаю, что «прелюбодеяние», упоминаемое в этом контексте, имеет отношение к незаконной половой связи. Бог в Своём милосердии позволяет невиновной стороне освободиться от уз с таким нечестивым супругом. Только после этого верующий имеет право на повторное вступление в брак.

По закону Ветхого Завета, если супруг совершает прелюбодеяние, то его могут забить камнями до смерти. Это освобождает другую сторону и открывает возможность повторного брака. Хотя Бог больше не требует смерти неверного супруга, грех прелюбодеяния не теряет своей серьёзности. Но следует ли из этого, что Бог в Своей благодати, пощадив жизнь прелюбодея, наказывает невиновного супруга, требуя, чтобы он на всю жизнь оставался одиноким. Я не думаю, что этотак. Благодать, пощадившая жизнь человека, впавшего в блуд, также щадит и невиновную сторону, разрешая ей повторно вступить в брак.

Во-вторых, развод оправдан в том случае, когда неверующий оставляет супругу. В 1 Кор. 7:15 Павел говорит; «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь». Если неверующая сторона желает развестись, то верующая вольна ее отпустить. Бог не требует от вас, чтобы вы продолжали жить с таким партнёром.

Некоторые утверждают, что 1 Тим. 3:2 запрещает холостым мужчинам нести служение в качестве пресвитера. Но подобное положение опровергается тем, что Павел, будучи епископом (1 Тим. 4:14; 2 Тим. 1 :б), сам не состоял в браке (1 Кор. 7:7-9).

Слово «одноженец» совсем не имеет отношения к семейному положению. Павел приводит моральные качества для духовного руководства, а не подчёркивает, каким должен быть социальный статус. «Одноженец» говорит о характере человека и о состоянии его сердца. Если он состоит в браке, то должен быть исключительно предан своей жене. Если же нет, то это не значит, что он должен быть всеобщим любимцем у женщин.

К сожалению, можно быть женатым на одной женщине и не быть одноженцем. Иисус говорит: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» (Мтф. 5:28). Павел говорит Тимофею, что мужчина, будь он женатым или нет, испытывающий вожделение ко многим женщинам, непригоден к служению. Пресвитер должен любить только свою жену, данную ему Богом и только к ней должны быть обращены его желание и помыслы.

Моральная чистота – главное качество в служении. Именно поэтому Павел поместил это качество в самом начале своего списка.

 «Трезв» – не впадает в крайности

Греческое слово nephalios, переведенное как «трезв», означает «без вина» или «не замешен с вином». Этот термин говорит о трезвости, чему полной противоположностью является опьянение. В библейские времена вино служило обычным напитком. В связи с тем, что климат Палестины отличался сильной жарой и сухостью, то часто появлялась необходимость поглощать большие количества вина для восполнения телесных запасов жидкости, потерянной при жаре. Во избежание пьянства вино обычно смешивалось с большим количеством воды. Даже в этом случае отсутствие холодильных установок и ферментативные особенности вина делали пьянство настоящей проблемой.

Хотя вино может веселить человека (Суд. 9:13), и полезно при лечении некоторых болезней, например, при недугах желудка (1 Тим. 5:23), и облегчает боль в предсмертных страданиях (Прит. 31:6), злоупотребление им довольно частое явление. Поэтому в Прит. 20:1 говорится: «Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекаю­щийся ими, неразумен».

Прит. 23:29-35 гласит:

У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жён, и сердце твоё заговорит развратное; и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. И скажешь; «Били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.