Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ 3 страница



История не раз демонстрировала нам, что из-за разврата церковных руководителей служение может быть сведено на нет. Служители, занимающие ответственные посты, в этой сфере уязвимы для греха, если перестают бодрствовать. Мы все должны сохранять абсолют­ную моральную чистоту.

Превосходный слуга проводит служение
согласно учению Библии

«Доколе не приду, – говорил Павел Тимофею. – занимайся чтением, наставлением, учением» (1 Тим. 4:13). Греческий глагол prosecho переводится как «занимайся чтением». Стоящий в повелительном наклонении, он предполагает наказ Павла, который должен постоянно выполняться. Павел повелевает Тимофею постоянно уделять внимание чтению, наставлению, учению. Это должно было прочно войти в жизнь Тимофея. Комментатор Дональд Гутри говорит, что этот глагол «предполагает предшествующую личную подготовку». Тот же глагол употребляется в Евр. 7:13 при упоминании о священнослужителях, которые были постоянно заняты своим служением у жертвенника. Поэтому Тимофей должен был поместить в центре своего служения чтение, наставление и учение.

Чтение. В стихе 13 перед греческим словом, переведенным как «чтение», стоит определенный артикль. Тимофею необходимо уделять внимание «определенному чтению». В служениях первой церкви чтению Писания было отведено определенное время. За ним следовало пояснение прочитанного текста.

Образец подобной проповеди, включающей в себя пояснение, содержится в Неем. 8:8: «И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное». Писание нуждается в пояснении, чтобы народ его мог понимать. Вполне очевидно, чем дальше мы удаляемся в культурном, географическом, лингвистическом, философском и историческом отношениях от оригинального текста Писания, тем более умножается необходимость тщательно исследовать эти факты. Это задача достойная внимания библейского учителя и заслуживающая того, чтобы приложить к ней необходимые усилия.

Наставление. Если чтение и пояснение текста Писания раскрывает его смысл, то, что же подразумевается под наставлением? Это призыв к народу применять эти истины в своей жизни. Наставлять значит предупреждать людей о грядущем возмездии, призывая их к послушанию. Мы обязаны обращаться к людям, наставляя их должным образом реагировать на Божье Слово, говоря о благословениях или о последствиях их действий. Наставление затрагивает человеческую совесть, обязывая ее изменить что-то в поведении.

Учение.Греческое слово didaskalia, переведенное как «учение» подразумевает систематическое поучение из Божьего Слова, как в индивидуальном порядке, так и в групповом. В пастырских посланиях встречается 15 раз. Это дает нам представление о важности учения в церковной жизни. Нет ничего удивительного в том, что пастор должен быть «учителей» (1 Тим. 3:2). В связи с тем, что вся церковная жизнь вращается вокруг учения Божьего Слова, как можно надеяться, не будучи опытным учителем Слова, на руководство в церкви?

1 Тим. 5:17 гласит: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении». Чем больше человек преподает Божье Слово, тем в большем почете он находится. Очень печально сознавать, что многие служители всецело посвятили себя хорошим, но не самым важным занятиям и устремлениям.

Нам нужно быть неутомимыми учителями Божьего Слова. Пуританский священник Джон Флавел писал: «С нами не должно случаться так, как с другими работниками: как только они находят себе труд, так сразу его бросают. Да не произойдет подобного с нами». Представьте столяра, который оставил неоконченной работу и возвратился к ней на следующее утро. Флавел продолжает: «Грех и сатана сводят на нет почти весь совершаемый нами труд. Впечатление, которое мы производим на людей в одной проповеди, испаряется и исчезает прежде, чем мы приступаем к следующей».

Мы боремся с этим все время. Поэтому я часто повторяю большую часть того, чему учу. Каждый хороший пастор и учитель знает, что люди забывают его наставление. Поэтому необходимо неустанно повторять. Но ему нужно также сознавать, что люди привыкают к его учениям и перестают обращать на них внимание, потому что им уже становится скучно от напоминания уже слышанного. Основная задача состоит в том, чтобы учитель еще раз преподносил свое наставление так, чтобы оно казалось всегда свежим и новым. Мне было бы очень легко собрать сотню проповедей, отправиться на улицу и проповедовать их снова и снова. Для меня же гораздо труднее и важнее оставаться на том же месте, повторять одно и то же неоднократно, но в таком виде, чтобы люди думали, что я преподаю им нечто новое, чего они никогда не слышали. Если вы занимаетесь изучением Библии, то заметите, что Писание поступает аналогично. Его принципы неоднократно повторяются в различных контекстах и посредством различных ситуаций и повествований.

 

Превосходный слуга исполняет свое призвание

В 1 Тим. 4:14 Павел пишет: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства». Можно встретить таких людей, которые берутся за служение и отпадают от него, потому что они с самого начала не были призваны на него. Но подчас и те, кто призван на служение, отпадают, и это ни что иное, как бегство и оставление того поста, на который предназначил их Бог.

Фраза «не неради о даровании» может служить указанием на то, что Тимофей был на грани этого нерадения или уже впал в него. Он, возможно, даже был готов оставить дарование, то есть дошел до такого предела, когда человек не может справиться с внутренним и внешним давлением обстоятельств. Греческий глагол, переведенный как «не неради», употребляется в повелительном наклонении. Это – повеление, предусматривающее определенный стереотип поведения. Греческое слово, переведенное как «дарование», служит ссылкой и упоминанием на данный от Бога дар благодати. Каждый верующий человек наделен даром, который является средством, посредством которого Божий Дух оказывает служение другим людям. Исчерпывающий перечень всех даров передан в Рим. 12 и 1 Кор. 12, и ссылками в Еф. 4 и 1 Пет. 4.

Я склонен считать, что духовные дары – это божественные полномочия. Они даются нам Божьим Духом для того, чтобы мы послужили выполнению Его замысла. Церковь состоит из многих людей и функционирует как тело, где каждый верующий составляет его часть. Данные нам от Бога дары в общей сложности дают возможность телу функционировать надлежащим образом. У Тимофея был дар учительства. Именно по этой причине Павел повелевает ему учить, проповедовать, внушать и увещевать. Он должен трудиться как евангелист, совершая свое служение (2 Тим. 4:5). Он был одарен в области евангелизма, проповедования, учительства и руководства – все это вместе взятое составляло его уникальный духовный дар.

У каждого из нас один духовный дар, сочетание различных даров Святой Дух вложил в нас. Подобно тому, как художник способен создать огромное множество цветов, благодаря смешению десяти или более красок, которые он имеет в своей палитре, так и Святой Дух соединяет дары в уникальную комбинацию в каждом из вас, чтобы создать совершенное сочетание. И в результате этого вы занимаете в Теле Христа особенное положение, обладая способностью проводить служение, как никто другой.

В стихе 14 Павел говорит Тимофею, что ему был дан дар по пророчеству. Это высказывание является объективным подтверждением того, что Тимофей был призван на служение. Я считаю, что он получил этот дар не через пророчество, а через прямое откровение от Бога при его публичном подтверждении.

Я должен добавить, что переживание Тимофея при призыве на служение было не совсем обычным. Я совершаю свое настоящее служение не потому, что получил откровение от Бога. Дар Тимофея имел подтверждение в апостольскую эру. В наши дни объективное подтверждение обычно совершается по провидению, а не по прямому откровению. Бог часто подтверждает ваш призыв на служение устройством ваших обстоятельств и путем Своего водительства и управления людьми, с которыми вам приходится встречаться и иметь дело. Несколько молодых людей попросило моего совета, следует ли им поступать учиться в семинарию. Один из них сказал: «Я чувствую побуждение к служению Словом, но не знаю, следует ли мне поступать в семинарию». Я спросил: «У вас есть возможность учиться в семинарии?» На это последовал утвердительный ответ. Я задал ему вопрос: «Можете ли вы платить за учебу?» И на это он ответил положительно. Затем я спросил, есть ли в той местности хорошая семинария. Он ответил «Да». Тогда я сказал: «Не выглядит ли общая картина так, словно Господь устраивает в Своем провидении все эти обстоятельства?» Он ответил, что это вполне вероятно. Итак, когда вы чувствуете внутреннее побуждение к какому-то труду и обстоятельства сопутствуют вашему желанию, то это может с полным основанием служить Божьим предопределенным подтверждением.

«С возложением рук священства» (1 Тим. 4:14) было всеобщим подтверждением призвания Тимофея. Церковь подтвердила его дар. Я думаю, что это имело место во времена, которые описываются в Деян. 16:1-5.

Когда Тимофей был рукоположен на служение, то акт, что именно он соответствует своему назначению, явился признанием церкви. Святой Дух подтвердил Свой призыв устами пророков. А личное желание Тимофея проповедовать и учить подтверждает его призыв. Именно таким методом продолжает пользоваться Бог в призвании людей на служение. Первым делом человек должен испытывать желание и стремление к служению. Затем, посредством стечения обстоятельств Божье провидение должно быть под­тверждением Божьего провидения. И, наконец, группа духовных руководителей путем общего возложения рук признает то, что он соответствует данному служению. Вот так Павел ободрял Тимофея, чтобы тот выполнял призвание, возложенное Богом, и не проявлял нерадения о даре, который служил подтверждением этого призвания.

Можно встретить много людей, которые служат недолго и сворачивают с пути. Они подобны метеориту, стремительно пролетающему по небу, или свече, которая быстро угасает. Но я весьма почтительно отношусь к тем людям, которые проявляют верность служению Божьим Словом до конца своей жизни, и называю их служителями, участвующими в духовном беге. У них могут быть небольшие общины, они неизвестны, но они пребывают в верности Господу и исполняют свое служение. В духовном смысле они отходят в вечность на своем посту.

Вы никогда не сможете оценить служение Джона МакАртура до тех пор, пока не соберете всех свидетельств. Отличительная черта превосходного слуги Иисуса Христа состоит в том, что он до конца своих дней исполняет свое призвание. К этому его побуждают огонь его сердца, возможности, открываемые ему Богом и подтверждение благочестивых мужей. Я очень хорошо помню тот день, когда коленопреклоненно принял рукоположение благочестивых мужей, отделивших меня на служение. В моем кабинете находится свидетельство, в котором проставлены имена людей, подтвердивших мое обязательство проводить пожизненное служение. Исполнение возложенной обязанности является жизненно важной частью внутренней сущности такого слуги, какого именно желает видеть Бог.

 

Превосходный слуга совершенно поглощен

своим трудом

«О сем заботься, – говорил Павел Тимофею, – в сем пребывай» (1 Тим. 4:15). Превосходный служитель прям и не кривит душой, в противоположность двоедушному человеку с двоящимися мыслями, который не тверд во всех своих путях (Иак. 1:8). Греческое слово meletao, переведенное как «заботься», передает идею предварительного обдумывания, планирования. Когда служитель не занят служением, он должен его планировать на будущее.

«В сем пребывай» буквально означает «погрузись в него» в греческом тексте. Он должен полностью быть поглощен этим трудом. Служение требует полной отдачи. Превосходный служитель полностью поглощен своим трудом.

Служитель не может иметь двойные интересы. Он не может разделять свои усилия между духовным служением и совершенствованием в спорте (например, в теннисе или гольфе), между служением и заработком денег. Люди, попадающие в подобную западню, никогда не осознают свои полные возможности, потому что отвлекаются на другие занятия, которые поглощают их энергию. Добрый служитель Христа должен погрузиться в служение, подобно Епафродиту, который был близок к смерти, но продолжал служить (Фил. 2:25-27).

В 2 Тим. 4:2 Павел наставляет Тимофея: «Проповедуй слово, настой». Ученый-эллинист Фриц Ринекер говорит, что греческое слово, переведенное как «настой», относится к военному лексикону. Оно означает стоять на посту, стоять на дежурстве. Божий слуга никогда не свободен от вахты, он всегда стоит на посту. Мой отец, бывало, мне говорил, что проповедник должен быть готов сделать три дела в любое время – проповедовать, молиться или умереть.

Павел говорил Тимофею: «Настой вовремя и не вовремя» (2 Тим. 4:2). Слуга Христа стоит наготове в любое время. Однажды, в воскресенье вечером, я возвратился домой чрезвычайно усталым. Мне хотелось только одного – выпить чего-нибудь холодного и посидеть. Только я опустился на стул, как зазвонил телефон. В одной семье случилось что-то серьезное. Я проговорил по телефону сорок минут, и приготовленная дочерью еда совсем остыла и потеряла привлекательный вид. Как только я положил трубку, телефон зазвонил вновь. На этот раз нужда была еще серьезнее. Я считаю, что именно так Господь дал мне понять, что я всегда нахожусь на посту. Со служением дела обстоят всегда подобным образом и вам нужно полностью погрузиться в него.

 

Превосходный слуга постоянно возрастает
в духовном отношении

«Дабы успех твой для всех был очевиден» (1 Тим. 4:15) предполагает, что духовный рост Тимофея должен быть очевиден для всех людей. Этот стих говорит о том, что он еще не достиг совершенства. Служитель должен стараться не убеждать людей, что он без «недостатка», но дать им возможность видеть свой рост. Понятие идеального служителя Христа очень высоко, а мы все страдаем недостатками в том или ином плане. Даже Павел говорил: «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг... стремлюсь к цели» (Фил. 3:12,14). У Павла были свои недостатки, он не был совершенным (Деян. 23:1-5). Людям нужно видеть нашу честность, прямоту и смирение. Я – несовершенен, но надеюсь на то, что достигну успеха в продвижении вперед.

Греческое слово prokope, переведенное как «успех», является военным термином для обозначения о продвижении вперед. Оно использовалось стоиками для обозначения достижения успеха в знаниях. Оно обозначало первооткрывателя, который шел по неизвестной тропе, прилагая усилия и продвигаясь к новым далям. Мы должны продвигаться вперед, уподобляясь Христу так, чтобы окружающие нас люди замечали это.

Я часто получаю замечания от людей о моей непоследовательности: сказанное мной на одной пленке не соответствует моему позднему высказыванию. Я могу ответить одно: я росту. Я не был всезнайкой тогда и не знаю всего сейчас.

Говоря человеческим языком, никто не пригоден для служения. Господь знает это; тот же Господь, Который дал нам высокие требования, знает, что мы своими силами их никогда не достигнем. Но когда мы всецело и полностью предадимся Святому Духу, признав свою несостоятельность, Его сила могущественным образом проявится в нас.

Павел завершает 1 Тим. 4:16 следующими словами: «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно». «Вникай» значит «обращай внимание». Тимофей должен обращать основное внимание на два фактора: свое поведение и свое учение. Эти два фактора составляют сущность служения. Все одиннадцать качеств, перечис­ленных в этом отрывке, суммированы в этих двух повелениях.

Писание неоднократно подтверждает то, что те, кто получил истинное спасение, будут преуспевать в вере. Павел заверяет Тимофея, что продвижение в личной святости и истинном учении поведет его по пути окончательного и славного спасения: «Ибо так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (ст. 16). Его твердость и стойкость в достижении цели будут доказательством истинности его веры.

Если мы проявляем твердость в благочестии и истине, то наша жизнь окажет влияние на других людей: мы принесем им весть о спасении. Спасение – это не дело наших рук, а Бога; Он употребляет нас для этого, когда мы провозглашаем Его Слово и ведем добродетельную жизнь. Все качества превосходного слуги преследуют конечную цель, состоящую в спасении душ. Именно в этом и заключаются наши задача и причина нашего пребывания в этом мире после получения искупления. Если бы Бог желал нашего поклонения Ему, то Он мог бы нас взять к Себе в Свои обители в момент нашего спасения. Но Он хочет, чтобы мы донесли весть спасения погибшим людям. В этом заключается сущность нашего служения. И это – высокое, святое и славное призвание!


 

ПРИЛОЖЕНИЯ


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ответы на ключевые вопросы о пресвитерах

На протяжении многих лет служения в Районной церкви «Благодать» я могу выделить одну отличительную черту, требующую особого внимания на руководящую роль пресвитеров. Эта церковь получила необыкновенное благословение от Господа через труд преданных Его делу служителей, которые неуклонно следовали Божьей воле и, благодаря этому, осуществили сильное и единое руководство Телом Христа – Церковью. Их руководство базировалось на библейском образце и послужило важным ключевым фактором к благословению церкви, которое она испытывала в отношении духовного и численного возрастания, и которым влияла на окружающих людей.

Американское евангельское движение XX века, обладая наследием в виде демократических ценностей и длинной историей конгрегационного церковного правления, зачастую проявляет тенденцию рассматривать концепцию пресвитерского управления с некоторым недоверием. Некоторые открыто характеризовали ее как новую концепцию, подрывающую церковную жизнь и представляющую большую угрозу ее существованию. На наших полугодичных пастырских конференциях самые популярные семинары неизменно касаются вопроса о пресвитерах. Пасторы желают ознакомиться с правлением пресвитеров: способствует ли совет пресвитеров укреплению церкви? Они также хотят знать, каким образом внедрить подобное управление в своих церквях.

Соответствующее библейское правление через пресвитеров, несомненно, укрепляет церковь, и библейская норма церковного руководства состоит в плюрализме пресвитеров, предназначенных на служение Богом. Более того, в Новом Завете – это единственный образец церковного руководства. Нигде в Писании мы не находим поместную общину верующих, которая бы управлялась посредством мнения большинства верующих или которой бы руководил один пастор.

Я совершенно уверен, что возврат к библейскому образцу руководства внес бы огромный вклад в оживление современной церкви. Церковь, подобно другому измерению Божьего царства, проявляющему свое влияние на земле, зависит от руководства. Качество церковного руководства прямым образом отражается в силе, в здравом состоянии, продуктивности и плодотворности церкви.

Согласно Божьему плану, который Он предназначил для церкви, руководство – это смиренное осуществление служения, проявляющееся в любви. И те, кто управляет Божьим народом, должны явить образец чистоты, жертвенности, прилежности и беззаветной преданности этому труду. И в связи с огромной ответственностью, которая неотделима от управления Божьим народом, открывается возможность для получения великого благословения или же справедливого возмездия. Хорошие руководители получают двойное благословение, плохие же подвергаются спросу и строгости от Бога вдвойне, ибо «от всякого, кому дано много, много и потребуется» (Лук. 12:48). В Иак. 3:1 говорится: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению».

На основании Библии центром всего церковного руководства является пресвитер. Именно пресвитерам поручено учить, питать и охранять церковь, и именно они несут отчет перед Богом за церковь. Однако, встречаясь с пресвитерами и пасторами различных церквей по всей стране, я обнаружил, что многие из них не понимают либо серьезности своей роли, либо не сознают потенциальных возможностей, заложенных в этом труде. Они не могут эффективно осуществлять свое служение из-за незнания своих функций или непонимания их отношения к церкви как единому целому. Принимая во внимание все выше сказанное, позвольте предложить вашему вниманию одиннадцать ключевых вопросов, ответы на которые являются фундаментальной основой к надлежащему пониманию служения пресвитеров.

 

Как нужно понимать термин «пресвитер»?

Термин пресвитер берет свое начало в Ветхом Завете. Исконное древнееврейское слово zaqen переводится как старейшины, например, в Чис. 11:1 и Втор. 27:1 так называли начальников колен, которые помогали Моисею. Здесь это слово имеет отношение к особой категории людей, которые были отделены на служение, подобно совету, в Израиле. Во Втор. 1:9-18 содержится указание на то, что все они несли ответственность за осуществление суда над народом. Моисей через этих старейшин сообщал народу свое слово (Исх. 19:7; Втор. 31:9). Они руководили церемониями во время празднования Пасхи (Исх. 12:21) и, возможно, несли другие обязанности при богослужении.

Позже старейшины Израиля были, главным образом, вовлечены в городское руководство (1 Цар. 11:3; 16:4; 30:26). И по-прежнему их функция состояла в принятии решения – жизненного применения мудрости при разрешении конфликтных ситуаций, при даче указаний, установлении и общем осуществлении надзора за различными аспектами жизни организованного общества.

Ветхий Завет называет их «старейшинами Израиля» (1 Цар. 4:3), «старейшинами земли» (3-е Цар. 20:7), «старейшинами Иуды» (4-е Цар. 23:1), «старейшинами каждого города» (Езд. 10:14) и «старейшинами общества» (Суд. 21:16). Они несли служение в качестве поместных судей и правителей колен (Втор. 16:18; 19:12; 31:28).

Другое древнееврейское слово sab, тоже означающее старейшина, пресвитер, упомянуто в Ветхом Завете всего 5 раз в книге Ездры. Здесь оно имеет отношение к группе еврейских руководителей, ответственных за восстановление храма после изгнания.

Греческое слово presbuteros, обозначающее старейшина, пресвитер, употребляется в Новом Завете около 70 раз. Подобно терминуzaqen, который буквально означает престарелый или покрытый бородой, и zab, что значит седобородый, наше слово старейшина или пресвитер тоже имеет отношение к зрелому возрасту. Например, в Деян. 2:17 Петр цитирует Иоил. 2:28: «Старцам вашим будут сниться сны». Древнееврейское слово zaqen, которое переводится как «старцы» в книге Иоиля, – этот его греческий эквивалент presbuteros в том же смысле обозначает не официальный титул, а просто человек в преклонном возрасте.

В 1 Тим. 5:2 женская форма слова presbuteros употребляется в отношении женщин преклонных лет. Здесь они противопос­тавляются более молодым представительницам женского пола: «Стариц увещевай, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою». В данном контексте этот термин также означает только зрелый возраст, а не церковное положение.

1 Пет. 5:5 содержит аналогичное употребление: «Также и младшие, повинуйтесь пастырям». Здесь, как и в 1 Тим. 5:2, это слово употребляется для противопоставления молодого и зрелого возраста. В этом контексте presbuteros (здесь пастырь) имеет значение личности преклонного возраста, а не обязательно церковного служителя любого порядка. Таково основное значение этого слова в греческом употреблении.

Во времена Христа presbuteros был широко известным термином. Он употребляется в Новом Завете 28 раз применительно к группе офи­циальных духовных лидеров Израиля: «первосвященникам и старейшинам» (Мтф. 27:3), «книжниками и старейшинами» (Мтф. 27:41), «начальников храма и старейшин» (Лук. 22:52) и «начальники народа и старейшины» (Деян. 4:8). В каждом из этих примеров presbuteros означает признанных духовных вождей Израиля, которые являются не какими-то священниками, а принадлежат к Синедриону – высшему руководящему органу иудаизма.

В Мтф. 15:2 и Марк. 7:3.5 мы находим словосочетание «предание старцев». Здесь слово presbuteros означает поколение духовных отцов, обязанностью которых являлось проведение религиозных ритуалов. Они принадлежали к числу учителей, которые предна­чертали иудейские традиционные постановления. В этом смысле термин старейшина равнозначен понятию раввин и может по выбору означать официальный статус.

В книге Откровения слово presbuteros встречается 12 раз. И все эти случаи имеют отношение к 24 старцам, которые являются особыми представителями искупленного Божьего народа на протяжении долгого времени.

 

Как используется термин «пресвитер»
применительно к церкви?

Новозаветная церковь вначале состояла из евреев, поэтому, вполне естественно, понятие о старейшине было заимствовано ею. В функциональном отношении слово старейшина было единственным общераспространенным термином, который использовали евреи для обозначения руководства, которое не вызывало никаких ассо­циаций ни с монархией, ни с духовенством в лице священников. И это является весьма значительным фактом, потому что в церкви каждый верующий является соправителем с Христом, и не может быть и речи о земном царе. И в противоположность Израилю как нации церковь не имела специально предназначенных на земное священническое служение лиц, потому что все верующие являются священниками. Поэтому из целого ряда еврейских концепций о руководстве только понятие старейшины лучше всего соответство­вало такому руководству, которое было предназначено церковью.

Старейшины Израиля были опытными и зрелыми мужами. Они являлись главами семейств (Исх. 12:21); обладали сильными моральными качествами; были людьми, боящимися Бога, отличались правдивостью и отсутствием корыстолюбия (Исх. 18:20-21); как правило, были исполнены Духа Божьего (Чис. 11:16-17); были мужами мудрыми, испытанными людьми, на которых можно положиться в том, чтобы они были посредниками в народе; наставляли его и производили над ними праведный и справедливый суд (Втор. 1:13-17). Все эти характерные черты в своей совокупности составляли еврейское понятие греческого термина presbuteros. Использование этого термина для описания церковных руководителей особенно выделяет зрелость их духовного опыта, который проявляется в силе и постоянстве их моральной внутренней сущности.

Presbuteros используется в книге Деяний и новозаветных посланиях почти 20 раз для описания особенной группы руководителей в церкви. С самого начала было совершенно ясно, что группа зрелых духовных руководителей должна нести ответственность за церковь. Например, церковь в Антиохии, где верующие впервые стали называться христианами, послала Варнаву и Савла к старейшинам в Иерусалиме с собранными средствами для распределения их между нуждающимися братьями в Иудее (Деян. 11:30). Это повествование демонстрирует то, что старейшины существовали в церкви в те ранние времена, и верующие в Антиохии признавали их авторитет.

В связи с тем, что церковь в Антиохии возникла в результате служения иерусалимской церкви, в ней также, по-видимому, существовали старейшины. Вполне вероятно, и сам Павел нес служение старейшины (пресвитера) в Антиохии. прежде чем его служение не перешло в апостольское. В Деян. 13:1 он перечисляется как один из церковных учителей.

Старейшины или пресвитеры играли главнейшую роль в Иерусалимском совете, как это записано в Деян. 15:2,4,6,22-23 и 16:4. Они, несомненно, отличались очень значительным влиянием во время основания и деятельности первой церкви.

Когда Павел и Варнава приступили к благовестию с проповедью о спасении в новых районах и церковь стала шириться и расти, процесс определения церковного руководства стал более определенным и ясно очерченным. И на протяжении Нового Завета во всех возникающих церквях ее руководители получали название пресвитеров.

В библейском повествовании еще в Деян. 14 мы замечаем, что одним из ключевых шагов в основании новой церкви было опознавание и назначение пресвитеров для руководства церковью. Стих 23 гласит: «Рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали».

Почти о каждой церкви, упоминаемой в Новом Завете, говорится, что в ней были пресвитеры, например, в Деян. 20:17: «Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви». То, что церковь в Ефесе имела пресвитеров, представляет важный факт, потому что все церкви в Малой Азии, которые перечислены в Откр. 1:11, обязаны Ефесской церкви своим существованием и возникли благодаря ее служению. Мы можем предположить, что эти церкви также заимствовали порядок управления, аналогичный Ефесской, а именно, посредством совета пресвитеров.

Петр писал верующим, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифании: «Пастырей ваших умоляю я, ... пасите Божье стадо» (1 Пет. 5:1-2). Эти территории не были городами. Таким образом, Петр обращался со своим посланием к целому ряду церквей, рассеянных по всей Азии. И во всех имелись пресвитеры.

 

Какова связь пресвитера с епископом и пастором?

Епископы и пасторы не отличаются от пресвитеров; эти синонимические термины обозначают тех же самых людей. По-гречески епископ – это episcopos, от него получила свое название епископальная церковь. По-гречески пастор значит poimen.

Текстуальное свидетельство указывает, что все три термина имеют отношение к одной и той же позиции и служению. Перечисленные качества епископа в Тим. 3:1-7 и пресвитера в Тит. 1:6-9 совершенно одинаковы. В самом деле, в Тит. 1:5,7 Павел использует оба термина применительно к одному и тому же человеку (1:5,7).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.