Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ 4 страница



1 Пет. 5:1-2 соединяет все три термина воедино: «Пастырей [presbuteros] ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите [poimaino] Божие стадо, какое у вас, надзирая [episkopeo] за ним непринужденно, но охотно и богоугодно».

В Деян. 20 все три термина также используются, сменяя друг друга. В стихе 17 Павел созывает всех пресвитеров [presbuteros]церкви, чтобы дать им прощальное наставление. В стихе 28 он говорит: «Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями [episkopos] пасти, [poimaino] Церковь Господа и Бога».

В общем употреблении я предпочитаю термин пресвитер, потому что считаю, что он лишен побочных оттенков значения и смысловых ассоциаций, которые нашей культурой были возложены на слова епископ и пастор .

Episkopos – в переводе епископ – означает «блюститель» или «наставник, попечитель» В Новом Завете слово episkopos употребляется 5 раз. В 1 Пет. 2:25 Иисус Христос назван episkopos наших душ. Он – Единый, кто лучше всех нас видит и понимает. Он – Пастырь и Блюститель наших душ. Остальные четыре примера употребления слова episkopos имеют отношение к руководителям церкви.

Слово episkopos в многовековой греческой культуре является эквивалентом историческому древнееврейскому понятию о старейшинах. Епископами обычно были чиновники, назначенные императорами для управления делами захваченных или вновь основанных городов-государств. Епископ был непосредственно ответствен перед императором, ибо последний назначал его осуществлять надзор. Понятие episkopos запечатлело в разуме грека, жившего в I веке два момента: ответственность епископа, перед верховной властью и введение нового порядка правления. Новообращенные из язычников быстро восприняли эти концепции.

Интересно проследить библейские употребления термина episkopos . Он появляется в Деян. 20:28 только однажды. Конечно в те времена в церкви было сравнительно мало язычников и потому этот термин не нашел широкого применения. Но, очевидно, когда язычники получили спасение, и церковь начала терять в большей степени свою иудейскую окраску, греческое слово episkopos, пришедшее из эллинистической культуры, стало более употребительным для описания тех людей, которые выступали в роли старейшин или пресвитеров (1 Тим. 3:1).

Новозаветный епископ, или блюститель несет ответственность за научение (1 Тим. 3:2), питание, охрану и за общее попечение о стаде (Деян. 20:28). В библейском отношении не отмечается никакой разницы в роли пресвитера и епископа; эти два термина имеют отношение к одной и той же группе руководителей. Слово episkopos выделяет функциональную сторону служения, presbuteros – характер служения.

Poimen, переведенное как пастор или пастырь, в Новом Завете употребляется несколько раз. Два раза из трех poimen, появляющееся в посланиях, имеет отношение к Христу. Евр. 13:20-21 – это своего рода молитва: «Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря[poimen] овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа), да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его». 1 Пет. 2:25 гласит: «Ибо вы были, как овцы блуждающие; ... но возвратились ныне к Пастырю [poimen] и Блюстителю [episkopos] душ ваших».

В Еф. 4:11 пастырь (poimen) употребляется вместе со словом учитель, что дает нам сложное слово подобное русскому слову, образованному из двух слов путем соединительной гласной «пастыреучитель». Этот термин выделяет пастырское служение учительства.

Poimen же в свою очередь подчеркивает пастырскую роль в попечении, питании народа, хотя концепция руководства и водительства также является неотъемлемой частью общего представления о пастыре. В термине poimen основное значение отводится человеческим отношениям. Для того, чтобы соот­ветствовать пасторскому служению, человек должен обладать любвеобильным сердцем пастыря.

Таким образом, термин пресвитер подчеркивает, кем человек является. Епископ же говорит о том, что он делает. Аласгор («пастырь») имеет отношение к тому, как он служит. Все три термина используются применительно к одним и тем же церковным руководителям и все они служат определением тех, кто питает церковь и ведет её, но каждый из них выделяет свою определенную сторону служения.

 

Какова роль пресвитера?

В конце апостольской эры служение пресвитера поднялось до высочайшего уровня поместного церковного руководства. Оно требовало и огромной ответственности. Это служение включало в себя все аспекты церковной жизни, решало все вопросы, возникавшие у верующих представляя наивысший авторитет, питаемый источником от Бога.

1 Тим. 3:1: говорит: «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает». В стихе 5 Павел говорит, что труд episkopos состоит в том, чтобы «пещись о Церкви Божией». Это ясно указывает на то, что прямая и основная обязанность епископа заключалась в попечении о церкви.

Сюда можно включить ряд специфических обязанностей. Возможно, самой очевидной из них является попечение и наблюдение за делами поместной церкви. 1 Тим. 5:17 гласит: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь». Греческое слово proistemi, переведенное как «начальствующим», употребляется по отношению к обязанностям пресвитеров 4 раза в 1 Тим. 3:4-5; 5:12,17, один раз в 1 Фес. 5:12, где оно переводится как «представителей ваших», и один раз в Рим. 12:8, где начальствование перечисляется как духовный дар. Proistemi буквально означает «стоять первым» и говорит об обязанности общего надзора, типичного для каждого пресвитера.

Будучи управителями церкви, пресвитеры не подвластны никакому высшему земному авторитету за пределами поместной церкви. Их власть над церковью осуществляется не посредством силы или диктатуры, но заповеди и примера (Евр. 13:7).

Пресвитеры не должны действовать согласно мнению большинс­тва при голосовании. Если все пресвитеры находятся под водительством одного Духа и все имеют ум Христов, то в принятии их решений должно отмечаться единодушие (1 Кор. 1:10; Еф. 4:3; Фил. 1:27; 2:2). Если есть расхождение в принятии какого-то решения, то все пресвитеры должны изучать Библию, молиться и совместно искать Божью волю, пока не будет достигнуто общее согласие. Именно здесь берет свое начало единство и гармония всей церкви.

Пресвитеры несут ответственность за проповедь и наставление (1 Тим. 5:17). Они должны определять вопросы вероучения для церкви и быть обязаны провозглашать истины общине. 1 Тим. 3:2, перечисляя духовные качества блюстителя, представляет только одно, которое имеет отношение к специфической функции: он должен быть «учителен». Все остальные качества являются чертами характера.

Тит. 1:7-9 также подчеркивает большое значение от­ветственности пресвитера как учителя: «Епископ должен быть... держащийся истинного слова, согласного с учением, чтоб он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать». Опасность влияния лжеучителей в церкви была настолько велика, что основный ключ, необходимый для руководства и управления церковью заключался в понимании здравого учения, а также в способности преподавать его другим.

«Наставлять» в этом стихе переведено с греческого глагола parakaleo, который буквально означает «призвать ближе». Исходя из употребления этого глагола в Новом Завете, мы видим, что служение наставлением состоит из нескольких элементов. Оно включает в себя увещевание (Деян. 2:4; 14:22; Тит. 1:9), просьбу (2 Кор. 8:17), утешение (1 Фес. 2:11), ободрение (1 Фес. 4:1) и терпеливое повторение важного учения (2 Тим. 4:2).

Пресвитеры всегда готовы откликнуться на любую нужду и присоединиться в молитве к тем, кто испытывает в этом необходимость. Иаков писал: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне» (Иак. 5:14).

Деян. 20:28 указывает на то, что еще одной функцией пресвитера является пастырское служение: «Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога». Это служение включает в себя питание стада и его охрану. Стихи 29-30 еще раз подчеркивают, что охрана стада блюстителем является чрезвычайно важным служением в борьбе с угрозой, исходящей от лжеучителей.

Пресвитер с нежностью и любовью пасет стадо как пастырь, но никогда в Писании не упоминается, что это «его стадо» или «ваше стадо». Это – «Божье стадо» (1 Пет. 5:2), а он просто блюститель, слуга, проявляющий попечение о том, что принадлежит Богу.

Пресвитеры, будучи духовными блюстителями над стадом, должны определять церковный порядок (Деян. 15:22); надзирать за стадом (Деян. 20:28); рукополагать других (1 Тим. 4:4); управлять, научать и трудиться словом (1 Тим. 5:17); наставлять и обличать (Тит. 1:9) и поступать как пастыри, подавая всем пример (1 Пет. 5:1-3). Все эти обязанности поставляют пресвитеров в самый центр новозаветного церковного труда.

Вполне понятно, что пресвитеры не могли позволить себе заниматься вопросами хозяйственного характера в повседневной церковной жизни. Они должны, прежде всего, посвятить себя молитве, служению Словом и избрать других, чтобы они занимались менее важными вопросами (Деян. 6:3-4).

 

Каковы основные черты пресвитера?

1 Тим. 3 и Тит. 1 приводят основные черты пресвитера. 1 Тим. 3:1-7 гласит:

Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, (честен), страннолюбив, учителей, не пьяница, не бийца, (не сварлив), не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив. Хорошо управля­ющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.

Здесь отмечается одно, все превышающее качество, которое лишь подкрепляется всеми остальными. Это –«епископ должен быть непорочен». То есть, он должен быть руководителем, который не может подвергнуться обвинению за что-либо греховное. Все другие качества, пожалуй, за исключением учительства и способности к управлению, только развивают и подробно поясняют эту идею.

Пресвитеру надлежит быть непорочным в своей брачной жизни, социальной и семейной жизни, в труде и в духовной жизни. «Муж одной жены» (букв. «единоженец») не означает просто, что он женат на одной женщине, это не было бы духовным качеством. Скорее всего это означает, что пресвитер должен быть целеустремленным человеком в своей преданности жене. Если он не женат, то не должен флиртовать. «Трезв» – качество, говорящее о его уравновешенной, умеренной жизни. «Целомудрен» – еще одно слово, подчеркивающее «мудрость». «Благочинен» означает, что он обладает чувством достоинства и пользуется уважением своих сверстников. «Страннолюбив» предполагает его любовь к странникам – совсем не обязательно, что он устраивает застолья, но скорее всего, что он не отличается замкнутостью по отношению к людям: «Учителен» – didaktikos или «искусный в учительстве». В дополнение к этому он «не пьяница» (сам Тимофей очевидно совсем не пил вино, срав. 1 Тим. 5:23), и «не бийца» (не отличающийся задиристым характером или употребляющий физическую силу), но «тих», «миролюбив» и «не сребролюбив».

Пресвитер должен обладать данными качествами и способ­ностями, проявляя их в своей жизни и, прежде всего, в своем доме. Он должен хорошо управлять своим домом и с достоинством держать детей в послушании. Под «собственным домом», о чем упоминается в стихе 5, вероятно, подразумевается семейство, включая слуг, а также земельные участки, имущество, многочис­ленных близких и дальних родственников. Все это являлось частями дома в I веке и для хорошего управления таким домом требовались незаурядные способности к руководству и духовные качества характера. Если человек не мог управлять своим домом, как ему можно доверять управление церковью?

Таким образом, качества пресвитера намного превышают хорошие моральные черты. Пресвитеру надлежит показать наглядную способность и опытность как учителю и управителю. Если в каких-то сферах своей жизни он проявляет в этом отношении слабость, то он непригоден к такому служению. Если он обременен долгами, его дети непослушны или он не отличается непорочностью в своем труде, то он не может быть пресвитером.

Вполне понятно, он не может быть из числа новообращенных, потому что требуется время, как для процесса возмужания, так и чтобы просмотреть его жизнь и произвести оценку его внутренним качествам. В дополнение к этому возведение новообращенного в руководящее положение опасно в том отношении, что он может возгордиться.

Подводя итог, следует сказать, что пресвитер должен иметь безукоризненную репутацию как в стенах церкви, так и за ее пределами.

В Тит. 1:5-9 Павел перечисляет аналогичные качества:

Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержен, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтоб он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.

Большинство из приведенных здесь качеств отражает те черты, которые перечисляются в
1 Тим 3:1-7. И еще раз Павел говорит, что пресвитер должен быть мужем одной жены, дети которого не отличаются распутством или непокорностью, что является греховным попустительством. Иными словами, его дети не должны проявлять непокорности против него лично и против основ и ценностей благочестивого дома и семьи и вести распутную жизнь.

Епископ «должен быть непорочен, как Божий домостроитель». Это значит, что тогда он будет одобрен к служению. Он «не дерзок», не ищет своего, «не гневлив», «не пьяница», «не бийца», не отличается вспыльчивостью и воинственным характером. Он не стремится к сомнительным или незаконным методам обретения материальных средств. Он – «страннолюбив», любит добро, целомудрен и благоразумен. Он – праведен, предан Богу и «воздержан».

И в добавление к этому, он должен наглядно продемонстриро­вать мастерство в обращении со Словом, чтобы уметь «наставлять в здравом учении» и «противящихся обличать».

Отметьте параллели и различия между этими двумя перечнями. (Подробнее см. Приложение 3.)

     
1 Тим. 3   непорочен (ст. 2) одной жены муж (ст. 2) трезв (ст. 2) целомудрен (ст. 2) благочинен (ст. 2) страннолюбив (ст. 2) учителен (ст. 2)   не пьяница (ст. 3) не бийца (ст. 3) тих (ст. 3) миролюбив (ст. 3) не сребролюбив (ст. 3) хорошо управляющий домом своим (ст. 4) детей содержащий в послушании со всякой честностью (ст. 4) не из новообращенных (ст. 6) доброе свидетельство от внешних (ст. 7)  
 
Тит. 1   непорочен (ст. 6) муж одной жены (ст. 6) воздержен (ст. 8) целомудрен (ст. 8)   страннолюбив (ст. 8) чтоб был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать (ст. 9) не пьяница (ст. 7) не бийца (ст. 7)     не корыстолюбец (ст. 7) непорочен, как Божий домостроитель (ст. 7) детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности (ст. 6)     не дерзок (ст. 7) не гневлив (ст. 7) любящий добро (ст. 8) справедлив (ст. 8 благочестив(ст. 8)

 

 


Могут ли женщины служить в качестве пресвитеров?

В Писании не предусмотрено служение женщин в качестве пресвитера. 1 Тим. 2:11-12 говорит: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». Женщины должны находиться под властью мужчин, не должны учить мужчин и занимать начальственных постов над ними.

Женщины должны проявлять покорность водительству мужчин не просто потому, что это обусловлено культурными особенностями, а потому, что Павел имел некоторое предубеж­дение против них, что и отразилось в этом наставлении, как заявляют некоторые. Напротив, эта причина уходит корнями в порядок творения: «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева» (ст. 13). Грехопадение человека подтверждает этот порядок: «И не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление» (ст. 14).

Равновесие влияния устанавливается ответственностью жены в чадородии и питании детей (ст. 15).

 

Как должно производиться посвящение
на служение пресвитера?

Новый Завет содержит ясное указание на то, что пресвитеры определенным образом отделялись или назначались на служение. Обычно термин kathistemi использовался для обозначения постановления пресвитеров на служение; он переводится как «посвящение в духовный сан». Концепция подобного посвящения предполагает официальное признание руководства церкви и публичное объявление отделения людей для определенного служения.

Павел говорит Тимофею: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1 Тим. 4:14). Интересно отметить, что возложение рук заимствовано из ветхозаветной системы жертвоприношений. При жертвоприношении, приносящий его возлагал руки на жертву в знак своего отождествления с ней. Таким образом, возложение рук стало средством, благодаря которому человек мог осуществлять свою тождественность с другим.

Аналогично процесс новозаветного посвящения демонстрирует солидарность и единство между пресвитерами и тем верующим, на которого они возлагают руки. Это наглядное подтверждение выражает следующее: «Мы предаем тебя этому служению. Мы в нем едины с тобой, поддерживаем тебя и заявляем о твоем праве трудиться на данном руководящем посту в церкви».

Павел, однако, писал, предостерегая Тимофея: «Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах; храни себя чистым» (1 Тим. 5:22). Эти слова подчеркивают серьезность заявления солидарности. Иными словами, Павел говорит, что если вы возлагаете руки на человека, который находится в греховном состоянии, посвящая его на пасторское служение, вы становитесь участником в его грехе. Если вы не желаете соучаствовать в грехе, не забудьте взыскать в этом деле Божью волю.

Человека следует рассматривать как кандидата на посвящение к духовному труду только, после того, как он доказал свою пригодность к руководящему служению, пройдя период испытания. Затем он в течение некоторого времени проходит пробный период, во время которого его наблюдают при исполнении им ограниченных обязанностей по руководству. Если он проявит себя способным к руководству и верным истине Божьего слова в своей проповеди, то его можно открыто перед всеми признать пригодным и доверенным лицом на совершение руководящего служения. В церкви ввиду будущих нужд должны быть кандидаты на служение, проходящие все фазы процесса испытания.

Согласно учению Библии, возложение совершается руками призванных руководителей церкви. Таким образом они отождествляют себя с теми, кому предстоит занять руководящее служение. Но процесс отделения на служение может также включать и членов церкви. Деян. 14:23 гласит: «Рукоположивши же им пресвитеров каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали». Глагол «рукоположили», употребляемый в этом стихе, на греческом языке передается глаголом cheirotoneo, который буквально означает «избрать поднятием рук». Это тот же самый глагол, которым пользовались для описания того, как происходило голосование в афинской законодательной системе. Лучше всего этот глагол переводить как «назначить».

Некоторые считают, что употребление глагола cheirotoneo предполагает участие в голосовании всей общины поднятием рук. Не нужно приписывать глаголу такой смысл, которого у него нет. Контекст Деян. 14:23 указывает на то, что только Варнава и Павел, о которых говорится, что они принимали участие в этом избрании.

2 Кор. 8:19 использует слово Cheirotoneo для описания назначения непоименованного брата, «избранного от церквей», чтобы он сопровождал Павла в его путешествии. Существительное «церкви», употребляемое во множественном числе, служит указанием на то, что этот человек был избран не путем голосования в одной церкви, но по общему согласию церквей Македонии, по-видимому, представленных их руководителями.

Таким образом, использование глагола cheirotoneo в преувеличенно буквальном смысле не является достаточным основанием подтверждения идеи об избрании пресвитеров путем голосования всей общиной, хотя здесь и может иметься в виду согласие общины.

Деян. 6:5 часто приводится в качестве доказательства избрания на служение, в котором участвует вся община: «И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников». Обратите внимание на то, что все эти избранные назывались не пресвитерами. Они были служителями, задача которых состояла в освобождении апостолов от некоторых обязанностей, чтобы они могли совершать духовное руководство в церкви. И народ представил их перед апостолами, чтобы те одобрили их выбор (ст. 6). Община признавала, что они благочестивые мужи, пригодные на служение, но апостолы назначили их на их труд.

Новозаветная церковь переживает переходной период. Церковное руководство, установившееся с основания церкви, стало более зрелым. Мы можем проследить три ступени в процессе посвящения руководителей на церковное служение. В самом начале именно апостолы избирали и посвящали пресвитеров (Деян. 14:23). Затем пресвитеры назначались теми служителями, которые были сотрудниками апостолов и помогали им в служении. Например, Павел уполномочил Тита к посвящению пресвитеров на служение (Тит. 1:5). В третьей фазе сами пресвитеры занимались посвящением других пресвитеров (1 Тим. 4:14). И всегда частью функции церковного руководства была его ответственность за назначение пресвитеров.

В наши дни уже нет апостолов, но библейский образец сохраняется. Церковные руководители независимо от того, какое они носят название: пресвитер, епископ, пастор, миссионер, евангелист, представитель апостолов и так далее, должны нести ответственность за выделение и посвящение других пресвитеров на церковное служение.

У тех, кто вступает на пресвитерский труд, должно быть желание совершать это служение как можно лучше, прилагая все свои усилия. 1 Тим. 3:1 говорит: «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает» (курсив мой – Дж. М.) . Отправным пунктом в процессе нахождения потенциального кандидата на служение пресвитера является желание и сердечное расположение этого человека. 1 Пет. 5:2 говорит: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно».

Иными словами, мы не должны ходить повсюду и набирать людей на служение пресвитера. Тот, кто соответствует этому положению, будет готов полностью посвятить свою жизнь преподаванию Божьего Слова и водительству Божьего народа без корыстолюбивых устремлений. Он будет желать нести этот труд, стараться попасть в число возможных кандидатов и всецело посвятить себя изучению Божьего Слова. Никто не будет воздействовать на него своими уговорами, это – горячее желание его сердца.

Более того, он служит «охотно и богоугодно» (курсив мой – Дж. М.). Это пресвитерское служение является Божьим призванием. И Бог заронил в его сердце желание служить на этом поприще.

Если человек имеет это внутреннее желание, чувствует свое призвание и обладает всеми необходимыми для пресвитерского служения качествами, то необходимо для его посвящения еще одно условие. Пресвитеры совместно должны взыскивать Божью волю и подтверждать Его участие в данном решении. В Деян. 14:23 описывается процесс, которому следовали апостолы при избрании пресвитеров: «Рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали». Прежде чем назначить пресвитеров, они посвятили себя посту и молитве. Они относились к пресвитерскому служению серьезно и с чувством ответственности, как к высочайшему призванию.

Деян. 20:28 подтверждает труд Святого Духа при избрании пресвитеров: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями» (курсив мой – Дж. М.). В ответ на Его призыв Бог насаждает в сердце человека горячее желание к служению и затем подтверждает его водительством Святого Духа в сердцах руководства посредством молитвы и поста.

Когда в свои юные годы я ощутил в своем сердце Божий призыв к пасторскому служению, я провел последующие годы, стремясь к Богу, молясь, стараясь познать Божью волю и утверждаясь в своем сердечном призвании и расположении, прежде чем вступить на путь приготовления к служению. Каждый пресвитер должен сознавать серьезность своего призвания, потому что оно действительно является таковым. Человеку не следует вступать на эту стезю, имея лишь смутное представление о том, каким образом он употребляет свои дары и способности на помощь церкви. В его сердце должна находиться великая нужда, которая явилась бы движущей силой в искреннем стремлении взыскать Бога и Его волю.

Деян. 13:2 повествует о том, что «когда они служили Господу и постились», к ним пришло наставление от Святого Духа отделить Варнаву и Павла. Нельзя относиться к Божьему призыву с легкостью и взыскивать Его волю поверхностно, без надлежащей серьезности. Божья воля в вопросе посвящения церковных руководителей на служение будет выражаться посредством Божьего труда, который Он проводит через руководство. И братья, стоящие во главе, должны проявлять чувствительность к Божьему водительству. Церковь – там, где этот призыв подтверждается.

Таким образом пресвитеры – это группа людей, получивших особое призвание и посвящение и испытывающих горячее желание управлять Божьим стадом и питать его. Их побуждает на служение Святой Дух; их призвание подтверждается молитвой; и они соответствуют этому месту служения в церкви постоянным свидетельством об их чистой, незапятнанной жизни в глазах окружающих.

 

Должны ли пресвитеры пользоваться материальной
поддержкой церкви?

Даже в первой церкви некоторые пресвитеры получали от церкви оплату за свой труд. 1 Тим. 5:17-18 говорит: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: "не заграждай рта у вола молотящего"; и: "трудящийся достоин награды своей"». Слово «честь» в стихе 17. что передается в греческом оригинале словом time, как показывает контекст, имеет отношение к материальной компенсации за труд.

В 1 Кор. 9:1 -9 Павел говорит:

«Не апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?.. Вот мое защищение против осуждающих меня. Или мы не имеем власти есть и пить? Или не имеем власти иметь спутницею сестру, жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа? Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: «не заграждай рта у вола молотящего». О волах ли печется Бог?

Иными словами, сама сущность служения указывает на то, что те, кто несет труд в данной сфере деятельности, должны пользоваться материальной поддержкой со стороны других людей. Воины получают подобную поддержку от правительства. Земледельцы питаются от их жатвы. Пасущие стада пьют молоко от стада своего. Даже волы питаются от своего труда. Точно так же и пасторы должны материально поддерживаться церковью. Павел добавляет в стихе 13: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища?» Подобно тому, как священники питались приношениями других людей, так и те, кто совершает служение, находясь под сенью Нового Завета, должны получать поддержку от тех людей, кому они служат.

Однако Павел также указывает на то, что подобное материальное вознаграждение за труд принимается по его личному усмотрению. Это – право, но не распоряжение, обязательное к исполнению. В стихе 6 он говорит: «Или один я и Варнава не имеем власти не работать?» Он и Варнава зарабатывали себе на жизнь, трудясь вне церкви. Они отказались от своего права на материальную поддержку со стороны церкви. Но, будучи служителями, они имели законное право на неё. Они совершали этот труд по своему выбору, а не исходя из необходимости, потому что хотели безвозмездно благовествовать Евангелие (ст. 18), не желая возложить бремя за свое содержание на церковь (1 Фес. 2:9).

Каждый пресвитер обладает таким же правом. Если Господь призвал его на пресвитерское служение и церковь признала этот призыв, он имеет право на поддержку со стороны церкви. Если он чувствует водительство Святого Духа в том, чтобы воспользоваться содержанием и свободно, и неограниченно посвятить себя труду, который положил ему на сердце совершить Господь, то церковь, признав его пасторское служение, несет обязанность за его материальное содержание и поддержку.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.