Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ 5 страница



Но по желанию можно заниматься и ремеслом делания палаток (Деян. 18:3). Если пресвитер желает зарабатывать на жизнь, трудясь на ином поприще, помимо церкви, то Писание предоставляет ему такое право. Пресвитеры могут предпочитать трудиться для своего содержания по личному выбору, как это делал Павел, по целому ряду причин. Они не хотят возложить бремя за свое материальное содержание на церковь. Они, возможно, чувствуют большую пользу от своего свидетельства тогда, когда не пользуются поддержкой церкви. Если в церкви есть несколько пресвитеров, то вполне возможно, что некоторые из них будут находиться на собственном содержании, а другие воспользуются поддержкой церкви. Но какой бы они не сделали выбор, это не окажет влияния на их статус пресвитеров.

Термины «прихожане» и «священники» не являются библейскими. Но это не означает, что они совершенно непригодны к употреблению. В некоторых случаях может понадобиться провести разграничение между теми людьми, которые находятся на службе в церкви, получая от нее содержание, и теми, кто зарабатывает себе на жизнь трудом на ином поприще, но в Писании не наблюдается подобного искусственного разделения. Всех святых нельзя распределить по различным разделам; и в смысле положения Библия не предусматривает различия между пресвитером-мирянином и пастором. Каждый пресвитер несет ответственность блюстителя, осуществляя попечение о церкви, питая, защищая и научая ее как пастырь. Все пресвитеры как единое целое составляют руководство церкви, поставляя ей пример. Все они были посвящены церковью, призваны Богом и отделены Им на труд пастырского служения, как это находит свое выражение в Писании. Все они призваны на равнозначное служение и вопрос материального содержания здесь ничего не решает. Каждый пресвитер по желанию может сделать выбор: воспользоваться поддержкой церкви или быть на своем собственном содержании.

В действительности те, кто предпочитает не получать никаких дотаций от церкви, могут иметь преимущество в служениии, которого они были бы лишены, если бы получали от нее содержание. Они занимают высокое положение в глазах окружающих и их свидетельство отличается их безукоризненностью. Они больше общаются на своих рабочих местах с неверующими, вращаясь в самой гуще жизни, и могут оказать воздействие на тех людей, на которых церковь иным путем не могла бы оказать влияние. Такие люди испытывают особое доверие к таким пресвитерам. Итак, содержание пресвитера осуществляется по его желанию; его же духовные качества являются обязательным условием для проведения служения.

 

Является ли пасторское служение коллективным
трудом?

Все библейские данные ясно указывают на то, что пасторское служение – это коллективный труд. Довольно примечательный факт состоит в том, что где бы ни применялось в Новом Завете слово «пастырь», оно всегда стоит во множественном числе, за исключением тех моментов, когда апостолы Иоанн и Петр относят его к себе (2 и 3 Иоан.. 1 Пет. 5:1). Нормативным явлением в новозаветной церкви являлось наличие группы пресвитеров, проводивших служение в церкви. В Новом Завете не содержится упоминания о том, что в церкви был только один пастор. Хотя можно предположить, что и были такие церкви, но ни об одной из них не упоминается. Обратите внимание на то, с какими словами обращается Павел к филиппийцам: «Всем святым... находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами» (Фил. 1:1).

Некоторые утверждают, что Откр. 1 служит доводом в подкреплении концепции существования в церкви одного пастора. Здесь апостол Иоанн говорит об «ангелах [angelo] семи церквей» (ст. 20). Angelоs может означать «посланник» и те, кто приводит аргументы в защиту единоначалия в церкви, считают, что посланники в этом отрывке и в главах 2-3 – это пасторы церквей. Но в отношении этой интерпретации имеются некоторые проблемы: первая состоит в том, что нет доказательств, свидетельствующих, что это слово относится к пастору. Эти «ангелы» никогда не назывались «пресвитерами», «епископами» или «пасторами». В Новом Завете и во всех других отрывках книги Откровения, это слово относится к ангелам.

Вторая проблема заключается в следующем: даже если можно доказать, что эти ангелы были пасторами, это еще не говорит о том, что они не были представителями группы пасторов. Новый Завет ясно и недвусмысленно повествует о том, что правление группы пресвитеров является образцом церковного руководства. Деян. 14:23 говорит: «Рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали». Тит. 1:5 говорит: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал». Могло быть так, что каждый пресвитер в городе осуществлял надзор и попечение о каждой отдельной группе. Но церковь рассматривается как единое целое и все решения принимаются сообща в отношении всего целого, а не отдельных частей.

Можно много сказать о преимуществах и ценности руководства, осуществляемого группой благочестивых мужей. Их обобщенный совет и мудрость помогают удостовериться в том, что решения не преследуют эгоистических целей и не служат интересам отдельной личности (ср. Прит. 11:14). В действительности руководство, осуществляемое одной личностью, характерно для культов, а не для церкви.

 

Устраняет ли совет пресвитеров роль особого

руководителя?

Руководство пресвитеров не устраняет уникальную роль особого руководителя. В рамках служения пресвитеров будет отмечаться большое многообразие по мере того, как каждый служитель будет упражнять свои особые дары. Одни будут проявлять одаренность в сферах хозяйственного управления или служения; другие обнаружат дары учительства, наставления или другие способности. Одни из них будут весьма наглядными, другие будут, на первый взгляд, незаметными. Но, как бы то ни было, все они соответствуют Божьему плану в отношении всей церкви.

Двенадцать апостолов являют собой хороший пример того, как разнообразные дары функционируют в системе единого целого. Все они были равнозначны в отношении своего служения и положения. За исключением Иуды, все они будут править, сидя на равноценных престолах, принимая равноценную честь и уважение (Мтф. 19:28). И несмотря на это, в среде двенадцати Апостолов отмечалось много различий.

Писание содержит четыре списка учеников (Мтф. 10:2-4: Марк. 3:16-19; Лук. 6:14-16; Деян. 1:13). Каждый список делит их на три группы по четыре ученика в каждой, и эти три группы всегда содержат одни и те же имена, хотя и в разном порядке. Эти имена перечисляются в нисходящей степени близости к Христу и всегда заканчиваются Иудой Искариотом.

В первую группу всегда входят Петр. Иаков, Иоанн и Андрей. Мы с ними более знакомы, потому что они были ближе всех к Христу и Писание больше повествует о них. Во второй группе представлены Филипп, Матфей, Нафанаил и Фома, и последняя группа состоит из Иакова, Фаддея и обоих Иуд.

Интересно, что хотя порядок делений в разных повествованиях отличается друг от друга, первое имя в каждой группе остается неизменным. В первой группе – это Петр; во второй – всегда Филипп: в третьей – всегда выступает на переднем плане Иаков.

По-видимому, в каждой группе отмечался общепризнанный предводитель. Свое положение он занимал не обязательно благодаря своему назначению, но уникальному влиянию, которое он оказывал на остальных членов группы. Петр, предводи­тельствующий первой группы, стал глашатаем от имени всей группы, что мы неоднократно подмечаем на протяжении всего Писания. Почти каждый раз, когда ученики хотели задать Иисусу вопрос, Петр был выразителем, выступавшим от лица всех.

Все они обладали равнозначным служением, репутацией и равноценными привилегиями и обязанностями. Они посылались на труд по два человека. Они проповедовали царство, исцеляли; имели доступ к Иисусу. Будучи равными в отношении духовных качеств (за исключением Иуды), некоторые из них выделялись из общего числа как руководители руководителей.

Но положение руководства не предполагает наличие духовного превосходства. Навряд ли Петр казался наиболее духовно одаренным из всех учеников. Возможно. Иаков и Иоанн пришли к Иисусу, прося его о самых высоких постах, потому что считали, что Петр не годится на это место. Хотя он и был предводителем, но, безусловно, не превосходил других в духовном отношении. Может быть, Иаков был самым духовным из числа всех. Он мог обладать чудесными дарами, о которых не говорится в Писании, потому что Петр, выступавший от лица всей группы, занимал доминирующее положение. Мы ничего не знаем об этом. Но то, что один из учени­ков занимал ведущее место, не нарушает равноправия Двенадцати.

Подобное явление отмечается и в книге Деяний. Иаков, по-видимому, рассматривался как руководитель, выступавший от лица всей церкви (Деян. 12:17; 15:13). Хотя он и не был официальным начальником над другими пресвитерами, те, по-видимому, относились к нему как к руководителю, по крайней мере, в иерусалимской церкви Петр состоял, но Иаков руководил ею. Их роли четко отличаются друг от друга. Но никто не был руководите­лем над всем.

Петр и Иоанн выступают основными действующими лицами в первых двенадцати главах Деяний Апостолов. Но нигде не содержится упоминание о том, что Иоанн выступил хотя бы с одной проповедью. Петр трудился на этом поприще. Это происходило не потому, что Иоанну было нечего сказать; когда возникла такая необходимость, он написал Евангелие от Иоанна, три Послания и книгу Откровения. Но Петр обладал уникальными дарами и, согласно Божьему плану, он должен был быть глашатаем. Иоанну отводилась вспомогательная роль – не менее важная, но совершенно другая.

Начиная с Деян. 13. Павел и Варнава занимают доминирующее положение. Хотя Варнава до пришествия Павла, вероятно, был в церкви ведущим учителем, но с появлением Павла полностью подпал под его руководство. Греки даже прозвали его Меркурием, потому что он был главным оратором. Вне всякого сомнения, Варнава проповедовал и поучал народ; но его проповеди не были занесены в Писание. Его роль в их общем служении была иной – менее заметной, но вероятно, не менее важной.

В Новом Завете мы отмечаем тот факт, что все служение осуществлялось сообща. Павел постоянно благодарит тех, кто принимал участие с ним в совместном труде. Сам по себе этот факт не устраняет уникальную роль в руководстве, но означает, что в служении нет места диктаторам типа Диотрефа. который любил первенство (3 Иоан.9).

 

Каковы взаимоотношения пресвитера с церковной
общиной?

Пресвитеры призваны и назначены Богом, подтверждены церковным руководством и посвящены, и рукоположены на труд по руководству в церкви. Им вручена ответственность подавать пример стаду, давать церкви указания, научать и вести народ. Писание подразумевает, что те, кто занимает нижние ступени в руководстве церковью, должны находиться под начальством пресвитеров.

В связи с тем, что пресвитеры разделяют в церкви уникальную ответственность и занимают особое положение, они заслуживают большого уважения. 1 Фес. 5:12-13 говорит: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их».

Греческий глагол, переведенный как «уважать» в этом отрывке, означает «близко знать». В контексте этого отрывка этот глагол предполагает наличие близких взаимоотношений, включающих уважение, почитание, любовь и общение. И это особенное уважение должно проявляться к ним за «дело их». Мы призваны их почитать не только за призыв Божий к особому труду, выполняемый ими, а за прилежный труд и цель, которую они осуществляют в своей жизни.

Евр. 13:7 открывает нам другую сторону обязанностей общины по отношению к ее духовным руководителям: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Иными словами, община верующих в духовном отношении отвечает перед пресвитерами, а те, в свою очередь, несут отчет перед Богом. Община должна подчиняться водительству пресвитеров, а они заботиться о своей ответственности перед Господом. И если община проявит покорность и послушание пресвитерам, то они смогут вести Божий народ с радостью, а не с печалью по принуждению, что в конечном итоге не приносит никому пользы.

Однако это не означает, что если пресвитер открыто грешит, то на его грех можно не обращать внимания.1 Тим. 5:19-21 гласит: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай пред всеми, чтоб и прочие страх имели. Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию».

Нельзя относиться с легкостью к обвинению пресвитера в грехе. А также нельзя им пренебрегать. Пресвитеры подвергаются за грех той же самой дисциплине, что и другие члены церкви. Им нельзя делать никакого снисхождения.

Служение церкви и ее свидетельство нагляднее всего проявляется в жизни пресвитеров. Если они пренебрегут библейским требованием святости, то церковь понесет печальные последствия. Равным образом, если церковь не окажет покорности и послушания руководству, поставленному на служение Богом, то ее свидетельство понесет урон, уменьшится ее действенность и влияние, ее цели и задачи утратят свою важность, и в конечном итоге ее назначение служить солью земли потеряет силу.

Я хочу видеть Божью церковь, которая функционирует согласно Его назначению, являясь твердыней и оплотом, сияя чистой в среде слабых и развращенных людей нашего общества. Я полностью убежден в том, что когда церковь подчинится Божьему образцу руководства, то мы начнем переживать Его благословения, которые превзойдут наши просьбы, ожидания и помыслы.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Ответы на ключевые вопросы о диаконах

 

Титул диакон имеет столько различных значений, сколько существует церквей. В некоторых церквях диаконы составляют официальный совет по управлению церковью и ее делами. Другие церкви могут назначать диаконом почти каждого прихожанина, который регулярно посещает богослужения. Существуют такие церкви, которые награждают этим титулом, как медалью, и такой человек как бы носит звание «преподобный», не будучи лицом духовного звания. Служение диакона разнится в зависимости от церкви; и если человек заявляет, что он является диаконом, вам нужно задать несколько вопросов, чтобы узнать, в чем выражается его служение.

Само Писание мало что говорит по поводу обязанностей диакона. Много написано о качествах, которыми должен обладать человек для того, чтобы быть диаконом, но мы мало знаем, каким образом диаконы осуществляли служение в поместной церкви. Этот факт дает нам хороший урок о том, как рассматривает Бог вопрос церковного служения: гораздо важнее представляется сама внутренняя сущность человека, чем тот труд, который он совершает.

К сожалению, этому вопросу часто не уделяется внимания во время дебатов о церковном управлении. Я совершенно убежден, что когда церковь проявит такую же заботу о поддержании высокой чистоты и честности в руководстве, которую она в настоящее время проявляет о специфической форме управления, то благодаря этому она начнет больше придерживаться Священного Писания во всех сферах церковной жизни.

 

Как в Новом Завете употребляется слово «диакон»?

В Новом Завете употребляется 3 слова, относящиеся к диаконам: diakonos , что означает «слуга»; diakonia, что означает «служение», и diakoneo – служить. Оригинальный смысл этой группы слов подразумевал специфическое служение: заботу о столах или раздачу народу пищи. Но это значение постепенно расширилось, стало предполагать различные формы служения.

С самого начала важно понимать, что в библейском контексте группа греческих слов, из которой мы заимствовали слово диакон, имеет значение не более специфическое, чем их русские эквиваленты. В библейском употреблении diakonia предполагает многообразные виды служения. Мы используем это слово при описании раба, который служит своему господину, а также Царя, который служит своему народу.

Греческие слова diakonos, diakoneo и diakonia многозначны, но, в целом, они предполагают любой вид служения, который восполняет нужды другого человека. В Новом Завете эти слова встречаются почти 100 раз и обычно переводятся на русский язык как «служить» или «осуществлять попечение». В некоторых местах Писания они переведены иначе. Например, diakonia – это «служение» в 1 Кор. 12:5 и 2 Кор. 9:12 и «пособие» в Деян. 11:29. Но в этих и в других примерах употребления этих слов на протяжении Нового Завета основное значение касается служения во всех его проявлениях.

 

Какое служение предполагает греческое слово «диакон»?

Раздача пищи. Оригинальное и наиболее узкое значение слова diakoneo имеет отношение к раздаче пищи. Повествование о браке в Кане представляет хорошую иллюстрацию этого значения: «Матерь Его сказала служителям [diakonei]: что скажет Он вам, то сделайте... Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители [diakonoi], почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха» (Иоан. 2:5,9). Это – ясное указание на людей, которые были в действительности заняты прислуживанием за столами. Это является традиционным и оригинальным смыслом слова диакон.

Лук. 4:39 рассказывает нам о том, что после исцеления Христом тещи Петра, «она тотчас встала и служила им». В этом стихе появляется глагол diakoneo . Теща Петра служила Христу и Петру, что, вероятно, означает, что она прислуживала им за столом, подавая еду. Три остальные текста в Евангелии, где слово диакон относится к раздаче пищи – это Иоан. 12:2; Лук. 10:40 и 17:8.

Общее служение. В некоторых случаях diakoneo или одно из однокоренных слов используется без особого указания, в чем состоит совершаемое служение. В Иоан. 12:26 Христос говорит: «Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой». В этом примере данное слово передает общий смысл и может относиться к целому ряду форм служения.

Библейское употребление слова diakonos не ограничивается описанием верующих. Рим. 13:3-4 гласит: «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». Здесь diakonos. переведенное как «слуга», дважды используется для описания представителя власти или воина, который не обязательно христианин.

Лук. 22:27 является отрывком, где встречается оригинальное и общее употребление этого термина. В нем Христос говорит: «Ибо кто больше: возлежащий или служащий? не возлежащий ли? А я посреди вас, как служащий». В этом стихе diakoneo употребляется дважды. Первое употребление имеет определенное отношение к прислуживанию во время еды. Второе же говорит о служении в более общем широком смысле.

Духовное служение. Рассмотрев этот термин поближе, мы обнаружим, что он употребляется в отношении роли верующего в качестве слуги. В Рим. 15:25 Павел пишет: «А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым». Он называет себя слугой [diakonos]. Из Деян. 20:19 мы узнаем, что он был постоянно занят «работая [diakoneo], Господу со всяким смиренномудрием».

В 2 Кор. 8:3-4 Павел говорит о церквях в Македонии: «Ибо они доброхотны по силам и сверх сил – я свидетель. Они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении [diakonia] святым». Служение по восполнению физических нужд людей является формой духовного служения.

В духовном смысле diakonos и его производные, выражающие любое проявление послушания со стороны христианина, должны считаться служением Христу. Согласно употреблению этих слов в Деяниях и Посланиях верующий, совершающий любой вид служения, может называется слугой или диаконом.

1 Кор. 12:5 передает, что «служения [diakonia] различны, а Господь один и тот же». Все христиане принимают участие в каком-то служении. Все, служащие Господу, являются диаконами или служителями, если не в официальном смысле, то в смысле общего употребления этого слова.

Другие стихи, а именно: 2 Кор. 4:1; 9:1 и Откр. 2:19, употребляют диакон для упоминания о духовном служении. В этих и во всех остальных стихах, которые мы рассмотрели, мы не обнаружили конкретного употребления этого слова в значении служения диакона в церковной общине.

 

Говорит ли Новый Завет об особом служении диакона?

В связи с тем, что слово diakonos и его производные передают целый ряд различных значений, за исключением, возможно, одного или двух, довольно трудно дать четкое определение диаконскому служению в системе управления первой христианской церкви. Новый Завет не много говорит по данному поводу. В большинстве случаев употребляются общие ясные значения слова diakonos его производных, которые не имеют ничего общего с церковным служением. Другие отрывки можно истолковывать двояким образом, но обычно самое ясное и естественное истолкование подразумевает общее значение, а не намек на особый титул принадлежности к избранной группе служителей церкви.

Например, некоторые утверждают, что Рим. 12:6-7 содержит указание на служение диакона: «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования... имеешь ли служение, пребывай в служении». Но эквивалентен ли дар служения функции или должности диакона? Текст не подтверждает этого предположения. Другие дары, перечисляемые в Рим. 12, не связаны с должностями так же, как должности не обязательно имеют связь с дарами. Например, христианин не должен занимать должность пастора-учителя, чтобы использовать его. Дары имеют отношение к призваниям и назначениям, а не к должностям.

В 1 Кор. 16:15 Павел говорит: «Вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии, и что они посвятили себя на служение [diakonia] святым». Имел ли Павел в виду, что домашние Стефана были семьей, имеющей официальные диаконские титулы? На основании слов, употребляемых в контексте, нет никакой возможности подтвердить подобное предположение. И самое естественное толкование – это принятие данного повествования в таком виде, в котором оно переведено.

Некоторые делают предположение, что в Еф. 4:12 речь идет о диаконах в церкви. Начиная со стиха 11, мы читаем: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова». «Дело служения» [diakonia] это не труд диаконов, но, скорее всего, труд всех святых в оказании служения. Павел ведет речь о христианах в целом, подготовленных к духовному служению, а не об учреждении диаконского служения в церкви.

 

Выделяется ли кто-нибудь в Новом Завете?

Павел, вероятно, не был диаконом. Некоторые считают, что Павел был диаконом. Они указывают на Деян. 20:24. где Павел говорит: «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение [diakonia], которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией». Но Павел здесь говорит о том, что Христос поручил ему особое служение; он не называет себя ни диаконом, ни служителем в официальном смысле. В Рим. 11:13 он пишет: «Вам говорю, язычникам: как Апостол язычников, я прославляю служение [diakonia] мое».

В 1 Тим. 1:12 апостол Павел пишет: «Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение». Этот перевод отличается точностью;

Павел здесь не утверждает, что Бог его определил на служение в церкви в качестве диакона. В других местах, а именно: в 1 Кор. 3:5, 2 Кор. 3:6 и Еф. 3:7 о Павле говорится как о служителе, слуге, но в них нельзя найти свидетельств в пользу того, что Павел был назначен на должность диакона. Он называл себя слугой в общем смысле.

Павел был апостолом и подчеркивал это на протяжении большей части 2 Кор. 10-12. В поместной церкви апостол был наивысшей должностью, превосходя пресвитерскую и диакон скую. Даже по официальному положению Павел никогда бы не притязал на должность диакона – он был апостолом.

Тихик, вероятно, не был диаконом. Павел говорит Ефесянам: «А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик. возлюбленный брат и верный в Господе служитель [diakonos] (Еф. 6:21). Вполне вероятно, что Павел называет Тихика верным диаконом. Но он также употреблял diakonos в Еф. 3:7 и diakonia в Еф. 4:12 по отношению к общему служению, и нет причины полагать, что здесь он придавал этому слову иное значение.

Епафрас, вероятно, не был диаконом. В Кол. 1:7 Павел называет Епафраса, как «возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя [diakonos] Христова». Затем в стихах 23 и 25 он пишет:

«Если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем [diakonos]... Церковь, которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас». Павел воспользовался словом diakonos для описания, как себя, так и Епафраса. В связи с тем, что мы совершенно уверены, что Павел не относит себя к числу диаконов, он, наверняка, не считает, что и Епафрас является диаконом. Значение какого-либо слова определяется контекстом, а в контексте Послания к колоссянам нет никакого указания на то, что слово diakonos имеет отношение к диаконскому служению в церкви.

Те, кто упоминался в Фил. 1:1, вероятно, не были диаконами. Слово диакон упоминается еще в Фил. 1:1: «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами».

До сих пор мы не встречались с таким случаем, когда греческое слово diakonos переводилось бы как «диаконы». Почему переводчики Библии совершенно неожиданно представили в этом отрывке слово диакон как официальную должность, когда почти везде это слово переводится как «служитель» или «слуга»? Можно предположить, что это слово в данном отрывке может относиться к особому установлению в церкви, но еще раз контекст, по-видимому, не подтверждает.

В этом стихе слово «епископы» (episkopos) обычно не употребляется для пресвитеров ipresbuteros. Самое естественное истолкование этого стиха состоит в том, что Павел адресовал свое письмо всей церкви. Он как бы говорил: «Я пишу, всей церкви включая, руководящих братьев и тех, кто следует за ними или совершает служение». Заявление о том, что Фил. 1:1 относится к диаконскому служению как церковному установлению, может быть правильным, но это спорный вопрос. Для того, чтобы возводить слова Павла в догму, необходимо иметь больше оснований.

Мы уже разобрали много употреблений греческих слов diakonos, diakoneo и diakonia, но ни одно из них четко не обозначает определенную церковную должность.

 

Говорится ли в Деян. 6 о диаконах?

Многие рассматривают Деян. 6 как введение диаконского установления в церкви. Стихи 1-2 говорят, что «когда умножились ученики, произошел у эллинистов ропот на евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов созвавши множество учеников, сказали: не хорошо нам, оставивши слово Божие, пещись о столах». Когда вдовам раздавалась пища, то вдовы-эллинки не получали причитающуюся им долю в полной мере. По-видимому, иудеи обращали больше внимания на нужду своего народа.

Важно понять широту проблемы, перед которой стояла церковь, стараясь ее разрешить, и снабдить всех пищей. В то время церковь состояла из более, чем 20, 000 человек. Двенадцать апостолов не могли уделять время раздаче пищи по всему городу сотням нуждающихся вдовиц. Для распределения этой пищи было необходимо иметь людей. Сам процесс распределения потреб­ностей состоял из сбора и сохранения необходимых средств, приобретения продуктов питания и справедливого их раздаяния.

Апостолы сознавали широту этой проблемы, но понимали и то, что им было необходимо ее разрешить, не жертвуя своим ценным временем и задачами первостепенной важности. Они, обратившись к общине, сказали: «Не хорошо нам, оставивши слово Божие, пещись о столах» (ст.2).

В стихе 3 мы находим совет, который апостолы предложили церкви: «Итак, братия, выберите из среды себя семь человек, изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу». Очень важно было избрать тех людей, которые отличаются честностью и хорошей репутацией, потому что они должны были иметь дело с денежными суммами как доверенные лица. Финансовые операции в те дни производились совсем по-иному, чем сейчас. Эти мужи также должны были быть исполнены «Святого Духа и мудрости». Очень трудно разработать систему равномерного распределения различных материальных средств людям, испытывающим разнообразные нужды. Им нужно было принимать решение, является ли та, или иная нужда законной.

На этот труд были избраны семь мужей, чтобы освободить апостолов и дать им возможность следовать Божьему призванию в своем служении. В Деян. 6:4 апостолы говорят: «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова». Стихи 5-6 повествуют о том, что «угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена. и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили пред Апостолами, и сии, помолившись возложили на них руки».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.