Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Часть третья Глава 13 ДЫХАНИЕ И МЕДИТАЦИЯ



Часть третья Глава 13 ДЫХАНИЕ И МЕДИТАЦИЯ

Пока Мэйноу в XVII веке не доказал обратного, европейские физиологи полагали, что назначение "дыхания" только в том, чтобы "охлаждать сердце". Этот английский химик и физиолог в своих экспериментах не только показал, что дыхание является частью процесса выделения (при выдохе происходит выделение из легких азота и двуокиси углерода), но и установил тот факт, что человеческое тело нуждается не в самом воздухе, а в "более активной и тонкой его части". Он назвал ее spiritus igneo-aereus ("огненно-воздушный дух"). Над Мэйноу глумились до тех пор, пока значительно позже эксперименты Пристли и Лавуазье не продемонстрировали, что spiritus igneo-aereus - это просто кислород.

Но "более активная и тонкая часть" воздуха по Мэйноу только отчасти объясняется теорией "кислорода".

Конечно, нам говорят, что мы не в состоянии прожить без кислорода (йоги, кстати, это могут, как мы видели в главе 4). Но это еще не означает, что именно данный газ является активирующим началом, а не, скажем, некая более тонкая субстанция, одним из проявлений которой в материальном мире является кислород. Эту тонкую субстанцию или энергию, которая присутствует во всей вселенной, индийцы много веков тому назад назвали праной, то есть космической энергией. Согласно индийцам, основу вселенной составляет акаша (эфир), "столь тонкая, что находится за пределами обычного восприятия; узреть ее можно тогда лишь, когда она принимает более грубую и ощутимую форму" (Свами Вивека-нанда, Раджа-йога). Этот материал вселенной, акаша, или эфир, приходит в активное состояние под воздействием всепроникающий праны (космической энергии), и из него созданы вселенная и человек. В священных текстах говорится, что пра-на есть общая сумма всех энергий, существующих во вселенной. Она проявляется как движение, сила тяготения, электричество, потоки нервных импульсов и мысль. Благодаря пране мы слышим, благодаря пране видим глазами, языком ощущаем вкус, носом - запах, а кожей - соприкосновения; благодаря ей работает наш интеллект.

Мощное воздействие музыки,, проникающие глубоко в душу слова оратора, улыбка на лице девушки - все это проявления праны. Не что иное, как прана, позволяет гореть костру. Она заставляет ветер дуть, реку течь, паровую машину работать, реактивные самолеты летать; она движет поездами и моторами, благодаря ей распространяются радиоволны. Она включает в себя магнетизм, "электрон" (микрокосм в макрокосме), электричество и гравитацию. Без нее сердце не перекачивало бы кровь, а пища бы не переваривалась, не усваивалась и не выделялась. Именно прана заставляет функционировать легкие.

Древние йоги обнаружили, что, контролируя дыхание, они могут контролировать поток праны - жизненной энергии, а следовательно, и саму жизнь во всех ее проявлениях. Хотя всего насчитывается десять форм пранической энергии, описанных в древних текстах (например, апана - секреторная энергия, самана - пищеварительная, крикара - ответственная за голод и жажду), именно та праническая энергия, которая поступает в тело благодаря дыханию, лучше всего поддается контролю. Причем контроль остальных энергий (в йоге есть даже методы обуздания жажды через контроль крикары) начинается все равно с контроля дыхания. Вот почему йоги занимаются пранаямой, что буквально переводится "укрощение дыхания" (на санскрите прана - "дыхание", а яма - "укрощение"). Каждый человек за сутки совершает примерно 21 тысячу дыхательных циклов, из расчета около 15 раз в минуту. Согласно теории йоги, у каждого из нас есть вполне определенный запас вдохов и выдохов, отведенный на всю жизнь. Если человек быстро их растратит, то его жизнь закончится раньше. Поэтому йог старается регулировать и замедлять свое дыхание (и даже останавливает его на довольно продолжительное время). Только когда йог научится контролировать поток праны с помощью пранаямы, он сможет управлять всеми другими ее формами в своем теле. Таким образом обретается контроль за всяким, произвольным и непроизвольным, телесным отправлением любого органа и развивается способность сознательного управления его работой.

Йог способен посылать прану к любой части тела, которую желает развить. К примеру, он может направить ее в солнечное сплетение, чтобы оно функционировало более эффективно и преобразовалось в своего рода "брюшной мозг".

В животном царстве есть примеры восприятия, которые недоступны основной массе человечества. Например, животные могут видеть в темноте и слышать звуки, которые находятся за пределами восприятия человека. Посредством направления праны к соответствующему органу йог возвращает себе такие способности. В мире животных правильное использование праны является результатом специфического телесного и физиологического развития данного вида. Жирафу требовалась длинная шея для того, чтобы дотянуться до листвы на высоких деревьях, и потому у жирафов в ходе эволюции шея удлинялась, поскольку в нее направлялось больше праны. В ходе подобного же процесса у кролика выросли длинные уши, у слона - хобот, у человека разумного мозг стал больше, чем у неандертальца, а физически тренированный человек выше ростом и обладает более мощным бицепсом (в процессе тренировок к спине или к бицепсу поступало большее количество праны).

Но, к сожалению, современный человек утратил контроль даже над простейшими мышцами, ибо к ним посылалось недостаточно праны. Физические и психические болезни вызываются разбалансированным состоянием праны в организме. Если прана не поступает в достаточном количестве в органы пищеварения, возникает несварение. Если она не протекает без задержки к органам выделения, наступает самоотравление. Пранаяма способствует равномерному распределению жизненной силы по всему телу.

Занятия пранаямой повышают уровень жизненной энергии, потребляемой различными частями, а органы тела, которым недоставало жизненной энергии, начинают получать ее в достатке. Накопление избытка праны там, где в этом нет необходимости, тоже может приводить к расстройствам обмена веществ и болезням. Если человек получает достаточно праны и способен управлять ею, у него появляется возможность перенаправить ее другим людям, которые в данный момент нездоровы и остро в ней нуждаются. Все мы замечали, что люди любят общаться и даже непроизвольно садятся поближе к тому, кто здоров умом и телом, полон жизненных сил. Но им не по себе в обществе больных. Это тоже объясняется воздействием праны одного человека на другого. Несчетное число раз я на своих лекциях замечал, что если я особенно воодушевлен, то могу растрогать аудиторию. Это происходило потому, что вибрация моих слов переносила к слушателям избыток праны. Это всегда помогало мне убедительно донести свои идеи.

Благодаря практике пранаямы человек начинает осознавать, что весь мир составлен из тонких вибраций.

Некоторые наркотики и газы, например нашатырный спирт, тоже приводят к такому состоянию. Мысль есть вибрация, и все во вселенной - вибрация. Мысли - это просто маленькие вихри вибраций в великом океане вселенского потока. Это маленькие водовороты в большом океане мыслей. Поэтому йоги говорят, что они воспринимают все не в физическом пространстве (ма-хакаша), а в психическом (читтакаша). Но конечная цель высшей формы йоги, раджа-йоги, - воспринимать все в "пространстве знания" (чидакаша), а пранаяма является главным орудием, с помощью которого это достигается. В хатха-йоге дыхательные упражнения так же важны.

Йогическое дыхание отличается от западных систем тем, что цель его - не увеличение грудной клетки, а улучшение снабжения крови праной. Есть три типа дыхания, известные на Западе, и все они сводятся к двум стадиям - вдоху и выдоху. В первом из них расширяется верхняя часть грудной клетки, воздух поступает в верхушки легких и грудная клетка раздувается. В этом процессе участвует слишком мало воздуха. Второй тип дыхания - дыхание ребрами - использует преимущественно среднюю часть легких. В этом типе дыхания в легкие поступает несколько больше воздуха. Третий тип - брюшное дыхание, ставшее в Европе популярным за последние лет двадцать. В этом дыхании воздух втягивается нижними долями легких, а диафрагма напирает на выпячивающийся живот. Но полное йогическое дыхание, в отличие от западных систем, является более комплексным и включает в себя все эти три типа дыхания. При выполнении полного йогического дыхания мы сначала вдыхаем, наполняя нижние доли легких, затем переходим к средней части, расширяя грудную клетку, а под конец, завершая вдох, заполняем верхнюю'часть легких. Когда процесс уже вполне освоен, все эти стадии плавно сменяют одна другую в непрерывном процессе длинного вдоха. Выдох следует той же схеме. Сначала воздух выходит из нижней части легких, потом из средней (грудной клетки) и, наконец, из верхней части. Как уже отмечалось, йогическое дыхание делится на три стадии, а именно: вдох (на санскрите пура-ка), задержка (кумбхака, буквально "кувшин") и выдох (речака).

Как правило, среднему ученику достаточно знать, что цель пранаямы - овладение той самой силой, проявлением которой мы являемся. Если прана равномерно распределяется по всему телу, мы достигаем психофизической координации, избавляемся от наших эмоциональных комплексов и перестаем быть рабами собственной психической неуравновешенности, дающей начало страхам, гневу, зависти или чувству неполноценности. Другая цель йогического дыхания - не рассеивать космическую энергию, содержащуюся в нашем вдохе. При вдохе праническая энергия хаотически расходуется на все виды активной деятельности внутри человеческого организма и за его пределами. Поэтому задача йога с помощью пранаямы научиться удерживать ее и направлять в определенные центры. Каждое кровяное тельце, ежечасно путешествующее по сосудам тела, должно быть заряжено праной. Все трубки тонкого тела, так называемые нади, известные йоге, должны заполняться праной, чтобы каждый орган получил причитающуюся ему долю энергии и был способен эффективно выполнять свои функции. К теме нади мы еще вернемся в разделе "Контроль над психическими силами" (см. главу 13). Но прежде, чем браться за освоение пранаямы, следует разучить некоторые подготовительные упражнения, такие, как очищающее дыхание, позитивное дыхание и умиротворяющее дыхание. После освоения этих дыханий человек готов приступить к пранаяме. Обычно мои ученики разучивают подготовительные упражнения примерно за две недели. Приемы пранаямы можно освоить и за неделю, но целые месяцы уходят на то, чтобы достичь в ее практике совершенства.

1. ОЧИЩАЮЩЕЕ ДЫХАНИЕ
Выполнение:

Это упражнение можно выполнять стоя, сидя на стуле или на полу. Прежде чем приступить, прочистите нос - продуйте поочередно обе ноздри. Теперь зажмите правую ноздрю указательным пальцем правой руки и быстро вдохните через левую ноздрю. Едва закончив вдох, освободите правую ноздрю и точно так же зажмите левую ноздрю указательным пальцем левой руки. Сделайте длинный выдох через правую ноздрю. Задержки быть не должно, вдох и выдох быстро следуют один за другим. Для начала выполните двенадцать циклов, а с ходом практики увеличьте количество до пятидесяти.

Полезное воздействие:
Это упражнение очищает кровь, укрепляет нервы и даже тонизирует сами ноздри. Как стройбат прокладывает и оборудует в лесу новые главные и второстепенные дороги, по которым сможет продвигаться армия на марше, так же с помощью этого очищающего дыхания начинающий йог прокладывает себе прямую и ровную дорогу к мастерству в пранаяме (упражнение 4) и другим формам йогического дыхания.

2. ПОЗИТИВНОЕ ДЫХАНИЕ
Выполнение:
Как и в предыдущем упражнении, поза для позитивного дыхания может быть любой, но удобной. Выберите ту, которая вам больше нравится: стоя, сидя на стуле или на полу. Важно держать позвоночник и голову прямо, плечи должны быть опущены. Во время выполнения дыхательных упражнений тело должно оставаться максимально неподвижным. Зажмите безымянным пальцем правой руки левую ноздрю и сделайте глубокий вдох правой ноздрей на восемь счетов (или восемь ударов пульса). Теперь зажмите обе ноздри пальцами правой руки: одну большим пальцем, а другую безымянным. Задержите дыхание на шесть счетов. Теперь снимите зажим с правой ноздри и, удерживая левую ноздрю зажатой, выдохните на восемь ударов пульса. Для начала повторите упражнение пять раз, по мере практики увеличивайте количество повторений до пятнадцати. При вдохе и выдохе не должно быть ни шума, ни напряжения мышц лица.
Полезное воздействие:

Это упражнение уравновешивает положительный и отрицательный потоки энергии, контролирующей все наше тело. Выполнять его следует всякий раз, когда чувствуешь в себе нечто "отрицательное". Если вы расстались с людьми, которые, по нашему ощущению, "отрицательны" (то есть их запас праны мал), и не в силах избавиться от ощущения энергетического опустошения, оставшегося после общения с ними, то выполните это упражнение. Лучше всего выполнять его в хорошо проветренном помещении, в парке или на крыше дома. Позитивное дыхание укрепляет нервы и придает нам стойкости.

3. УМИРОТВОРЯЮЩЕЕ ДЫХАНИЕ
Выполнение:
Это упражнение можно выполнять стоя, сидя на стуле, на полу или лежа на полу (или любой твердой поверхности). Позвоночник должен быть прямым, руки вдоль туловища. Концентрируя все свое внимание на дыхании, выполните глубокий вдох обеими ноздрями на восемь счетов или восемь ударов пульса. Задержите дыхание на два счета. Затем выдохните на восемь счетов (ударов пульса).
Полезное воздействие:

Выполняйте это дыхание, когда вас беспокоят такие эмоции, как гнев или отвращение. Я наблюдал, какими безмятежными становятся мои ученики после регулярной практики этого дыхания.

4. ПРАНАЯМА
Здесь я привожу одно из простых упражнений пранаямы, которым можно заниматься без непосредственного руководства учителя. Его можно практиковать по десять-пятнадцать минут ежедневно. Но я рекомендую приступать к нему только после досконального освоения первых трех дыхательных упражнений (на это уходит примерно одна-две недели).

Выполнение:
Зажмите правую ноздрю большим пальцем правой руки и сделайте медленный ровный вдох, считая до шести и концентрируя внимание на иде - левом нервном токе, идущем через весь позвоночник по левой нади (от левой ноздри до основания позвоночного столба, см. рис. 1, стр. 27). Воображайте себе, как поток праны движется синхронно с дыханием вдоль иды вниз к последнему сплетению, муладхара-чакре, то есть месту, где находится энергия кундалини (рис. 1). Задержите поток в этом месте на четыре счета.

Теперь зажмите левую ноздрю безымянным пальцем правой руки и выдохните через правую, визуализируя, как нервный ток медленно поднимается снизу вверх. Вместе с дыханием через пингалу (правую нади) прана движется от последнего сплетения к правой ноздре (см. рис. 1). Выдох делается на шесть счетов. В обратную сторону это упражнение не выполняется! Таков один цикл пранаямы. Начните с трех, потом выполняйте по шесть, а затем по двенадцать за раз.

5. ДХАРАНА: СОСРЕДОТОЧЕНИЕ
Обуздание ума проходит через четыре стадии:

1. Пратьяхара - интроспекция с целью обуздания органов чувств.
2.Дхарана, или сосредоточение.
3.Дхьяна, или медитация.
4. Самадхи, или состояние высшей умиротворенности.

Читта (санскр.), то есть вещество помыслов, есть бесконечный поток, который никогда не останавливается. Это океан чувственных впечатлений, представлений, эмоций, решений и воспоминаний. Ум, воспринимающий внешний мир через органы чувств, хаотичен и склонен рассеиваться. Поэтому сначала его нужно "собрать" и уравновесить пратьяхарбй, то есть интроспекцией. После этого ему, уже уравновешенному, с помощью дхараны предлагается единая цель, то есть сосредоточение на единственном специально выбранном объекте, например розе или кончике носа. Через сосредоточение мы подходим к медитации, или дхьяне. Благодаря спокойной медитации и полнейшему втягиванию материи помыслов (читты) и космической энергии (праны) в организм (это называется "растворением ума в самости") достигается не только физический баланс и благополучие тела, но и состояние самадхи, то есть "высшей умиротворенности, превосходящей всякое разумение". Среди многочисленных проблем, с которыми сталкивается человек в западном мире, трудно сосредоточиться и обрести единство цели. Конечно, и на Западе были великие люди, чей гений и единство цели возвышали их над остальными. Но это скорее исключения, чем правило, и, думаю, люди, побывавшие в Индии, согласятся со мною, что индийцы склонны с большей легкостью развивать сосредоточение и единство цели. Я не утверждаю, что Индия является носительницей высших добродетелей.

Я просто указываю, что древнейшие системы метафизики и обуздания ума облегчили индийцам постижение природы реальности. В наш век культурного и материального взаимодействия Востока и Запада Индии есть что дать Западу. Это достижение психофизического благополучия посредством устранения любой формы рассеянности и сосредоточение психических и физических сил с помощью методов йоги. И Восток, и Запад внесли огромный вклад в общий прогресс человечества. Похоже, что сейчас наступает время, когда они могут объединить свои знания для обоюдного блага. И я хочу, чтобы данная книга помогла всем тем, кто решился стать на этот путь. Но вернемся к нашей теме, сосредоточенности. Я обнаружил, что в Индии ученики склонны сосредоточиваться на изображении Господа или фотографии своего гуру. В Америке они предпочитают сосредоточение на кончике носа или на языке пламени свечи. Чтобы облегчить эту задачу, я предложил им сосредоточиваться на любом предмете или изображении по их выбору. Сосредоточивайтесь, пока ум не будет полностью поглощен предметом сосредоточения. Это успокаивает эмоциональное возбуждение и способствует ясности мышления.

Поможет это и чисто материальному прогрессу, поскольку улучшится качество и количество проделанной вами работы. Сосредоточиваясь на предмете, не воюйте с собственным умом. Любого перенапряжения в уме и теле нужно избегать. Не обращайте внимание на отвлекающие эмоции, и они быстро пройдут сами собою. Но не пытайтесь сосредоточиваться, если вам хочется есть или у вас что-то сильно болит. Когда вы занимаетесь сосредоточением на пламени свечи, глаза должны быть полуоткрыты, а взгляд направлен на верхушку пламени. Сидите либо на полу, либо на стуле. Свечу поставьте на расстоянии двух-трех метров. Пламя должно находиться на уровне глаз. Когда сосредоточение удерживается в течение двадцати секунд (с открытыми глазами), вы готовы к медитации.

6. САМАДХИ: ПОЛНОЕ БЛАЖЕНСТВО
Овладев искусством сосредоточения, можно переходить к медитации. Постоянная практика медитации приводит к самореализации. Видя яблоко на столе, мы знаем, что вот оно здесь. Но ведь есть много жизненно важных частей мозга, позвоночника и других частей тела, которые есть, но мы их не осознаем. С помощью йоги всё это можно осознать и ввести в сознание человека. Поэтому смысл йоги можно сформулировать как "познание самого себя". Многие функции в нашем теле совершаются сознательно, а другие - бессознательно. Например, едим мы сознательно. Однако вслед за тем пищеварение, ассимиляция и большая часть аспектов выделения совершается без сознательного участия. Мы не умеем управлять этими процессами. Точно так же мы никогда не сумеем регулировать работу сердца или легких, если не "осознали" их и не научились контролировать их с помощью йоги. Все произвольные и непроизвольные отправления тела, которые могут происходить независимо от нашей воли, совершаются, тем не менее, "нами", а не кем-то иным.

Если мы используем йогические методы контроля и преуспели в этом, то не так уж много телесных отправлений и действий будут происходить помимо нашей воли. Если мы возвысились над обычным телесным сознанием и обрели способность к полному контролю, мы находимся в состоянии самадхи. Самадхи можно уподобить сну, когда в пределы нашего сознания попадают некоторые действия бессознательного ума Однако когда йог входит в этот "сон", он извлекает из него много полезного для себя. "Самадхи" существенно отличается от подсознательного сна. Скорее всего, его можно назвать "сверхсознательным" состоянием. В отличие от сна, самадхи является сознательным пониманием и осуществлением работы бессознательного ума. Оно находится за пределами разума. Разум ограничен.

Будничными рассуждениями не докажешь бессмертия души. Того, что главное в нас находится за пределами рождения и смерти или что оно вне досягаемости невзгод, несчастий и скорбей. Нормальный человеческий ум показал свою полную неспособность опровергать или доказывать подобные положения.

Постичь это можно с помощью йогической медитации. Йога учит, как превзойти разум. Шаг за шагом она ведет нас по пути возвышения над разумом. Ибо инстинкт развивается в разум, а разум - в трансцендентное сознание. Йоги и пророки, достигшие этого сверхсознательного знания, были когда-то обычными людьми, как я или вы. Каждый имеет право на совершенство и сверхзнание. Достижение этого сверхсознательного состояния и есть истинная религия.

7. РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ СОСРЕДОТОЧЕНИЕМ И САМАДХИ
Сосредоточение есть фиксация ума на некотором внутреннем или внешнем предмете. Когда ум сконцентрирован на определенном объекте и постоянно удерживает его в потоке мыслей, это хорошая концентрация. В процессе медитации визуализируется объект сосредоточения, например пламя свечи.

Когда на протяжении некоторого времени видишь пламя свечи во "внутреннем чертоге" своего ума, то это уже медитация. Когда же человек может постоянно медитировать на изначальном восприятии, где объект медитации является только причиной, значит, он достиг самадхи. Когда ум способен благодаря сосредоточению воспринимать внешние причины ощущений сами по себе, например звук, обусловленный внешними вибрациями, значит, ум может воспринимать и все материально сущее. Когда ему удается воспринимать эти движения внутри самого себя в ходе медитации, он достигает полного самоконтроля. В этом состоянии процесс восприятия внешнего движения сводится к восприятию непосредственно потоков нервной силы, донесших внешние вибрации (или внешние потоки) до ума. Если человек в состоянии воспринимать психические реакции сами по себе (а порождены они были, когда на внешние яибрации, переданные нервными движениями уму, ум прореагировал, чтобы воспринять знание о предмете), значит, человек знает всё, поскольку любой другой материальный объект воспринимается точно так же. И тогда обретаются чудесные сиддхи, т. е. паранормальные способности, такие, как телепатия, левитация или материализация любой материальной вещи. Но не следует их использовать как самоцель.

Разумное объяснение материализации вещей, превосходящей обыденный рассудок, таково. В самадхи йог отождествился с Изначальной силой. Будучи тождествен со светом и став частью конечной реальности космоса или по меньшей мере одной из более "глубоких" реальностей, которые мы можем достичь, йог (если пожелает) не подчиняется более закону тяготения. У него больше нет "веса", как у других материальных вещей. Его ум, освободившись от грубого телесного "Я", свободен и может странствовать по вселенной. Он теперь часть первоматерии, на которую он может произвольно влиять. Он достиг паранормального состояния, откинул покрывало майи (иллюзорности) и пришел к единственно истинной и единственно действенной постоянно творящей реальности, которая есть вечное движение или Изначальная сила. (Понятие "Изначальная сила" находится за пределами всех заблуждений, например материи, гравитации, понятий о пространстве и времени и пр.) Как и Изначальная сила, которая вездесуща, йог един со светом, который предстает и как атом, и как вода, и в виде целой страны или планеты. Он без труда путешествует по лучам света, которые сами проявляются как вода, земля или воздух. И как Изначальная сила, йог может воздействовать на скопления атомов (из которых состоит материя), чтобы удовлетворить свои личные желания или желания того, кто нуждается в помощи. Только когда человек в ходе медитации отождествился с Изначальной силой и ее Идеей, его можно назвать "состоявшимся" йогом.

И тогда он источает мир, радость, блаженство и счастье. Тогда, и только тогда он познает свое истинное "Я". Это и есть истинная религия. Сама по себе йога - не религия. Но если заниматься ею, она приводит к самопознанию как форме религии. И не важно, религиозен человек или он атеист, он все равно может заниматься йогой как изучением самого себя. На пути личного опыта и переживания он может прийти к самостоятельным выводам. На мой взгляд, это наилучший путь. Хотят люди следовать предписаниям религии в своей жизни или нет, это никак не замедлит их роста на пути самоизучения и самосовершенствования.

8. КОНТРОЛЬ НАД ПСИХИЧЕСКИМИ СИЛАМИ
Ритмическое дыхание йоги порождает в теле практикующего потоки нервной силы. Есть два главных потока в позвоночнике. Как мы уже знаем, это положительный и отрицательный потоки, один из которых несет нервную силу к мозгу, а другой от мозга к нижнему нервному центру в позвоночнике. Различные типы йогического дыхания служат для контроля семи нервных сплетений или семи чакр (см. рис 3). Только с помощью йогического дыхания можно проконтролировать движения легких и другие рефлекторные процессы, например зрение или слух. Когда под наблюдением компетентного учителя разучены пропорции длительности вдоха, задержки дыхания и выдоха, дыхание гармонизирует систему тело-разум и доставляет поистине неисчислимые блага.

грубым голосом не сыскать!). Успокаиваются нервы и ум, и лицо принимает умиротворенное выражение.

Регулярные занятия йогическим дыханием пробуждают энергию кундалини, находящуюся в основании позвоночника (в муладшра-чакре), и она начинает свой подъем от чакры к чакре, вплоть до самого большого нервного сплетения в продолговатом мозгу, называемого сахасрара или тысячелепестковый лотос, обитель блаженства. Не надо считать его частью мозга. Этот лотос независимо плавает в ликворе (жидкости, омывающей головной и спинной мозг). Иными словами, нервное сплетение сахасрару можно сравнить с лотосом, а спинной мозг с его стеблем. Как лотос плавает на воде с корнями, проросшими глубоко вниз, в ложе реки, так и этот лотос плавает в церебральной жидкости, а корни его - внизу, в самом нижнем из нервных сплетений, муладхаре. С помощью пранаямы йог обучается контролировать положительный и отрицательный потоки нервной силы, проходящие по иде и пингале. И как результат, они у него не проходят, как раньше, вдоль этих каналов, а текут по центральному каналу, называемому сушумна. Этот канал, который у всех существ, имеющих позвоночник, обычно закупорен, открывается в процессе выполнения дыхательных упражнений. Когда нервные потоки поднимаются, достигая центра сахасра-ры, одновременно открываются различные нервные центры, находящиеся в позвоночнике, а вследствие этого одна за другой раскрываются сверхспособности ума, выводя практикующего йогу за пределы обычного восприятия, за пределы интеллекта, туда, где заканчивается власть интеллекта, - в сверхсознательное состояние. И это есть то состояние, в котором можно контролировать эти психические силы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.