|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТАБЛИЦА 3 8 страницаТонкие области 107 Таблица I
108___________________________________________ Глава 8 Этот «грубый рефлектирующий ум» имеет в виду Ауробиндо, говоря, что средний индивид обладает «сумеречной или замутненной физической ментальностью» или «обыденным материальным интеллектом, принимающим свою наличную организацию сознания за предел возможностей» [306]. Ибо в обычном эгоическом состоянии «ум, привыкший только к свидетельствам органов чувств и ассоциирующий реальность с вещественностью факта, либо не приучен использовать другие средства познания, либо не способен распространить понятие реальности на сверхфизический опыт» [306]. И мне особенно нравится фраза, в которой он говорит об истинном тонком разуме (в противоположность грубому), как о «разуме и чувстве, которые не запираются в стенах физического «эго» (курсив мой — К. У.)» [306]- Все это — грубое тело и «эго», составляющие вместе полную грубую область, — хорошо согласуется с понятиями буддийской психологии. Считается, что Нирманакайя состоит из пяти чувств плюс мановиджняна,36 а мановиджняна — это «ум, связанный с чувствами» [332]. Д. Т. Судзуки прямо приравнивает мановидж-няну к «эго» западной психологии, а также к логически-эмпирическому интеллекту [365]. Он также говорит обо всей данной сфере, как о сфере «чувства и мысли», и помещает все сведения западной психологии именно сюда — и только сюда [362]. Следовательно, мы видим, что грубую область человеческого бытия, помимо грубого или физического тела, составляет нерасторжимо переплетенный со всем остальным низший или грубый-рефлектиру-ющий ум, так что всю эту область лучше всего было бы называть областью грубого тела-ума. Отсюда следует, что почти все данные, полученные в ортодоксальной западной психологии, имеют отношение только к грубой сфере. Хьюстон Смит вполне четко высказывается по этому поводу [352]. Столь же ясно пишет и Рене Генон: психологи Запада с трудом «признают... что-либо кроме вещественной формы 56 Мановиджняна (санскр.) буквально — осознание умом (другой вариант— познающее или различительное сознание). По сути дела, виджняны — осознание зрением, осознание слухом и т. д. — представляют собой не чувства, а репрезентативные системы (см. примечания VIII и X к гл. 6), поэтому мановиджняна, скорее всего, является вербально-коицептуалъным механизмом сознательного представления. — Прим. ред. Тонкие области 109 [грубого тела-ума]», то есть нацелены на то, что Генон называет «вещественной индивидуальностью», и что очень похоже на «физическое "эго"» у Ауробиндо. Сам Генон выражается довольно резко, но корректно: «Что же касается современной западной психологии, то она имеет дело только с весьма ограниченной долей человеческой индивидуальности, где умственные способности находятся в прямой зависимости от вещественной формы, и, конечно, при использовании данных методов она неспособна двинуться куда-либо дальше» [168]. Но существует ли это «дальше»? Согласно мистикам, ■— а мы с самого начала книги договорились взять их в качестве модели высшей эволюции, — действительно существует. «Обычный человек, — говорит Ауробиндо, — живет в своем разуме и чувствах [грубое тело-ум], соприкасающихся с миром, лежащим вне его, вне его сознания. Когда же сознание утоныпается, оно вступает в контакт с вещами гораздо более прямым путем, не только с их формами и внешними воздействиями, но и с тем, что внутри них; однако масштабы такого контакта могут быть пока еще небольшими. Но сознание также может расширяться, сначала входя в прямой контакт со всеми вещами во вселенной, а затем как бы вмещать их в себя — как говорится, видеть мир в самом себе — ив каком-то смысле отождествляться с ним. Видеть все вещи в себе и себя во всех вещах... — это вселенское качество сознания» [306]. То есть существуют все более и более высокие порядки единства, тождественности и интеграции, сходящиеся, в конечном итоге, к самому всеобщему единству и Наивысшей Тождественности. Если выразить все это совсем просто, эволюция может продолжаться. Она уже сделала из амеб людей; так что же заставляет нас думать, что после такого изумительного, длившегося миллиарды лет подвига она уже иссякла и выдохлась? Ведь если соотношение «амеба — человек» применить к современному человеку, то результатом может быть только Бог. А мистики показывают нам стадии высшей эволюции, ведущей к этой Вершине. «Конечно, если бы тело, жизнь и сознание были ограничены возможностями грубого тела — тем, что допускают наши физические ощущения и физическая ментальность [грубое «эго»] — это было бы слишком слабым результатом эволюции», говорит Ауробиндо. Тем не менее, по свидетельствам многих мудрецов, «за пределами нашего бодрствующего ума простираются более широкие области сознания, по Глава 8 сверхсознательные сферы, о которых мы порой становимся осведомлены необычным сверхчувственным образом. А за пределами нашего грубого физического бытия есть другие, более тонкие уровни, управляемые лучшими законами и более могущественными силами; входя в принадлежащие этим уровням бытия состояния сознания, [мы можем] заменять более чистыми, высокими и интенсивными условиями бытия этих уровней грубость и ограниченность нашей теперешней физической жизни, наших побуждений и привычек» [306]. Следовательно, наши грубые «ум, жизнь и тело являются низшим сознанием и частичным выражением, которое стремится разнообразными эволюционными путями достичь этого высшего выражения себя, которое уже существует для запредельного ума [«запредельный ум» — это просто области за пределами тела, ума и кентавра]. То, что существует в запредельном уме — это идеал, который оно в своих собственных условиях старается реализовать...» [306]. И первая стадия запредельного ума, сферы, находящиеся за пределами грубой области, — это просто мир тонкого уровня. Самбхогакайя: тонкий уровень За сведениями о природе любого более высокого уровня сознания, находящегося за пределами «эго» и кентавра, нам следует обращаться к великим мистикам-мудрецам Востока и Запада, к ин-дуистам и буддистам, христианам и мусульманам. Отчасти удивительно, но абсолютно важно, что эти школы, расходящиеся во всем прочем, почти единодушно согласны в отношении «дальних горизонтов человеческой природы».37 Эти традиции говорят нам о действительном существовании более высоких уровней сознания, настолько же превышающих «эго»-ум, насколько он выше тифона. И выглядят они примерно так. Начиная с шестой чакры, — аджна-чакры (если воспользоваться терминами йогической психологии чакр), сознание становится трансперсональным и трансвербальным. Оно вступает в подлинную «тонкую область», известную в индуизме под названием сук-шма-шариры [94], а в буддизме — Самбхогакапи (технический J «Дальние горизонты человеческой природы» (Farther reaches of human nature. New York: Viking Press, 1971.) — название известной книги Абрахама Маслоу. — Прим. ред. Тонкие области 111 термин, которым я буду здесь пользоваться). Этот процесс убыстряется и интенсифицируется, когда он достигает высшей чакры ■— сахасрары, — а затем, выходя на семь высших стадий сознания за пределами сахасрары. становится над-психическим [350]. Аджна, сахасрара и семь высших уровней, вместе взятые, называются тонкой областью. Однако, ради удобства, мы говорим о «низшей тонкой» и «высшей тонкой» сферах. Первую из них олицетворяет аджна-чакра — «третий глаз», который, как утверждают, властвует над астральными и [пара]психическими явлениями. То есть, эта сфера «состоит» из астрального и «психического» 38 планов сознания. Можно верить или не верить в существование этих уровней, но считается, что именно здесь они существуют (точнее, говорят: что здесь они достигают зрелости). Астральный уровень включает в себя внетелесные переживания, определенное оккультное познание, восприятие ауры, подлинную магию, «астральные путешествия» и т. п. «Психический» уровень включает то, что мы назвали бы «пси-» феноменами: экстрасенсорное восприятие, предвидение, ясновидение, психокинез и тому подобное. Многие люди способны порой непроизвольно «подключаться» к этому уровню и проявлять статистически случайные или выше-чем-случайные «психические» способности. Но действительно войти на этот уровень — значит более или менее освоить управление «психическими» феноменами, — по крайней мере, некоторыми из них. Патанджали в своих «Йога-сутрах» посвятил целую главу этому уровню и его структурам (сиддхам, или сверхъестественным способностям) [370], [398]. Я должен также заметить, что многие исследователи в области парапсихологии полагают, что астральная и «психическая» сферы — это, в действительности, одно и то же, так что в общем мы говорим об одной «астрально-психической» сфере [399]. То, что в мистических традициях (и в западной литературе) называется психическими явлениями (в отличие от психологических), следует относить к компетенции парапсихологии. Можно назвать эти явления медиумическими, но это существенно сузит сферу приложения термина; с другой стороны, в русскоязычной традиции теософии (и в некоторых других) последний из уровней тонкой области именуется «.ментальным)'). Во избежание путаницы мы оставляем в русском переводе термин «психический», поместив его в кавычки. — Прим. ред. 112 Глава 8 Суть низшей тонкой — «астрально-психической» — области состоит в том, что сознание, еще более дифференцировав себя от ума и тела, способно в каком-то смысле трансцендировать нормальные способности грубого тела-ума, а значит, и оперировать с миром и организмом такими способами, которые обычному уму представляются фантастичными. Я же нахожу их естественным расширением трансцендентной функции сознания.
Высшая тонкая область Высшая тонкая область начинается от сахасрары и простирается на семь уровней трансценденции, дифференциации и интеграции чрезвычайно высокого порядка. Я не буду представлять исчерпывающий разбор этой области —- читателю лучше обратиться к трудам Кирпала Сингха [349], [350], где блестяще освещена область Нада-Йоги и Шабд-йоги. Скажу лишь, что о ней повсеместно и постоянно говорят как о сфере высокой религиозной интуиции и подлинного вдохновения, области биджамантры; символических видений синего, золотого и белого цветов и мистических звуков; Тонкие области 113 слышимых откровений и бесконечного сияния; это сфера высших присутствий, руководителей, ангельских существ, иштадев и дхья-ни-будд; все они, как мы скоро выясним, являются просто высокими архетипическими формами собственного бытия человека (хотя сначала обязательно проявляются как «другое»). Это области Сар Шабда, Брамы Проверяющего, архетипов Бога, и Сат Шабда — и она простирается за пределами данных четырех к трем еще более высоким и совершенно неописуемым уровням бытия. Данте писал о них так: Вперяя взор свой в Вечный Свет, Я прозревал в его глубинах С любовью сшитые в единый том, Листы разрозненные всей вселенной... Внутри сияния глубокой сути Сего Возвышенного Света видел я три круга Трех цветов, но одного размера Во втором, казалось, первый отражался Как радуга сквозь радугу, а третий Огнем казался, коим равно дышали оба.29 Учтите, что это то, что Данте буквально видел своими глазами, взором созерцания. Он не просто сочинял стихи, а использовал поэзию и образное видение для увековечения того, что он непосредственно видел. Психиатр Дин, пионер в новой области «метапсихиатрии», сообщает следующее: Происходит интеллектуальное озарение, которое совершенно невозможно описать. В интуитивной вспышке человек обладает осознанием смысла и скрытой цели вселенной, отождествлением и слиянием с творением, бесконечностью и бессмертием, глубинами за пределами глубин раскрывающегося смысла, —■ короче, постижением сверх-салюсти, столь всемогущей... [91]. В индуизме эта область называется виджня/ммайя-коша [94], в буддизме махаяны — манас [362], в Каббале — Гебура и Хэ- 34 Данте Алигьери. Божественная комедия. Песнь 33-я. Пер. с итал. О. Н. Чюминой. —Прим. перев. 114 Глава 8 сед [338]. Аспектам этой тонкой области давали наименования «сверхсамости» и «сверхразума» — как у Ауробиндо и Эмерсона (Ауробиндо использовал этот термин также и применительно к аспектам причинной области). Дело здесь в том, что сознание в своем быстром восхождении полностью отделяет себя от обыденного ума и ординарной самости и потому может быть названо «сверх-самостью» или «сверх-разумом», — это почти все равно, что назвать «эго» «сверх-телом» или «сверх-инстинктами», поскольку ментальное «эго» трансцендирует простые чувства и акты восприятия тифона, и таким образом возвышается над ними. Сверх-разум просто воплощает в себе трансценденцию всех ментальных форм и в своей высшей точке раскрывает интуицию чего-то такого, что выше и первичнее ума, самости, мира и тела, — того, что, как сказал бы Фома Аквинский, все мужчины и женщины назвали бы Богом. Но это не Бог как онтологический другой, взятый отдельно от космоса, людей и творения в целом. Скорее, это Бог, как архетипи-ческая вершина собственного Сознания человека. Джон Блоуфелд цитирует Эдварда Конзе, выразившего точку зрения Ваджраяны: «"Это пустотность всего, благодаря которой может иметь место отождествление, — пустота, которая есть в нас, существующая вместе с пустой, которая является божеством." Визуализируя это отождествление "мы действительно становимся божеством. Субъект отождествляется с объектом веры. [Как сказано,] Почитание, почитающий и почитаемое — эти три вещи нераздельны"» [43]. В своей высшей точке душа становится одним целым, в буквальном смысле одним с формой божественности, Дхьяни-Буддой, Богом. Человек растворяется в Божестве как Божество, которое с самого начала было его собственной Самостью или высшим Архетипом. Только в этом смысле св. Климент мог говорить, что тот, кто знает себя, знает и Бога. Теперь мы могли бы сказать, что знающий свою сверх-самость, знает Бога. Они суть одно и то же. Тонкие области: резюме Я специально сделал эту главу более короткой, чем другие, чтобы не вводить избыточного количества информации о том, что, в конечном счете, для большинства людей является незнакомой и непривычной областью. Так же я поступлю и в следующей главе. Тонкие области П 5 Однако мне хотелось бы, чтобы вы просто подумали о следствиях возможного существования тонкой области. Что, если мистики и мудрецы правы? Все дело могло бы быть в том, что в тонкой сфере, особенно в высшей тонкой, происходит дифференциация и трансценденция очень высокого порядка. При посредстве высоко-архетипических символических форм ■—■ божественных, дающих озарение или слышимых — сознание следует по пути трансформации, ведущем далеко за пределы грубого тела-ума. Эта трансформация вверх, как и все другие, рассмотренные нами, включает в себя возникновение (через посредство вспоминания) глубинной структуры более высокого порядка, сопровождаемое сдвигом тождественности на эту структуру и разотождествлением с более низкими структурами (в данном случае, с «эго»-умом). Это равносильно трансценденции структур более низкого порядка (грубого ума и тела), которая таким образом дает сознанию возможность оперировать всеми низшими структурами и интегрировать их. Леке Хайксон описал одну форму тонкой глубинной структуры под названием «иштадева» [135]. Иштадева — это просто высокая архетипическая божественная форма, которая вызывается (а, значит, возникает) в определенных видах медитации и буквально визуализируется взором ума при помощи процесса высокой фантазии, или образного видения. Я понимаю, что некоторые могли бы сказать, что иштадева является «всего лишь образом ума» и не существует реально, но это одновременно значило бы принижать все, что порождает наш ум: можно было бы с тем же успехом говорить, что математика является просто порождением ума и потому не существует реально. Нет, иштадева является реальностью — более чем реальной — в своем возникновении из глубинного бессознательного. Хайксон описывает это так: «Форма или Присутствие иштадева [вызываемая, как он четко объясняет, посредством образного видения] появляется трепетно живым, составленным из сияния Сознания. Мы не проецируем иштадева. Первичная лучезарность, принимающая форму иштадева, на самом деле проецирует нас и все феномены, которые мы называем вселенной». Этот высокий архетипический символ в итоге опосредует восхождение сознания к тождественности с этой Формой: «Постепенно мы понимаем, что Божественная Форма или Божественное Присутст- 116 Глава 8 вие есть наш собственный архетип, образ нашей сущностной природы» [185]. И это не утрата сознания, а его интенсификация за счет развития, эволюции, трансценденции и отождествления высокого порядка: «Иштадева вовсе не исчезает в нас; это мы, как индивиды, исчезаем в иштадева, и теперь остается только иштадева. И в то же время нет никакой утраты в нашем индивидуальном бытии, когда мы постепенно сливаемся с объектом своего созерцания, потому что он с самого начала был нашим собственным архетипом и источником того фрагментарного отражения, которое мы называем своей индивидуальной личностью». Главное здесь в том, что не грубое «эго» поглотило высокую Архетипическую Форму, а просто обнаружилось, что первичная природа «эго» и есть эта Форма, так что сознание возвращается к своей первичной и высшей тождественности, вспоминая ее: «Мы остаемся теперь трансцендентным центром сознания, выраженного через Форму или бесформенное присутствие иштадева. Теперь мы ощущаем жизнь иштадева внутри нас. Мы сознательно встречаемся с самими собой и становимся собой [за счет более высокого отождествления] в нашей архетипической и вечной природе» [185]. Такова, следовательно, одна из форм подлинной трансформации или развития в тонкой сфере — обнаружение или вспоминание единства более высокого порядка, которое теперь приближается к Единству — и которое вступает в трансперсональную область сверхсознания и открывает там лишь Архетипическую Сущность. ПРИЧИННАЯ И ПРЕДЕЛЬНАЯ ОБЛАСТИ Дхармакайя: причинные области По мере продолжения процесса трансценденции и интеграции раскрываются единства все более высокого порядка, ведущие к завершению в Единстве как таковом. За пределами высшей тонкой области лежит причинная об
Низшая причинная область, классически р? стоянии сознания, известном под названием хи» [309], представляет вершину Божественн тельное и наивысшее обиталище Ишвары сфер [94]. В ней происходит кульминаци высшей сфере. Вспомним, что в высик растворялась или заново поглощаласт как это божество, с самого начала и ной Сущностью и высшим Архети-
На низшем причинном уров' творяется в окончательном Бог 118 Глава 9 ве чрезвычайно тонкого звука и света — оиджа-мантры, из которой и возникалй"индивидуальное божество, иштадева, идам или Архетип. Окончательный Бог является просто основой или сущностью всех архетипических и меньших божественных проявлений, которые вызывают и с которыми затем отождествляются в тонких областях. В низшей причинной сфере все эти архетипические Формы просто приходят к своему Первоисточнику в окончательном Боге, и именно поэтому и на этом этапе индивидуальная Самость сама оказывается этим окончательным Богом, а сознание трансформируется в более высокую степень тождественности с этим Сиянием. Такова низшая причинная область, предельное откровение окончательного Бога в Совершенном Сиянии и Освобождении.
Высшая причинная область За пределами низшей причинной области, в высшей причинной области, все проявленные формы трансцендируются настолько радикально, что им больше даже не нужно появляться или возникать в Сознании. Это — тотальная и предельная трансценденция и освобождение в Бесформенное Сознание, Безграничное Сияние. Здесь нет никакой самости, никакого Бога, никакого окончательного Бога, никаких субъектов и никакой вещи помимо и отдельно от Сознания, как Такового.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|