Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТАБЛИЦА 3 8 страница




Тонкие области


107


Таблица I

 

Главныеобласти Общие уровни Тип познания
НИРМАНАКАИЯ Телесная самость Сенсомоторное
  (осевая, праниче- Низкая фантазия
  ская, образная)  
Пять виджнян Культурно-согла- Культурно-согла-
(модальностей сованная (членская) сованное (членское)
восприятия) самость познание
плюс Эго / Персона Интеллектуальное
  (грубое- познание
Мановиджняна приспособленное)  
(познающее или   Высокая фантазия
различительное   (образное видение)
сознание)    
САМБХОГАКАИЯ Кентавр/ Ясновидение-
  экзистенциальный познание
  Низший тонкий Высший разум
    Высшая интуиция
Манас Высший тонкий Прямое вдохновение
(разум)   Озарение
  Низший причинный Окончательное
    озарение
ДХАРМАКАИЯ   Радикальное
    прозрение
Алайявиджняна    
(коллективная душа Высший причинный Жняна /
или сознание-   бесформенное
хранилище)    
СВАБХАВИКА- Предельный Высочайшее
КАИЯ   просветление
Дхарм адхату/    
Татхата   Сахаджа
(Таковость)    

108___________________________________________ Глава 8

Этот «грубый рефлектирующий ум» имеет в виду Ауробиндо, говоря, что средний индивид обладает «сумеречной или замутнен­ной физической ментальностью» или «обыденным материальным интеллектом, принимающим свою наличную организацию созна­ния за предел возможностей» [306]. Ибо в обычном эгоическом состоянии «ум, привыкший только к свидетельствам органов чувств и ассоциирующий реальность с вещественностью факта, либо не приучен использовать другие средства познания, либо не способен распространить понятие реальности на сверхфизический опыт» [306]. И мне особенно нравится фраза, в которой он говорит об истинном тонком разуме (в противоположность грубому), как о «разуме и чувстве, которые не запираются в стенах физического «эго» (курсив мой — К. У.)» [306]-

Все это — грубое тело и «эго», составляющие вместе полную грубую область, — хорошо согласуется с понятиями буддийской психологии. Считается, что Нирманакайя состоит из пяти чувств плюс мановиджняна,36 а мановиджняна — это «ум, связанный с чувствами» [332]. Д. Т. Судзуки прямо приравнивает мановидж-няну к «эго» западной психологии, а также к логически-эмпири­ческому интеллекту [365]. Он также говорит обо всей данной сфе­ре, как о сфере «чувства и мысли», и помещает все сведения запад­ной психологии именно сюда — и только сюда [362]. Следова­тельно, мы видим, что грубую область человеческого бытия, поми­мо грубого или физического тела, составляет нерасторжимо пере­плетенный со всем остальным низший или грубый-рефлектиру-ющий ум, так что всю эту область лучше всего было бы называть областью грубого тела-ума.

Отсюда следует, что почти все данные, полученные в орто­доксальной западной психологии, имеют отношение только к гру­бой сфере. Хьюстон Смит вполне четко высказывается по этому поводу [352]. Столь же ясно пишет и Рене Генон: психологи Запа­да с трудом «признают... что-либо кроме вещественной формы

56 Мановиджняна (санскр.) буквально — осознание умом (другой вари­ант— познающее или различительное сознание). По сути дела, виджняны — осознание зрением, осознание слухом и т. д. — представляют собой не чувст­ва, а репрезентативные системы (см. примечания VIII и X к гл. 6), поэтому мановиджняна, скорее всего, является вербально-коицептуалъным механиз­мом сознательного представления. Прим. ред.


Тонкие области


109


[грубого тела-ума]», то есть нацелены на то, что Генон называет «вещественной индивидуальностью», и что очень похоже на «фи­зическое "эго"» у Ауробиндо. Сам Генон выражается довольно резко, но корректно: «Что же касается современной западной пси­хологии, то она имеет дело только с весьма ограниченной долей человеческой индивидуальности, где умственные способности на­ходятся в прямой зависимости от вещественной формы, и, конечно, при использовании данных методов она неспособна двинуться ку­да-либо дальше» [168].

Но существует ли это «дальше»? Согласно мистикам, ■— а мы с самого начала книги договорились взять их в качестве модели высшей эволюции, — действительно существует. «Обычный чело­век, — говорит Ауробиндо, — живет в своем разуме и чувствах [грубое тело-ум], соприкасающихся с миром, лежащим вне его, вне его сознания. Когда же сознание утоныпается, оно вступает в кон­такт с вещами гораздо более прямым путем, не только с их форма­ми и внешними воздействиями, но и с тем, что внутри них; однако масштабы такого контакта могут быть пока еще небольшими. Но сознание также может расширяться, сначала входя в прямой кон­такт со всеми вещами во вселенной, а затем как бы вмещать их в себя — как говорится, видеть мир в самом себе — ив каком-то смысле отождествляться с ним. Видеть все вещи в себе и себя во всех вещах... — это вселенское качество сознания» [306]. То есть существуют все более и более высокие порядки единства, тождест­венности и интеграции, сходящиеся, в конечном итоге, к самому всеобщему единству и Наивысшей Тождественности.

Если выразить все это совсем просто, эволюция может про­должаться. Она уже сделала из амеб людей; так что же заставляет нас думать, что после такого изумительного, длившегося миллиар­ды лет подвига она уже иссякла и выдохлась? Ведь если соотноше­ние «амеба — человек» применить к современному человеку, то результатом может быть только Бог. А мистики показывают нам стадии высшей эволюции, ведущей к этой Вершине. «Конечно, ес­ли бы тело, жизнь и сознание были ограничены возможностями грубого тела — тем, что допускают наши физические ощущения и физическая ментальность [грубое «эго»] — это было бы слишком слабым результатом эволюции», говорит Ауробиндо. Тем не менее, по свидетельствам многих мудрецов, «за пределами нашего бодр­ствующего ума простираются более широкие области сознания,


по


Глава 8


сверхсознательные сферы, о которых мы порой становимся осве­домлены необычным сверхчувственным образом. А за пределами нашего грубого физического бытия есть другие, более тонкие уровни, управляемые лучшими законами и более могущественны­ми силами; входя в принадлежащие этим уровням бытия состояния сознания, [мы можем] заменять более чистыми, высокими и интен­сивными условиями бытия этих уровней грубость и ограничен­ность нашей теперешней физической жизни, наших побуждений и привычек» [306]. Следовательно, наши грубые «ум, жизнь и тело являются низшим сознанием и частичным выражением, которое стремится разнообразными эволюционными путями достичь этого высшего выражения себя, которое уже существует для запредель­ного ума [«запредельный ум» — это просто области за пределами тела, ума и кентавра]. То, что существует в запредельном уме — это идеал, который оно в своих собственных условиях старается реализовать...» [306].

И первая стадия запредельного ума, сферы, находящиеся за пределами грубой области, — это просто мир тонкого уровня.

Самбхогакайя: тонкий уровень

За сведениями о природе любого более высокого уровня соз­нания, находящегося за пределами «эго» и кентавра, нам следует обращаться к великим мистикам-мудрецам Востока и Запада, к ин-дуистам и буддистам, христианам и мусульманам. Отчасти удиви­тельно, но абсолютно важно, что эти школы, расходящиеся во всем прочем, почти единодушно согласны в отношении «дальних гори­зонтов человеческой природы».37 Эти традиции говорят нам о дей­ствительном существовании более высоких уровней сознания, на­столько же превышающих «эго»-ум, насколько он выше тифона. И выглядят они примерно так.

Начиная с шестой чакры, — аджна-чакры (если воспользовать­ся терминами йогической психологии чакр), сознание становится трансперсональным и трансвербальным. Оно вступает в подлин­ную «тонкую область», известную в индуизме под названием сук-шма-шариры [94], а в буддизме — Самбхогакапи (технический

J «Дальние горизонты человеческой природы» (Farther reaches of human nature. New York: Viking Press, 1971.) — название известной книги Абрахама Маслоу. — Прим. ред.


Тонкие области


111


термин, которым я буду здесь пользоваться). Этот процесс убыст­ряется и интенсифицируется, когда он достигает высшей чакры ■— сахасрары, — а затем, выходя на семь высших стадий сознания за пределами сахасрары. становится над-психическим [350]. Аджна, сахасрара и семь высших уровней, вместе взятые, называются тон­кой областью.

Однако, ради удобства, мы говорим о «низшей тонкой» и «высшей тонкой» сферах. Первую из них олицетворяет аджна-чакра — «третий глаз», который, как утверждают, властвует над астральными и [пара]психическими явлениями. То есть, эта сфера «состоит» из астрального и «психического» 38 планов сознания. Можно верить или не верить в существование этих уровней, но считается, что именно здесь они существуют (точнее, говорят: что здесь они достигают зрелости).

Астральный уровень включает в себя внетелесные пережива­ния, определенное оккультное познание, восприятие ауры, подлин­ную магию, «астральные путешествия» и т. п. «Психический» уро­вень включает то, что мы назвали бы «пси-» феноменами: экстра­сенсорное восприятие, предвидение, ясновидение, психокинез и тому подобное. Многие люди способны порой непроизвольно «подключаться» к этому уровню и проявлять статистически слу­чайные или выше-чем-случайные «психические» способности. Но действительно войти на этот уровень — значит более или менее освоить управление «психическими» феноменами, — по крайней мере, некоторыми из них. Патанджали в своих «Йога-сутрах» по­святил целую главу этому уровню и его структурам (сиддхам, или сверхъестественным способностям) [370], [398]. Я должен также заметить, что многие исследователи в области парапсихологии по­лагают, что астральная и «психическая» сферы — это, в действи­тельности, одно и то же, так что в общем мы говорим об одной «астрально-психической» сфере [399].

То, что в мистических традициях (и в западной литературе) называется психическими явлениями (в отличие от психологических), следует относить к компетенции парапсихологии. Можно назвать эти явления медиумическими, но это существенно сузит сферу приложения термина; с другой стороны, в русскоязычной традиции теософии (и в некоторых других) последний из уровней тонкой области именуется «.ментальным)'). Во избежание путаницы мы оставляем в русском переводе термин «психический», поместив его в ка­вычки. — Прим. ред.


112


Глава 8


Суть низшей тонкой — «астрально-психической» — области состоит в том, что сознание, еще более дифференцировав себя от ума и тела, способно в каком-то смысле трансцендировать нор­мальные способности грубого тела-ума, а значит, и оперировать с миром и организмом такими способами, которые обычному уму представляются фантастичными. Я же нахожу их естественным расширением трансцендентной функции сознания.

 

НИЗШАЯ ТОНКАЯ САМОСТЬ

познавательный стиль ясновидящее восприятие и познание; экс-тра-эгоический а экстра-сенсорный по­знавательный стиль
формы эмоциональ­ного проявления трансперсональная восприимчивость, супрасенсорика (стадия за пределами су­персенсорики кентавра)
волевые или моти-вационные факторы сиддхи; паранормальные и парапсихоло-гические побуждения
формы времени транс-осевое и транс-физическое время; «точечное» время; способность читать мировые линии, предвидение и ясновиде­ние
разновидность самости «астрально-психическая»

Высшая тонкая область

Высшая тонкая область начинается от сахасрары и простирает­ся на семь уровней трансценденции, дифференциации и интегра­ции чрезвычайно высокого порядка. Я не буду представлять исчер­пывающий разбор этой области —- читателю лучше обратиться к трудам Кирпала Сингха [349], [350], где блестяще освещена об­ласть Нада-Йоги и Шабд-йоги. Скажу лишь, что о ней повсеместно и постоянно говорят как о сфере высокой религиозной интуиции и подлинного вдохновения, области биджамантры; символических видений синего, золотого и белого цветов и мистических звуков;


Тонкие области


113


слышимых откровений и бесконечного сияния; это сфера высших присутствий, руководителей, ангельских существ, иштадев и дхья-ни-будд; все они, как мы скоро выясним, являются просто высоки­ми архетипическими формами собственного бытия человека (хотя сначала обязательно проявляются как «другое»). Это области Сар Шабда, Брамы Проверяющего, архетипов Бога, и Сат Шабда — и она простирается за пределами данных четырех к трем еще более высоким и совершенно неописуемым уровням бытия. Данте писал о них так:

Вперяя взор свой в Вечный Свет,

Я прозревал в его глубинах

С любовью сшитые в единый том,

Листы разрозненные всей вселенной...

Внутри сияния глубокой сути

Сего Возвышенного Света видел я три круга

Трех цветов, но одного размера

Во втором, казалось, первый отражался

Как радуга сквозь радугу, а третий

Огнем казался, коим равно дышали оба.29

Учтите, что это то, что Данте буквально видел своими глазами, взором созерцания. Он не просто сочинял стихи, а использовал по­эзию и образное видение для увековечения того, что он непосред­ственно видел.

Психиатр Дин, пионер в новой области «метапсихиатрии», со­общает следующее:

Происходит интеллектуальное озарение, которое совершенно невозможно описать. В интуитивной вспышке человек облада­ет осознанием смысла и скрытой цели вселенной, отождеств­лением и слиянием с творением, бесконечностью и бессмерти­ем, глубинами за пределами глубин раскрывающегося смысла, —■ короче, постижением сверх-салюсти, столь всемогущей... [91].

В индуизме эта область называется виджня/ммайя-коша [94], в буддизме махаяны — манас [362], в Каббале — Гебура и Хэ-

34 Данте Алигьери. Божественная комедия. Песнь 33-я. Пер. с итал. О. Н. Чюминой. —Прим. перев.


114


Глава 8


сед [338]. Аспектам этой тонкой области давали наименования «сверхсамости» и «сверхразума» — как у Ауробиндо и Эмерсона (Ауробиндо использовал этот термин также и применительно к аспектам причинной области). Дело здесь в том, что сознание в своем быстром восхождении полностью отделяет себя от обыден­ного ума и ординарной самости и потому может быть названо «сверх-самостью» или «сверх-разумом», — это почти все равно, что назвать «эго» «сверх-телом» или «сверх-инстинктами», по­скольку ментальное «эго» трансцендирует простые чувства и ак­ты восприятия тифона, и таким образом возвышается над ними. Сверх-разум просто воплощает в себе трансценденцию всех мен­тальных форм и в своей высшей точке раскрывает интуицию чего-то такого, что выше и первичнее ума, самости, мира и тела, — того, что, как сказал бы Фома Аквинский, все мужчины и женщины на­звали бы Богом.

Но это не Бог как онтологический другой, взятый отдельно от космоса, людей и творения в целом. Скорее, это Бог, как архетипи-ческая вершина собственного Сознания человека. Джон Блоуфелд цитирует Эдварда Конзе, выразившего точку зрения Ваджраяны: «"Это пустотность всего, благодаря которой может иметь место отождествление, — пустота, которая есть в нас, существующая вместе с пустой, которая является божеством." Визуализируя это отождествление "мы действительно становимся божеством. Субъ­ект отождествляется с объектом веры. [Как сказано,] Почитание, почитающий и почитаемое — эти три вещи нераздельны"» [43]. В своей высшей точке душа становится одним целым, в букваль­ном смысле одним с формой божественности, Дхьяни-Буддой, Бо­гом. Человек растворяется в Божестве как Божество, которое с са­мого начала было его собственной Самостью или высшим Архети­пом. Только в этом смысле св. Климент мог говорить, что тот, кто знает себя, знает и Бога. Теперь мы могли бы сказать, что знающий свою сверх-самость, знает Бога. Они суть одно и то же.

Тонкие области: резюме

Я специально сделал эту главу более короткой, чем другие, чтобы не вводить избыточного количества информации о том, что, в конечном счете, для большинства людей является незнакомой и непривычной областью. Так же я поступлю и в следующей главе.


Тонкие области


П 5


Однако мне хотелось бы, чтобы вы просто подумали о следствиях возможного существования тонкой области. Что, если мистики и мудрецы правы?

Все дело могло бы быть в том, что в тонкой сфере, особенно в высшей тонкой, происходит дифференциация и трансценденция очень высокого порядка. При посредстве высоко-архетипических символических форм ■—■ божественных, дающих озарение или слышимых — сознание следует по пути трансформации, ведущем далеко за пределы грубого тела-ума. Эта трансформация вверх, как и все другие, рассмотренные нами, включает в себя возникновение (через посредство вспоминания) глубинной структуры более высо­кого порядка, сопровождаемое сдвигом тождественности на эту структуру и разотождествлением с более низкими структурами (в данном случае, с «эго»-умом). Это равносильно трансценденции структур более низкого порядка (грубого ума и тела), которая та­ким образом дает сознанию возможность оперировать всеми низ­шими структурами и интегрировать их.

Леке Хайксон описал одну форму тонкой глубинной структу­ры под названием «иштадева» [135]. Иштадева — это просто вы­сокая архетипическая божественная форма, которая вызывается (а, значит, возникает) в определенных видах медитации и буквально визуализируется взором ума при помощи процесса высокой фанта­зии, или образного видения. Я понимаю, что некоторые могли бы сказать, что иштадева является «всего лишь образом ума» и не су­ществует реально, но это одновременно значило бы принижать все, что порождает наш ум: можно было бы с тем же успехом говорить, что математика является просто порождением ума и потому не су­ществует реально. Нет, иштадева является реальностью — более чем реальной — в своем возникновении из глубинного бессозна­тельного.

Хайксон описывает это так: «Форма или Присутствие ишта­дева [вызываемая, как он четко объясняет, посредством образно­го видения] появляется трепетно живым, составленным из сияния Сознания. Мы не проецируем иштадева. Первичная лучезар­ность, принимающая форму иштадева, на самом деле проецирует нас и все феномены, которые мы называем вселенной». Этот вы­сокий архетипический символ в итоге опосредует восхождение сознания к тождественности с этой Формой: «Постепенно мы понимаем, что Божественная Форма или Божественное Присутст-


116


Глава 8


вие есть наш собственный архетип, образ нашей сущностной при­роды» [185].

И это не утрата сознания, а его интенсификация за счет раз­вития, эволюции, трансценденции и отождествления высокого по­рядка: «Иштадева вовсе не исчезает в нас; это мы, как индивиды, исчезаем в иштадева, и теперь остается только иштадева. И в то же время нет никакой утраты в нашем индивидуальном бытии, когда мы постепенно сливаемся с объектом своего созерцания, потому что он с самого начала был нашим собственным архетипом и ис­точником того фрагментарного отражения, которое мы называем своей индивидуальной личностью».

Главное здесь в том, что не грубое «эго» поглотило высокую Архетипическую Форму, а просто обнаружилось, что первичная природа «эго» и есть эта Форма, так что сознание возвращается к своей первичной и высшей тождественности, вспоминая ее: «Мы остаемся теперь трансцендентным центром сознания, выраженного через Форму или бесформенное присутствие иштадева. Теперь мы ощущаем жизнь иштадева внутри нас. Мы сознательно встречаемся с самими собой и становимся собой [за счет более высокого ото­ждествления] в нашей архетипической и вечной природе» [185]. Такова, следовательно, одна из форм подлинной трансформации или развития в тонкой сфере — обнаружение или вспоминание единства более высокого порядка, которое теперь приближается к Единству — и которое вступает в трансперсональную область сверхсознания и открывает там лишь Архетипическую Сущность.



ПРИЧИННАЯ И ПРЕДЕЛЬНАЯ ОБЛАСТИ


Дхармакайя: причинные области

По мере продолжения процесса трансценденции и интеграции раскрываются единства все более высокого порядка, ведущие к завершению в Единстве как таковом.

За пределами высшей тонкой области лежит причинная об­
ласть, известная по разным источникам как алайя-виджняна (буд­
дизм Йогачарьи) [362], анандамапя-коша (индуизм) [94], пневма
(христианский мистицизм) [352], карана-шарира (веданта) [94],
Бина яХокма
(Каббала) [338]. В общих терминах буддизма махая-
ны, это область Дхармакапи (данный термин я и буду здесь исполь­
зовать). И снова, ради удобства, мы разделим ее на низшую при­
чинную и высшую причинную области. Как и в пред чущей главе,
изложение будет намеренно кратким.                                           \.

 X со-

. <5та-

л/

.о'

Низшая причинная область, классически р? стоянии сознания, известном под названием хи» [309], представляет вершину Божественн тельное и наивысшее обиталище Ишвары сфер [94]. В ней происходит кульминаци высшей сфере. Вспомним, что в высик растворялась или заново поглощаласт как это божество, с самого начала и ной Сущностью и высшим Архети-

свальные истории или за-я или решения. Обычно учи-

На низшем причинном уров' творяется в окончательном Бог


118


Глава 9


ве чрезвычайно тонкого звука и света — оиджа-мантры, из которой и возникалй"индивидуальное божество, иштадева, идам или Архе­тип. Окончательный Бог является просто основой или сущностью всех архетипических и меньших божественных проявлений, кото­рые вызывают и с которыми затем отождествляются в тонких об­ластях. В низшей причинной сфере все эти архетипические Формы просто приходят к своему Первоисточнику в окончательном Боге, и именно поэтому и на этом этапе индивидуальная Самость сама оказывается этим окончательным Богом, а сознание трансформи­руется в более высокую степень тождественности с этим Сиянием. Такова низшая причинная область, предельное откровение оконча­тельного Бога в Совершенном Сиянии и Освобождении.

 

НИЗШАЯ ПРИЧИННАЯ САМОСТЬ

познавательный стиль окончательное озарение, сущность слы­шимого откровения, корень биджаман-тры, савикальпа самадхи
формы эмоциональ­ного проявления сияющее блаженство/ананда
волевые или моти-вационные факторы только лишь каруна, трансцендентальная любовь-в-единстве
формы времени транс-временная, вечная
разновидность самости Окончательный Бог, Источник всех Архе­типических Форм

Высшая причинная область

За пределами низшей причинной области, в высшей причин­ной области, все проявленные формы трансцендируются настолько радикально, что им больше даже не нужно появляться или возни­кать в Сознании. Это — тотальная и предельная трансценденция и освобождение в Бесформенное Сознание, Безграничное Сияние. Здесь нет никакой самости, никакого Бога, никакого окончательно­го Бога, никаких субъектов и никакой вещи помимо и отдельно от Сознания, как Такового.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.