Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТАБЛИЦА 3 12 страница



Давайте предположим, что некий молодой человек занимается практикой Дзен, будь то в форме сосредоточения с коаном или же в воспринимающей форме шикан-таца. И то и другое при правиль­ном применении являются практиками Дхармакайи, так что мы ожидаем увидеть все виды проявлений более низкого уровня на промежуточных стадиях.


Медитация и бессознательное


153


Прежде всего, медитативная практика начинается с прерыва­ния существующей эгоической трансляции через ее остановку (с помощью коана), либо через наблюдение за ней (шикан). Уошберн прекрасно описал некоторые специфические детали этого процесса («понижение порога интенсивности» и «приостановка психических операций» служат у него двумя способами описания свертки трансляций данного уровня, которая является необходимым усло­вием как для подавления низшего уровня, так и для восходящей трансформации) [388]. Как только наличная эгоическая трансляция начинает ослабевать, перед индивидом впервые предстает подсоз­нательно-погруженное бессознательное (не вытесненное погру­женное бессознательное в целом), включающее в себя, среди всего прочего, «бесчисленные незамеченные аспекты опыта, аспекты, которые были оставлены без внимания в силу привычки, обуслов­ливания или непредвиденных особенностей ситуации» [388]. При этом всплывают всевозможные странные, скрытые и незначитель­ные воспоминания, которые не вытеснялись, а были просто забыты или предсознательны. Можно потратить месяцы, наблюдая за под­сознательно-погруженным материалом, всплывающем в осознании и танцующим перед внутренним взором.

Однако дальнейшая медитация медленно подрывает и разру­шает исключительность более сопротивляющихся аспектов эгоиче­ской трансляции. То есть, внедренное бессознательное как бы «вы­тряхивается» из своего неосознаваемого отождествления с само­стью и потому имеет тенденцию либо возникать в качестве акту­ального объекта осознания, либо, по крайней мере, ослаблять свое влияние на осознание. Уошберн утверждает, что приостановка психической деятельности (остановка эгоической трансляции) «вводит бессознательные психические операции в осознание, пре­пятствуя их нормальному функционированию», так что «можно начать смотреть на них, вместо того, чтобы по-прежнему смотреть через них» [388]. По-моему, это звучит убедительно, но мне хоте­лось бы только добавить, что это приложимо, в основном, к вне­дренному бессознательному; мы не вводим в осознание, например, причинное-всплывающее бессознательное, «вмешиваясь в него», а скорее позволяем ему просто всплыть, так же, как не вводим в осознание математику, вмешиваясь в нее, а сперва изучаем ее.

В любом случае, когда «вмешиваются» во внедренное бессоз­нательное, его привычное влияние начинает расшатываться. Стоит


154


Глава 12


вспомнить, что трансляции внедренного бессознательного являют­ся не вытесненными, но вытесняющими аспектами системы само­сти на данном уровне. Естественно, что как только действие вы­теснителя ослабевает, вытесненное обретает тенденцию к возвра­щению. Это значит, что вытесненное погруженное бессознательное теперь будет всплывать, а иногда и прорываться в осознание. Ин­дивид сталкивается со своей Тенью (а при случае, — и с прими­тивными фантазиями из архаического бессознательного). Он может потратить месяцы или даже годы на единоборство с собственной Тенью, и как раз здесь традиционная психотерапия, безусловно, может послужить дополнением к медитации. (Кстати, обратите внимание, что здесь высвобождается вытесненное-погруженное бессознательное, а вовсе не обязательно тонкое или причинное всплывающее бессознательное, если только они не являются ча­стью всплывающего-вытесненного бессознательного, экранируе­мого теми же самыми защитами, которые выставлены против Те­ни. Подобное действительно возможно и даже до некоторой степе­ни вероятно, но в целом защиты против вытесненной Тени и про­тив возникающего Бога — это защиты разного порядка.)

До этой стадии в медитации происходило следующее: инди­вид — благодаря ослаблению эгоической трансляции и внедренно­го бессознательного — «пережил заново» свою жизнь вплоть до настоящего момента. Он открылся всем травмам, фиксациям, ком­плексам, образам и теням всех предыдущих уровней сознания, ко­торые до сих пор возникали в его жизни, — плеромного, уробори-ческого, тифонического, вербального и ментально-эгоического. Все это в каком-то смысле подлежит пересмотру, в котором осо­бенно нуждаются «воспаленные места» — фиксации и вытеснения, происходившие на первых пяти этажах его бытия. Вплоть до этого момента медитации он видел свое прошлое и, возможно, прошлое человечества. С этого момента он видит свое будущее ■— равно как и будущее человечества.

Между прочим, Уошберн предположил, что только медитация восприимчивости ведет прямо и непосредственно к бессознатель­ному, а медитация сосредоточения «настолько погружена в свой объект, что все остальное, включая послания из бессознательного, недоступно осознанию; поэтому конфронтация с бессознательным может происходить только после того, как отброшен объект кон­центрации или завершена практика» [388]. Опять же, я полагаю,


Медитация и бессознательное


155


что это вполне верно, но лишь по отношению к некоторым аспек­там бессознательного в развитии, в частности, к архаическому, по­груженному и внедренному бессознательному. Пока практика со­средоточения полностью активна, ни один из этих аспектов бессоз­нательного не сможет «просочиться». Однако это не применимо, например, к тонкому всплывающему бессознательному, ибо в со­стоянии тонкой поглощенности в идам, мантру или в звук нада человек находится в прямом контакте с этим, прежде бессозна­тельным, состоянием. Даже если человек познает его, как объект, чего он не делает, все равно он остается интуитивно чувствую­щим тонкое как тонкое. Путь сосредоточения раскрывает эту тон­кую сферу — этот аспект всплывающего бессознательного — со­вершенно прямым и непосредственным образом в течение самой практики.

Но верно и то, что пока человек находится в тонкой области в состоянии сосредоточенной поглощенности, никакие другие объек­ты не будут иметь тенденции всплывать в осознание, не исключая, в том числе, и Тени. Однако тонкая медитация действительно по­могает прервать эгоическую трансляцию, так что когда человек прекращает тонкую поглощенность, он на самом деле является от­крытым для вторжения Тени, как это описывает Уошберн. Разуме­ется, в медитации восприимчивости человек открыт всему, что возникает, когда бы это ни произошло, и поэтому он «видит» Тень сразу, как только прекращается ее вытеснение. Таким образом, мне кажется, что утверждение Уошберна вполне приложимо к Тени, но не подходит для всплывающего бессознательного.

Когда тонкая область всплывает из фонового бессознательного в осознание, случаются разнообразные высокие архетипические видения, звуки и озарения. Я уже описывал тонкую область ранее, и потому здесь нет нужды повторяться, Главное заключается в том, что возникают все более и более тонкие трансляции, затем рано или поздно они подрываются, и происходит трансформация к но­вым и еще более тонким трансляциям. Это не что иное, как разви­тие в тонкой области. По одной из версий при этом происходит вот что:

Первыми подвергаются воздействию именно самые сильные импульсы, и когда они тускнеют, медитирующий начинает различать более тонкие, —~ как заход солнца дает возмож-


156


Глава 12


ностъ увидеть звезды. Но и сами эти более топкие импульсы убывает, что позволяет различать еще более тонкие. Инте­ресно, что это не абсолютно непрерывный процесс, так как во время сидячей медитации случаются промежутки факти­ческого безмолвия, в течение которых как бы проходишь через своего рода психическую «мембрану», отделяющую наличный уровень от следующего, более тонкого. Как только эта об­ласть раздела пройдена, психоментальная активность возоб­новляется...; но ее характер теперь намного более возвышен и разрежен [358].

Эти «мембраны» являются просто трансляционными процес­сами на каждом из уровней, экранирующими другие уровни и от­деляющими данный уровень от остальных; а «прохождение этой области раздела» представляет собой просто трансформацию в более высокую, тонкую и «более разреженную» трансляцию. «Новый порог [новая трансляция], который устанавливается та­ким путем, тоже может быть понижен [трансформирован] при продолжении медитации, затем трансформируется следующий за ним, и так далее. В каждом случае внутреннему взору медити­рующего становится доступным новый спектр более тонких объ­ектов» [388].

Хотя такие тонкие звучания и озарения составляют цель меди­тации Самхогакайи, в Дхармакайе все они рассматриваются, как макайо (побочные продукты). Так, если медитация продолжается в причинной области, все предшествующие объекты, тонкие и гру­бые, сводятся к жестам Сознания как Такового, пока даже транс­цендентное Свидетельствование или Л-йность причинной области не разрушится в Смерти Великой Пустоты и не воскреснет как не имеющее никаких параллелей, но единственное Очевидное состоя­ние сахаджа. Это называется аннутара самьяк самбодхи. В такой финальной трансформации нет больше никаких трансляций где бы то ни было, поскольку транслятор умер. Зеркало и отражения в нем теперь становятся одним и тем же.

Так осуществляется медитация, являющаяся просто более вы­соким развитием, просто более высокой эволюцией — трансфор­мацией из единства в единство, пока не остается только простое Единство, где сам Брахман в незамеченном потрясении узнавания и окончательного вспоминания безмолвно улыбается себе самому, закрывает глаза, глубоко вздыхает и выбрасывает себя вовне на


Медитация и бессознательное


157


 


миллионы лет, утрачивая себя в своих проявлениях ради спортив­ного интереса и игры со всем этим. Тогда эволюция продолжается снова, трансформация за трансформацией, пока всякая и каждая душа не вспомнит Будду, как Будда, пребывающий в Будде, после чего не будет ни Будды, ни души. И это окончательная трансфор­мация. Когда Учитель дзен Фацзан умирал, на крыше подала голос белка. «Это оно», — произнес он, — и ничего больше.47

47 Эта известная дзенская история, которую Кен Уилбер передает лишь кратко, стоит того, чтобы пересказать ее подробнее. Когда Учитель собрался умирать, собралось много учеников, чтобы услышать его последнее наставле­ние. Над крышей дома росла сосна, а на ней возились и щелкали белки. «По­слушайте, — сказал Учитель ученикам, указывая на белок, — как это пре­красно». И умер. Таково было его последнее наставление. — Прим. ред.


 



ПРОЕКТ АТМАН


Мы уже поняли, что психологическое развитие у людей имеет ту же цель, что и природная эволюция: порождение все более вы­соких степеней единства. Предельным Единством является Будда, Бог или Атман (если использовать эти термины в самом широком смысле «предельной реальности»), из чего следует, что психологи­ческий рост имеет своей целью достижение Атмана. И это часть того, что мы называем «проект Атман».

Мы видели, что индивидуальное существо с самого начала со­держит в себе все глубинные структуры сознания, свернутые и по­груженные в его собственном бытии. И в частности, оно содержит первичное сознание Атмана и соучаствует в нем, причем с самого начала. Очевидно, что младенец не является просветленным. Но столь же очевидно, что младенец не лишен Атмана. «Все чувст­вующие существа обладают Природой Будды», — говорится в «Нирвана сутре» [364]. «Везде, где есть сознание, там есть и Дхармакайя», — провозглашает «Тибетская книга мертвых» [ПО]. «Anima Naturaliter Christiana», — сказал Тертуллиан, подразумевая под этим, что «душа с самого начала обладает знанием Бога, и все, что Бог ни дает, может быть самое большее сделано неясным, но никогда не может быть полностью уничтожено» [307]. Сходным образом, «именно это имеет в виду еврейский мидраш, приписывая изначальное знание нерожденному младенцу, находящемуся в ма­теринской утробе и говоря, что там над его головой сияет свет, в котором он видит все части мира» [279]. С самого своего возник­новения душа интуитивно постигает природу Атмана и стремится


Проект Атмап


159


актуализировать ее в качестве реальности, а не как просто сверну­тую потенциальность. Это побуждение актуализировать Атман яв­ляется частью проекта Атман.

Но это только часть, поскольку — даже хотя каждая стадия психологического роста — это шаг, приближающий к Богу — ка­ждая стадия представляет собой все еще только шаг. То есть, ка­ждая стадия по направлению к Богу сама все еще не является Бо­гом. Каждая стадия — это поиски Бога, которые происходят в ус­ловиях, которым недостает Бога. Душа должна искать Единство через посредство ограничений данной стадии, которая пока не является Единством. И это другая сторона проекта Атман: каж­дый индивидуум хочет только Атмана, но хочет его при условиях, которые этому препятствуют. Только в конце психологического роста происходит окончательное просветление и освобождение в Боге и в качестве Бога, но это единственная вещь, которая желанна с самого начала. Однако обратите внимание: на каждой стадии рос­та душа хочет только Единства или Атмана, но поскольку каждая стадия меньше, чем Атман, она имеет тенденцию становиться, по сути дела, компромиссом и заменителем Атмана — и это происхо­дит сознательно или бессознательно на всех уровнях, от самого низкого до самого высокого, как простое отражение проявления.

Дело в том, что каждый уровень роста стремится к абсолютно­му Единству, но такими путями или при таких ограничениях, кото­рые с необходимостью этому препятствуют, допуская лишь ком­промиссы: суррогатные единства и суррогатные удовлетворения. И чем примитивнее уровень, тем более примитивным будет сурро­гат единства. Каждая следующая стадия достигает более высокого единства, и так продолжается до тех пор, пока не останется только Единство. Проект Атман продолжается до тех пор, пока не остается только Атман. В этом заключена динамика и цель эволюции и раз­вития.

Если внимательно взглянуть на это определение проекта Ат­ман, можно заметить, что в нем имеются три различные части. «Каждая стадия или уровень роста стремится к абсолютному Един­ству», — эту часть мы называем атманической тенденцией или Те-лосом 48 Атмана. «Но такими путями или при таких ограничениях,

Тслос (греч.) — конец, окончание. Здесь — конечная цель Атмана.

Прим. ред.


'160


Глава 13


которые с необходимостью этому препятствуют», что мы называем сдерживанием или отрицанием Атмана. «И допускают лишь сурро­гатные единства и суррогатные удовлетворения», — и это собст­венно проект Атман, образование компромисса между атманиче-ской тенденцией и сдерживанием Атмана. Не желая углубляться в чрезмерно технические термины, я обычно буду называть весь этот комплекс просто проект Атман (или Атман-проект). Заинтересо­ванный читатель сможет понять из контекста, какую из трех линий я имею в виду.

Вариации проекта Атман

Если попытаться определить то, чему мне хотелось бы посвя­тить данный раздел, то это — описание природы проекта Атман с нескольких различных точек зрения, в абстрактной форме, чтобы лучше понять его общую и целостную структуру. В последующих главах мы займемся теми специфическими для каждой стадии формами проекта Атман, которые появляются на протяжении всего развития.

Согласно «вечной философии», предельной природой реально­сти является шуньята или ниргуна [364], что обычно переводится как «пустота», «пустотность» или «ничто». Но шуньята не подра­зумевает пустоту, как незаполненность или незанятое отсутствие. «Пустота», как заметил Р. X. Блис, означает не отсутствие черт, а цельность —- «цельнокроеный покров Вселенной», по выражению Уайтхеда. Подобно тому, как руки, ноги и пальцы являются совер­шенно разными сущностями, но вместе с тем и частями одного те­ла, шуньята означает, что все вещи и события во Вселенной явля­ются аспектами одного фундаментального Целого — единственно­го источника и таковости, — который и есть само Реальное [426]. И это, очевидно, справедливо и в отношении людей. Предельная психология — это психология фундаментальной Целостности или сверхсознательного Всего. Как бы то ни было, просто отметим, что такая Целостность, согласно «вечной психологии», есть то, что реально, и все, что реально. Радикально отдельных, изолированных и ограниченных сущностей не существует нигде [389]. Нет ника­ких швов ни в мире, ни в вещах, ни в людях, ни в Боге.

Отсюда следует, что возведение границы или барьера самости и удержание чувства отдельной идентичности против предсущест-


Проект Атман


161


вующей Целостности ме только замешаны на иллюзии, но и требу­ют постоянной траты энергии, бесконечной суживающей или огра­ничивающей активности. Это, конечно, замутняет саму предсуще-ствующую Целостность, и это, как я указывал в другом месте, яв­ляется первичным вытеснением [410]. Это иллюзорное вытеснение вселенского сознания и его проекция в качестве внутренней само­сти против внешнего мира, субъекта против объекта.

Давайте отметим, что отдельный субъект или сам о-тождест­венность, наподобие той, которой обладают большинство нор­мальных индивидов, основывается на наложении иллюзорной границы на предсуществующую Целостность. Тогда эта предсу-ществующая Целостность выглядит как «субъект-здесь», проти­востоящий «миру-там». Если есть граница, значит есть субъект и объект, —- и, если эта граница соблюдается исключительным об­разом, то она затмевает (но не разрушает) предсуществующую Целостность Атмана.

Согласно «вечной философии», открытие заново этой беско­нечной и вечной Целостности является единственной величайшей потребностью и желанием людей [193]. Ведь Атман не только яв­ляется фундаментальной природой всех душ, но и каждая душа или каждый субъект знает или интуитивно чувствует, что это так. Каж­дый индивид, каждое чувствующее существо постоянно интуитив­но чувствует, что предсуществующая Природа есть бесконечное и вечное, Все и Целое, — и, таким образом, обладает подлинной ат-манической интуицией, Anima Naturaliter Christiana.

Но одновременно реальная трансценденция ужасает индивида, ибо она влечет за собой «смерть» его изолированного и отдельного ощущения себя самого.49 Субъект может найти предсуществующую Целостность только если откажется от границы между субъектом и объектом. И субъект, очевидно, страшится этого. И поскольку он не может или не хочет освободиться от своей отдельной самости и умереть для нее, то он оказывается неспособным обрести истин­ную и реальную трансценденцию, более широкое самоосуществле­ние в качестве Целого, Держась за себя, за свою субъективность, он не впускает в себя Атмана; уцепившись только за собственное «эго», он отказывается от остального Всего.

Это то, что в мистических традициях обычно называется смертью «эго». —Прим. ред.


161


Глава 13


Однако сразу же обратите внимание на то, что люди сталкива­ются с действительно фундаментальной дилеммой: больше всего другого каждый человек хочет настоящей трансценденции, созна­ния Атмана, Целого, но в такой же степени каждый боится утраты отдельной самости, «смерти» изолированного «эго» или субъекта. Все, чего человек хочет, это обретение Целостности, но все, что он делает, это боится ее и сопротивляется ей (поскольку она подра­зумевает смерть его отдельной самости). Это Телос Атмана, борю­щийся против всего того, что сдерживает Атман. И это фундамен­тальная двойная связанность перед лицом Вечности, предельный узел в сердце отдельной самости.

Поскольку человек желает реальной трансценденции больше всего другого, но не может или не хочет смириться с обязательной смертью своего отдельного самоощущения, ему приходится в по­исках трансденденции использовать такие пути или такие структу­ры, которые в действительности препятствуют ей и вместо нее навязывают символические суррогаты. Есть много вариантов таких суррогатов: секс, пиша, деньги, слава, знание, власть, —- все это, в конечном счете, суррогатные удовлетворения, простые заменители истинного освобождения в Целостности. Как выразился по данно­му поводу Жильсон, «даже в гуще низменнеиших удовольствий самый пропащий сластолюбец все еще ищет Бога». Теперь это можно сказать с абсолютной уверенностью. И именно потому че­ловеческое желание ненасытно, а все радости тоскуют по беско­нечности; единственное, чего хочет человек. —- это Атман; а все, что он находит — это лишь его символические заменители. Эта попытка снова обрести сознание Атмана в тех условиях, которые ему препятствуют и навязывают символические заменители, и есть проект Атман.

Субъективный аспект

Даже когда индивидуум чувствует себя отдельной, изолиро­ванной и ограниченной самостью, это является просто подменой его собственной истинной Природы, трансцендентной Самости предельного Целого. Каждый из людей интуитивно верно понима­ет, что он одной природы с Атманом, но такое понимание искажа­ется тем, что люди применяют его к собственной отдельной само­сти. Человек ощущает ее бессмертной, всеохватывающей, зани-


Проект Атмаи


163


мающей центральное положение в космосе и самой существенной. Таким образом он подменяет Атман своим <ого». Следовательно, вместо того, чтобы разыскать действительную и безвременную це­лостность, он просто заменяет ее стремлением к вечной жизни; бы­тие одним целым со всем космосом он заменяет желанием владеть космосом; вместо того, чтобы быть одним целым с Богом, он пыта­ется сам играть роль Бога.

Это то, что мы называем субъективным аспектом проекта Ат­ман. Поскольку он создан расщеплением между субъектом и объ­ектом, то может разыгрываться за счет манипулирования обеими сторонами осознания, субъективной и объективной (к объективно­му аспекту мы еще вернемся). Субъективный аспект проекта Ат­ман представляет собой невозможное желание, чтобы человеческая самость была бессмертной, космоцентрической и всезначимой, но основывается на верной интуиции, что подлинная Природа инди­вида действительно является вечной и бесконечной. Не то, что его глубочайшая природа уже является Богом, но что его «эго» долж­но быть Богом — бесконечным, космоцентричным, всемогущим — таков его проект Атман. Но может быть либо Атман, либо проект Атман.

У Юбера Бенуа есть превосходный отрывок о природе субъек­тивного аспекта проекта Атман. «Человек должен спросить себя самого», — начинает он, — «как это может быть, как человек мо­жет начать верить, что он приемлет свое временное состояние, это ограниченное и смертное состояние [бытия всего лишь отдельной самостью, а не Целым], которое, в действительности, эмоциональ­но неприемлемо, и как можно жить таким образом?» То есть, как человек может жить без Атмана? Ответ, конечно, состоит в том, чтобы создавать заменители этого Достояния, создавать проект Атман, заставляя (сознательно или бессознательно) отдельную са­мость выглядеть Атмано-подобной — космоцентрической, бес­смертной, обожествленной, центральной по отношению ко всему существующему и перводвигателем всего. И как же тогда, продол­жает Бенуа, душа человека справляется с такой неприемлемой си­туацией нереализованного Атмана? «Он приходит к этому по су­ществу, благодаря игре своего воображения, благодаря тому, что его ментальность обладает способностью воссоздавать такой субъ­ективный мир, где уникальным движущим принципом на этот раз является он сам. Человек никогда бы не примирился с тем, чтобы


164                                                                                Глава 13

не быть уникальной побудительной силой в реальной вселенной [то есть не^быть Атманом], если бы у него не было этой утеши­тельной способности создавать вселенную для самого себя, все­ленную, которая созидается им в полном одиночестве» [27]. Это —-субъективная часть проекта Атман.

Жизнь и смерть

Коль скоро из предсуществующей Целостности создано лож­ное, индивидуальное и отдельное самоощущение, самость сталки­вается с двумя главными влечениями: увековечивать собственное существование (Эрос) и избегать всего, что угрожает ей уничтоже­нием (Танатос). Такая обращенная внутрь изолированная псевдо­самость, с одной стороны, яростно сопротивляется смерти, исчез­новению и трансценденции (Танатос), а с другой притязает и пре­тендует на космоцентричность, всемогущество и бессмертие (Эрос). Речь идет просто о позитивной и негативной сторонах про­екта Атман: о Жизни и Смерти, Эросе и Танатосе, Вишну и Шиве.

Итак, мы имеем Эрос и Танатос, Жизнь и Смерть, два главных динамических фактора, возникающих как функция разграничения субъекта и объекта. Эрос в предельном смысле является желанием вернуть обратно ту предсуществующую Целостность, которая была затемнена при построении границы между самостью и другим. Но действительное обретение подлинного воссоединения субъекта и объекта, себя и другого, требует смерти и растворения исключи­тельно отдельной самости, а именно это вызывает сопротивление. Поэтому Эрос не может найти истинное единство, реальную Це­лостность и взамен увлекается поисками символических замени­телей утерянного Целого, а эти заменители, чтобы быть дейст­венными, должны быть представлены как исполнение желания предсуществующего Единства. Таким образом, Эрос является си­лой, лежащей в основе всякого стремления, обладания, хотения, желания, увековечения, любви, жизни, волеизъявления и т. п. И он никогда не удовлетворяется, потому что находит лишь одни суррогаты. Эрос — это своего рода онтологический голод.

Далее мы подходим к Танатосу. Танатос — это смерть и страх смерти. Для западной психологии оказалось очень трудным понять тот факт, что существуют, по меньшей мере, две главных, но со­вершенно различных формы страха и тревоги. Одна из них — это


Проект Атман


165


патологический или невротический страх: любой тип тревоги, ко­торый можно правомерно проследить до «душевного заболевания», патологических механизмов защиты или невротического чувства вины. Другая же форма страха обусловлена не психическим рас­стройством или невротическим заболеванием, а восприятием ис­тины — это фундаментальный, неотвратимый, неизбежный ужас, присущий отдельному самоощущению. Изначальной Природой человека является Целое, но коль скоро он расщепил его на от­дельную самость, противопоставленную внешнему «другому», то отдельная самость неизбежно сталкивается с осознанием смерти и ужасом смерти. Он является экзистенциальным, данным, врожден­ным (пока существует граница между субъектом и объектом) — и восприятие этого ужаса есть восприятие истинного положения дел, а вовсе не душевное заболевание.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.