Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТАБЛИЦА 3 7 страница




Кентаврические области


95


смотрели познавательные процессы каждого уровня, но это было в каком-то смысле только началом.

Хотелось бы сказать, в частности, что к инфантильному телес­ному «эго» применимы понятия пред-консенсус, пред-членство, до-социальность, до-приспособленность. Зрелый телесный ум, кен­тавр, начинает быть над-консенсуальным, над-членским, транс­социальным, транс-приспособленным. Мне кажется, что психоана­лиз в целом, если и не напуган, то крайне подозрительно относится к транс-социальным и транс-традиционным формам бытия, потому что путает их с досоциальными, действительно «жуткими». А экзи­стенциально-гуманистическая терапия, с другой стороны, заявля­ет — и, я убежден, справедливо, — что настоящая аутентичность возможна лишь у того, кто транс-социален в своем бытии [228]. Для меня это легко объяснимо: психоанализ имеет дело только с областями «эго»/Тени/тела, тогда как экзистенциально-гуманисти­ческая терапия минует их, не отрицая их важности, и продолжается в более высокой сфере кентавра. Разграничительной линией, как можно видеть на рис. 3, служит членское [культурно-согласован­ное] познание.

Но эта разделительная линия — главная линия разграничения между зрелым, социально-адаптированным «эго» и аутентичным кентавром (если использовать термин «аутентичность» как его ис­пользуют экзистенциалисты), — представляет собой то, что я на­зываю «биосоциальными полосами» [410]. «Био-» здесь обозначает «тело» (тифон), а «социальные» ■— «членство», принадлежность. Таким образом, биосоциальная полоса представляет верхний пре­дел членского познания и общетелесных ориентации, за которым лежат области бытия, трансцендирующие традиционные, эгоиче-ские, институциональные и социальные формы, как это схематично показано на рис. 3. В том же ключе, данные области самости и бы­тия, лежащие за пределами биосоциальных полос, будут, как пра­вило, трансвербальными, трансконцептуальными и транссоциаль­ными. Заинтересованный читатель найдет «биосоциальные поло­сы» во всех соответствующих таблицах и рисунках данной книги; тем не менее во избежание излишнего усложнения я не стану за­держиваться на этом переходном плане, а только укажу на него. Единственный вопрос, на котором здесь хочется заострить внима­ние — это то, что существует целый мир различии между досоци-альным и транссоциальным бытием, между теми, кто еще не доб-


96


Глава 7


рался до стадий членства, и теми, кто сейчас начинает их транс-цендировать и двигаться за пределы биосоциальных сфер. По­скольку и до-социальность, и транссоциальность являются внесо-циальными, ортодоксальная психология, и особенно психоанализ в своем редукционистском неистовстве, путают одно с другим са­мым чудовищным образом.

Я не знаю лучшего общего введения к теме досоциального и транссоциального, чем работа Шахтеля «Метаморфоз» (заметьте, что «metamorphosis» означает «трансформацию») [334]. Главный интерес Шахтеля сосредоточен на развитии восприятия и внима­ния, и он различает две основополагающие формы восприятия (терминология в данном случае не так уж важна, его точка зрения достаточно очевидна): 1) аутоцентрическое, выделяющее субъект, сенсорные качества, чувства, относящиеся к восприятию; и 2) ал-лоцентрическое, когда выделяется объект, и отмечается, на что он похож, что он такое. Если воспользоваться великолепным заклю­чением Левинджер, суть того, что продемонстрировал Шахтель, заключается в том, что «аллоцентрическая открытость» ребенка миру утрачена большинством взрослых. Шахтель использует тер­мин «социоцентрическое» [ориентированное на членство] приме­нительно к разделяемому аутоцентрическому восприятию. Когда вторичная аутоцентричность [видение мира через созданные обще­ством наименования, категории и фиксированные понятия] и со­циоцентрическое [членское] восприятие становятся преобладаю­щими, они смешиваются с аллоцентрическим [видением вещей та­кими, какие они есть], а также с соответствующим аутоцентриче-ским на взрослом уровне [то есть в его зрелых формах]. Если вы­ражаться повседневным языком, к думанию и восприятию в русле стереотипов и расхожих наименований примешивается реалисти­ческое восприятие объективного мира и вместе с ним —- полное удовольствие от чувственного столкновения с миром» [243].

Теперь главное: «аллоцентрическая открытость» ребенка и со­ответствующее аутоцентрическое или сенсорное осознание можно как бы «обрести заново», но теперь в совершенно ином контек­сте — фактически, настолько ином, что следует говорить о других «видах» или других «структурах». Так, в зрелом «аллоцентриче-ско.и отношении» есть интерес и обращенность к объекту; в него вовлечены целостный объект и целостное бытие наблюдателя (курсив мой — К. У.). Аллоцентрический интерес к объекту ведет к


Кентаврические области


97


его глобальному восприятию, но это иной вид глобальности, а не тот, что был в младенчестве (курсив мой — К. У.) и сплавлял воедино субъект и объект [плеромно-уроборическая стадия], или тот, что был в раннем детстве, когда отличительные черты объек­та не воспринимались [первичный процесс]» [243]. Дейкман вы­сказывает похожее суждение: «Вместо того чтобы говорить о воз­врате в детство [до-членскому восприятию], будет правильнее ска­зать, что демонтаж автоматических структур восприятия и позна­ния позволяет получить выигрыш в интенсивности и богатстве чувственного опыта за счет потерь в абстрактной категоризации [или в культурно-согласованном познании вообще]. Это ... проис­ходит во взрослом уме, опыт обретает свое богатство из взрослых воспоминаний и функций, теперь подчиняющихся другой форме сознания [то есть, той, что теперь представляет собой транс­членство]» [372].

Некогда созданное культурно-согласованное познание (а это необходимый и желательный шаг) теперь должно быть трансцен-дировано — именно так я понял Шахтеля и его соавторов. В целом эта высшая «аллоцеытрическая открытость» и «богатый сенсорный опыт» («организменное переживание» по Роджерсу) состоят в том, чтобы научиться видеть и чувствовать снова, сверх и прежде схе­матизации (Шахтель), абстрактной категоризации (Дейкман) и «эго»-концептуальных трансляций (Мэй). Нужно отметить, что теперь это уже трансвербальное, а не довербальное восприятие. Как пишет сам Шахтель: «Именно в таких переживаниях, которые трансцендируют культурные схемы [биосоциальные полосы член­ского восприятия] ... берут свое начало каждое новое озарение и каждое подлинное произведение искусства, именно здесь заклады­ваются основания надежды на прогресс, расширение диапазона человеческой деятельности и человеческой жизни» [334].

Непосредственное настоящее

Продолжим наше обсуждение. Мы видели, что телесное «эго» младенца осознает только непосредственное «здесь и сейчас» и буквально ограничено им. Временные последовательности цели­ком ускользают от него, события просто «кажутся происходящи­ми» (паратаксическая форма, по Салливэну). В большинстве ви­дов гуманистической терапии исключительное значение .придает-


98____________________________________________ Глава 7

ся «непосредственному здесь и сейчас» [292], и это привело поч­ти всех ортодоксальных психологов и психиатров к заключению, что подобные гуманистические формы терапии, в действительно­сти, представляют собой возврат к инфантильному тифону, что они являются регрессивными и не способны ни на что большее, чем просто «отреагирование». Безусловно, некоторые разновид­ности «поп-терапии» 32 на самом деле таковы, но в целом этот вы­вод психиатров упускает из виду самое главное. На уровне зрело­го кентавра непосредственное и живое настоящее действительно является доминирующей формой времени, но, кроме того, инди­вид имеет теперь полный доступ ко всему традиционному миру расширенных временных реалий. Он вовсе не ограничен настоя­щим (как телесное «эго» ребенка), а укоренен в нем и не пребыва­ет в неведении относительно исторического времени, он просто уже не привязан к нему (как «эго»). Тифон — это до-последова­тельное время, кентавр — транс-последовательное. Первый не ведает о мире линейного времени, второй начинает его трансцен-дировать. И, естественно, они кажутся похожими, но насколько же они фактически отличаются друг от друга, и сколь катастро­фично было бы приравнивать их друг к другу! Раз линейное время было создано (опять необходимый и крайне желательный шаг), значит, оно может быть трансцендировано, и это будет не регрес­сией, а эволюцией.

Поскольку формой времени на экзистенциальном уровне яв­ляется непосредственное, яркое и живое настоящее, многие ори­ентированные на уровень кентавра терапии пользуются этим, как одной из новых трансляций, дающихся клиенту [291]. То есть (в дополнение к некоторым другим кентаврическим трансляциям, которые мы обсуждали — таким как образное видение и интен-циональность), широко используется трансляция «видения всей реальности как настоящего» (как в гештальт-терапии — «реально только то, что здесь и сейчас»). Индивид учится видеть мысли о вчерашнем, как происшествия в настоящем, и ожидание завтраш­него, как деятельность в настоящем (кстати, это теория времени

«Поп-психотерапия», «поп-психология» — по аналогии с «поп-куль­турой» или «поп-музыкой» название некоторых форм психологической и пси­хотерапевтической работы, ориентированных исключительно на коммерче­ский успех. — Прим. ред.


Кентаврические области


99


св. Августина: прошлое — только воспоминание, будущее — лишь ожидание, но оба они суть факты настоящего). В той мере, в какой человек добивается глобального успеха с такой трансляци­ей, он трансформирует прежнее время в экзистенциальное; весь абстрактный и призрачный мир линейного времени, который уже выполнил свое назначение, сжимается в интенсивность настояще­го. Индивид просто продолжает эту «проработку» до тех пор, по­ка трансформация более или менее не завершится и он не обос­нуется в живом настоящем без того, чтобы быть им ограничен­ным [221], [292].

Способность жить полностью в настоящем является перво­степенной характеристикой кентавра, каким я его описываю, по­этому неудивительно, что почти все специалисты по психологии развития, изучавшие «высокоразвитых личностей» — а кентавр представляет собой именно такое существо, — сообщали, что «терпимость к неопределенности и способность интенсивно жить в настоящем являются аспектами высших стадий [внутреннего роста]» [243].

Разве это регрессия? Я не понимаю, как можно трезво придер­живаться подобного вывода. Скорее, можно предположить, что, если настоящее телесного «эго» было до-последовательным, то на­стоящее кентавра — транс-последовательно: самость взирает на поток линейных событий, оставаясь выше и за пределами времен­ной последовательности. Она может видеть прошлое и будущее как настоящее, как наличные мысли из настоящего; она по-прежнему может видеть прошлое и будущее, вспоминать вчерашнее и плани­ровать завтрашнее, но она способна видеть их как движения на­стоящего, — подобное восприятие неизмеримо превосходит воз­можности тифона. Младенческое телесное «эго» может видеть только настоящее; кентавр же видит из него все время. Совершен­но ясно, что это две абсолютно различные формы осознания, цен­трированного на настоящем.

Спонтанность

Мы также видели, что телесное «эго» находится под властью своей «импульсивности», «неконтролируемой спонтанности» или «незамедлительной разрядки». У зрелого кентавра эта «незамед­лительная разрядка» проявляется в спонтанности и импульсивной


100


Глава 7


экспрессии — как раз в том, что мы рассматривали, как «спон­танную волю» или интенциональность. Исследования импульсив­ной экспрессии и спонтанности показывают, что ребенок разделя­ет эти черты с наиболее развитыми взрослыми, тогда как у инди­видов на промежуточных стадиях (области среднего «эго»/маски) таких черт нет. Все согласны, что ребенок (как телесное «эго») спонтанен и импульсивен, однако, «как явствует из многих тол­кований, возрастание спонтанности, будучи родной стихией для побуждений индивида, является [также] признаком высших ста­дий... развития» [243]. Это означает одно из двух: либо самые высокоразвитые взрослые регрессируют в детство, на стадии до-эгоического контроля, либо они прогрессируют за пределы жест­ких форм контроля «эго» к стадиям над-эгоического контроля. Я, естественно, считаю, что телесное «эго» младенца обладает до-вербалыюй, до-контролируемой, до-сдерживаемой спонтанно­стью, а зрелый кентавр демонстрирует над-вербальную, транс-контролируемую, над-сдерживаемую свободу. Давайте в завер­шение этого обсуждения отметим вместе с Левинджер, что этот факт «не делает правомерным вывод том, что промежуточные ста­дии [членская и эгоическая] жесткого контроля могут быть пропу­щены» [243].

Кентавр: резюме

Есть несколько вещей, которыми мне хотелось бы завершить обсуждение своеобразной роли и природы экзистенциального или кентаврического уровня в общем контексте спектра сознания. Хотя у этого уровня есть доступ к языку, культурно-согласованному по­знанию, эгоической логике и воле, он способен выходить и выхо­дит за их пределы, к неиспорченному сенсорному осознанию и не­прерывному психофизиологическому потоку, а также к высоко­фантазийному процессу интуиции и интенциональности. Данный уровень разворачивается над языком, логикой и культурой, и все же является не довербальным и пред-культурным, а трансвербаль­ным и транскультурным.

И вот момент, который я хочу выделить особо: рассматри­ваемый уровень, будучи трансвербальным, не является транспер­сональным. Иными словами, трансцендируя язык, грубые понятия и грубое «эго», он не трансцендирует существование, личност-


Кентаврические области


101


ную ориентацию или пробужденное психофизиологическое осоз­нание (см. рис. 3). И хотя это последняя стадия, подвластная обычным формам пространства и времени, эти формы все еще присутствуют.

Но само сенсорное осознание, очищенное от налета эгоическо-го и культурного схематизма, начинает с поразительной ясностью и богатством воспринимать область пробужденности. На этом эта­пе оно уже не является «растительным», «животным» или просто «органическим» — это скорее какой-то тип сверхчувственного (и почти, но еще не вполне над-чувственного) осознания, некий прилив высшей тонкой и даже трансперсональной энергии. Как поясняет Шри Ауробиндо: «Используя внутренние чувства," то есть способности чувствования сами по себе, в их чистой... тон­кой активности... мы способны к познанию чувственных пережи­ваний, явлений и образов вещей иных, нежели те, что принадле­жат к организации нашего материального окружения» [306]. О та­ком «сверхчувственном» осознании сообщают многие психотера­певты, ориентированные на уровень кентавра (Роджерс [322], Перлз [291], и другие); его обсуждает Дейкман [92]; и о нем же говорят, как об одной из начальных стадий мистического озарения (когда индивидуальная психика восходит до кентавра, а затем трансцендирует его) [329].

Я также убежден, и даже хотел бы подчеркнуть, что трансвер­бальный, трансконцептуальный кентавр является исконным местом обитания «интуиции» Бергсона и «чистого видения» Гуссерля. Я вовсе не намерен отрицать, что оба они видели дальше кентавра, в более высоких областях; мне лишь представляется, что в целом их философия самым блестящим образом отражает реальность кен-таврической интенциональности, образного видения и непосредст­венного постижения в восприятии. Кроме того, Гуссерль был од-

В психологических системах восточных мистических традиций, в ча­стности, буддизма, различаются телесные, или внешние чувства — зрение, слух, и т. д. — и. соответствующие внутренние чувства (как то: осознание зрением, осознание слухом и др.), причем к таким внутренним чувствам отно­сится и познавательная способность (осознание разумом или различительное сознание). По сути дела, внутренние чувства следует считать не сенсорными, а репрезентативными системами (т. с. механизмами сознательных представле­нии). О различии сенсорных и репрезентативных систем см., напр., Дж. Бэнд-лер, Р. Гриндср. Структура магии. Т. П. — Прим. ред.


102                                                                                  Глава 7

ним из немногих, кто ясно понимал глубокое различие между те­лесным чувственным тифоническим осознанием, неспособным к умственной рефлексии, и подлинным кентаврическим эмпириче­ским осознанием, включающим в себя акты рефлексии. Последнее было для Гуссерля трансвербальным сознанием и интенционально-стью (это его термин), а не до-вербальным сенсорным осознанием. На данный момент, как мне кажется, не обратили внимания почти все современные «экзистенциальные терапевты», восхваляющие тифонические крайности. За расширенным обсуждением этих тем читателю следует обратиться к «Введению в метафизику» Бергсона и «Идеям» Гуссерля.

Единство и интеграция более высокого порядка: трансвер-бальность, транс-членство, но не трансперсональность, — таковы качества зрелого кентавра, который является, по моему убежде­нию, той стадией развития, когда высшие энергии начинают втор­гаться в организм и даже физиологически преобразовывать его. Весь этот уровень, представляющий собой раз-отождествление с «эго» и отождествление более высокого порядка с тотальным те­лом-умом, знаменует собой высочайший потенциал, какого мож­но достичь в экзистенциальной или «грубой» сфере. Он очень по­хож на то, что Джон Лилли (вслед за Гурджиевым) назвал «со­стоянием + 12», то есть «блаженное состояние; космическая лю­бовь, приятие благодати [высшие энергии], повышенное телесное осознание [супер-сенсорика], высочайшее функционирование те­лесного сознания» [242]. Важно заметить, что Лилли размещает этот уровень разума-тела выше концептуального, или уровня «ус­воения и передачи новых данных и программ, учения и обуче­ния» [242], то есть выше эгоического вторичного процесса и син­таксического познания. Это состояние также похоже на начальные стадии пути у Баба Фри Джона,34 когда, раскрепощая мысль и же­лания, благодаря внимательному вопрошанию, человек интуитивно постигает «безусловное чувство взаимосвязи. Это безусловное чув­ство взаимосвязи, наслаждаясь которым, парадоксальным образом продолжаешь осознавать мировосприятие и собственное телесное

34 Баба Фри Джон, он же Да Фри Джон, Да Лав Ананда — современный американский духовный учитель, автор многих книг, в которых синтезируют­ся идеи йоги, тантры и других учений. Сведения о нем, а также некоторые из его произведений есть в антологии «Что такое просветление», под редакцией Джона Уайта. — Прим. ред.


Кентаерические области


103


присутствие в мире, есть интуиция всепроникающего Божествен­ного Присутствия» [59].

 

КЕНТАВРИЧЕСКАЯ САМОСТЬ

познавательный стиль трансвербальное образное мышление, высокая фантазия, синтез первичного и вторичного процессов; транс-консенсуальность
формы эмоциональ­ного проявления схватывание, спонтанность, импульсив­ная экспрессия, супер-сенсорика, чувст­вование сердцем
волевые или моти-вационные факторы интенциональность, творческое желание, смысл, спонтанная воля, само-актуализация, автономия
формы времени обоснованность в настоящем моменте, осознание линейного времени как выте­кающего из настоящего
разновидность самости интегрированная, автономная, трансбио­социальная, тотальное бытие тела-ума

Это, как я думаю, одна из причин того, что даже у экзистен­циалистов —■ говоря их Dice собственными словами — появляется тенденция интуитивно постигать трансперсональные реальности. И Гуссерль, и Хайдеггер, в конечном счете, тяготели к строго трансцендентным философиям (не говоря уже об экзистенциали­стах-теистах Марселе, Ясперсе, Тиллихе). Д-р Мэй сам говорил о движении «от неличностного через личностное к над-личностному измерению сознания» [265]. А Джордж Браун, один из великих преемников Фрица Перлза в гештальт-терапии, являющейся, по словам самого Перлза, чисто экзистенциальной терапией, описыва­ет, что происходит после того, как людям давали кентаврическую трансляцию центрирования в «здесь и сейчас» и они рано или поздно оказывались в тупике:

«Можно было бы описать тупиковое переживание множест­вом способов. Здесь замешаны трансперсональные энергии.


104                                                                                                               Глава 7

Люди говорят об ощущениях парения, о спокойствии и умиро­творенности. И мы на них не давим. Мы говорим: «Это пре­красно, продолжайте рассказывать, что с вами происходит». И иногда мы спрашиваем, могут ли они прикоснуться к чему-нибудь там, где они пребывают. Если они этого не могут, ну что же, это совершенно нормально. Если же могут, то обычно это означает, что они начинают видеть какой-то свет [под­линная тонкая область]. Это также вполне может быть движением к трансперсоналъному. Они часто видят свет и на­правляются к нему, потом выходят из тела, и там их встреча­ет солнце и великолепные вещи: зеленые деревья, синее небо и белые облака. Потом, когда они заканчивают с этим пережи­ванием и открывают глаза, цвета видятся им яснее и чище, их зрение становится острее, восприятие улучшается [супер-сенсорное осознание кентавра], они отбросили те фильтры [эгоические и культурно-согласованные], которые в тот мо--мент времени налагали на них их собственные фантазии и па­тологии» [55].

Следовательно, экзистенциальный кентавр — это не только более высокий порядок интеграции «эго», тела, Маски и Тени, но и главный переход к высшим тонкой и трансперсональной областям бытия, (Заметьте, что исследования Стэна Грофа, судя по всему, очень серьезно подтверждают этот тезис) [166]. Это справедливо как в отношении «сверх-сенсорной» модальности 35

" В современной западной психологии принято говорить о сенсорных модальностях (физиологических механизмах зрения, слуха и т. д.) и репре­зентативных модальностях (соответствующих механизмах сознательных представлений). Здесь автор, вероятно, имеет в виду, что осознание кентавра использует своеобразную модальность восприятия, не связанную жестко ни с одним из отдельных органов чувств. В настоящее время известно, что у большинства людей, во всяком случае при бессознательном восприятии, может иметь место несовпадение сенсорной и репрезентативной модально­стей — например, видимое воспринимается как кинестетическое ощущение или как языковое понятие, или наоборот. Принято считать, что это явление опосредуется нейропсихологическим механизмом синестезии. Тогда «сверх­сенсорика» кентавра может быть просто осознанным использованием этой способности. Такой «сверх-сенсорикой» или «образным видением» облада­ли многие высоко одаренные личности: например, Эйнштейн, работая над формулировкой теории относительности, сумел «образно увидеть» ее — в буквальном смысле увидеть, как выглядит Вселенная с точки зрения наблю­дателя, путешествующего «верхом» на световом луче. —Прим. ред.


Кентаврические области


105


кентавра, так и применительно к его познавательному процессу интуиции, интенциональности и образного видения. Все они являются намеками на высшие области трансценденции и инте­грации.

Теперь настало время взглянуть на сами эти высшие области.



ТОНКИЕ ОБЛАСТИ


Нирманакайя: грубые области

До сих пор мы рассматривали главные уровни все возрастаю­щей дифференциации, интеграции и трансценденции: простое и примитивное единство-слияние плеромы и уробороса; следующее единство более высокого порядка — биологическая телесная са­мость; затем ментальная Персона, или маска, которая при интегра­ции с Тенью дает более высокое единство тотального «эго»; и, на­конец, кентавр, который представляет собой более высокий поря­док интеграции тотального «эго» со всеми предыдущими низшими уровнями — уроборосом, телом, маской и Тенью.

Однако все это относится к тому, что в психологиях мистических традиций называется «грубой областью», за пределами которой лежат тонкая и причинная области (см. Табл. I). В индуизме грубая область называется «стхула-шарира» [94], в Каббале это все, что ниже Тифа-рет [338], в буддизме — Нирманакайя (это термин я использую чаще всего, наравне с самим словом «грубое») [332]. Это область обыден­ного бодрствующего сознания, и она просто состоит из всех тех уров­ней, которые основаны на грубом физическом теле и его построениях обычных пространства и времени, сосредоточены вокруг них или име­ют их своей конечной точкой отсчета. Физическое или осевое тело само может быть названо «грубым уровнем», и все аспекты психики, его от­ражающие, также называются «грубым рефлектирующим умом» (или же «грубым умом»). Вместе взятые, они составляют полную грубую область — грубый телесный ум «эго», тела, Маски, Тени и кентавра.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.