Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТАБЛИЦА 3 4 страница



Супер-«эго» или Родитель может подразделяться на Пестую­щего Родителя или «эго»-идеал и Контролирующего Родителя или совесть. А «эго»-состояние Ребенка — на Адаптированного Ребенка, Бунтующего Ребенка и Естественного Ребенка [33]. Впрочем, все эти состояния остаются, насколько я понимаю, мыс­лительными структурами внутри «эго», структурами той или иной степени концептуальной сложности. Иными словами, все они об­ладают доминантными синтаксически-диалогическими элемента­ми с соответствующими им эмоциями, образами и чувственными тонами. Нельзя сказать, что на концептуально-эгоическом уровне не наблюдаются аффекты, фантазии и образы, — разумеется, все они есть, но они по большей части соотносятся или связаны с кон-


62


Глава 5


цептуальными формами [культурно-согласованной] реальности вербального членства.

Далее, именно эта синтаксически-диалогическая природа ро-дительско-детского «эго» (которое мы будем называть сокращен­но «Р-В-Р "эго"» по субличностям Родителя, Взрослого и Ребен­ка) позволяет проводить сценарное программирование, с которым так великолепно справляется транзактный анализ [33]. Невоз­можно программировать ни уроборическую, ни тифоническую са­мость (которые как бы программирует природа), но можно до оп­ределенного предела программировать диалогическое мышление, потому что вы в состоянии внедриться (как родитель, «промыва-тель мозгов», гипнотизер или терапевт) з одну из значимых ролей внутренних диалогов человека. И в той мере, в какой он отождест­вляется со своим «эго» (концептуально-диалогической самостью), он будет «привязываться к сценарию» или программироваться ин-тернализованными директивами. Заслуга Берна [33] в том, что вслед за открытием Перлза [291] он детально описал, как почти каждый аспект «эго»-состояний можно увидеть в форме «внут­реннего диалога» — синтаксические цепочки слуховых сигналов, сопровождаемых аффектами и образами, так что даже тифониче-ское «Ид» («Оно») на этом уровне переживается как «живой го­лос» [33].

Очень немногим удается пережить свое детство с полностью или хотя бы почти неповрежденным «эго» в сознании, поскольку «после того как устанавливается Супер-<<эго», именно оно реша­ет, какие побуждения или потребности будут разрешены, а какие подавлены» [46], [120], Это значит, что под влиянием Супер-«эго» и в зависимости от всей истории предыдущих стадий разви­тия самости некоторые понятия-аффекты расщепляются, отчужда­ются (Мэй) [266], остаются недифференцированными или забы­тыми (Юнг) [209], проецируются (Перлз) [291], вытесняются (Фрейд) [137] или выборочно отсеиваются из осознания (Салли-вэн) [359], Индивид остается не с реалистичной или в меру точ­ной и гибкой концепцией себя, а с идеализированной самостью (Хорни) [190], со слабым «эго» (Фрейд) [140], с «персоной (мас­кой)» (Юнг) [210].

Просто ради удобства я подразделяю всю область «эго» на три главных хронологических стадии: раннее «эго» (возраст от четырех до семи лет), среднее «эго» (от семи до двенадцати лет) и позднее


Цепшально-эгоические области


63


«эго» (от двенадцати лет до начала внутренней дуги, — если инди­вид ее начинает, —■ но не ранее двадцати двух лет). В любой точке развития «эго» возможно вытеснение любого аспекта самости, ко­торый, будучи представлен в сознании, мог бы восприниматься как слишком угрожающий. Такие аспекты мы (вслед за Юнгом) назы­ваем «Тенью», а получающуюся в итоге ложную самость «Персо­ной», или «маской». Для нас Тень представляет те элементы лич­ного «я», которые вполне могли бы находиться в сознании, но не попадают туда по динамическим причинам, описанным у Фрейда и Юнга. Это может происходить в любой точке возникновения «эго» (хотя ключевые моменты приходятся на ранний эгоический пери­од), и поэтому иногда мы называем все эгоические стадии обла­стью «эго»/Персоны.

Позволим себе, однако, заметить, что сама Персона является не обязательно патологической структурой, а чем-то вроде «хоро­шей мины» или «социальной маски», которую надевают, чтобы облегчить себе социальное взаимодействие. Это — частная роль, разработанная для лучшего выполнения различных задач, так что у индивида есть несколько разных «масок» — маска отца, врача, супруга или супруги и так далее. Суммой всех его возможных ма­сок будет тотальное «эго» (в моем определении). Оно строится и конструируется за счет выучивания разнообразных масок и сочета­ния их в интегрированной концепции самого себя. Как «конкрет­ный другой» предшествует «обобщенному другому», так и маска предшествует «эго».

Трудности возникают, когда одна частная маска (например, «неагрессивный добрый парень») становится главной и господ­ствует над полем осознания, так что для других законных масок («здоровой агрессивности» или «настойчивости») нет возможно­сти войти в сознание. Эти отщепленные грани <ого»-самости ста­новятся Тенью или вытесненными масками. Наша общая, в чем-то упрощенная формула такова: «Персона» 4- «Тень» = «эго». Отме­тим, что все в Тени бессознательно, но не все в бессознательном является Тенью. То есть, среди всевозможных уровней бессозна­тельного лишь немногие являются «персональными» или «Персо-нами-Тенью»; широкие полосы бессознательного являются пред-персональными, или доличностными: уроборическая, архаическая, коллективная и низшая архетипическая; столь же широкие полосы


64


Глава 5


трансперсональны, или надличностны: тонкая, причинная, транс­цендентная, высшая архетипическая.

И, наконец, я считаю поздний период «эго»/маски (от двена­дцати до двадцати одного года) ключевым для всех видов масок. То есть, к этому моменту индивид уже научился создавать не­сколько подходящих масок и отождествляться с ними. Кроме то­го, на этой поздней стадии развития «эго» он не просто нормаль­но осваивает свои разнообразные маски (стадия «тождествен­ность взамен смешения ролей» по Эриксону) [108], но начинает трансцендировать их, раз-отождествляться с ними. Под разотож-дествлением я не имею в виду «диссоциацию» или «отчужде­ние», — это слово используется мной в его наиболее положитель­ном смысле отказа от исключительной и сковывающей отож.дест-вленности ради создания нового отождествления более высокого порядка. Младенец разотождествляется с плеромой, отделяет себя от этой сковывающей тождественности. Аналогичным образом, «эго» разотождествляется с тифоническим телом, то есть оно больше не привязано исключительно к праническоЙ сфере и не отождествляется с ней. Не может быть никаких более высоких отождествлений, пока не будет разрушена исключительность отождествлений низшего порядка — вот в каком смысле я упот­ребляю понятие «разотождествление». Как только самость разо­тождествляется со структурами низшего порядка, она может ин­тегрировать их во вновь возникающие структуры более высокого порядка.

Мы говорим, что в течение позднего эгоического периода ин­дивид не только нормально осваивается со своими различными масками, но и начинает их превосходить, раз-отождествляться с ними. Таким образом он теперь склонен интегрировать все свои возможные маски в некое «зрелое и интегрированное "эго"», а за­тем начинает разотождествляться и с ним тоже, что, как увидим ниже, знаменует начало внутренней дуги, и впредь от этой точки все стадии являются надэгоическими, надличностными (см. рис. 2 в первой главе).


Ментально-эгоические ооласти


65


                                             
 
   
 
 


МЕНТАЛЬНО-ЭГОИЧЕСКАЯ САМОСТЬ

познавательный стиль синтаксический, культурно-согласованный; вторичный процесс; вербально-диалоги-ческое мышление; конкретное и фор­мальное операционное мышление
формы эмоциональ­ного проявления концептуальные аффекты; диалогические эмоции, особенно вина, гордость, жела­ние, любовь, ненависть
волевые или моти-вационные факторы волеизъявление, самоконтроль, цели и желания во времени, потребности само­уважения
формы времени линейность, историчность, расширенные прошлое и будущее
разновидность самости эгоическая-синтаксическая концепция себя, «э го» -с о стояния диалогического мышления, разнообразные маски

Эгоические области: резюме

На этой стадии мы видим ту же самую формулу развития, о которой говорилось в двух предыдущих главах — триадическую форму дифференциации, трансценденции и оперирования. Однако если рассмотреть триаду развития немного подробнее, то на каж­дой из ее главных стадий обнаруживается возникновение структуры более высокого порядка, отождествление с ней и дифференциация или разотождествление с низшей структурой, что равнозначно трансценденции последней, вследствие чего более высокая струк­тура может оперировать с низшими и интегрировать их.

В итоге постепенно возникает достаточно самосогласованное ментальное «эго» (обычно между четырьмя и семью годами), кото­рое дифференцирует себя от тела, трансцендирует простой биоло­гический мир и потому способно в определенной степени опериро­вать биологическим и ранним физическим миром, используя инст­рументы простого репрезентативного мышления. Вся эта тенден­ция консолидируется с возникновением (обычно в возрасте семи лет) того, что Пиаже называет «конкретным операциональным


66


Глава 5


мышлением», которое может оперировать с конкретным миром и с телом, используя понятия. Эта познавательная форма преобладает на средней стадии «эго»/маски.

К подростковому возрасту —- поздней стадии «эго»/маски — начинает осуществляться еще одна экстраординарная дифферен­циация. По существу, самость просто начинает выделяться из кон­кретного мыслительного процесса. И она способна до некоторой степени трансцендировать этот мыслительный процесс и, следова­тельно, оперировать с ним. Поэтому неудивительно, что Пиаже называет эту стадию — высшую в его схеме развития — стадией «формальных операций», поскольку индивид способен опериро­вать с собственной конкретной мыслью (то есть, работать с фор­мальными или лингвистическими объектами так же, как с физиче­скими или конкретными), осуществлять детальную операцию, ко­торая, среди прочего, имеет своим результатом шестнадцать би­нарных утверждений формальной логики. Но единственное, что я хочу здесь подчеркнуть — это то, что все это может происходить лишь поскольку сознание дифференцирует себя от синтаксическо­го мышления, тем самым трансцендируя его, и потому способно оперировать с ним (чего оно не могло делать, когда оно само было этим мышлением). В действительности, этот процесс на данной стадии только начинается — он усиливается на более высоких ста­диях — но суть его достаточно ясна: сознание или самость транс-цендирует вербальное «эго»-ум. Оно начинает быть трансвербаль­ным, трансэгоическим.

Отметим, наконец, что вербальное «эго»-ум соответствует то­му, что в буддизме махаяны называется маиовиджняиа [362], в индуизме —маномайя-коша [94], в буддизме хинаяны -— четвер­той и пятой скандхами [107]. Это также пятая чакра, вишуддха-чакра, или низший вербальный ум, и низшие аспекты шестой, аджна-чакры, или абстрактного разума [330]. В Каббале это Ти-фарет (эгоическая самость), Ход (интеллект) и Нэцах (жела­ние) [338]. Это то, что Маслоу называл потребностями в самоува­жении.

Итак, мы подошли к концу внешней дуги, но отнюдь не к кон­цу нашей истории.



СИМВОЛЫ ТРАНСФОРМАЦИИ


Восхождение сознания

Из того, что мы говорили до сих пор, очевидно, что на каждом этапе или уровне эволюции разновидность самости, равно как и соответствующее ей чувство реальности порождаются, главным образом, за счет сложных трансформаций предыдущей стадии. Та­ким образом, каждый возникающий уровень является не столько полным отрицанием предыдущего или производным от него, сколько его преобразованием и превосхождением.

В следующем разделе мы займемся изучением трансперсо­нальной динамики этого эволюционного преобразования и обна­ружим в его сердцевине проект-Атман, или попытку достичь пре­дельного Единства такими путями, которые препятствуют этой цели и навязывают символические заместители, из которых каж­дый последующий находится как бы ближе к Источнику, но все еще остается всего лишь заместителем. На этом этапе, однако, стоит всмотреться в природу самих преобразователей, и тогда станет понятно, что каждое преобразование осуществляется или, по крайней мере, сопровождается неким типом символической структуры (слово «символ» используется здесь в наиболее широ­ком смысле).

«Путь эволюции, ведущий человечество от бессознательного к сознанию — говорит психолог-юнгианец Нейман, — это путь, проложенный трансформациями и восхождением либидо [которое в юнгианской психологии считается не сексуальной энергией, а


68                                                    ____^__________ Глава 6

нейтральной психической энергией вообще]» [279]. И как четко продемонстрировал сам Юнг, «механизмом, который трансфор­мирует энергию, является символ». Отсюда и (более позднее) на­звание первой новаторской книги Юнга: «Символы трансформа­ции» [205].

Мы уже обрисовали с полдюжины различных основных типов символических структур: уроборические формы, осевой образ, конкретный образ, слово-и-имя, концепция членства (все они, ко­нечно, относятся только к внешней дуге). Каждая из этих структур способна порождать отличный от других тип представления и по­тому тесно связана с определенным видом эволюционного преоб­разования, или восхождения сознания.

Позвольте мне привести несколько примеров такой симво­лической трансформации, чтобы сделать идею возможно более очевидной. Мы уже упоминали об особой форме времени, харак­теризующей каждую из главных стадий внешней дуги: безвре­менное состояние плеромной и уроборическои стадий, непосред­ственное настоящее осевого тела, расширенное настоящее тела-образа, рудиментарные временные последовательности уровня членства [в языке и культуре] и расширенное линейное время эгоической стадии. Каким же образом возможен для индивида в ходе его ранней эволюции переход от одной из временных форм к следующей? Как или посредством чего одна форма времени усту­пает другой?

По большей части, общий ответ состоит в следующем: по­средством различных символических структур, возникающих на каждой стадии роста сознания. Давайте посмотрим, как это про­исходит.

Форму времени на плеромно-уроборической стадии (если взять их вместе) можно назвать вневременной в смысле довремен-ности, безначальности и бесконечности, не знающей никакой по­следовательности событий. Хотя младенец, несомненно, осознает некоторые события, он не способен ни ухватить их во временном отношении, ни даже отделить себя от них. Это, несомненно, пле-ромное состояние — состояние включенности в материальную все­ленную.

Однако с возникновением и появлением на сцене осевых обра­зов это примитивное, довременное осознание трансформируется в постижение преходящего настоящего, сначала смутного и неясно-


Символы трансформации


69


го, но, тем не менее, настоящего. Таким образом довременность уступает место первому из времен: простому преходящему на­стоящему, и эта трансформация, этот рост осознания, стали воз­можны благодаря активности осевого образа, ибо он дает младенцу способность переносить недифференцированное плеромное осоз­нание на специфические наличные объекты.

С возникновением конкретного образа простое настоящее трансформируется в расширенное, или длящееся настоящее, по­скольку образ может представлять отсутствующие объекты и от­сутствующих людей и, значит, распознавать иные моменты на­стоящего, чем тот, который непосредственно имеет место. Времен­ной мир младенца на уровне образного тела складывается из рас­ширенного настоящего или серии его взаимоналагающихся (пара-таксических) моментов. Так медленно и кропотливо конструирует­ся растущий мир времени, и конкретный образ играет на этой ста­дии решающую роль.

Впрочем, сам образ не может представлять или составлять в осознании расширенную серию какой-то длительности, или после­довательность событий во времени. Однако развитие языка — символических структур слова-и-имени — несет с собой способ­ность распознавать серии событий и последовательности дейст­вий, а, значит, воспринимать не представленный в настоящем мир. Другими словами, данные символические структуры транс­формируют настоящий момент во временной, окруженный про­шлым и будущим. Именно так слово-и-имя преобразует преходя­щее настоящее уровня осевого тела во временную продолжитель­ность уровня вербального членства. Это позволяет сознанию трансцендировать настоящий момент в решающем и далеко иду­щем восхождении. А следующая из главных символических струк-ТУР — синтаксическая мысль — создает ясную и прочную мен­тальную структуру прошлых и будущих времен. Таким образом, на каждом уровне эволюции соответствующая символическая струк­тура, сама возникающая только на этом уровне, трансформирует каждую частную форму времени и тем самым задает ритм восхож­дению сознания.

Сходные трансформации происходят в эмоциональной, моти-вационной и волевой жизни индивида, составляя ряд от первобыт­ных и архаичных океанических плеромно-уроборических стадий до индивидуальных и специфических целей, выборов и желаний «эго»



Глава l


и Персоны. Приводя пример подобных преобразующих событий, мы можем видеть, что исходная океаническая форма уробориче-ского уровня преобразуется при помощи осевого образа в индиви­дуальный телесный принцип удовольствия. С помощью того же инструмента младенец начинает конструировать и представлять внешний мир, он уходит из инфантильной материальной и уробо-рической включенности и учится смещать фокус осознания с ма­териального космоса на поверхность собственного организма (свое «телесное "эго"»), одновременно пробуя дифференцировать свое тело от непосредственного окружения. Как мы видели, его само-ощущение к этому моменту постепенно трансформирова­лось из плеромно-уроборической формы в осевую, телесную, а аморфный океанический тон -— в телесный принцип удовольствия, сначала полиморфно извращенный и не привязанный ни к чему конкретному, но все-таки телесный, а не океанический. Осевой об­раз преобразует океанические чувства, настроения и эйфорию в явное телесное удовольствие, имеющее решающее значение для становления и формирования телесной основы системы самости. Если бы такая трансформация потерпела сколько-нибудь заметную неудачу, индивид остался бы с фиксацией на уроборической эйфо­рии (извлекая удовольствие от утраты сознания в доличностном состоянии).

Трансформации продолжаются: младенец рано начинает ассо­циировать телесное удовольствие с присутствием некоторых зна­чимых объектов, как правило, материнского существа и «хорошей груди». Тем не менее с возникновением следующей главной сим­волической структуры, подлинного образа, он может просто вооб­ражать событие, приносящее удовольствие, так что сам образ бу­дет пробуждать и поддерживать реакцию довольства. В итоге он сможет не только испытывать непосредственное удовольствие, но и воображать такое удовольствие. Другими словами, младенец спо­собен хотеть. Так образ трансформирует принцип телесного удо­вольствия в мерило умственного желания.

Сходным образом, возникновение языка — слова и имени, расширенного времени, культурно-согласованной реальности — трансформирует глобальное исполнение желаний в расширенные, специфические, временные желания, стремления и цели. Дальней­шее развитие концептуального мышления и консолидация синтак­сического познания просто кристаллизуют и расширяют по всему


Символы трансформации


71


линейному миру времени специфические цели и временные жела­ния, теперь характерные для эгоического самоощущения. Таким образом, от аморфной и не направленной ни на что конкретное океанической эйфории — к желанию типа «Я хочу изучать физи­ку»: таково множество трансформаций желания.

Хотя мы пока что рассмотрели только внешнюю дугу эволю­ции и ничего не сказали о внутренней дуге, нам, я полагаю, ста­новится ясно, что эволюция сознания —• его восхождение — от­мечена рядом важных трансформаций, которые опосредуются или сопровождаются символическими структурами различных типов. На каждой стадии восхождения соответствующая структура, сама возникающая на этой стадии, преобразует каждую отдельную форму сознания в следующую, более высокую форму. И, как мы не раз уже видели, при возникновении в сознании такой следую­щей формы самость отождествляется с этой структурой, диффе­ренцирует себя от предшествовавшей низшей структуры, и затем трансцендирует низшие структуры — и потому может оперировать ими, равно как и интегрировать их. Таково восхождение сознания, и оно продолжается до предела в самом Атмане (который, единст­венный из всех стадий, превосходит все символы и формы, — они там больше не нужны и являются только помехой на пути к Бес­форменному).

Трансформация и трансляция23

Между трансформацией и трансляцией существует различие, которое можно объяснить следующим образом:

Модифицируя лингвистические термины, можно сказать, что каждый уровень сознания складывается из глубинной и поверхно-

Английскис существительные «transformation» (трансформация) и «translation» (трансляция) можно перевести на русский одним и тем же словом «преобразование» с той, однако, разницей, что в первом случае это преобра­зование имеет одномоментный и тотальный характер (сравните русское «пре­ображение»), а во втором представляет собой нечто вроде перевода или пере­кодировки из одной (знаковой или какой-либо иной) системы в другую. Иначе говоря, трансформация, или преображение — это фундаментальное качест­венное изменение, затрагивающее саму сущность трансформируемого объекта или процесса, тогда как при трансляции изменяется только форма, но не со­держание. Так, например, трансляцией является перевод (неизменного содер­жания) с одного языка на другой. — Прим. ред.


72


Глава б


стиой структур. Глубинная структура состоит из всех основных ограничивающих принципов, воплощающих24 данный уровень. Она является определяющей формой уровня, в которой выражены все его потенциальные возможности и ограничения. Поверхностная структура представляет собой просто частное проявление глубин­ной структуры. Она ограничена формой глубинной структуры, но в пределах этой формы свободна выбирать разнообразные содержа­ния (например, в пределах формы физического тела можно выби­рать ходьбу, бег, игру в бейсбол и так далее. То общее, что есть во всех этих формах, и составляет глубинную структуру человеческо­го тела).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.