Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТАБЛИЦА 3 5 страница



Глубинная структура, подобно парадигме, содержит в себе все основные ограничивающие принципы, в рамках которых р лизуются поверхностные структуры. В качестве простого примере возьмем десятиэтажный дом: каждый из этажей является глубин* ной структурой, тогда как разные помещения и объекты на эта-| же — поверхностные структуры. Плерома находится на первог этаже, уроборос — на втором, тифон — на третьем, вербаль-ность — на четвертом, а «эго» — на пятом (позднее мы выдвинем предположение, что парапсихология находится на седьмом этаже, траысценденция — на девятом, Бог — на последнем, а сам дом представляет собой Сознание как Таковое). Суть примера в том, что, хотя все «эго» совершенно различны между собой, они зани­мают пятый этаж, поскольку обладают одной и той же глубинной структурой.

Движение поверхностных структур мы называем трансляци-л ей; движение глубинных структур — траисформагщей. Если мы| передвигаем мебель на четвертом этаже, то это «трансляция», н( если мы поднимаемся на седьмой этаж, — это «трансформация» Чтобы дать еще один простой пример, можно применить это юнговскому исследованию по проработке архетипа. (И чтобы этот пример был действенным, совсем не обязательно верить в суще-; ствование юнговских архетипов. Не забывайте, кроме того, что ограничиваю все это обсуждение примерами из сферы внешне! дуги — структуры внутренней дуги нам еще только предстоит рас--

Здесь уместна компьютерная аналогия. Можно сказать, что глубинна! структура является «запаянной», подобно электронной схеме компьютера, и1 определяет само существование данного уровня. — Прим. ред.


Символы трансформации


73


смотреть.) Архетип magna mater — первоматерии плеромного хао­са — может трансформироваться на телесном уровне в конкретный образ Великой Матери, а тот, в свою очередь, — в идею любящей жены на эгоическо-концептуальном уровне. Это подлинные транс­формации. Но на каждой из этих стадий и по целому ряду причин может происходить специфическая трансляция. Так, если уробо-рический архетип magna mater трансформируется (на телесном уровне) в образ пещеры, этот образ может претерпевать трансля­цию или замещение образом чашки, корзины, дома, матки или ящика, — как мы видели по магическому первичному процессу данного уровня. Этот трансляционный процесс будет не общим изменением уровня, а просто сменой «языка» или формы на том же уровне. Уроборическая magna mater трансформируется в пещеру, пещера транслируется в чашку — первый процесс вертикален, вто­рой горизонтален.

Таким образом, результатом трансляции является другой «язык» или форма, а результатом трансформации — другой тип языка или формы. Примитивная уроборическая эйфория трансфор­мируется в принцип телесного удовольствия, который может далее претерпевать разнообразные трансляции («амфиксис эротизма» по Ференчи) в разные участки тела или же сам трансформироваться в эгоические, временные и синтаксические желания и цели, кото­рые, в свою очередь, могут транслироваться или замещаться, и так далее. Трансформация — это передвижение с одного уровня на другой, а трансляция — движение элементов любого данного уровня.

Как только возникает какой-либо отдельный уровень само­ощущения, он поддерживает сам себя посредством ряда более или менее устойчивых трансляций. Частная разновидность самости транслирует как свою внутреннюю среду, так и свое внешнее ок­ружение в соответствии с главными символическими глубинными структурами и парадигмами, характерными для данного уровня. Так, например, достигнув эгоически-синтаксического уровня, индивид предается почти нескончаемому «разговору с самим собой», беспре­рывно транслирующему и «редактирующему» его реальность в со­ответствии с символическими структурами его языка-и-мышления, а также с основными синтаксическими правилами и предпосылками его культурно-согласованной реальности (и уже во вторую очередь с его собственными философскими представлениями).


74


Глава 6


Другими словами, его разновидность самости, теперь транс­формированная на эгоический уровень, поддерживается почти бесконечным потоком специфических трансляций. Следователь­но, данная трансформация всегда помогает созданию возможно­сти новых типов трансляции, а эти трансляции помогают поддер­живать и сохранять данную трансформацию. Как мы увидим в следующих разделах, всякий раз, когда какая-то серия трансляций терпит неудачу и прерывается, — будь то на внешней дуге или на внутренней дуге, — индивидуум готов к основной трансформа­ции. Всякий раз, когда не удается трансляция, следует трансфор­мация — и это может быть прогрессивная или регрессивная транс­формация, в зависимости от факторов, которые мы будем обсуж­дать позднее.

Есть еще одно более важное различие: мы определяем знак, как форму, указывающую на какой-либо элемент внутри данного уровня, представляющую его или связанную с ним; тогда как сим­вол указывает на какой-то элемент иного уровня (более высокого или более низкого). Это согласуется с традиционной точкой зрения на символизм, как ее разъясняет Хьюстон Смит: «Символизм — это наука о взаимоотношениях между различными уровнями ре­альности, и он не может быть точно понят без указания на эти уровни» [352]. Все, на что я могу указать на моем теперешнем уровне сознания, будет только знаком; все, что выше него, может обсуждаться или мыслиться лишь при помощи символов, и они могут быть окончательно поняты только после трансформации на сам этот более высокий уровень. Поэтому мы говорим также, что трансляция оперирует знаками, а трансформация символами. И мы уже проследили несколько трансформаций от плеромы до «эго», которые опосредовались символами.

Учитывая все это, можно сказать, что каждая трансформация знаменует собой возникновение в сознании нового и более высоко­го уровня с новой глубинной структурой (символической матри­цей), в пределах которой могут разворачиваться и оперировать но­вые трансляции поверхностных структур (знаковая матрица). Эво­люция является серией таких трансформаций, то есть изменений в глубинной структуре, опосредуемых символами или вертикальны­ми формами в сознании.

И что самое важное: мы говорим: что все эти глубинные структуры вспоминаются, в точном платоновском понимании


Символы трансформации



анампезиса, а все поверхностные выучиваются, в том смысле, который изучают западные психологи. Все согласны, что человек не учится тому, как стать Буддой, а просто обнаруживает или вспоминает, что уже является Буддой. Это неопровержимый факт вечной философии. Точно так же, никто не учится какой-то глу­бинной структуре, люди просто обнаруживают или вспоминают ее еще до курса обучения поверхностной структуре (или вперемешку с ним). Вы не учитесь иметь тело, но все же учитесь играть в бейс­бол с помощью своего тела; вы обнаруживаете глубинные структу­ры и учитесь поверхностным. Среди прочих вещей, эта фундамен­тальная теорема (мы будем обсуждать ее позже) освобождает нас от скучнейших попыток вывести существование высших структур из низших (например, от попытки получить «эго» из «Ид» («Оно»)).

Трансляция, трансформация и психопатология

В завершение краткого обсуждения трансляции и трансформа­ции, можно отметить, что два этих основополагающих процесса играют важную роль и в психопатологии, поскольку конкретный тип трансформации создает предпосылки для конкретного вида заболевания, тогда как трансляция сама по себе определяет приро­ду специфических симптомов, рано или поздно выходящих на по­верхность.

Позвольте привести небольшой пример. Для начала отметим, что вытеснение является не трансформацией, а, скорее, одним из видов неудачи чистой трансформации (другие виды — это приос­тановка, фиксация, диссоциация и регрессия). Если самость в про­цессе трансформации, скажем, тифонической области в эгоиче-скую, сталкивается с сильным вытеснением, например, агрессии, то восхождение сознания в отношении этого аспекта самости оста­навливается. Или, точнее, начиная с данной стадии, импульс гнева будет ошибочно транслироваться по отношению к любой глубин­ной структуре, которая в итоге отвергает этот импульс. Эволюци­онное преобразование искажается, ибо импульс ошибочно транс­лируется на каждой стадии после вытеснения. Такая неправильная трансляция означает, что индивид может представлять себе эти

Анамнезис (греч.) — воспоминание, напоминание.


76


Глава 6


импульсы не с помощью подходящих знаков, а лишь посредством символов,, а эти символы представляют скрытые аспекты самости, застревающие с этого момента на низших уровнях бытия индивида. Мы могли бы сказать, что такие символы представляют аспекты самости, происходящие от другого уровня сознания (в данном слу­чае, тифонического), и потому не могут преодолеть разрыв, отде­ляющий их от наличного уровня. При отсутствии вытеснения гнев мог бы легко трансформироваться до эгоического уровня и войти в осознание как знак, а индивид сумел бы корректно транслировать свою ситуацию как: «Да я злее самого черта!». При наличии вытес­нения, однако, один из аспектов самости остается на более низ­ком уровне, его нельзя трансформировать как следует, а потому он входит в осознание только как символ (ведь именно символы, а не знаки, представляют другие уровни), —■ и следовательно, индивид неправильно транслирует подлинную форму своей наличной реаль­ности. И эта ошибочная трансляция навязчиво вращается вокруг символа, неудобно застрявшего в трансляционном процессе и соз­дающего излишнюю тайну в его осознании.

Гнев, таким образом, трансформируется в символ... и в симп­том. Последний, в своей основе, является символом некоторого аспекта самости, который стал диссоциированным от созна­ния [417], задерживается на низшем уровне самости или регресси­рует туда, не может транслироваться в качестве знака, и потому проявляется лишь как символ/симптом. (Я не говорю здесь об оп­ределенных симптомах, которые генерируются на одном уровне и связаны лишь с перекрестными знаками, как в случае познаватель­ного диссонанса [124]. Речь не идет также и о некоторых из наибо­лее важных симптомов — о тех, что являются символами более высоких уровней, пытающимися возникнуть в сознании, о симпто­мах, указывающих не на «Ид», а на Бога. Некоторыми из них мы займемся позднее.)

При отсутствии вытеснения гневный импульс разрядился бы просто и легко, во всяком случае был бы легко узнан и правильно транслирован. Однако при наличии психологического сопротив­ления он способен трансформироваться и транслироваться в ка­кие-то искаженные языки или формы. Он может прямо трансли­роваться или вымещаться на других людей или объекты. Кроме того, первоначальный гнев может быть ретрофлексирован, транс­лирован обратно на самость, так что человек испытывает уже не


Символы трансформации


77


гнев, а подавленность (классическая психоаналитическая теория депрессии). Или же он может полностью проецироваться, то есть изначально транслироваться на другое лицо, причем проецирую­щий остается с чувством боязливой тревоги, поскольку теперь не он, а другой выглядит враждебным и злящимся на него. (Кстати, вид ошибочной трансляции обычно определяется глубинной струк­турой той стадии, на которой имело место вытеснение или сопро­тивление.)

Таким образом, на этом уровне симптом депрессии является всего лишь символом (или метафорой в лакановском смысле) [236] теперь уже бессознательного или теневого импульса гнева. Самому индивиду его симптом также представляется иностранным языком, которого он не может понимать, ибо он, среди всего прочего, за­был, как транслировать свой симптом. Симптомы депрессии при­водят индивида в совершенное замешательство — он не знает ни почему он впал в депрессию, ни что послужило ее причиной, ни как ее контролировать. Все это для него столь же чуждый язык, как древнегреческий.

И все же время от времени его теневой гнев трансформируется и транслируется в симптом/символ депрессии. Индивид сам осуще­ствляет трансляцию и трансформацию, но не помнит ни то, как он это делает, ни то, что он вообще это делает [418]. Поэтому он жи­вет не как «точная» «эго»-концепция, а как маска, отделенная от своего же теневого гнева и поддерживающая свое существование за счет ошибочной трансляции. (И наоборот, коль скоро рассеива­ется эта ошибочная трансляция, исключительное отождествление с маской исчезает.)

Следовательно, терапия на этом уровне включает два осново­полагающих шага. 1) Терапевт помогает индивиду ретранслировать симптом/символ обратно в его исходную форму. Это называется «интерпретацией», а хороший терапевт всегда является хорошим интерпретатором [165]. Он, например, может сказать: «Ваше чув­ство депрессии маскирует чувства гнева и ярости», переводя тем самым иноязычный симптом обратно в исходную форму. Он «со­общает» индивиду (или помогает ему самому раскрыть) «смысл» его депрессии и таким образом помогает заново перевести ее в терминах, более созвучных той глубинной структуре, в которой берут начало символы и симптомы. 2) Терапевтическая трансляция продолжается в той же манере «проработки», пока не происходит


78


Глава 6


подлинная и более или менее завершенная трансформация созна­ния с низшего уровня на высший, так что символ становится зна­ком, и гнев,, может войти в осознание в своей оригинальной форме, как бы растворяющей в себе симптом.

* * *

До сих пор мы исследовали некоторые из самых ярких харак­теристик основных этапов на внешней дуге жизненного цикла, а также главные символические структуры, помогающие в осущест­влении эволюционных трансформаций с этапа на этап. На каждом из основных уровней мы увидели довольно обобщенное, но проч­ное согласие между восточными и западными психологиями. Кро­ме того, мы увидели, что начинает становиться очевидной общая форма развития: каждый этап развития отмечен дифференциацией, трансценденцией, оперированием и интеграцией. Теперь пришло время обратиться к внутренней дуге — к нивритти марга, пути понимания, восхождению к Источнику, психологии вечности. Мы были свидетелями роста от подсознания к самосознанию; теперь мы наблюдаем за ростом от самосознания к сверхсознанию.



КЕНТАВРИЧЕСКИЕ ОБЛАСТИ


На стадии позднего «эго» (возраст от двенадцати лет до два­дцати одного года) индивид не только нормально управляется со своими разнообразными масками, но и проявляет тенденцию к дифференциации от них, разотождествлениго с ними и к их транс-ценденции. Таким образом, он склонен интегрировать все свои возможные маски в зрелое «эго», а затем начинает дифференциро­ваться и от него, полностью разотождествляясь с «эго», чтобы по­средством трансформации раскрыть единство еще более высокого порядка, чем эгоическая самость. Это приводит нас прямо к стадии кентавра.

Единство более высокого порядка

Когда сознание начинает превосходить вербальное «эго»-ум, оно может — для первого раза в большей или меньшей степени — интегрировать его со всеми низшими уровнями. В силу того, что сознание уже не отождествлено ни с одним из этих элементов, все они — тело, Персона, Тень, «эго» — могут быть вовлечены в инте­грацию более высокого порядка.

Эту стадию называют по-разному — «интеграцией всех низ­ших уровней» (Салливэн, Грэнт и Грэнт) [358], «интегрированной» (Левинджер) [243], «само-актуализированной» (Маслоу) [262] и «автономной» (Фромм [146], Рисман [318]). Согласно Левинджер, она представляет собой «интеграцию физиологического и психоло­гического» [243], а в исследованиях Броутона это та стадия, на ко­торой «и ум и тело являются переживаниями интегрированной са-


80                                                                                    Глава 7

мости» [243]. Интегрированную самость, в которой ум и тело со­ставляют одно гармоничное целое, мы называем «кентавром» [410]. Кентавр — мифологическое существо с телом животного и человеческим умом, существующее в совершенном состоянии единства.

В целом можно сказать, что как только человек входит в со­прикосновение с кентаврическим уровнем и укрепляется на нем, элементы личности в целом — тело, «это», Маска, Тень, низшие чакры — обретают тенденцию подчиняться собственной гармо­нии. Ибо индивид начинает их трансцендировать, а, значит, пере­стает принудительно манипулировать ими и эксплуатировать их. Вот почему данной стадии в разных источниках приписывают автономию, интегрированность, аутентичность, сам о-актуализа­цию — это идеал гуманистической и экзистенциальной психоте­рапии, та «высшая» стадия, на какую только может надеяться ор­тодоксальная западная психология. Вместо обобщения всех иссле­довательских данных по кентаврической стадии «самоактуализа-ции» или «интеграции» я просто представлю одну убедительную работу.

Джеймс Броутон только что закончил широкое феноменологи­ческое исследование того, что люди на разных уровнях развития понимают под взаимоотношениями ума, тела и самости [53]. Свои результаты он разделил (под влиянием Кольберга, Пиаже и Бол­дуина) на шесть стадий последовательного развития. На нулевом уровне — самом низком в его схеме -— ум и тело не дифференци­рованы; самость «внутри», а реальность «извне» — это наша об­ласть тела-«эго». На первом и втором уровнях ум и тело диффе­ренцированы, а самость склонна пребывать в уме, контролирую­щем тело; и ум, и тело кажутся реальными и «вещественными». У нас этому соответствуют ранняя и средняя эгоические стадии. На третьем и четвертом уровнях индивид дифференцирует социаль­ную роль, или ложную видимость (нашу Маску), от подлинной эго-концепции, или «внутренней самости», которая соответствует на­шему зрелому эгоическому уровню. Однако дальше, на пятом уровне (судя по выводам Левинджер) индивид не только разотож-дествляется с Маской, но и начинает дифференцироваться от по­знаваемого «эго», ибо «самость, как наблюдатель, отличается от концепции самого себя [нашего «эго»] как познаваемого... Физио­логическое тело признается концептуальной конструкцией, точно


Кентаврические области


81


такой же, как ум» [243]. И «эго»-ум, и тело более не считаются «вещественными», а рассматриваются просто как сконструирован­ные [функциональные] части. Мне кажется, что на пятом уровне самость начинает смещаться к некому центру, первичному по от­ношению к телу и уму, как к отдельным сущностям, поскольку и то, и другое признается всего лишь конструкциями. И на шестом уровне, самом высоком в схеме Броутона, такое смещение, видимо, завершается, ибо на этом высшем уровне «и ум, и тело являются переживаниями интегрированной самости» [243]. Это, на мой взгляд, и есть кентавр, интегрированная и тотальная самость, кото­рая выше и первичнее тела, ума, Маски и Тени, но как бы охваты­вает их все в качестве переживаний («опыта интегрированной са­мости», как показало исследование Броутона).

Полагаю, что многое для объяснения, изучения и общего «вос­крешения» кентавра сделали экзистенциальные психологи. Это од­на из причин, почему я называю этот уровень еще и «экзистенци­альным». Начиная с Кьеркегора [223] и Ницше, и далее от Гуссер­ля [192], Хайдеггера [182] и Сартра [331] до Бинсвангера [36], Франкла [131], Босса [50], Мэя [266], Бугенталя [64] и Мэдди [228] потенциалы и кризисы тотального бытия красноречиво изла­гались в экзистенциальных терминах. Речь идет о понятиях аутен­тичности, конкретного-бытия-в-мире, чистого переживания и ис­тинного видения, Dasein,26 интенциональности, автономии, смысла центрированной самости. Прошу простить за то, что термины сва­лены в одну кучу, но экзистенциальная литература настолько об­ширна и глубока, что я в состоянии лишь упомянуть об их сути и отослать читателя к оригинальным трудам. Дело в том, что эти по­нятия создавались, как потенциалы бытия и для него, и все они подчеркивались одним в высшей степени центральным понятием тотального тела-ума.

Я, разумеется, не хочу сказать, что все упомянутые авторы, как и многие другие, принадлежащие к «гуманистической и экзистен­циальной» школе, вполне согласны между собой или что они гово­рят об одной и той же «самости», не говоря уже о том, что я назы­ваю «кентавром». Но мне все же кажется, что они разделяют суще-

Dasein (нем.) — бытие, ключевое понятие экзистенциальной филосо­фии, в частности, у Мартина Хайдеггера (в его работе «Бытие и время»). — Прим. ред.


82


Глава 7


ственное и впечатляющее число общих предпосылок и выводов (многие из этих авторов признают этот факт, в общем соглашаясь с названием «гуманистически-экзистенциальное» для данного на­правления — см., например, книгу «Современные теории лично­сти» [88], где в разделах о Роджерсе, Адлере, экзистенциализме, холизме, организмических теориях и персонализме признаются общие сходства их всех). Однако, на мой взгляд, экзистенциальный кентавр является реальным и более высоким уровнем сознания, высокоупорядоченным единством дифференциации и трансцен-денции, а обширные сходства у этих авторов происходят из того факта, что они либо постигли интуитивно, либо испытали лично этот высокий уровень бытия и осознания.

Автономия, самоактуализация

и интенциональность

Итак, многие из экзистенциалистов-гуманистов продвинулись очень далеко в объяснении, изучении и описании потенциальных возможностей тотального тела-ума или кентавра. Первостепенным в этом отношении стало понятие «самоактуализация», введенное Голдштейном и Карен Хорни и популяризованное Маслоу, Род­жерсом, Перлзом и «Движением за реализацию человеческих воз­можностей».27 Вся теория Роджерса, например, «сосредоточивает обновленное внимание на важности актуализации полного потен­циала каждого индивида и на значении таких понятий, как пережи­вание, организменное оценивание и организменное ощущение, имеющие в данной теории решающую значимость для осуществле­ния этого уникального потенциала (курсив мой — К. У.)» [187]. Смысл в том, что полный потенциал человека берет начало в том, что Роджерс называет «тотальным непрекращающимся психофи­зиологическим потоком» или «тотальным организменным пережи­ванием», а не из какого-либо одного аспекта или фрагмента этого

Движение за реализацию человеческих возможностей (Human Potential Movement) -— общественное и духовное движение в Америке в конце 60-х — в 70-х голах, связанное с именами основных классиков гуманистической и трансперсональной психологии и такими центрами, как, например, Эсален-ский институт. В 80-х годах на смену этому движению пришло более разно­плановое и эклектичное «Движение Нового Века» — New Age Movement. — Прим. ред.


Хентаврические области


83


потока — «эго»., тела, Супер-«эго», концепции себя и так далее. В наших же терминах самоактуализация тесно связана с кентаври-ческим уровнем, и к ней нет прямого доступа с уровней «эго» или Маски.

Ролло Мэй, например, утверждает, что «ни «эго», ни тело, ни бессознательное не могут быть «автономными», а могут существо­вать только как части целостности. И именно в этой целостности [кентавре] должны иметь свое основание воля и свобода» [266]. Видимо, действительная автономия (и самоактуализация) должны быть (и по определению только и могут быть) результатом созна­тельного возникновения этой целостности — своего рода сдвига тождественности с любого из фрагментов («эго», маски, тела) на их первичную и более высокую интеграцию. В соответствии с общим направлением экзистенциального мышления, когда человек чувст­вует или воспринимает собственную самость как первичное то­тальное бытие, он принимает — может принимать ■— ответствен­ность за все свое бытие-в-мире. Он способен, по выражению Сар­тра, выбирать самого себя. У такого высокоразвитого экзистенци­ального кентавра не бывает нерасположенности к настоящему, у него нет никаких спрятанных сторон самости, уворачивающихся от этого существования. Такой индивид может начинать двигаться к целому, сам будучи целым, и это как раз то, что Лесли Фарбер на­звал «спонтанной волей» [118].



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.