Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТАБЛИЦА 3 11 страница





Внедренное бессознательное

Теперь мы подходим к тому аспекту бессознательного, кото­рый больше всего озадачивал Фрейда, но тем не менее стал одним из его величайших открытий. Фрейд отказался от модели созна­ния-бессознательного ради модели «эго»-Ид, ибо «мы признаем, что Бессознательное не совпадает с вытесненным; по-прежнему верно, что все вытесненное есть Бессознательное, но не все, что является Бессознательным, вытеснено». Помимо архаического бес­сознательного, являющегося таковым, но не вытесненным, Фрейд обнаружил, что «и в самом «эго» много бессознательного» [139]. В то же время, именно в «эго» он поместил начало вытеснения: «Можно сказать, что сопротивление пациента возникает из его «эго»...» [139].

Дело в том, что вытеснение берет начало в какой-то части «эго»; один из его аспектов вытесняет Тень-Ид. Но затем Фрейд обнаружил, что именно эта его часть сама является бессознатель­ной, но не вытесняется. Он просто к двум прибавил два и получил, что не вытесненная часть «эго» есть вытесняющая. Он назвал ее «Супер-"эго">>: она бессознательна, не вытеснена, но вытесняет сама. «Можно сказать, что вытеснение входит в обязанности Су­перного», а осуществляется либо самим Супер-«эго», либо по­слушным его приказаниям «эго», причем части обоих, самого «эго» и Супер-"эго", остаются бессознательными» [142]. Но не вытес­ненными.

Прежде чем мы попробуем разобраться в этой не вытесненной, но вытесняющей структуре, я должен кратко восстановить в памя­ти мою общую теорию вытеснения, основанную на работах Пиа-же [297], Фрейда [120], Салливэна [359], Юнга [214] и Леви-


142


Глава 11


жер [243]. По существу, мы имеем следующее: процесс трансля­ции по своей природе тяготеет к экранированию всех актов воспри­ятия и переживаний, которые не отвечают базисным ограничи­вающим принципам самой трансляции. Это нормально и необхо­димо и это образует основу «необходимых и нормальных механиз­мов защиты» — препятствуя подавлению или перегрузке системы самости ее окружением, внутренним или внешним. Это нормальное «невнимание», и оно — вопреки изобилию теорий, утверждающих, что «фильтрование» искажает реальность — абсолютно необходи­мо для нормального уравновешивания.

Если же процесс трансляции на любом уровне наталкивается на какие-либо задержки, то индивид транслирует свою самость и мир неправильно (искажает или уничтожает, замещает или сжи­мает аспекты глубинной структуры, которая с тем же успехом могла бы правильно существовать в качестве поверхностных структур). Это происходит различными способами и по множест­ву причин и выражается в «энергетических порогах» или «ин­формационных искажениях». Существенно то, что индивид те­перь избирательно невнимателен или принудительно сдержан в своем осознании. Он уже не просто транслирует свою самость и мир (через посредство «нормальной невнимательности»), а «ре­дактирует» любые угрожающие аспекты своих самости и мира (посредством избирательного невнимания). Результатом такой неправильной трансляции будут одновременно симптом и символ, а задачей терапевта (как мы уже видели) можно считать помощь индивиду в пере-трансляции («интерпретации») его символиче­ских симптомов в их исходную форму путем предложения ему «значений» для символов-симптомов («Ваше чувство тревоги — это в действительности чувство замаскированной ярости»). Вытесне­ние — это просто форма неправильной трансляции, но такой, кото­рая является не просто ошибкой, а намеренным (даже если и бес­сознательным) редактированием, динамическим вытеснением со своими законными интересами. Человек не просто забывает, он не хочет помнить.

На каждом уровне развития самоощущение отождествляется со вновь возникшими структурами данного уровня. Когда из пле­ромы возникает тело, самость отождествляется с ним; затем — с появившимся вербальным умом и так далее. Далее, по самой при­роде исключительного самоотождествления никто не отдает и не


Типы бессознательного


143


может отдавать в нем себе отчета без разрушения этого отождеств­ления. Другими словами, любое исключительное отождествление бессознательно — но определению и фактически. В тот момент, когда ребенок понимает, что он имеет тело, он перестает быть од­ним только телом: он осознает его, трансцендирует его и смотрит на него при помощи своего ума, а потому больше уже не может быть только телом. Также и в тот момент, когда взрослый понима­ет, что у него есть ум, он перестает быть только умом и начинает воспринимать его с точки зрения тех тонких сфер, которые нахо­дятся за пределами ума. До этого самость была более или менее исключительно отождествлена с данными структурами и потому не могла отдавать себе в этом отчет; она не могла видеть эти структу­ры потому, что сама была ими.

Иными словами, на каждом уровне развития невозможно пол­ностью видеть видящего. Никакая наблюдающая структура не мо­жет наблюдать себя наблюдающей. Структуры данного уровня ис­пользуются, как инструменты восприятия и трансляции мира — но нельзя воспринять и транслировать сами такие структуры, во вся­ком случае, полностью. Это может произойти только с более высо­кого уровня. Суть в том, что каждый процесс трансляции видит, но сам невидим; транслирует, но сам не транслируется; и он способен вытеснять, но сам не вытесняется.

Фрейдовское Супер-«эго» вместе с защитными механизмами и структурой характера являются теми аспектами уровня «эго», с которыми самость бессознательно отождествляется, причем на­столько глубоко, что они не могут объективно восприниматься, как все остальное в «эго». Они транслируют, но сами не поддаются трансляции, вытесняют, но остаются не вытесненными. Это очень хорошо согласуется с соображениями Фрейда по поводу Супер-«эго», ибо сам он представлял, что: 1) Супер-«эго» создается иден­тификацией («идентификации замещают объекты-предпочтения») и 2) одна из целей терапии состоит в том, чтобы сделать Супер-«эго» сознательным, увидеть его как объект, и тем самым прекра­тить его использование в качестве чего-то, через что видишь и (не­правильно) транслируешь мир [46]. Это просто отдельный момент в общем процессе эволюции, который мы описывали ранее, когда после отождествления со вновь возникшей структурой — что явля­ется необходимым и желательным — индивид затем освобождается от этой структуры, разотождествляясь с ней, чтобы позже интегри-


144


Глава 11


ровать ее в единство более высокого порядка. Я должен вскользь упомянуть, что, согласно Фрейду, Супер-«эго» часто бывает суро­вым и «мазохистским» из-за загрязнения архаическим бессозна­тельным [141].

Как бы то ни было, Супер-«эго» — это просто один из приме­ров того, что мы называем внедренным бессознательным: из-за его внедренности в качестве самости, последняя не в состоянии видеть его целиком или четко. Оно бессознательно, но не вытеснено; оно является тем аспектом фонового бессознательного, который, одна­жды возникнув, возникает как система самости и потому остается бессознательным, обладая властью отправлять другие элементы в вытесненное бессознательное. И опять-таки, оно не вытеснено, но вытесняет само. Это может происходить на любом уровне созна­ния, хотя, естественно, специфические детали значительно разнят­ся, ибо инструментами сопротивления становятся структуры дан­ного уровня, а каждый уровень несет в себе совершенно особенные структуры (например, когда телесное «эго» было внедренным бес­сознательным, оно использовало в качестве форм неправильной трансляции не вытеснение, а интроекцию и проекцию, являющиеся частью первичного процесса, господствующего в тифонических-телесных областях) [325]. Впрочем, наиболее насильственные, па­тологические и характерные формы процесс, в целом, принимает на «эго»-ментальном уровне и в низших тонких областях. Уровням ниже этих не достает силы поддерживать жестокое вытеснение (архаическое Ид изначально не вытеснено и не вытесняет), а более высокие становятся настолько трансцендентными и интегрирован­ными, что вытеснение, как мы обычно его представляем, угасает. Высшие области имеют свои собственные формы сопротивления, но это предмет отдельного изучения.

Всплывающее бессознательное 45

Давайте теперь рассмотрим кого-нибудь, кто проделал эволю­ционные шаги от плеромы до телесной самости и далее до «эго»-ума. В фоновом бессознательном еше остаются глубинные струк­туры тонких и причинных сфер. Они еще не поднялись в сознание и, как правило, не могут возникнуть в нем, пока не появились бо-

3 Автор использует термин «emergent», который можно перевести и как «всплывающее», и как «возникающее». Учитывая сказанное в примечании 44


Типы бессознательного


145


лее низкие структуры. Поскольку высшие структуры заключают в себе низшие, они должны развертываться последними. В любом случае смешно было бы говорить о реализации трансперсонально­го, прежде чем сформировалось персональное. Трансперсональные (тонкие и причинные) области еще не вытеснены, не экранированы от осознания, не отфильтрованы, — у них пока не было возможно­сти возникнуть, всплыть в сознании. Мы же не говорим о двухлет­нем ребенке, что он сознательно сопротивляется изучению геомет­рии, — его ум пока не развился и не развернулся до той степени, которая позволила бы ему начать занятия математикой. И как нель­зя обвинить ребенка в вытеснении математики, мы не обвиняем его и в вытеснении трансперсонального.

В любой точке цикла развития эти еще не возникшие из фоно­вого бессознательного глубинные структуры называются всплы­вающими. Для индивида на уровне «эго» или кентавра низшая и высшая тонкая, а также низшая и высшая причинная структуры будут всплывающим бессознательным. Они бессознательны, но не вытеснены (в этой жизни; я снова исключаю инволюционную и пренатальную психологию, о которой говорится в последней гла­ве данной книги).

Отметьте, что тонкое/причинное всплывающее бессознатель­ное разделяет некоторые характеристики архаического бессозна­тельного, а именно: и то, и другое никогда (или еще) не было соз­нательным в этой жизни индивида и потому не вытеснялось, а на­ходится в бессознательном с самого начала. Разница между ними (помимо того, что одно низко и примитивно, а другое высоко и трансцендентно) заключается в том, что архаическое бессознатель-

о фоновом бессознательном, термин «всплывающее бессознательное» ка­жется нам более подходящим, если его трактовать в смысле гештальт-теории, то есть, как некую новую фигуру, всплывающую из фона при более внимательном рассмотрении. Здесь мы имеем явную параллель с понятием кибернетики о том, что белый шум (фон) потенциально содержит в себе всю возможную информацию — возникая, она просто «всплывает» из фона. Эту интересную параллель подметил Ст. Лем в своей книге «Сумма технологии». — Прим. ред.

Прснатальныи — относящийся к жизни до рождения, в частности, к внутриутробному развитию. Автор использует этот термин в более широком смысле, связывая его с состоянием души между последовательными воплоще­ниями, как они понимаются в традиции индуизма и в «Тибетской книге мерт­вых». —■ Прим. ред.


146


Глава 11


ное — это прошлое человечества, а всплывающее — его будущее. Однако бессознательное-будущее детерминировано только в отно­шении глубинных структур; поверхностные же еще не зафиксиро­ваны. Бессознательное-прошлое, с другой стороны, содержит не только глубинные, но и поверхностные структуры (такие, как Тень), поскольку и те, и другие уже возникли и были определены осознанием.

Теперь предположим, что развитие не останавливается на эгоическо-кентаврической сфере, — а исторически именно здесь происходит остановка, — и что тонкая сфера сама собой начнет возникать из фонового бессознательного. В действительности нет возможности указать точные сроки для этих высших сфер и стадий, ибо коллективное человечество эволюционировало лишь до стадии «эго», так что пока существует определенность только в отноше­нии возникновения уровней, ведущих к этой стадии. Вообще гово­ря, тонкая область может начинать появляться когда заканчивает­ся отрочество, но вряд ли раньше. По всевозможным причинам ее возникновение будет сопровождаться сопротивлением и даже, в некотором смысле, вытеснением. Ведь у «эго» достаточно сил для вытеснения не только низших, но и высших сфер, — оно способно отгораживаться от сверхсознания так же прочно, как и от подсоз­нания.

Ту часть фонового бессознательного, возникновение которой вызывает сопротивление или вытеснение, мы называем всплываю­щим-вытесненным бессознательным. Это та часть фонового бес­сознательного, которая —- за исключением возможной остановки в развитии, — остается бессознательной, миновав точку, где могла бы стать сознательной. Поэтому мы вправе искать причины такого невозникновения, и мы находим из в целом наборе настоящих за­щит против трансценденции. Среди них рационализация («Транс-ценденция невозможна или патологична»), изоляция или избегание отношений («Моему сознанию надлежит оставаться в границах кожи»), ужас перед смертью («Я боюсь умереть для моего «эго», что же тогда от меня останется?»), десакрализация (термин Маслоу для обозначения отказа видеть в чем бы то ни было трансцендент­ные ценности), подмена (интуитивно постигаемая высшая структу­ра подменяется низшей с претензией на то, что низшая и есть выс­шая), сведение (к формам низшего знания или опыта). Какие-то из них или все сразу просто становятся частью процессов трансляции


Типы бессознательного


147


«эго», так что оно спокойно продолжает транслировать, тогда как на самом деле уже должна начинаться трансформация.

Поскольку психоанализ и ортодоксальная психология никогда по-настоящему не понимали природу всплывающего бессознатель­ного в его высших формах, то каждый раз, когда в осознании начи­нает всплывать тонкая или причинная область, — как пиковое пе­реживание, или как тонкий свет и блаженство, — они спешат объ­яснить это прорывом какого-либо архаического материала или давно вытесненных импульсов. Не зная ничего о всплывающем бессознательном, они пытаются анализировать происходящее в терминах погруженного бессознательного. Они полагают, напри­мер, что тонкая область — это не возникающая более высокая структура, а де-дифференцирующаяся низшая; не вневременность, опускающаяся вниз, а до-временность, возвращающаяся вверх. И поэтому они прослеживают самадхи вспять, до инфантильного единства с питающей грудью, сводят надличностное единство к доличностному слиянию в плероме, низводят Бога до соска, захва­ченного зубами младенца, и поздравляют друг друга с разъяснени­ем Тайны. Все эта затея начинает уже разваливаться под собствен­ной тяжестью, ибо слишком смехотворно то обилие вещей, которое психоанализ вынужден приписывать первым четырем месяцам жизни младенца, чтобы объяснять все, что возникает впоследствии

Как бы то ни было, теперь, с пониманием этих шести типов бессознательного (фоновое, архаическое, погруженное, внедрен­ное, всплывающее и всплывающее-вытесненное), а также процесса трансляции/трансформации и стадий развития, представленных в первой части книги, мы можем обратиться к краткому рассмотре­нию медитации по отношении к бессознательному.



МЕДИТАЦИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ


Большая часть работ о медитации и бессознательном страдает

недостатком интереса к факторам развития и эволюции. Их авторы склонны допускать, что бессознательное — это только погружен­ное бессознательное (подсознательное, которое отфильтровано, экранировано, вытеснено или автоматизировано) и поэтому рас­сматривают медитацию как способ обратить вспять скверное со­стояние дел, созданное в этой жизни: они видят в ней способ про­хода в бессознательное. Медитацию изображают как метод снятия вытеснения, остановки фильтрования, деавтоматизации автоматизи­рованного или расфокусировки сфокусированного. На мой взгляд, эти вопросы являются, хотя и значимыми, но вторичными аспекта­ми всех видов медитации.

Медитация — это, скорее, непрерывный инструментальный путь трансценденции. А поскольку, как мы видели, трансценден-ция выступает синонимом развития, отсюда следует, что медита­ция есть непрерывное развитие или внутренний рост. Она, прежде всего, представляет собой не способ обратить вспять порядок ве­щей, а способ продолжать и развить их. Это естественное и упо­рядоченное развертывание последовательных более высоких единств, пока не остается одно только высшее Единство, пока все потенциальное не станет актуальным, а все фоновое бессозна­тельное не развернется, как Сознание. Это именно то, что следует делать индивиду на нынешней стадии человеческой эволюции, для того чтобы развиваться за пределы этой стадии и продвигать­ся к тому единственному Богу, который есть цель всякого тво­рения.


Медитация и бессознательное


149


Медитация, следовательно, происходит так же, как и все дру­гие акты роста/возникновения: одна трансляция постепенно схо­дит на нет, утрачивая исключительную власть над сознанием, и происходит трансформация в трансляцию более высокого порядка (вспоминается глубинная структура более высокого порядка, ко­торая затем ложится в основу и создает новые поверхностные структуры). Происходят дифференциация, разотождествление, трансценденция и интеграция. Медитация — это эволюция, это трансформация ■— в действительности, в ней нет ничего особен­ного. Она выглядит весьма таинственной для «эго», потому что представляет собой развитие за его пределы. Медитация является для «эго» тем же, чем «эго» является для тифона: большим про­движением в развитии. Однако и здесь тот же самый процесс рос­та и возникновения проходит всю последовательность — путь, проделываемый нами от тифона до «эго», это тот же путь, которым мы следуем от «эго» до Бога. Мы растем, а вовсе не зарываемся обратно.

В большинстве работ о медитации трансперсональные облас­ти — тонкая и причинная — относятся к погруженному или вытес­ненному-погруженному бессознательному, и под медитацией под­разумевается снятие вытеснения. Я же полагаю, что трансперсо­нальные сферы на самом деле являются частью всплывающего бес­сознательного и медитация ускоряет это всплытие и появление в сознании.

Тем не менее, когда человек приступает к медитации, начи­нают происходить всевозможные вещи, часть из которых лишь случайно или отдалено связана с действительным процессом рос­та и трансценденции, что серьезно усложняет общую картину ме­дитации. Имея в виду эту проблему, я хотел бы обсудить сначала природу самого медитативного процесса, а затем его общий и полный курс.

Для начала отметим, что каждая трансформация в развитии обязательно требует отказа от имеющейся конкретной трансляции (или, скорее, от ее исключительности). Для среднего человека, уже эволюционировавшего от плеромы до тифона и до «эго», транс­формация в тонкую или причинную области требует постепенного свертывания эгоической трансляции и отказа от нее (но не разру­шения ее). Такие эгоические трансляции обычно составлены из вербальных мыслей и понятий (и эмоциональных реакций на


150


Глава 12


них) [378Jti Следовательно, медитация состоит в начале в способе прерывания концептуального транслирования, чтобы открыть путь трансформации тонкого уровня [59], [333], [345], [374].

По существу, это означает расстройство существующей трансляции и поощрение новой трансформации. Как я уже объяс­нял в книге «Никаких границ» [426], это расстройство/поощрение вызывается особыми условиями — моральными предписаниями, регулированием диеты, обетами и такими формами практики, как молитва, религиозное пение и медитация.

-Ядром этих особых условий является деятельность, вопло­щающая в себе любую из главных характеристик желанной высшей области сознания. То есть, индивидуума учат, как ему начать транслировать свою реальность в соответствии с одной из главных характеристик той сферы, которой он стремится достичь. Поэтому он использует символы, а не знаки, и тем самым открывается на­встречу трансформации, вместо простой трансляции. Возьмем, например, идам (или иштадева): человеку показывают символ бо-жества-идама, который, именно потому, что он — символ, не соот­ветствует ничему в наличной реальности индивида. Человек встраивает или транслирует его в свое сознание до такой степени, что тонкий идам на самом деле всплывает из фонового бессозна­тельного и входит в сферу полного осознания. Индивид отожде­ствляется (как мы объясняли в отношении всего развития) с этой более высокой структурой, что прерывает его низшую трансляцию в качестве «эго» и поднимает его к высшей структуре. Тогда он видит (транслирует) реальность с более высокой точки зрения Бо­жества: в этом случае возникла высшая тонкая область, потому что он вызвал ее в качестве процесса роста и трансценденции из своего собственного фонового бессознательного.

Учитель (гуру, роши и т. п.) просто продолжает расстраивать старые трансляции, подрывать старые защиты и поощрять новую трансформацию, требуя соблюдения особых условий. Это спра­ведливо для всех форм медитации — основывающихся на сосре­доточении или на восприимчивости, сопровождающихся повто­рением мантры или безмолвных. В медитации сосредоточения особое условие имеет определенную форму; в медитации воспри­имчивости оно «бесформенно» — однако оба они представляют собой предписываемые обязательные особые условия, и ученика, прекращающего практиковать бесформенное или расфокусиро-


Медитация и бессознательное


151


ванное осознание, наказывают так же сурово, как и оставившего свой коан.

В принципе, это то же самое, что попросить ребенка облечь в слова что-нибудь такое, что бы он предпочел отреагировать ти-фонически. Мы просим «эго» сделать шаг вперед и облечь в тон­кие формы то, о чем оно предпочитает думать концептуально. Внутренний рост происходит путем принятия более высоких трансляций, пока индивидуум не сможет действительно транс­формироваться в саму эту высшую область. Поскольку в число главных характеристик таких сфер входят трансвременная без­временность [111], любовь [215], отсутствие избеганий и привя­занностей [59], полное приятие всего [71] и субъект-объектное единство [365], то именно они чаще всего выступают особыми ус­ловиями медитации. («Всегда оставайся в Сейчас [345]; распозна­вай свои избегания [60]; будь только любовью во всех обстоятель­ствах [268]; стань одним целым со своей медитацией и своим ми­ром [220]; принимай все, ибо все есть Будда [43]» и так далее.) Ро­дители помогли нам пройти от первого этажа до пятого, задавая особые условия языка и эгоического самоконтроля. А Учитель по­могает нам в движении от пятого этажа до десятого, налагая на нас в качестве практики особые условия десятого этажа.

И неважно, применяется ли в особых условиях медитация со­средоточения-поглощения или восприимчивости-рассредоточения. Первая прерывает низшую «эгоическую трансляцию путем ее ос­тановки, а вторая — путем наблюдения за ней. Общим для них обоих является то, что в них самое существенное и эффективное: создавать помехи для трансляции путем сосредоточения и наблю­дать трансляцию путем рассредоточения можно только со следую­щего, более высокого уровня. Цель одна и та же — прерывание трансляции низшего порядка. К тому же и то, и другое — в высшей степени активные процессы. Даже «пассивная восприимчивость» является, по выражению Бенуа, активностью на высшем плане [27]. (Однако это вовсе не означает, что медитативные стили восприим-чивости-расссредоточения и сосредоточения-поглощения идентич­ны или приводят к одним и тем же вторичным результатам, что станет очевидным, когда мы обрисуем ход типичной медитации.)

Однако, прежде чем перейти к обсуждению того, что же обна­руживается в медитации, важно понять, что не все медитативные школы нацелены на одну и ту же общую область сознания. Как мы


152


Глава 12


уже предполагали в предыдущих главах, трансперсональные и сверхсознательные сферы в действительности распадаются на не­сколько различных уровней (низкий и высокий тонкий, низкий и высокий причинный и так далее). Очень немногие из религий осве­домлены обо всех таких различиях, потому многие из них более или менее «специализированы» на том или ином уровне. Отсюда и сама медитативная практика обычно подразделяется на три основ­ных класса (см. у Бабы Фри Джона) [59].

Первый из них — класс Нирманакайи, который имеет дело с телесными или тифоническими энергиями и с их трансмутацией в энергии низшей тонкой области с кульминацией в сахасраре. Сюда относятся хатха-йога, кундалини-йога, крийя-йога, пранаяма и осо­бенно все формы тантрической йоги. Целью медитации этого клас­са, как я сказал, является сахасрара, высшая чакра, а примеры та­кой медитации приведены у Патанджали [270], [329], [370].

Второй класс ■— это класс СамбхогакаЙи, работающий с выс­шими тонкими областями и нацеленный на семь (или десять) внут­ренних сфер блаженства и слышимой реализации в сахасраре и за ее пределами. Сюда входят нада-йога и шабда-йога [подробнее см. Кирпал Сингх [348], [349], [350]].

Третий — класс Дхармакайи, имеющий дело с причинными областями. Данная практика работает не за счет манипуляции тан­трическими энергиями или поглощения тонкого света и звука, но скорее путем исследования самого причинного поля сознания. Это познающее проникновение в Я-состояние или ощущение отдельной самости, и даже в Трансцендентное Свидетельствование причин­ной области и дальше через нее, пока не будут вырваны с корнем все формы субъект-объектного дуализма. Примеры такой практики даны у Шри Рамана Махарши [308], Бабы Фри Джона [60], в дзен-буддизме [364] и в индуизме веданты [94]. В конечной точке лю­бого пути молено достичь первичной Таковости всех областей, Свабхавика-кайя, хотя это тем легче и вероятнее, чем выше перво­начально избранный путь.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.