Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТАБЛИЦА 3 3 страница




СаМостьчленства_


49


ть языка и других символов. Однако никакого четкого раз­ня между символом и обозначаемой вещью пока не делает-Следовательно, в каком-то смысле символ (то есть имя или кой-то иной образ) является вещью, и манипуляция с симво-ческим образом такая, как произнесение имени вещи в со-тветспгвующей церемонии (изображающей зверей, на кото-пых предстоит охотиться, и тому подобное) дает власть над соответствующими объектами. У дикаря, младенца и рег­рессивного невротика существует масса ритуалов для осуще­ствления подобного магического контроля [34].

Многие исследователи используют термины «магический» и «мифический», как взаимозаменяемые, что вполне приемлемо. Тем не менее я резервирую понятие «магический» для предыдущей ста­дии «магических образов» и чистого первичного процесса. С дру­гой стороны, «мифическое», как мне кажется, лучше всего подхо­дит для описания как раз этой стадии палеологики — более рафи­нированной, чем магия, но еще не вполне способной к логической ясности: мы будем называть это мифически-членской стадией. Хо­телось бы, впрочем, добавить, что мифологическое мышление в его зрелых формах вовсе не является патологическим или искажающим действительность, а, скорее, соединяет с высшей фантазией (ви­зионерский образ), раскрывая тем самым глубины реальности и высокие формы архетипического бытия, лежащего далеко за пре­делами обыденной логики. Тем не менее незрелая палеологика яв­ляется бесконечным источником неразберихи в психике ребенка и ведет к множеству бед, многие из которых носят патологический характер.

Нельзя не сказать, что допричинное мышление является бо­лее или менее абстрактным, хотя оно складывается из рудимен-рных абстракций, прорывающихся сквозь мифические элемен­та палеологическом уровне, в противоположность фантаз-ческому уровню [предыдущей стадии развития, для которой терны только чистые образы], у человека появляется спо-сть к абстрагированию. Он умеет выделять схожие данные У нообразия объектов и может строить категории или классы ЛиГ| В' М Не Менее процесс абстракции далек от совершенства. Цел СтРагированная часть смешивается с целым, либо разные

цп„ ' КОторым принадлежат схожие части, ошибочно отождест-«шяются» /7/.


50


Глава


Таким образом, рудиментарная языковая формация и допри чинной мышление пропитывают все сознание этого раннего член­ского уровня. Но чем больше эволюционирует сам язык, тем ско­рее палеологика уходит на задний план, ибо «развитие речи по­степенно трансформирует до-логическое мышление в логическое организованное и отрегулированное, и это решительный шаг в сторону принципа реальности» [46]. Паратаксис уступает место синтаксису.

На этой стадии очень важно, что по мере развития ребенком синтаксиса — этот процесс начинается именно здесь, — он при­ступает к реконструкции воспринимаемого мира окружающих его других людей. При помощи языка, грамматики и синтаксиса он узнает специфическое описание мира, которое его потом научат называть реальностью. К этому относятся проницательные слова дона Хуана:

«Для мага реальность, или мир, который мы все знаем, это всего лишь описание этого мира».

Ради подтверждения этой предпосылки дон Хуан сосредото­чил все свои усилия на приведении меня к подлинной убежденно­сти, что то, что я воспринимал как окружающий меня мир, было просто его описанием, которое вдалбливали в меня с са­мого рождения.

Он указал, что всякий, кто входит в контакт с ребенком, яв­ляется учителем, беспрерывно описывающим ему мир, вплоть до того момента, когда ребенок становится способным вос­принимать мир так, как его описывают. Согласно дону Хуану, у нас не остается никаких воспоминаний об этом знаменатель­ном моменте просто потому, что ни у кого из нас не могло быть никакой точки отсчета для сравнения его с чем-либо иным...

Для дона Хуана реальность нашей повседневной жизни состо­ит из бесконечного потока интерпретаций восприятия, кото­рые мы, индивидуумы, разделяющие некое специфическое член­ство, научились делать одинаковым образом [70].

Итак, ребенок учится трансформировать и тем самым вать собственный поток восприятия в соответствии с принятьШ его культуре описанием [403]. Сначала он может только распознй вать свою новую культурно-согласованную реальность, но, в ко#


 


 fwneT способен вспоминать ее от момента к моменту, чего мир-как-описание станет его высшей реальностью, и он,

 r^rrRv вступит в лингвистическую область бытия. Это ре-по суЩсо ■'' J

лее для роста переживание имеет, однако, естественную тен­ию делать предшествующие стадии более или менее недос-ными. Главнейшая причина забвения большинства детских пе-живаний заключается не столько в их насильственном подавле-(с некоторыми из них это действительно происходит), сколько том что они не соответствуют структуре культурно-согласо­ванного описания, и потому у человека нет терминов, с помощью которых он мог бы их вспоминать.

Мы, разумеется, не собираемся осуждать язык, а лишь указы­ваем на то, что ускоренный рост и эволюция сознания несут с со­бой много сложностей и потенциальных конфликтов. Ведь эволю-ция — как по внешней дуге, так и по внутренней дуге — сопрово­ждается иерархической серией спонтанно возникающих новых структур, в общем случае следующих упорядоченно, от низших к высшим, и каждая вновь возникающая структура должна быть ин­тегрирована и консолидирована с предшествовавшими структура­ми, а это задача не из легких. Ибо не только высшие структуры мо­гут тяготеть к подавлению низших, но и низшие порой способны бунтарски подрывать и сокрушать высшие. Возникновение вер­бального ума — это просто классический пример более высокой структуры, обладающей потенциалом подавления всех низших, что может вести к самым плачевным последствиям.

Но, как мы уже говорили, возникновение самого языка — низшего или вербального ума — знаменует собой решительный рост в сознании, особенно по сравнению с предшествующей телес-и самостью простых физиологических состояний, восприятий и - оции. В частности, отметим, что благодаря употреблению языка К енок впервые может выстроить представление серии или после-телъности событий, и таким образом начинает конструиро-ир огромной временной протяженности. Он строит прочное е времени —- не просто длящееся настоящее воображаемых ны °В На пРеДЬ1ДУЩеЙ стадии), но линейную цепь абстракт-ско Редставлений, следующих от прошлого к будущему. «По­те   Теперь возможно вербальное представление последова-o5De   событий, добавляется временное измерение: человек свое первое понимание прошлого и будущего. Хотя нель-


 


52


Главе


зя еще точно измерить длинные периоды времени, прошлое и отно. сительно отдаленное будущее появляются как полноправные вре_ менные измерения» [7]. Или, как пишет Блюм с психоаналитиче­ской точки зрения, «речь вводит расширенную функцию ожидания поскольку события могут планироваться в мире слов» [46], так что согласно Феникелу, «благодаря развитию слов, время и ожидание становятся несравнимо более адекватными. Способность к речи превращает... предмышление в логическое, организованное и более отрегулированное мышление» [120].

Все сказанное выше можно кратко суммировать таким обра­зом: возникновение вербального ума отмечает значимую транс-ценденцию тифонического тела ■— ограниченного настоящим тела простых, появляющихся от момента к моменту, чувств и впечат­лений. Ум фактически начинает (но только начинает) выкристал­лизовываться и дифференцироваться из тела, так же как на пре­дыдущей стадии тело выделилось из материального окружения. С вербальным или низшим умом самость больше не ограничена и не скована настоящим, близоруким и косным. Сознание расшири­лось за счет символического языка, создающего образное про­странство для ума, значительно превосходящее простой сенсорный охват.

Это, конечно, монументальное продвижение по кривой эво­люции сознания, и шаг, до сих пор удавшийся только человече­скому роду. Однако, как я попытался доказать в книге «Вверх от рая» [437], за каждое приобретение в сознании нужно платить оп­ределенную цену, и ребенок вскоре это обнаруживает. Ибо сразу же отметим, что сам язык несет в своих глаголах какую-то времен­ную заданность, и потому неудивительно, что когда ребенок смот­рит на мир глазами языка, он видит временной мир — и значит мир напряжения,11 где время и тревога являются синонимами (об этом знал Кьеркегор). Более того, он учится конструировать временное самоощущение и отождествляться с ним, обретает прошлое и смот­рит в будущее. Цена за такой рост в сознании — признание соост-веиной отдельности, а значит, и уязвимости. Ребенок начинает во все большей степени пробуждаться из дремоты в подсознании, -"

" Игра слов. Англ. «tense» переводится как «грамматическое время» как «напряжение». Здесь подразумевается некая символическая сопряя>'е ность этих двух значений слова «tense». —Прим. перев.


- сказать, выброшен из райского состояния неведения и дове-°Н' мир разделенности, изоляции и смертности. Ри т м образом, вскоре после обретения языка, и в редких слу-аньше, каждый ребенок проходит через продолжительный кошмаров, — пробуждаемый от сна видениями кровавого Л а Живо переживающий неискоренимый ужас собственного , ельного сушествования, потрясенный первобытным насилием, всегда таящимся под поверхностью отдельной самости.

С позитивной же стороны,, наряду с тем, что вербальная после­довательность позволяет ребенку связывать время и конструиро­вать временной мир, членом которого он становится, она способст­вует повышению его способности задерживать, контролировать, направлять и откладывать ранее импульсивные и неконтролируе­мые действия. Согласно Ференчи, «речь... ускоряет сознательное мышление и вытекающую из него способность к задерживанию моторной разрядки» [46]. Ребенок должен постичь и вспомнить мир времени, понять прошлое и будущее в абстрактных терминах, чтобы быть способным активно управлять своими реакциями на этот мир. То есть «активное владение собой» и «самоконтроль» тесно зависят от времени и временной определенности, равно как и от роста мастерства в овладении телесной мускулатурой [108], [243]. Развитие активного владения собой есть «постепенное за­мещение простых реакций разрядки действиями. Это достигается за счет введения какого-то периода времени между стимулом и ре­акцией» [130].

Согласно юнгианской точке зрения, это «задерживание реак­ции и устранение эмоционального компонента происходит парал­лельно с расщеплением архетипа на группы символов» [194], ]■ Таким образом самость на этой стадии учится «дробить ши-ое содержание на частные аспекты и переживать их постепенно, за другим», иначе говоря, в линейной последовательности во Ка fHH' Однако, утверждает Нейман, эта дифференциация «ни в ^ мере не является негативным процессом», потому что только омощью можно заместить неконтролируемую эмоциональ-Жае КТИвность ростом сознания. «По этой причине, — продол­жу  ' есть глубокий смысл в тенденции отделять [немедлен­но р, НСТИнктивнУю] реакцию от вызывающего ее перцептуаль- а ССТЬ вводить временной интервал между инстинк-ткликом и образным стимулом]. Если возникновение ар-


54

хетипа не сопровождается немедленным инстинктивным, т4дрным действием, то тем лучше для сознательного развития, ибг результатом вмешательства эмоционально-динамических компо­нентов является нарушение или даже предотвращение... созна-пня» [279].

Язык не только помогает устанавливать реальность своего членства в мире и самость более высокого порядка, он также слу­жит главным передаточным средством, через которое поступает обычно от родителей, информация о действиях, приемлемых в ми­ре. При помощи слова-и-мысли ребенок интернализует, переносит внутрь себя ранние родительские запреты и требования, тем самым создавая то, что по разному называли «предсовестью» (Феникел), «сфинктерной моралью» (Ференчи), «ранним моральным Супер-» "эго"» (Ранк), «пред-Супер-«эго», «предвестниками Супер-«эго»,| «висцеральной этикой» или «внутренней матерью». Отметим,^ впрочем, что на данной стадии «внутренняя мать» является уже не( просто сплетением образов, как Великая Мать на стадии образа-тела, но также и комплексом вербальных представлений. Это уже не просто неявное образование, оно содержит в себе определенную , информацию в явной форме. Однако, поскольку ему недостает вы­сокой организации и прочной связности, оно будет вырождаться, если в реальной действительности не присутствует соответствую­щая авторитетная фигура [120], [243], [343].

Язык и возникающая функция абстрактного мышления в ог­ромной степени расширяют эмоциональный и волевой мир ребен­ка, ибо эмоции теперь могут свободно развертываться в мире вре­мени и возбуждаться временем — впервые становится возможным испытывать и смутно артикулировать специфические временные желания и конкретные временные проявления неприязни. Возмож­ности выбора также предоставлены осознанию ребенка, ибо в мире времени вещи уже не «просто случаются» (как в тифонических об­ластях), а предлагают множество вариантов, которые можно при­влекать выборочно. Только в пространстве языка вы можете пр0' изнести слово «или...». «Должен ли я сделать это ИЛИ я должен сделать то?» Таким образом, здесь мы обнаруживаем корни прот°' воли и волеизъявления, трансформировавшиеся из более расплЫВ-чатого и глобального хотения предыдущего уровня.

По нескольким признакам эта стадия соответствует анальн садистическому периоду, описанному в психоанализе. (Строго г


япьная стадия сама по себе относится лишь к либидозному,  анальи

 или эмоционально-сексуальному развитию, а его

п пан

^павнивать ни с развитием «эго», ни с познавательным раз-

Тем не менее, поскольку в данной книге я не дифференци-

ВИТИбМ.

ячличные линии развития, анальная стадия включена в опи-

е этого этапа, потому что именно здесь она чаще всего разви-

Точно так же я включу фаллическую стадию в обсуждение

ально-эгоического ур0ВНЯ в следующей главе.) Специфиче-

' кими для этого уровня страхами считаются страх лишиться тела

Гфекалии) и страх телесных увечий [120]. Мы подробно исследуем

последний, когда будем рассматривать динамику эволюции, так

как он играет крайне важную роль. И наконец, Эрик Эриксон,

представляя психоанализ, добавляет, что конфликты на данном

этапе касаются борьбы чувства автономии против чувств сомнения

и стыда, иными словами, как ребенок будет себя чувствовать в

этом новом мире членства и выбора [108].

В целом, самоощущение на рассматриваемом этапе остается в чем-то тифоническим, но уже в меньшей мере; самость приступа­ет, — пока лишь приступает, — к дифференциации от тела. Теку­чие образы «хорошего меня» и «плохого меня», характерные для предыдущего этапа, организуются в рудиментарное лингвистиче­ское самоощущение — в самость членства [в мире языка и культу­ры], самость временной определенности, самость слова-и-мысли.


 


 

 

САМОСТЬ ВЕРБАЛЬНОГО ЧЛЕНСТВА

познавательный стиль аутический язык; палеологическое и ми­фическое мышление, познание своего членства в мире
формы эмоциональ­ного проявления временные желания, расширенные и спе­цифические случаи приязни и неприязни

золевые или моти-^ОДтшы^факторы Формы времени

прото-воля, корни волеизъявления и ав­тономного выбора, принадлежность
сцепление времени, структурирование времени, прошлое и будущее
Разновидность самости вербальная, определенная во времени и культурно-согласованная самость

56


Глава 4


Вербальный Ум: резюме

Как мы увидели, на этом этапе из простого телесного «эго» начинают возникать и постепенно выделяться подлинные умст­венные или концептуальные функции. С развитием языка ребенок вводится в мир символов, идей и понятий, и таким образом посте­пенно поднимается над флуктуациями простого, инстинктивного, непосредственного и импульсивного телесного «эго». Помимо все­го остального, язык приносит с собой расширенную способность рисовать себе последовательности вещей и событий, которые непо­средственно не представлены телесным органам чувств. «Язык -— это средство иметь дело с не-явленым миром», — как сказал Ро­берт Холл, — и до некоторой степени с таким, который бесконечно превосходит мир простых образов [176].

Тогда, по тому же признаку, язык есть средство трансценден-ции наличного мира. (В более высоких областях сознания язык сам трансцендируется, но чтобы достичь трансвербальности, нужно идти от довербального к вербальному. Здесь мы говорим о транс-цендеиции довербального вербальным, которая, хотя и составляет лишь половину дела, все равно становится экстраординарным дос­тижением.) При помощи языка можно предвосхищать и планиро­вать будущее и вести свою деятельность в настоящем с расчетом на завтра, то есть можно задерживать или контролировать телес­ные желания и активность в настоящем. То есть, речь идет о «по­степенном замещении простых реакций разрядки действиями. Дос­тигается это за счет введения промежутка времени между стиму­лом и реакцией» [120]. Благодаря языку и его символическим вре­менным структурам, человек может отсрочить незамедлительную и импульсивную разрядку простых биологических побуждений. Он уже не полностью подвластен инстинктивным требованиям, а спо­собен до некоторой степени контролировать их. И это означает, что самость приступает к отделению от тела и возникает как менталь­ное или вербальное или синтаксическое бытие.

Отметим еще раз ту триаду, которую мы ввели в предыдущей главе: когда ментальная самость возникает и при помощи языка дифференцируется от тела, она трансцендирует последнее и по­тому может оперировать им, используя собственные менталь­ные структуры, как инструменты (она способна задерживать не­медленную телесную разрядку и отсрочивать удовлетворение ин-


Самость членства


57


стинктов, применяя вербальные вставки). Одновременно это по­зволяет начать сублимацию эмоционально-сексуальной телесной энергии в более тонкую, сложную и развернутую активность. Эта триада дифференциации, трансценденции и оперирования состав­ляет, как мы дальше увидим, единственную, самую фундаменталь­ную форму развития, повторяющуюся на всех стадиях роста и ве­дущую — насколько нам известно — прямо к самому Высшему и Предельному.



МЕНТАЛЬНО-ЭГОИЧЕСКИЕ ОБЛАСТИ


По целому ряду причин самоощущение ребенка сосредоточи­вается вокруг его синтаксической культурно-согласованной позна­вательной способности и тесно связанных с ней эмоциональных проявлений, мотиваций и фантазий. Ребенок переносит свою цен­тральную самотождественность с тифонических областей на вербальные и ментальные. Паратаксис умирает и начинает разви­ваться синтаксический, вторичный процесс, и линейное, концепту­альное, абстрактное, вербальное мышление решительно вмешива­ется в каждый элемент осознания. В итоге самость перестает быть лишь быстротечным аморфным образом или констелляцией обра­зов самого себя, простым словом или именем, а становится более высоко организованным единством слуховых, вербальных, диало­говых и синтаксических концепций себя, которое, будучи вначале зачаточным и расплывчатым, быстро консолидируется.

За исключением самых ранних фаз развития, когнитивное со­стояние индивида определяет большую часть изменений, проис­ходящих в его психодинамической жизни. Именно это состояние заново прорабатывает прошлый и настоящий опыт и в значитель­ной мере меняет его эмоциональные ассоциации. Среди мощных эмоциональных сил, которые мотивируют или будоражат людей, многие поддерживаются или даже порождаются сложными сим­волическими процессами. Индивидуальные чувства — понятия личной значимости, самотождественности, роли в жизни или са­моуважения не могли бы существовать без таких сложных позна­вательных конструкций... Понятия входят в образ самости и в


Менталъно-эгоические области


59


значительной мере создают его. Человек на [синтаксическом] концептуальном уровне развития видит себя самого уже не как физическую сущность или имя, а как вместилище понятий, отно­сящихся к его собственной личности... Думая, чувствуя и даже действуя, он теперь больше интересуется понятиями, а не веща­ми [7].

Феникел говорит об этом так: «Решающий шаг в направле­нии консолидации сознательной части «эго» происходит в тот момент, когда к более архаичным ориентациям добавляется слу­ховая концепция слов» [120]. Такая слуховая, концептуальная, синтаксическая самость представляет собой собственно эгоиче-ский уровень, содержащий в себе почти все аспекты самоощуще­ния, включая эмоциональные и волевые факторы, прочно встро­енные в культурно-согласованное мышление и концептуальное познание.

«Эго», в том смысле, в каком я использую этот термин, по не­скольким важным признакам отличается от прочих форм само­ощущения. Если уроборос был доличностной самостью, тифон — растительной, а членская [культурно-согласованная] самость — самостью имени-и-слова, то сердцевина «эго» — это мысленная самость, само-концепция. «Эго» является концепцией самого себя или совокупностью таких концепций вместе с образами, фантазия­ми, отождествлениями, воспоминаниями, субличностями, мотива­циями, идеями и информацией, относящейся к отдельной концеп­ции себя или связанной с ней. Следовательно, как утверждает пси­хоанализ, «здоровое «эго» — это более или менее «правильная концепция самого себя», то есть такая, в которой учтены разнооб­разные и часто противоречивые тенденции «эго» [119]. Кроме то­го, «эго», хотя и дифференцируется от тела, однако тесно связано с произвольной мускулатурой тела, так что при патологических со­стояниях «эго» чаще всего наблюдаются соответствующие мышеч­ные дисфункции [249]. Таким образом, эгоическо-синтаксический уровень подчинен концептуальному познанию и характеризуется трансценденцией тифонического тела.

Стадия «эго»-концепции, начало которой похоже на фалличе­скую (или локомоторно-генитальную) стадию в психоанализе, зна­менует также окончательное появление настоящего Супер-«эго» [46], [108]. (Как я указывал выше, сама фаллическая стадия отно­сится к тифоническим, телесным областям, но, как правило, на-


60


Глава 5


блюдается в сочетании с возникновением раннего «эго» и истинно­го Супер-«эго». Поскольку я не дифференцирую различные линии развития, то ранний эгоический период в этой книге будет тракто­ваться как огоическо-генитальный.) Супер-<ого» — это интернали-зованный или интроецированный из слухового восприятия вер-бально-концептуальный набор внушений, команд, предписаний и запретов, обычно усваиваемый от родителей [120]. Интернализо-ванная идея или понятие Родителя включает в себя родительские отношения, чувства и мысли относительно самого ребенка (или скорее, то, как их понимает ребенок). Другими словами, интерна-лизуется не столько сам родитель, сколько взаимоотношения ме­жду родителем и ребенком [244], так что если воспользоваться соответствующими терминами транзактного анализа, можно ска­зать, что Родитель и Ребенок являются коррелятивными структу­ры внутри «эго». В психике они опираются друг на друга. (Этот факт обычно упускают из виду в классическом анализе, что по­зволило Фрицу Перлзу однажды сказать, что Фрейд «как всегда, был прав лишь наполовину»: он ввел понятие Супер-«эго», но забыл об инфра-«ого») [291]. Ведь если ребенок концептуально интернализует родителей, то одновременно он фиксирует и связы­вает те взаимоотношения, которые у него, как ребенка, складыва­ются с родителями, и которые у них, как родителей, складываются с ним. Таким образом, взаимоотношения между родителем и ре­бенком, частью традиционные, частью воображаемые, становятся стабильной связью внутри эго [243]. Это отличительная черта эгоического уровня.

Иначе говоря, на данной стадии прежние межличностные взаимоотношения становятся внутрипсихическими структурами, что происходит благодаря вербальной концептуализации. То есть, развитие даже рудиментарных форм концептуального или синтак­сического подхода несет с собой способность принимать абстракт­ные роли, и это решающий пункт в развитии «эго». «Диалектика личностного роста» у Болдуина [20], «Другое» и «стадия зеркала» у Лакана [236], «зеркальная самость» Кули [82], «принятие роли других» у Кольберга [229], «конкретный другой» и «обобщенный другой» у Мида [267], — все эти концепции указывают на «внут­ренний ролевой диалог как социальный источник самости» [243]. Важнее всего, что это — «ролевой диалог ребенка против родите­ля, импульса против контроля, зависимости против владения со-


0ентально-эгоические области


61


бой, причем все сразу и вместе. Всякий раз, когда происходит при­нятие роли другого, «эго» ребенка и его «внутренний другой» со­ответствующим образом усложняются» [243].

Итак, происходит решающая «внутренняя дифференциация структуры «эго» на Родителя и Ребенка, на Супер-«эго» и инфра-«эго», на «победителя» и «побежденного» (наряду с другими суб­личностями, слишком многочисленными для подробного обсужде­ния). Интернализованные Родитель-и-Ребенок суть взаимоотноше­ния, укорененные в специфической ретрофлексии [418]. Ведь ре­бенок принимает роль Родителя по отношению к себе, оборачивая на себя те понятия и аффекты, которые не допустимы для Родите­ля. Например, если родитель неоднократно бранит ребенка за его несдержанность, рано или поздно последний начинает отождеств­ляться с ролью Родителя и бранить сам себя за свои вспышки. Та­ким образом, вместо родителя, физически контролировавшего до­пустимость тех или иных импульсов, ребенок начинает контроли­ровать их сам [292]. Он может хвалить себя, что приводит к гордо­сти, или осуждать, что порождает вину [120]. Суть в том, что, при­нимая роль Родителя по отношению к самому себе, ребенок обре­тает способность разделять «эго» на несколько разных сегментов, каждый из которых сначала (но только сначала) базируется на ори­гинальных межличностных отношениях ребенка с родителем. Их внешние отношения становятся, таким образом, внутренними — между двумя различными субличностями «эго». Межличностное стало внутриличностным, так что «эго»-состояния Родителя и Ре­бенка превращаются в сеть взаимопересекающихся ретрофлексии и интернализованных диалогов [418].



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.