|
|||
Е. В. Горшкова 8 страница
— Повторить движение с музыкой, исполняя его в спокойном темпе то в одну, то в другую стороны.
— Исполнить «гармошку», добавляя движения рук, плеч, головы, стараясь передать юмор, шутливое настроение; использовать при этом соответствующую мимику.
3. Сотворчество детей в пляске.
— Танцуя все вместе, дети импровизируют различные плясовые движения.
— Педагог предлагает детям использовать различные движения и их варианты, в том числе — поклоны, повороты; напоминает, что кружение лучше использовать в конце пляски. В паузах между повторными попытками исполнения он отмечает удачные находки детей. В случае необходимости педагог может включиться в совместную импровизацию, собственным образцом побуждает детей к танцевальному взаимодействию.
(Прощание.)
Занятие № 35
(Приветствие.)
1. Повторение этюда «Секрет»**.
— Повторить этюд, отрабатывая выразительность и музыкальность его исполнения.
— Предложить лучшим парам исполнителей «выступить» перед остальными детьми, побуждая «зрителей» высказывать свои впечатления о выразительности и музыкальности движений «артистов».
2. Свободная импровизация в пляске.
— Перед началом можно вспомнить вместе с детьми, какие плясовые движения им известны, предложить на основе этих движений придумывать новые, напомнить, что надо танцевать «всем телом».
— Дети импровизируют в пляске; в паузах педагог отмечает удачные находки движений, выразительность исполнения детей.
(Прощание.)
Занятие № 36
(Приветствие.)
Составление и разучивание композиции этюда «Осторожнее — смелее», муз. А. Черняковой**.
— Педагог предлагает детям послушать музыку. После слушания он рассказывает историю, которую «услышал в музыке»: «В одном доме жили мыши. Часто они выбирались из своей норки, чтобы поискать пропитания. Но мыши знали, что в доме живет кот. И поэтому, выбираясь из своего домика, они двигались тихо, осторожно, чтобы кот их не услышал. Впереди мышей всегда двигался предводитель, у которого были особо чуткие уши; он все время прислушивался к шорохам в доме. И когда он убеждался, что кота поблизости нет, он подавал мышам знак, и те начинали шумно веселиться. Но вот послышались чьи-то шаги! Почуяв опасность, мыши разбежались в разные стороны и потом собрались в своей норке». Дети повторно слушают музыку по фрагментам и пытаются (под руководством педагога) соотнести их с определенными эпизодами сюжета.
— С помощью педагога дети составляют композицию этюда. При этом он может помочь им вопросами: «Каким движением вожак может остановить мышей?» (Жест «не надо».) «Какой знак он подает, чтобы сказать, что можно идти дальше?» (Жест «иди сюда».) И т. п. Выстраивается последовательность движений, которые соотносятся с музыкальными интонациями и фрагментами.
— Дети исполняют под музыку (1—10 такты) 1-ю часть этюда. Работа над выразительностью и музыкальностью движений.
(Прощание.)
Занятие № 37
(Приветствие.)
Разучивание этюда «Осторожнее — смелее», муз. А. Черняковой**.
— Повторить первую часть этюда под музыку (1—10 такты).
— Определить последовательность движений завершающей части этюда и исполнить, ее под музыку (19—24 такты); обратить внимание: «испуганную беготню» врассыпную дети должны закончить, собравшись в одном месте («норке»), это надо сделать точно с окончанием музыки.
— Исполнить этюд полностью, включив фрагменты импровизационной пляски. Закрепить приемы музыкального и выразительного исполнения.
(Прощание.)
Занятие № 38
(Приветствие.)
Составление и разучивание композиции этюда «Громко — шепотом», муз. А. Черняковой**.
— Дети слушают музыку (сначала целиком, потом по фрагментам) и под руководством педагога составляют сюжет этюда.
— Определить последовательность движений, соотнося их с музыкальными интонациями, фрагментами. Особо обратить внимание на точность музыкального исполнения «оклика» и оборачивания на него.
— Дети исполняют этюд сначала по фрагментам: 1—8; 9—16 и 17—23 такты. Работа над музыкальностью и выразительностью движений. Затем этюд исполняется полностью.
(Прощание.)
Занятие № 39
(Приветствие.)
Разучивание этюда «Громко — шепотом», муз. А. Черняковой**.
— Вспомнить композицию этюда, исполнить его полностью под музыку. Отрабатывать и закреплять приемы музыкального и выразительного исполнения.
— Предложить детям посмотреть, как исполняют этюд лучшие пары, и высказать свои впечатления. Все желающие по очереди «выступают перед зрителями».
(Прощание.)
Занятие № 40
(Приветствие.)
Составление и разучивание композиции танца «Приятели», муз. Г. Шайдуловой**.
— Дети слушают музыку и придумывают сюжет — план танца.
— Определяется последовательность движений и их соотнесение с музыкой. Педагог предоставляет детям максимальную возможность в высказывании своих предложений, которые обсуждаются сообща. Он может подсказать детям, на что нужно обратить внимание при отборе движений в композицию (соответствие сюжету, музыке).
— Разучивание танца по фрагментам: 1—5; 6—9 такты; затем 10—15 и 16—27. Обращать внимание на точность соотнесения жестов и движений с музыкальными интонациями; работа над выразительностью игрового взаимодействия партнеров.
(Прощание.)
Занятие № 41
(Приветствие.)
Разучивание танца «Приятели», муз. Г. Шайдуловой**.
— Повторить отдельные моменты танца, вызывающие затруднения.
— Исполнить этюд от начала до конца, продолжая отрабатывать и закреплять приемы музыкального и выразительного исполнения движений и композиции в целом.
— «Выступление перед зрителями» лучших пар исполнителей, а также всех желающих — по очереди.
(Прощание.)
Занятие № 42
(Приветствие.)
Составление композиции этюда «Сорвем одуванчик», муз. И. Энской**.
— Сообщив название музыкального произведения, педагог исполняет его на фортепиано. Дети придумывают сюжет, соотнося его эпизоды с определенными фрагментами музыки.
— Определить последовательность эпизодов этюда, обратив особое внимание на среднюю его часть, точное соотнесение в ней движений с музыкальными интонациями.
— Исполнение этюда по фрагментам; побуждать детей к импровизации в первой и последней частях; в средней части поработать над точностью изобразительных движений: любование цветком, нюхание его, срывание его и др.
(Прощание.)
Занятие № 43
(Приветствие.)
Повторение этюда «Сорвем одуванчик», муз. И. Энской**.
— Исполнить полностью этюд, продолжая отрабатывать и закреплять приемы выразительного и музыкального исполнения.
— Педагог побуждает детей в первой и последней частях импровизировать движения по-своему, не повторяя друг друга. Желающие по очереди выступают перед остальными детьми.
(Прощание.)
Список литературы
1. Акиншина А., Хано К. Словарь русских жестов и мимики. — Токио, 1980.
2. Асафьев Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — Л. — М., 1975.
3. Баренбойм Л. А. Путь к музицированию. — Л. — М., 1973.
4. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 3—4 лет. — М., 1981.
5. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5—6 лет. — М., 1983.
6. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6—7 лет. — М., 1984.
7. Борзов А. А. Танцы народов СССР. — М., 1983.
8. Ванслов В. В. Статьи о балете. — Л., 1980.
9. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983.
10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М. — Л., 1930.
11. Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии. — М., 1964.
12. Горшкова Е. В. О музыкально-двигательном творчестве в танце // Дошкольное воспитание, 1991. — № 12. — С. 47—55.
13. Добровольская Г. Н. Танец. Пантомима. Балет. — Л., 1975.
14. Захаров Р. В. Сочинение танца. — М., 1983.
15. Королева Э. А. Ранние формы танца. — Кишинев, 1977.
16. Красовская В. М. История русского балета. — Л., 1978.
17. Лопухов Ф. В. Хореографические откровенности. — М., 1972.
18. Нашим детям: Игры, пляски и музыкально-двигательные упражнения для дошкольников: Сост. Е. М. Дубянская. — Л., 1985. — Изд. 5.
19. Основы сценического движения / Под ред. И. Э. Коха. — М., 1976.
20. Петров А. П. Композитор и балетмейстер / Музыка и хореография современного балета. — Л., 1974.
21. Программа воспитания и обучения в детском саду. — М., 1987.
22. Раевская Е., Руднева С., Соболева Г., Ушакова З. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. — М., 1969.
23. Руднева С. Д., Пасынкова А. В. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения // Психологический журнал, 1982. — Т. 3. — № 3.
24. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. — М., 1972.
25. Румнев А. Пантомима и ее возможности. — М., 1966.
26. Смирнов С. В. Искусство балетмейстера. — М., 1986.
27. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. — М., 1988.
28. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М., 1972.
Оглавление Предисловие
Часть 1. Принципы и методика развития у детей 5—7 лет творчества в танце
Глава 1. Танец как вид искусства. Обучение языку движений как средство формирования творчества в танце
Глава 2. Элементы пантомимы. Жест
Глава 3. Танцевальные упражнения и этюды
Глава 4. Сюжетный танец. Обучение образному перевоплощению. Методика работы над танцевальными спектаклями
Часть 2. Конспекты занятий по развитию у детей 5—7 лет творчества в танце
Список литературы
Елена Викторовна Горшкова, канд. педагогических наук, старший научный сотрудник Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, сотрудник НОУ «Учебный Центр им. Л. А. Венгера «Развитие»
ОТ ЖЕСТА К ТАНЦУ Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5—7 лет творчества в танце
Издатель — А. Казаков Корректор — М. Иванова Оригинал-макет — Н. Панина Обложка — Н. Надворская
ООО «Издательство ГНОМ и Д» 103045, г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 4, стр. 1. Тел./факс (095) 207-13-96, 207-27-37
Лицензия ИД № 00619 от 22.12.1999 г. Сдано в набор 10.05.2002. Подписано в печать 28.08.2002. Печать офсетная. Объем 7,5 п. л. Формат 60x90/16. Тираж 3000 экз. Заказ № 347.
Отпечатано в ДПК. г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, стр. 1.
Список замеченных опечаток
Страница. Место на странице Опечатка Должно быть Примечание
13 1 абзац сверху (а. св.) Эти свойства в наиболее полно встречаются Эти свойства наиболее полно встречаются
21 3 а. св. с одновременным проговариваниам с одновременным проговариванием
38 3 а. св. Чем продолжительне период Чем продолжительнее период
54 2 а. св. с одновременным разведение ног в стороны с одновременным разведением ног в стороны
55 сноска Номер сноски должен быть другой
59 2 а. св. использованае использование
Сноски
Сноски к стр. 3
1 Данный комплект пособий представляет собой исправленное и дополненное переиздание книги «Учимся танцевать. Путь к творчеству» (1993 года издания). Выпущен в трех книгах для более удобного пользования предлагаемым материалом.
Сноски к стр. 16
1 Такое разделение базируется на позиции, принятой в искусствоведении; в частности, Б. В. Асафьев различал «творчество — воспроизведение» и «творчество — изобретение».
2 В применении к танцевальному творчеству дошкольников эпитет «композиционное» используется достаточно условно, поэтому это слово взято в кавычки.
Сноски к стр. 55
4 В некоторых народных танцах существует такой вид «ковырялочки»; но в данном случае не рассматривается.
|
|||
|