Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Е. В. Горшкова 8 страница



 

— Повторить движение с музыкой, исполняя его в спокойном темпе то в одну, то в другую стороны.

 

— Исполнить «гармошку», добавляя движения рук, плеч, головы, стараясь передать юмор, шутливое настроение; использовать при этом соответствующую мимику.

 

3. Сотворчество детей в пляске.

 

— Танцуя все вместе, дети импровизируют различные плясовые движения.

 

— Педагог предлагает детям использовать различные движения и их варианты, в том числе — поклоны, повороты; напоминает, что кружение лучше использовать в конце пляски. В паузах между повторными попытками исполнения он отмечает удачные находки детей. В случае необходимости педагог может включиться в совместную импровизацию, собственным образцом побуждает детей к танцевальному взаимодействию.

 

(Прощание.)

 

Занятие № 35

 

(Приветствие.)

 

1. Повторение этюда «Секрет»**.

 

— Повторить этюд, отрабатывая выразительность и музыкальность его исполнения.

 

— Предложить лучшим парам исполнителей «выступить» перед остальными детьми, побуждая «зрителей» высказывать свои впечатления о выразительности и музыкальности движений «артистов».

 

2. Свободная импровизация в пляске.

 

— Перед началом можно вспомнить вместе с детьми, какие плясовые движения им известны, предложить на основе этих движений придумывать новые, напомнить, что надо танцевать «всем телом».

 

— Дети импровизируют в пляске; в паузах педагог отмечает удачные находки движений, выразительность исполнения детей.

 

(Прощание.)

 

Занятие № 36

 

(Приветствие.)

 

Составление и разучивание композиции этюда «Осторожнее — смелее», муз. А. Черняковой**.

 

— Педагог предлагает детям послушать музыку. После слушания он рассказывает историю, которую «услышал в музыке»: «В одном доме жили мыши. Часто они выбирались из своей норки, чтобы поискать пропитания. Но мыши знали, что в доме живет кот. И поэтому, выбираясь из своего домика, они двигались тихо, осторожно, чтобы кот их не услышал. Впереди мышей всегда двигался предводитель, у которого были особо чуткие уши; он все время прислушивался к шорохам в доме. И когда он убеждался, что кота поблизости нет, он подавал мышам знак, и те начинали шумно веселиться. Но вот послышались чьи-то шаги! Почуяв опасность, мыши разбежались в разные стороны и потом собрались в своей норке». Дети повторно слушают музыку по фрагментам и пытаются (под руководством педагога) соотнести их с определенными эпизодами сюжета.

 

— С помощью педагога дети составляют композицию этюда. При этом он может помочь им вопросами: «Каким движением вожак может остановить мышей?» (Жест «не надо».) «Какой знак он подает, чтобы сказать, что можно идти дальше?» (Жест «иди сюда».) И т. п. Выстраивается последовательность движений, которые соотносятся с музыкальными интонациями и фрагментами.

 

— Дети исполняют под музыку (1—10 такты) 1-ю часть этюда. Работа над выразительностью и музыкальностью движений.

 

(Прощание.)

 

Занятие № 37

 

(Приветствие.)

 

Разучивание этюда «Осторожнее — смелее», муз. А. Черняковой**.

 

— Повторить первую часть этюда под музыку (1—10 такты).

 

— Определить последовательность движений завершающей части этюда и исполнить, ее под музыку (19—24 такты); обратить внимание: «испуганную беготню» врассыпную дети должны закончить, собравшись в одном месте («норке»), это надо сделать точно с окончанием музыки.

 

— Исполнить этюд полностью, включив фрагменты импровизационной пляски. Закрепить приемы музыкального и выразительного исполнения.

 

(Прощание.)

 

Занятие № 38

 

(Приветствие.)

 

Составление и разучивание композиции этюда «Громко — шепотом», муз. А. Черняковой**.

 

— Дети слушают музыку (сначала целиком, потом по фрагментам) и под руководством педагога составляют сюжет этюда.

 

— Определить последовательность движений, соотнося их с музыкальными интонациями, фрагментами. Особо обратить внимание на точность музыкального исполнения «оклика» и оборачивания на него.

 

— Дети исполняют этюд сначала по фрагментам: 1—8; 9—16 и 17—23 такты. Работа над музыкальностью и выразительностью движений. Затем этюд исполняется полностью.

 

(Прощание.)

 

Занятие № 39

 

(Приветствие.)

 

Разучивание этюда «Громко — шепотом», муз. А. Черняковой**.

 

— Вспомнить композицию этюда, исполнить его полностью под музыку. Отрабатывать и закреплять приемы музыкального и выразительного исполнения.

 

— Предложить детям посмотреть, как исполняют этюд лучшие пары, и высказать свои впечатления. Все желающие по очереди «выступают перед зрителями».

 

(Прощание.)

 

Занятие № 40

 

(Приветствие.)

 

Составление и разучивание композиции танца «Приятели», муз. Г. Шайдуловой**.

 

— Дети слушают музыку и придумывают сюжет — план танца.

 

— Определяется последовательность движений и их соотнесение с музыкой. Педагог предоставляет детям максимальную возможность в высказывании своих предложений, которые обсуждаются сообща. Он может подсказать детям, на что нужно обратить внимание при отборе движений в композицию (соответствие сюжету, музыке).

 

— Разучивание танца по фрагментам: 1—5; 6—9 такты; затем 10—15 и 16—27. Обращать внимание на точность соотнесения жестов и движений с музыкальными интонациями; работа над выразительностью игрового взаимодействия партнеров.

 

(Прощание.)

 

Занятие № 41

 

(Приветствие.)

 

Разучивание танца «Приятели», муз. Г. Шайдуловой**.

 

— Повторить отдельные моменты танца, вызывающие затруднения.

 

— Исполнить этюд от начала до конца, продолжая отрабатывать и закреплять приемы музыкального и выразительного исполнения движений и композиции в целом.

 

— «Выступление перед зрителями» лучших пар исполнителей, а также всех желающих — по очереди.

 

(Прощание.)

 

Занятие № 42

 

(Приветствие.)

 

Составление композиции этюда «Сорвем одуванчик», муз. И. Энской**.

 

— Сообщив название музыкального произведения, педагог исполняет его на фортепиано. Дети придумывают сюжет, соотнося его эпизоды с определенными фрагментами музыки.

 

— Определить последовательность эпизодов этюда, обратив особое внимание на среднюю его часть, точное соотнесение в ней движений с музыкальными интонациями.

 

— Исполнение этюда по фрагментам; побуждать детей к импровизации в первой и последней частях; в средней части поработать над точностью изобразительных движений: любование цветком, нюхание его, срывание его и др.

 

(Прощание.)

 

Занятие № 43

 

(Приветствие.)

 

Повторение этюда «Сорвем одуванчик», муз. И. Энской**.

 

— Исполнить полностью этюд, продолжая отрабатывать и закреплять приемы выразительного и музыкального исполнения.

 

— Педагог побуждает детей в первой и последней частях импровизировать движения по-своему, не повторяя друг друга. Желающие по очереди выступают перед остальными детьми.

 

(Прощание.)

 

Список литературы

 

1. Акиншина А., Хано К. Словарь русских жестов и мимики. — Токио, 1980.

 

2. Асафьев Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — Л. — М., 1975.

 

3. Баренбойм Л. А. Путь к музицированию. — Л. — М., 1973.

 

4. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 3—4 лет. — М., 1981.

 

5. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5—6 лет. — М., 1983.

 

6. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6—7 лет. — М., 1984.

 

7. Борзов А. А. Танцы народов СССР. — М., 1983.

 

8. Ванслов В. В. Статьи о балете. — Л., 1980.

 

9. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983.

 

10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М. — Л., 1930.

 

11. Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии. — М., 1964.

 

12. Горшкова Е. В. О музыкально-двигательном творчестве в танце // Дошкольное воспитание, 1991. — № 12. — С. 47—55.

 

13. Добровольская Г. Н. Танец. Пантомима. Балет. — Л., 1975.

 

14. Захаров Р. В. Сочинение танца. — М., 1983.

 

15. Королева Э. А. Ранние формы танца. — Кишинев, 1977.

 

16. Красовская В. М. История русского балета. — Л., 1978.

 

17. Лопухов Ф. В. Хореографические откровенности. — М., 1972.

 

18. Нашим детям: Игры, пляски и музыкально-двигательные упражнения для дошкольников: Сост. Е. М. Дубянская. — Л., 1985. — Изд. 5.

 

19. Основы сценического движения / Под ред. И. Э. Коха. — М., 1976.

 

20. Петров А. П. Композитор и балетмейстер / Музыка и хореография современного балета. — Л., 1974.

 

21. Программа воспитания и обучения в детском саду. — М., 1987.

 

22. Раевская Е., Руднева С., Соболева Г., Ушакова З. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. — М., 1969.

 

23. Руднева С. Д., Пасынкова А. В. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения // Психологический журнал, 1982. — Т. 3. — № 3.

 

24. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. — М., 1972.

 

25. Румнев А. Пантомима и ее возможности. — М., 1966.

 

26. Смирнов С. В. Искусство балетмейстера. — М., 1986.

 

27. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. — М., 1988.

 

28. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М., 1972.

 

Оглавление

Предисловие

 

Часть 1. Принципы и методика развития у детей 5—7 лет творчества в танце        

 

Глава 1. Танец как вид искусства. Обучение языку движений как средство формирования творчества в танце 

 

Глава 2. Элементы пантомимы. Жест      

 

Глава 3. Танцевальные упражнения и этюды     

 

Глава 4. Сюжетный танец. Обучение образному перевоплощению. Методика работы над танцевальными спектаклями 

 

Часть 2. Конспекты занятий по развитию у детей 5—7 лет творчества в танце       

 

Список литературы

 

 

Елена Викторовна Горшкова,

канд. педагогических наук, старший научный сотрудник Института

дошкольного образования и семейного

воспитания РАО, сотрудник НОУ

«Учебный Центр им. Л. А. Венгера «Развитие»

 

ОТ ЖЕСТА К ТАНЦУ

Методика и конспекты занятий по развитию

у детей 5—7 лет творчества в танце

 

Издатель — А. Казаков

Корректор — М. Иванова

Оригинал-макет — Н. Панина

Обложка — Н. Надворская

 

ООО «Издательство ГНОМ и Д»

103045, г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 4, стр. 1.

Тел./факс (095) 207-13-96, 207-27-37

 

Лицензия ИД № 00619 от 22.12.1999 г. Сдано в набор 10.05.2002.

Подписано в печать 28.08.2002.

Печать офсетная. Объем 7,5 п. л. Формат 60x90/16.

Тираж 3000 экз. Заказ № 347.

 

Отпечатано в ДПК. г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, стр. 1.

 

 

Список замеченных опечаток

 

Страница.     

Место на странице  

Опечатка      

Должно быть           

Примечание

 

13       

1 абзац сверху (а. св.)         

Эти свойства в наиболее полно встречаются     

Эти свойства наиболее полно встречаются      

 

21       

3 а. св.           

с одновременным проговариваниам       

с одновременным проговариванием     

 

38       

3 а. св.           

Чем продолжительне период        

Чем продолжительнее период     

 

54       

2 а. св.           

с одновременным разведение ног в стороны     

с одновременным разведением ног в стороны   

 

55       

сноска                         

Номер сноски должен быть другой

 

59       

2 а. св.           

использованае         

использование       

 

 

Сноски

 

Сноски к стр. 3

 

 

1 Данный комплект пособий представляет собой исправленное и дополненное переиздание книги «Учимся танцевать. Путь к творчеству» (1993 года издания). Выпущен в трех книгах для более удобного пользования предлагаемым материалом.

 

Сноски к стр. 16

 

 

1 Такое разделение базируется на позиции, принятой в искусствоведении; в частности, Б. В. Асафьев различал «творчество — воспроизведение» и «творчество — изобретение».

 

 

2 В применении к танцевальному творчеству дошкольников эпитет «композиционное» используется достаточно условно, поэтому это слово взято в кавычки.

 

Сноски к стр. 55

 

 

4 В некоторых народных танцах существует такой вид «ковырялочки»; но в данном случае не рассматривается.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.