Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Е. В. Горшкова 6 страница



— «Угадайте, каким может быть настроение, если движение исполняется вот так?» Без музыки показать осторожный шаг с «закрытым» корпусом. «А теперь какое настроение?» Без музыки показать бодрый шаг с «открытым» корпусом. Дети должны словесно определить настроение, характер движения. Затем педагог последовательно показывает «закрытую» и «открытую» позы и предлагает детям, сравнив их,

 

определить, в чем их отличие (в положении плеч, спины, головы).

 

— «А теперь сами попытайтесь выразить в движении под музыку настороженное и бодрое настроение. Музыка подскажет вам, когда нужно двигаться осторожно, а когда бодро, радостно». Дети выполняют движение под музыку: «Марш» И. Берковича [22].

 

3. Сотворчество.

 

— «Как вы думаете, какое теперь у меня настроение, что мне хочется делать?» Без музыки: встать в «открытую» позу, подбоченившись (ноги вместе) и, слегка пружиня в коленях, поворачивать корпус из стороны в сторону; на лице — выражение радости. Дети должны определить: веселое настроение и желание поплясать.

 

— Под грамзапись (плясовая — на выбор педагога) дети пляшут, кто как хочет, пытаясь передать в движении веселое настроение.

 

(Прощание: поклон головой.)

 

Занятие № 2

 

(Приветствие: поклон головой.)

 

1. Знакомство с жестами «прошу» и «не надо» в контрастном сопоставлении (см. «открытая» ладонь» (п. 3); «от себя» повернуть ладонь»***).

 

— Показать жесты и объяснить их значения.

 

— Объяснить технику выполнения при смене положений ладони; из горизонтального (ладонью вверх) в вертикальное (ладонью «от себя»).

 

— Дети пробуют выполнять жесты с проговариванием слов, включая в движение корпус (качание вперед-назад); обратить внимание на характер интонаций: ласковый (в просьбе), решительный (при отказе), их соотнесение с мимической выразительностью.

 

— Упражнение «Прошу — не надо!»** выполняется с пропеванием (без инструментального сопровождения); обратить

 

внимание на включение в движение корпуса и качаний с ноги на ногу вперед-назад.

 

«В этом упражнении, кроме разворотов кисти, что я еще делаю?.. Правильно, качаюсь с ноги на ногу вперед-назад. А еще можно качаться из стороны в сторону».

 

2. Качание из стороны в сторону: упр. «Баю-бай», муз. Н. Римского-Корсакова**.

 

— Показать детям укачивание (воображаемой) куклы ко сну. «Что это может значить, о чем «рассказывает» движение? Верно, как будто я укачиваю куклу. А какая музыка подходит для этого?» (Колыбельная.)

 

— Исполнить музыку на инструменте и спросить детей, можно ли использовать ее для колыбельной (краткий анализ характера музыки).

 

— Раздать куклы; дети укачивают их под музыку.

 

— (Без музыки) осторожно подойти к стульчикам и положить «спящих» кукол на них так, «чтобы не разбудить».

 

(Прощание: поклон головой.)

 

Занятие № 3

 

(Приветствие: педагог здоровается словом, дети отвечают кивком головы.)

 

1. Разучивание жестов «прошу» и «не надо»: упр. «Прошу — не надо!»**

 

— Показать детям жест «прошу» и спросить их, что он означает. Спросить у детей, с каким еще жестом познакомились на прошлом занятии (жестом «не надо») и как он выполняется: «Когда мы хотим от чего-то отказаться, как это можно выразить в движении?»

 

— Повторить упражнение «Прошу — не надо» с пропеванием слов (без инструментального сопровождения); обратить внимание на выразительность интонаций, жестов, мимики.

 

— Поучить это же упражнение с инструментальным сопровождением и пропеванием слов.

 

2. Качание из стороны в сторону: упр. «Баю-бай», муз. Я. Римского-Корсакова**.

 

— Исполнить музыку на фортепиано и спросить детей, о чем она «рассказывает», что делали под эту музыку на прошлом занятии. (Укачивали кукол.)

 

— Предложить детям представить, что на руках у каждого лежит кукла, которую надо укачать. Обратить внимание на то, что взгляд каждого ребенка должен быть направлен на лицо воображаемой куклы («чтобы видеть, засыпает она или нет»), а также на то, что качания с ноги на ногу должны быть мягкими, без толчков («чтобы не разбудить куклу»); после чего «уложить куклу в кроватку». (Подойти тихо к стульчикам и положить на них «спящих» кукол.)

 

— Подозвать детей к себе (очень тихим голосом), чтобы дети мягким, неслышным шагом подошли (педагог при этом может использовать жест «тихо» — см. «указательный палец прижать к губам»**).

 

(Прощание: педагог — словом, дети — кивком головы.)

 

Занятие № 4

 

(Приветствие.)

 

1. Разучивание жеста «прошу» в ласковом, мягком характере: упр. «Просьба», муз. Ж. Арманд**.

 

— Дети слушают музыкальное произведение и, основываясь на кратком анализе характера музыки, пытаются определить, какой из двух жестов («прошу» или «не надо») можно исполнить под эту музыку.

 

— Знакомство с упражнением «Просьба»: объяснить его содержание; разделить детей на пары; раздать игрушки; провести первичное освоение упражнения детьми (без музыки).

 

— Разучивание упражнения с инструментальным сопровождением; обратить внимание: жест должен быть мягким, ласковым; корпус, голова участвуют в общем движении; взгляд направлен на партнера и выражает ласковую просьбу.

 

2. Качание из стороны в сторону: упр. «Ветерок — ветер», муз. Л. Бетховена**.

 

— Предложить детям самостоятельно двигаться под музыку (Л. Бетховена); если в свободных движениях детей будут видны элементы качания, обратить на это общее внимание.

 

— «Мы уже знаем, что качанием можно изображать убаюкивание ко сну. Но оказывается, качанием можно изображать и другое, например, то, как под ветром раскачиваются деревья. Представьте, что каждый из вас (назвать детей по именам) превратился в дерево: ноги стали корнями и не отрываются от земли; руки — ветвями. И вот подул ветер, и ветви деревьев начали раскачиваться». Звучит музыка; дети сами (без показа педагога) пытаются найти пластический образ.

 

— Если самостоятельная попытка детей оказалась неудачной, надо показать движение без музыки. Обратить их внимание: музыка меняется (звучит то тихо, умиротворенно, то громко, с порывом), значит, и движение должно меняться соответственно: ветви, стволы деревьев качаются то спокойней, то сильнее.

 

— Дети самостоятельно исполняют упражнение «Ветерок — ветер» под музыку; обратить внимание: корпус участвует в движении; мягкие руки («живые ветви») и кисти («листочки»); взгляд направлен на кисти рук.

 

(Прощание.)

 

Занятие № 5

 

(Приветствие.)

 

1. Закрепление жеста «прошу» в ласковом характере: упр. «Просьба», муз. Ж. Арманд**.

 

— Повторить упражнение, обращая внимание на то, что нужно потянуться корпусом за рукой, взгляд направлен на партнера и выражает ласковую просьбу.

 

— Дети исполняют упражнение, меняясь ролями: то один просит игрушку, то другой.

 

2. Качание из стороны в сторону: этюд «Игра с водой», муз. Ф. Шуберта**.

 

— Дети слушают музыку. Спросить у них, о чем может рассказывать эта музыка; выслушать их предположения.

 

— «Послушайте, какую сказку рассказала мне эта музыка. И знаете, участниками этой сказки можем стать мы с вами». Предложить детям встать врассыпную по всему залу, лицом к педагогу. «Однажды погожим утром мы пошли гулять. Солнце светит». (Поднять лицо вверх, слегка зажмурив глаза.) «Почувствуйте на лице тепло солнечных лучей. Воздух свежий» (вздохнуть полной грудью). «Но становится все жарче» (начать обмахиваться руками) «И вот мы вышли на берег реки. Подошли к краю берега» (сделать несколько шагов вперед). «Опустились на колени и погрузили руки в воду. Почувствуйте, какая прохладная, приятная вода, она струится, журчит между пальцами, так и хочется с ней поиграть...»

 

— Звучит 1-я часть музыки; исполнить вместе с музыкой 1-ю часть этюда «Игра с водой»; обратить внимание на мягкость рук, «отстающее» движение кистей, направленность взгляда на руки, соотнесение движений с музыкой. В качестве приема можно предложить детям послушать музыку с закрытыми глазами и представить, когда руки, «опущенные в воду», двигаются из стороны в сторону, когда они, «зачерпнув воды», поднимаются вверх перед собой, когда «подбрасывают воду в воздух» и когда опускаются вниз.

 

— Дети пытаются самостоятельно выполнить 1-ю часть этюда под музыку.

 

(Прощание.)

 

Занятие № 6

 

(Приветствие.)

 

1. Качание из стороны в сторону: этюд «Игра с водой», муз. Ф. Шуберта**.

 

— Разучивание 1-й части этюда в первом варианте: водить руками перед собой из стороны в сторону.

 

— Спросить детей, можно ли по-другому «поиграть с водой», чтобы руки двигались иначе; в случае затруднения с ответом предложить вариант: скрещивать руки внизу, перед собой, и разводить в стороны.

 

— Дети исполняют 1-ю часть этюда; обратить внимание на выразительность, мягкость движений рук, направленность взгляда на руки, общую «погруженность» исполнителей в воображаемую ситуацию.

 

2. Жест «прошу» в плясовой жестикуляции рук: композиция «Прошу», рус. нар. мелодия**.

 

— «Мы с вами познакомились с жестом «прошу», исполняли его под музыку, в игре. В русском народном танце этот жест тоже используется, но несколько своеобразно, танцевально». Показать композицию движений для рук («Прошу») под музыку.

 

— Разучить композицию движений, обращая внимание на мягкость рук, движение «всем телом», выражение лица.

 

3. Поклон («благодарность») в конце плясовой импровизации.

 

— «Движение руки, как в жесте «прошу» (показать: «от сердца» вперед и вниз перед собой), может использоваться в поклоне. Что может значить поклон? (Прощание, приветствие, просьбу.) А еще поклоном можно заканчивать пляску в знак благодарности зрителям за внимание».

 

— Предложить детям исполнить плясовую импровизацию («поплясать, как хочется») с обязательным поклоном в конце пляски (плясовая — на выбор педагога). Сначала дети

 

выполняют задание в сотворчестве с педагогом, а затем самостоятельно; обратить их внимание на то, что поклон надо исполнять вместе с окончанием музыки, поэтому важно суметь заранее почувствовать, когда музыка закончится.

 

(Прощание поклоном.)

 

Занятие № 7

 

(Приветствие.)

 

1. Жест «прошу» в плясовой жестикуляции рук: композиция «Прошу», рус. нар. мелодия**.

 

— Повторить и закрепить движения композиции, обращая внимание на выразительную пластику рук, мягкое, доброжелательное выражение лица, общий спокойный, лирический характер исполнения.

 

2. Качание из стороны в сторону: упр. «Игра с водой», муз. Ф. Шуберта**.

 

— Повторить 1-ю часть этюда, предложив детям использовать разные варианты движений рук «по воде»; закрепить приемы выразительного исполнения.

 

— «У этой игры есть продолжение. Сейчас музыка зазвучит по-другому; попытайтесь и вы по-другому поиграть с водой, придумать иные движения. Может быть, в этом вам поможет воспоминание о том, как вы играли с водой на самом деле. И, конечно, подскажет музыка, если к ней внимательно прислушиваться». Звучит 2-я часть музыки; дети самостоятельно ищут выразительные движения.

 

— Если у кого-то из детей есть интересные находки, соответствующие характеру музыки, обратить на это общее внимание; если дети не могут ничего придумать, педагог подключается к общему исполнению под музыку и показывает 2-ю часть этюда.

 

— Дети осваивают 2-ю часть этюда (с музыкальным сопровождением); обратить внимание на выполнение сильных

 

размашистых движений рук («брызгание»); веселый характер загораживающего жеста («не надо»), мягкие, «шлепающие» движения кистей «по поверхности воды»; соответствие этим движениям выражений лица.

 

(Прощание.)

 

Занятие № 8

 

(Приветствие.)

 

1. Знакомство с жестами «давай дружить», согласия и несогласия.

 

— Вспомнить с детьми, что означает жест вытянутой к партнеру руки с «открытой» ладонью (просьбу); сказать, что этот жест может означать предложение дружить, играть вместе; показать жест, обращая его к одному из детей и произнося: «Давай дружить».

 

— Спросить детей, как можно ответить на этот жест, если согласен дружить (подать руку партнеру, вложив в его ладонь свою ладонь, можно с рукопожатием) или, если отказываешься, не согласен играть вместе (спрятать руки за спину, не подать руки партнеру).

 

— Разделить детей на пары; первое освоение упражнения провести без музыки: партнеры стоят лицом друг к другу; один ребенок протягивает другому обе руки (проговаривая: «Давай дружить»), а тот кладет свои руки сверху, ладонь в ладонь (проговаривая: «Согласен»).

 

2. Закрепление вариантов качания из стороны в сторону: упр. «Ветерок — ветер»; этюд «Игра с водой»**.

 

Игровая ситуация «В волшебном лесу»

 

— «Мы отправляемся в волшебный лес. Нас будет сопровождать музыка. Будьте внимательны. Как только музыка зазвучит тише, это значит, мы приближаемся к волшебному лесу. И тогда нужно будет идти осторожно, тихо, чтобы услышать и увидеть красоту волшебного леса. А если будете шуметь, лес не пустит нас к себе». Звучит двухчастный марш,

 

например, Ж. Люлли [6; 22]; дети продвигаются по залу, соотнося характер движения с характером музыки: то бодро, то осторожно.

 

— Дети встают врассыпную. Звучит музыка Л. Бетховена; дети должны вспомнить ее и начать движение. В случае заминки спросить, о чем может рассказывать музыка, на что она похожа, или подсказать: «Подул ветерок и...»; дети выполняют упражнение «Ветерок — ветер».

 

— «Но вот мы прошли лесную чащу и вышли на поляну. А там озеро, небольшое, но очень красивое. Давайте выйдем на берег». (Дети встают общим кругом, лицом в центр, и опускаются на колени.) Звучит музыка Ф. Шуберта; дети выполняют этюд «Игра с водой».

 

— «Слышите музыку?» (2-я часть «Марша» Ж. Люлли.) «Это нам пора возвращаться». Дети двигаются по залу осторожным шагом, а затем (на 1-ю часть того же марша) — бодрым шагом, в соответствии с характером музыки.

 

(Прощание.)

 

Занятие № 9

 

(Приветствие.)

 

1. Разучивание жестов «давай дружить» и несогласия: этюд «Давай дружить», муз. В. Витлина**.

 

— (Без музыки) в парах отработать движение: партнеры одновременно показывают друг другу ладошки — прячут руки за спины (повторить несколько раз).

 

— То же движение с прыжком: маленьким прыжком вперед (на двух ногах) дети сближаются и показывают друг другу ладошки, затем, отпрыгнув друг от друга назад, прячут руки за спины, — повторить несколько раз.

 

— То же упражнение — с музыкальным сопровождением (1—2 такты), а затем поменяться местами, двигаясь легким бегом (3—4 такты) и остановиться легким прыжком на обе ноги, лицом друг к другу (руки все время за спиной).

 

2. Качание вперед-назад: упр. «Перетягивание каната», муз. Д. Львова-Компанейца**.

 

— Показать детям качание с ноги на ногу вперед-назад; обратить их внимание на постановку ног (одна впереди другой) и технику качания.

 

— Дети (без музыки) повторяют упражнение вместе с педагогом, который регулирует ритм движения, проговаривая: «Вперед-назад».

 

— Включить в общее движение руки, имитирующие перетягивание каната; объяснить детям технику движения рук.

 

— Исполнение упражнения под музыку.

 

(Прощание.)

 

Занятие № 10

 

(Приветствие.)

 

1. Жесты «давай дружить», согласия и несогласия: этюд «Давай дружить», муз. В. Витлина**.

 

— Исполнить музыку на фортепиано полностью, обратив внимание детей на изменения в ней.

 

— Под музыку педагог показывает этюд от начала до конца в паре с воспитателем или одним из детей.

 

— Дети, разделившись на пары, пробуют исполнить этюд. Обратить внимание на соотнесение движений с музыкой, выразительность жестов и мимики (можно разучивать этюд по частям, сначала 1-ю половину, затем — 2-ю).

 

2. Качание вперед-назад: упр. «Перетягивание каната», муз. Д. Львова-Компанейца**.

 

— Повторить без музыки технику качания с ноги на ногу и изобразительных движений рук.

 

— Показать детям и поучить с ними: из положения одна нога впереди другой — поворот на 180° с опорой на пятки (не сходя с места).

 

— Дети исполняют упражнение под музыку; педагог обращает внимание на соотнесенность ритма движений и музыки,

 

выразительность имитационного движения, передающего трудовое усилие (после первой половины музыки — поворот на пятках на 180° и повтор упражнения).

 

(Прощание.)

 

Занятие № 11

 

(Приветствие.)

 

1. Жесты «давай дружить», согласия и несогласия: этюд «Давай дружить», муз. В. Витлина**.

 

— Исполнить музыку; спросить детей, о чем она рассказывает, предложить им вспомнить, как они танцевали под нее, про что танцевали.

 

— Повторить этюд: дети исполняют его; педагог обращает их внимание на музыкальность и выразительность движений; работа над качеством исполнения.

 

— Лучшие исполнители «выступают» перед остальными детьми («зрителями»).

 

2. Качание вперед-назад: упр. «Перетягивание каната», муз. Д. Львова-Компанейца**.

 

— «Моряки — народ дружный; все работы на корабле они выполняют сообща и очень слаженно. И канат они перетягивают не по одному, а все вместе». Построить детей в затылок на некотором расстоянии друг от друга; обратить их внимание на постановку ног (например, у всех правая нога — впереди, левая — сзади).

 

— (Без музыки) скоординировать совместное движение, чтобы дети выполняли качания вперед-назад, как один.

 

— Исполнение под музыку: на первую половину музыки дети «перетягивают канат», повернувшись вправо (т. е. правая нога впереди, левая — сзади); затем, не переставляя ног, — поворот с опорой на пятки на 180° и на вторую половину музыки — «перетягивание каната», повернувшись влево (т. е. левая нога впереди, правая — сзади).

 

3. Свободная пляска.

 

— «Моряки — народ трудолюбивый, но и повеселиться они любят. Они любят и умеют плясать». Под плясовую музыку (на выбор педагога) дети импровизируют, используя различные плясовые движения.

 

(Прощание.)

 

Занятие № 12

 

(Приветствие.)

 

1. Качание вниз-вверх: упр. «Пружинки», рус. нар. мелодия «Ах ты, береза»**.

 

— Вспомнить с детьми, какие качания они знают и что эти качания могут означать (качания из стороны в сторону: убаюкивание куклы, движение веток деревьев, игру с водой; качание вперед-назад: перетягивание каната); обобщить, что сходные качания могут выражать разное содержание.

 

— Предложить детям подумать, как еще можно качаться на ногах, кроме известных уже вариантов; в случае затруднения подсказать: качаться можно вниз-вверх на пружинном полуприседании.

 

— Предложить детям выполнить полуприседание под музыку (1-я часть), передавая в движении мягкость; при этом можно подбочениться, слегка поворачивать корпус из стороны в сторону, покачивать головой с боку на бок, приветливо улыбаясь. Обращать внимание на прямую постановку корпуса, развернутые плечи, разведение колен в стороны (при полуприседании).

 

2. Знакомство с жестами «иди сюда» и «уходи»: упр. «Игра с куклой»**.

 

— Показать детям жесты «иди сюда» и «уходи»; объяснить, как они выполняются; (без музыки) вместе с детьми выполнить жесты, одновременно проговаривая слова: «иди

 

сюда — уходи — иди сюда — уходи» и т. д. Обращать внимание на скоординированность движения при чередовании махов рукой то «к себе», то «от себя».

 

— Послушать музыкальное сопровождение (1-я часть) и спросить детей, какой жест можно с ним исполнить: «иди сюда» или «уходи»; при ответе рекомендовать детям ориентироваться на определение характера музыки.

 

— Повторить жест «иди сюда» несколько раз, пропевая соответствующие слова; обратить внимание на исполнение жеста в ласковом характере, соотнесение его с музыкальными интонациями, а также на выразительную мимику.

 

— Обратить внимание детей на то, что жест прощания (помахивание рукой «от себя») похож на жест «уходи», но выполняется доброжелательно.

 

(Прощание: помахивание рукой.)

 

Занятие № 13

 

(Приветствие.)

 

1. Качание вниз-вверх на пружинном полуприседании и на стопе: рус. нар. мелодия «Ах ты, береза»**.

 

— Под музыку (1-я часть) повторить пружинные полуприседания в мягком характере, «подбоченившись», с покачиванием или поворотом корпуса из стороны в сторону; обратить внимание на ритмичность движения, его мягко-лукавый характер исполнения, мимическую выразительность.

 

— Показать и объяснить детям способ выполнения покачивания на стопе (то приподнимаясь на полупальцы, то опускаясь на всю ступню); выполнить движение с музыкой (2-я часть), «подбоченившись», с легким покачиванием корпуса из стороны в сторону.

 

— Объединить оба движения, исполняя пружинные полуприседания на 1-ю часть музыки, а качание на стопе — на 2-ю часть.

 

2. Жесты «иди сюда» и «уходи» в различных вариантах.

 

— Предложить детям вспомнить, каким движением можно позвать (жест «иди сюда»), и затем исполнить его с пропеванием (на мелодию к «Игре с куклой»**); спросить детей, в каком характере исполняется жест (ласковом); повторить его еще раз, обращая внимание на выразительность исполнения.

 

— Предложить детям исполнить жест «иди сюда» в веселом характере — без музыки, с проговариванием слов (в случае затруднения педагог показывает, как исполняется жест); спросить детей, есть ли отличие при исполнении жеста в веселом и ласковом характерах и в чем оно заключается (при ласковом исполнении движения более мягкие, при веселом — более активные; отличия есть и в мимике).

 

— «Представьте, что однажды вы вышли во двор, солнышко светит, птички поют. А одна маленькая птичка прыгает совсем рядом и клюет крошки. И вдруг, что вы видите?! К этой маленькой птичке подкрадывается кошка! Она хочет птичку поймать! Что же делать? Как помочь птичке? (Прогнать кошку.) А как это сделать? Покажите». Дети (без музыки) выполняют жест, проговаривая слово «уходи» с сердитой интонацией; обратить внимание на отработку активного характера исполнения жеста, соответствующих интонаций голоса и выражения лица.

 

— «А что же птичка? Она взлетела на ветку дерева и защебетала, как бы говоря вам: спасибо, спасибо. А потом вспорхнула и улетела. А вы ей вслед: до свиданья, птичка». Дети выполняют жест прощания, помахивая рукой над головой (с доброжелательной улыбкой).

 

(Прощание: помахивание рукой.)

 

Занятие № 14

 

(Приветствие.)

 

1. Разучивание жеста «иди сюда» в ласковом характере: «Игра с куклой»**.

 

— «В гости к нам пришла кукла. Ее зовут Катя. Она хочет поиграть с вами, но очень смущается. Не бойся, Катя, наши дети добрые, они тебя не обидят. Позовите ее ласково: голосом и движением». Вспомнить с детьми, что значит позвать ласково, какими должны быть движения, голос, лицо. «Кто позовет куклу ласково, к тому она и подбежит».

 

— Провести упражнение-игру (без инструментального сопровождения) с ласковым пропеванием слов «иди сюда», соотнося их с движениями руки (то одной, то другой); педагог (с куклой в руках) подбегает к наиболее выразительному ребенку и передает ему куклу; тот танцует с куклой под музыку польки. Педагог отмечает достоинства исполнения ребенком жеста (мягкость, плавность в движениях руки, приветливое выражение лица и др.) и побуждает остальных детей к более выразительному исполнению.

 

2. Полуприседание с открыванием и закрыванием рук на пояс: рус. нар. мелодия «Пойду ль, выйду ль я».

 

— Предложить детям исполнить под музыку пружинное полуприседание, «подбоченившись», выражая движением и мимикой мягкое лукавство; обращать их внимание на музыкальность исполнения.

 

— «Придумайте, что можно добавить, чтобы это же движение выглядело немножко по-другому». Дети предлагают свои варианты, наиболее удачные из которых можно исполнить всем вместе с музыкой.

 

— «Оказывается, в движение можно включить руки: то раскрывать их в стороны, то закрывать на пояс». Педагог показывает движение (напевая мелодию): на каждые четыре пружинных полуприседания медленно открывает обе руки в стороны, на следующие четыре — так же медленно

 

закрывает руки «на пояс». Дети повторяют движение вместе с педагогом, а затем без него, самостоятельно с музыкой.

 

(Прощание.)

 

Занятие № 15

 

(Приветствие.)

 

1. Разучивание жеста «иди сюда» в ласковом характере: «Игра с куклой»**.

 

— Провести «Игру с куклой» с инструментальным сопровождением; ведущим в игре можно выбрать ребенка, наиболее выразительно исполняющего жест; при передаче куклы другому ребенку педагог может попросить ведущего объяснить, «почему кукла подбежала именно к Ване (Тане; и др.), какими были его движения, голос».

 

— Затем вновь выбранный ребенок танцует с куклой и становится ведущим при повторении игры.

 

2. Приставной шаг с полуприседанием: рус. нар. мелодия «Пойду ль, выйду ль я».

 

— Показать приставной шаг (без приседания) по четыре в одну и другую стороны; руки поставлены на пояс, спина прямая; движение исполняется спокойно, неторопливо.

 

— «А как смягчить это движение? Какой элемент можно добавить?» (Полуприседание.) В случае затруднения с ответом предложить детям (без музыки) попробовать самим выполнить этот шаг с полуприседанием (варианты: полуприседание на первом шаге — «припадание», на втором — приставной шаг с полуприседанием***). Если дети самостоятельно покажут разные варианты движения, обратить на это общее внимание.

 

— Дети с музыкой выполняют приставной шаг с полуприседанием (по возможности — в разных вариантах).

 

(Прощание.)

 

Занятие № 16

 

(Приветствие.)

 

1. Знакомство с этюдом «Встретились», муз. Т. Ломовой**.

 

— Предложить детям послушать музыку про то, как встретились два приятеля. «Музыка расскажет вам эту историю, только нужно очень внимательно прислушаться к ней, к музыкальным интонациям». Исполнить пьесу на фортепиано.

 

— «Давайте, попробуем составить рассказ по этой музыке. Однажды Петя вышел погулять и увидел своего приятеля Мишу (эти или другие имена можно придумать вместе с детьми). Послушайте отрывок музыки и скажите: Петя позвал Мишу или прогнал? (Исполнить мелодию, соответствующую словам «иди сюда».) Да, позвал. А как вы догадались? Какое настроение в музыке? Как это выразить в движении?» (Дети показывают жест «иди сюда».) «А что в ответ сделал Миша? (Звучит мелодия 3—4 тактов.) Приблизился к Пете или удалился?» (Приблизился.) «А Петя?» (Мотив 5—6 тактов.) «Правильно, опять позвал. А Миша?» (Мелодия 7—8 тактов.) «Верно, опять подбежал».

 

— Предложить детям исполнить эту ситуацию в движении под музыку (1-я часть), с пропеванием слов. Задача: в движении определить план этюда, последовательность движений, побуждая детей внимательно прислушиваться к музыке и изменениям в ней.

 

2. Варианты приставного шага (в игровом взаимодействии партнеров): упр. «Платочек», рус. нар. мелодия «Пойду ль, выйду ль я», в обр. Т. Ломовой**.

 

— Спросить детей, каким движением можно выразить неторопливость, осторожность, если двигаться боком (приставным шагом) и как можно его смягчить (добавить полуприседание).

 

— Вспомнить различные варианты приставного шага, выполнить их по отдельности, с музыкой.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.