Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Е. В. Горшкова 7 страница



 

— Предложить детям разделиться на пары и выполнить игровое упражнение «Платочек»; предварительно раздать платочки и показать, как с ними действовать.

 

(Прощание: помахать платочком.)

 

Занятие № 17

 

(Приветствие.)

 

1. Разучивание этюда «Встретились», муз. Т. Ломовой**.

 

— Предложить детям послушать знакомую музыку и сказать, «про что она».

 

— Разделить детей на пары; вспомнить и повторить план этюда; педагог побуждает детей прислушиваться к музыке и точнее соотносить движения с ее мотивами.

 

— Работать над выразительностью исполнения, обращая внимание на мягкость жеста, сопровождая его пропеванием слов «иди сюда», а также на мягкое, пружинное исполнение коротких пробежек, которые заканчиваются бесшумным прыжком на обе ноги. (В конце 1-й части дети берутся за руки.)

 

2. Закрепление вариантов приставного шага: упр. «Платочек», рус. нар. мелодия в обр. Т. Ломовой**.

 

— Вспомнить упражнение «Платочек»; при исполнении использовать различные варианты приставного шага (с полуприседанием и без него); обращать внимание на участие в движении не только ног, рук, но и корпуса, головы, а также мимики (любование платочком, мягкая улыбка к партнеру).

 

— Предложить наиболее выразительным парам исполнителей «выступить» перед остальными детьми.

 

— Повторить упражнение еще раз всем вместе.

 

(Прощание: помахать платочком.)

 

Занятие № 18

 

(Приветствие.)

 

1. Знакомство с притопами в значениях утверждения, важности: рус. нар. мелодия «Из-под дуба»**.

 

— Показать детям притоп одной ногой («подбоченившись», с «открытым» корпусом) и спросить их, какое настроение, по их мнению, можно выразить таким движением (утверждение, важность). В случае затруднения подсказать ответ. Еще раз показать движение, приговаривая: «Вот, как я умею! Я умею танцевать!»

 

— Дети пробуют выполнить притоп одной ногой (потом другой). Педагог обращает внимание на технику выполнения движения, положение корпуса, головы, побуждая детей выразить заданное настроение.

 

— Движение исполняется детьми под музыку.

 

2. Элементы сотворчества в этюде «Встретились», муз. Т. Ломовой**.

 

— Предложить детям исполнить этюд с музыкой (1-я часть), без пропевания, напомнив предварительно, что движения надо исполнять выразительно.

 

— Педагог выделяет наиболее выразительных детей, отмечая качество их исполнения.

 

— Дети повторно исполняют 1-ю часть этюда. По ее окончании (когда партнеры, подбежав друг к другу, берутся за обе руки) педагог спрашивает: «А дальше?» — и продолжает играть 2-ю часть музыки. Дети должны сымпровизировать движение, выражающее радость встречи двух друзей. (Например, кружение в паре на подскоках.)

 

(Прощание — один из известных вариантов).

 

Занятие № 19

 

(Приветствие.)

 

1. Притопы в значениях подзадоривания и утверждения: рус. нар. мелодия в обр. Е. Тиличеевой; рус. нар. мелодия «Из-под дуба», обр. Н. Метлова**.

 

— Предложить детям вспомнить, какое настроение могут выражать притопы одной ногой. (Утверждение, важность.) Показать другие варианты притопов с этим же значением: поочередно то одной, то другой ногой; с разворотом колена. Дети пробуют исполнить их под музыку («Из-под дуба»), выражая заданное настроение.

 

— «Притопы могут выражать не только уверенность, важность, но и подзадоривание». Показать детям (без музыки) притопывающий приставной шаг, исполняя его в обращении к кому-нибудь из детей и приговаривая: «Ну-ка, покажи, как ты умеешь танцевать». Дети пробуют исполнить движение с музыкой (вместе с педагогом), направляясь от одной стены зала к противоположной.

 

2. Повторение этюда «Встретились», муз. Т. Ломовой**.

 

— Предложить всем детям исполнить этюд полностью (в парах).

 

— Поочередное «выступление» пар исполнителей перед остальными детьми. «Зрители» оценивают «артистов», высказывая свои мнения об их исполнении.

 

(Прощание.)

 

Занятие № 20

 

(Приветствие.)

 

1. Знакомство с музыкой (венг. нар. мелодия: «Чарда») к этюду «Поссорились — помирились»**.

 

— «Я сыграю вам музыку про двух приятелей, вы послушаете, а потом попытаетесь рассказать мне, что между ними произошло». Педагог исполняет музыку на фортепиано.

 

— Дети под руководством педагога составляют сюжет танцевального этюда. Педагог обращает внимание детей на выразительные интонации, исполняя их на инструменте без аккомпанемента, и побуждает детей ассоциировать с этими интонациями определенные действия, жесты.

 

2. Варианты притопов в игровом взаимодействии партнеров: рус. нар. мелодия в обр. Е. Тиличеевой**, рус. нар. мел. «Из-под дуба»**.

 

— Предложить детям разбиться на пары и партнерам встать на значительном расстоянии друг от друга. Объяснить упражнение с помощью одной из пар. Один ребенок приближается к другому, двигаясь боком притопывающим приставным шагом, как бы подзадоривая партнера: «Покажи, как ты умеешь танцевать». Другой должен ответить на это плясовым движением, выражающим уверенность (притопы), как бы говоря: «Я умею танцевать! Вот, как я умею!»

 

— Все дети пробуют исполнить упражнение в парном взаимодействии друг с другом, под музыку.

 

— Педагог предлагает использовать разные варианты утверждающих притопов. Дети повторяют упражнение 2—3 раза подряд, меняясь ролями.

 

(Прощание.)

 

Занятие № 21

 

(Приветствие.)

 

1. Знакомство с притопами в значении гнева, рассерженности.

 

— Вспомнить рассказ про кошку и птичку (см. занятие № 13). Предложить детям показать, как прогоняли кошку (жест «уходи»), «А каким движением еще можно прогнать?» (Топанием ног.) В случае затруднения с ответом показать движение детям. Подвести их к выводу, что притопы, кроме утверждения, уверенности, важности, могут еще выражать гнев, рассерженность.

 

— Дети вместе с педагогом (без музыки) выполняют движение, приговаривая: «Уходи, кошка!» В движении они пытаются выразить гнев, используя при этом соответствующую мимику («сердитое лицо»).

 

2. Коллективное составление композиции этюда «Поссорились — помирились», венг. нар. мел. «Чарда»**.

 

— Исполнить детям музыку, после чего предложить им придумать по ней историю про двух приятелей. Повторно прослушать музыку по фрагментам, обращая внимание детей на ее характер, смену настроений, на отдельные музыкальные интонации, которым могут соответствовать уже известные детям по обучению жесты («иди сюда», «уходи», «не надо», приближения на зов, согласия и др.). На этой основе построить сюжет этюда в виде образного рассказа.

 

— По ходу разучивания этюда педагог напоминает детям, что смотреть надо на того, к кому обращаешься с жестом, а также побуждает их точно соотносить движения с музыкальными интонациями, фразами.

 

(Прощание.)

 

Занятие № 22

 

(Приветствие.)

 

1. Разучивание этюда «Поссорились — помирились», венг. нар. мел.**

 

— Предложить детям послушать музыку, вспомнить, о чем она рассказывает, и показать это в движениях, т. е. восстановить композицию этюда.

 

— Разучивать этюд; побуждать детей к музыкальности движений и выразительности взаимодействия между собой.

 

— Лучшие пары исполнителей «выступают» по очереди. Педагог обращает общее внимание на выразительность пластики и мимики «артистов» и предлагает «зрителям» высказывать свои мнения на этот счет. Этюд исполняется повторно всеми детьми (попарно).

 

2. Знакомство с жестами ласки и плача: упр. «Ласка» муз. Ф. Миллера**.

 

— «Однажды маленький зайчонок вышел погулять. У него было очень хорошее настроение. Он увидел на полянке красивые незабудки и стал собирать букет, чтобы подарить

 

маме. И вдруг, откуда ни возьмись, появился Волчонок на велосипеде. Увидев Зайчонка, он из озорства направил свой велосипед прямо на малыша. Зайка еле успел отскочить в сторону. А когда поднялся, Волчонка и след простыл. Посмотрел Зайка: его красивый букет рассыпался, цветы помяты. И так ему стало обидно, что он... Что сделал? (Заплакал.) А как он заплакал, покажите? (Дети закрывают лицо руками.) А теперь я буду зайчиком. Посмотрите, как зайка заплакал». Педагог ладонями закрывает свое лицо, опустив голову и вздрагивая плечами, будто от всхлипываний.

 

— «А что надо сделать, чтобы зайка перестал плакать? (Пожалеть.) А как? Каким движением можно пожалеть?». (Погладить по плечу, по голове.) Педагог предлагает кому-либо из детей пожалеть зайчика, а сам исполняет роль «обиженного».

 

— Дети делятся на пары и пытаются выполнить упражнение во взаимодействии друг с другом сначала без музыки, затем с инструментальным сопровождением.

 

(Прощание.)

 

Занятие № 23

 

(Приветствие.)

 

1. Освоение жестов ласки и плача: упр. «Ласка», муз. Ф. Миллера**.

 

— Предложить детям вспомнить жесты и исполнить их сначала без музыки; педагог обращает внимание на то, что движение руки должно быть мягким, прикосновение ласковым, объясняет, какими должны быть положения корпуса, головы у «жалеющего», у «обиженного».

 

— Дети выполняют упражнение под музыку. Работа над музыкальностью исполнения жестов.

 

2. Знакомство с притопами в значении упрямства: этюд «Заупрямился», рус. нар. мел. «Я рассею свое горе»**.

 

— Предложить детям вспомнить, какие настроения можно выразить притопами. (Уверенность, важность; гнев.) «А еще притопы могут выражать упрямство. Что значит упрямиться?» (Не слушать других, делать по-своему.) Педагог показывает притопы, выполняя их одной ногой с «закрытым» корпусом и соответствующими движениями рук, кисти которых сжаты в кулаки.

 

— Дети пытаются выполнить движение с музыкой (средняя часть). Педагог обращает общее внимание на самых выразительных исполнителей.

 

— Педагог рассказывает детям сюжет этюда (как несколько «нянек» уговаривают одного «упрямца»). Предлагает послушать музыку и сказать, где звучит «подход няньки», а где — «отпор упрямца».

 

(Прощание.)

 

Занятие № 24

 

(Приветствие.)

 

1. Разучивание этюда «Заупрямился» с элементами импровизации: рус. нар. мел. «Я рассею свое горе»**.

 

— Предложить детям послушать музыку и вспомнить, какую историю в движениях под нее можно показать. Педагог распределяет роли, выбрав на роль «упрямца» одного из самых выразительных детей.

 

— Дети исполняют этюд. Педагог предлагает использовать различные виды притопов (в случае необходимости может подсказать некоторые их варианты) и побуждает детей выразить с их помощью разные настроения (гнев, поддразнивание, укор и т. п.); работа над способами выразительного исполнения роли «упрямца».

 

— Этюд выполняется несколько раз со сменой ролей.

 

2. Повторение жестов ласки и плача: упр. «Ласка», Ф. Миллер**.

 

— Повторить упражнение, обращая внимание на выразительность и музыкальность исполнения.

(Прощание.)

 

Занятие № 25

 

(Приветствие.)

 

1. Знакомство с этюдом «Пожалели», муз. А. Гречанинова**.

 

— Предложить детям послушать музыку («Жалоба») и спросить, о чем она может рассказывать; кратко поговорить о ее характере (грустный, просящий, жалобный) и отдельных «всхлипывающих» интонациях. Исполнить другую музыку («Материнские ласки») и коротко поговорить о ее ласковом, уговаривающем, успокаивающем характере.

 

— Предложить детям придумать сюжет этюда (кто жалуется, почему; кто его успокаивает и т. п.), а затем показать это в движениях под музыку.

 

— Побуждать детей к использованию не только знакомых способов выражения жалобы и ласки, но и других, которые они могут почерпнуть из собственного опыта и наблюдений аналогичных жизненных ситуаций.

 

2. Повторение этюда «Заупрямился», рус. нар. мел. «Я рассею свое горе»**.

 

— Повторить этюд, используя разновидности притопов, исполняя их с различным настроением; работа над выразительностью и музыкальностью исполнения.

 

— Предложить детям закончить этюд так, чтобы «упрямец» перестал упрямиться. «Каким должно быть отношение к человеку, чтобы он смягчился, перестал упрямиться? Что нужно сделать?» (Приласкать.) Предложить нескольким детям исполнить этот вариант «подхода» с музыкой.

 

— Повторить этюд со сменой ролей.

 

(Прощание.)

 

Занятие № 26

 

(Приветствие.)

 

1. Сравнение выразительных значений плясовых движений с элементами «каблучков» и «носочков»: рус. нар. мелодия в обр. Е. Туманян**.

 

— Педагог, поставив ногу (вперед) на носок, обращает внимание детей на то, что «острый носок» придает движению изящество, легкость (вся поза тоже выражает изящество). Поставив ногу на пятку, педагог спрашивает детей, какое настроение, по их мнению, может выражать «задорный носок». (Задор, задиристость, важность, зазнайство.)

 

— «Если шаг выполнить с носка, каким будет этот шаг: изящным или задорным, важным?» (Изящным.) В случае затруднения с ответом показать движение без музыки. «А если шаг — с пятки?» (Важным.) Тоже показать движение (при этом корпус можно слегка откинуть назад, руки сложить за спиной или поставить на пояс).

 

— Дети с музыкой исполняют важный шаг (1-я часть) и изящный шаг (2-я ч.).

 

2. Повторение этюда «Пожалели», муз. А. Гречанинова**.

 

— Предложить детям вспомнить, какими движениями, жестами можно выразить жалобу и ласку (участие). В случае необходимости подсказать им некоторые варианты таких движений.

 

— Под музыку дети исполняют этюд; работа над выразительностью и музыкальностью исполнения.

 

(Прощание.)

 

Занятие № 27

 

(Приветствие.)

 

1. Знакомство с жестами клича и прислушивания (к звукам пространства): упр. «А-у!», муз. А. Гречанинова**.

 

— Показать детям жесты и спросить, что эти жесты могут выражать. В случае затруднения можно подсказать ответ, повторив жест клича с протяжным произнесением слова «а-у!»

 

— Предложить исполнять попеременно то жест клича, протягивая голосом слово «а-у!» (при этом добиваться, чтобы голоса детей звучали звонко), то жест прислушивания. Педагог обращает внимание детей на то, что при чередовании

 

жестов положения рук и корпуса остаются почти неизменными, и только голова поворачивается то в сторону (при прислушивании), то в прямое положение (при кличе).

 

— Вместе с детьми (без инструментального сопровождения) исполнить жест клича с пропеванием слова «а-у!», чередуя его с жестом (молчаливого) прислушивания.

 

2. Продолжение знакомства с плясовыми движениями, включающими элементы «каблучков» и «носочков»: рус. нар. мелодия в обр. Е. Туманян**; «Шарманка», муз. Д. Шостаковича; «Полянка», обр. Н. Метлова**.

 

— Исполнить фрагменты 1-й и 2-й частей рус. нар. мелодии (в обр. Е. Туманян) и спросить детей, под какую из этих частей можно исполнить важный шаг с пятки, а под какую — шаг с носка (или на низких полупальцах). Предложить детям исполнить разновидности шага с музыкой.

 

— Показать детям поочередное выставление на носок то одной ноги, то другой, спросив их, какой характер выражается в таком движении. (Изящный.) «А что нужно изменить в движении, чтобы у него стал задорный характер?» (Поставить ногу на пятку.) Предложить детям послушать фрагменты музыки («Полянка» и «Шарманка») и определить, какая из них подходит для задорного движения, а какая — для изящного.

 

— Дети исполняют движения под музыку, передавая определенный характер (при задорном движении корпус прямой, немного откинут назад, руки «на пояс»; при изящном — корпус прямой, девочки могут взяться за юбочки).

 

(Прощание.)

 

Занятие № 28

 

(Приветствие.)

 

1. Разучивание жестов клича и прислушивания: упр. «А-у!», муз. А. Гречанинова**.

 

— Повторить жест клича с пропеванием слова «а-у!», чередуя его с жестом прислушивания. Используя образный рассказ о детях, заблудившихся в лесу, педагог побуждает воспитанников к более выразительному исполнению.

 

— «Оказывается, эту историю можно рассказать в движениях под музыку». Дети, послушав музыку, определяют (с помощью педагога), каким интонациям может соответствовать жест клича, а каким — жест прислушивания (исполняемого после короткой, легкой пробежки).

 

— Дети исполняют упражнение с музыкой (и с пропеванием слова «а-у!»).

 

2. Варьирование движений с элементами «каблучка» и «носочка»: «Ковырялочка», рус. нар. мел. в обр. Е. Тиличеевой**.

 

— «Мы с вами уже знакомы с плясовыми движениями, где есть «каблучок» или «носочек». Сегодня я покажу вам движения, где есть оба этих элемента». Педагог показывает «ковырялочку» без перетопа: ставит ногу то на носок, то на пятку, выполняя это движение несколько раз подряд (без музыки, в спокойном темпе), — можно в разных вариантах. Предлагает детям подумать, какой характер выражает движение. (И изящество, и задор, и юмор, «подковыривание».) Сообщает название.

 

— Под музыку дети исполняют движение (сначала одной ногой, потом другой). Педагог подсказывает, что в варианте с разворотом колена из «открытого» положения в «закрытое» и обратно можно использовать легкий разворот корпуса, поставив руки на пояс, и повороты головы, как при любовании сапожком то с одной стороны, то с другой.

 

— Педагог побуждает детей к варьированию, изменению движения, добавлению к нему дополнительных элементов (движений рук, перетопа, прыжка и пр.). В случае необходимости можно подсказать словом или показать движение.

 

(Прощание.)

 

Занятие № 29

 

(Приветствие.)

 

1. Повторение жестов клича и прислушивания: упр. «А-у!», муз. А. Гречанинова**.

 

— Дети повторяют упражнение с музыкой и пропеванием слова «а-у!»

 

— Исполнение упражнение с музыкой без пропевания. Закрепление способов выразительного и музыкального исполнения жестов; педагог обращает общее внимание на лучших исполнителей, отмечает успехи других детей.

 

2. Варьирование движений с элементом «носочка»: «Шарманка», муз. Д. Шостаковича**.

 

— Исполнить музыку и спросить, какое движение под нее можно исполнить: с элементом «носочка» или «каблучка». Повторить выставление ноги на носок вперед (с музыкой).

 

— Предложить детям изменить движение, исполнить его по-иному. Последовательно подводить к использованию приемов варьирования: поочередное выставление ног на носок не только вперед, но и в стороны (при этом руки могут быть в положениях «на пояс», «за юбочку», «за спину»). В поиске вариантов движения детям можно помогать вопросами: «Как смягчить движение?» (Добавить полуприседание.) «Как придать движению веселый характер?» (Исполнить его на прыжке: выбрасывание ног вперед, подбивание ног из стороны в сторону.) При этом следить, чтобы стопы не были вялыми; носок должен быть вытянутым, «острым».

 

3. Сотворчество детей и педагога в свободной пляске: грамзапись (на выбор педагога, лучше подвижно-лирического характера).

 

— Педагог танцует вместе с детьми, используя различные движения (показанные на занятии) и побуждает дошкольников подражать своему образцу.

 

— Дети пляшут самостоятельно. Педагог побуждает их прислушиваться к музыке и использовать различные движения, меняя их в соответствии с изменениями в музыке.

 

(Прощание.)

 

Занятие № 30

 

(Приветствие.)

 

1. Знакомство с жестами шептания (на ухо) и прислушивания (к шепоту): упр. «Пошепчемся», латв. нар. полька (вариант 2)**.

 

— «Скажите, как можно сообщить друг другу секрет, чтобы больше никто не слышал?» (Прошептать на ухо.) Педагог шепчет одному из детей (например; «Сейчас к нам придет гость») и просит его передать этот секрет другому, а того — третьему и т. д. (5—6-ти детям.) При этом педагог следит, чтобы шепчущий прикладывал ладонь «рупором» ко рту, а слушающий огораживал свое ухо ладошкой («чтобы больше никто не слышал»). После этого педагог сообщает «секрет» открыто всем детям: «К нам пришел гость».

 

— Педагог показывает куклу (например, Петрушку, желательно больших размеров): «Петрушка пришел к нам в гости, он хочет поиграть с вами в одну игру. Поочередно каждому он будет рассказывать «секрет». К кому он подбежит, тот подставит ушко, вот так, чтобы никто не услышал (показывает жест прислушивания и обращает внимание детей на то, как при этом нужно повернуть голову). Кто лучше выслушает секрет, с тем Петрушка потом потанцует».

 

— Игра-упражнение проводится с музыкой. Педагог (с куклой в руках) выполняет роль ведущего.

 

2. Варьирование плясовых движений с элементом «каблучка»: рус. нар. мел. «Полянка», обр. Н. Метлова**.

 

— Сыграть музыку и спросить детей, какое движение под нее можно исполнить: с элементом «каблучка» или «носочка» (возможны движения и с тем, и с другим элементом, но особое внимание обратить на «каблучки»). Вспомнить и повторить с музыкой выведение ноги вперед на пятку.

 

— Предложить детям изменить это движение, исполнить его по-иному, понуждая к использованию приемов варьирования: поочередное выставление на пятку то одной ноги, то другой и не только вперед, но и в стороны (при этом руки

 

могут быть на поясе, поочередно раскрываться в стороны). В поиске вариантов движения можно помочь детям вопросами: «Как смягчить движение?» (Добавить полуприседание.) «Как придать ему веселый характер?» (Исполнить на прыжке: выбрасывание ног вперед, подбивание из стороны в сторону и др.) При этом следить, чтобы стопа не расслаблялась, «носок должен задорно смотреть вверх».

 

(Прощание.)

 

Занятие № 31

 

(Приветствие.)

 

1. Разучивание жестов шептания и прислушивания: упр. «Пошепчемся», латв. нар. полька (варианты 1 и 2)**.

 

— Вспомнить и повторить игру-упражнение (вариант 2). Педагог обращает внимание детей: при тихом, как бы «бормочущем», звучании музыки выполняется «шепот», а на громкое ее звучание Петрушка «перебегает» от одного ребенка к другому; нужно внимательно вслушиваться в музыку, чтобы быть готовым выслушать секрет Петрушки.

 

— «А теперь Петрушка хочет послушать ваши секреты». Педагог объясняет 1-й вариант упражнения, обращая внимание детей на то, как следует выполнять жест шептания, и на то, что важно вслушиваться в музыку и быть готовым прошептать Петрушке свой «секрет».

 

2. Варьирование плясовых движений с элементом «каблучка»: рус. нар. мелодия «Полянка», обр. Н. Метлова**.

 

— Вспомнить и повторить с музыкой известные варианты с «каблучками».

 

— Спросить детей, что получится, если вместо полуприседания с «каблучками» исполнить глубокое приседание с тем же элементом. (Присядка.) Дети пробуют выполнить движение. «Какое настроение может выражать присядка?» (Ловкость, веселую задорную удаль.)

 

— Педагог обращает внимание детей на способы исполнения присядки и показывает их (прямая спина; при приседании опора на полупальцы обеих ног и разведение колен в стороны; руки на пояс).

 

3. Сотворчество детей и педагога в свободной пляске: грамзапись.

 

— Педагог танцует вместе с детьми, побуждая их использовать различные движения (с элементами «носочков», «каблучков», приседаний, прыжков, с различными положениями и движениями рук, поворотами корпуса).

 

— Дети импровизируют пляску самостоятельно. Педагог может предложить им использовать платочки, плясать не только по одному, но и парами (но не увлекаться кружением в парах). Подсказать, что кружение можно использовать в конце пляски и закончить ее поклоном.

 

(Прощание.)

 

Занятие № 32

 

(Приветствие.)

 

1. Повторение жестов шептания и прислушивания: упр. «Пошепчемся», латв. нар. полька**.

 

— Повторить упражнение, исполняя его то в одном, то в другом варианте. Педагог отмечает выразительность детей, обращая на это внимание остальных, побуждая их к более выразительному исполнению.

 

— «Петрушка хочет немного передохнуть и посмотреть, как мы играем без него». Упражнение повторяется без игрушки. В пляске (при смене ведущих) педагог побуждает детей использовать разные известные им движения и придумывать новые.

 

2. Разучивание и повторение плясовых движений со сменой «открытых» и «закрытых» положений ног: «гармошка» — рус. нар. мел. «Камаринская», обр. Е. Тиличеевой; притопы —

 

рус. нар. мел. «Из-под дуба», обр. Н. Метлова; «ковырялочка» — рус. нар. мел., обр. Е. Тиличеевой**.

 

— «В народном танце есть движения, которые выражают юмор, добрую шутку. Это получается потому, что ноги поворачиваются коленями то внутрь, то наружу». При этом педагог без музыки показывает элемент «гармошки»: то, слегка приседая, поворачивает стопы носками внутрь, то, «вырастая», разворачивает их носками наружу (пятки вместе); руки «на пояс».

 

— Дети пробуют исполнить это движение сначала без музыки, а затем с музыкой.

 

— Педагог предлагает детям вспомнить и повторить (с музыкой) уже известные им движения со сменой «открытых» и «закрытых» положений ног: притопы с разворотом колена — «ковырялочка», а также попытаться придумать другие аналогичные движения.

 

(Прощание.)

 

Занятие № 33

 

(Приветствие.)

 

1. Составление и разучивание композиции этюда «Секрет»**.

 

— Педагог предлагает детям послушать музыку. После слушания проводит краткую беседу о характере музыки. При этом он побуждает детей обратить внимание на отдельные музыкальные интонации и соотнести с ними определенные жесты из числа известных (шептания, прислушивания, «тихо») и движения (осторожный шаг и бег). На этой основе дети (под руководством педагога) составляют короткий сюжет — план этюда.

 

— Под руководством педагога дети выстраивают последовательность движений, соотнося их с музыкой.

 

— Отрабатывать музыкальность исполнения жестов шептания и прислушивания (1—8 такты). Закреплять способы выразительного исполнения этих жестов, в том числе выполнение их партнерами на выпаде навстречу друг другу.

 

2. Освоение способов исполнения «гармошки»: рус. нар. мел. «Камаринская», обр. Е. Тиличеевой**.

 

— Без музыки показать детям, как выполняется перекат стоп (без разворота): а) левая стопа опирается на пятку (носок чуть приподнят над полом), правая — на полупальцы (пятка чуть приподнята над полом); б) перекатом положение меняется на противоположное (левая опирается на полупальцы, правая — на пятку); в) перекатом положение меняется на первоначальное и т. д. Это же упражнение выполнить с разворотом стоп (см. «Гармошка»*** — п. 2, п. 3).

 

— Без музыки дети осваивают выполнение «гармошки» в спокойном темпе.

 

— «Гармошка» исполняется в спокойном темпе под музыку.

 

(Прощание.)

 

Занятие № 34

 

(Приветствие.)

 

1. Разучивание этюда «Секрет»**.

 

— Вспомнить и повторить с инструментальным сопровождением первую половину этюда (1—8 такты).

 

Отрабатывать музыкальность и выразительность исполнения движений второй половины этюда (9—16 такты): осторожного бега с остановками, осторожного шага и быстрого мелкого бега, оканчивающегося жестом «тихо».

 

— Повторить этюд от начала до конца, закрепляя точное соотнесение движений с определенными музыкальными интонациями.

 

2. Разучивание плясового движения «гармошка»: рус. нар. мел. «Камаринсткая, обр. Е. Тиличеевой**.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.