Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Е. В. Горшкова 3 страница



 

Руки с «открытыми» ладонями могут выражать доверие, открытость. Этот жест — в шутливом, игривом характере — используется в известной пляске «Покажи ладошки» [4] и аналогичном упражнении «Покажите руки» [18], которые можно предложить детям для исполнения, чтобы подготовить их к этюду «Давай дружить».

 

Овладев жестами «прошу» и «не надо» в различных вариантах, дети успешно осваивают другую пару контрастных жестов: «иди сюда» и «уходи», — которые по структуре являются более сложными. Если движения, выражающие просьбу и отстранение, состоят из одного элемента (вытягивания руки вперед), то жесты «иди сюда» и «уходи» — из двух элементов.

 

Чтобы выполнить жест «иди сюда», нужно сначала вытянуть руку вперед (по направлению к партнеру), повернув кисть ладонью вверх, а затем махнуть ею «к себе». Без этого предварительного вытягивания руки жест теряет амплитуду, размах, без которых невозможно его выразительное исполнение. Кроме того, одновременно с махом рукой «к себе» кисть должна мягко согнуться в запястье, как бы закругляя движение. Наоборот, жест «уходи» выполняется из положения, когда рука согнута перед грудью, и вертикально поставленная кисть отвернута ладонью «от себя». Затем мах рукой «от себя», во время которого кисть сначала «отстает», а потом сгибается в запястье (вниз), придавая жесту закругленную завершенность.

 

После того, как педагог объяснит значения и покажет способы выполнения жестов, дети повторяют их вместе с педагогом, осваивая координацию движения при смене махов то «к себе», то «от себя». Они выполняют жесты без музыки, одновременно проговаривая слова: «иди сюда — уходи — иди сюда — уходи». Произносить эти слова можно с контрастной интонацией: ласково — сердито. Такое упражнение помогает дошкольникам лучше понять разницу в значениях и технике выполнения этих жестов. Но на него не стоит тратить много времени и после нескольких проб следует перейти к другим заданиям.

 

Работу над выразительностью жеста «иди сюда» целесообразней начать с исполнения его детьми в ласковом характере и спокойном темпе. Неспешность движений облегчает педагогический контроль и самоконтроль детей за правильностью их выполнения. Такая осознанность дошкольниками при освоении двигательных навыков особенно важна на первых порах их знакомства с жестом. Она базируется на понимании детьми значения жеста и их старании выразить с его помощью определенное отношение или настроение.

 

Ласковый характер исполнения сравнивается с веселым, при котором жест выполняется более энергично, с акцентом на махе рукой «к себе». Почувствовать разницу в контрастных характерах исполнения детям помогает соотнесение движений с различным голосовым интонированием слов «иди сюда»: мягкое, протяжное их произнесение меняется на более упругое и звонкое их звучание. Педагогу следует добиваться, чтобы детские голоса звенели, звучали звонко и свободно, но без крика. Это помогает детям придать движениям нужный характер, а также преодолеть собственное смущение и мышечную «зажатость», вызывает у них прилив положительной эмоциональной активности. На этом фоне работа над развитием у дошкольников соответствующей мимической выразительности проходит очень эффективно.

 

В контрасте с веселым и ласковым характером призывного движения прогоняющий жест выполняется «сердито», решительно. При этом можно предложить воображаемую ситуацию, будто нужно прогнать кошку, которая охотится за маленькой птичкой. Жест сопровождается громким, требовательным проговариванием слова «уходи» и соответствующей мимикой.

 

При активном характере этого жеста у детей могут появляться ошибки в его выполнении, например, «сбрасывание» кисти, которое придает всему жесту «дерганный», неестественный характер. Для исправления этой ошибки во время разминки можно предложить подготовительные упражнения: мягкие встряхивания кистями рук, «качание руками», «мельница» [5; 6; 22; 24].

 

На материале простейших упражнений и этюдов, включающих жесты «иди сюда» и «уходи» продолжается обучение детей приемам игрового взаимодействия в танце: дети знакомятся с тем, какими движениями можно «отвечать» на жесты. Например, жест «иди сюда» предполагает приближение к зовущему, а жест «уходи» — удаление от него.

 

В одном из таких упражнений обмен «репликами» проводится с использованием куклы, которая в руках ведущего (педагога) исполняет роль «отвечающего»; она «подбегает» к тому, кто «зовет» ее лучше всех. Первоначально упражнение разучивается с пропеванием слов без инструментального сопровождения. Дети (вместе с педагогом, а затем самостоятельно) пропевают слова «иди сюда» на соответствующую мелодию (Игра с куклой)**, жестом подзывая куклу к себе. Следует добиваться, чтобы интонация голоса была ласковой, и с ней сочетались мягкая «интонация» жеста и доброжелательное выражение лица.

 

Затем это упражнение исполняется с инструментальным сопровождением и пропеванием слов. И только, когда дети более или менее сориентируются в музыке, пропевание слов вслух можно «снять». На этом этапе необходимо обратить специальное внимание на музыкальность исполнения движений. Можно предложить детям вслушаться в музыкальные интонации, сыграв на инструменте одну только мелодию, без аккомпанемента. Затем дети исполняют жест в очень спокойном темпе с мелодическим сопровождением, который (после нескольких проб выполнения упражнения) как бы незаметно дополняется аккомпанементом.

 

Когда упражнение освоено детьми, из них можно выбрать на роль ведущего того, кто наиболее выразителен и музыкален в движении (это хороший способ поощрить остальных к более выразительному исполнению). В данном случае дошкольники не только наблюдают со стороны, как можно «отвечать» на жест, но и сами, по очереди, принимают на себя роль «отвечающего».

 

Дальнейшая работа над выразительностью жеста идет на материале простейшего этюда «Встретились» (муз. Т. Ломовой)**,

 

где дети взаимодействуют с помощью жестов уже не с куклой, а друг с другом. Основное внимание здесь важно уделить закреплению у каждого ребенка умения удерживать взгляд на партнере, не отвлекаться от него, а также передавать в движении свое отношение к нему (в данном случае — радость от встречи). Кроме того, следует поработать над музыкальностью движений, используя приемы, которые уже упоминались: вслушивание в мелодию, различение ее фрагментов по интонациям, ритму, исполнение этюда детьми в сопровождении мелодии (без аккомпанемента) и др.

 

Подобным образом можно разучивать не весь этюд, а лишь его начало, соответствующее первой части музыкального произведения. Когда этот фрагмент будет освоен детьми, можно предложить им задание на завершение этюда. Возможен такой вариант: после того, как дети исполнили известную им начальную часть этюда педагог спрашивает: «А дальше?» — и продолжает играть вторую часть музыки, которую дети еще не слышали. Дошкольники могут сымпровизировать движение, которое выразило бы радость двух встретившихся друзей.

 

Более сложное задание на коллективное сотворчество заключается в придумывании детьми небольшой композиции на новом музыкальном материале — этюд «Поссорились — помирились» (венг. нар. мел «Чарда»)**. Сначала дети слушают музыкальное произведение и под руководством педагога составляют сюжет про то, как двое приятелей, встретившись, вдруг поссорились, а потом помирились. При прослушивании педагог обращает внимание детей на музыкальные интонации, которым могут соответствовать уже известные детям по обучению жесты («иди сюда», «уходи», «не надо», согласия, приближения на зов и др.).

 

После этого дети, разбившись на пары, составляют композицию движений под руководством педагога, который помогает им вопросами, уточнениями, пояснениями. Составленную композицию можно повторить несколько раз, побуждая детей к более выразительному исполнению, предлагая лучшим исполнителям «выступить» перед остальными детьми.

 

Помахивания кистью «от себя» (похожие на жест «уходи») могут иметь значение прощания. Этот жест используется в некоторых известных детских плясках, например, таких, как «До свидания», «Прощаться — здороваться» [4], которые можно предложить детям в системе обучения языку движений.

 

Следующая пара жестов, с которыми знакомятся дети — это жест ласки, участия и жест плача, печали. Первый из них более важен в обучении, т. к. освоение его детьми может, с одной стороны, оказывать воспитательное воздействие на исполнителей и, с другой, — способствовать развитию у них мягкой пластики рук. Однако этот жест невозможно исполнять без взаимодействия с партнером, на которого направлена ласка. Поэтому простейшее упражнение заключается в том, что один ребенок, изображая плачущего, стоит, закрыв лицо руками, а другой «жалеет» его: ласково гладит по плечу и утешающе приговаривает «не плачь». При распределении ролей предпочтительнее, чтобы мальчик «жалел» девочку или девочка — девочку. Можно предложить воображаемую ситуацию, в которой «плачущий» принимает на себя образ какого-нибудь персонажа (занятие № 22)*. Это помогает предотвратить отказы детей выполнять жест плача, который особо нелюбим мальчиками.

 

Первоначально упражнение выполняется без музыки. Педагог объясняет значения и способы выразительного исполнения жестов. «Плачущий», закрыв лицо руками, наклоняет голову вперед-вниз, плечи его приподняты и вздрагивают, будто от всхлипываний. Педагог показывает движение (присев на корточки), предварительно попросив, чтобы кто-нибудь из детей его «пожалел». После этого можно предложить одному из наиболее артистичных детей исполнить роль «обиженного». В дуэте с ним педагог показывает жест ласки и одновременно поясняет способы его выразительного исполнения. «Жалеющий» поглаживает «обиженного» по плечу, пытаясь заглянуть ему в лицо; при этом прикосновения руки должны быть мягкими, нежными, бережными, а на лице «жалеющего» должно выразиться сочувствие.

 

То же упражнение — «Ласка» — исполняется под музыку Ф. Миллера**. Внимание детей обращается на выразительность интонаций музыки, похожих на вздохи, с которыми нужно соотносить поглаживающие движения руки.

 

Работу над жестами ласки и плача можно продолжить на материале этюда «Пожалели» (муз. А. Гречанинова)**. Эту музыку можно сначала предложить детям для самостоятельной импровизации, где бы они не только использовали известные по обучению движения, но и попытались найти новые, опираясь на собственный опыт и наблюдения повседневного общения людей в подобных ситуациях. Удачные находки можно закрепить и составить на их основе композицию этюда (один из возможных вариантов предложен в пособии**). При разучивании этюда внимание обращается на выразительность и музыкальность исполнения.

 

В работе над упражнениями с этими жестами педагогу важно учитывать следующее. Прикосновение одного ребенка к телу другого, особенно при достаточно длительном взаимодействии (пока звучит музыкальный фрагмент) может восприниматься обоими партнерами более или менее напряженно. Чем продолжительне период такого игрового упражнения, тем больше накапливается напряжение, возбуждение. Непроизвольная реакция детей, «сбрасывающая» это напряжение, — смех, возня и др. Особенно вероятна такая реакция у детей тревожных, гиперактивных, легковозбудимых, не привычных к ласке или не имеющих достаточного опыта «артистичного» исполнения, склонных к подражанию более активным и шаловливым сверстникам. Педагогу важно понимать природу подобной реакции и не ругать детей за «нарушение дисциплины». Тем не менее, очевидно, что проявление такой реакции разрушает необходимое для упражнения настроение детей и всякую работу над выразительностью жеста. Чтобы предупредить возникновение подобной ситуации, педагогу следует особо внимательно отслеживать появление признаков нежелательной реакции и, если требуется, давать упражнение более короткими фрагментами (делая паузы между музыкальными периодами или фразами),

 

сократить число повторений упражнения в рамках одного занятия, вернувшись к нему на следующем; особо отметить тех, кому удалось выразительно исполнить жесты и свою роль в целом.

 

Далее детей обучают жестам клича и прислушивания (к звукам пространства). Сами по себе эти жесты достаточно просты: при изображении клича ладонь «рупором» прикладывается к приоткрытому рту; при изображении прислушивания «рупор» ладони приставляется к уху***. Выразительность этим жестам придает положение корпуса, который подается в сторону посылаемого или воспринимаемого «звука». Когда человек действительно кричит, окликает кого-либо или действительно прислушивается к отклику, то подобное движение корпуса выполняется непроизвольно. Если же клич или прислушивание изображаются (без участия голоса), то детям довольно трудно овладеть этим выразительным движением.

 

Первоначально можно предложить детям упражнение «А-у!» (без музыки). Выполняя жест вместе с педагогом и по его образцу, дети звонкими, высокими голосами кричат: «а-у-у!» Звук тянется, и одновременно с ним тянется корпус в сторону посылаемого клича («корпус тянется за звуком»). Оборвав звук (одномоментно), дети прислушиваются, нет ли на него «отклика». При этом корпус, руки остаются в прежнем положении, и лишь голова поворачивается в сторону так, что ухо оказывается рядом с «рупором» ладони, т. е. оно обращено в направлении «улетевшего звука» и ожидаемого на него «отклика».

 

При смене жестов основная ошибка детей заключается в том, что они, держа голову неподвижно, переносят «рупор» ладони ото рта к уху и обратно. В результате получается, что кричат они в одну сторону, а к «отклику» прислушиваются в другую. Это выглядит неестественно и даже бессмысленно. Предупредить подобную ошибку можно, если с самого начала обратить внимание детей на важность поворота головы и специально отработать его. Кроме того, можно использовать воображаемую ситуацию, как заблудившиеся дети

 

ищут дорогу в лесу. На первых порах в это игровое упражнение можно включить реальный отклик. Например, два — три ребенка встают в разных углах зала; к кому из них будет обращено громкое «а-у», тот и откликается (тихим «а-у»). В этом случае дети лучше понимают смысл движений.

 

Когда координация движений при смене жестов в основном освоена детьми, можно предложить им простейшую композицию, где жесты исполняются с пропеванием и инструментальным сопровождением: упражнение «А-у!» (муз. А. Гречанинова)**. Использование приема пропевания, сопровождающего жест, помогает детям лучше, выразительнее протягивать звук и соотносить движения с музыкой. Это способствует развитию у них выразительности и музыкальности исполнения упражнения.

 

В дальнейшем, когда это упражнение исполняется детьми без пропевания, следует еще раз напомнить им, что историю про заблудившихся детей нужно «рассказать движениями», которые должны быть понятными без слов, т. е. быть «выразительными».

 

Положение руки, ладонь которой прикладывается «рупором» ко рту или уху, используется также в жестах шептания (на ухо другому) и прислушивания (к шепоту на ухо). Они, в отличие от предыдущей пары жестов, обязательно исполняются во взаимодействии двух партнеров. В этом и состоит их сложность.

 

Исполнение этих жестов, когда они чередуются друг с другом, требует от ребенка четкой координации своих движений с движениями партнера. Кроме того, здесь применяется новый прием игрового взаимодействия, с которым дети еще не сталкивались. Если прежде взаимодействие между партнерами устанавливалось тогда, когда они смотрели друг на друга, то теперь один должен отворачиваться от другого: чтобы послушать, что шепчет приятель, необходимо повернуть голову в сторону от него и подставить ухо (приложив к нему ладошку «рупором»).

 

При чередовании жестов детям трудно скоординировать свои движения с партнером. Поэтому характерной является

 

следующая ошибка: партнеры стоят лицом друг к другу, и «шепчущий», не дотягиваясь до уха своего товарища, «шепчет», уткнувшись ему в щеку. У обоих такая игра вызывает недоумение.

 

Чтобы предупредить эту ошибку, можно использовать последовательность нескольких заданий. Прежде всего можно предложить детям пошептаться друг с другом «на самом деле», чтобы они проследили, почувствовали, как они при этом выполняют движения. Педагог специально обращает их внимание на положение головы и рук при выполнении жестов.

 

Упражнение «Пошепчемся» (латв. нар. мелодия)** проводится в виде игры под музыку, где дети взаимодействуют не друг с другом, а с куклой. В нем навыки выполнения жестов отрабатываются изолированно друг от друга, поэтому упражнение имеет два варианта, построенных по схожему плану. Кукла (в руках ведущего) «бежит» по кругу от одного ребенка к другому, и каждый, к кому она «подбегает», должен ей «прошептать секрет» на ухо. Или наоборот, кукла «сообщает секрет» по очереди всем детям, стоящим в кругу, и каждый, к кому она «подбегает», должен подставить ухо, оградив его ладошкой, как рупором, «чтобы никто, кроме него, не услышал секрет».

 

Использование куклы в игровой ситуации не только помогает детям освоить жесты и их координацию с движениями партнера, но и повышает эмоциональную активность играющих, способствует развитию музыкально-двигательной выразительности. Кукла должна быть яркой, вызывающей у детей желание поиграть («пошептаться») с ней. Поэтому лучше в данном упражнении использовать игрушки, типа Петрушки, Чебурашки, у которых укрупнены уши. Хорошо, если у игрушки также будут подвижные, гибкие руки и укрупненные кисти. Использование куклы с такими особенностями помогает детям успешней овладевать выразительным исполнением жестов. В этом упражнении следует специальное внимание уделить музыкальности исполнения: соотнесению «шептания» с мотивами, звучащими тихо, и перебегания с громким звучанием музыки.

 

При усложнении этого упражнения роль ведущего, которую «выполняла» кукла, предлагают ребенку, наиболее выразительному в движениях, жестах. На этом этапе идет закрепление приемов музыкального и выразительно-пластического исполнения упражнения.

 

Затем можно приступить к выполнению жестов шептания и прислушивания, чередуя их один с другим. В таком варианте они представлены в небольшом этюде «Секрет»**, который разучивается по частям (занятия № 33—35)*. Для развития у детей выразительного музыкально-пластического исполнения этюда используются методы и приемы, о которых уже упоминалось.

 

Дальнейшая работа над жестами, названными в этой главе, идет на материале танцевальных этюдов с элементами сюжета (см. главу третью), а также сюжетных танцев и развернутых танцевальных спектаклей (см. главу четвертую).

 

Глава 3

Танцевальные упражнения и этюды

 

Для обучения дошкольников танцевальным движениям отобраны движения народного танца, которые понятны детям по выразительному содержанию и доступны по способам выполнения. Среди них: разновидности качаний, притопов, «каблучков» и «носочков», танцевального шага, а также движения с «открытым» и «закрытым» положением стопы***, различные прыжки и повороты, выражающие разнообразные эмоциональные состояния. Их дополняет плясовая жестикуляция (открывание и закрывание рук, поклоны и др.), в которой органично сплавляются танцевальные и пантомимические моменты.

 

Обучение детей движениям народного танца целесообразно начать с разновидностей качаний. Большинство качаний — простые движения. Они могут выполняться путем перевода тяжести тела с ноги на ногу или (и) колебаний вниз-вверх за счет пружинных движений колен и стоп. Освоение

 

качаний дошкольниками очень полезно, т. к. способствует развитию у них чувства равновесия, координации — тех качеств, без которых невозможно свободное, непринужденное движение в пространстве. Качания обладают широкой многозначностью. При сочетании с различными изобразительными движениями рук они позволяют имитировать некоторые природные явления, трудовые процессы, могут широко использоваться в танце.

 

Знакомство детей с качаниями можно проводить на материале упражнений и этюдов. Простейшее из них — упражнение «Баю-бай» (муз. Н. Римского-Корсакова)**. Выполняя качания из стороны в сторону (стоя в полный рост и поставив ноги «на ширине плеч»), дети убаюкивают кукол ко сну.

 

Несмотря на простоту движений, дети могут допускать ошибки при исполнении этого упражнения. Например, вместо перевода тяжести тела с ноги на ногу, они покачивают одним корпусом, наклоняя его то в одну, то в другую стороны. Для предупреждения такой ошибки можно предложить детям подготовительное упражнение «Маятник», которое выполняется без музыки [24]. Другая ошибка: убаюкивая кукол, дети часто отвлекаются на соседей, что мешает им «погрузиться» в игровую ситуацию и выразительно исполнять движение. В этом случае можно сказать ребенку: «Посмотри на свою куклу, иначе ты не сможешь понять, засыпает она или нет». При этом надо объяснить, что качания должны быть мягкими, плавными, без рывков и толчков, «чтобы не разбудить куклу».

 

Дальнейшую работу над этим упражнением можно проводить без кукол, т. е. дети должны представить и показать в движении, будто они укачивают их. Подобные задания достаточно сложны, т. к. требуют от детей особой сосредоточенности внимания, однако они очень полезны для развития воображения и фантазии и тем самым готовят детей к творчеству.

 

Нужно помочь каждому ребенку представить мысленно свою куклу, расспросить (очень кратко), во что одета его воображаемая

 

кукла, какой у нее цвет глаз, волос; предложите посмотреть, «закрыла кукла глаза или нет»; следить, чтобы во время исполнения упражнения взгляд ребенка был направлен на лицо воображаемой куклы. При этом можно подсказать детям, что сложенные перед грудью руки должны быть на некотором расстоянии от корпуса, не прикасаться к нему, «иначе кукле будет тесно (больно), и она не уснет».

 

Первые попытки выполнения такого задания еще достаточно трудны для детей среднего дошкольного возраста. В силу возрастных особенностей дошкольники хотят действовать, «играть» с реальной куклой, а без нее дети быстро теряют интерес к упражнению и перестают выполнять его выразительно. В этом случае можно использовать стимулирующий прием. Перед тем, как дети начнут исполнять упражнение, сказать им: «Кто из вас сумеет представить свою куклу, как живую, и убаюкать ее так, чтобы и я увидела, что она уснула, тот при повторе будет укачивать настоящую куклу». И после окончания упражнения поощрить наиболее выразительных детей. Как правило, оставшиеся без кукол при повторении упражнения очень стараются исполнить его более выразительно. Правда, есть такие дети, которым даже при большом старании не удается сразу достичь желаемой выразительности. Но если они стремятся к этому, делают хоть самые маленькие успехи на этом пути, их тоже необходимо поощрить.

 

То же качание из стороны в сторону встречается в упражнении «Ветерок — ветер» на муз. Л. Бетховена**. В двигательном отношении оно более сложное, чем предыдущее упражнение. Здесь предполагается работа над мягкой пластикой рук и активным участием корпуса в общем движении (наряду с переводом тяжести тела с ноги на ногу). Важно следить, чтобы кисти, пальцы рук были мягкими, свободными; руки, слегка согнутые в локтях, раскачивались из стороны в сторону так, чтобы не загораживали лица и не касались головы; при этом плечи должны быть опущены, ненапряжены, голова участвует в общем движении легким покачиванием, а взгляд направлен вверх, на кисти рук. Такое исполнение

 

способствует передаче образа качающегося от ветра дерева.

 

В качестве подготовительных упражнений (в разминке) детям можно предложить: вращения и встряхивания кистями рук, поднимание и опускание плеч, наклоны, повороты, вращения головой, выполняемые без музыки [24], а также различные маховые движения руками под музыку, например, «Мельница» [6; 18; 22].

 

Качание из стороны в сторону, но в положении «стоя на коленях», используется в этюде «Игра с водой» (муз. Ф. Шуберта)**. Как в предыдущем упражнении, здесь тоже участвуют руки, но они качаются не вверху, над головой, а плавно двигаются внизу («как будто плещутся в воде»). Следует обратить внимание детей на эти сходства и различия в движениях, которые можно рассматривать в качестве вариантов качаний, передающих разнообразное содержание.

 

В работе над этим этюдом необходимо развивать у детей мягкость кистей, которые как бы отстают от движения рук. (Чтобы дети могли лучше прочувствовать мышечные ощущения при этом движении, можно предложить им дома, перед купанием, опустить руки по запястья в воду и свободно поводить ими из стороны в сторону.) Для выразительности движения очень важно не напрягать плечи и не прижимать руки к корпусу в области подмышек, между руками и корпусом должно быть свободное пространство («воздух»).

 

В качестве подготовительных упражнений (в разминке), предупреждающих ошибки в этом этюде и совершенствующих качество движений, можно использовать уже названные: опускание и поднимание плеч, «паровозики» (движение плеч по кругу: вперед-вниз-назад-вверх и т. д., и в обратном направлении); наклоны, повороты, вращения головой; встряхивания, вращения кистями; маховые движения руками и др. [22; 24].

 

Можно предложить детям поискать варианты исполнения этюда. Например, в первой его части возможны следующие варианты. На 1—4 такты: обе руки двигаются одновременно то вправо, то влево; или же их можно то разводить в разные

 

стороны, то скрещивать перед собой внизу. На 5—6 такты: руки можно поднять вверх перед собой с опущенными вниз кистями так, будто с пальцев капает вода, с последующим встряхиванием кистями «от себя» вниз; или вместо этого «зачерпнуть воду» в ладони и поднять руки вверх перед собой с последующим «подбрасыванием воды» вверх. Вероятно, дети или педагог сумеют придумать и другие варианты, в которых движения будут передавать игровой образ и соотноситься с музыкальными интонациями.

 

Этюд «Игра с водой» может исполняться детьми во взаимодействии друг с другом, особенно это касается второй части. Расположившись общим кругом (или попарно лицом друг к другу) они «брызгают водой» на соседей и загораживаются от «встречных брызг» (занятия № 7—8)*.

 

Качание «вперед-назад», при котором тяжесть тела переводится с выставленной вперед ноги на опорную и обратно, используется в упражнении «Перетягивание каната» (муз. Д. Львова-Компанейца)**. Усложнение этого качания, по сравнению с предыдущими, заключается в том, что перевод тяжести тела с ноги на ногу сочетается с одновременным полуприседанием то на одной опорной ноге, то на другой. Это полуприседание придает движению особую выразительность, динамичность, и над ним необходимо специально поработать (пока не включая в движение руки). Важно добиваться большей пружинности в коленях. С этой целью в качестве подготовительного упражнения (при разминке) детям можно предложить упражнение «Пружинки» [5; 22].

 

Включение в движение рук, имитирующих перетягивание каната, очень воодушевляет детей. Однако им не сразу удается сочетать одновременно движения рук и ног. Начиная активно действовать руками, они «забывают про ноги», не устоявшийся еще двигательный навык качания как бы утрачивается. Поэтому педагогу нужно постоянно напоминать детям, как качаться с ноги на ногу. При этом можно подчеркнуть, что перетягивание каната — тяжелая работа, и в движении должно быть видно усилие. Полезным бывает медленное выполнение движения (без музыки) по показу

 

педагога (можно со словами: «и — ух!» или «раз, два — взяли!»).

 

Одновременно с этим необходимо работать над выразительностью имитационных движений рук. Сначала дети (стоя врассыпную по залу) осваивают их каждый сам по себе, не согласовывая их с движениями своих товарищей. На этом этапе освоения важно четко показать и объяснить прием имитирования: взяться за воображаемый канат (держа руки перед собой, один кулак впереди другого), перетянуть его назад сбоку от корпуса и разжать пальцы рук, чтобы снова перехватить канат (впереди себя) для последующего перетягивания. Очень важно обратить внимание детей на движения пальцев, которые то сжимаются в кулаки (впереди), то разжимаются (сзади). В противном случае бывает, что дошкольники, сжав кулаки, начинают размахивать руками вперед-назад сбоку от корпуса, что совершенно не похоже на изображаемое движение.

 

Чтобы дети лучше почувствовали это движение, можно дать им настоящий канат (или длинную толстую веревку) для перетягивания. Особое внимание здесь нужно обратить на согласованность, одновременность действий детей. После нескольких подобных проб дошкольники (уже без веревки) пытаются изобразить перетягивание каната, как это делают матросы на корабле. Это движение можно включить в композицию пляски моряков.

 

Качания вниз-вверх, основанные на полуприседании, можно использовать для изображения пловцов или всадников, покачивающихся в седлах. Руки при этом выполняют соответствующие имитационные движения: в первом случае — как в плавании «брассом», во втором — будто держа вожжи.

 

Благодаря использованию воображаемых ситуаций, связанных с определенными музыкальными образами и позволяющих обыграть движение, успешно решаются многие задачи обучения: у детей развивается осмысленность движений, выразительность и музыкальность исполнения, дошкольники убеждаются, что движения могут выступать в разных



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.