Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Е. В. Горшкова 4 страница



 

вариантах и передавать многочисленные значения. К такому выводу-обобщению необходимо подвести детей.

 

Полуприседания могут использоваться не только в имитационных движениях; это один из основных приемов народного танца. Полуприседание может выражать мягкость (при плавном исполнении) или юмор с оттенком неожиданности (если исполняется отрывисто, с остановками). Полуприседание может быть самостоятельным движением или входить в состав более сложного в качестве одного из его элементов.

 

Как самостоятельные движения используются повторяющиеся пружинные или одиночные полуприседания. В этом случае они могут сочетаться с разнообразной плясовой жестикуляцией рук, корпуса, головы. Упражнения, построенные на таком сочетании, — это простейшие комбинации, позволяющие развивать у детей умение танцевать «всем телом».

 

В таких упражнениях специальное внимание уделяется освоению детьми движений рук, корпуса, головы, принятых в народном танце. Знакомство с этими движениями идет «от простого к сложному». Например, пружинные полуприседания сначала выполняются с поставленными на пояс руками, «подбоченившись». При этом нужно обращать внимание дошкольников на то, что положение корпуса должно быть «открытым» (т. е. спина — прямой, плечи — «расправленными»), подбородок — чуть приподнятым, а выражение лица — приветливым, мягким, немного лукавым. Затем к этому движению можно добавить покачивания головой из стороны в сторону, потом в него можно включить движение корпуса, который наклоняется или поворачивается из стороны в сторону. В другом случае можно учить детей сочетать с полуприседаниями открывание и закрывание рук: обеих вместе или по одной (в то время как другая остается на поясе). При этом обязательно участие головы, сопровождение взглядом движений рук (занятия № 12—14)*.

 

Характерные ошибки детей в этом упражнении — выполнение его не в танцевальном, а в физкультурном характере:

 

открывание обеих рук в стороны рывком, заводя их далеко за спину; аналогичное открывание одной руки сопровождается еще и сильным поворотом корпуса. Подобный стиль исполнения особенно характерен для мальчиков. При этом в руках нет мягкости, локти выпрямлены, плечи напряжены и приподняты, шея малоподвижна.

 

Исправить подобные ошибки помогает напоминание детям, что данное движение должно выражать мягкую, открытую доброжелательность, что руки при открывании останавливаются не точно в стороны, а из-за мягко округленных локтей выводятся чуть вперед так, чтобы «открытые» ладошки оставались в поле зрения. Исполнение упражнения в спокойном темпе позволяет детям проконтролировать правильность своих движений. Кроме того, уже упоминавшиеся дополнительные упражнения на развитие мышечного чувства помогают снять излишнее напряжение в руках, плечах, шее.

 

Полуприседания в качестве составного элемента могут включаться в различные движения, придавая им мягкость, упругость, плавность. Часто дополнение полуприседания к тому или иному движению является одним из приемов его варьирования, усложнения. Этот прием, в частности, широко используется в различных видах шага. Например, приставной шаг (в сторону) может выполняться без приседания и с приседанием (занятие № 15)*.

 

На основе этого вида шага можно построить игровое взаимодействие партнеров, в процессе которого освоение способов исполнения движения идет очень эффективно. Один из вариантов такого взаимодействия предложен в упражнении «Платочек» (рус. нар. мел. «Пойду ль, выйду ль я»)**. Здесь разновидности приставного шага исполняются как «подход» к партнеру. Наряду с этим обыгрываются действия с платочком. В связи с этим педагогу необходимо обратить внимание детей на то, как держать платочек (за уголок), как набрасывать его на плечо партнера и др. Следует показать эти действия и выучить их с детьми отдельно, без музыки. Удобней будет использовать в этом упражнении небольшие косынки из легкой «газовой» ткани.

 

Вместе с тем детям еще трудно согласовывать движения ног, рук, корпуса, головы. Поэтому следует исполнять в спокойном темпе. Достичь выразительности и музыкальности движений здесь удается, если дети не суетятся, а выполняют упражнение неторопливо, внимательно прислушиваясь к музыке.

 

Полуприседания в качестве составного элемента могут входить и в другие сложные движения. Некоторые из них будут рассмотрены позже.

 

Обучение дошкольников притопам — в соответствии с методикой — начинается с объяснения одного из присущих этому движению значений. Показывая притопы одной ногой, выражающие уверенность, утверждение, необходимо обращать внимание детей на способы выполнения движения: ногу следует приподнять над полом «перед собой» так, чтобы голень была перпендикулярна его поверхности, а стопу оттянуть носком «на себя», после чего ударить всей стопой в пол (как припечатать). Такое внимание к технике движения обусловлено многочисленными ошибками детей, снижающими выразительность исполнения притопов. Например, некоторые дети откидывают полусогнутую в колене ногу назад, из-за чего последующий удар в пол приобретает «смазанный» характер. У других при подъеме полусогнутой в колене ноги «перед собой» стопа оказывается вялой, из-за чего удар в пол значительно смягчается, и теряется нужный характер утверждения.

 

Для исправления этих ошибок педагог может объяснением и показом напомнить, в каком характере должно исполняться движение: твердо, сильно, уверенно, как бы доказывая «вот, как я умею танцевать», «я могу танцевать». Нужно сказать, что стремление детей передать в притопах утверждающий характер способствует не только выразительному исполнению, но и помогает дошкольникам преодолеть собственную неуверенность, если они сомневаются в своих танцевальных возможностях (особенно это касается мальчиков).

 

Можно познакомить детей с несколькими разновидностями утверждающих притопов: одной ногой, поочередно двумя

 

ногами, перетопом (известным также под названием «три притопа»), приставным шагом с притопом, притопом с разворотом стопы (из «открытого» в «закрытое» положение и обратно)***.

 

Каждое из этих движений после непродолжительного начального освоения соединяется с плясовой жестикуляцией рук, корпуса, головы, что может придать притопу дополнительный смысл. Например, приставной притопывающий шаг при добавлении к нему «поддевающих» движений корпусом, плечом, приобретает подзадоривающий характер***.

 

Несколько разновидностей притопов можно объединить в небольшие композиции, основанные на игровом взаимодействии партнеров, типа «перепляса». Например, один ребенок боковым притопывающим шагом направляется к другому, как бы подзадоривая: «покажи, как ты умеешь плясать»; а тот «отвечает» утверждающе — «вот, как я умею!» — исполняя любой из известных притопов на выбор. Такое взаимодействие очень оживляет детское исполнение, усиливает выразительность движений, носит некоторые черты импровизации.

 

Притопы могут выражать не только утверждение, важность, подзадоривание, но и гнев, упрямство и др. Гнев можно передать с помощью топочущего шага, который выполняется в наступлении на партнера. Эта разновидность притопов может сочетаться с прогоняющим жестом («уходи») и используется в композиции этюда «Поссорились — помирились»** (см. главу 2). При выполнении движений в этом значении корпус немного наклоняется вперед, плечи приподнимаются (руки могут быть поставлены на пояс), на лице выражается рассерженность. Как правило, если один из партнеров исполняет гневный топочущий шаг, то другой при этом отступает от него (спиной) и может загораживаться рукой (жест «не надо»).

 

Упрямство можно передать, выполняя притопы одной ногой или топая поочередно ногами***. Познакомиться с этим значением движения и способами его выразительного исполнения дети могут на материале этюда «Заупрямился»

 

(рус. нар. мел. «Я рассею свое горе»)**. После объяснения содержания этюда (в виде образного рассказа) и распределения ролей педагог предлагает детям исполнить его.

 

В этом этюде можно предложить детям немного поимпровизировать: они должны по собственному усмотрению выбрать (или придумать) те движения, которые передают заданный характер. Причем, если «упрямец» может повторять неизменное движение («твердит одно и то же»), то «уговаривающие» его должны придумывать разные «подходы» к нему, т. е. исполнять движения, не повторяя друг друга. Важно, чтобы разные движения исполнялись детьми и с разным настроением: то сердясь, то поддразнивая, то требуя и др.

 

В этюде используются элементы образного перевоплощения. С этой точки зрения нужно обратить специальное внимание на роль «упрямца». Трудность ее исполнения для детей обусловлена необходимостью «все время быть в образе». От исполнителя этой роли требуется пластическая выразительность не только во время своих «ответов на уговоры», но и в паузы, когда он просто стоит («глядя исподлобья»).

 

Знакомство дошкольников с различными положениями стопы позволяет расширить известный им спектр танцевальной выразительности. Среди них — «каблучки» и «носочки», которые в обучении можно давать параллельно. Сравнение этих движений, контрастных по значениям и способам выполнения, помогает детям успешно их осваивать.

 

«Каблучок» — элемент движения, выражающий задор, задиристость и др.***. Происходит это благодаря положению стопы, при котором носок поднимается («задирается») круто вверх. Этот элемент часто встречается в движениях, когда нога выставляется вперед (в сторону), касаясь пола пяткой («каблуком»); отсюда принятое в детском саду название таких движений — «каблучки». Но есть движения, в которых нога с «задорным носком» не касается пола, а поднимается «на воздух». Главное в выполнении названного элемента — сокращение мышц голеностопа, при котором стопа оказывается под прямым углом к голени. Расслабленная, вялая стопа не позволяет передать в движении задорный характер.

 

«Носочек» — элемент движения, выражающий изящество, легкость и др. значения***, которые достигаются благодаря вытянутому положению стопы, как бы удлиняющему линию ноги. «Носочек», или «вытянутый, острый носочек», встречается в движениях, когда выставленная вперед (в сторону) нога касается пола кончиками пальцев или поднимается над ним («на воздух»). В выполнении этого элемента важно напряжение мышц стопы, при котором «носочек» выглядит «острым, упругим», а не вялым, расслабленным.

 

Недостаточная выразительность при исполнении детьми «каблучков» и «носочков» часто связана со слабым развитием у дошкольников мышц голеностопа. Поэтому в качестве подготовительного упражнения (при разминке) им можно предложить поочередно вытягивать и сокращать стопу в подъеме (сидя на ковре или на стульчиках, желательно при выпрямленных коленях). Кроме того, при выполнении танцевальных упражнений необходимо напоминать детям, какой характер должен выражаться в движении.

 

Изучение движений с элементами «каблучка» и «носочка» можно проводить разными путями. Один из них — сравнение сходных движений. Например, выставление ноги сначала на пятку, потом на носок; разные виды шага, выполняемые с пятки, и аналогичные движения — с носка и т. п. Можно побуждать детей самим выбирать нужный элемент для выражения заданного характера. Уяснить движения помогают вопросы, например: «Выбрасывание ног (на прыжке)... Как исполнить это движение, чтобы оно было задорным (изящным)?» Кроме того, целесообразно подбирать для подобных движений разнохарактерное музыкальное сопровождение (задорная плясовая; легкая, изящная полька).

 

Другой путь изучения — цепочка усложняющихся движений с определенным элементом. Здесь каждое новое движение подается как результат изменения, усложнения предыдущего движения. Например, после исполнения детьми такого простейшего движения, как выставление ноги вперед на каблук, педагог спрашивает: «А как придать этому движению мягкий характер, какой элемент можно добавить?»

 

Или более простой вопрос: «Что получится, если к «каблучку» добавить полуприседание?» После небольшой паузы (если дети не дают ответа) педагог сам показывает новое движение, но так медленно, будто оно конструируется в данный момент. Можно предложить детям поискать разные варианты «полуприседания с «каблучком»***. Потом это движение можно исполнить на прыжке; с «подбиванием» ног из стороны в сторону; с различными движениями рук. Другая линия усложнения полуприседания с «каблучком» ведет к «присядкам».

 

«Присядки» могут выражать ловкость, удаль, и очень любимы детьми, особенно мальчиками. Это движение требует определенной физической подготовки, поэтому целесообразней обучать ему детей старшей группы (в исключительных случаях можно и раньше). Правильная техника выполнения «присядки»: прямая спина, глубокое приседание с опорой на полупальцы обеих стоп и разведением колен в стороны (с последующим «вырастанием»), — способствует развитию у дошкольников мышечной силы, чувства равновесия. «Присядки» имеют несколько вариантов: могут выполняться, чередуясь с выставлением то одной, то другой ноги в сторону на каблук, с одновременным разведение ног в стороны с опорой на пятки и др.; могут сочетаться с различными движениями рук, хлопками; исполняться в разных ракурсах.

 

Существуют движения, в которых есть элементы и «каблучков», и «носочков». Например, «ковырялочка». Она используется в традиционном обучении дошкольников (в украинском варианте)***. К ней мы вернемся при рассмотрении движений со сменой «открытых» и «закрытых» положений.

 

Смена «открытых» и «закрытых» положений ног в танце используется как прием, дополнительный элемент ко многим движениям, придающий им шутливый характер или оттенок ловкости, выдумки. Его использование в детском танце способствует обогащению палитры танцевальной выразительности дошкольников. Кроме того, освоение детьми этого приема очень полезно, т. к. развивает у них подвижность

 

суставов и эластичность связок. Однако требуется осторожность: движения с этим элементом нужно давать детям только на хорошо «разогретые» ноги и в спокойном (слегка подвижном) темпе, удобном для исполнения.

 

Уже упоминалось такое движение, как притопы одной ногой с разворотом колена из «открытого» в «закрытое» положения и обратно. В нем нужно обратить внимание детей на то, что разворот колена выполняется, когда нога поднята над полом. Чем выше поднимается над полом согнутая в колене нога, тем с большей амплитудой удается развернуть колено, что является важным условием выразительного исполнения этого движения.

 

Другое движение — «ковырялочка». Ошибки при его выполнении связаны с тем, что дети «на носок» ставят ногу назад, а «на пятку» — вперед, причем колено не меняет своего «прямого» положения4. Следует объяснить дошкольникам, что ногу на носок надо ставить точно в сторону, завернув ее полусогнутым коленом к опорной ноге («колени рядом»). При этом можно посмотреть через плечо на отставленную ногу: «полюбоваться на сапожок» (руки в положении «на пояс»). Затем ту же ногу надо приподнять над полом, развернуть ее в «открытое» положение и, прямую в колене, поставить на пятку точно в сторону. При этом можно склониться корпусом к ноге и открыть в стороны руки, как бы показывая: «вот какой сапожок!» После чего выполняется перетоп («три притопа») с прямым корпусом, и движение продолжается с другой ноги. Надо подчеркнуть, что с первых же попыток освоения желательно исполнять «ковырялочку» с участием корпуса, рук и головы, поскольку это делает движение более интересным и, главное, удобным для выразительного исполнения. В таком комплексе дети осваивают его быстрее.

 

Рассмотрим еще одно движение из этой серии: «гармошку»*** (занятия № 32—34)*. Она, как правило, не используется в традиционном обучении дошкольников, поэтому остановимся на ней подробней.

 

Начальным упражнением, подготавливающим освоение «гармошки», может быть повторяющееся полуприседание с разворотом стоп то в «закрытое» положение («носки вместе, пятки врозь»), то — при выпрямлении колен — в исходное («пятки вместе, носки врозь»). Оно может исполняться под музыку и выражать шутливое недоумение: одновременно с полуприседанием плечи приподнимаются вверх (руки открываются в стороны-вниз); а с «вырастанием» (при выпрямлении колен) плечи опускаются в исходное положение (руки закрываются на пояс). Это движение можно включить в какую-либо танцевально-игровую композицию,

 

Упражнения на отработку переката стопы с пятки на полупальцы и обратно могут быть двух типов (без музыки). Одно выполняется с перемещением в сторону боком, при котором стопы двигаются параллельно друг другу. Другое выполняется на месте: стопы перекатом как бы разъезжаются «гармошкой» в разные стороны и таким же образом возвращаются в исходное положение.

 

После этого можно предложить детям выполнить «гармошку» с продвижением в сторону сначала без музыки, а затем с музыкальным сопровождением (с медленным открыванием и закрыванием рук, с покачиванием головой из стороны в сторону и пр.).

 

Прыжки — это движения, несущие в себе большой эмоциональный заряд. В этом можно убедиться, понаблюдав за детьми. В их свободных плясовых импровизациях подавляющее большинство движений построено на прыжках, выражающих радостное, веселое настроение. В виде самостоятельных простых движений (доступных дошкольникам) известны прыжки на одной или двух ногах***. Однако чаще прыжок является составным элементом сложного движения. Добавление этого элемента к тому или иному движению используется в качестве приема его варьирования, усложнения (следующего после полуприседания). Например, выставление ноги на носок в сторону, которое чередуется с полуприседанием, можно усложнить: прыгать то ноги вместе, то одна нога в сторону на носок. Еще более сложный вариант: «подбивание»

 

ног из стороны в сторону (которое можно дать детям как подготовительное движение к «боковому галопу»).

 

Из-за возможных физических перегрузок для детей не целесообразно знакомить дошкольников с разновидностями прыжков и их выразительным содержанием в отдельном блоке занятий. Лучше делать это попутно с освоением других движений, показывая детям, как с добавлением прыжков эти движения усложняются, варьируются и приобретают веселый характер.

 

Разновидности поворотов широко используются в народном танце. Такие, как кружение и вращение, выражают наивысшее эмоциональное состояние и, как правило, исполняются в кульминационный момент танцевальной композиции. Эти движения — в числе «излюбленных» у дошкольников, которые часто включают их в свои свободные пляски. Можно наблюдать, как дети, особенно младшего и среднего дошкольного возрастов, начав кружиться, уже не могут остановиться, чтобы исполнить другое движение. Следует подсказать детям, что кружение лучше исполнять в конце танца. Желательно, чтобы такое расположение движения в композиции «подсказывала» и музыка: вариация для кружения должна быть одной из последних.

 

Повороты могут использоваться в виде составных элементов сложных движений. Они (наряду с полуприседаниями и прыжками) могут применяться как прием усложнения, варьирования движений. Например, приставной шаг с полуприседанием можно исполнить с полуповоротом из стороны в сторону, т. е. со сменой ракурсов, что придает движению игривый, немного кокетливый характер. Или «припадание» можно выполнить в повороте вокруг себя, как бы показывая свой красивый наряд со всех сторон.

 

С разновидностями поворотов (так же, как с прыжками) целесообразно знакомить детей в ходе освоения других движений. При этом важно обращать их внимание на использование поворотов в комбинировании движений и в композиции танца.

 

В результате такого обучения дошкольники не только осваивают заданные педагогом образцы танцевальных движений,

 

но и сами придумывают, «конструируют» на их основе новые варианты. Умение комбинировать движения развивается у детей во время проб танцевальной импровизации.

 

Для побуждения у дошкольников желания к таким импровизациям можно использовать разные методы. Один из них — выступление педагога перед детьми. Выразительное исполнение взрослым небольшого танца обладает побудительной силой, которая рождает у детей ответное желание танцевать самим. К тому же, дошкольники с большим удовольствием, интересом и сопереживанием воспринимают такие « выступления», восполняя таким образом недостаток «зрительских» впечатлений.

 

Другой метод — «сотворчество» педагога с детьми в совместном танце; он используется в двух вариантах. В одном случае под непрерывно звучащую музыку дети танцуют вместе с педагогом, повторяя за ним движения; затем они продолжают плясать самостоятельно без опоры на образец педагога. В другом случае педагог импровизирует в танце одновременно с детьми, но не требует обязательного подражания своему образцу. Дошкольники — по желанию — пробуют танцевать по-своему, или как показывает взрослый. Если же кто-то из детей не решается включиться в общую пляску, педагог может потанцевать с таким ребенком в паре, направляя его движения, или предлагает такую «руководящую» роль одному из более активных детей.

 

Использование этих методов, как правило, активизирует двигательный опыт детей, способствует появлению у них элементов импровизации в танце.

 

Условия для дальнейшего развития танцевального творчества создаются в этюдах. Их композициям присущи элементы сюжетного развития, многие из них построены на игровом взаимодействии партнеров.

 

Этюды — естественное продолжение линии обучения детей языку танцевальных и пантомимических движений. Одни этюды могут быть учебными и используются для знакомства детей с возможными вариантами построения

 

танцевальной композиции. Другие — «творческие», и предлагаются детям для более или менее самостоятельного создания композиции танца.

 

Этюд «Осторожнее — смелее», муз. А. Черняковой** — учебный. Его сюжет предполагает использованае в композиции определенных жестов (прислушивание к «звукам пространства», «тихо», «не надо», «иди сюда»), а также фрагментов танцевальной импровизации разного характера (пляска, полька).

 

Работа над этим этюдом начинается с восприятия детьми музыкального произведения; затем педагог рассказывает «историю» (образный рассказ, передающий сюжет будущего танца). При повторном восприятии музыки дети вслушиваются в музыкальные фрагменты, интонации и пытаются соотносить их с определенными эпизодами сюжета. После этого с помощью педагога они составляют композицию этюда и исполняют его под музыку (занятия № 36—37)*.

 

Этюд «Громко — шепотом», муз. А. Черняковой** — тоже учебный. Его сюжет предполагает использование в композиции некоторых жестов (шептания, прислушивания, клича, согласия, несогласия и др.), а также основных движений (шага, бега или поскоков), передающих различные эмоциональные состояния. Методика работы здесь аналогична той, что применяется в предыдущем случае. Однако можно предоставить детям большую самостоятельность в составлении сюжета. Если есть желающие, то они могут начать «придумывать танец первыми». Так или иначе детям предоставляется возможность высказывать свои предположения о возможных вариантах воплощения сюжета и показывать, «как бы они это сделали». То есть надо создать условия, когда все дети могут активно участвовать в создании этюда (занятия № 38—39)*.

 

Полька «Приятели», муз. Г. Шайдуловой** предлагается детям для самостоятельного создания танцевальной композиции (по возможности, с минимальной помощью педагога). Дети слушают музыкальное произведение, пытаются придумать к нему сюжет, который потом воплощают в движении под музыку (занятия № 40—41)*.

 

В работе с названными этюдами следует обращать внимание не только на создание композиции, но и на ее выразительное, музыкальное исполнение детьми. Необходимо побуждать их к активному игровому взаимодействию, которое должно соответствовать сюжету и передавать смену настроений у действующих героев. При этом можно использовать форму «концерта» или «конкурса», чтобы дети поочередно (попарно или подгруппами) исполняли этюд. В то время, как одни «выступают», другие внимательно смотрят, а потом передают свои впечатления о выразительности исполнения «артистами» танца. Педагог побуждает «зрителей» высказывать справедливые и доброжелательные замечания.

 

Этюд «Сорвем одуванчик», муз. И. Энской** отличается от предыдущих. Он рассчитан на одного исполнителя, который должен действовать с воображаемым предметом (цветком).

 

После восприятия детьми музыки педагог сообщает им сюжет (в виде образного рассказа). При повторном слушании дети пытаются (с помощью педагога) определить, каким музыкальным фрагментам соответствуют те или иные эпизоды «рассказа». Затем они пробуют передать сюжет в движениях под музыку, исполняя этюд все одновременно или по очереди (занятия № 42—43)*.

 

Освоение детьми этюдов — этих коротких «зарисовок» жизненных ситуаций — позволяет перейти к более развернутым и сложным танцевальным композициям, используя которые можно продолжать развитие детского творчества в танце (исполнительского и «композиционного»). Об этом речь пойдет в следующей главе.

 

Глава 4

Сюжетный танец. Обучение образному

перевоплощению. Методика работы

над танцевальными спектаклями

 

Сюжетным называется танец, в котором основным элементом композиции является сюжет.

 

Сюжет в танце — это последовательность изображаемых событий, происходящих в определенной ситуации. Под этим подразумевается не только изображение внешних движений, поступков персонажей, но и внутренние действия: развитие характеров, переживаний, взаимоотношений действующих лиц. В основе сюжета лежит конфликт, дающий импульс к развертыванию драматического действия. Породить такой конфликт может столкновение разнохарактерных персонажей, их несовпадающих и даже противоположных интересов, побуждений, стремлений.

 

Разнохарактерные персонажи в детском танце — это образы различных животных, растений, фантастических существ, людей разного возраста и т. п. Характер того или иного героя проявляется во взаимодействии с другими персонажами, в его отношении к ним, а также во внешнем облике, особенностях пластики и движений.

 

Следовательно, чтобы дошкольники могли исполнять сюжетные танцы, необходимо, по крайней мере, два условия. С одной стороны, дети должны владеть приемами игрового взаимодействия, о которых речь шла в предыдущих главах. С другой стороны, они должны уметь перевоплощаться в образы различных персонажей.

 

Образное перевоплощение в танце предполагает исполнение движений и действий какого-либо персонажа с характерными для него особенностями пластики. Этому необходимо учить детей специально.

 

Знакомство дошкольников с приемами образного перевоплощения идет в русле обучения языку движений и естественно продолжает начатую работу над пластической выразительностью у детей. Оно непосредственно влияет на развитие

 

у них артистизма и исполнительского творчества в танце.

 

Первоначальное обучение детей приемам образного перевоплощения проводится на материале этюдов, каждый из которых предназначен для работы над каким-нибудь одним образом. В методике работы с разными этюдами есть некоторые общие моменты. Знакомство с любым из них начинается с восприятия музыки. Вслушиваясь в музыку, ее выразительные особенности, дети пытаются определить, про кого она «рассказывает», каков характер этого персонажа, что он может делать, как двигаться и т. п. На основании такой короткой беседы педагога с детьми составляется образный рассказ, в котором действует названный персонаж.

 

Первая попытка исполнения этюда, как правило, предоставляется детям для самостоятельного поиска выразительных средств воплощения заданного образа. После этого педагог начинает направлять этот поиск, используя различные методы: наводящие вопросы о характере и обстоятельствах действия персонажа; объяснение особенностей его пластики и (в крайних случаях, когда не помогают другие методы) прямой показ движения или отдельных его фрагментов. На завершающем этапе работы над этюдом дети стараются исполнять его выразительно, по очереди «выступая» друг перед другом.

 

Кроме общих черт, методика может иметь некоторые особенности, которые определяются видом этюда. В одних дошкольникам предлагается воплотить образ того или иного персонажа, используя при этом изобразительные, пантомимические движения. Этот вид заданий близок традиционным «образным» танцам. Приведем некоторые примеры работы с такими этюдами.

 

В этюде «Кошка»** музыка «подсказывает» использовать при воплощении образа осторожный полушаг-полубег и сильные прыжки (в конце музыкального фрагмента). Дети успешно различают этот контраст и передают его в движениях, однако качество пластики при этом не всегда соответствует образу кошки. Исполняя осторожный шаг, дети склоняют корпус вперед, ссутулив спину, опустив голову, приподняв

 

плечи, а также двигаются мягкими, но короткими шажками. Такая пластика действительно выражает осторожность, но ту, которая вызвана страхом, боязнью. У кошки же (в данном этюде) должна быть осторожность хищника, подкрадывающегося к добыче.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.