|
|||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 7 страницаЕсли проводить аналогии с различными религиями, то нельзя не отметить, что «огненная природа балрогов сближает их с дэвами – огненными демонами зороастризма» [5, с. 46]. Также с зороастризмом и другими дуалистическими мифологиями, к примеру, индуистской, их сближает противопоставление богам другой категории. В индуизме это дэвы, а в индуизме наоборот – асуры. Демоны от богов в таких системах отличаются степенью благодетельности к людям и мирозданию. Однако у профессора Толкина балроги и другие темные майар отличаются от остальных Айнур по нравственному признаку. Они просто обратились к злу, не желая остаться с добром, но принадлежат все еще к категории Айнур. Это сближает демонов Дж. Толкина с аналогичными существами в христианстве – падшими ангелами. Английский литературовед, писатель и филолог Томас Шиппи, исследующий творчество Дж. Р. Р. Толкина, утверждает, что «прототипами» для балрогов Профессора могли послужить сыновья великана Муспелля. Этот персонаж германо-скандинавской мифологии являлся персонифицированным пламенем и его дети были огненными великанами, которые, «согласно «Эддам», проскачут по радужному мосту Биврест в канун Рагнарек, битвы перед концом света» [5, с. 46]. Таким образом, мы видим, как образ огненных демонов «мира Толкина» впитал в себя представления индуистской, скандинавской мифологий и элементы зороастризма. А отношение балрогов к светлым майар отсылает нас к библейским сюжетам. В данной работе уже была упомянута гигантская паучиха Унголиант (в переводе с квенья «темный паук»), одна из числа падших майар, но все же стоит сказать о ней подробнее. От остальных майар, совращенных Мелькором, она отличается тем, что служила лишь самой себе. Она была вечно голодна и зла, и поглощала свет, одновременно ненавидя его. Производила же она овеществленную тьму, сплетая ее словно паутину. Потому ее титулом были имена Вириломэ на квенья и Гверлум на синдарине, что означают «Прядильщица Тьмы». Помочь Темному Властелину погубить Древа Валар она согласилась только из-за ненависти к свету и голода. После своего злодеяния они вернулись в Средиземье и там паучиха потребовала от Мелькора самоцветы, что он украл у нолдор. С каждым проглоченным камнем паучиха становилась все больше и, когда Мелькор отказался отдать ей сильмариллы, она чуть не убила его. Только подоспевшие балроги смогли огненными бичами разрезать ее паутину тьмы и освободить хозяина. Тогда Унголиант уползла в ущелье Нан-Дунгортеб (в переводе с синдарина «долина жуткой смерти»), где спариваясь с огромными пауками, которых после пожирала, произвела на свет потомство, расползшееся по Средиземью. В конце своей жизни она ушла в пустыню на юге, где от голода и ярости пожрала сама себя. Вечный голод Унголиант можно сравнить, к примеру, с такими же муками Тантала, который подземном царстве никогда не сможет утолить свой голод. Однако в древнегреческом мифе такой голод является наказанием за преступление Тантала против богов. Голод же паучихи можно рассматривать как результат ее падения, злобы и гордыни. Это больше закономерное ее состояние, а не наказание. Отдельно стоит отметить существ, созданных Мелькором, самые известные из которых орки. Важным является то, что разумным мог создать кого-то лишь Эру, а Валар могли лишь сотворить безвольную оболочку, как было у Вала Аулэ с гномами. А потому Мелькор, яростно желавший творить сам, но не умеющий, сделал то, что хорошо у него получалось – извратил чистое. Когла Валиэ Варда зажгла звезды в небе и пробудились эльфы на берегу озера Куйвиэнен, Мелькор пленил некоторых из них и подверг страшным пыткам. Изувеченные болью, ненавистью и страхом Дети Илуватара постепенно изменились, превратились в рабов настолько ужасных, насколько прекрасными были эльфы. Так появилась искалеченная и ужасная форма жизни – орки, впоследствии разделившиеся на разные племена. Внешне они очень уродливы: «руки у них были длинные и сильные, как у обезьян, во рту торчали острые желтые клыки, языки были красными и толстыми, а ноздри и лица – широкими и плоскими» [1, с. 83]. Совершив самое большое кощунство из всех возможных, осквернив и замучив Перворожденных Детей Эру, Мелькор получил жестоких воинов. Орки боялись своего господина больше всего на свете, а потому смерть для них была не так страшна. Эти существа питаются сырым мясом, и каннибализм в их рядах не является редкостью. Одеваются они в грубую одежду и тяжелые башмаки, знают строительное и кузнечное дело, хоть и не так хорошо в этом, как гномы. А также большинство этих созданий боятся света солнца, предпочитая полную ночную темноту. Будучи потомками оскверненной чистоты, орки терпеть не могут все красивое, чистое и светлое, с удовольствием разрушая и убивая. Их язык тоже не самобытен, так как состоит из «исковерканных фраз из других языков и наречий» [5, с. 238]. В общем и целом можно сказать, что Мелькор, выведя орков, получил послушных и многочисленных рабов, дешевую рабочую силу. Орки Дж. Толкина очень похожи на мифологических гоблинов, однако само наименование «орки» является собственным изобретением Профессора. В своих письмах он признавался, что частично его надоумило имя римского бога мертвых – Орк, а также европейские легенды Средних веков, где орками назывались киты-косатки. Возможно также, что эпическая поэма «Беовульф», которой Толкин во многом вдохновлялся, тоже причастна к созданию термина «орк»: слово «orcneas» там употребляется в значении «чудовища» [5, с. 238]. Образ орков ужасен и трагичен одновременно, так как, являясь искусственно выведенной расой, эти существа мучаются всю свою жизнь, если не от физической боли, то от вечного страха перед хозяином. Изначально будучи чистыми и прекрасными, они стали ненавидеть чистоту и свет, физически отторгать то, что было им присуще в самом начале. К существам, выведенным Мелькором, причисляются и тролли, однако достоверных сведений об их происхождении нет. В романе «Властелин Колец» предводитель энтов Фангорн говорит о том, что тролли были выведены в Первую Эпоху Солнца в подражание энтам и издевку над ними, подобно тому, как орки извращенно подражают эльфам. Также может быть, что Мелькор вывел их с помощью «искажения первобытных родов людей» [38]. Эта раса отличалась как огромной физической силой и ростом, так и уродством. А вот сообразительностью тролли не были наделены, соображали крайне медленно. У них была грубая и толстая кожа, кровь черного цвета. Питались они сырым мясом, но убивали путников не только ради пропитания, но и просто для развлечения; грабили и складывали украденное имущество в пещерах; имели некоторые навыки ремесел. Язык троллей изначально был похож на животный, а после они выучили язык орков и всеобщий. Важно отметить, что тролли подразделялись на четыре подвида, а потому не всегда были похожи друг на друга. В Средиземье водились каменные тролли, пещерные тролли Мории, без пальцев на лапах, скальные тролли Горгорота, покрытые чешуей и олог-хай. Представители последней разновидности более всего отличались от сородичей, так как говорили исключительно на черном наречии, были более сообразительны, злы и выносливы. Потому были очень востребованы в рядах войск Саурона, который и вывел этот подвид в Третьей эпохе Солнца. Также важным моментом в облике троллей является то, что лучи солнца превращают их в камень, что делает их ночными жителями. Однако на олог-хай это не распростронялось, они могли находиться на солнце без последствий. Образ троллей достаточно популярен в фольклоре: легенды о злых каменных великанах встречаются в скандинавской мифологии. В британских мифах есть представление о троллях, как о существах, превращающихся в камень с первым лучом солнца. Облик этих созданий варьируется от легенды к легенде: то они маленькие, будто гномы, то огромные родственники огров. В большинстве случаев тролли ассоциируются с камнем, пещерами и уродством. Можно сказать, что Дж. Толкин не стал сильно менять образ тролля, однако развил его в рамках своего мира, разделив эту расу на несколько разновидностей, что сделало этих существ только интереснее. В Средиземье обитали не только физически ощутимые существа, но и призраки. Самые известные из них – это назгулы (в переводе с черного наречия «призраки колец»), девять самых ужаснейших из слуг Саурона. Изначально все они были людьми, могущественными королями и воинами и каждому из них Саурон преподнес одно из девяти Колец Власти, выкованные эльфами Эрегиона. Таким образом, он даровал им вечную жизнь, но со временем владельцы колец стали развоплощаться, терять свой зримый облик и в конце практически полностью перешли в Мир Теней. Независимо от того, было ли у них в сердце стремление к добру, насколько сильна была их воля, они превратились в рабов Единого Кольца, их жизнь и сила полностью зависели от него. Назгулы несли с собой только смерть, злость и ужас, однако и сами они боялись огня, а также упоминания Валиэ Варды или Элберет, как зовут ее эльфы на синдарине. Тело назгулов невидимо, увидеть его очертания можно было только по черным плащам, в которые они заворачивались. Передвигались они на вороных конях и летающих тварях, специально выращенных Сауроном до неестественных размеров и напоминающих виверн. Слабостью Кольценосцев является практически полная слепота в дневное время, зато ночью они зрение к ним возвращается. Кроме того они чуют живую кровь на расстоянии и обладают хорошим обонянием. Призраки Кольца очень хорошо владеют оружием, у каждого из них есть меч и моргульский кинжал, который гарантирует смерть, так как осколок кинжала остается в ране, движется к сердцу и постепенно развоплощает раненого, отправляя его в Мир Теней, привычную среду назгулов. Однако главным их оружием является леденящий душу ужас, парализующий всех, кто с ними сталкивается. А потому лишь самые храбрые воины могли противостоять им. Кольценосцы верно служили Саурону и сыграли значительную роль в истории, которая описана в романе «Властелин Колец». Но с уничтожением Кольца Всевластия они были побеждены окончательно. Образ назгулов достаточно самобытен, их можно сравнить с фольклорными демонами и призраками. Однако они могут выступать и как символ того, что власть может делать с людьми. Ведь Саурон раздал Девять Колец могущественным людям – королям и вождям. Получив такие артефакты, они не смогли отказаться от них и от власти, которую давали Кольца. Став бессмертными они желали как можно дольше удержать свое могущество, а в итоге стали полноценными рабами Кольца. Противопоставить им можно христианских благоверных святых, ведь являясь земными правителями, они, тем не менее, понимали, что ставить себя на место Бога нельзя, что их власть ничтожна в сравнении с божественной. Будущие назгулы же не справились с искушением властью и навечно стали слугами Темного Властелина. Также Средиземье населяло большое количество животных, которые в большинстве своем имеют аналоги в реальном мире. К примеру, у внутреннего моря Рун (в переводе с синдарина «восток»), куда в Первую Эпоху Солнца часто приезжал Вала Оромэ, жили большие белые быки, которых называли быками Оромэ. Их можно сравнить с турами, которые раньше были распространены по всей Европе и в некоторых частях Африки, но к настоящему времени вымерли. Также интересными существами являются мумакил, которые внешне напоминали слонов или мамонтов. Они жили в Хараде, на юге и местные племена использовали их как вьючных животных в мирной жизни, а в войнах они выполняли ту же функцию, что и слоны в реальном мире – несли на себе башни с лучниками. Также стоит отдельно отметить варгов, волков, что помогали оркам. Они были более злобными, чем обычные волки и служили майа Саурону. В большинстве своем звери, птицы и насекомые, населявшие Средиземье, ненамного отличаются от своих собратьев в нашем мире. Какие-то животные были более разумными или более крупными, но со временем все они постепенно теряли свою необычность. Даже гиганты-мумакил в Третью Эпоху Солнца были уже сильно измельчавшими по сравнению с их предками. Флора Средиземья или же олвар по большей части состояла из обычных деревьев, кустарников, трав и цветов. Однако и в этой категории есть очень интересные существа. Энты – пастыри деревьев, пробудившиеся вместе с эльфами, которые назвали их онодрим на синдарине. Этот народ был создан Валиэ Йаванной и одухотворен Илуватором, для того чтобы охранять и заботиться о лесах. Так как супруг Йаванны создал гномов втайне от нее, Валиэ побоялась, что гномы не станут любить природу и будут уничтожать деревья, а потому были созданы пастыри деревьев. Внешне энты очень напоминают деревья, но при этом и несколько антропоморфны: у них толстая кожа, похожая на кору, руки походи на ветви и очень впечатляющий рост. Стоит отметить, что между собой энты очень различались, так как каждый «пас» определенную породу деревьев и внешностью походили на подопечных. Общее с деревьями у них было и чувство времени: этот народ очень медлителен, терпелив, размышляет и принимает решения долго и обстоятельно, но уж если решение принято, то с исполнением его энты не медлят. Разговаривать их научили эльфы, а потому, хоть у них и есть собственный язык, энты любят говорить на немного измененном квенья. Знали они и другие языки, так как были дружелюбны ко всем расам, только орков они ненавидели. Наделенные большой физической силой, пастыри деревьев могли разрывать скалы и камни, их крепкую кожу с трудом повреждали топоры, а серьезный ущерб мог нанести только огонь. Питаются энты водой, к которой добавляют питательный настой, способствующий освежению и росту. В Первую Эпоху Солнца энты передвигались по восточным землям Средиземья, охраняя леса. Однако к началу Второй Эпохи энты и энтицы разделились, так как мужчинам-энтам нравились леса и естественное развитие природы, а их жены полюбили сажать растения и опекать их. Поэтому первые остались в лесах, а энтицы ушли за реку Андуин. Считается, что там они заботились о различных кустарниках, цветах и травах и учили людей вести сельское хозяйство, но «ближе к концу Второй эпохи их сады были уничтожены, а сами они исчезли» [5, с. 346]. С тех далеких пор энты не теряют надежду отыскать своих жен, но к Третьей Эпохе плодов поиски не принесли. По этой причине все энты очень стары, а энтингов, то есть молодых энтов совсем не стало. Известно только, что они в начале своей жизни они больше похожи на саженцы, чем на полноценные деревья. Энты не бессмертны, хоть и живут очень долгое время. Старея, они становятся менее подвижными, а некоторые и вовсе деревенеют, оседают, отращивают корни и постепенно становятся деревьями, теряя разум. Скорее всего, такая сонность и одеревенелость и ждет всех энтов в конечном итоге. В событиях, описанных в романе «Властелин Колец» энты появляются всего раз, но оказывают неоценимую помощь в борьбе со злом, разрушая крепость Изенгард. По большей степени они делают это потому, что маг Саруман Белый, обитающий в этой крепости, уничтожил много деревьев в их лесу. Этот поворот в произведении Дж. Толкина иллюстрирует восстание природы против индустриализации. Энты уничтожили все технические постройки Сарумана, которые он использовал со злым умыслом, и остановили вырубку лесов. Сам Профессор не отрицал, что с подозрением относится к новым изобретениям, например, впервые увидев магнитофон он «на всяки случай произнес «Отче наш» на готском, чтобы изгнать бесов, которые могли таиться внутри этой штуковины» [3]. Саму же идею создания пастырей деревьев писатель частично перенял из «Макбета» Уильяма Шекспира, где Бирнамский лес «пошел» в атаку на тирана. Можно говорить о том, что народ энтов для Дж. Р. Р.Толкина был одушевленной силой природы, неторопливой и мудрой. Та же классическая пьеса натолкнула Дж. Толкина на создание хуорнов – народа, родственного энтам, но более «древесного». Хуорнов можно охарактеризовать как живые деревья, которые пробудились. Также хуорнами могли становиться чересчур одеревеневшие энты, которые оседали в одном месте и засыпали. В романе «Властелин Колец» старейшина энтов говорит, что этот народ часто обращался к злу, но, тем не менее, хуорны послушны энтам. Внешне они выглядят почти как обычные деревья, и зачастую долго находятся в неподвижности, но при необходимости могут быстро передвигаться. Именно хуорны помогли энтам в разрушении Изенгарда и битве при Хорнбурге. Этим эпизодом профессор Толкин компенсировал свое недовольство тем, что Шекспир не наслал на Макбета настоящий лес. Если в пьесе под видом леса в атаку шли враги тирана, неся в руках по ветке, то у Дж. Толкина в битве участвовал настоящий древесный народ. «Мир Толкина» населен большим количеством разнообразных существ, которые отсылают читателя к культуре или религии разных народов или же являются личным изобретением писателя. Каждая раса, каждый вид исполняет свою роль в развитии истории Средиземья, делая его домом как для разнообразных мифических, волшебных созданий, так и для обычных существ, которых можно встретить в настоящем мире.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Данная работа представляет собой религиоведческое исследование специфики такого феномена как авторское мифотворчество, а конкретно анализ мифотворчества и построения пространства мифа в творчестве Дж. Р. Р. Толкина. В ходе исследования были рассмотрены основные понятия и теория творчества Дж. Толкина, историография толкинистики, а также проведен опрос членов современных сообществ толкинистов. Также была изучена специфика мифологии профессора Дж. Толкина и выявлена ее связь с традиционным мифом. Анализу были подвергнуты отдельные персоналии и явления «мира Средиземья» Дж. Р. Р. Толкина. В первой главе была рассмотрена биография Дж. Р. Р. Толкина и его творческий путь. Истории о Средиземье профессор Дж. Толкин писал почти всю свою жизнь, постепенно разрабатывая эту вселенную. Результатом публикаций его книг на эту тему стал всплеск интереса к ним и жанру фэнтези в целом по всему миру. Изучение сути жанра фэнтези, его проявлений в различных областях искусства и классификации дало большее понимание сферы творчества Дж. Толкина. Также было рассмотрено возникновение феномена толкинизма в США, в Европе, а чуть позже и в России, где за короткое время он прошел несколько этапов и устоялся. В рамках работы был проведен опрос среди толкинистов, результаты и анализ которого дали понять, что современные общества толкинистов очень неоднородны в возрастном и мировоззренческом планах, а увлечение творчеством Дж. Р. Р. Толкина является важной частью их жизни. Во второй главе были изучены космологические и космогонические мифы Дж. Р. Р. Толкина вследствие чего можно говорить о том, что космогонические и космологические мифы Дж. Толкина впитали в себя некоторые представления христианской теологии и зороастризма. Также были рассмотрены теогонический аспект и пантеон «мира Средиземья», который является неким синтезом христианского учения об ангельских силах и языческой системы, где поровну божеств мужского и женского полов. Астральные же мифы показывают, что Эпохи во вселенной Дж. Толкина можно соотнести с системой трех веков существования человечества, которая характерна греческой, а позже и римской мифологиям. А антропологические и антропогонические мифы раскрывают уникальность человеческой судьбы в мифологии Дж. Р. Р. Толкина. В третьей главе был рассмотрен героический цикл в рамках мифологии профессора Дж. Толкина. Анализ трех персонажей-героев показал, что все они имеют некоторые параллели с мифологическими героическими образами, отсылая к древнегреческим, ирландским или карело-финским мифам. Изучение идеи кольца в творчестве Дж. Р. Р. Толкина подтолкнуло к выводу, что она отражает в себе некоторые идеи из различных мифологий и религий. А систематизация «бестиария» Дж. Р. Р. Толкина показала, что существа из «мира Средиземья» имеют аналоги не только в настоящем мире, но и в древних легендах. Мифология в творчестве Толкина имеет общие элементы и универсалии с мифологией разных народов наряду с авторским мифотворчеством. Этот синтез позволяет «миру Средиземья» быть узнаваемым и откликаться в сознании, оставаясь уникальным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
ЛИТЕРАТУРА: 1. Дэй Д. Атлас мира Толкина. Пер. с англ. А. Жирнова – М.: Эксмо, 2019. – 256 с. – ISBN: 978-5-04-091284-1 2. Дэй Д. Битвы Толкина. Пер. с англ. А. Жирнова – М.: Эксмо, 2019. – 256 с. – ISBN: 978-5-04-097916-5 3. Карпентер Х. Дж. Р. Р. Толкин. Биография. Пер. с англ. А. Хромова – М.: АСТ, 2020. – 416 с. – ISBN: 978-5-17-126983-8 4. Ковтун Е. Н. Художественный вымысел в литературе XX века. – М.: Высшая школа, 2008. – 408 с. – ISBN: 978-5-06-005661-7 5. Королев К.Толкиен и его мир: Энциклопедия. – М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005. – 494 с. – ISBN: 5-98601-018-3 6. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. – М.: Интелвак, 2001. – 1600 с. – ISBN: 5-93264-026-Х 7. Махов А. Е. HOSTIS ANTIQUUS. Категории и образы средневековой христианской демонологии. Опыт словаря. – М.: Intrada, 2006. – 416 с. – ISBN: 5-87604-069-Х 8. Парфентьев П. Эхо благой вести: христианские мотивы в творчестве Дж. Р. Р. Толкина. – М.: ТТТ, 2004. – 322 с. – ISBN: 5-9900352-1-7 9. Роудс Дж. Ф. Садистическая ритуальная жестокость // Психологическая энциклопедия 2-е издание / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб: Питер, 2006. – 1096 с. – ISBN: 5-272-00018-8 10. Толкин Дж. Р. Р. Полная история Средиземья. – М.: АСТ, 2011. – 1264 с. – ISBN: 978-5-17-009746-3 11. Элиаде М. Тайные общества: обряды инициации и посвящения – Киев: София, 2002. – 352 с. – ISBN: 5-344-00170-3
СТАТЬИ ИЗ ЖУРНАЛОВ И ПЕРИОДИЧЕСКИХ СБОРНИКОВ: 12. Вейкуть М. Космогонические мифы в творчестве Дж. Р. Р. Толкина (на основе анализа произведения «Сильмариллион»). // Juventus in litteratura: материалы 74-й и 75-й научных конференций студентов, магистрантов и аспирантов БГУ / редкол.: А. М. Бутырчик [и др.]. – Минск: РИВШ, 2018. – 172 с. – ISBN: 978-985-586-153-0 13. Лещинская Н. Д. Мифологический образ дракона в творчестве Толкина: характеристика и основная роль. // Дни науки студентов Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Сборник материалов научно-практических конференций. – Владимир: Издательство ВлГУ, 2021. – 3770 с. – ISBN: 978-5-9984-1236-3 14. Лещинская Н. Д. Формирование мифологического пространства в творчестве Дж. Р. Р. Толкина. // Свеча – 2020 ВлГУ. Религии в России и мире: диалог, веротерпимость и конструирование идентичности. Сборник научных докладов / под ред. проф. Е. И. Аринина. Том 36. – Владимир: Аркаим, 2020. – 406 с. – ISBN: 978-5-93767-405-0
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ: 15. Азрафель. Нумэнор (Этнографическая справка). [Электронный ресурс]. URL: http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/manuscr/numenor.shtml (Дата обращения: 15.05. 2021). 16. Анариэль Ровэн. О границах Гондора (Материалы к «Этнографии Гондора»). [Электронный ресурс]. URL: http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/manuscr/anariel3.shtml (Дата обращения: 15.05. 2021). 17. Апенко Е. М. «Сильмариллион» Дж. Р. Р. Толкина (к вопросу жанровой природы). [Электронный ресурс]. URL: http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/manuscr/apenko86.shtml (Дата обращения: 15.05. 2021). 18. Апенко Е. М. Трилогия Дж. Р. Р. Толкина «Повелитель Колец». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/manuscr/apenko82.shtml (Дата обращения: 15.05. 2021). 19. Апенко Е. М. У истоков российской толкинистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/manuscr/apenko_int.shtml (Дата обращения: 15.05. 2021). 20. Асмолов К. В. О Толкине, толкинизме и толкинутых (заметки историка-наблюдателя). [Электронный ресурс]. URL: http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/fandom/makavity.shtml (Дата обращения: 15.05. 2021). 21. Белоконь О. История формирования идеи королевской власти у дунэдайн. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/manuscr/vlast_nu.shtml (Дата обращения: 15.05. 2021). 22. Библия. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/biblia/?Is.6:3 (Дата обращения: 24.05. 2021). 23. Божко Е. М. Квазиреалии мира фэнтези, их классификация и роль в воздействии текста перевода на получателя. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-priemov-peredachi-kvazirealiy-v-perevode-na-rysskiy-yazyk-romana-dzhona-r-r-tolkina-vlastelin-kolets-vypolnennom-a-a-gruzbergom/viewer (Дата обращения: 30.05. 2021). 24. Валинор. [Электронный ресурс]. URL: https://lotr.fandom.com/ru/wiki/Валинор (Дата обращения: 18.05. 2021). 25. Виноходов Д. О. TOLKIENISTICA ROSSICA MAGNA. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tolkien.spb.ru/magna.htm (Дата обращения: 15.05. 2021). 26. Галиев С. С. Мотив зла в мифологической системе Толкина. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motiv-zla-v-mifologicheskoy-sisteme-tolkina/viewer (Дата обращения: 15.05. 2021). 27. Джон Рональд Руэл Толкин. [Электронный ресурс]. URL: https://lotr.fandom.com/ru/wiki/Джон_Рональд_Руэл_Толкин (Дата обращения: 10.05. 2021). 28. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areopagit/o-nebesnoj-ierarkhii/#9 (Дата обращения: 10.06. 2021). 29. Китоврас. Толкиен – Христианин или гностик? (Dec, 19). [Электронный ресурс]. URL: http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/disput/e-k02.shtml (Дата обращения: 15.05. 2021). 30. Кошелев С. Л. Жанровая природа «Повелителя колец» Дж. Р. Р. Толкина. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/manuscr/koshel81 .shtml (Дата обращения: 15.05. 2021). 31. Кошелев С. Л. Философская фантастика в современной английской литературе (романы Дж. Р. Р. Толкина, У. Голдинга и К. Уилсона 50-60-х гг.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/manuscr/koshel83.shtml (Дата обращения: 15.05. 2021). 32. Малков П. Ю. Сотворение мира в мифе и сказке современности. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravmir.ru/sotvorenie-mira-v-mife-i-skazke-sovremennosti/ (Дата обращения: 15.05. 2021). 33. Муравьев В. С. Толкьен и критики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/manuscr/murav76.shtml (Дата обращения: 15.05. 2021). 34. Ниэннах. Некоторые рекомендации переводчикам JRRT. [Электронный ресурс]. URL: http://eressea.ru/library/public/nienn2.shtml (Дата обращения: 11.05. 2021). 35. Остогер. Материалы к истории Кардолана. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/manuscr/cardolan.shtml (Дата обращения: 15.05. 2021). 36. Сергей Львович Кошелев (20.02.1953-11.02.1991). [Электронный ресурс]. URL: http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/ koshelev/about.shtml (Дата обращения: 29.05. 2021). 37. Старшая Эдда. Прорицание вёльвы. [Электронный ресурс]. URL: https://fbit.ru/free/myth/texty/sedda/volusp.htm (Дата обращения: 15.06. 2021). 38. Тролли. [Электронный ресурс]. URL: https://lotr.fandom.com/ru/wiki/Тролли (Дата обращения: 23.05. 2021). 39. Урулоки. [Электронный ресурс]. URL: https://lotr.fandom.com/ru/wiki/Урулоки (Дата обращения: 24.05. 2021). 40. Хроники кентавромахии. [Электронный ресурс]. URL: www.kulichki.com/tolkien/arhiv/disput /index.html (Дата обращения: 11.05. 2021). 41. Шустова Э. В. Пути изучения творчества Дж. Р. Р. Толкиена в России. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-izucheniya-tvorchestva-dzh-r-r-tolkiena-v-rossii/viewer (Дата обращения: 15.05. 2021). 42. Эарендиль. [Электронный ресурс]. URL: https://lotr.fandom.com/ru/wiki/Эарендиль (Дата обращения: 20.05. 2021). 43. Эпоха Светильников. [Электронный ресурс]. URL: https://lotr.fandom.com/ru/wiki/Эпоха_Светильников (Дата обращения: 23.05. 2021). 44. Elenhil Laiquendo. Текстологическая основа спора об одухотворенности орков у Толкина. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/manuscr/el_orcs.shtml (Дата обращения: 11.05. 2021). 45. Estel. Толкин – гностик или христианин? (Jan, 5). [Электронный ресурс]. URL: http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/disput/e-k03.shtml (Дата обращения: 15.05. 2021). 46. Flood A. JRR Tolkien's Nobel prize chances dasced by «poor prose». [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/books/2012/jan/05/jrr-tolkien-nobel-prize (Дата обращения: 15.06. 2021).
ПРИЛОЖЕНИЕ Результаты опроса, проведенного для данной работы, представлены ниже.
|
|||
|