Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАКЛЮЧЕНИЕ 5 страница



В Валиноре за неприступными горами Пелори (в переводе с квенья «хранящие высоты») Йаванна и Ниэнна вырастили два Древа Света: Тельперион Белый, который зацвел цветами, дающими серебристый свет, и Лаурелин Золотую, чьи листьи дарили золотой свет. С первым цветением старшего из Древ – Тельпериона, началась Эпоха Древ, которая длилась 1500 валианских лет (ок. 14 373 солнечных года). Деревья Валар были такими же высокими, как и Светильники ранее и дарили золотой и серебристый свет. «Начало и окончание цветения каждого Древа помогало отсчитывать время, а свет их питал всех живущих в их благодатной сени» [1, с. 46]. Однако горы, которые Валар воздвигли для защиты, не пропускали свет от Древ в Средиземье. А потому в этот период в Арде сложилось две параллельные системы времени: в Валиноре было благодатное время под светом Древ, а Средиземье пережило две эпохи: Эпоху Мрака и Эпоху Звезд. Каждая длилась 10 000 человеческих лет. Мелькор в Средиземье, властителем которого он стал во мраке, построил вторую подземную крепость Ангбад (в переводе с синдарина «железная темница»). Эту крепость он отдал своему самому преданному слуге Саурону, бывшему Майрону.

В Валиноре Эпоха Древ разделена на два промежутка. Первый – Годы Благодати Валинора, благодатное время, когда Айнур в Амане процветали. Именно тогда Аулэ создал гномов, Йаванна – энтов, а Манвэ – орлов. В Средиземье в это время длилась Эпоха Мрака, когда правил Мелькор, царил ужас и страх. Второй промежуток Эпохи Древ в Валиноре знали как Благословенный Полдень, но в Средиземье это была Эпоха Звезд. В этот период Валиэ Варда создала звезды и под ними в Средиземье пробудились Перворожденные Дети Эру – эльфы. Конечно же Мелькор попытался сделать эльфов своими слугами, извратить их, и Валар, узнав об этом, пошли на него войной. Это противостояние получило название Война во имя эльфов и закончилось победой сил Валар, разрушением Утумно и пленением Мелькора. Вала Тулкас сразился с ним в открытом поединке и одержал победу. «Это испытание силы явно напоминает знаменитую олимпийскую борьбу Геракла над непобедимым борцом, титаном Антеем» [2, с. 33].

Мелькор был побежден, его сковали нерушимой цепью, судили и на 300 лет заточили в чертогах Мандоса подобно тому, как заточили в Тартаре бунтарей-титанов. Эльфы были освобождены от страшного владычества Врага, а Валар пригласили их в Валинор. Так они исполняли свой священный долг, данный Эру Единым: заботиться о Его Детях. Этим Валар Дж. Р. Р. Толкина отличаются от богов античной мифологии, которым по большей степени не было дела до людей. Больше общего у Стихий Профессора с христианскими ангелами-хранителями.Приглашение Валар дало начало Великому походу эльдар, то есть эльфов откликнувшихся на Зов. Он занял очень много времени и «эльдар за это время разделились на разные роды. В Бессмертных Землях жили три рода эльфов – ваниар, нолдор и тэлэри» [1, с. 48]. Им выделили часть Валинора – Эльдамар (в переводе с квенья «обитель эльфов»). В этом краю было много света и чудес, там произошел расцвет эльфийской цивилизации и культуры. Принц нолдор Феанор создал величайшее эльфийское творение – Сильмарилли, драгоценные камни, что сияли светом Древ Валар. Эти камни имеют символическое значение в мифологии Дж. Р. Р. Толкина, их значение можно сравнить со «значением частиц Креста Христова в христианском фольклоре» [2, с. 37].

Однако и этой эпохе пришел конец: после своего заключения в чертогах Мандоса, называемого Эпохой Оков, Мелькор снова предстал перед советом Валар. Притворившись раскаявшимся, он убедил их в своем изменении в лучшую сторону, в душе планируя покорить эти края. Первым делом враг посеял раздор среди эльфов: он пришел к ним и предложил открыть тайное знание и многие нолдор приняли его уроки, желая стать более искусными. Затем же Мелькор ложью стал настраивать их против Валар, сея в их сердцах гордыню и алчность. Вскоре же он объединил свои силы с Унголиант – майа в облике гигантской паучихи. Этот персонаж легендариума по духу очень близок к индуистской богине Кали, которая символизирует смерть. Вместе с Мелькором они начали новую войну и уничтожили Древа Света: Мелькор поразил их копьем, а Унголиант высосала из деревьев свет и жизнь. Так Врагу во второй раз удалось погубить великие Светочи Мира, «весь Валинор погрузился в непроглядный мрак Бессветия Унголианты, а Мелькор разразился зловещим хохотом» [1, с. 57]. Это был конец Эпохи Древ Валар.

В непроглядной темноте Враг убил Финвэ короля нолдор, похитил самое большое сокровище эльдар – Сильмарилли, драгоценные камни с заключенным в них светом Древ, и сбежал с ними в Средиземье. Результатом этого стала ужасная Клятва создателя камней Феанора и его сыновей: именем Эру Илуватара клялись они преследовать Моргота (как теперь назвали Мелькора) до тех пор, пока не вернут Сильмарилли и не отомстят. Ненавидеть и преследовать они поклялись также и каждое существо, что решит им помешать в этом деле. Как сказано в комментариях к Алой книге: « … клятва Феанора стала матерью всех злых деяний в Средиземье» [5, с. 164]. Эта тема развращения и как следствия войны из-за ничем не оправданной гордыни и запретного знания является постоянной у Дж. Толкина, он обращается к ней не однажды. Образ Сильмариллей у Профессора символически двойственен: стремление к обладанию ими ведет к катастрофе, но сами Первозданные Камни остаются символами абсолютного добра, последним напоминанием о Древах Валар [2, с. 66]. Затем последовал долгий и тяжелый исход нолдор обратно в Средиземье несмотря на запрет Валар.

После уничтожения Древ в Арде не осталось источников света кроме звезд и тогда Валар взяли от погибших деревьев по последнему плоду, Валиэ Йаванне удалось сохранить их. Эти плоды и стали новыми источниками света. Эта идея уходит корнями в «миф о садах Гесперид, где, как писал У. Б. Йейтс, волшебные днрнвья несли на своих ветвях «серебряные яблоки луны, золотые яблоки солнца» [2, с. 28]. Плод от Тельпериона Белого поместили в ладью, которую сделал Аулэ с помощниками, а кормчим поставили майа из свиты Оромэ – охотника Тилиона. А к плоду от Лаурелин Золотой, также помещенный в ладью Аулэ, приставили майа огня из свиты Ваны – Ариэн. И эти новые источники запустили в Ильмен – сферу света, где уже находились звезды. Изначально Валиэ Варда хотела, чтобы обе ладьи находились в небе постоянно, только порознь друг от друга, однако Валар Ирмо и Эстэ упросили ее сделать иначе. Они желали, чтобы в Арде осталось ночное время для сна и отдыха, так как покровительствовали покою и сновидениям. И тогда луна впервые взошла над землей.

Слуги Моргота по приказу хозяина попытались уничтожить ладью и светило, но Тилион, вооружённый своим серебряным луком, отразил нападение. Эльфы именуют Луну Итиль (в переводе с синдарина «сияющая») или Рана (в переводе с квенья «своенравная»), а в текстах ее называли Серебряным Цветком. Лунная ладья взошла на востоке и двинулась в Валинор, там она на какое-то время остановилась над Внешним Морем, а после майар из свиты Вала Ульмо унесли ее вглубь и незаметно переместили на восток снова. А пока Итиль не было на небесном своде, взошло Солнце, оно проделало тот же путь, что и Луна и так было впредь. Именно с восходом Солнца, называемого эльфами Анар (в переводе с квенья «золотой огонь») или Васа (в переводе с квенья «сердце огня»), началась Первая Эпоха Солнца. В этот момент пробудились Послерожденные Дети Эру – люди и счет времени сменился на солнечные годы вместо валианских. Этой Дневной Звезде эльфы предпочитают Луну, так как та является цветком старшего Древа Света, а Солнце к тому же пробуждением людей предзнаменовало начало угасания эльфийской расы. Однако оба светила, оба плода были взяты от Древ уже после осквернения злом, а поэтому благословенного света, подобно Древам, они не несли. Однако с их появлением Арда вновь была освещена и Мелькор добраться до них так и не сумел. Однако согласно пророчеству Мандоса о Последней Битве, в Конце Времен Моргот вернется из Пустоты и все-таки уничтожит и эти светила. Подобный мотив уничтожения луны и солнца, как некоего эсхатологического аспекта распространен в мифологии майа, германцев. В мифологии же Дж. Толкина взамен светил будут возрождены Древа Валар из света Сильмариллей.

Таковы были три эпохи, характеризующиеся разными источниками света в Арде. Такое разделение отсылает нас к системе трех веков существования человечества, которая характерна греческой, а позже и римской мифологиям. Эти века: золотой, серебряный и бронзовый отличны друг от друга уровнем беззаботной жизни и количеством страданий. Смена эпох «мира Толкина» также характеризуются заметной деградацией: прекрасное исчезает, боли и зла становится все больше, сами источники света становятся все менее совершенными. Эпоха Светильников, как век золотой, была поистине райской; в Эпоху Древ было совершено великое кощунство – пытая и мучая эльфов, Мелькор вывел из них орков; ну а с началом Эпохи Солнца сами эльфы уже шли с оружием друг на друга. Все это показывает нам падение не только в рамках красоты и гармонии Арды, но моральную деградацию. В письмах Толкин писал: «Первым плодом их падения стала война в Раю, когда одни эльфы стали убивать других» [2, с. 39]. Так же, как Каин убил Авеля, после того, как их родители попробовали запретный плод, мятежные нолдор устроили братоубийственную резню в Альквалондэ. чтобы захватить корабли эльфов-тэлери.

Таким образом, можно наблюдать, как деградация источников света в Арде отражает постепенный разлад в Мире в целом. Астральные мифы Дж. Толкина плотно сплетены с функционированием его мира, формирование Арды происходит, в том числе и по причине последовательного уничтожения Мелькором Великих Светильников и Древ Валар.

 

2.4 Антропологические и антропогонические мифы

В любой культуре вопросы, связанные с человеком являются одними из основных, центральных. Происхождение или создание людей, мифические первопредки, все, что касается начала существования человечества очень важно. Именно через религиозные или мифологические представления о человеке большинство людей познают самих себя, понимают каково их предназначение, от чего зависит их существование. Мифы, рассказывающие о происхождении людей, очень разнообразны и мифология профессора Дж. Толкина в этом вопросе не исключение. Его вариант антропологических мифов интересен и важен для понимания устройства самой его вселенной. Рассмотрим же этот вопрос подробнее.

Стоит сразу вспомнить, что люди или атани (в переводе с квенья «вторые») в мифологии Дж. Р. Р. Толкина являются Детьми Эру Илуватара. Эльфы были старшими Детьми и пробудились, когда на небе появились звезды, а люди – младшими, и очнулись от сна намного позже, только когда впервые взошло Солнце. Подобный миф о пробуждении людей с первым восходом солнца присутствует в мифологии народов Месоамерики. Изначально эти две расы, эльфы и люди, выделяются на фоне всех разумных существ, населяющих Арду, тем, что являются Детьми самого Творца и в общем Арда была создана для того, чтобы стать им домом. Это автоматически делает людей и эльфов особенными созданиями. Они были созданы во время звучания Музыки Айнур лично Эру: «Дети Илуватара были задуманы им одним: они пришли с третьей темой, их не было в теме, которую задал в начале Илуватар, и никто из Айнур не участвовал в их создании» [10, с. 1023]. Эльфам люди уступают не только в плане первородства, но и в вопросах силы, мудрости, искусности. А самое главное их отличие в том, что люди были созданы смертными.

По первоначальному замыслу Эру младшие Дети должны были жить около трех сотен лет, но впоследствии Творец сократил этот срок. Также эльфы как старшие братья должны были учить и наставлять людей, а потом отступить и оставить Арду в полное владение Младшего народа. Однако не все случилось так, как должно было быть: люди встретили эльфов после своего пробуждения, но не все Перворожденные отнеслись к ним с теплотой, большинство сторонилось новых существ или даже было враждебно настроено.

Также почти сразу после своего пробуждения люди попали под влияние Мелькора, хотя Эру сам мысленно наставлял их. Падший Вала обманул их, обещая великие дары, а Эру выставил Тьмой. Так как других Валар люди не знали, то стали почитать Врага как своего создателя и бога, даже построили ему храм. Этим они восстали против Илуватара и Тот сократил продолжительность их жизни в три раза. При этом он не прекращал их любить, заботиться о них и считать своими детьми. Также из-за влияния Мелькора природа людей стала еще более несовершенной: раны, болезни, погодные условия стали их ослаблять и даже убивать. Изначально физически они были похожи на эльфов: высокие и сильные, но более хрупкие, менее красивые и мудрые. А поклонение Мелькору сделало их еще более слабыми.

Такое своеобразное «падение» сразу на заре своего существования не может не напоминать историю людей в христианстве. Адам и Ева, находясь в Раю, будучи созданными не так давно, поддались змею и тем самым отпали от Бога, повредив свою природу, что привело к их смертности и уязвимости. Однако в истории Толкина некоторым людям постепенно все же удалось увидеть истинную сущность своего «создателя», понять, что они поклоняются Тьме. Это случилось потому, что со временем Мелькор перестал притворяться их другом, внушал страх. Заставляя делать человеческие жертвоприношения. И тогда часть людей раскаялась, и бежала с востока на запад в надежде найти Свет и настоящих богов. Это были три племени, которые стали называться Эдайн, сдружились с эльфами и впоследствии активно участвовали в битвах Средиземья, влияли на историю Арды. Остальные же племена по большей части так и остались под владычеством Тьмы, невежественными и злобными. Во Второй Эпохе Солнца некоторые из рода эдайн вновь обратились к злу под воздействием Саурона ученика Мелькора. И тогда остров-государство Нуменор или Аталантэ (в переводе с квенья «падшая земля»), где они жили, и который являлся величайшим государством людей в Арде по воле Эру ушел под воду. В этом событии Толкин на свой манер пересказал древний миф об Атлантиде. Жителям острова Валар даровали более долгую жизнь, мудрость и умения, а сами нуменорцы были физически и морально сильны. Однако Дж. Толкин в письмах писал, что они «были горды. Самобытны, архаичны; думаю, что уместнее всего представлять их, скажем, в египетском ключе» [2, с. 85]. И это сравнение с египетским народом можно подчеркнуть тем, что участь нуменорцев – сомкнувшиеся воды над головой, напоминает судьбу армии фараона, высокомерно решивших преследовать иудеев Моисея. Также в произведениях Дж. Толкина ярко выражено противостояние Востока и Запада. Восточные племена людей, к примеру, харадримы обладали культурой, ментальностью и религией, которые очень отличались от культуры людей Запада. Они продолжали поклоняться Морготу, а после его поражения Саурону, в то время как эдайн почитали Эру и Валар.

Эльфы относились к смертным братьям очень по-разному: кто-то их любил, а кто-то вовсе не переносил. Так как люди и эльфы принадлежали к одному биологическому виду между ними были возможны браки, но в силу других различий это было очень редким явлением. Всего известно только лишь три брака между смертными и бессмертными. Называли эльфы людей хильдор (в переводе с квенья «последыши»), апанонар (в переводе с квенья «второрожденные»), фиримар (в переводе с синдарина «смертные») и энгвар (в переводе с квенья «чахлые»). А в эльфийских сказаниях и легендах людей часто называли Узурпаторами, Неуклюжими, Чужаками и Детьми Солнца. Все эти имена и прозвища отражают весь спектр отношения Перворожденных Детей к младшим. Однако уже в Четвертую Эпоху Солнца практически все эльфы ушли из Средиземья в Валинор, поэтому эпоха зовется еще Эпохой Владычества Людей.

Большой «проблемой» людей в «мире Толкина» считалась их смертность и короткая жизнь. Однако тут не все так просто, эта человеческая слабость была одновременно и их силой. Смертные «отлично умели приспосабливаться к условиям меняющегося мира» [1, с. 98] в отличие от Перворожденных, которые с трудом принимали перемены. Также люди размножались гораздо быстрее любой другой расы в Средиземье и во всей Арде, что позволило им полностью заселить территории Средиземья.

Сама смертность людей не является их наказанием или проклятием, наоборот, это Дар Илуватара. Еще во время создания людей Он наделил их этим даром: души людей, в отличие от эльфийских, не заперты в Арде. «После смерти каждый человек попадает в Палаты Мандоса, а оттуда уходит в неведомые края за кругами мироздания» [5, с. 129]. Человеческую смерть во вселенной Толкина стоит понимать как освобождение от жизненных тягот. Отношение к смерти как к божественному дару близко христианскому богословию, гласящему, что, сделав людей смертными, Бог дал им возможность раскаяться и не жить вечно в поврежденной природе. Эльфы же «заперты» в пределах Арды и обречены до Конца Времен находится в ней. Такая судьба эльфов отдалённо напоминает учение буддизма о нирване: Перворожденные никогда не смогут полноценно умереть, они обречены на вечную жизнь в Мире Сущем, что можно расценивать и как благословение, и как проклятие [14]. Во Вторую и Третью Эпохи Солнца часть людей стала бояться Дара Илуватара из-за влияния Мелькора. Они не хотели покидать Арду и дар стали называть не иначе как «проклятье людей». Такое отношение к смерти в корне неверно и Толкин дает нам это понять, показывая, как люди, желавшие вечной жизни, обратились к злу и сами себя погубили.

Что касается роли людей в Апокалипсисе Дж. Толкина, завершающего историю Арды: пророчество Вала Мандоса гласит, что в Последней Битве Дагор Дагорат (в переводе с синдарина «Битва Битв») люди не просто примут участие, их роль будет решающей. Так, нуменорцы, пожелавшие вечной жизни и восставшие против Эру вступят в эту войну и будут сражаться против вернувшегося Мелькора. С Врагом также будут сражаться Вала Тулкас с майа Эонвэ и человеком Турином Турамбаром. И именно от руки последнего падет Моргот, и таким образом все люди, пострадавшие от Тьмы, будут отомщены. Подобный мотив обращения богов к помощи особых людей (богатырей, героев) часто встречается в различных мифах. К примеру, герой иранской мифологии Кэрсаспа совершил много подвигов, в том числе и победу над чудовищами для безопасности людей и богов.

Таким образом, мы видим, что в антропологических и антропогонических мифах Дж. Р. Р. Толкина отражаются элементы христианского богословия и некоторые мифы. Сами же люди в «мире Толкина» являются особыми созданиями, наделенными Даром Илуватара. Что приближает их опять же к христианским представлениям о человеке.

 

 

ГЛАВА III. РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ПЕРСОНАЛИЙ И ЯВЛЕНИЙ В «МИРЕ СРЕДИЗЕМЬЯ» ТОЛКИНА ДЖ. Р. Р.

3.1 Героический цикл мифологии Толкина Дж. Р. Р.

Героический образ присутствует в каждом произведении жанра фэнтези, в каждой мифологии, в той или иной степени в каждой истории. В культуре всех цивилизаций важную роль занимает прославление героев реальных или мифических. Основатели династий, городов, правители империй часто причислялись к числу национальных героев, причем от культуры к культуре передавались представления о чертах настоящего героя. В обширной вселенной Дж. Толкина не могло обойтись без такой важной составной части, как герои, а потому стоит обратить внимание на это явление.

Многие персонажи произведений Профессора отличались храбростью, совершали подвиги или были образцами высокой морали, и поэтому многих можно назвать эпическими героями. Но для данного исследования были выбраны три персонажа для рассмотрения героических черт. Первый из них – Эарендиль (в переводе с квенья «любящий море»), спаситель Средиземья.

Эарендиль или Ардамирэ (в переводе с квенья «драгоценность мира») был рожден в 504 году Первой Эпохи Солнца. Его отцом был Туор – человек-эдайн, союзник эльфов и эльфийка Идриль, принцесса тайного города Гондолин. Это был второй союз между эльфийкой и смертным после истории Берена и Лутиэн, а Эарендиль, будучи единственным ребенком в этом браке, являлся полуэльфом.

 Когда мальчику было десять лет, армия Моргота напала на Гондолин, город был разрушен, а Эарендиль с родителями с трудом смог спастись. Они ушли в Гавани Сириона и в том краю мальчик познакомился с Эльвинг, дочерью Диора, внучкой Берена и Лутиэн, которая в дальнейшем стала его женой. Также в Гаванях он сдружился с эльфом Кирданом Корабелом, от которого научился кораблестроению. Эарендиль очень полюбил Море, много ходил на корабле, его прозвали Эарендиль Мореход. Через несколько лет после прибытия в Гавани Туор и Идриль ушли в Море, надеясь достичь Валинора и рассказать Валар о бедах Средиземья. Время шло, Эарендиль женился на Эльвинг, у них родились близнецы Элронд и Элрос, а Туор и Идриль из своего плавания так и не вернулись. За этот время Ардамирэ вместе с Кирданом построил корабль Вингилотэ (в переводе с квенья «цветок морей») – самое прекрасное судно из всех, что строил кто-либо. Он уходил на нем в Море, пытаясь найти родителей и желая достигнуть Валинора, чтобы просить помощи Валар для эльфов и людей в войне с Морготом. Избороздив все воды, он все же не мог преодолеть Сумрачные моря.

В 538 году Первой Эпохи Солнца сыновья Феанора напали на Гавани и разорили их, в попытке отобрать у Эльвинг один из Сильмарилей, который достался ей от отца. Эарендиль был в то время в море и Эльвинг, оставив своих сыновей бросилась в воду, чтобы не дать камню попасть в руки захватчиков. Вала Ульмо превратил ее в белую птицу, и в таком виде она достигла Вингилотэ, где снова приняла свой обычный облик. Супруги решили не возвращаться в Средиземье, а плыть в Валинор. Свет Сильмариля помог им преодолеть Сумрачные моря и достичь Благословенного Края. Там Эарендиль предстал перед Валар и взмолился о помощи Средиземью, о прощении для мятежных эльфов-нолдор. Его мольбы были услышаны и Валар вступили в войну с Мелькором, а самому Эарендилю, Эльвинг и их потомкам, как полуэльфам было разрешено «выбрать судьбу того народа, какого они пожелают (эльфов или людей)» [45].

Несмотря на то, что Ардамирэ больше был близок к людям, он избрал эльфийскую судьбу, так как супруги не могли больше вернуться в Средиземье по причине того, что ступили на берег Амана, что было запрещено и нолдор, и смертным. Также на его выбор повлияло решение Эльвинг, которая выбрала бессмертие эльфов. Валар вверили Эарендилю на хранение Сильмарилль и вместе с челном Вингилоте вознесли не небо, где он стал звездой Гил-Эстель (в переводе с синдарина «звезда надежды»). Эльфы очень любят эту звезду, так как она является символом надежды, а у людей Гил-Эстель известна как Венера, во Второй Эпохе она вела людей-аданов в Нуменор. Также эту звезду называют Утренней и Вечерней, так как чаще всего Эарендиля видели по утрам и вечерам, когда он возвращался в Валинор из путешествия по небу. Эльвинг же оставшись в Амане, поселилась в башне на северном побережье, где встречала мужа из небесного плавания.

Лишь один раз Эарендилю было позволено спуститься с небесного свода: когда Валар все же пошли войной против Мелькора и столкнулись с сильными соперниками – драконами, которых вывел Враг. Тогда Ардамирэ на своем корабле спустился и сразил величайшего из драконов – Анкалагона Черного. Очень скоро после этого события Моргот был повержен и его скованного изгнали из Арды в Пустоту за Врата Ночи. Эарендиль же охраняет эти Врата, следя, чтобы ничто через них не проникло в Мир.

Судьба Эарендиля в чем-то схожа с участью многих древнегреческих героев, ведь они часто становились созвездиями на ночном небе, боги отправляли их на небосвод, как оказывая честь, так и для напоминания о плохом конце героев. К примеру, созвездие Змееносца по легенде появилось после смерти великого врача Асклепия, который прогневал хозяина подземного царства Аида тем, что исцелял даже смертельно больных людей. А такие герои как Геракл или Персей, прославившиеся своими подвигами, были более любимы богами, а потому их славу увековечили в звездах. Также Эарендиля можно отнести к классу героев-драконоборцев, таких как древнегреческий Кадм, который помог олимпийцам справиться с Пифоном, даосский бог-драконоборец Нэчжа, а также христианский святой Георгий Победоносец. Драконоборцами были и зороастрийские герои Траэтаона и Кэрсаспа, а также один из главных героев исландской «Саги о Вёльсунгах» Зигмунд и Зигфрид из средневековой германской эпической поэмы «Песнь о Нибелунгах».

Вторым героем, который будет рассмотрен в данной работе, является Турин Турамбар (в переводе с квенья «повелитель судьбы»), кузен Туора – отца Эарендиля. В отличие от полуэльфа Эарендиля Турин был смертным, человеком из Третьего рода эдайн. Его отец Хурин был великим воином и правителем людей Дома Хадора, сражался в Битве Бессчетных Слез против Моргота, был взят в плен и проклят Врагом, так как «не стал молить о пощаде, и отказался выдать местонахождение Гондолина» [5, с. 323], тайного эльфийского города. Это проклятие легло и на потомков Хурина, в частности на его сына Турина. После пленения Хурина, о судьбе которого родные не знали, Морвен, его жена, отправила сына его в эльфийское королевство Дориат, чтобы защитить от врагов, там он и воспитывался. Стоит отметить, что по характеру Турин был похож на родителей: порывистый и яростный, как отец, а также немногословный и суровый подобно матери, Турамбар был, тем не менее, жалостлив. Морвен после отъезда Турина родила свою вторую дочь Ниэнор, которая была зачата еще до Битвы Бессчетных Слез. Первая ее дочь Лалайт (в переводе с синдарина «смех»), младшая сестра Турина, которую он очень любил, умерла от эпидемии мора в возрасте трех лет. В Дориате Турин стал воспитанником эльфийского владыки Тингола и со временем стал сильным и смелым воином. Это не нравилось советнику короля Саэросу, который не упускал случаю задеть смертного. В конце концов, это привело к открытому конфликту и поединку, в результате которого Саэрос погиб, случайно сорвавшись со скалы. Испугавшись суда Тингола, Турин сбежал из Дориата, но эльфийский король оправдал Турамбара.

В 484 году Первой Эпохи Турина нашел эльф Белег, один из его воспитателей, и предложил вернуться, но эдайн отказался. Еще через год Белег освободил ученика, попавшего в орочий плен, однако Турин случайно убил его. В горе и отчаянии он ушел в горы Эред-Витрин (в переводе с синдарина «горы тени»), а позже пришел в эльфийский город Нарготронд, где стал советником правителя Ородрэта. По совету Турина Ородрет выступил против Моргота открыто, но потерпел поражение, вследствие чего город пал. Сам же Турин после битвы столкнулся с драконом Глаурунгом, который внушил ему идти искать родных, вместо того, чтобы освобождать пленников. Позже освободившись от чар дракона, Турин впал в ярость, но пленники из Нарготронда были уже мертвы. Вскоре Турамбар нашел в лесу девушку, потерявшую память, и назвал ее Ниниэль (в переводе с синдарина «слезная дева»), а в 500 году Первой Эпохи Турин женился на ней. Он не знал, что это его сестра Ниэнор, которую зачаровал дракон Глаурунг отчего она забыла все и не узнала брата. Уже в следующем году Турамбар встретился с Глаурунгом и убил чудовище, однако перед смертью дракон снял чары с Ниэнор, которая вспомнив все и узнав брата, ставшего ее мужем, бросилась со скалы. Турин же узнав правду обо всем, бросился на свой черный меч Гуртанг.

Судьба этого персонажа очень печальна, что отражается в его именах: Нейтан (в переводе с синдарина «оскорбленный»); Агарваэн, сын Умарта (в переводе с синдарина «запятнанный кровью, сын злосчастья»); также его называли Дагнир Глаурунга (в переводе с синдарина «погибель Глаурунга»); Мормегиль (в переводе с синдарина «черный меч»).

Посмертная участь Турина особенна: его душа, как и все души смертных, ушла за пределы Арды, однако в пророчестве Валы Мандоса о Последней Битве в Конце Времен сказано, что Эру вернет Турамбара. Он встанет по левую руку от Валы Тулкаса и своим мечом Гуртангом сразит Мелькора навсегда, отомстив таким способом за детей Хурина и всех людей Арды в целом.

На создание образа Турина Турамбара Дж. Толкина во многом вдохновил карело-финский поэтический эпос «Калевала». Главный герой этого произведения Куллерво, чья судьба была очень горькой, стал своеобразным прототипом для Турамбара. Род этого героя-мстителя был уничтожен Унтамо, который приходился ему дядей. Куллерво, когда подрос, поклялся отомстить дяде. Случайно узнав, что его родные живы, он отправился на поиски и по дороге встретил свою сестру, потерявшуюся в детстве. Не зная этого, Куллерво соблазняет девушку, но когда правда открылась, его сестра утопилась от стыда. Куллерво же идет войной на своего дядю и истребляет его род, а после возвращается на место, где обесчестил сестру и бросается на меч. Исследователь творчества Дж. Р. Р. Толкина Том Шиппи так писал о Турине Турамбаре: «Трагедии турина молчаливо противопоставляются деяния и судьба его двоюродного брата Туора… один полагается на самого себя, другой – на Валар. Один, через своего потомка Эарендиля, приносит Средиземью надежду, дркгой ничего после себя не оставляет… Злоба превращает сражение в убийство, несчастный случай в преступление. Чувствуется, что обстоятельства жизни Турина в любом случае были бы примерно одинаковы… Как и Макбет, Турин угодил в ловушку пророчества, переплетенного с его собственной внутренней слабостью, превратился из человека в чудовище, в убийцу» [5, с. 299]. Также стоит отметить, что проблема инцеста часто отражается в различных мифах народов мира. Такой акт связан с неким осквернением, когда нечто «светлое» искажается и теряет свою силу. Запрет подобного действия в мифологии берет начало еще в тотемических системах, где данное табу выполняло функцию защиты от вырождения.

Последним героем, образ которого будет рассмотрен, был Арагорн (в переводе с синдарина «почитаемый король») II Элессар (в переводе с квенья «эльфийский камень»). Этот персонаж является одним из главных в романе «Властелин Колец», его история тесно переплетена с повествованием. Арагорн родился в 2931 году Третьей Эпохи Средиземья в семье вождя дунэдайн (в переводе с синдарина «люди с запада») – выходцев из Нуменора. Его отец Араторн погиб, когда мальчику было два года и матери Арагорна Гильраэн пришлось бежать с ребенком в эльфийское убежище Ривенделл.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.