|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1 страницаСтр 1 из 8Следующая ⇒
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ) ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Студент __Лещинская Надежда Дмитриевна______________________________ Институт ___Гуманитарный __________________________________________ Направление __47.03.03 – Религиоведение_________________________________
Тема выпускной квалификационной работы Религиозность и современная культура Специфика мифотворчества и построения пространства мифа в творчестве Дж. Р.Р. Толкина: религиоведческий анализ
Руководитель ВКР ___________________________________ __ Е. И. Аринин (подпись) (инициалы, фамилия) Студент Н. Д. Лещинская (подпись) (инициалы, фамилия) Допустить выпускную квалификационную работу к защите в государственной экзаменационной комиссии
Заведующий кафедрой Аринин Е. И.__ (подпись) (инициалы, фамилия)
«_28_ » июня 2021 г.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ) УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой _____________________ «_____ »________________ 20___ г. ЗАДАНИЕ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ Студенту Лещинской Надежде Дмитриевне________________________________ 1. Тема ВКР Религиозность и современная культура. Специфика мифотворчества и построения пространства мифа в творчестве Дж. Р.Р. Толкина: религиоведческий анализ_________________________________________________________________________ утверждена приказом по ВлГУ № 14/4 / от 15.01.2021 ____________________ 2. Срок сдачи студентом законченной ВКР ___18.06. 2021 г.____________________________ 3. Исходные данные к ВКР________________________________________________________ 1) _научная литература___________________________________________________________ 2) _религиозная литература_______________________________________________________ 3) _публицистическая литература__________________________________________________ 4) _интернет-ресурсы_____________________________________________________________ 4. Содержание пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов) 1. __Рассмотреть «Мир Дж. Р. Р. Толкина» как предмет научного осмысления и изучения: теорию, термины, историографию_________________________________________________ 2._Изучить универсалии, архитектонику и специфику мифологии «Властелина колец» и «Сильмариллиона», выявить связь с традиционным мифом_____________________________ 3.__Провести религиоведческий анализ отдельных персоналий и явлений в «мире Средиземья» Дж. Р. Р. Толкина_____________________________________________________
Дата выдачи задания ___________________________ Научный руководитель ________________ __________________ (подпись) (инициалы, фамилия) Задание принял к исполнению ____________________ __________________ (подпись студента) (инициалы, фамилия)
АННОТАЦИЯ Выпускная квалификационная работа посвящена комплексному исследованию специфики мифотворчества и построения пространства мифа в творчестве Дж. Р. Р. Толкина. Целью исследования является рассмотрение творчества Толкина как предмет научного осмысления, изучение универсалий, архитектоники и специфики мифологии Толкина, а также религиоведческий анализ отдельных персоналий и явлений в «мире Средиземья» Дж. Р. Р. Толкина. Научная новизна исследования заключается в конкретно религиоведческом подходе к трудам Толкина как целостной мифологической системе. Объем работы составляет 125 страниц, которые включают в себя введение, 3 главы, заключение, список источников и приложение. Список литературы содержит 46 наименований.
ABSTRACT The final qualifying work is devoted to a comprehensive study of the specifics of myth-making and the construction of the space of myth in the work of J.R.R. Tolkien. The aim of the study is to consider Tolkien's work as a subject of scientific understanding, the study of universals, architectonics and the specifics of Tolkien's mythology, as well as a religious analysis of individual personalities and phenomena in the "world of Middle-earth" by JRR Tolkien. The scientific novelty of the research lies in a specifically religious approach to Tolkien's works as an integral mythological system. The volume of work is 125 pages, which includes an introduction, 3 chapters, a conclusion, a list of sources and an appendix. The list of references contains 46 titles.
ВВЕДЕНИЕ Актуальность работы. В современном мире люди зачастую интересуются не только реальными историей, культурой и религиями, но и вселенными художественных произведений. Возросшая в XX веке популярность жанра фэнтези привела к тому, что сформировались отдельные общества, посвященные вымышленным мирам. И люди, состоящие в этих группах, бывают порой увлечены «книжным» миром больше, чем настоящим. Сейчас во всем мире, и в России в частности, достаточно популярен такой феномен, как толкинизм. Это субкультура поклонников произведений Дж. Р. Р. Толкина, чье имя звучит в названии этого явления. Этот английский ученый и писатель считается основателем жанра эпического или высокого фэнтези. В середине прошлого века его роман «Властелин колец» полюбился очень многим читателям по всему миру, спровоцировав интерес к жанру фэнтези в целом. Этот интерес не утихает и по сей день, сейчас в толкинистском фэндоме, то есть субкультуре, состоящей из поклонников писателя, состоит множество людей. Интересными являются причины такого яркого увлечения, что именно в творчестве Дж. Толкина так привлекает читателей спустя много лет после выхода его книг. Интересно построение его книжной вселенной, ее мифологическая основа. Также труды Дж. Р. Р. Толкина интересны и ценны для религиоведческого исследования, потому как в них отражается специфика мифотворчества как качества индивида, а также они являются репрезентацией искусственно созданной мифологии со своей разработанной космогонией, космологией, теогонией и т. д. Объектом исследования в данной дипломной работе являются произведения Дж. Р. Р. Толкина. А предметом – мифологическая система в его романах. Целью данной работыявляется проведение религиоведческого анализа специфики мифотворчества и построения пространства мифа в творчестве Дж. Р. Р. Толкина, а также исследование основных религиозных компонентов в его творчестве и выявление параллелей с аналогичными представлениями религий мира. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть творчество Толкина как предмет научного осмысления и изучения, а также подробно проанализировать теоретический аспект, терминологию и историографию «Мира Толкина». 2. Изучить универсалии, архитектонику и специфику мифологии «Властелина колец» и «Сильмариллиона», выявить связь с традиционным мифом. 3. Вычленение конкретно мифологического компонента из работ Дж. Р. Р. Толкина, и моделирование структурированной мифологической системы. Методы исследования В данной дипломной работе использовались историко-критический и компаративный методы. Кроме того, в работе применялся метод критической интерпретации источников. Сравнительный метод в совокупности с религиоведческим позволил глубже рассмотреть пересечения сюжетов и персонажей «мира Толкина» и мифологий различных религий мира. Метод анализа, синтеза и последующего моделирования использовался для объединения разрозненных мифологических элементов в единую систему. Степень разработанности проблемы В современном научном пространстве вопрос изучения творчества Дж. Толкина достаточно разработан. Изучению творчества писателя посвящены работы зарубежных авторов – «Дорога в Средьземелье» Тома Шиппи, «Толкин русскими глазами» Марка Т. Хукера. Отечественные труды на тему мифотворчества Толкина появлятся в конце XX в. – XXI в. – диссертации на эту тему писали: Е. Ярощук – «Миф в Сильмариллионе»; О Потапова – «Мифотворчество Дж. Р. Р. Толкина: «Сильмариллион» в контексте современной теории мифа»; Р. Кабакова – «Повелитель колец» Дж. Р. Р. Толкина и проблема современного литературного мифотворчества» и другие. Характеристика источников Для написания данной работы использовалось множество источников, которые можно разделить на следующие группы: произведения самого Дж. Р. Р. Толкина, являющиеся первоисточниками, необходимыми для понимания его творчества – это роман «Властелин колец», «Сильмариллион», «Хоббит, или туда и обратно»; биографические источники, которые дают представление о жизни писателя – «Джон Р. Р. Толкин. Биография» Х. Карпентера; аналитические исследовательские работы, к примеру, серия статей под названием «Хроники кентавромахии», посвященная дискуссии группы «Китоврас» и команды «Эстель» на тему соотношения творчества Толкина и христианства; теоретические работы, рассматривающие вопросы жанровой принадлежности произведений писателя, мифологического аспекта его текстов, а также систематизирующие информацию из его книг. Прикладная часть работы В рамках работы было проведено социологическое исследование в форме онлайн-опроса, в ходе которого было опрошено 260 человек. Опросник содержал 14 вопросов разного характера. Кроме обязательных вопросов о половой принадлежности и возрасте были также вопросы, касающиеся образования, мировоззрения, принадлежности к какой-либо религии, а также вопросы, касающиеся непосредственно отношения к творчеству Джона Толкина, увлеченности им и персонажей его произведений. Итоги опроса показали, что ответы были самыми разными, что дает возможность говорить, о неоднородности групп толкинистов. Теоретическое значение работы определяется расширением религиоведческой теории за счёт разработки мифологического компонента трудов Толкина. Практическое значение работы определяется возможностью разработки дополнительных компонентов для преподавания дисциплин в рамках специализации «Религиоведение». Кроме того, данная работа обогащает содержание дисциплин гуманитарного цикла. Ещё одно направление практического применения – анализ субкультуры толкинистов (ролевиков), которые представляют собой «живое» явление мифологии Толкина в современном мире. Новизна исследования – конкретно религиоведческий подход к трудам Толкина как целостной мифологической системе, а также первая попытка выявления мифологии Дж. Р. Р. Толкина как целостного и структурированного феномна.
Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассматриваются теория, термины и историография, необходимые для научного осмысления и изучения вымышленной вселенной Толкина. Вторая глава изучает мифологию «Властелина колец» и «Сильмариллиона», универсалии, архитектонику и специфику и связь с традиционным мифом. Третья глава посвящена религиоведческому анализу отдельных персоналий и явлений в «мире Средиземья» Дж. Р. Р. Толкина.
ГЛАВА I. «МИР ТОЛКИНА ДЖ. Р. Р.» КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ОСМЫСЛЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ: ТЕОРИЯ, ТЕРМИНЫ И ИСТОРИОГРАФИЯ. 1.1 Основные понятия и терминология творчества Толкина Дж. Р. Р. Джон Рональд Роуэл Толкин – это английский писатель и поэт, ученый-лингвист, филолог. Он родился 3 января в 1892 г. в Блумфонтейне, в Оранжевом Свободном государстве, куда его отца, Артура Руэла Толкина, отправили для продвижения по службе (он был сотрудником английского банка). Там же в феврале 1894 года в Семье Толкин родился еще один сын. Однако уже через два года, в 1896 году отец семейства скончался от ревматической лихорадки и матери мальчиков, Мейбл Толкин, пришлось вернуться с детьми в Англию. В дальнейшем она воспитывала их сама и отдавала этому все свои силы, так как ее родственники, не одобрявшие ее брак, помогали с неохотой. А после того, как Мейбл приняла католичество в попытке обрести жизненную опору, родные-англикане и вовсе разорвали с ней все связи. Братья Толкин же получили религиозное воспитание и образование, в результате Джон Толкин «всю жизнь оставался глубоко религиозным человеком» [26]. Маленьким он любил рисовать пейзажи, мать обучила его основам ботаники и латыни. Но в 1904 году мальчики осиротели: Мейбл Толкин умерла от диабета. Воспитывать сыновей она перед смертью поручила священнику Бирмингемской церкви, отцу Френсису Моргану, который и привил маленькому Джону интерес к филологии. Важным является то, что благодаря матери и отцу Моргану Дж. Толкин был приобщен именно к католичеству, а не к англиканству, господствующему на тот момент. Можно увидеть, как жесточайшая борьба этих двух конфессий отразилась как на семейных отношениях родителей писателя, так и на жизни его самого. Впоследствии он писал, что «католики до сих пор страдают от ограничений в правах, от которых избавлены даже иудеи» [7, с. 120]. Подобное положение вещей отразилось и на самом авторе, и на его работах. Дж. Р. Р. Толкин и сам признавался, что церковь имеет определенную заслугу в направлении его жизненного пути и становления творчества. Будущий великий писатель обучался в школе короля Эдуарда в городе Бирмингеме, куда поступил в 1900 году. Там «он выучил древнеанглийский язык и начал изучать другие – валлийский, древненорвежский, финский, готский» [26]. Несомненно талантливый, он уже тогда постепенно начал придумывать «эльфийские» языки. Также в школе Джон Толкин обзавелся друзьями. Связь с которыми поддерживал впоследствии много лет. После он учился еще в школе святого Филиппа, а в 1911 поступил в оксфордский колледж Эксетер. В 1914 году, когда Великобритания вступила в Первую мировую войну, Толкин записался в Корпус военной подготовки, что позволило ему отсрочить военный призыв. А уже в 1915 году, окончив университет с отличием и получив степень бакалавра, он «получил чин младшего лейтенанта в полку ланкаширских стрелков» [3]. Впоследствии его призвали на фронт, где он служил связистом на реке Сомма и участвовал в кровавом сражении на гребне Типваль. В той битве погибло двое его близких школьных друзей, а сам Толкин очень скоро заболел окопной лихорадкой, переносчиками которой были многочисленные вши в блиндажах. Лечение было долгим и в ноябре 1916 года Толкина отправили обратно домой, освободив от службы по причине негодного здоровья. Оставшееся от войны время он провел в госпиталях и сельской местности, восстанавливаясь. Именно к этому времени относится начало его работы над «Книгой утраченных сказаний». В течение последующих двух лет, несмотря на обострения, Толкин смог, наконец, поправиться и проходить службу в разных военных лагерях. Вскоре он получил звание лейтенанта. Однако пережитая война навсегда оставила свой след, отразившись, в том числе и в его книгах. Но не только тяжелые испытания выпали будущему писателю в этот период: его жена Эдит в 1917 году родила их первенца, Джона Френсиса Руэла Толкина. Это стало большой радостью для молодых родителей. Также стоит уделить внимание лично истории супругов Толкин, так как это оказало большое влияние, как на жизнь Джона Рональда, так и на его творчество. Со своей соседкой, Эдит Мэри Бретт он познакомился в 1908 году. Эдит была на три года старше, исповедовала протестантизм и, так же как и Толкин, была сиротой. Они быстро подружились, а потом и влюбились друг в друга, что отвлекло юношу от учебы и помешало поступить в колледж с первого раза. К тому же его опекун, отец Френсис Морган, взял с Толкина обещание, что до совершеннолетия, то есть до 21 года, он не будет встречаться с девушкой. И это честное слово было сдержано: молодой Толкин несколько лет не встречался, не разговаривал и не писал писем Эдит Бретт. Но вечером того же дня, когда ему исполнился 21 год, он написал девушке, объяснился в любви и сделал предложение руки и сердца. Ответом была новость, что Эдит обручена с другим человеком, так как считала, что Толкин ее забыл. Однако вскоре помолвку она расторгла и дала свое согласие Джону Толкину. Они обручились в 1913 году в Бирмингеме, а поженились 22 марта 1916 года в английском городе Уорик, а отец Френсис Морган «благословлял их, желал обоим счастья» [3]. Стоит отметить, что по настоянию жениха Эдит приняла католичество. Забегая вперед, можно сказать, что этот брак был долгим и счастливым: Джон и Эдит Толкин прожили вместе 56 лет, у них было трое сыновей и дочь. Жена стала для писателя не только любовью и верным помощником в жизни, но и вдохновением. После ее смерти в 1971 году, он писал в письме: «я никогда не называл Эдит Лутиэн, но она была первоисточником истории начала главной части «Сильмариллиона». Я впервые осознал это на небольшой лесной полянке, заполненной болиголовом возле Руса в Йоркшире (где я недолго находился на аванпосте Гарнизона Хамбер в 1917 году, и она могла немного пожить со мной). В те дни ее волосы были цвета воронова крыла. Кожа светлой, глаза яснее, чем когда-либо, и она могла петь и танцевать. Но история пошла по другому пути, и я остался в стороне и не могу ничего поделать с жестоким Мандосом» [3]. Эти впечатления были толчком к написанию истории о встрече Берена и Лутиэн, двух персонажей «Сильмариллиона». После войны в 1919 году Толкин стал помощником лексикографа в работе над «Оксфордским словарем английского языка», он занимался словами германского происхождения, которые начинались с буквы «W», их историей и этимологией. Потом стал лектором на английском языке в Лидсском университете. В этот период у него вышел «Словарь среднеанглийского языка» и окончательная редакция аллитерационной поэмы XIV века «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь» с комментариями. Позднее Толкин перевел это произведение на современный английский язык. А в 1925 году он стал профессором англосаксонского языка в Оксфорде, в Пемброкском колледже. На этой должности он пробыл вплоть до 1945 года. Важным событием в этот период являет создание неофициальной литературной дискуссионной группы «Инклинги», ядром которой стал сам Толкин и его близкий друг Клайв Степлз Льюис, автор известного цикла книг «Хроники Нарнии». Стоит отметить, что именнно Толкин со своими аргументами вернул, ставшего в юности атеистом, Льюиса к религии. Тот однако выбрал англиканство, а не католицизм, что несколько разочаровало Джона Рональда. Также в этот период он пишет повесть «Хоббит, или Туда и обратно», которая изначально была лишь сказкой перед сном для детей Толкина. Но в 1937 году произведение было опубликовано, полюбилось читателям и постепенно стало классикой детской литературы. Первые два тома «Властелина колец» Толкин тоже написал, будучи профессором Оксфорда. Нельзя не отметить важную для Джона Толкина работу над переводом эпической поэмы «Беовульф», за которую он взялся еще в 1920-х годах. Перевод был закончен в 1926 году, но свет так и не увидел, а опубликован был только лишь в 2014 году, после редактирования сыном Толкина, Кристофером. Эта работа была важна для Толкина не только как для лингвиста и переводчика, но и как для писателя. Она повлияла на «Хоббита», его повесть о Бильбо Бэггинсе и его приключениях. Но при этом это была важная веха и для Толкина-ученого: 25 ноября 1936 года, через десять лет после окончания перевода, Джон Толкин выступил с лекцией в Британской академии. Она называлась «Беовульф: чудовища и критики» и «открыла новую эпоху в истории литературоведческого анализа этой великой англосаксонской поэмы» [3]. Мнения исследователей поэмы разделялись: одни считали, что в ней описана реальная племенная война, а другие считали, что ее следует отнести к детским историям про битвы с монстрами. Толкин же был убежден, что тема племенной политики слишком узка для поэмы, что речь идет о человеческой судьбе и «монстры» играют важную роль в повествовании. Сам Толкин писал, что «Беовульфа» он очень ценит и влияние этой поэмы можно увидеть на протяжении всего легендариума Средиземья [Карпентер Биография]. Лекции писателя по этой поэме тоже были особенными и запоминающимися, студенты помнили их спустя многие годы. Во время Второй мировой войны Джон Толкин не участвовал в военных действиях, хотя и готовился стать дешифровщиком. Своему сыну Кристоферу он в 1941 году писал: «Люди в этой стране, похоже, до сих пор не осознали, чтов лице немцев нам противостоят враги, которые в массе своей наделены добродетелями повиновения и патриотизма (а это именно добродетели!) куда больше нашего. Нынешняя война заставляет меня испытывать глубокую личную неприязнь к этому треклятому невеждишке адольфу Гитлеру за то, что он погубил, извратил, обратил в неверное русло и навсегда обрек проклятию тот благородный северный дух, величайший дар европе, который я всегда любил и старался показать в истинном свете». [3]. В 1945 году Джон Рональд Толкин стал профессором английского языка и литературы в оксфордском Мертон-колледже. Его отставка выпала на 1959 год и до нее он занимал этот пост. Также он не один год был сторонним экзаменатором в Дублинском университетском колледже, который был составной частью национального университета Ирландии. В 1954 году этот университет наградил Толкина почетной ученой степенью. Свой роман «Властелин колец» Джон Толкин закончил к осени 1949 года, работа над ним заняла больше десяти лет. Сначала он планировал опубликовать книгу вместе с «Сильмариллионом», но из-за несогласия издательства планы пришлось изменить. Также произведение пришлось разделить на три части из-за большого объема и дороговизны бумаги после войны. С тех пор роман стал считаться трилогией, хотя создавался единым произведением. Впервые напечатали его в 1954-1955 годах, сначала в Англии и позже в США. Этот труд Толкина получил статус первой книги в жанре эпического фэнтези и стал коммерчески успешным, о Толкине узнало множество людей по всему миру. В 1960-х годах в США молодежь была увлечена идеями свободы, мира, было очень популярно движение хиппи, а в книге молодые люди нашли отражение своих убеждений. Все это привело к тому, что в середине 1960-х годов «Властелин колец» произвел настоящий фурор. Дж. Р. Р. Толкин был этому рад, хотя нужно отметить, что выдержать такой успех длительное время было непросто – поклонники писали множество писем, звонили домой, так что писателю даже пришлось сменить номер телефона. После смерти Толкина все его произведения были изданы Кристофером, его сыном. В 1961 году Клайв Степлз Льюис даже пытался добиться вручения Толкину Нобелевской премии по литературе, но шведские академики решили, что произведения оксфордского профессора нельзя считать прозой высшего класса. Только лишь в 2011 году Дж. Толкин был номинирован на эту премию, когда рассекретили результаты, бывшие тайной на протяжении 50 лет: Толкин и ряд других авторов намеренно были «пропущены» как победители, при этом «отказы» имели короткую и туманную формулировку [44]. Джон Рональд Руэл Толкин умер 2 сентября 1973 года. В последние годы жизни он страдал диспепсией, однако, снова преподавал в Оксфорде, куда вернулся после смерти жены в 1971 г. На момент смерти ему был 81 год. Похоронили Толкина в одной могиле с женой Эдит, выгравировав на надгробии под именами супругов имена персонажей «Сильмариллиона» - Берена и Лутиэн. Так как самые известные произведения Дж. Р. Р. Толкина написаны в жанре фэнтези, то целесообразно будет подробнее разобрать сущность и особенности этого жанра. Итак, термин «фэнтези» происходит от английского слова fantasy , то есть «фантазия» и служит для определения целого ответвления искусства. Фэнтези считается одной из разновидностей более широкого жанра – фантастики, суть которого могут кратко описать такие положения, как использование фантастического допущения, «элемента необычайного», нарушение границ реальности, принятых условностей, а также «в основе всякого фантастического произведения лежит оппозиция фантастического – реального». [6, с. 561]. Основа же конкретно фэнтези – это модернизация сказочных и мифологических мотивов. Как отдельный жанр фэнтези начало формироваться примерно в XV веке, но только в середине XX века оно обрело широкую популярность и начало принимать свой современный вид. И как раз таки Джон Рональд Руэл Толкин и его друг Клайв Стейплз Льюис сыграли определяющую роль в становлении образа классического фэнтези и его широком распространении. Жанр фэнтези охватывает множество сфер культуры и искусства. Часто его можно встретить в литературе, когда писатель создает в своем произведении вымышленный мир, населенный сверхъестественными существами, где чудеса являются обыденным аналогом наших законов природы. Этот волшебный мир не нужно даже объяснять с точки зрения науки, его существование допускается гипотетически, как существование другой планеты или мира-параллели. Зачастую при создании таких миров писатели вдохновляются реальными Средними веками или эпохой Возрождения. Разумеется, помимо реалий, существующих в нашем мире, каждый писатель добавляет в свои книги элементы, которых в реальности не найти, но тем не менее создающих интерпретационную картину видения мира автором. Это могут быть традиции вымышленного мира, его культура, природа или население. Все совершенно специфическое. Для обозначения этих элементов лучше применять термин «квазиреалии» используя латинскую приставку «квази», обозначающую «почти», «ненастоящий», «как бы», «близко». И стоит отличать этот термин он «псевдореалии» с приставкой псевдо- из греческого языка, которая имеет значение «мнимый, ложный». Все потому, что «реалии фэнтези не ложны, а лишь являются плодом воображения автора» [23]. Литературные произведения в жанре современного фэнтези стали появляться не так давно, в начале XX века. Можно привести в пример книгу «Дочь короля Эльфландии» (1924) Эдварда лорда Дансени, или произведение «Конан» (первая книга вышла в 1932) Роберта Э. Говарда, а также обязательно стоит упомянуть «Хроники Нарнии» (1950-1956) К. С. Льюиса, «Сказания о Мануэле» Джеймса Кейбелла». Российский писатель, а по совместительству лингвист, картограф и археолог, Александр Фомич Вельтман стал родоначальником жанра исторического фэнтези и писал романы в этом жанре: «Кощей Бессмертный. Былина старого времени», «Новый Емеля, или Превращения». Впрочем, именно роман Джона Рональда Руэла Толкина сделал этот жанр общеизвестным и существенно на него повлиял. Большинство тех писателей, что в дальнейшем творили в жанре фэнтези, можно назвать преемниками Толкина. В пример можно привести Кристофера Паолини, из-под пера которого вышла серия из четырех романов о мальчике по имени Эрагон, Анджея Сапковского с его циклом романов «Ведьмак», или Джорджа Мартина, автора саги «Песнь Льда и Пламени». Также в этом жанре писали А. Грин («Бегущая по волнам»), М. Элиадэ со своей новеллой «Девица Кристина», элементы жанра присутствуют и в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» [4, с. 121].
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|