Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3 страница



На просьбу охарактеризовать творчество Дж. Р. Р. Толкина многие ответили оченьразвернуто. Например: «Восхитительно! Все персонажи индивидуальны и неповторимы! Даже если вы можете проводить между ними параллели или сравнивать – их ощущения, реакции, мировоззрения не будут совпадать. Я не устаю радоваться каждой строке. Каждому описанию. А еще мне нравится, что легендариум не статичен. Кто чей родственник? Какого на самом деле цвета волосы этого эльфа? А вот он выжил и правил вместе с другим героем или был убит еще при том событии? Нельзя сводить все в одну плоскость. Нельзя выбрать одну версию. Творчество Толкина многослойно и я счастлива, что могу читать все версии, что он нам оставил. Ведь такими и должны быть легенды и мифы! Словно в каждом племени их предавали по-своему, внося свои изменения, рассказывая то, что осталось именно у них в памяти. Поэтому мир Толкина жив. Ведь он не переставал меняться даже, когда Профессор его создал. И не прекратит никогда!». Или «Толкин создал самый реальный и реалистичный сказочный мир, это самая масштабная и детальная мифологическая вселенная в мировой литературк с изящным выходом к массовому читателю в виде двух изящных и лаконичных несомненных шедевров литературной сказки, по праву занимающих первое место среди всех произведений этого жанра». Подобных пространных ответов около 15 % от общего числа, участники опроса подробно писали о том, что их зацепило в творчестве Дж. Р. Р. Толкина. «Эпос», «целая вселенная», «глубокий и реалистичный мир», «поразительные и вдохновляющие произведения» –подобные характеристики были самыми распространенными среди ответов.

На вопрос о том, какое из произведений Толкина является самым любимым, большинство (72,9%) ответило, что трилогия «Властелин колец». 49,2 % выбрали «Сильмариллион»; 30,6 – повесть «Хоббит, или Туда и обратно»; 23,6% – посмертно изданные книги, то есть «Берен и Лутиэн», «Дети Хурина», «Неоконченные сказания Нуменора и Средиземья»; и 6,2% выбрали «Приключения тома Бомбадила и другие стихи из Алой книги» и другие. Также были те, кто отдельно отметил «Легенду о Сигурде и Гудрун», которая была задумана под впечатлением от легенды о Зигфриде из скандинавской мифологии и издана после смерти писателя. Некоторым наиболее полюбилась повесть о щенке Ровере «Роверандом» и «Лист работы Ниггля» – рассказ Толкина о художнике-перфекционисте. Юмористическая сказка «Фермер Джайлс из Хэма» тоже была отмечена, как и некоторые материалы из лингвистических журналов «Vinyar Tengwar» и «Parma Eldalamberon», и рассказ «Речи Финрода и Андрет» из «Истории Средиземья». Таким образом, можно увидеть, что толкинисты интересуются не только произведениями про мир Средиземья, которые, конечно, назывались чаще всего, но и другими книгами Дж. Р. Р. Толкина.

В опрос были добавлены три отрывка из романа «Властелин колец» с описание трех разных героев повествования, участникам опроса нужно было угадать о ком идет речь. Первый отрывок был про хозяина трактира «Гарцующий пони» имя которого в разных переводах звучит как Лавр Наркисс, Маслютик, пивовар Подсолнух и Барлиман Баттербур. Его отгадало абсолютное большинство – 70 % опрошенных. Столько же узнали мага Гэндальфа Серого во втором отрывке. И последнее описание было про Денетора II, наместника Гондора, которого отгадали 60 % респондентов. Это иллюстрирует действительный интерес к текстам Дж. Толкина, их внимательное прочтение.

На вопрос о том, какой персонаж в произведениях Дж. Р. Р. Толкина полюбился более остальных, 15 % респондентов затруднились дать однозначный ответ, так как героев, вызывающих симпатию в книгах профессора действительно немало. Остальные же ответы были очень разнообразными, однако большая часть голосов досталась Арагорну Элессару – 15% назвали его любимым персонажем. 8,8 % участников опроса поделились, что Третий дом эльфов нолдор или Дом Финарфина вызывает у них наиболее яркие чувства, самыми «популярными» эльфами Третьего дома были названы Финрод Фелагунд и Галадриэль. Стоит также сказать, что 8,4 % опрошенных проголосовали за хоббита Сэмуайза Гэмджи, одного из главных героев романа «Властелин Колец», состоявшего в Братстве Кольца. Количество голосов за других Хранителей было следующим:  6 % говорили о Гэндальфе Сером,  5,3% – об эльфе Леголасе, а в 3 % – о Фродо Бэггинсе. Также стоит отметить, что 3,8% опрошенных больше остальных персонажей любят Феанора, создателя Сильмариллей, а еще 2,6 % находят самым интересным персонажем Саурона, главного антагониста романа «Властелин Колец». Остальные респонденты назвали любимыми персонажами очень многих героев произведений Толкина. Среди них были братья Боромир (около 3.5 %) и Фарамир (около 2,5 %), возлюбленные Берен и Лютиэн (около 2,5 %), хоббит Бильбо Бэггинс (около 2%), гном Гимли (около 2%), дева-воительница Эовин (около 2 %), эльф Глорфиндель (0,7 %) и другие.

Был также и вопрос о мировоззрении: 24,1%  отметили, что они верующие, из них 83,3% – православной конфессии; 2,4% –  протестанты, 1,2% – мусульмане, а буддистов, католиков и англикан по 0,6%, что эквивалентно одному человеку. Из остальных 21,3% составляют атеисты; 20,6% скорее верят в Бога, чем не верят; 19,4% агностиков. Также некоторые респонденты ответили, что исповедуют язычество (2,3 %), верят в эльфов (0,31 %), ведийскую религию (0,31 %). Также в ответах присутствовали следующие варианты: «творец своей реальности. Все мы боги, нет какого-то бога отдельного»; «приверженец мирского гуманизма»; «ранее была верующей, сейчас нет». А еще около 2,5 % опрошенных написали, что верят в некую сверхъестественную силу, не причисляя себя ни к одной из известных религий.

На вопрос о том, какая религия или мифология, по их мнению, оказала большее влияние на творчество Дж. Толкина, участники опроса ответили следующим образом: около 50 % ответов – христианство, 27, 5 % – скандинавская мифология, 22,5 % – староанглийские мифы. Также два человека ответили «иудаизм», и еще один «ислам». Остальные оставили вопрос без ответа или же написали, что все перечисленные религии и мифологии влияли на творчество писателя.

Таким образом можно сделать вывод, что современные сообщества толкинистов очень неоднородны. Совершенно разных людей объединяет любовь к произведениям Дж. Р. Р. Толкина и многие из них активно занимаются творчеством, вдохновленные этими книгами, изучают биографию Профессора, исследуют его мифотворчество. Респонденты хорошо ориентируются в текстах произведений, высоко оценивают фильмы Питера Джексона про Средиземье. Также можно увидеть, что в такие сообщества входят представители всех трех мировых религий, хотя христиан однозначное большинство, а также большая часть толкинистов относит себя к неверующим или верит во что-то сверхъестественное без определения религии.  

 

 

ГЛАВА II. МИФОЛОГИЯ «ВЛАСТЕЛИНА КОЛЕЦ И «СИЛЬМАРИЛЛИОНА»: УНИВЕРСАЛИИ, АРХИТЕКТОНИКА, СПЕЦИФИКА И СВЯЗЬ С ТРАДИЦИОННЫМ МИФОМ.

2.1  Космогонические и космологические мифы

Космогонические и космологические мифы всегда были самыми важными в мировоззрении людей, так как решали первостепенную задачу – объясняли, как появилась и развивалась Вселенная, как она устроена. Исследуя мир, люди всегда задавались вопросом о его зарождении, поэтому космогонические мифы так важны. «Актуальное состояние Вселенной в мифопоэтическом мышлении всегда связывается воедино с ее происхождением как следствие с причиной, поскольку определениеи объяснение состава мироздания и роли, которую играют в нем его объекты, равнозначно ответу на вопрос «как это возникло», описанию всей цепи порождения этих объектов» [12]. При изучении вымышленных вселенных наше внимание также привлекают вопросы о пространственно-временных параметрах этого мира: условия его зарождения, причины появления «мира сущего», живых существ и в итоге людей.

Дж. Р. Р. Толкин очень тщательно разрабатывал свой вымышленный мир, уделяя большое внимание мелочам. Космогония и космологию этого мира он подробно описал в «Сильмариллионе», события которого повествуют о своеобразном «начале времен». Это центральное произведение Профессора, он работал над ним долгое время, начиная с 1914 года, и до конца своей жизни дорабатывал его. В этой книге содержится полная мифологическая картина мира Толкина, которую он создал, в том числе и опираясь на легенды и мифы разных народов, «на общую мифологическую традицию и мифологические универсалии» [12]. Разумеется, не обошлось и без его индивидуального мифотворчества. Стоит отметить, что «Сильмариллион» делится на несколько частей, каждую из которых можно рассматривать, как законченное произведение. Они различны по объему и содержанию и в рамках мира Толкина являются частями летописи Средиземься, которую написали эльфы. Именно о сотворении мира рассказывается в первой части книги, которая называется «Айнулиндалэ» (в переводе с квенья «песнь айнуров»; здесь и далее переводы с искусственных эльфийских языков, разработанных Дж. Р. Р. Толкином).

Если кратко описывать сотворение мира в произведении Профессора, а он был именно сотворен, то изначально в Чертогах Безвременья был Эру (в переводе с синдарина «Единый») Илуватар (в переводе с квенья «Всеобщий отец»). Он Единый и Сущий, и изначально был в одиночестве и владел так называемым Негасимым Пламенем, то есть своим Духом. Феномен огня или жара достаточно распространен в космогонических мифах. и религиозную силу как нечто «обжигающее» и пользуются для определения этого феномена терминами, которые означают «жар», «ожог», «Элиаде М. отмечал, что множество первобытных народов представляют себе магическую очень горячий» [11, с. 223]. В индийской мифологической традиции существует космогоническая концепция «тапас» – это некий «жар», «тепло», выделяемое вовне, нечто чрезмерное. Бог Праджапати создает вселенную, используя свой «жар», путем магического потения. В скандинавской мифологии от трения ног первого живого существа, от тепла, возникающего в результате этого процесса, появился Трудгельмир, прародитель Ётунов. В сикхизме Бог также часто представляется как некий «жар» или огненная сфера, а люди, как производные от него, являюся отпавшими от огня искрами. Также есть и пример из древнегреческой философии – философ Гераклит почитал огонь за первоначало всего сущего.

Как мы видим, существование Эру у Профессора не объясняется, это просто факт. Также Толкин не отходит от приема, который зачастую используется в космогонических мифах – вначале говорится о том, что предшествовало творению, то есть о каком-то первоначальном хаосе, небытии, у Толкина это Чертоги Безвременья. Так как время и пространство в мифологии зачастую рассматриваются как характеристики тварного, в первоначальеом состоянии вселенной они либо отсутствуют, либо имеют свою собственную специфику. Вот и у Дж. Толкина в Чертогах нет ни отсчета времени, ни четкого пространства. В один момент Илуватар породил Айнур (в переводе с квенья «высшие, священные») из Негасимого Пламени своей мыслью. Данный эпизод можно сравнить с тем, как Бог сотворил ангелов в христианстве, так как некоторые теологи считают, что это произошло еще до сотворения мира. Айнур были нематериальными существами и были созданы прежде всего остального, также Илуватар создал для них прекрасные обиталища. Каждому из них Эру дал собственную музыкальную тему, и они пели перед ним, что радовало его. В этом эпизоде видно, что музыка играет ту же роль, что и «слово» при творении, однако звук имеет материальноть, что отразилось на будущем акте сотворения. Подобное встречается у Пифагора, который говорил о звучании вселенной и тщательно изучал музыкальные пропорции, строй и гармонию. Сначала поодиночке, «ибо каждый постигал только часть мысли Илуватара - ту, из которой возник сам, - и потому трудно было им понять друг друга» [10, с. 1021]. Однако постепенно они стали прислушиваться и понимать друг друга, что привело к росту гармонии и единства. И вот тогда Эру Илуватар созвал их всех и предложил могущественный напев, раскрывающий чудесные тайны. Объединив свои голоса в этом напеве Айнур создали «Великую Песнь», равной которой не создавали больше никогда. А Эру «сидел и внимал их пению» [10, с. 1021]. Стоит отметить, что хоть Илуватар и представлен, как некая высшая форма существования, но Дж. Толкин пишет о нем, что он «нахмурился», «поднял обе руки» или «улыбался», поэтому нам представляется именно образ человека. «Великая Музыка» Айнур предшествовала творению мира и состояла из трех тем. В первую, по повелению Эру, каждый Айну пел о том, что ему думалось и желалось. Однако Мелькор (в переводе с квенья «тот, кто восстает в могуществе»), один из самых могущественных Айнур, вплел в мелодию мысли о своем превосходстве, чем внес разлад, а некоторые Айнур присоединились к нему. Во время звучания второй темы Илуватар исправил этот диссонанс, тема вобрала его в себя. А третью тему Эру творил один, Айнур к ней не причастны. После того, как отзвучала последняя тема, Илуватар вышел из обиталищ Айнур и в Ничто показал им видение, «и они увидели пред собой новый Мир, шар, укрепленный в пустоте, но ей не пренадлежащий» [10, с. 1023]. Это было воплощение «Великой песни», каждый айнур увидел в этом мире то, о чем пел. А потом Эру воплотил это видение, с помощью Неугасимого Пламени сотворил Мир сущий, Эа (в переводе с квенья «да будет», этой фразой Эру воплотил видение). Во время звучания первой темы «Великой музыки» Мир сущий появился, в него влились все мелодии Айнур. Вторая тема определила границы Эа, а в процессе третьей Илуватар самостоятельно создал своих детей – эльфов и людей, а также определил их судьбы. «Эти три музыкальные темы можно сравнить с тремя актами космогонии зороастризма: период «Творение», период «Смешение» и период «Разделение». Согласно вероучению этой религии верховное божество Ахурамазда тоже сперва создал мир в «духовном» виде, а потом уже дал ему материальную оболочку» [14]. Изначально в Эа не было такого понятия как время, не существовало также Солнца, Луны и звезд. Мотивы сотворения невидимого мира прежде телесного присутствуют в иранской, индийской и египетской мифологиях, «в которых творение осуществляется при помощи мысли и слова» [12].

Довольно необычно то, что мир во вселенной Дж. Толкина появляется в процессе творческого процесса, музыки, пения. Однако именно творчество может сделать творцом человека, именно в этом процессе может люди могут сотворить нечто особенное.

После того, как Эа получил свою материальную оболочку, сердца Айнур обратились к нему, ведь их мечтания были в нем воплощены. И некоторые из них, «и среди них самые могучие и прекрасные» [10, с. 1025] с разрешения Илуватара спустились в Мир сущий, чтобы творить его. И с этого момента их силы стали неразрывно связаны с миром, они должны пребывать в нем до тех пор, пока он не исчезнет. Эти Айнур стали жизнью Мира, а он – их жизнью. Потому тех Айнур, что пришли в мир стали называть Валар (в переводе с квенья «высшие силы»), то есть Силами Мира или Стихиями. Другие же Айнур остались с Эру за гранью Мира.

Когда Валар спустились в мир, то увидели, что он совсем не такой, как в их видении, «все было предначально и бесформенно – и повсюду царила тьма. Ибо Великая Песнь была лишь ростком и цветением мысли в Чертогах Безвременья, а Видение – лишь прозрением; а сейчас они пришли в начало Времен;» [10, с. 1025]. Им предстояло творить мир и они приступили к этому. Так начался второй этап создания Мира. Их труд был велик и длился на протяжении многих веков, ведь они должны были подготовить землю, как жилище для Детей Илуватара. «Они действовали в меру собственного разумения – так, как каждый из них понял и воспринял Музыку Айнур» [5, с. 85]. А Мелькор, также пришедший в Мир, создавал препятствия для Валар, стремясь сделать всю Землю своим владением.

Чтобы составить представление о том, что визуально представлял собой Мир сущий в мифологии Толкина, нужно разобраться с его составными частями. Название «Эа» носит само мироздание, вселенная, за пределами которой находятся Чертоги Безвременья. Эту вселенную одушевляет Негасимое Пламя, данное Илуватаром и над ней действительны законы пространства и времени. За пределами Эа находятся Чертоги Безвременья и Пустота, которые не имеют материальной формы и времени. Земля же, которую впоследствии начали формировать валар, называлась Арда (в переводе с квенья «местность, владение»). Однако изначально она «представляла собой плоский диск, заключенный внутри сфер воздуха, света и эфира» [1, с. 29]. Сама земля называлась Имбар и в виде диска находилась под небосводом, воздушной сферой – Виста, которая, однако, не достигала крайних западных и восточных пределов. Воздушную сферу окружала сфера света – Ильмен, на которой впоследствии появилось Солнце, Луна и звезды. Ильмен доходил до восточных и западных рубежей земли и со всех сторон был окружен внешним океаном Арды под названием Эккайа или Вайа. Также его называют Окружным морем и площадь его неизвестна. Невидимые Стены Мира, называемые Иллумбар, окружали эти сферы, а вокруг была бесконечная Пустота, на квенья «кума».

Впоследствии изначальный вид земли менялся, в основном из-за войн и катаклизмов, причиной которым был Мелькор. В результате всех видоизменений в конце Второй эпохи мир стал круглым. Стоит отметить, что под Ардой фактически подразумевается наша Солнечная система, но во временном промежутке мифологической истории Профессора. А Землей тогда можно считать Имбар, которая сначала существовала в виде диска, а потом стала круглой.

Таким образом, можно говорить о том, что космогонические и космологические мифы Дж. Толкина впитали в себя некоторые представления христианской теологии и зороастризма.

 

2.2 Теогонический аспект и пантеон

В строении «мира Толкина» теогонический аспект играет достаточно важную роль, так как сам мир по сути создавался «богами». Верховный Бог, если так можно назвать Эру Илуватара, создал айнур, которые эквивалентны высшим ангельским чинам в христианстве или асурам в зороастризме. По замыслу Эру – Творца эти создания работали над Эа, Миром сущим, приводя его к тому образу, что увидели в Великой Песни. А Мелькор, чей образ и судьба схожи с образом и судьбой Люцифера, извращал творимое. Гордость, тяга к власти и желание увеличить свою силу не давали ему покоя, вследствие чего он выступил главной разрушительной силой в «мире Толкина». Разбирая теогонический аспект, мы будем говорить в большей степени о Валар, то есть тех Айнур, что спустились в Эа, чтобы творить мир, подготовить его к приходу Детей Илуватара – эльфов и людей.

Как уже было сказано, Айнур Толкина весьма похожи на ангелов в христианстве, между ними можно провести четкую параллель. Так, они являются не просто слугами Илуватара, а подобными ему, творец замыслил их таковыми, разговаривает с ними, способствует их самосовершенствованию. Об этом говорит современный исследователь творчества Дж. Р. Р. Толкина Пётр Юрьевич Малков, кандидат богословия, заведующий кафедрой теологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета [32]. Айнур являются, если так можно сказать, «вторичными творцами» – они принимают участие в творении мира, но только благодаря замыслу Эру. Они могущественны и уступают в силах только своему Творцу, которого любят и почитают, или же боятся и ненавидят подобно Мелькору. Также Айнур обладают свободой воли, могут выбирать между добром и злом, что характерно и для ангелов в христианстве, которым, к слову, и песнь была свойственна (Ис. 6:3) [22]. Стоит сказать, что Айнур напоминают не только зороастрийских асуров и христианские ангельские силы, но и индуистских дэвов, которые являются небесными существами, слугами Ишвара, в управление которым отданы разные природные силы, а некоторые являются олицетворением моральных ценностей [14].

И вот Мир Сущий под названием Эа создан «Великой Музыкой» и воплощен Эру Илуватаром. Айнур были поражены, когда увидели воплощение их Песни и многие спустились в этот новый мир от любви к нему. Этих Айнур, как выше уже было сказано, стали называть Валар, всего их было пятнадцать. Между ними был и Мелькор, который пришел в Эа из жадности и гордыни, чтобы подчинить себе этот мир и исказить все, что делали остальные, из-за чего его впоследствии исключили из числа Валар, которых с тех пор стало только четырнадцать. Также стоит сказать, что кроме Валар в Мир Сущий вошли и Айнур «младшего ранга», которые стали называться Майар. Как говорится в «Сильмариллионе»: « Валар привели с собой много соратников. Одни были слабее, а кое-кто почти равен им по могуществу, и они вместе трудились над сотворением Земли и усмирением ее бурь» [10, с. 1026]. Дж. Толкин отошел от традиционной для мифологии божественной генеалогии, в его произведении нет нескольких поколений божеств, все они появились в одно время. Однако Профессор заимствовал характерную для мифологии идею облагораживания и устроения хаоса богами в рамках космогонии. Это традиционная дихотомия порядка и хаоса, устроенности и деструкции. Порядок в подобных мифах рассматривается как сфера «своего», а беспорядок как антагонистическая.

Спустившись в Мир, Валар «облеклись в плоть и разделились, согласно своей сути, на мужчин и женщин» [5, с. 84], впрочем, это разделение, так же как и «плоть» Валар условны. Кроме антропоморфного облика по образу Детей Эру, Валар могут примерять внешность, соответствующую их собственным мыслям. К примеру, Мелькор мог воплотиться в образ ледяного гиганта или самого яркого огня. Второй вариант его облика, то есть огненный дух, делает Мелькора похожим на Люцифера, чье имя с латинского переводится как «светоносный» [26]. Вместе с обретением зримого облика они разделили между собой сферы влияния, каждый занялся тем, к чему больше тянулась его душа. А также из числа четырнадцати Валар выделилось восемь владык, называемых Аратары (в переводе с квенья «величественные»), которые были равны по силе между собой. Важным является то, что перед Илуватаром все Валар равны, однако, их силы и могущество могут существенно разниться. Также важно отметить, что, несмотря на то, что разделение влияния Валар на отдельные сферы, разграничение их деятельности напоминает строение пантеона богов в религии и мифологии, к примеру, Древней Греции или Древнего Египта, по своей природе Валар не совсем боги. От божеств в традиционном смысле их отличает то, что они лишь исполняют волю Эру. «Они не боги, но мастеровые, можно назвать их демиургами» [14]. Джон Толкин же в своих письмах нередко называл Валар «ангельскими силами» [5, с. 85]. Если взять иерархию ангельских чинов по Псевдо-Дионисию Ареопагиту, в которой ангельсике силы разделены на девять чинов: серафимы, херувимы, престолы, господства,силы, власти, начала, архангелы и ангелы, то окажется, что Валар ближе всего к серафимам, херувимам и архангелам. С первыми их «роднит» «непрестанное и всегдашнее их стремление к Божественному» [5, с. 86], так как серафимы быстрые, пылкие, горячные и всегда стремятся к Божественному началу. Херувимы, чье наименование означает «их силу – знать и созерцать Бога, способность принимать высший свет и созерцать Божественное благолепие при самом первом его проявлении, мудрое их искусство – преподавать и сообщать обильно другим дарованную им самим мудрость» [28], отразились в Валар «способностью принимать высший свет» и передавать мудрость. Архангельский же чин «сообщается с пресвятыми Начальствами и святыми Ангелами; – с первыми тем, что он обращается чрез Начальства к премирному Началу, сообразуется с Ним, сколько возможно, и хранит между Ангелами единение сообразно своему стройному, искусному, невидимому водительству. С последними же сообщается тем, что он, как чин, определенный для научения, приемлет Божественные озарения чрез первые Силы по свойству Иерархии, и передает их с любовию Ангелам, а чрез Ангелов сообщает нам по мереи того, сколь кто способен к Божественным озарениям» [28]. И так же как архангелы близки к ангелам, а через них к людям, так и Валар близки к Перворожденным эльфам, а через них – к народам людей. Такова природа Валар, которые стали Стихиями Мира Сущего. В «мире Толкина» эльфы называют их Силами Арды, а вот люди зачастую звали их богами. В Арде Валар жили в Валиноре (в переводе с квенья «земля валаров») на континенте Аман. Эта местность была известна как «Бессмертные земли», но «термин этот был условный, так как земля не являлась благословенной и бессмертной сама по себе, но была таковой вследствие пребывания там Айнур» [24].

Важным моментом является наличие нерушимых духовных законов, данных Валар Творцом. Они называются аксани (в переводе с квенья «заповедь») и представляют собой запреты, ограничения могущества Валар, данные им Творцом. Абсолютно все Айнур обязаны соблюдать аксани, хотя, конечно. Мелькор со своими приспешниками их не признавали. Это привело к тому, что получив большую свободу по сравнению с другими Валар, Мелькор нравственно пал и растратил свое могущество. С точностью можно говорить только о двух указанных в тексте аксани: первая заповедь заключается в том, что никто из валар не может создать живое разумное существо, так как Неугасимое Пламя, дающее душу и свободу воли, известно лишь одному Эру, только он им владеет. Это схоже с христианским принципом исключительных творческих способностей Бога, который вылился в репрессивное подавление творческого потенциала и способностей в рамках социальной идеологии и философии Средних веков, когда желание творить называли гордыней. Второй известный запрет наложен на подчинение себе Детей Илуватара – Айнур не должны насильно подчинять себе эльфов и людей, даже ради блага. Это под запретом, какие бы способы не использовались: запугивание, принуждение, хитрость, сила или благоговение перед мощью Валар. Остальные аксани не описаны, о них можно только косвенно судить по некоторым моментам в «Сильмариллионе» Толкина. Но даже эти два запрета дают нам понять, что, к примеру, свобода воли Детей Илуватара является величайшей ценностью и лишить их этой свободы, значит пойти против Замысла Творца. А то, что лишь Эру владеет Тайным Пламенем и как следствие возможностью сотворить разумных и свободных существ, делает его Единственным Творцом, Первоначалом всего в мифологии Профессора. Аксани являются неким аналогом первых двух заповедей из христианского декалога, так как они тоже утверждают и оберегают монотеизм, исключая равное отношение к высшим существам, то есть политеизм, и выделяя одного.

Стоит отметить, что между Валар могут заключаться браки, если двое близки по духу. А также между ними существуют родственные отношения – по задумке Илуватара Валар могут быть братьями или сестрами, что тоже указывает на их близость. Рождение детей у них физически возможно, не запрещено, но все же не допускается, так как это ведет к большой привязанности к телесной оболочке, которую они могут надевать подобно одежде. По этой же причине они очень редко разделяют такие телесные удовольствия, как принятие пищи или питья. Только в особых случаях, например, для благословения пищи Детей Илуватара или чтобы показать свою власть над Ардой, Валар могут устроить трапезу. А в телесном облике они стараются долго не находиться. Этот явление сходе с общей монотеистической традицией: божественное должно быть максимальным образом отделено от телесного и мирского.

Теперь же разберем каждого из числа Валар немного подробнее. Не считая Мелькора их четырнадцать: семь «мужчин» –  Валар и семь «женщин» – Валиэр. «Владыки Валар звались (в надлежащем порядке): Манвэ, Ульмо, Ауле, Оромэ, Мандос, Лориэн и Тулкас; а владычицы именовались: Варда, Йаванна, Ниэнна, Эсте, Вайрэ, Вана и Несса» [10, с. 1027]. Этим Валар близки к политеистическим традициям, так как христианские ангелы пола не имеют.

Итак, Манвэ (в переводе с квенья «благословенный») – предводитель Валар, так как ему было «предначертано стать первым из владык» [10, с. 1027]. В думах Эру Илуватара Манвэ с Мелькором были братьями и из всех Айнур, что пришли в Мир, только Мелькор мог превзойти Манвэ в могуществе, так как был старшим братом. Но именно Манвэ был ближе всех к Творцу и яснее понимал его волю. Такое противостояние двух братьев встречается в разных мировых культурах, в подобном положении, к примеру, находятся греческие боги Зевс и Аид. Также примером могут послужить отношения Одина и Локи в скандинавской мифологии, а также их сыновей Бальдра и Хёда, Осириса и Сета в египетской мифологии, а в культуре балтийских славян символом противопоставления светлого и темного были Белобог и Чернобог.

В Арде Манвэ больше всего полюбил облака, птиц, ветра и воздушные потоки в целом, отсюда его второе имя или даже титул – Сулимо (в переводе с квенья «веятель, владыка дыхания Арды»). Опять же, верховный бог, повелевающий небесным царством, присутствует в разных религиях: индуистский бог Индра позиционируется как божество неба, света, молний и дождя; греческий Зевс тоже является богом неба, а также громовержцем; Перун в славянской мифологии также отвечает за небо и гром. Также подобно Зевсу Манвэ тоже живет на вершине горы, только не Олимпа, а Ойолоссэ (в переводе с квенья «вечноснежная») или Таникветиль (в переводе с квенья «высокая белая гора»), которая является самой высокой горой Арды. Его чертоги на вершине зовутся Ильмарин (в переводе с квенья «обитель великих дел»), там он живет вместе со своей супругой Валиэ Вардой и когда «Манвэ восходит на трон и озирает Мир, то, если Варда подле него, он видит дальше всех – сквозь туманы, и тьму, и просторы морей» [10, с. 1028]. Манвэ создал великих орлов, повелителей животных, еще до появления эльфов и людей, и они были его глашатаями и помощниками. А с приходом Детей Илуватара Сулимо стал особо покровительствовать поэтам. Этим он тоже схож с богом Одином, который считался покровителем поэтов-скальдов.

Второй по могуществу Вала – это Ульмо (в переводе с квенья «проливающий влагу»), владыка Вод. Этот Вала одинок и нигде надолго не задерживается, но странствует по всем водам, на земле и под землей. Как сказано в «Валаквенте» (одна из частей «Сильмариллиона») с Манвэ Ульмо был очень дружен до создания Валинора, «но после редко появлялся на советах Валар – только если обсуждались вещи великой важности. Ибо он думает обо всей Арде и не нуждается в месте для отдыха» [10, с. 1028]. Именно Ульмо никогда не отворачивался от Детей Илуватара – эльфов и людей, даже когда те вызывали гнев Валар, и очень их любил. Слух владыки вод всегда открыт для них, и он до конца дней не перестанет думать о Средиземье. Однако выходить на сушу и принимать зримый облик подобно другим Валар Ульмо не любит. Но уж если эльфы или люди видят его, то «они исполняются великим страхом; ибо явление Морского Короля ужасно, он подобен исполинскому валу, что обрушивается на берег в черном шлеме с пенным султаном и кольчуге, блещущей серебром и мглистой зеленью. Громки трубы Манвэ, но голос Ульмо глубок, как глубины океана, что ему лишь доступны» [10, с. 1028]. Также водяной владыка знает все печали и нужды Арды, так как все моря, реки, ручьи и озера подвластны ему, он часто подплывает к берегам Средиземья или даже углубляется в пределы земли по рекам или заливам. И знаниями об Арде, которые получает таким образом, Ульмо делится с Манвэ. У Морского Короля есть большие белые рога Улумури (в переводе с квенья «рога Ульмо»), вырезанные из раковины. Те Дети Эру, которые слышали их пение, никогда его не забудут и тоска по морю поселится в их сердце навсегда. Но чаще всего Ульмо говорит с ними голосами вод или является во сне. От Творца этот Вала больше всех узнал о Музыке и впоследствие учил ей некоторых из эльфов. Нельзя не сравнить Ульмо с наиболее известным богом воды – Посейдоном из греческой мифологии, однако они совершенно не похожи по характеру: Посейдон яростен и гневлив, а Ульмо гораздо более спокоен. Немного больше Ульмо, любящий Детей Эру, похож на Себека – египетского бога воды и Нила в частности, который является защитником людей.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.