Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4 страница



Аулэ (в переводе с квенья «изобретение») – третий по могуществу Вала. В «Валаквенте» о нем говорится так: «Он владеет всеми веществами, из которых сотворена Арда. В начале начал он сделал многое в содружестве с Манвэ и Ульмо; и облик суши земной – творение его рук» [10, с. 1028], то есть горы и «чаши морей» – дело его рук. Также он создал золото и драгоценные камни. Этот дух является искусным во всем знатоком ремесел и кузнецом. У Аулэ была долгая личная вражда с Мелькором, так как тот завидовал кузнецу больше, чем остальным Валар, и портил все его творения, а Аулэ постоянно восстанавливал и исправлял разрушенное. Эти Айнур были похожи друг на друга в своем желании творить по собственному замыслу, каждый хотел удивлять других и слышать похвалы своему мастерству. Но было и важное отличие: «Аулэ оставался верным Эру и подчинял свои труды его воле; и не завидовал другим, но искал советов и давал их, – а Мелькор истощал свой дух в ненавистии злобе и под конец не мог создавать ничего, кроме подражания замыслам других, а их творения он разрушал, если мог» [10, с. 1029]. Именно Аулэ создал гномов, которые впоследствии называли его Махал (в переводе с кхуздула – гномьего языка «создатель») – он так желал, чтобы дети Илуватара поскорее пришли в Мир, что не вынес долгого ожидания и сотворил Семерых праотцев. От которых пошли семь колен гномов. Однако Вала сделал это втайне от Эру и потому Илуватар наказал его – творения Аулэ должны были вновь заснуть и очнуться только после пробуждения эльфов. Кузнец был послушен единому и вновь усыпил Семерых праотцев гномов, каждогов отдельной пещере в Средиземье. С пробуждением Перворожденных детей Эру Аулэ стал добрым другом для них, особенно он любил второй род эльфов – нолдор, их он обучал ремеслам, передал им знания. За это эльфы зовут его Другом Нолдор, также они его называют Мастер, Кузнец или титулом Наватар (в переводе с квенья «Отец Гномов»). Аулэ женат на Йаванне – Валиэ, отвечающей за живых существ и растения Арды. Именно по ее просьбе он создал Великие Светильники, чтобы осветить Средиземье. Вполне закономерно сравнивать Аулэ с другими подобными божествами из различных мифологий. Так самый известный бог-кузнец – Гефест, покровитель изобретений и строитель вполне похож на Аулэ, однако последний не наделен какими-либо физическими увечьями. Другое божество, покровительствующее ремеслам – Бригита из ирландской мифологии также имеет некоторые схожие черты с Аулэ, но она еще и является богиней войны, в то время как Вала не стремится к сражениям. Кузнечное ремесло же является архетипичной профессией, связанной с шаманизмом. Ведь кузнец в некотором роде творец, создатель, а его работа с металлом требует огня, жара, которые связаны с экстатическими практиками шаманов. Наряду с Манвэ и Ульмо, Аулэ больше остальных Валар повлиял на создание материального облика Арды.

Оромэ (в переводе с квенья «трубящий в рог») – четвертый из числа Валар, могучий владыка. В «Валаквенте» о нем сказано: «Он охотник на чудищ и лихих тварей и любит собак и коней; еще он любит деревья и прозван за то Альдарон (а синдары зовут его Таурон) – Владыка Лесов» [10, с. 1030]. Оромэ охотится на приспешников Мелькора и в Предначальную эпоху часто бывал в любимом им Средиземье, преследуя их. Но всем животным он был покровителем и знал их языки. Его скакун Нахар – огромный белый конь, считается предком особых лошадей – меаров, которые отличаются резвостью, долголетием и тем, что оседлать их может лишь король. Также в свите Оромэ были разумные псы, понимавшие человеческую речь и умеющие говорить. Этот Вала нашел в Средиземье пробудившихся эльфов и привел их в Аман. Он страшен в гневе, хоть и уступает в силе некоторым другим Валар, к примеру, Тулкасу. Его супруга – вечноюная Валиэ Вана, а сестра – Валиэ Несса. В различных мифологиях существуют боги-охотники, например, Онурис из религии Древнего Египта, Опочтли из ацтекских мифов или ведийское божество Рудра. Однако все они связаны также с войной или смертью, а Оромэ выступает больше как защитник и охоту ведет не на животных, а на темные творения Врага – Мелькора. По этой категоричной оппозиции Мелькору и охоте на чудовищ Оромэ можно сравнить со скандинавскими божествами-братьями Видаром и Вали, которые мстили темным силам, а Вали еще и был искусным стрелком. Бог Тор также выступает в роли защитника богов и людей от великанов и чудовищ, как и страж богов Хеймдалль, которых тоже можно сравнить с Вала Оромэ.

Еще двое Валар, двое братьев – Феантури (в переводе с квенья «владыки душ»). Валиэ Ниэнна их сестра. Настоящие имена братьев – Намо и Ирмо, но чаще их зовут Мандос и Лориэн, по названиям мест их обитания. Старший Намо (в переводе с квенья «судья; тот, кто вносит порядок») живет на Западе Валинора, в Мандосе (в переводе с квенья «темная твердыня»). В «Валаквенте» говорится о нем так: «Он – владетель Палат Мертвых и собиратель душ убитых в бою. Он ничего не забывает; и ему известно все, что будет, – кроме того, что осталось в воле Илуватара» [10, с. 1029]. Намо также и Вершитель Судеб самих Валар, но только по приказу Манвэ он произносит приговоры и пророчества. Только Мандос и Манвэ знают судьбу людей после смерти. Мандос непреклонен и суров и за всю историю существования Арды только раз разжалобился – когда эльфийка Лютиэн Тинувиэль перед его троном просила за своего погибшего возлюбленного – смертного Берена. Его супруга – Валиэ Вайрэ. Этот Вала не противопоставляется самой жизни, а показывается только лишь как непредвзятый судья, а потому его можно сравнить с египетским богом мертвых Анубисом, который также охраняет весы на посмертном суде и является знатоком лечебных трав. Древнегреческий бог Аид также заботится о посмертном существовании живых существ.

Младший Феантури, Ирмо (в переводе с квенья «владыка желаний») живет в Лориэне (в переводе с квенья «край сновидений») со своей женой Валиэ Эстэ. Эта обитель состоит из прекраснейших в Арде садов, где текут ручьи, вода из которых дает силы и исцеляет. Сам Вала Лориэн – «господин видений и снов» [10, с. 1029]. Он дает отдых Валар и эльфам. Похожий образ присутствует в древнегреческой мифологии – бог Гипнос, сын богини ночи, является тихим и спокойным символом сна и сновидений.

Последний из числа Валар, но первый по силе – Тулкас, которого еще называют Астальдо (в переводе с квенья «доблестный»). Он наименее могущественный и мудрый из всех Валар, но самый физически сильный и храбрый. В «Валаквенте» о нем сказано: «Тулкас любит борьбу и состязания в силе; верхом он не ездит, ибо и пешим может обогнать любого. Он неутомим. Волосы и борода у него золотистые. А тело – медно-красное, и его оружие – руки. Его не заботит ни прошлое, ни будущее, и он плохой советчик – но верный друг» [10, с. 1030]. Этот Вала пришел в Мир Сущий самым последним специально для того, чтобы помочь Валар в борьбе с Мелькором. Дважды он сходился с ним и оба раза побеждал, от этого они испытывают ненависть друг к другу. Также в пророчестве Мандоса о Конце Мира и Последней Битве сказано, что Тулкас вместе с майа Эонвэ и человеком Турином Турамбаром вновь сразится с Врагом, чтобы одолеть его окончательно. Несмотря на свою великую силу, Тулкас очень редко гневается и практически всегда находится в веселом расположении духа: « Тулкас всегда смеется, и в состязании, и в брани, он смеялся даже пред ликом Мелькора в битвах, сотрясших Мир прежде рождения эльфов» [10, с. 1030]. Супругой Тулкаса является Валиэ Несса, сестра Оромэ. Больше всего Вала Тулкас напоминает скандинавских богов Вали, рожденного для мести, и Видара, который также является божеством мести и голыми руками разрывает пасть Фенриру. Также в некотором плане его можно сравнить с кельтским Огмом, краснолицым силачом.

Кроме семи владык Валар в Эа пришло и семь владычиц – Валиэр. Первая из них, супруга Манвэ – Варда (в переводе с квенья «величественная, возвышенная»). Ее стихия – это свет, в нем ее радость и сила. В «Валаквенте» о ней сказано как о той, «кому ведомы все уголки Эа. Краса ее столь велика, что не описать ее словами эльфов или людей; ибо свет Илуватара сияет в ее лице… из глубин Эа примчалась она на помощь Манвэ; ибо знала Мелькора еще до создания Песни и отвергла его, а он ненавидел ее и боялся более всех, кого создал Эру» [10, с. 1028]. Варда и Манвэ редко расстаются и вместе обитают в чертогах на горе Ойолоссэ. Именно Варда создала звезды, под которыми пробудились эльфы и оттого они почитают и любят ее сильнее, чем всех остальных Валар и Валиэр, к ней они обращаются в минуты страха, испытаний и горя, ей каждую ночь возносят песни, когда восходят звезды. На синдарине они зовут ее Элберет – «владычица звезд». Еще они обращаются к ней со словами Айрэ Тари (в переводе с квенья «Святая Королева»), так как квенийское слово «айрэ», которое переводится как «благодать, святость» стало для эльфов обращением к Валар, Валиэр и некоторым майар.  Также эта Валиэ заставила засиять Светильники Валар, а после возвела на небеса солнце и луну. Среди ее имен: Гилтониэль (в переводе с синдарина «воспламеняющая звезды»), Тинталлэ (в переводе с квенья «возжигательница»), Фануилос (в переводе с квенья «ослепительно белая»). Неким аналогом Варды может выступить древнеримская Аврора – богиня утренней зари, от которой произошли все звезды в ночи. Также прототипом этой Валиэ можно назвать древнегреческую Астрею, «деву-звезду».

Вторая по могуществу Валиэ – Йаванна (в переводе с квенья «дарительница плодов»). Она является супругой Аулэ – Кузнеца и старшей сестрой Валиэ Ваны. Как сказано в «Валаквенте»: «Она любит все, что растет на Земле, и хранит в памяти все бессчетные формы живого: от деревьев, что высились, как башни, в древних лесах, до мха на камнях или крохотных болотных растеньиц» [10, с. 1029]. Эльфы почитают ее лишь немногим меньше Варды и зовут Кементари (в переводе с квенья «Королева Земли»), что является ее титулом. Когда эта Валиэ принимает зримый облик, то предстает высокой женщиной, в зеленых одеждах и солнечном венце или деревом, роняющем на землю золотую росу, дающую плодородие. Самыми великими из ее творений являются Древа Валар, что давали свет всему миру, а также цветок и плод из которых потом получилось сотворить Луну и Солнце. Образ Йаванны в мифологии Толкина является отражением очень распространенного архетипа богини плодородия. Аналогичные божества присутствуют в древнегреческой (Деметра, Гея), римской (Венера, Диана), древнеегипетской (Исида, Баст) и аккадской (Иштар) мифологий. Стоит сказать, что очень многие женские божества во всех мифологиях мира автоматически имеют статус покровительниц плодородия в придачу к остальным своим функциям. Так плодородие в человеческом представлении связано именно с женской фигурой и Джон Толкин не стал игнорировать этот образ.

Ниэнна (от квенийского «nei» – «слеза»), третья из Валиэ, сестра Феантури. Она, как сказано в «Валаквенте» «знакома с печалью и скорбит по каждой ране, что нанес Арде Мелькор. Скорбь ее велика, и,когда звучала Песнь, напев Ниэнны обратился в плач задолго до завершения, и звук рыданий вплелся в темы Мира еще до его начала» [10, с. 1029]. Эта Валиэ скорбит, но не о себе, а обо всех, кого коснулись горести, и обо всем, что тронула печаль. Однако скорбная Ниэнна не забирает жизненные силы, а наоборот «те, кто внимает ей, познают жалость и учатся терпению и надежде» [10, с. 1029], Так учеником ее был майа Олорин, которого в Средиземье впоследствии знали как мага Гэндальфа Серого. Ее дом с окнами, глядящими за пределы Мира, находится рядом с чертогами ее брата Намо на Западе Валинора и с большей охотой Ниэнна приходит к нему, чем в Валимар (в переводе с квенья «дом Валар») – город Валар, где царит радость. Приходя в Мандос, она приносит душам, что находятся там и взывают к ней, силу духа и их скорбь обращает в мудрость. Именно Ниэнна своими слезами спасла последний цветок и последний плод Древ Валар, которые потом стали Луной и Солнцем. Также стоит сказать, что эта Валиэ не имеет супруга, она одинока и полностью посвящена скорбящим. В Ниэнне Толкин воплотил образ богини скорби, которая при этом помогает опечаленным не впадать в смертельное уныние. Это олицетворение жалости, сочувствия, а также мудрости и надежды. Похожими чертами обладает, к примеру, славянская богиня Желя – носительница Рока, добросердечная богиня-плакальщица, которая могла помочь близким умершего человека как следует прожить горе, выплакать его, чтобы можно было жить дальше. Ее сестра, Карна являлась богиней Предназначения и также утешала тех, чьи родные погибли в битве. Древнегреческая богиня плодородия Деметра также оплакивала свою дочь Персефону, отчего каждый год все увядало.

Валиэ Эстэ (в переводе с квенья «отдохновение») – нежная супруга Вала Ирмо, вместе с которым живет в садах Лориэна, куда Валар приходят отдохнуть от забот Арды. Она покровительствует родникам с целительной водой, которая также приносит бодрость тем, кто пьет из них. «Серы ее одежды; дар ее – отдых. Днем она ходит, но спит на острове в Лесном озере Лореллин» [10, с. 1029]. Эстэ слабее Ниэнны, но не стремится к могуществу. Эта Валиэ сравнима с женой бога Гипноса – Пасифеей, которая была младшей из харит, богинь радости жизни. Также у нее есть общее с наядами, древнегреческими покровительницами водоемов.

Вайрэ (в переводе с квенья «ткачиха») – Валиэ, которая создает гобелены, что отражают всю историю Арды. Ими увешаны стены в чертогах Мандоса, ее супруга. И как сами чертоги ширятся с прошествием веков, так и Вайрэ бесконечно «вплетает все, когда-либо произошедшее, в свои ткани» [10, с. 1029]. Подобно Мойрам она плетет нить, из которой делает гобелены, но на судьбу каких-либо существ, населяющих Арду, это не влияет. Также Вайрэ не знает будущего, она лишь изображает то, что уже случилось, и контролировать длительность жизни кого-то она тоже не в состояние. Это образ более созерцательной ткачихи. В германо-скандинавской мифологии подобным образом представлена богиня Фригг, жена Одина, которая является провидицей, знающей судьбу каждого человека, но никому это знание не открывающую. Древнеегипетская богиня Таит, покровительствующая ткачеству, тоже в некотором роде похожа на Вайрэ.

Шестая Валиэ – Вана (от квенийского «vanya» – «прекрасный»), которую прозвали Вечноюной. Она подруга Вала Оромэ и младшая сестра Йаванны. У нее нет особых отличительных черт, в «Валаквенте» о ней говориться так: «Цветы прорастают там, где она проходит, и расцветают, если она взглянет на них; и птицы поют при ее приближении» [10, с. 1030]. Эта Валиэ олицетворяет весну и юность, она любит песни и танцы. Свои золотые волосы она остригла, чтобы сплести из них снасти и соткать паруса для корабля Солнца после уничтожения Древ Валар. Из ее локонов также создан мост Ильверан, по которому Валар могли приходить в Средиземье после того, как Валинор был сокрыт. Образ богини вечной юности присутствует во многих мифологиях: в Древней Греции эту роль выполняла Геба, а в Риме Ювента, олицетворявшая вечную молодость города. В германо-скандинавской мифологии богиней вечной юности является Идунн, а богиня Сиф из той же культуры обладала волшебными волосами из чистого золота, что тоже роднит с Валиэ Ваной.

Несса (в переводе с квенья «юная») – последняя из числа Валиэр, покровительница оленей. Охотник Оромэ ее брат, а воин Тулкас – муж. В «Валаквенте» она описана как «легконогая и гибкая», за ней следуют олени, но никогда не могут сравняться с ней в быстроте. Несса «быстрая, как стрела, с ветром в волосах» [10, с. 1030]. Также она, как и Вана, любит танцы и танцует на неувядающих лугах. Ее второе имя – Индис (в переводе с квенья «невеста»). Сравнить эту Валиэ можно с Разиайке, которая является покровительницей оленей и пастбищ в мифах саамов – одного из народов Северной Европы. Или с древнегреческой Артемидой, у которой любимицей была знаменитая Керинейская лань. Соответствуящая ей богиня в римском пантеоне – Диана тоже благоволила оленям.

Таковы Валар и Валиэ в мифологии Толкина, духи, созданные Эру Единым и посланные творить Арду в соответствии с его замыслом. Их можно сравнить с архитекторами, работающими по плану. Однако они не знают всю Музыку в точности и потому могут ошибаться, толкуя Замысел, но приэтом они очень мудры. Все Валар равны перед лицом Творца, однако был сформирован Внутренний круг из самых могущественных – Аратары (в переводе с квенья «величественные»), в который входят Манвэ и Варда, Аулэ и Йаванна, Оромэ, Намо и Ниэнна. Изначально к ним причислялся еще и Мелькор, так как был могущественнее всех, но он обратился к злу и более не считается ни Валар, ни Аратар, тем более что позднее он растратил свои силы из-за неюлагоразумия. Но и другие Валар постепенно переставали быть необходимыми, теряли власть над материей, так как произошло становление мира, исполнялся Замысел. Так постепенно они отошли на второй план, а потом люди и вовсе о них позабыли.

Хоть Мелькор (в переводе с квенья «тот, кто восстает в могуществе») и не считается более ни Валар, ни Аратар тем не менее он Айну. Изначально самый могущественный из них, избранник Илуватара, с ним поначалу не могли справиться Валар все вместе. Он является главным антагонистом в мифологии Толкина, созданный способным на великие свершения, свободным в своем выборе, он избрал зло и стал Темным Властелином, Врагом. Имена, которые ему давали на протяжении всего существования Арды, подтверждают это: Моргот (в переводе с квенья «темный враг»), Белегур (в переводе с синдарина «великая погибель»), Моргот Бауглир («темный враг-притеснитель»).

Изначально Мелькор был лишь нетерпелив и желал найти Негасимое Пламя, чтобы творить самому, как Илуватар, его желанием было самому стать Творцом. Но Эру остановил его, исправил его диссонанс в Музыке. Спустившись в Мир. Мелькор объявил Арду своим владением и начал разрушать и портить все, что делали остальные Валар. Он поддался зависти, начал совращать майар. До того, как Валар изгнали его из Арды в Пустоту, Мелькор успел принести Тьму, посеял ростки зла в сердцах эльфов и людей, извратил природу многого в Мире. Из-за этого его сила была растрачена, былое могущество исчезло и его удалось победить. Сравнить Мелькора можно, конечно, с Люцифером из христианства, это самая очевидная аналогия, ведь падший ангел тоже изначально был близок к Богу и силен. Однако интереснее будет проследить, как образ главного антагониста Арды перекликается со скандинавской мифологией, а конкретно с образом бога-обманщика Локи. Это божество коварства и лжи также было настроено против так называемого «светлого начала» и разрушало творения других богов. Также, разумеется, они похожи тем, что активно использовали хитрость и обман, чтобы добиться своего. Локи сам является олицетворением лжи, а Мелькор никогда не брезговал иллюзиями и коварством.

Кроме Валар в Эа спустились и Айнур менее могущественные, которые стали называться майар. «С Валар пришли другие, менее могучие духи, чье бытие также началось до начала Мира. Это майар – подданые Валар, их слуги и помощники. Число их неизвестно эльфам, и немногие имеют имена в языках Детей Илуватара; ибо – хоть в Амане это и не так – в Средиземье майар редко являлись в зримом обличье» [10, с. 1030]. Однако бывают исключения и некоторые из числа майар принимали очень даже активное участие в делах Средиземья. К примеру, мудрейший из майар – Олорин, изначально бывший в свите Манвэ и Варды, и живший в Лориэне, часто уходил к печальной Ниэннэ, у которой научился терпению и жалости. Впоследствии он принял зримое обличье и с еще четверыми майр образовал орден истари (от квенийского «istar» – «маг»), посланный в Средиаземье для борьбы с Сауроном. Там он был известен под именами Гэндальф (в переводе с вестрона «эльф с посохом»), Митрандир (в переводе с синдарина «Серый Странник») и другими. И один лишь Олорин из всех пятерых майар достиг цели в полной мере, сыграв одну из важнейших ролей в спасении Средиземья, а потом отплыл в Валинор.

Также очень известны майар Уинен и Оссэ из свиты Вала Ульмо. Оссэ обладает буйным нравом и наслаждается штормами и ветрами Манвэ, он господин морей, омывающих берега Средиземья, любит прибрежье. Дети Эру, что живут у Моря или ходят на кораблях любят его, но не доверяют. При сотворении Арды его переманил к себе Мелькор, пообещав дать ему силы и владения Ульмо. И тогда море стало очень буйным и разрушало берега. Тогда его соратница Уинен пришла к нему по просьбе Вала Аулэ и усмирила Оссэ. Он вернулся к Ульмо, который его простил, и с тех пор всегда верен своему господину. Уинен (в переводе с квенья «пребывающая в воде») же «Владычица Морей, чьи распущенные волосы струятся по всем водам. Она любит все, что живет в соленой воде, и все, что растет там; к ней взывают моряки, ибо она может успокоить волны, смирив буйство Оссэ. Нуменорцы долго жили под ее защитой и почитали ее наравне с Валар» [10, с. 1031].

Одним из главных майар является Эонвэ – «знаменосец и вестник Манвэ, непревзойденный во владении оружием» [10, с. 1031]. Другие его имена: Фионвэ (в переводе с квенья «сын») и Урион (в переводе с квенья «солнечный»). Наравне с Эонвэ стоит Ильмарэ (в переводе с квенья «звездный свет»), которая верно служит Валиэ Варде и является ее главной помощницей.

Майа Мелиан (в переводе с квенья «дар любви») служила одновременно и Эстэ, и Ване, а потом ушла в Средиземье. В «Валаквенте» сказано, что куда бы она ни пошла, везде за ней следовали соловьи, которых она учила пению. Мелиан единственная из числа Айнур, кто родила ребенка. В Средиземье она встрела эльфа Элу Тингола, ради которого приняла телесный облик, а позже у них родилась Лютиэнь Тинувиэль, признанная прекраснейшей из Детей Илуватара. Правда впоследствии история сложилась так, что Мелиан отказалась от зримой плоти и вернулась в Валинор. Сюжеты в результате которых боги оставляли свое потомство на земле распространены в мифологии. Примером могут служить греческие мифы, в которых полубоги встречались достаточно часто.

Когда были уничтожены Древа Валар, и было решено создать из последнего их цветка и последнего плода Луну и Солнце, то кормчим для лунной ладьи был выбран майа из свиты Оромэ – Тилион (в переводе с квенья «рогатый»). Для ладьи Солнца же избрали майя Ариэн, так как она была духом огня, и солнечное пламя не обжигало ее.

Не все майар смогли избежать соблазна перейти на сторону Мелькора или, подобно Оссэ, быть спасенными от его влияния. Как написано в «Валаквенте»: «многих майар привлек его блеск во дни его величия, и они остались верны ему во тьме; а других он после сманил к себе на службу ложью и предательскими дарами» [10, с. 1032]. Одним из первых, кто примкнул к мелькору и самым знаменитым его помощником является Саурон (в переводе с квенья «отвратительный»). Изначально его звали Майрон (в переводе с квенья «восхитительный») и он был в свите Вала Аулэ. Не примкнул он к диссонансу, что устроил Мелькор на этапе Великой Песни, так как очень любил согласованность, однако в Арде майа все же преклонился перед величием Врага. Все то же стремление к порядку, его главное достоинство, подтолкнуло его к предательству Валар, потому что сила и воля Мелькора, как думал Саурон, могли бы быстро устранить все бесполезные ссоры и путаницу. А обратившись к злу, полностью раскаяться он никогда не сумел и желал уже собственной власти, став главным темным Властелином после изгнания Мелькора.

Мотив совращения, перехода на сторону Зла, используется Дж. Толкином на протяжении всех его произведений, посвященных Средиземью. Мелькор, а позже и его ближайший помощник Саурон всегда пытались склонить к злу или уничтожить и майар, и эльфов, и людей. Выбрав Тьму и ненавидя Свет, оба пытались хитростью или силой уничтожить несогласных. Конкретно эпизод совращения майар можно сравнить с тем, как Люцифер переманил часть ангельских сил на свою сторону. Впоследствии, начиная с Адама и Евы, он соблазнял людей с помощью своей изощренной хитрости, так же и Мелькор никогда не упускал случая словами, образами, обещаниями и интригами отдалить майар и Детей Илуватара от Валар, что подразумевало отдаление от самого Эру.

Совращенные Мелькором майар также становились балрогами (в переводе с синдарина «могучий демон»). Они принимали облик огненных духов с огненными же мечами, бичами и секирами, и считались самыми ужасными из прислужников Врага. Зачастую именно они выступали в качестве его полководцев или телохранителей.

Не все майар воплощаясь, принимали антропоморфный облик. Унголианта (в переводе с синдарина «паук»), одна из майар, которые перешли на сторону Врага, обратилась в гиганскую ядовитую паучиху, от которой потом и пошли все огромные пауки в Средиземье. Практически все орлы Манвэ тоже были воплощенными майар, они были огромны, умели говорить, а продолжительность их жизни почти бесконечна.

Таким образом, в мифологии Дж. Толкина мы находим образы Бога-Творца, являющегося Первоначалом, и демиургов, исполняющих Его Замысел. Также четко прослеживается мотив противостояние Света и Тьмы, которые является одним из основополагающих в повествовании. Христианское представление о зле, как о том, что существует только с попустительства добра, отражено и в «Сильмариллионе» Дж. Р. Р. Толкина. Образы различных Айнур, в особенности Валар, перекликаются с архетипами божеств из мифологий самых разных народов. И все это вместе делает теогонический аспект «мира Средиземья» достаточно убедительным и живым. Пантеон в целом представляет собой сплав основных черт монотеизма и политеизма. Классический языческий пантеон, в котором подобно греческому поровну представителей мужского и женского пола, соседствует с верховным абсолютным божеством. С языческим пантеон Толкина роднит и то, что главенствует в нем один конкретный Вала, что отсылает нас к прамонотеизму. Однако писатель облагораживает свой пантеон, «отбеливает» его, так как Валар в отличие от языческих божеств лишены изъянов. Все, кроме Мелькора, они представляют собой нечто высшее и благородное, а потому более похожи на христианские ангельские сущности, чем на языческих богов, зачастую поступавших аморально.

2.3 Астральные мифы

Астральные мифы являются важной составной частью любой мифологии, так как повествуют о возникновении небесных тел. Звезды, по которым ориентировались в пути и предсказывали будущее, Луна, влияющая на приливы и отливы, Солнце, дающее жизнь, играют значимую роль в жизни людей на протяжении всего существования человечества. Их обожествляли, изучали, им поклонялись, во многих религиях, таких как синтоизм, древнеегипетская религия, главой пантеона являлось именно солнечное божество. Поэтому так важно рассмотреть, как астральные мифы отразились в мифологии «мира Средиземья».

Когда Валар спустились с Эа и принялись творить Арду, не было еще ни Солнца, ни Луны, ни других небесных светил. В то время Мелькор разрушал все, что создавали Валар, поэтому началась Первая война между ним, его сторонниками и остальными Айнур. Об этой войне Профессор пишет так: «Не может быть «истории» без падения – все истории, в конечном счете, повествуют о падении» [2, с. 22]. В течение этого первого открытого конфликта изначальная гармония и красота Арды была нарушена, но в разгар противостояния в Мир пришел Вала Тулкас (своеобразный греческий Геракл), с помощью которого удалось изгнать Мелькора за пределы Арды. Тогда, несмотря на Искажение Мира наступило время идиллии, Весна Арды, которая длилась 1600 валианских лет (ок. 15 331 солнечный год). Так как небесных тел, по которым можно было бы отсчитывать время, еще не было «Толкин дает нам хронологический отсчет лет Валар и Эпох Валар. Он пишет, что каждый валарианский год равен десяти человеческим годам» [1, с. 33]. Так как во многих культурах важную роль в творении земли играет противостояние света мраку хаоса, Толкин вносит в свою историю свет. В этот период времени источниками света стали Великие Светильники, которые представляли собой два огромных сосуда со светом. Их изготовил Вала Аулэ по просьбе своей жены Йаванны, которая раскинула по всей земле первые семена растений, но из-за отсутствия света они не прорастали. И тогда Аулэ сотворил светочи, Валиэ Варда наполнила их светом, а король Валар Манвэ «установил Светильники на высоких каменных столпах» [5, с. 267]. С этого момента начинается Эпоха Светильников, также называемая Весной Арды, длившаяся 1600 валианских лет (ок. 15 331 солнечный год). Светильники установили на противоположных сторонах Средиземья: первый – Иллуин (в переводе с квенья «голубой») разместили на крайнем севере. Сам Светильник был прозрачен и отливал серебром. Второй же светоч – Ормал (в переводе с квенья «высокое золото») воздвигли в самом южном краю Средиземья, и он был идентичен Иллуину за исключением цвета – казалось, что он сделан из золота. Первую свою обитель в Арде – остров Альмарен Валар устроили как раз на пересечении двух потоков света от Светильников, посреди Великого Озера. Это похоже и на то как «греческие боги «обустроили» свой Олимп: четыре столпа света отделяли небо от земли» [2, с. 28].В это время взошли семена Валиэ Йаванны, появились первые травы, кустарники и исполинские деревья, но не было еще цветов. Также в Арде появились первые звери, но птиц еще также не было слышно. Весь мир был наполнен радостью и светом в эту Эпоху.

 После возведения Светильников довольные и уставшие Валар устроили пир, где все Айнур отдыхали, а Вала Тулкас взял в жены Валиэ Нессу. Мелькор же знал обо всем это, так как среди майар у него были соглядатаи, в частности Майрон из свиты Аулэ. И когда Тулкас уснул на пиру Мелькор со своими слугами вернулся в Арду не замеченным. И пока Валар отдыхали, он возвел цепь Железных гор, отгородив северные земли. Там он построил темную подземную крепость Утумно (в переводе с квенья «бездна»), свое первое убежище в Арде. Оттуда он начал отравлять мир, распространять зло, там он вывел гигантских пауков и орков, собрал балрогов. Леса и воды отравлялись, «прекрасных созданий Йаванны он терзал и мучил, пока не превратились они в чудовищ, жаждущих крови» [1, с. 38]. Когда Валар заметили неладное они начали искать Мелькора, но он выступил открыто и застал их врасплох. Будучи уверенным в неприступности Утумно, Враг напал на Великие Светильники. Ему удалось обрушить их столпы, которые раскололи землю, а пламя вырвалось из светочей, что привело к смертельным пожарам. Это было катастрофой, так как снова изменились очертания Арды, прекрасное королевство Альмарен было полностью разрушено, а «изначальные замыслы Валар навсегда пропали» [43]. На месте опоры Светильника Иллуин образовалось внутреннее море Хелкар (в переводе с квенья «ледяной»), а на месте опоры Ормал – внутренее море Рингол. К тому же мир вновь погрузился во тьму. В этой темноте Тулкас пытался догнать Мелькора, но тот успел скрыться в Утумно, а Валар были очень заняты тем, что спасали все то, что можно еще было спасти. Они привели мир в порядок, насколько это было возможно, но крушить землю новой войной не стали, потому что ждали прихода Детей Эру. Мир был спасен от полного уничтожения, но покалечен. Все Валар и их майар покинули Средиземье и ушли на запад, на континент Аман, получивший впоследствии название «Бессмертные Земли». Там они создали новое королевство – Валинор (в переводе с квенья «земля Валар»), где собрали прекраснейшее из того, что удалось спасти. Так закончилась Весна Арды, Эпоха Светильников.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.