|
|||
Заяц и Крокодил. ПтицеловЗаяц и Крокодил Зайчиха говорит одному из зайчат: Сбегай к речке, посмотри, что делает Крокодил? Зайчонок убегает, затем возвращается и говорит: Он храпит так, что деревья качаются. Зайчиха: Грызите капусту и ничего не бойтесь. Затем Зайчиха говорит другому зайчонку: Сбегай к реке, посмотри, что делает Крокодил? Зайчонок бежит, затем возвращается и говорит: Глаза продирает. Следующий зайчонок: Он чистит зубы. Следующий: Он надевает пиджак. Следующий: Он ботинки зашнуровывает. Следующий: Он перчатки надевает. Следующий: Он шляпу надел. Следующий: Идет, идет, идет! При этом крике все разбегаются, причем надо обежать Крокодила и спрятаться в своей норе с другой стороны. Крокодил считает, сколько он поймал. На следующие тур игры выбирается новый Крокодил.
В этой игре содержится уже нечто преддраматическое. Силы «эго» наличны и в маленьком ребенке, но пока в состоянии сна. Здесь они персонифицируются в лице спящего Крокодила. Но вот пробуждается чудовище, которое в сознании ребенка становится все более образным, пластичным и грозным. Подсознательное становится сознательным. Душевные процессы уплотняются до зримых. Тогда приходит Крокодил, и напряжение снимается в подвижной игре. Такой переход от сильного внутреннего переживания к внешнему действию является здоровым и укрепляющим. Это то, что нужно для данного возраста.
Птицелов За чертой стоят шесть и более детей. Параллельно, примерно в пятнадцати метрах, проведена другая черта. Каждый ребенок именует себя какой-нибудь птицей. Кроме того еще должны быть птичья мать и птицелов. У птицелова на голове палочка, а мать повязана платочком. Следует диалог:
Птицелов: Вон маленькая птичка, Как мне ее достать? Я дам тебе копеечку, Коль будешь помогать. Мать: Их у меня здесь много. Сумел бы лишь поймать. Это дятел? Птицелов: Нет. Мать: Это чиж? Птицелов: Нет. Мать: Это зяблик? Птицелов: Нет. Птицелов знает, какие есть в стае птицы, но не знает, кто кем назывался. Можно назваться одинаковыми птицами. Когда, наконец, Птицелов говорит «Да», то та птица, о которой шла речь, или их может быть несколько, как можно быстрее летит на противоположную сторону. Птицелов должен попытаться ее осалить. Игра продолжается до тех пор, пока не будут перечислены все участвующие птицы.
Каждый ребенок сродни птицу. Его причастность земному, твердому пока не велика. Птицелов репрезентирует силы Земли. Тот, кого он коснулся, оказывается в плену и уже не может больше летать. Этим символически выражается привязанность душевного к телесному. Но ребенок не просто теряет, он приобретает самостоятельность, за которую еще следует побороться. В лице матери представлена оберегающая оболочка. Когда жизнь этого требует, ей приходится отступить. Это суть тенденции, изживаемые ребенком в возрасте семи-девяти лет.
|
|||
|