|
|||
Солнце и луна. Черная СтряпухаСтр 1 из 17Следующая ⇒
Кишник Рудольф «Во что играют дети» Подвижные игры для школьников (Игры различных возрастов)
Семь лет
Солнце и луна Два игрока, взявшись за руки и подняв их, образуют ворота. Другие хороводом проходят сквозь них. Они поют следующую песню: Дорогие господа, Проходите в ворота: Первой мать пройдет, Всех детей проведет. Первый раз прощается, Второй воспрещается, А на третий навсегда Закрываем ворота. Пойманные поочередно становятся за одним из изображающих половинки ворот игроков, из которых один – это Солнце, а другой – это Луна. Когда никого не осталось, перетягивают канат.
Здесь мы имеем дело не с сопровождаемой пением игрой, а скорее с распеваемой речью, как это было в обыкновении у древних. Сама тема также древняя. Солнечный сын борется с лунной дочерью. Солярный и лунарный принципы единоборствовали в древней Персии. Золотые ворота являются символом золотого века. С их разрушением человек также нечто утрачивает. Ребенок вкратце повторяет отдельные фазы развития мира. Он должен пережить, что ворота – в оригинале мост – разделяются надвое. В оригинале немецкой песенки речь идет также о служащих материалом для этого строения камнях. Ребенок чувствует, что принимая в себя элемент земли, он тем самым развивает себя к самостоятельности и может соразмерно использовать свои члены. Переход от ритмической процессии к свободной игре указывает на ситуацию ребенка в период смены зубов.
Черная Стряпуха Один из детей выступает из круга и ходит снаружи вокруг него. Все поют: Здесь ли Черная Стряпуха? Нет, нет, нет. Трижды надо обойти, А на четвертый раз найти, А на пятый съесть обед. Ходивший со словами «пойдем со мной» уводит того, около которого он остановился по окончании пения. Теперь ходят вдвоем и снова поют. По окончании пения присоединяют третьего. Так продолжают, пока не останется один. Вокруг него водят хоровод и поют: Здесь ли Черная Стряпуха? Да, да, да! Да вот она, да вот она, Скорей бегите кто куда! (последние две строчки скороговоркой) У каждого из детей есть свой дом. Это может быть камень или ветка, или что-нибудь подобное. Задачей Черной Стряпухи является кого-нибудь поджечь. Тот, кого она коснется своей поварешкой – маленькой палочкой, сгорает и должен отправиться в черный котел – круг посередине. Поймать ей надо не больше пяти человек.
Черная Стряпуха – это персонаж, не участвующий в жизненной метаморфозе всех остальных, тех, которые устраивали превратившуюся в хоровод процессию. Она есть как бы пережиток старого порядка. Если бы ее не было, то не было бы и конфликта между ней и всеми остальными. Собственно говоря, не было бы и игры. То, что не участвует в становлении, всегда препятствует нормальному развитию. Однако, с другой стороны, оно привносит движение в происходящее. Черная Стряпуха – это та злая сила, благодаря которой созидается нечто благое. Ведь без нее не было бы и призыва к утверждению нового порядка вещей. Фраза «трижды надо обойти» имеет пророческий смысл, если принять во вниманием, что человек в ходе трех семилетий разрывает тройную оболочку членов своего существа и затем уже достигает ядра своей сущности. На четвертый раз, с 21 года, оболочка высвобождается для того, чтобы стать подвластной силам «Я». Что касается слов «а на пятый съесть обед», то ближе бы к оригиналу было бы перевести «а на пятый увести». Однако, по художественно-игровым соображениям переводчик предлагает первый вариант. Автор комментариев указывает, что в пятом семилетии человек должен следовать своему внутреннему водителю, а не оставаться на месте, перестав развиваться.
|
|||
|