Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Жуков Андрей. Камни Ики – послание невозможной цивилизации 12 страница



фото 119

Особенности их изображения позволяют полагать, что это не рисунки обезьян, а скорее, изображения «диких людей». Следует отметить, что эта серия рисунков хвостатых людей отличается от предыдущей. Практически во всех случаях четко изображен мужской половой орган. Можно также заметить, что орнамент рисунка, передающего окрас хвоста «дикого человека» не унифицирован и значительно отличается от рисунка хвостов цивилизованных людей. Бесчисленные исторические и современные свидетельства встреч со «снежным человеком» (неважно как его называют в разных частях света) не оставляют сомнения в том, что на протяжении всей известной истории параллельно с нашим биологическим видом существовал и существует другой (другие?) вид человеческих существ. Древние создатели литотеки Ики не преминули изобразить их в своей «энциклопедии» наряду с остальными живыми видами.
В собрании Кабреры есть камень с изображением человекоподобного существа. Оно имеет вытянутое лицо, пару кривых, как у козла, рогов на голове и пару крыльев (фото 120).

фото 120

Больше всего это существо напоминает дьявола или крылатого демона в том виде, как его трактуют в западноевропейской культуре. Естественно, что такой персонаж, совершенно типичный для европейской мифологии, вызывает недоумение своим присутствием в древностях Нового Cвета. Конечно, можно было бы отнести этот камень к современным поделкам, которые присутствуют в данной коллекции. Но в музее Кабреры есть другие экспонаты, сходного облика, например, камни с отдельными изображениями рогатой человеческой головы (фото 121).

фото 121

Камней с рисунками рогатых людей (в отличие от людей хвостатых) в коллекции насчитываются считанные единицы. Но рогатые люди, иногда с типичными «козлиными» бородками, часто встречаются на больших резных столбах, которые во множестве присутствуют в коллекции доктора Кабреры (фото 122).

фото 122

Следует отдельно подчеркнуть тот факт, что археологи неоднократно находили костные останки рогатых людей. Наибольшее их число было обнаружено на территории современных США при раскопках земляных маундов, датируемых серединой I-го тыс. н. э. В XIX веке рогатые черепа были найдены в Пеньсильвании, Техасе, штате Нью-Йорк. В 1880 году археологическая экспедиция Американского исследовательского музея (Филадельфия) раскопала погребальный курган в округе Брэдфорд (Пенсильвания), в котором были обнаружены остатки 68 человек, датированные примерно 1200 г.н. э. Скелеты принадлежали людям большого роста — более двух метров, и у некоторых черепов были обнаружены костные выступы в виде небольших рожек в 5 см длиной. Найденные скелеты были отправлены на исследование в музей в Филадельфию, откуда они в скором времени исчезли.
Известны подобные находки и в Европе. Рогатый человеческий череп можно увидеть в экспозиции Лондонского музея (фото 123). Экспедицией французских археологов на границе древней Фракии и Галлии была обнаружена уникальная находка — череп человека с рогами. Рога на черепе расположены по обеим сторонам над ушными раковинами, имеют вытянутую форму и направлены вверх. Относится череп примерно к V–VI веку нашей эры. Аналогичная уникальная находка была сделана и описана еще в 1924 году археологом Шульманом, но тогда ей не было уделено достаточно серьезного внимания, и ученого просто обвинили в мистификации. Не так давно человеческие черепа с рогами были обнаружены израильской экспедицией в нижнем культурном слое поселения Субейта, датированного эпохой бронзового века.

фото 123

Впрочем, в мифологии и древнем искусстве на любом континенте мы встречаемся с постоянным присутствием рогатых людей. Многие боги древнейших цивилизаций — Египта, Шумера, Китая, Индии и других — изображались рогатыми. Пещерное искусство Европы, Африки, Австралии, Америки изобилует изображениями рогатых людей. Ученые единодушно считают, что эти рисунки изображают шаманов или воинов в рогатых шлемах и шапках. Действительно, рогатый головной убор также характерен для огромного количества древних культур. Однако, это не отменяет факта существования и самих рогатых людей.
Например, многие историки и писатели Древней Греции писали о существовавшем в их эпоху племени лесных рогатых людей, название которых нам хорошо известно. Речь идет о фавнах. Древнегреческий историк Плутарх подробно описывает случай поимки фавна на территории черноморской греческой колонии Аполлонии. Фавна специально заманили в ловушку и после отправили в Рим, где его неоднократно демонстрировали на пирах и празднествах.

Впрочем, документально подтвержденные сведения о рогатых людях имеются и в современной истории. Так, в XVII веке в графстве Лестершир (Англия) жила женщина по имени Мэри Дейвис, имевшая на голове пару рогов, изогнутых наподобие бараньих. В начале XIX века во французском монатыре Сен-Жюстин жил рогатый монах. Люди с небольшими рожками на голове живут сегодня и в нашей стране.
Кстати, ситуация с этим феноменом аналогична ситуации с камнями Ики. Имеются археологические находки и исторические свидетельства, экспонаты в музее можно увидеть своими глазами. Но официальная наука просто не обращает на это внимание, игнорируя данные факты в принципе. Средства массовой информации каждый месяц сообщают всему миру об очередной археологической сенсации — находке какой-нибудь новой мумии, раскопках очередного храма или найденном затонувшем корабле античной эпохи. Да, это сенсации, о которых должен знать каждый. А вот о рогатых людях, русалках или сосуществовании человека и динозавра знать не положено. Это все — глупости, поскольку академические ученые этих фактов не признают. Соответственно, их и не существует, а если вдруг что-то такое появилось, значит, вывод может быть только один — фальсификация.
В собрании доктора Кабреры присутствует небольшая серия камней, на которых изображены существа, которых можно было бы отнести к категории сказочных. Один из наиболее часто встречаемых персонажей — птица с человеческой головой (фото 124)

фото 124

Здесь следует отметить, что в древнем искусстве андского региона был чрезвычайно распространен так называемый «птицечеловек». Его изображения встречаются на керамике, тканях, в скульптуре многих высокоразвитых культур Перу — чиму, мочика, тиауанако. Присутствует он и в искусстве острова Пасхи. Исследователи считают его одним из ведущих персонажей мифологических представлений этих народов, хотя его природа не установлена. Но применительно к камням Ики речь не идет о «птицечеловеке», т. е. человеке с птичьей головой и крыльями. Наоборот, здесь мы видим именно птицу с человеческой головой. И удивительно то, что для нас это совершенно знакомый образ. Именно так в славянских и византийских легендах описывалась чудесная птица Сирин (другая ее разновидность — Алконост), обладавшая чудесным голосом. В греческой мифологии ей соответствовали сирены. Хотя сам образ сирены гораздо древнее, ее изображения можно встретить уже на шумерских печатях, датируемых III- им тыс. до н. э. Характерно также то, что в русском изобразительном искусстве непременным атрибутом Сирина являлась царская корона, украшавшая ее голову. Множество изображений сирен также имеет головной убор. На камнях Ики этот персонаж всегда изображался в великолепном головном уборе. Т. е. Здесь налицо прямая аналогия. Вот только пространственно-временной разрыв между древним населением Европы, Ближнего Востока и Перу не способствует проведению столь прямых аналогий. Но это с точки зрения официальной исторической науки. Я же в данном случае только фиксирую факты. Интересен также следующий факт: на многих изображениях этого существа в его головной убор включен символ головы динозавра, о котором упоминалось выше. Чем может быть обусловлено включение именно этого типичного для иконографии камней Ики символа?
К вопросу о «фальсификаторах». Если считать комплекс камней Ики современной подделкой, придется допустить, что малограмотные перуанские крестьяне в середине прошлого века не только были знакомы с восточноевропейской мифологией, но и не побоялись использовать ее персонажи в своих «подделках», выдавая их за древнеперуанские. Не слишком ли смелый полет фантазии для деревенских мистификаторов?
Однако, в отношении именно этого персонажа более обоснованным мне представляется сравнение данного образа с символическим представлением человеческой души в искусстве Древнего Египта. Именно птица с человеческой головой являлась каноническим изображением души («ба») на многих памятниках этой цивилизации. В пользу такого толкования может свидетельствовать и то, что на камнях Ики этот персонаж изображался отдельно, а не в рамках какой-либо композиции. Как правило, его сопровождало изображение одного из важных символов — «листа жизни», змеи или рыбы (рис. 10). При такой трактовке остается все тот же вопрос — о совпадении символов в изобразительных канонах и мировоззрении столь разных и разнесенных во времени и пространстве цивилизациях.

рис 10

В связи с этим уместно будет отметить еще один персонаж, имеющий прямые аналогии в искусстве Старого Света. В собрании доктора Кабреры есть значительное число камней с отдельным изображением существа, имеющего змеевидное тело, странную голову, две лапы и крылья (фото 125).

фото 125

Практически также в средневековом западноевропейском искусстве изображался дракон, в отличие от китайского и ближневосточного канона, где дракон имел, как правило, четыре лапы. В Европе, например, среди барельефов на порталах Собора Парижской Богоматери можно обнаружить изображения дракона (или гаргульи), совершенно идентичного тем, что имеются на камнях Ики (фото 126).

фото 126

Многочисленные изображения драконов встречаются в Перу на полихромной керамике культуры мочика. Однако, они изображены иначе: с четырьмя лапами, спиной покрытой треугольными пластинами и, главное, без крыльев. Т. е. здесь речь следует вести об ином изобразительном образе (ином персонаже). Эти изображения гораздо более напоминают стилизованных динозавров, а не собственно мифических драконов.
А вот полный аналог дракона, изображенного на камнях Ики, можно встретить за тысячу километров от Перу, в Мексике. Речь идет о коллекции керамических статуэток из Акамбаро (подробнее о ней будет рассказано ниже), которую официальная наука также отказывается признавать подлинной. Статуэтка дракона из Акамбаро полностью соответствует рисункам на камнях Ики, даже хвост дракона имеет на конце аналогичное треугольное уплощение (фото 127).

фото 127

Кстати, в коллекции доктора Кабреры есть несколько камней с изображением загадочного животного, которое также можно было бы интерпретировать как дракона. Но дракона уже другого вида. Больше всего он напоминает тип зауроподового динозавра с парой рогов на голове, который часто встречается в комплексе камней Ики. Но на спине у этого ящера изображено крыло, правда, весьма схематично. А из пасти животного выходят линии, в которых вполне можно увидеть огненное дыхание дракона.
В рамках этой книги я не буду анализировать столь многоплановую проблему, как наличие прямых аналогий в искусстве разнесенных во времени и пространстве древних цивилизаций. Это тема для самостоятельного полномасштабного исследования. Но обратить особое внимание на наличие столь интригующих фактов я счел необходимым.

 

14

К моему глубокому сожалению, обстоятельства посещений музея доктора Кабреры сложились не самым благоприятным образом. И у нас не было возможности ознакомиться со второй частью его собрания. Дело в том, что музей Ики, в котором выставлены гравированные камни, это лишь часть коллекции, собранной Хавьером Кабрерой. Часть самая большая и наиболее известная. Вторая же часть собрания, состоящая, прежде всего, из керамических изделий, а также деревянных предметов, расположена во внутренних комнатах особняка Кабреры. И эту часть удавалось увидеть очень немногим. По какой-то причине сам доктор Кабрера хранил ее отдельно и, более того, практически скрывал ее существование.
Во время второго посещения музея я задал прямой вопрос пожилой хранительнице коллекции об этой второй части собрания доктора Кабреры. Ответ был очень уклончивый: она, мол, сейчас не доступна. По неподтвержденной информации, такая ситуация связана с распределением наследства среди детей Кабреры и сопутствующими имущественными разногласиями. Часть особняка с основной коллекцией гравированных камней попала в руки его дочери Евгении, тогда как другая, внутренняя, часть дома с коллекцией керамических изделий оказалась в руках одного из сыновей (или внуков).
Эрих фон Дэникен, неоднократно посещавший доктора Кабреру, кратко описал эту часть коллекции в своей книге «Знаки, обращенные в вечность». Любопытно, что Кабрера показал ему свою «потайную кладовую» далеко не в первую их встречу, а только после того, как между ними установились доверительные дружеские отношения. По словам фон Дэникена, эта часть собрания содержит около 2 500 изделий из керамики и дерева. Общий набор сюжетов в целом повторяет то, что изображено на камнях Ики. Здесь имеются фигуры динозавров и вымерших млекопитающих, скульптурные композиции на медицинскую и астрономическую тематику и т. д. Самыми многочисленными являются изображения людей, среди которых много жанровых композиций.
Техника исполнения скульптур достаточно простая, фигурки сделаны из необожженной глины. Причем, в коллекции керамики также можно достаточно уверенно отметить тот факт, что скульптуры сделаны разными художниками. Различаются как манера исполнения, так и уровень качества. Скульптуры, как и камни, имеют различную величину. От небольших, в несколько сантиметров фигурок до миниатюрных статуй, высотой около 80 см. Техника изготовления скульптур также разная. Одни антропоморфные фигуры имеют вылепленные черты лица, другие же сделаны в иной манере: голова человека скульптурно не проработана, а черты лица и волосы (или головной убор) выполнены в технике гравировки по глине. Судя по портретным характеристикам человеческих фигурок, можно предположить, что в этой части собрания Кабреры изображены различные расовые типы человека.
В скульптуре также присутствует характерный символ иконографии камней Ики — «лист жизни». Его можно обнаружить на головных уборах различных человеческих фигурок, а также в жанровых сценах, изображающих медицинские операции, или в сценах с динозаврами. Сюжеты аналогичны изображенным на камнях: человек либо охотится на динозавра, либо использует древнего ящера в качестве домашнего животного. Типичны статуэтки, изображающие человека верхом на динозавре семейства зауроподовых или на трицератопсе. Всадник, как правило, держит в руках какую-то палку, служащую для управления животным. У всех фигурок динозавров по телу нанесена гравировка, изображающая рисунок на шкуре. Орнамент аналогичен тому, который можно увидеть в изображениях древних рептилий на гравированных камнях. Примечательно также, что среди керамических скульптур встречаются фигурки плезиозавров, изображения которых практически отсутствуют в каменной части коллекции Кабреры. Имеется также целый ряд скульптур, изображающих яйца динозавров, иногда с вылезающими из них новорожденными маленькими ящерами (фото 128).

 

фото 128

Крайне интересен тот факт, что в коллекции имеется несколько фигурок сидящего человека, перед которым лежит камень (также выполненный из глины) с гравированными рисунками (фото 129).

фото 129

На фотографии видно, что скульптуры выполнены в примитивной манере, но очень динамично. Человек водит пальцем по рисунку на камне, как бы изучая его. Сидящий рядом человек, держит в руках пару настоящих костей и плоский предмет с выгравированным рисунком. Интересно также, что головные уборы у этих фигурок повторяют дизайн уборов, выгравированных на камнях. Можно предположить, что эта керамическая часть собрания доктора Кабреры была выполнена индейцами известных нам археологических культур, в погребениях которых и находят гравированные камни.
Это предположение подтверждается также наличием скульптурных изделий, вырезанных из древесины уаранго. Так в самом музее хранится прекрасно сохранившаяся фигура зауроподового динозавра, длиной около 50 см (фото 130).

фото 130

Все детали скульптуры: голова, повернутая назад, треугольные пластины на спине, орнамент, отражающий окрас шкуры, соответствуют канонам иконографического комплекса камней Ики. Во время посещения дома одного из частных коллекционеров в г. Ика, мы увидели несколько скульптурных столбов, вырезанных из того же дерева уаранго (фото 131).

фото 131

Они имели высоту от 150 до 180 см. Композиционно столбы состоят из двух или трех ярусов изображений. Центральную часть занимает фигура человека, держащего в руках маленького динозавра. Стиль изображений человека аналогичен тому, который присутствует на похожих резных столбах в самом музее камней Ики. Правда, в собрании доктора Кабреры такие резные столбы имеют большее количество изобразительных ярусов. В верхней и нижней частях этих трех столбов были вырезаны сцены охоты человека на динозавра. По сути дела, они являются точными копиями аналогичных сюжетов, выгравированных на камнях Ики. И стиль этих изображений достаточно сильно отличается от стиля центральных человеческих фигур, вырезанных на данных столбах.
Я спросил хозяина дома, не являются ли столбы произведениями современных мастеров. Он ответил, что знает местных резчиков, изготавливающих подобные вещи для продажи туристам. Однако, те столбы, которые стоят у него дома, он купил у знакомых проверенных уакерос, с которыми вел дела многие годы. И покупал он их не для перепродажи, а для собственной коллекции. По его словам, эти столбы были найдены в нескольких могильниках в окрестностях г. Наска и, возможно, происходили из погребений одноименной археологической культуры.
В этой керамической части собрания доктора Кабреры имеется целая серия необычных по форме глиняных предметов. Аналогичные формы керамики в местных индейских культурах мне неизвестны. Больше всего это напоминает неглубокую тарелку, накрытую сверху крышкой, на крышке же имеется высокая вертикальная ручка (фото 132).

фото 132

Внутри каждая из половинок имеет гравированное изображение. Самый распространенный сюжет — изображение одного из рисунков плато Наска — ящерицы, различных птиц, обезьяны, паука. Как уже было описано выше, изображения рисунков плато Наска достаточно часто встречаются на гравированных камнях в комбинациях с изображениями людей или различных символов. Примечательно поэтому, что и здесь на ряде «тарелочек» рядом с одним из рисунков Наска можно обнаружить изображение одного из универсальных символов иконографии камней Ики — «листа жизни» или рыбы (фото 133). При этом рядом с копиями геоглифов Наски могут присутствовать изображения человеческих личин, типичных для художественного стиля местных индейских культур. Впрочем, этот факт может лишний раз свидетельствовать в пользу того, что изделия из керамики и дерева в этих коллекциях были созданы уже в историческое время.

фото 133

Кстати, хотелось бы отметить следующий момент. В 1996 году эту коллекцию керамики доктор Кабрера продемонстрировал Дэнису Свифту. По его словам, сам Кабрера не мог до конца поверить в подлинность этого комплекса керамических изделий. Поэтому держал ее внутри своего дома и не выставлял в рамках основной коллекции. Впрочем, это неудивительно, поскольку Кабрера был уверен, что возраст гравированных камней достигает десятков миллионов лет, то керамические и деревянные изделия не могли сохранится на протяжении такого промежутка времени. Можно предположить, что доктор просто не учел возможности их изготовления древними индейскими мастерами, копировавшими непонятные им сюжеты, изображенные на камнях. В пользу такого предположения, вероятно, могут свидетельствовать те самые фигурки людей, которые будто бы рассматривают и изучают дошедшие к ним из глубокой древности камни.

 

15

Современная наука в качестве одного из основных критериев достоверности явления или феномена рассматривает его повторяемость. Если бы коллекция доктора Кабреры была единственной в своем роде, тогда ее уникальность могла бы работать против нее. Но в том то и дело, что подобные коллекции существуют в других местах. Речь идет о собраниях артефактов, которые полностью противоречат современным устоявшимся схемам развития человечества. Здесь я упомяну лишь некоторые из таких коллекций, одна из которых находится в «общем доступе», и это собрание можно увидеть собственными глазами в музее, не прилагая для этого особых исследовательских усилий.
Обе коллекции, о которых пойдет речь ниже, находятся также на американском континенте. Обе они, как и коллекция камней Ики, собраны одиночками-энтузиастами, потратившими на это свою жизнь. С коллекцией Кабреры их сближает и тот факт, что собраны они были также во 2-й половине ХХ века и вещи, их составляющие, также происходят с очень ограниченных территорий. Кроме того, эти коллекции, как и собрание доктора Кабреры, официально были объявлены современными подделками и не стали предметом изучения для специалистов по древней Америке.
Эта история началась летом 1943 года. Вольдемар Джульсруд (1875–1964) занимался торговлей скобяными изделиями в Акамбаро, небольшом городишке примерно в 300 км к северу-западу от Мехико в штате Гуанахуато. Сейчас население этого города составляет примерно 110 000 человек. Акамбаро расположен в плодородной долине р. Лерма, неподалеку от крупного озера Солис. Однажды ранним утром, совершая конную прогулку по склонам холма Эль Торо, Джульсруд увидел несколько обтесанных камней и фрагментов керамики, выступающих из почвы. Вольдемар Джульсруд был выходцем из Германии, перебравшимся в Мексику в конце XIX века. Он серьезно увлекался мексиканской археологией и еще в 1923 году работал в этой местности и вместе с падре Мартинесом раскапывал памятник культуры чупикауро в восьми милях от холма Эль Торо. Позже культуру чупикауро отнесли к так называемому формативному периоду и датировали временем примерно от 800/600 гг. до н. э. по 200 г. н. э.
Вольдемар Джульсруд прекрасно разбирался в мексиканских древностях и поэтому сразу понял, что находки на холме Эль Торо не могут быть отнесены ни к одной известной к тому времени культуре. Джульсруд начал собственные изыскания. Правда, не будучи профессиональным археологом, он поступил поначалу очень просто — нанял местного крестьянина по имени Одилон Тинахеро, пообещав ему платить по одному песо (тогда это равнялось примерно 21 американскому центу) за каждый целый артефакт. Поэтому Тинахеро был очень аккуратен при раскопках, а случайно разбитые предметы склеивал, прежде чем отнести их Джульсруду. Чуть позже к этому виду заработка присоединились другие местные крестьяне. Джульсруд стал платить за все находки от 1 до 3 песо в зависимости от размеров артефакта. Так начала формироваться коллекция Джульсруда, пополнение которой продолжили сначала сын Вольдемара Карлос Джульсруд, а потом и его внук, Карлос II.
В конце концов, коллекция Джульсруда составила несколько десятков тысяч артефактов. Точное их число сейчас уже установить не представляется возможным, так как Джульсруд, как и доктор Кабрера, не занимался паспортизацией или хотя бы простой описью своей коллекции. По одним данным, собрание Джульсруда составило около 33,5 тысяч артефактов, по другим — достигало 40 тысяч! В данном случае их точное число не столь принципиально, собрание в тридцать тысяч древних артефактов составило бы честь любому, даже столичному музею.
Другой вопрос — ни один столичный музей не взял бы такую коллекцию для своей экспозиции. В собрание Вольдемара Джульсруда входило несколько основных категорий артефактов. Наиболее многочисленными были статуэтки из различных сортов глины, выполненные в технике ручной лепки и обожженные методом открытого обжига. Вторая категория — многочисленная и разнообразная керамическая посуда. Третья — изделия из органических материалов — дерева и кости. Самым примечательным фактом было то, что во всей коллекции не было практически ни одного повторяющегося экземпляра скульптуры! Размеры фигурок варьировались от 2–3 сантиметров до 1 м в высоту и 1,5 м в длину. Кроме того, даже без лабораторных анализов, при визуальном исследовании бросается в глаза чрезвычайное разнообразие артефактов из собрания Джульсруда. Совершенно разные сорта глины, варьирующиеся по цвету, плотности, примесям. Разные степени обжига предметов, различные художественные техники изготовления. В коллекции есть примитивные фигурки, как будто вылепленные детьми. И есть настоящие шедевры, не уступающие лучшим образцам керамики древних культур Мексики. И все это, якобы, было сделано местными малограмотными крестьянами?
Кроме скульптурных изображений, в собрании присутствовали музыкальные инструменты, маски, курительные трубки, инструменты из обсидиана и даже нефрита. Вместе с артефактами при раскопках были обнаружены несколько человеческих черепов, кость мамонта и зубы лошади ледникового периода. При жизни Вольдемара Джульсруда вся его коллекция в упакованном виде занимала 12 комнат его дома.
Город Акамбаро с восточной стороны примыкает к двум холмам — Серро Эль Торо и Серро Эль Чиво. Последний с незапамятных времен и до сегодняшнего дня почитается местным населением как священный. В дни равноденствий на вершину холма поднимаются люди, чтобы встретить рассвет и вознести молитвы Солнцу. Холм Эль Торо крупнее и его склоны круче. Именно на нем и были обнаружены практически все предметы, составившие коллекцию Джульсруда. Более того, найдены они были на одном — западном склоне холма, который, кстати, обращен в сторону холма Эль Чиво. Все находки располагались в одной, наиболее пологой части склона холма и протянулись полосой длиной около километра и шириной около сотни метров. Поскольку это была нижняя пологая часть холма, ее с начала ХХ века начали застраивать жилыми домами а также использовать под сельскохозяйственные нужды. Этим, в первую очередь и объясняется, каким образом Вольдемар Джульсруд сумел примерно за 10 лет собрать столь огромную коллекцию.

Дело в том, что холм Эль Торо не является ни могильником, ни поселением. Характер этого памятника достаточно уникален. Вся нижняя часть холма была буквально испещрена ямами, в которых были закопаны различные вещи. Обычно такие ямы имели глубину от 80 см до 2 м, в каждой находилось от 10 до 40 различных предметов. Таким образом, крестьянин, занимавшийся добыванием предметов для Вольдемара Джульсруда, мог за один удачный день заработать 50 — 100 песо. Для того времени это были очень неплохие деньги. При учете того, что рытье ямы или траншеи является простейшим видом крестьянского труда, не требующего какой-либо квалификации. А вылепить, высушить и обжечь несколько десятков оригинальных, отличных друг от друга статуэток за один рабочий день …? Полагаю, что именно простота такого способа зарабатывания денег путем вскапывания склона холма и обусловила тот факт, что всего за каких-то пять лет Вольдемар Джульсруд сумел собрать столь огромную коллекцию.
Следует также отметить, что на холме Эль Торо не было обнаружено наземных конструкций, обозначавших эти «захоронения» древних артефактов. Также ничего не известно и о наличии древних до-испанских построек на вершине холма. Единственное предположение, которое приходит в голову, то, что холм Эль Торо на протяжении многих лет в древности почитался священным местом. И люди из разных мест приходили и оставляли здесь свои приношения в виде скульптурных изображений и предметов быта. Хотя существует и другая версия, которой, в частности, придерживался сам Джульсруд. Согласно этой гипотезе, все захоронения предметов на холме Эль Торо были сделаны практически единовременно в ранний период конкисты, с той целью, чтобы эти вещи не достались испанцам, которые их наверняка бы просто уничтожили.
Как уже говорилось, большую часть собрания Джульсруда составляют многочисленные антропоморфные статуэтки (фото 134).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.