|
|||
Жуков Андрей. Камни Ики – послание невозможной цивилизации 6 страницафото 45 Правда, отождествление данного существа с древней бесчелюстной рыбой кажется мне весьма скоропалительным. Рисунки этого существа очень детализированы в отличие от многих других изображений на камнях Ики. При ближайшем рассмотрении оказывается, что почти у всех взрослых особей этого животного очень четко прорисован рот, усеянный зубами. Кроме того, следует обратить внимание и на другую деталь строения, а именно — на пару членистых конечностей, исходящих из верхней части туловища и заканчивающихся клешнями. О какой такой рыбе здесь можно вести речь? Тем не менее, данное животное, явно не относится к ныне живущим. И если пытаться найти аналогию этим изображениям среди известных ископаемых животных, то более всего данные изображения походят на представителей эвриптерид. Их еще называют ракоскорпионами. Эти морские хищники, достигавшие, как например, птериготус, 2 м в длину, существовали, согласно палеонтологическим данным, в палеозое 500–350 млн. лет назад. Но не следует забывать, какое внимание уделено этому животному в комплексе изображений на камнях Ики. Более того, на паре камней это существо изображено вместе с человеком. На одном из них маленькое изображение человека помещено внутрь головы этого животного. На другом камне выгравирована сложная композиция (фото VI): взрослая особь этого животного хватает своей зубастой пастью ногу человека, который, в свою очередь, пытается поразить ножом голову динозавра. Причем, вид динозавра очень типичен — зауропод с покрытым треугольными пластинами туловищем. Он изображен в лежачем состоянии, а на спине выгравирован символ «голова динозавра». Очевидно, что данная сцена не является простой бытовой зарисовкой, а несет определенное символическое значение. И этот символизм связан, по-видимому, с описанным загадочным существом. фото VI Другое животное, которому в коллекции Кабреры уделено значительное внимание — гигантская хвостатая летучая мышь (фото 46), известная под названием мегахейроптера (Megacheiroptera). фото 46 Официально считается, что она жила в период раннего кайнозоя, примерно 60 млн. лет назад. Схожие мыши сегодня обитают лишь в лесах Африки и Австралии. В Южной Америке такие виды сейчас не известны. В собрании Кабреры хранится 48 камней с изображением этого животного и в рамках этой серии, как и в предыдущем случае, показан процесс развития данного существа. Как следует понимать такое повышенное внимание к данному виду животного? К вопросу о «фальсификаторах»: какой смысл предполагаемым мистификаторам вырезать на сотнях камней одно и то же малоизвестное существо, изображение которого можно найти далеко не во всякой специализированной книжке?
6 По сравнению с темой «люди и динозавры», изображения млекопитающих, вымерших в Америке в доисторические времена, выглядят уже не столь удивительно. Но комплекс камней Ики отличается поразительным многообразием изображений подобных животных. Речь здесь идет в основном о млекопитающих последней геологической эпохи — кайнозойской эры, начавшейся, согласно современной периодизации, 65 млн. лет назад. После массового вымирания динозавров начинается эпоха млекопитающих. Уже в первые периоды кайнозоя — палеоценовый и эоценовый (65–40 млн. лет назад) — появляются почти все известные сегодня виды млекопитающих и птиц. Чаще всего в коллекции доктора Кабреры встречаются изображения вымерших кенгуру, лошади, оленя и верблюда. Камни, на которых выгравированы эти виды млекопитающих, исчисляются десятками, составляя целые серии, сходные по сюжету и стилистике рисунков. Очень примечательна достаточно обширная серия камней, изображающих кенгуру. В большинстве своем это небольшие камушки, на которых выгравировано одно — два животных. Характерно изображение мордочки детеныша, выглядывающего из набрюшной сумки матери (фото 47). фото 47 Сегодня считается, что первые сумчатые появились в Северной Америке еще в середине мелового периода (примерно 100 млн. лет назад). Спустя пятьдесят миллионов, лет уже в эоцене они распространились по Южной Америке и Австралии. В любом случае, считается, что к моменту появления в Андах более-менее развитых человеческих общин кенгуру уже давно вымерли, хотя сам вопрос о заселении Южной Америки человеком до сих пор остается нерешенным. Преобладает точка зрения, что этот процесс, занявший не одно тысячелетие, был частью общей миграции населения из Восточной Сибири через Берингов перешеек и далее все время на юг через весь американский континент. Однако, данная точка зрения не соответствует обилию антропологических данных, свидетельствующих о гораздо более сложной картине заселения Америки. Кроме того, почти каждое десятилетие появляются археологические находки, значительно удревняющие время появления человека в Южной Америке. Сейчас некоторые исследователи говорят о том, что человек появился здесь гораздо раньше, чем 30–40 тыс. лет назад. Но старая концепция продолжает господствовать как в официальной науке, так и в массовом сознании. фото 48 Лошадь покрыта попоной, украшенной геометрическим орнаментом, сбруя и стремена отсутствуют. На других камнях видно, что люди использовали примитивный повод для управления лошадью, хотя это еще и не узда. И таких камней с изображениями всадников в коллекции насчитывается несколько десятков. Но ведь общепринято считать, что индейцы, до появления в Америке испанцев, лошади не знали. К вопросу о «фальсификаторах»: зачем тратить силы и время на изображение подобных «несуразных» сцен, если ни один нормальный турист или коллекционер не поверит в подлинную древность таких камней? фото 49 Эти изделия относят к самой первой из известных здесь древних цивилизаций — ольмекской. Можно предположить, что до ольмеков колесо дошло из более древних времен, но они по каким-то причинам не использовали его в своей повседневной жизни. На камнях же Ики изображен колесный транспорт. Судя по единообразию рисунков это один и тот же вид повозки. И можно предположить, что это — боевая колесница, которая может везти одного — двух воинов (фото 50). фото 50 Люди в колеснице обычно изображены в головных уборах и с оружием в руках. Интересно, что аналогичные по конструкции боевые колесницы можно встретить в изобразительном искусстве Древней Месопотамии. Несмотря на простоту рисунков, можно легко разглядеть элементы примитивных поводьев, при помощи которых возница управляет лошадью. Таким образом, представители древней культуры, оставившие камни Ики, знали колесный транспорт и тягловых, а также верховых животных. фото 51 В целом реликтовые млекопитающие представлены в комплексе камней Ики не слишком разнообразно. Помимо уже упоминавшихся лошадей, кенгуру и верблюдов можно отметить наличие изображений гигантского большерогого оленя, верблюдо-жирафа (эпикамеля), слона, жирафа. Принято считать, что эти виды животных вымерли в Америке 12–10 000 лет назад. Причины такого массового вымирания не установлены, хотя существует ряд гипотез, пытающихся объяснить это событие. Хотя существуют отдельные факты (как и в случае с лошадью), что не все подобные млекопитающие вымерли в указанный период. В уже упоминавшемся музее в городе Халапа хранится ольмекский сосуд в форме слона. То, что это именно слон, а не какое-либо мифическое существо, сомнений нет (фото 52). Сосуд, конечно, уникальный, но его подлинность никто не оспаривает. И этот факт свидетельствует в пользу того, что в ольмекскую эпоху (I-тыс. до н. э.) мексиканские индейцы еще встречались с живыми слонами. фото 52 В музее имеется около десятка камней с рисунками гигантского наземного ленивца — мегатерия (фото 53). Считается, что этот вид был широко распространен на территории Южной Америки в четвертичном периоде и мог дожить вплоть до конца последнего оледенения. Последние гигантские ленивцы, как считают палеонтологи, вымерли 10 000 лет назад. Необходимо подчеркнуть, что на камнях Ики мегатерий изображен стоящим на задних лапах и поедающим листья с дерева. Удивительно то, что на спине этого животного показаны спинные треугольные пластины, подобные тем, что изображались на спинах динозавров. Подобная анатомическая подробность никоим образом не соответствует современным представлениям об этом вымершем животном. фото 53 Примечателен следующий факт. Камни с описанными выше видами животных не являются многочисленными. Как правило, их число варьируется от одного-двух до двух десятков. При этом в музее доктора Кабреры камни с изображениями различных представителей фауны исчисляются сотнями, если не тысячами. Это небольшие гальки, обычно 10–20 см в поперечнике, несущие на себе одиночное изображение какого-либо живого существа. Техника исполнения рисунков более примитивная, чем на крупных камнях со сложными композициями. Доктор Кабрера провел их предварительную сортировку, разложив по полкам музея отдельными сериями. Эта категория камней составляет приблизительно 30–40 % всей коллекции. На этих камнях выгравировано около сотни различных видов животных, птиц, рыб, рептилий и насекомых. Простота и стилизация рисунков зачастую не позволяют определить видовую принадлежность каждого из изображенных живых существ. И такая масштабная и кропотливая работа не была проделана ни одним из исследователей. Хотя даже на первый взгляд видно, что в комплекс этих изображений входят рисунки как вымерших, так и ныне существующих животных. Есть здесь неизвестные науке виды и фантастические (или, может быть, мифологические) существа. фото 54 Все эти данные игнорируются официальной наукой, поскольку не укладываются в утвержденную схему, пересматривать которую академические ученые не стремятся. Но сами факты от этого не исчезают. И когда палеонтологи фиксируют неоднократные процессы массового вымирания живых существ на нашей планете и даже более-менее уверенно их датируют, они при этом не могут дать ответов на принципиальные вопросы. Каковы причины массовой гибели многочисленных видов животных? Версий и гипотез много, но обоснованных ответов нет. А ведь применительно к данной проблеме можно поставить и более сложный вопрос. Почему в периоды массового вымирания одни виды гибнут, а другие, весьма близкие, занимающие те же экологические ниши, нет? Почему в Америке вымерли лошади и верблюды, но выжили олени и ламы? Почему на всей планете исчезли поголовно все виды динозавров, в том числе, и мелкие, но остались их ближайшие родственники крокодилы, вараны и черепахи? На такой вопрос вообще не пытаются найти ответа. И это лишний раз демонстрирует, насколько мизерны наши представления о механизмах развития жизни на Земле. Здесь следует отметить следующий момент: собрание доктора Кабреры — это лишь одна частная коллекция. Общее количество найденных камней Ики определить не представляется возможным. Пока были средства, доктор Кабрера приобретал все доступные для него камни. И его собрание, как любая коллекция, является выборкой. Очень представительной (около 11 000 экземпляров!), но тем не менее случайной выборкой. Поэтому в музее можно увидеть десятки камней с изображением одного и того же вида бабочки (фото 55) и всего несколько камней с рисунками слонов, к примеру. фото 55 В данном случае будет уместным привести следующую аналогию. Сегодня можно зайти в библиотеку или книжный магазин и взять с полки книгу, посвященную эволюции Земли и развитию жизни на ней. И ни у кого не вызовет недоумения тот факт, что в одной книжке соседствуют картинки с изображениями первых простейших, динозавров, млекопитающих, людей и космических аппаратов. Ведь это энциклопедия, и в ней положено всему этому быть. А если мы эту книгу «распотрошим» — оторвем обложку, все выходные данные, вырвем все листы и большую их часть выкинем. А оставшиеся листы книги перемешаем и сложим в стопочку? Похожая получается «картинка», не правда ли?
7 Важнейшей целью любого исторического изыскания является реконструкция образа жизни конкретного древнего общества. «Глиптолитическое человечество», если употреблять термин Хавьера Кабреры, оставило в качестве наследства каменную «библиотеку», или «энциклопедию», отражающую в рисунках различные стороны своей жизни. Но картина эта столь противоречит существующим представлениям о древнейшей истории человечества и эволюции жизни на планете, что разобраться с данным наследством чрезвычайно трудно. фото VII Другой отличительной чертой канона является весьма схематичное изображение кистей рук человека. Они обозначены очень примитивно в виде пяти черточек на единой кисти, причем, большой палец не выделен и не противопоставлен остальным. И это не зависимо от того, держит ли человек в руке какой-либо предмет или нет. В свое время некоторые исследователи камней Ики высказывали предположение, что подобное изображение кистей рук свидетельствует о том, что у этих древних представителей человечества большой палец еще не был противопоставлен остальным, как это имеет место у приматов. Однако, в пользу того, что это все-таки особенность изобразительного канона, говорит наличие редких исключений, когда большой палец изображен так, как ему положено. фото 56 Туника не имеет рукавов, но на ней показан рисунок ткани, как правило, это простой ступенчатый орнамент, столь характерный для известных по археологическим данным до-испанских культур Перу. Таких камней несколько. За редким исключением, человек на них изображен анфас, и он является единственным персонажем на камне. Такой тип рисунка можно условно обозначить как «парадный портрет вождя». Все атрибуты персонажа на таких «портретах» — оружие, одежда — совершенно типичны для известных нам индейских культур Перу. В такой ситуации вполне правомерно предположение, высказанное еще самим доктором Кабрерой, о том, что часть камней его коллекции была выполнена художниками этих до-испанских культур, подражавшим гораздо более древним образцам. Но тогда следует принять и гипотезу о том, что индейским мастерам была известна техника обработки поверхности камня, позволявшая при помощи простых инструментов наносить такие гравированные рисунки. В пользу этой гипотезы можно привести еще ряд соображений. На камнях Ики встречаются изображения разных видов керамической сосудов. На них всегда показан орнамент, украшавший стенки. Характерно то, что все эти виды керамики известны в до-испанских культурах Перу. Их в огромном количестве находят в местных могильниках и их можно увидеть в любом музее. Как правило, эти сосуды изображены в жанровых сценах, но есть камни и с отдельным изображением единственного сосуда. Например, на одном из камней показан шаровидный сосуд с двумя трубчатыми горлышками, соединенными перемычкой (фото 57). фото 57 Такая форма была совершенно типична для полихромной керамики культур наска и ика (фото 58). Другое дело, что ряд сцен, на которых изображены такие характерные сосуды, совсем не вяжется с нашими представлениями об этих археологических культурах. фото 58 При всей простоте и схематичности изображений человека на камнях Ики отличительной чертой всего иконографического комплекса является то особое внимание, которое древние художники уделяли головному убору. Перьевые венцы или короны были характерны для большинства индейских народов Америки. Более того, они были широко распространены по всему миру. На любом континенте в определенную эпоху можно обнаружить народ, использовавший головной убор из перьев. Останавливаться здесь подробно на этом вопросе я не буду. Интерпретаций данного культурного феномена достаточно: от простой тяги древнего человека к красоте до использования особенностей структуры птичьего пера в биоэнергетических целях. Важно то, что художники, создававшие камни Ики, уделяли именно этой части изображаемого человека исключительное внимание.
|
|||
|