Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Жуков Андрей. Камни Ики – послание невозможной цивилизации 6 страница



фото 45

Правда, отождествление данного существа с древней бесчелюстной рыбой кажется мне весьма скоропалительным. Рисунки этого существа очень детализированы в отличие от многих других изображений на камнях Ики. При ближайшем рассмотрении оказывается, что почти у всех взрослых особей этого животного очень четко прорисован рот, усеянный зубами. Кроме того, следует обратить внимание и на другую деталь строения, а именно — на пару членистых конечностей, исходящих из верхней части туловища и заканчивающихся клешнями. О какой такой рыбе здесь можно вести речь? Тем не менее, данное животное, явно не относится к ныне живущим. И если пытаться найти аналогию этим изображениям среди известных ископаемых животных, то более всего данные изображения походят на представителей эвриптерид. Их еще называют ракоскорпионами. Эти морские хищники, достигавшие, как например, птериготус, 2 м в длину, существовали, согласно палеонтологическим данным, в палеозое 500–350 млн. лет назад. Но не следует забывать, какое внимание уделено этому животному в комплексе изображений на камнях Ики. Более того, на паре камней это существо изображено вместе с человеком. На одном из них маленькое изображение человека помещено внутрь головы этого животного. На другом камне выгравирована сложная композиция (фото VI): взрослая особь этого животного хватает своей зубастой пастью ногу человека, который, в свою очередь, пытается поразить ножом голову динозавра. Причем, вид динозавра очень типичен — зауропод с покрытым треугольными пластинами туловищем. Он изображен в лежачем состоянии, а на спине выгравирован символ «голова динозавра». Очевидно, что данная сцена не является простой бытовой зарисовкой, а несет определенное символическое значение. И этот символизм связан, по-видимому, с описанным загадочным существом.

фото VI

Другое животное, которому в коллекции Кабреры уделено значительное внимание — гигантская хвостатая летучая мышь (фото 46), известная под названием мегахейроптера (Megacheiroptera).

фото 46

Официально считается, что она жила в период раннего кайнозоя, примерно 60 млн. лет назад. Схожие мыши сегодня обитают лишь в лесах Африки и Австралии. В Южной Америке такие виды сейчас не известны. В собрании Кабреры хранится 48 камней с изображением этого животного и в рамках этой серии, как и в предыдущем случае, показан процесс развития данного существа. Как следует понимать такое повышенное внимание к данному виду животного? К вопросу о «фальсификаторах»: какой смысл предполагаемым мистификаторам вырезать на сотнях камней одно и то же малоизвестное существо, изображение которого можно найти далеко не во всякой специализированной книжке?
Приведенные здесь факты еще раз, и не лишний раз, заставляют задуматься, насколько неверными могут быть общепринятые и догматизированные представления о геологическом и историческом прошлом нашей планеты.

 

6

По сравнению с темой «люди и динозавры», изображения млекопитающих, вымерших в Америке в доисторические времена, выглядят уже не столь удивительно. Но комплекс камней Ики отличается поразительным многообразием изображений подобных животных. Речь здесь идет в основном о млекопитающих последней геологической эпохи — кайнозойской эры, начавшейся, согласно современной периодизации, 65 млн. лет назад. После массового вымирания динозавров начинается эпоха млекопитающих. Уже в первые периоды кайнозоя — палеоценовый и эоценовый (65–40 млн. лет назад) — появляются почти все известные сегодня виды млекопитающих и птиц.
Считается, что Южная Америка на протяжении большей части кайнозойской эры была отделена от Северной Америки и служила своего рода заповедником для эволюции особого конгломерата животных видов, большинство из которых составляли сумчатые и так называемые неполнозубые млекопитающие. Примерно 4–3 млн. лет назад, как считают современные геологи, образовался Панамский перешеек, соединивший оба американских материка. И в Южную Америку хлынул поток разнообразных травоядных млекопитающих, которые до этого изолированно эволюционировали в Северной. И здесь следует отметить, что подавляющее большинство видов животных, изображенных на камнях Ики, относится именно к последним геологическим периодам — плейстоцену и голоцену, т. е. к последним 2 миллионам лет, согласно существующей геологической шкале. Причем, очень многие виды, особенно крупные млекопитающие южноамериканского континента, вымерли примерно 10–12 тыс. лет назад. Это последнее в истории Земли массовое вымирание живых существ, которое современные ученые связывают с окончанием последнего ледникового периода. Причины катастрофы до сегодняшнего дня остаются загадкой для науки, но в рамках данной книги я не буду подробно касаться этой проблематики.

Чаще всего в коллекции доктора Кабреры встречаются изображения вымерших кенгуру, лошади, оленя и верблюда. Камни, на которых выгравированы эти виды млекопитающих, исчисляются десятками, составляя целые серии, сходные по сюжету и стилистике рисунков. Очень примечательна достаточно обширная серия камней, изображающих кенгуру. В большинстве своем это небольшие камушки, на которых выгравировано одно — два животных. Характерно изображение мордочки детеныша, выглядывающего из набрюшной сумки матери (фото 47).

фото 47

Сегодня считается, что первые сумчатые появились в Северной Америке еще в середине мелового периода (примерно 100 млн. лет назад). Спустя пятьдесят миллионов, лет уже в эоцене они распространились по Южной Америке и Австралии. В любом случае, считается, что к моменту появления в Андах более-менее развитых человеческих общин кенгуру уже давно вымерли, хотя сам вопрос о заселении Южной Америки человеком до сих пор остается нерешенным. Преобладает точка зрения, что этот процесс, занявший не одно тысячелетие, был частью общей миграции населения из Восточной Сибири через Берингов перешеек и далее все время на юг через весь американский континент. Однако, данная точка зрения не соответствует обилию антропологических данных, свидетельствующих о гораздо более сложной картине заселения Америки. Кроме того, почти каждое десятилетие появляются археологические находки, значительно удревняющие время появления человека в Южной Америке. Сейчас некоторые исследователи говорят о том, что человек появился здесь гораздо раньше, чем 30–40 тыс. лет назад. Но старая концепция продолжает господствовать как в официальной науке, так и в массовом сознании.
Все вышесказанное применимо и по отношению к изображениям лошадей на камнях Ики. Согласно современным палеонтологическим данным, как уже упоминалось, лошади существовали в Америке до конца последнего ледникового периода и вымерли примерно 10–12 тыс. лет назад вместе с верблюдами, слонами и целым рядом других видов крупных млекопитающих. В период существования лошадей в Америке развитие местных народов, согласно данным археологии, находилось на примитивном уровне, соответствующем охотничье-собирательскому хозяйству. Тем не менее, в разных местах обеих Америк обнаружены образцы изобразительного искусства, на которых запечатлена лошадь. Так, в первой половине прошлого века на границе Бразилии и Венесуэлы была обнаружена отдельно стоящая скала высотой 30 м и длиной в 100 м. Этот камень получил название Пьедра Пинтада («разрисованный камень») из-за многочисленных петроглифов, нанесенных на его поверхность. Среди этих рисунков были также и изображения всадников верхом на лошадях и колесных повозок. В гроте Чулин (Аргентина) также были обнаружены изображения лошадей и всадников. Еще большее количество изображений лошадей было найдено в США, прежде всего, в Колорадо и Оклахоме. Современные ученые пытаются отнести эти петроглифы к периоду палеолита, когда лошади еще жили на территории Америки. Но далеко не все данные могут быть истолкованы столь однозначно. Так, в США в штатах Мичиган и Оклахома были обнаружены образцы изобразительного искусства с рисунками лошадей, которых ученые уверенно отнесли к культурам строителей маундов (погребальных холмов). А это — период времени от середины I-го тыс. до н. э. до начала II-го тыс. н. э. В штате Висконсин в одном из погребальных маундов вместе с человеческими костями был найден лошадиный череп. Археологи датировали данный комплекс примерно 700 г. н. э. В другом погребальном маунде в Северном Салеме была обнаружена скульптурная голова лошади, вырезанная из белого известняка, датируемая примерно тем же временем, что и висконсинский маунд. В крупнейшем центре майя на полуострове Юкатан, городе Чичен Ица, в так называемом «Храме тысячи колонн» имеется фриз, на котором изображен бородатый мужчина вместе с лошадью. Т. е. подобные факты не являются единичными и встречаются они в различных районах обеих Америк.
В собрании гравированных камней доктора Кабреры лошади изображены именно как домашние животные, причем, судя по изображениям, использовались они как в качестве верховых, так и в качестве тягловых животных. На одном из камней выгравирован всадник в традиционном головном уборе из перьев (фото 48).

фото 48

Лошадь покрыта попоной, украшенной геометрическим орнаментом, сбруя и стремена отсутствуют. На других камнях видно, что люди использовали примитивный повод для управления лошадью, хотя это еще и не узда. И таких камней с изображениями всадников в коллекции насчитывается несколько десятков. Но ведь общепринято считать, что индейцы, до появления в Америке испанцев, лошади не знали. К вопросу о «фальсификаторах»: зачем тратить силы и время на изображение подобных «несуразных» сцен, если ни один нормальный турист или коллекционер не поверит в подлинную древность таких камней?
Но что более удивительно, так это наличие камней с изображениями повозок, запряженных лошадьми. Когда европейцы открыли Новый Свет, колесный транспорт индейцам было неизвестен. Это установленный исторический факт. С другой стороны, нельзя утверждать, что древнее население Америки совсем не знало колеса. Так, в музее города Халапы (Мексика) выставлены на всеобщее обозрение керамические игрушки животных на колесиках (фото 49).

фото 49

Эти изделия относят к самой первой из известных здесь древних цивилизаций — ольмекской. Можно предположить, что до ольмеков колесо дошло из более древних времен, но они по каким-то причинам не использовали его в своей повседневной жизни. На камнях же Ики изображен колесный транспорт. Судя по единообразию рисунков это один и тот же вид повозки. И можно предположить, что это — боевая колесница, которая может везти одного — двух воинов (фото 50).

фото 50

Люди в колеснице обычно изображены в головных уборах и с оружием в руках. Интересно, что аналогичные по конструкции боевые колесницы можно встретить в изобразительном искусстве Древней Месопотамии. Несмотря на простоту рисунков, можно легко разглядеть элементы примитивных поводьев, при помощи которых возница управляет лошадью. Таким образом, представители древней культуры, оставившие камни Ики, знали колесный транспорт и тягловых, а также верховых животных.
Причем в качестве верховых использовались не только лошади. На единичных камнях можно обнаружить рисунки, изображающие людей верхом на слоне или верблюде, а также на других копытных животных, чью видовую принадлежность определить порой бывает затруднительно. После лошади, в качестве верхового животного в коллекции Кабреры чаще всего встречаются изображения двугорбого верблюда (фото 51). Как и в случае с рисунками лошадей, изображения верховых верблюдов достаточно однотипны. Можно предположить, что эти рисунки выполнялись как копии с одного и того же, возможно, более древнего образца.

фото 51

В целом реликтовые млекопитающие представлены в комплексе камней Ики не слишком разнообразно. Помимо уже упоминавшихся лошадей, кенгуру и верблюдов можно отметить наличие изображений гигантского большерогого оленя, верблюдо-жирафа (эпикамеля), слона, жирафа. Принято считать, что эти виды животных вымерли в Америке 12–10 000 лет назад. Причины такого массового вымирания не установлены, хотя существует ряд гипотез, пытающихся объяснить это событие. Хотя существуют отдельные факты (как и в случае с лошадью), что не все подобные млекопитающие вымерли в указанный период. В уже упоминавшемся музее в городе Халапа хранится ольмекский сосуд в форме слона. То, что это именно слон, а не какое-либо мифическое существо, сомнений нет (фото 52). Сосуд, конечно, уникальный, но его подлинность никто не оспаривает. И этот факт свидетельствует в пользу того, что в ольмекскую эпоху (I-тыс. до н. э.) мексиканские индейцы еще встречались с живыми слонами.

фото 52

В музее имеется около десятка камней с рисунками гигантского наземного ленивца — мегатерия (фото 53). Считается, что этот вид был широко распространен на территории Южной Америки в четвертичном периоде и мог дожить вплоть до конца последнего оледенения. Последние гигантские ленивцы, как считают палеонтологи, вымерли 10 000 лет назад. Необходимо подчеркнуть, что на камнях Ики мегатерий изображен стоящим на задних лапах и поедающим листья с дерева. Удивительно то, что на спине этого животного показаны спинные треугольные пластины, подобные тем, что изображались на спинах динозавров. Подобная анатомическая подробность никоим образом не соответствует современным представлениям об этом вымершем животном.

фото 53

Примечателен следующий факт. Камни с описанными выше видами животных не являются многочисленными. Как правило, их число варьируется от одного-двух до двух десятков. При этом в музее доктора Кабреры камни с изображениями различных представителей фауны исчисляются сотнями, если не тысячами. Это небольшие гальки, обычно 10–20 см в поперечнике, несущие на себе одиночное изображение какого-либо живого существа. Техника исполнения рисунков более примитивная, чем на крупных камнях со сложными композициями. Доктор Кабрера провел их предварительную сортировку, разложив по полкам музея отдельными сериями. Эта категория камней составляет приблизительно 30–40 % всей коллекции. На этих камнях выгравировано около сотни различных видов животных, птиц, рыб, рептилий и насекомых. Простота и стилизация рисунков зачастую не позволяют определить видовую принадлежность каждого из изображенных живых существ. И такая масштабная и кропотливая работа не была проделана ни одним из исследователей. Хотя даже на первый взгляд видно, что в комплекс этих изображений входят рисунки как вымерших, так и ныне существующих животных. Есть здесь неизвестные науке виды и фантастические (или, может быть, мифологические) существа.
К вопросу о «фальсификаторах». Легко ли представить себе изготовителя фальшивки, который гравирует на андезитовом булыжнике диаметром в 50 см рисунок мухи (фото 54), для того, чтобы продать этот камень туристу как древний индейский артефакт (кстати, на камне изображение мухи имеет четыре ноги, а не шесть)!? Или тот же «фальсификатор» тратит свое свободное время, чтобы вырезать на десятках камней весьма обобщенные изображения птички и продать их за копейки «наивному и сумасшедшему» профессору Кабрере. Вряд ли здравомыслящий человек согласится с тем, что изготовлением фальшивых древностей занимаются неграмотные идиоты.

фото 54

Все эти данные игнорируются официальной наукой, поскольку не укладываются в утвержденную схему, пересматривать которую академические ученые не стремятся. Но сами факты от этого не исчезают. И когда палеонтологи фиксируют неоднократные процессы массового вымирания живых существ на нашей планете и даже более-менее уверенно их датируют, они при этом не могут дать ответов на принципиальные вопросы. Каковы причины массовой гибели многочисленных видов животных? Версий и гипотез много, но обоснованных ответов нет. А ведь применительно к данной проблеме можно поставить и более сложный вопрос. Почему в периоды массового вымирания одни виды гибнут, а другие, весьма близкие, занимающие те же экологические ниши, нет? Почему в Америке вымерли лошади и верблюды, но выжили олени и ламы? Почему на всей планете исчезли поголовно все виды динозавров, в том числе, и мелкие, но остались их ближайшие родственники крокодилы, вараны и черепахи? На такой вопрос вообще не пытаются найти ответа. И это лишний раз демонстрирует, насколько мизерны наши представления о механизмах развития жизни на Земле.

Здесь следует отметить следующий момент: собрание доктора Кабреры — это лишь одна частная коллекция. Общее количество найденных камней Ики определить не представляется возможным. Пока были средства, доктор Кабрера приобретал все доступные для него камни. И его собрание, как любая коллекция, является выборкой. Очень представительной (около 11 000 экземпляров!), но тем не менее случайной выборкой. Поэтому в музее можно увидеть десятки камней с изображением одного и того же вида бабочки (фото 55) и всего несколько камней с рисунками слонов, к примеру.

фото 55

В данном случае будет уместным привести следующую аналогию. Сегодня можно зайти в библиотеку или книжный магазин и взять с полки книгу, посвященную эволюции Земли и развитию жизни на ней. И ни у кого не вызовет недоумения тот факт, что в одной книжке соседствуют картинки с изображениями первых простейших, динозавров, млекопитающих, людей и космических аппаратов. Ведь это энциклопедия, и в ней положено всему этому быть. А если мы эту книгу «распотрошим» — оторвем обложку, все выходные данные, вырвем все листы и большую их часть выкинем. А оставшиеся листы книги перемешаем и сложим в стопочку? Похожая получается «картинка», не правда ли?
В этом плане хотелось бы обратить внимание на один очень важный факт. При всем разнообразии видов вымерших животных, изображенных на камнях Ики, я не встретил камней, на которых были бы одновременно изображены динозавры и млекопитающие, исчезнувшие в четвертичном периоде. Люди изображаются во взаимодействии и с теми, и с другими. И древних рептилий, и вымерших млекопитающих древние люди комплекса камней Ики использовали в качестве домашних животных. Но совмещение этих видов реликтовых существ в рамках одного изображения, на одном камне, отсутствует. О чем это может свидетельствовать? Может, на камнях Ики, как в энциклопедии, отражены разные эпохи и разные человеческие цивилизации? Но тогда почему нет существенной разницы в изображениях людей, их одежды, инструментов и оружия? Это еще одна из загадок камней Ики.

 

7

Важнейшей целью любого исторического изыскания является реконструкция образа жизни конкретного древнего общества. «Глиптолитическое человечество», если употреблять термин Хавьера Кабреры, оставило в качестве наследства каменную «библиотеку», или «энциклопедию», отражающую в рисунках различные стороны своей жизни. Но картина эта столь противоречит существующим представлениям о древнейшей истории человечества и эволюции жизни на планете, что разобраться с данным наследством чрезвычайно трудно.
Если бы доктор Кабрера убрал из своего собрания примерно половину камней с изображениями динозавров, реликтовых млекопитающих и других «скандальных» сюжетов, противоречащих нынешним представлениям о древней истории американского континента, ситуация вокруг его коллекции сложилась бы совершенно иная. Ее бы тут же превратили в научную сенсацию. Еще бы, новый вид изобразительного искусства — гравированные камни, раскрывающие многогранную жизнь древнего индейского населения Перу. На этом материале были бы защищены десятки диссертаций, опубликованы многочисленные статьи и монографии. Коллекцию, наверняка бы, соотнесли с одной из известных археологических культур этого региона — с наска или ика, датировали бы ее серединой — 2-й половиной I-го тыс. н. э. Исследователи выдвинули бы целый ряд гипотез о том, каким образом древние художники умудрились освоить такую технику гравировки по твердой породе, коей является андезит. Лабораторные исследования, подтверждающие наличие естественной патины, как на поверхности камней, так и внутри самих выгравированных линий, лишний раз бы засвидетельствовали подлинность камней. Были бы опубликованы археологические отчеты по раскопкам древних погребений, в которых in situ были обнаружены камни Ики. Вопрос об их фальсификации даже и не вставал бы. Но, «из песни слов не выкинешь». Хавьер Кабрера никогда не гнался за научной славой. Он сделал и обнародовал выдающееся открытие, которое официальная наука опорочила и отвергла. Ситуация совершенно типичная: если факты не укладываются в рамки господствующей теории, они отвергаются или предаются забвению. Тем более, когда факты столь противоречивы, необъяснимы и загадочны.
В собрании доктора Кабреры имеется, наверное, более тысячи камней, на которых изображены сцены жизни этой неизвестной цивилизации. В данном случае я имею в виду те камни, на которых отсутствуют «скандальные» сюжеты типа охоты на динозавров, операций по трансплантации, полетов по воздуху. Это ведь тоже картины жизни древней цивилизации. Только совершенно иной. Вполне вероятно, что предположение доктора Кабреры о том, что в литотеке Ики собраны камни, созданные в разные эпохи, представителями разных обществ (возможно, преемственных друг другу), достаточно обоснованно. Действительно, многие камни, о которых пойдет речь ниже, практически не имеют ничего невозможного в плане того, что на них изображено. Но при этом весь комплекс собрания доктора Кабреры объединяет две важнейших черты — техника нанесения рисунков (гравировка) и изобразительный канон, единый для всех сюжетов.
Сказать что-либо определенное об антропологическом типе людей, изображенных на камнях Ики, не представляется возможным. Все-таки подавляющее большинство рисунков отличается схематичностью и простотой. Но при этом можно с уверенностью говорить о существовании определенного изобразительного канона. Основные характерные черты этого канона следующие. В подавляющем большинстве случаев человеческое тело изображалось в профиль. Анфасные рисунки имеют место, но они немногочисленны. Пропорции тела явно искажены, так как голова занимает от 1/3 до 1/4 всего туловища. Отличительной чертой является огромный, сильно выступающий горбатый нос. На многих рисунках подчеркнут выдающийся массивный подбородок. Изображения глаз весьма условны, они имеют слегка вытянутую миндалевидную форму. Изображения ушей почему-то отсутствуют даже в том случае, когда соответствующая часть головы не закрыта головным убором. Это действительно странно, поскольку весь комплекс отличается динамической реалистичностью изображений, кроме того, в рисунках различных видов животных уши всегда присутствуют. Интересно, что на нескольких крупных камнях, отличающихся высокой техникой гравировки, изображены подчеркнуто пухлые губы (фото VII).

фото VII

Другой отличительной чертой канона является весьма схематичное изображение кистей рук человека. Они обозначены очень примитивно в виде пяти черточек на единой кисти, причем, большой палец не выделен и не противопоставлен остальным. И это не зависимо от того, держит ли человек в руке какой-либо предмет или нет. В свое время некоторые исследователи камней Ики высказывали предположение, что подобное изображение кистей рук свидетельствует о том, что у этих древних представителей человечества большой палец еще не был противопоставлен остальным, как это имеет место у приматов. Однако, в пользу того, что это все-таки особенность изобразительного канона, говорит наличие редких исключений, когда большой палец изображен так, как ему положено.
Еще одной характерной особенностью канона является то, что люди в большинстве случаев изображены полуобнаженными. Из предметов одежды, как правило, присутствуют только головной убор из перьев и «набедренная повязка». О том, что это набедренная повязка, можно лишь предполагать, поскольку изображается она весьма условно, скорее как трусы, и заштриховывается параллельными линиями или прямоугольной сеткой. А вот изображениям головных уборов древние художники придавали особое значение, но на этом вопросе мы остановимся подробнее ниже.
Таковы основные отличительные черты канона, которого в большинстве случаев придерживались при изображении человека древние создатели литотеки Ики. Характерно также, что при всей условности и простоте рисунков человека на лицах часто присутствует татуировка. Обычно это несколько параллельных черточек на щеке, хотя на камнях с высокохудожественными изображениями имеются и более детализированные рисунки татуировок, например, в виде ступенчатого орнамента.
Как уже отмечалось выше, на имеющемся материале выстроить стройную картину древнего общества, оставившего после себя камни Ики, крайне затруднительно. Прежде всего, потому, что для современного человека, воспитанного в рамках эволюционистской парадигмы, сложно совместить в реконструируемой картине столь несопоставимые вещи как, например, охота на динозавров и воздушные полеты. Это можно без особых затруднений сделать на страницах книги в жанре «фэнтази». Но мне не хочется в данной книге увлекаться фантазированием. Поэтому здесь я приведу описание отдельных черт жизни древней неизвестной цивилизации, отраженных в изобразительном комплексе камней Ики.
Выше уже упоминалось, что отличительной чертой графического канона литотеки Ики являлось то, что люди изображались полуобнаженными. Основным видом одежды служила набедренная повязка, изображаемая весьма схематично. Плюс — головной убор из перьев. Но в собрании доктора Кабреры есть незначительное число камней с рисунками человека, одетого в плащ или тунику. Такие рисунки занимают особое место, отличающее их от всех остальных. Это изображения, по всей видимости, вождя в полный рост, держащего в руках оружие: дротик или палицу и небольшой щит (фото 56).

фото 56

Туника не имеет рукавов, но на ней показан рисунок ткани, как правило, это простой ступенчатый орнамент, столь характерный для известных по археологическим данным до-испанских культур Перу. Таких камней несколько. За редким исключением, человек на них изображен анфас, и он является единственным персонажем на камне. Такой тип рисунка можно условно обозначить как «парадный портрет вождя». Все атрибуты персонажа на таких «портретах» — оружие, одежда — совершенно типичны для известных нам индейских культур Перу. В такой ситуации вполне правомерно предположение, высказанное еще самим доктором Кабрерой, о том, что часть камней его коллекции была выполнена художниками этих до-испанских культур, подражавшим гораздо более древним образцам. Но тогда следует принять и гипотезу о том, что индейским мастерам была известна техника обработки поверхности камня, позволявшая при помощи простых инструментов наносить такие гравированные рисунки.

В пользу этой гипотезы можно привести еще ряд соображений. На камнях Ики встречаются изображения разных видов керамической сосудов. На них всегда показан орнамент, украшавший стенки. Характерно то, что все эти виды керамики известны в до-испанских культурах Перу. Их в огромном количестве находят в местных могильниках и их можно увидеть в любом музее. Как правило, эти сосуды изображены в жанровых сценах, но есть камни и с отдельным изображением единственного сосуда. Например, на одном из камней показан шаровидный сосуд с двумя трубчатыми горлышками, соединенными перемычкой (фото 57).

фото 57

Такая форма была совершенно типична для полихромной керамики культур наска и ика (фото 58). Другое дело, что ряд сцен, на которых изображены такие характерные сосуды, совсем не вяжется с нашими представлениями об этих археологических культурах.

фото 58

При всей простоте и схематичности изображений человека на камнях Ики отличительной чертой всего иконографического комплекса является то особое внимание, которое древние художники уделяли головному убору. Перьевые венцы или короны были характерны для большинства индейских народов Америки. Более того, они были широко распространены по всему миру. На любом континенте в определенную эпоху можно обнаружить народ, использовавший головной убор из перьев. Останавливаться здесь подробно на этом вопросе я не буду. Интерпретаций данного культурного феномена достаточно: от простой тяги древнего человека к красоте до использования особенностей структуры птичьего пера в биоэнергетических целях. Важно то, что художники, создававшие камни Ики, уделяли именно этой части изображаемого человека исключительное внимание.
Конечно, в собрании доктора Кабреры очень много камней, на которых рисунок головного убора крайне прост — налобная повязка и два-три грубо обозначенных пера. Однако, если рассматривать камни с высокохудожественной техникой изображения, то сразу становится очевидной особая смысловая роль, придаваемая этой части одежды человека. Кстати, доктор Кабрера считал, что головные уборы на камнях Ики изображают не перья, а листья растения, символизирующие тот способ получения биоэнергии, который практиковало «глиптолитическое человечество». Согласно его концепции, эта древняя цивилизация использовала энергию, получаемую в результате фотосинтеза растений, для преобразования ее в «познавательную» энергию и стимулирования интеллектуальной активности человека.
Головные венцы из листьев растений известны у разных народов мира, особенно у тех, кто проживал в зонах тропических лесов. Характер изображений головного убора на многих камнях Ики, в силу своей схематичности, вроде бы допускает предположение, что это уборы из листьев растений. Однако, если посмотреть на камни с высокой степенью детализации, не остается сомнений, что здесь изображены именно птичьи перья. Сам же характер головных уборов в иконографии комплекса Ики очень разнообразен.
Наиболее распространенным типом головного убора был перьевой венец (или корона), часто имевший затылочный шлейф. Этот шлейф мог состоять из длинного ряда перьев (фото VII), а мог представлять из себя гораздо более сложную композицию, которая включала в себя изображения различных символических элементов. Наиболее типичным является изображение головы птицы. Это, вероятно, было изображением реальной птичьей головы, которая, очевидно, крепилась к лобной повязке либо спереди, либо на затылке (фото 59).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.